Доброго времени суток! Я рад что Вы продолжаете посещать мой сайт для новичков в бизнесе и хочу сегодня раскрыть еще одну из тем , а именно “Как произвести расчет налога ЕНВД для общественного питания
”.
Для того чтобы произвести правильно расчет ЕНВД для общественного питания, необходимо воспользоваться формулой налога ЕНВД.
Формула равна: ЕНВД = БД*ФП*К1*К2*15%
Рассмотрим 2 вида общественного питания на примерах:
- Деятельность в сфере общепита с залами обслуживания посетителей;
- Деятельность в сфере общепита без залов обслуживания посетителей.
Варианты организации общепита на системе единого налога
Услуги по организации питания на вмененке представлены двумя видами деятельности.
- Услуги общественного питания без зала для обслуживания клиентов. Базовая доходность в этом случае равна 4 500 рублей/месяц. Физический показатель для вмененки — количество работников. Если речь идет об ИП, он также включается в их число.
- Услуги общественного питания с залом для обслуживания посетителей площадью до 150 кв. м. включительно. Для данной ситуации расчет производится исходя из площади такого зала (числа квадратных метров), а базовая доходность составляет 1 000 руб./месяц.
Примерами объектов первой группы являются различные палатки, киоски, магазины с кулинарией при ресторанах и др. Ко второй группе заведений относятся сами рестораны, столовые, бары и прочие объекты с помещениями, оборудованными для питания посетителей.
С 1 января 2021 года организации общественного питания не смогут работать на ЕНВД. Подберите для своего кафе, ресторана или фудкорта другую систему налогообложения, сравнив все доступные варианты с помощью нашего бесплатного калькулятора. В статье наши эксперты ответили на популярные вопросы владельцев общепита и других направлений о переходе с ЕНВД. Если вы не нашли ответ на свой вопрос, задайте его в комментариях, мы обязательно ответим.
Упрощенная система налогообложения доходы минус расходы
Казалось бы, самая честная система налогообложения. Просто платишь 15% от чистой прибыли и все. Если есть прибыль, есть и налог. На деле тут есть несколько важных недостатков:
- Не предусмотрен налоговый вычет, о котором говорилось ранее.
- Все расходы должны быть прозрачными. Например, после введения маркировки молока, необходимо покупать молоко через лицевой счет и при помощи сайта «Честный сайт» выводить его из оборота. Покупка в «Metro» физическим лицом недопустима.
- Сложный бухгалтерский учет.
Так как кофе – очень маржинальный товар, данная система плохо применима для кофеен.
Ограничения применения ЕНВД для заведений общественного питания
Спектр услуг, попадающих под рассматриваемый вид деятельности, ограничен. К организации общественного питания относятся:
- приготовление кулинарной и/или кондитерской продукции;
- создание условий для реализации или потребления готовой, либо покупной кулинарной и/или кондитерской продукции;
- ряд услуг по организации досуга.
К данным видам деятельности не относятся изготовление и продажа продукции, попадающей в категорию подакцизных товаров (алкоголь). Если какой-либо из ресторанов или кафе превышает 150 кв. м., спецрежим применять не разрешается. Компания или ИП автоматически начинает считаться плательщиком на ОСНО при прочих равных условиях.
Заведений может быть несколько. Ограничение по площади учитывается не суммарно по всем помещениям, а по каждому из них в отдельности. Однако если один из залов имеет площадь больше разрешенного предела, по нему вмененку применить не получится. В этом случае придется совмещать режимы налогообложения.
Определить площадь зала можно на основе инвентаризационных или правоустанавливающих документов. Например, договора купли-продажи помещения или договора аренды. Площадь для расчета налога не включает в себя административные, производственные помещения и т.д. Учитывается исключительно часть помещения, где обслуживаются посетители. В нее также включается пристраиваемая открытая площадка. Такая ситуация характерна для летнего периода, когда посетителям предлагается разместиться вне здания.
Услуги предоставления питания могут оплачивать не только физлица, но также юрлица и другие организации. Например, государственные или муниципальные. Все это не будет выходить за рамки применения вмененки.
Основные понятия
ЕНВД — это налог, который уплачивается в бюджет РФ. Налогоплательщики, выбравшие данный вид налогообложения, освобождаются от уплаты таких сборов как налог на прибыли для юридического лица или НДФЛ для предпринимателя, налог на добавленную стоимость, имущественные налоги. Налог этот не зависит от реального размера понесенных расходов или полученных доходов. Он исчисляется на основании базовой доходности, которая вводится налоговым органом. Для разных видов деятельности размер базовой доходности отличается. Также при расчете налога нужно знать размер физического показателя, который может представлять из себя количество занятых в данном виде деятельности сотрудников, количества квадратных метров торговой площади, количество точек продаж и другое.
Важно! Размер налоговой ставки установлен как 15%, но регионами данная ставка может быть изменена. Минимальный размер ставки установлен кодексом как 7,5%, а максимальный — 15%.
Переходите с ЕНВД? Подключите Контур.Бухгалтерию
Скидка 45% в ноябре: 7 590 р. вместо 13 800 р. за год работы
Простое ведение бухгалтерии
Система сама рассчитает налоги и напомнит вам о сроках платежей и сдачи отчетов
Автоматический расчет зарплаты, отпускных и больничных
Техподдержка 24/7, подсказки внутри сервиса, справочно-правовая база
Отправка отчетности через интернет
Отчеты и КУДиР формируются автоматически по данным бухучета
Электронный документооборот и быстрая проверка контрагентов
Документы, сделки, аналитические отчеты, сверка по НДС
Сроки уплаты налога
Декларация по налогу должна подаваться за каждый квартал, оплата налога также осуществляется каждый квартал. Сроки уплаты налога и сдачи отчетности приведены в таблице.
Срок | Подача отчета в налоговый орган | Уплата налога в бюджет |
1 квартал года | До 20 апреля года | До 25 апреля года |
2 квартал года | До 20 июля года | До 25 июля года |
3 квартал года | До 20 октября года | До 25 октября года |
годовая | До 20 января следующего года | До 25 января следующего года |
Важно! Срок уплаты или сдачи декларации переносится только в том случае, если дата приходится на выходной день. В такой ситуации крайним сроком является первый рабочий день после выходного.
Сопутствующие услуги: попадают ли под ЕНВД
В кафе и ресторанах посетителям часто предлагаются различные способы проведения досуга. Согласно классификатору ОКПД 2, развлекательные мероприятия в таких заведениях относятся к группе услуг по организации питания. Например, концерты, организация различных викторин или игр, боулинг и пр. Если досуг организован в одном помещении с залом для питания, в отдельный вид деятельности его выделять не нужно. Таким образом, никакие дополнительные платежи делать не придется. При этом площадка для подобных мероприятий будет включена в расчет вмененного дохода.
Уменьшение налога на сумму страховых взносов
Важно отметить, что сумму налога можно уменьшить на сумму страховых взносов. При этом нужно руководствоваться следующим правилом:
- Сумма налога уменьшается на всю сумму страховых взносов, которые предприниматель заплатил в бюджет, если у предпринимателя нет наемных работников;
- Сумма налога уменьшается не больше чем в половину, если это ООО или индивидуальный предприниматель, нанявший хотя бы одного сотрудника.
Пример 3.
ООО «Малина» имеет ресторан площадью 100 кв.м., зал для гостей в котором составляет 70 квадратных метров. Сумма страховых взносов, уплаченная в 1 квартал 2021 года за сотрудников равна 25000 рублей. Рассчитаем сумму ЕНВД для оплаты при К2=1.
Налог=70*1000*1,868*1*0,15*3=58842 рубля. Данную сумму можно уменьшить не больше, чем на 50%, то есть на 29421 рублей. Таким образом сумма для уплаты равна 58842-25000=33842 рубля.
Учет сырья, товаров, тары на складе и в бухгалтерии
Бухгалтерский учет включает в себя также фиксирование всех поступлений товаров, сырья и их оценку.
Все начинается, как обычно, с оформления договоров по запросу от заведения к поставщику. Поставщик должен отправить вам:
- Два экземпляра договора
- Уставные документы предприятия
- Прайс его продукции
- Санитарные сертификаты на продукцию
В договоре с поставщиком важно указать:
- сроки поставки после заявки;
- время доставки;
- возмещение при нарушении этих сроков;
- сроки оплаты и отсрочки оплаты продукции;
- возмещение при просрочке оплаты;
- возвраты при неликвидности продукции и возмещение в таких случаях.
Если вы работаете с закупщиком, деньги ему нужно выдавать только под отчет. В конце дня закупщик заполняет авансовый отчет на основании чеков, товарных накладных и сдает остаток, или ему возвращают перерасход.
Как показывает практика многих успешных заведений, можно работать и с поставщиками, и с закупщиком, так как периодически поставщики не успевают поставить продукцию в нужное время и ваш закупщик гораздо быстрее купит, что нужно, прямо сейчас, чтобы заведение не простаивало, или если эти позиции гораздо выгоднее купить на рынке или в супермаркете.
Наравне с учетом поставок вашему бухгалтеру или вам лично, если вы не собираетесь никому доверять свою бухгалтерию, придется учитывать также и списания.
Учет производства в ресторане
Общепит связан больше не с торговлей, а именно с производством. Вы покупаете ингредиенты, преобразовываете их и продаете в готовом виде как отдельный товар.
А учет производства довольно сложен. Чаще всего используют метод «партион» — производство и продажа готовой продукции партиями, например 15 пицц или 10 салатов, где на каждую партию списывается определенное количество отдельных ингредиентов.
Сложность состоит в том, что вам нужно отслеживать все эти затраты, а еще не забывать про труд персонала, обслуживание оборудования, его износ и т. п. Для этого и нужна автоматизация бухгалтерского учета в ресторане.
Чтобы в реальном времени вести такой детальный учет по работе заведений, стоит внедрять систему автоматизации, которая будет передавать все данные в вашу бухгалтерскую программу.
Если не внедрите систему автоматизации в самом начале, организовать корректный и достоверный учет, в том числе налоговый, будет крайне сложно. Чем лучше и функциональнее ваша система, тем меньший объем бухгалтерских работ нужно будет делать.
Надеемся, с налоговым учетом и автоматизацией процессов мы разобрались, поэтому идем дальше, чтобы понять как вести бухгалтерский учет в ресторане
Основной документооборот в ресторане
Какие документы должны быть в ресторане?
Для запуска ресторана, согласно требованиям 54-ФЗ, вам нужно заключить договор с ОФД (оператором фискальных данных) и собрать документы для фискализации, в том числе и на фискальный регистратор. Также обязательно понадобятся документы:
- Лицензии алкоголь и табак (оригиналы)
- Уголок потребителя для общепита
- Журналы и инструкции по охране труда
- Санитарные книжки на сотрудников
- Журналы и инструкции по пожарной безопасности
- Санитарные сертификаты от поставщиков
- Результаты обработки проб блюд от СЭС
Отдельно идут все договоры с третьими лицами (например, если вы арендуете помещение под ресторан). Но на этом организация бухгалтерского учета и отчетности в ресторане не заканчивается, поэтому идем дальше.
Договор аренды помещения для ресторана
В договоре аренды важно указать:
- сроки оплаты;
- ценообразование аренды за квадратный метр и ее изменение;
- периодичность изменения арендной платы (повышения) и к чему оно привязывается;
- правила использования арендуемого помещения;
- сроки и возмещение при расторжении договора со стороны арендодателя либо арендатора.
Учет оплаты труда
Бухгалтерский учет включает в себя учет численности работников, отработанного времени и выработки.
Для начала вам нужно определить количество работников, которые будут задействованы на каждом участке, исходя из площади и заполняемости заведения. Кроме того, не забывайте про соблюдение норм охраны труда.
Как правило, это график работы 2 через 2, 40 часов в неделю с отдельной оплатой за вечерние, ночные, праздничные, выходные в соответствии с КЗоТ.
Есть две формы оплаты труда, которые чаще всего применяются в общепите:
- Повременная форма оплаты: расчет заработной платы исходя из оклада или тарифной ставки за фактически отработанное время.
- Повременно-премиальная система оплаты труда: зарплата состоит из оплаты труда за фактически отработанное время и премии (месячной или квартальной) за качественное выполнение работ и оказание услуг.
Отдельная тема — официальное оформление отпусков и больничных. Нужно составить график отпусков на каждого сотрудника, издать приказ на отпуск и выплачивать отпускные за три дня до начала отпуска.
Так мы постепенно приближаемся к самой трудоемкой, требующей особого внимания бухгалтера задачи — складскому учету (инвентаризации).