Налоговые органы в пределах своей компетенции уполномочены проводить такое мероприятие налогового контроля, как осмотр. Осмотр помещений (территорий), документов и предметов — это мера налогового контроля, которая производится в рамках налоговых проверок.
Данная статья ответит на вопросы, которые обычно возникают у предпринимателей при осмотрах налоговой службой.
Налоговые инспекторы осматривают производственные, складские, торговые и любые другие помещения и территории, которые организация или ИП используют для получения дохода (пп. 6 п.1 ст. 31 НК РФ). Контролеры также имеют право осматривать документы и предметы, в том числе объекты налогообложения, принадлежащие организации или ИП (п. 2 ст. 91, ст. 92 НК РФ).
Для целей проведения осмотра налоговому органу необходим доступ на территорию или в помещения налогоплательщика.
Специальные правила проведения осмотра Налоговым кодексом РФ не установлены. Результаты осмотра оформляют протоколом. (п.2, п.5 ст. 92 НК РФ). Форма протокола осмотра территорий, помещений, документов, предметов приведена в приложении № 16 к Приказу ФНС России от 07.11.2018 N ММВ-7-2/[email protected]
Протокол осмотра помещений, территорий, документов и предметов должен соответствовать общим требованиям, установленным в ст. 99 НК РФ:
- Протокол составляется на русском языке (п. 1 ст. 99 НК РФ).
- В протоколе указываются (п. 2 ст. 99 НК РФ):
- его наименование;
- место и дата составления протокола;
- время начала и окончания осмотра;
- должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол;
- сведения о лицах, которые участвовали при осмотре;
- сведения об объектах осмотра и их местонахождении;
- подробное описание результатов осмотра.
Протокол подписывается всеми лицами, которые принимали участие в осмотре. При этом налогоплательщик (его представитель), понятые и присутствующие специалисты могут занести в протокол или приложить к нему свои замечания (п. 3 ст. 99 НК РФ). В необходимых случаях при осмотре производятся фото- и киносъемка, видеозапись, снимаются копии с документов или производятся другие действия (п. 4 ст. 92 НК РФ). При этом согласно п. 5 ст. 99 НК РФ фотографические снимки и негативы, киноленты, видеозаписи и другие материалы, которые получены при производстве осмотра, прилагаются к протоколу.
Осмотр помещений и территорий, документов и предметов проводится на основании мотивированного постановления руководителя (заместителя руководителя) налоговой инспекции, проводящей проверку. В обязательном порядке в осмотре участвуют проверяющий и понятые. В качестве понятых могут приглашаться любые незаинтересованные лица в количестве не менее двух человек. Понятыми не могут быть сотрудники налоговых органов и иные, каким-либо образом заинтересованные лица.
Осмотр налоговые органы могут проводить:
- при выездной налоговой проверке;
- при камеральной налоговой проверке по НДС;
- вне рамок налоговой проверки;
- при наличии недоимки, превышающей 1 млн. рублей.
Рассмотрим подробно каждый случай.
Какие помещения осматривают
Осматривать помещения (территории) организации налоговые инспекторы вправе в ходе выездной налоговой проверки, а также в ходе камеральной проверки декларации по НДС (подп. 6 п. 1 ст. 31, п. 1 ст. 82, п. 13 ст. 89, п. 2 ст. 91, ст. 92 НК РФ).
Налоговые инспекторы обязательно проведут осмотр, если у них есть следующие данные:
– организация получила товарно-материальные ценности, но не отразила их в учете;
– у организации есть мощности и ресурсы, которые она использует в деятельности, не заявленной в учредительных документах;
– организация не отразила в отчетности или отразила в заниженном размере выручку от реализации произведенной продукции.
Об этом сказано в пункте 6.5 письма ФНС России от 17 июля 2013 г. № АС-4-2/12837.
Осмотру подлежат производственные, складские, торговые и любые другие помещения и территории, которые организация использует в своей деятельности (подп. 6 п. 1 ст. 31, п. 13 ст. 89 НК РФ). При этом доступ инспекции в жилые помещения без согласия жильцов запрещен. Исключение составляют случаи, когда инспекции предоставлен такой доступ на основании федеральных законов или судебного решения (п. 5 ст. 91 НК РФ).
Подробнее о правомерности проведения осмотров помещений (территорий) в ходе камеральных налоговых проверок см. Какие полномочия имеет налоговая инспекция при камеральной проверке.
Допросы и осмотры в рамках налогового контроля
В последнее время со стороны налоговых органов участились случаи использования при выездных и камеральных проверках таких процедур налогового контроля, как:
—
допрос работников, а также руководителей, учредителей организации;
—
осмотр помещений и территорий.
Отдельным вопросам проведения данных мероприятий, правам и обязанностям их участников посвящено интервью с экспертом — Сергеем Разгулиным, действительным государственным советником РФ 3 класса.
Каким образом налоговый орган может затребовать информацию у физических лиц проверяемого налогоплательщика?
НК РФ предусматривает несколько форм истребования информации.
Требование о представлении пояснений, повестка о вызове на допрос свидетеля, уведомление о вызове в налоговый орган, требование о представлении документов (информации) – это разные документы, имеющие самостоятельные основания для направления и, соответственно, последствия их неисполнения.
Кроме того, часть указанных документов адресована организации как налогоплательщику, а часть носит адресный характер и касается конкретных физических лиц.
Какова процедура вызова физического лица для допроса в налоговый орган?
Согласно пункту 1 статьи 90 НК РФ в качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля.
НК РФ не регулирует порядок вызова в налоговый орган для дачи показаний.
Пунктом 5.1 письма ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12837 налоговые органы ориентированы на осуществление вызова свидетеля для дачи показаний по месту нахождения (в помещении) налогового органа повесткой.
Допрос свидетеля в налоговой инспекции может проводиться, в том числе в период приостановления выездной налоговой проверки.
При этом в соответствии с пунктом 4 статьи 90 НК РФ по усмотрению должностного лица налогового органа показания могут быть получены по месту пребывания свидетеля.
В приложении № 11 к Приказу ФНС от 08.05.2015 № ММВ-7-2/[email protected] приведена форма протокола допроса свидетеля, в котором помимо прочего отражается адрес места проведения допроса.
Таким образом, в случае проведения допроса по месту нахождения проверяемого налогоплательщика составления документа о вызове его представителей — физических лиц в качестве свидетелей в налоговый орган не требуется.
В том случае, если генеральный директор не в состоянии по объективным причинам прибыть на допрос, может ли вместо него явиться по доверенности другое лицо?
Налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через уполномоченного представителя (пункт 1 статьи 26 НК РФ).
При этом следует обратить внимание, что при вызове работника, иного должностного лица организации в налоговый орган участие в процедуре допроса их представителя возможно при наличии доверенности, выданной от имени физических лиц. Доверенность, выданная организацией, не является основанием для представления интересов ее работников.
Кроме того, участие представителя не освобождает от обязанностей, в отношении которых предусмотрено личное (самостоятельное) исполнение, в частности, представление показаний, пояснений нельзя передоверить представителю.
Таким образом, участие, например, адвоката не освобождает физическое лицо от обязанности личного исполнения уведомления (повестки) налогового органа о даче пояснений (показаний).
Если по объективным причинам прибыть на допрос невозможно, об этом следует известить налоговый орган.
Может ли представитель организации – штатный юрист присутствовать при допросе его сотрудника?
НК РФ не предусматривает право проверяемого лица участвовать при допросе свидетелей (письмо Минфина от 22.10.2015 № 03-02-07/1/60796). Данное утверждение следует понимать таким образом, что такое право на участие в этом мероприятии налогового контроля не предусмотрено в качестве отдельного права проверяемого налогоплательщика.
Но участие может быть реализовано посредством оформления доверенности на уполномоченного представителя сотрудника (естественно, при согласии на это свидетеля, выраженного в соответствующей доверенности).
Какая ответственность предусмотрена НК РФ для свидетеля?
Ответственность за неисполнение уведомления (повестки) зависит от статуса, в котором физическое лицо вызывалось для дачи пояснений (показаний).
Физическое лицо вправе отказаться от дачи показаний только по основаниям, предусмотренным законодательством (пункт 3 статьи 90 НК РФ).
НК РФ устанавливает ответственность свидетеля за неявку или уклонение от явки, а также за неправомерный отказ от дачи показаний или за дачу заведомо ложных показаний (статья 128 НК РФ).
Скажем, неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний влечет взыскание штрафа в размере трех тысяч рублей (статья 128 НК РФ).
Может ли быть директор допрошен в качестве свидетеля?
ФНС в пункте 5.1 письма от 17.07.2013 № АС-4-2/12837 рекомендует квалифицировать протокол допроса директора, главного бухгалтера проверяемого налогоплательщика, опрошенных в качестве свидетелей и заведомо заинтересованных в исходе дела, как документ, которым оформлены пояснения налогоплательщика (подпункт 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ).
Налоговое законодательство не предусматривает ответственность физического лица, вызванного для дачи пояснений, за отказ от дачи пояснений. При этом за неявку для дачи пояснений как за неповиновение законному требованию должностного лица налогового органа может быть применена административная ответственность (статья 19.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Каким нормативным актом регулируется продолжительность допроса?
В НК РФ в отличие от Уголовно-процессуального кодекса РФ отсутствует регулирование продолжительности проведения допроса.
В соответствии со статьей 187 Уголовно-процессуального кодекса РФ допрос не может длиться непрерывно более четырех часов. Продолжение допроса допускается после перерыва не менее чем на один час для отдыха и принятия пищи, причем общая продолжительность допроса в течение дня не должна превышать восьми часов.
Вместе с тем согласно статье 2 НК РФ законодательство о налогах и сборах регулирует, в том числе отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля. В силу пункта 3 статьи 33 НК РФ должностные лица налоговых органов обязаны корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не унижать их честь и достоинство.
В ходе допроса свидетель вправе заявить должностным лицам налогового органа ходатайство о необходимости предоставить перерыв, если продолжительность допроса превысила четыре часа, а также по иным уважительным причинам, например, по причине плохого самочувствия. Кроме того, свидетель может просить перенести допрос (произвести новый допрос в другой день). Соответствующие заявления свидетель вправе потребовать отразить в протоколе допроса.
Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке (пункт 6 статьи 108 НК РФ). При рассмотрении вопросов о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения не допускается использование доказательств, полученных с нарушением НК РФ (пункт 4 статьи 101, пункт 7 статьи 101.4 НК РФ).
Налогоплательщик при рассмотрении материалов налоговой проверки вправе потребовать исключения из числа доказательств показаний свидетеля, полученных в ходе допроса, который продолжался более четырех часов, как полученных с нарушением закона при условии, что в протоколе допроса были отражены заявления свидетеля о необходимости предоставления перерыва.
Как проверяемому налогоплательщику следует воспринимать результаты проведенных налоговым органом допросов свидетелей?
Нужно внимательно изучить протокол допроса свидетелей. Под сомнение можно поставить показания о сделке с проверяемым налогоплательщиком тех свидетелей, к должностным обязанностям которых не относилось заключение сделки, исполнение сделки («свидетель говорит о том, чего не может знать»).
Нередко при формулировании должностным лицом налогового органа записей в протоколе («сокращении сказанного») искажается смысл показаний.
Обратите внимание!
К акту проверки должны быть приложены протоколы допроса всех свидетелей, а не только тех, чьи показания подтверждают позицию налогового органа.
Когда налоговый орган вправе проводить осмотр?
В рамках выездной, камеральной налоговых проверок и вне рамок проверок.
Доступ на территорию или в помещение проверяемого налогоплательщика должностных лиц налоговых органов, непосредственно проводящих налоговую проверку, осуществляется:
—
при предъявлении этими должностными лицами служебных удостоверений и решения руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки этого лица;
—
при предъявлении служебных удостоверений и мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего камеральную налоговую проверку на основе налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, о проведении осмотра в случаях, предусмотренных пунктами 8 и 8.1 статьи 88 НК РФ. Указанное постановление подлежит утверждению руководителем (заместителем руководителя) налогового органа (пункт 1 статьи 91 НК РФ).
Осмотр документов и предметов на территории или в помещении налогоплательщика возможен за рамками налоговых проверок при согласии налогоплательщика на проведение такого осмотра.
Обязан ли налоговый орган для проведения осмотра территории предварительно уведомлять налогоплательщика?
Налоговые органы в порядке, предусмотренном статьей 92 НК РФ, вправе осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории (подпункт 6 пункта 1 статьи 31 НК РФ).
Для целей проведения осмотра налоговому органу необходим доступ на территорию или в помещения налогоплательщика. О предстоящем проведении осмотра налоговый орган в произвольной форме должен уведомить налогоплательщика.
Данное уведомление может быть передано лично, по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи или телефонограммой, телеграммой, по факсимильной связи. Если у налогового органа имеются доказательства такого извещения, права налогоплательщика на участие в проведении осмотра не считаются нарушенными.
С другой стороны, срок уведомления о предстоящем осмотре НК РФ не установлен.
Поэтому налогоплательщик, которому представлены указанные в пункте 1 статьи 91 НК РФ документы, запретить проведение осмотра не вправе.
Воспрепятствование доступу должностных лиц на территорию или в помещения налогоплательщика заключается в незаконном отказе в доступе должностному лицу налогового органа, проводящего налоговую проверку, к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения. Это влечет ответственность по статье 19.7.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в 10 тысяч рублей. Подпункт 7 пункта 1 статьи 31 НК РФ дает в этом случае налоговому органу право рассчитать налоги, подлежащие уплате налогоплательщиком, расчетным путем.
Неизвещение налогоплательщика об осмотре не нарушает его прав, если он фактически принял участие в осмотре.
А если уведомления не было и представитель налогоплательщика по этой причине не принял участие в осмотре?
Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением НК РФ (пункт 4 статьи 101 НК РФ).
Отсутствие при проведении осмотра налогоплательщика, потому, что он не был уведомлен о проведении осмотра, является нарушением его прав. Это может повлечь отмену решения (соответствующей части решения), вынесенного налоговым органом по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки (пункт 14 статьи 101 НК РФ).
Отмена решения (соответствующей части решения) возможна, если налоговый орган или суд посчитают, что отсутствие налогоплательщика при осмотре привело к существенному нарушению его прав на защиту (не позволило сделать замечания к протоколу осмотра по обстоятельствам, послужившим основанием для принятия обжалуемого решения по проверке).
С другой стороны, обязательно ли участие представителей проверяемого налогоплательщика в проведении осмотра?
Лицо, в отношении которого осуществляется налоговая проверка, или его представитель вправе участвовать в проведении осмотра (пункт 3 статьи 92 НК РФ).
Сведения об участии проверяемого лица в проведении осмотра отражаются в протоколе осмотра. Форма протокола осмотра территорий, помещений, документов, предметов приведена в приложении № 14 к Приказу ФНС от 08.05.2015 № ММВ-7-2/[email protected]
С учетом вышеназванных положений можно сделать вывод, что обязательного участия налогоплательщика в проведении осмотра НК РФ не предусматривает.
Осмотр может производиться либо в присутствии представителя налогоплательщика, либо в отсутствии налогоплательщика (его представителя) при условии предварительного уведомления налогоплательщика о предстоящем проведении осмотра.
Может ли при проведении осмотра проводиться видеосъемка?
Да, право проверяющих производить съемку прямо предусмотрено пунктом 4 статьи 92 НК РФ. Полученная запись в виде материального носителя прилагается к протоколу осмотра.
Необходимо ли при проведении осмотра принимать во внимание время работы налогоплательщика? Что делать, если налоговый орган проводит осмотр, но время работы персонала заканчивается?
Согласно статье 103 НК РФ при проведении налогового контроля не допускается причинение неправомерного вреда проверяемым лицам, их представителям либо имуществу, находящемуся в их владении, пользовании или распоряжении.
По общему правилу, все мероприятия налогового контроля проводятся в рабочее время. Проведение осмотра вне рабочего времени, определяемого в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, может рассматриваться как нарушение прав налогоплательщика, и отказ налогоплательщика в проведении такого осмотра не противоречит закону. В подобной ситуации проведение осмотра может быть перенесено налоговым органом на другой день.
Представляется, что окончание осмотра за пределами рабочего времени, определяемого в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка налогоплательщика, само по себе не является обстоятельством, влекущим недопустимость использования доказательств, полученных налоговым органом в ходе такого осмотра.
Если представители налогоплательщика не возражали против продления осмотра за пределами установленной у налогоплательщика продолжительности рабочего времени и не отразили соответствующие замечания в протоколе осмотра, то в последующем для целей исключения из числа доказательств о налоговом правонарушении протокола осмотра налогоплательщик должен привести иные нарушения налоговым органом прав налогоплательщика при проведении осмотра (например, отсутствие понятых).
налоговая отчетность налоговая проверка
Отправить
Запинить
Твитнуть
Поделиться
Поделиться
Основание для осмотра
Чтобы провести осмотр помещений и территорий в ходе выездной налоговой проверки, оформлять специальное решение инспекции не требуется. Для доступа на территорию или в помещение проверяемой организации сотрудникам инспекции, непосредственно проводящим налоговую проверку, достаточно предъявить свои служебные удостоверения и решение о проведении выездной проверки.
Если же инспекторы решили провести осмотр в рамках камеральной проверки декларации по НДС, то помимо служебных удостоверений они обязаны предъявить специальный документ – мотивированное постановление. Данное постановление должно быть утверждено руководителем (заместителем) инспекции.
Это следует из положений пункта 1 статьи 91 Налогового кодекса РФ.
При этом налоговый орган вправе:
- запрашивать необходимые для проверки документы;
- производить осмотр имущества проверяемого физического лица, находящегося в его нежилых помещениях;
- допрашивать в качестве свидетеля физических лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для налогового контроля;
- привлекать специалистов и экспертов;
- истребовать у лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого физического лица, эти документы или информацию.
КОГДА К ВАМ МОЖЕТ ПРИЙТИ НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА?
Уведомление об осмотре
Ситуация: обязана ли инспекция уведомлять организацию о времени и месте проведения осмотра?
С одной стороны, в Налоговом кодексе не предусмотрено требование к инспекции уведомлять организацию о времени и месте проведения осмотра (ст. 92 НК РФ).
С другой стороны, представители проверяемой организации вправе участвовать в проведении осмотра (п. 3 ст. 92 НК РФ). Но чтобы реализовать это право на практике, организация должна быть извещена о времени и месте проведения осмотра. Исходя из этого, можно сделать вывод, что инспекция все же обязана уведомлять организацию о времени и месте проведения осмотра. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, которые подтверждают правомерность этого вывода (см., например, постановление ФАС Московского округа от 19 августа 2009 г. № КА-А41/8084-09, Центрального округа от 11 июля 2008 г. № А64-6856/07-19).
А вправе ли налоговики осматривать программы, установленные на компьютере налогоплательщика?
Осмотр персонального компьютера включает в себя осмотр установленного на нем программного обеспечения, поскольку в силу функционального назначения только таким образом можно установить, какие задачи решает данный персональный компьютер, а также определить, какие технологические, программные процессы осуществлялись налогоплательщиком на данном оборудовании.
Как указали высшие судьи, предусмотренный ст.92 НК РФ осмотр как одно из действий, осуществляемых налоговым органом в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проводимой проверки, предполагает обнаружение, визуальное восприятие и непосредственное исследование материальных объектов, содержащих информацию. Поскольку информация может содержаться не только на бумажном носителе, но и быть представлена в электронно-цифровой форме и содержатся в автоматизированной системе хранения данных, проведение осмотра без изучения содержащихся в компьютере данных не отвечало бы целям его проведения, поскольку сам компьютер, как техническое устройство, не несет информации.
Важно!
Поэтому судьи пришли к выводу о правомерности действий налоговиков, касающихся осмотра программного обеспечения компьютера (Определение ВС РФ от 17.07.2017 г. №302-КГ17-8315).
Отказ в доступе инспекторов
Если в ходе проверки (выездной или камеральной по НДС) организация препятствует доступу сотрудников инспекции к своим территориям и помещениям (за исключением жилых помещений), руководитель проверяющей группы составляет об этом акт по форме, утвержденной приказом ФНС России от 6 марта 2007 г. № ММ-3-06/106. Акт должен быть подписан с двух сторон: руководителем проверяющей группы и представителем проверяемой организации. Если представитель организации откажется подписать акт, руководитель проверяющей группы сделает об этом соответствующую запись в акте. Это следует из положений пункта 3 статьи 91 Налогового кодекса РФ.
Кроме того, инспекция получит право самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате (абз. 2 п. 3 ст. 91 НК РФ). При этом в расчетах инспекция будет опираться не на фактические данные, которые она могла бы получить в ходе осмотра, а на другие доступные ей сведения. Например, инспекция может использовать сведения, полученные в других организациях, схожих с проверяемой. Это следует из положений абзаца 2 пункта 3 статьи 91 Налогового кодекса РФ.
Также налоговая инспекция вправе оштрафовать организацию и ее должностных лиц.
Выемка документов и предметов
Функциональная сущность выемки предполагает принудительное изъятие соответствующих объектов – носителей информации.
Основаниями для проведения выемки в НК названы:
- отказ проверяемого лица, которому направлено требование, от представления запрашиваемых документов;
- непредставление запрашиваемых документов в установленные сроки.
Причинами проведения выемки документов в НК названы: - наличие у осуществляющих проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;
- отказ налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки.
Выемке подлежат две категории документов:
- свидетельствующие о совершении правонарушений;
- запрошенные у проверяемого лица, но не представленные им в установленные сроки.
Документы и предметы, не имеющие отношения к предмету проверки, в ходе выемки изъяты быть не могут.
Изъятие подлинников документов может быть произведено при соблюдении следующих условий:
- для проведения контрольных мероприятий недостаточно выемки копий документов проверяемого;
- у проверяющих есть достаточные основания полагать, что подлинники документов будут уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены.
По результатам выемки документов и предметов составляется соответствующий протокол.
Участники осмотра
Осмотр помещений и территорий в ходе налоговой проверки (выездной или камеральной по НДС) сотрудники инспекции обязаны проводить в присутствии понятых (п. 3 ст. 92 НК РФ). Их присутствие необходимо для подтверждения содержания и результатов осмотра, а также фактов, выявленных в процессе осмотра (п. 5 ст. 98 НК РФ). В качестве понятых проверяющие могут пригласить любых незаинтересованных лиц (п. 2 ст. 98 НК РФ). Например, привлекать в качестве понятых других сотрудников инспекции проверяющие не вправе (п. 4 ст. 98 НК РФ). В проведении осмотра должно участвовать не менее двух понятых (п. 2 ст. 98 НК РФ). Нарушение указанных требований со стороны инспекции (например, проведение осмотра без понятых или в присутствии одного понятого) может стать основанием того, что результаты осмотра не будут учтены в качестве доказательств при рассмотрении материалов проверки.
Помимо понятых, в проведении осмотра вправе участвовать:
– представители проверяемой организации;
– приглашенные инспекцией специалисты.
Об этом говорится в пункте 3 статьи 92 Налогового кодекса РФ.
При необходимости в ходе осмотра сотрудники инспекции могут провести фото- и киносъемку, видеозапись и иные действия по своему усмотрению (п. 4 ст. 92 НК РФ).
Итоги
Осмотр помещений и территорий позволяет налоговикам получить доказательства различных налоговых правонарушений. Он проводится во время налоговой проверки в присутствии понятых и с участием специалистов (при необходимости). Проверяемое лицо вправе присутствовать при осмотре, а результаты осмотра оформляются протоколом.
Источники:
- Налоговый кодекс РФ
- Приказ ФНС России от 07.11.2018 N ММВ-7-2/[email protected]
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Оформление результатов
По итогам осмотра помещений и территорий проверяющие составляют протокол по форме, утвержденной приказом ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338 (п. 5 ст. 92 НК РФ).
Протокол составляется на русском языке (п. 1 ст. 99 НК РФ) и должен содержать следующие данные:
– наименование протокола (например, протокол осмотра помещения по адресу…);
– место и дату составления;
– время начала и окончания осмотра;
– должность, Ф.И.О. инспектора, который составил протокол;
– сведения о лицах, которые участвовали в осмотре (их Ф.И.О., адрес, гражданство и т. п.);
– сведения об объектах осмотра (помещениях, территориях) и их местонахождение;
– подробное описание результатов осмотра.
Об этом сказано в пункте 2 статьи 99 Налогового кодекса РФ.
Протокол подписывают все лица, которые принимали участие в осмотре. При этом и понятые, и представители организации, и приглашенные инспекцией специалисты могут внести в протокол или приложить к нему свои замечания. Об этом говорится в пункте 3 статьи 99 Налогового кодекса РФ.
Если в ходе осмотра была проведена фото- и видеосъемка, видеозапись или иные действия, то снимки, негативы, киноленты, видеозаписи и иные материалы, полученные в ходе осмотра, должны быть приложены к протоколу (п. 5 ст. 99 НК РФ).
Камеральная проверка: место проведения
Камеральная проверка проводится:
— по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Если организация поставлена на учет по нескольким основаниям, то по налогам, рассчитываемым в централизованном порядке, камеральная проверка проводиться налоговым органом по месту нахождения головной организации.
Нарушения при осмотре
Ситуация: вправе ли инспекция при рассмотрении материалов налоговой проверки использовать в качестве доказательства результаты осмотра (протокол осмотра)? Осмотр проведен с нарушением требований законодательства (например, без участия понятых).
Ответ: нет, не вправе.
При рассмотрении материалов налоговой проверки не допускается использование доказательств, полученных с нарушением Налогового кодекса РФ (абз. 2 п. 4 ст. 101 НК РФ).
В Налоговом кодексе РФ определены правила проведения осмотра (ст. 92 НК РФ) и порядок оформления протокола осмотра (ст. 99 НК РФ). Нарушение указанных норм дает основания полагать, что результаты осмотра (протокол осмотра) получены с нарушением Налогового кодекса РФ. Следовательно, инспекция не вправе использовать их в качестве доказательства при рассмотрении материалов налоговой проверки. Арбитражная практика подтверждает правомерность этого вывода. Так, суды не признают результаты осмотра (протоколы осмотра) в качестве доказательств при рассмотрении материалов налоговой проверки, если инспекция:
– провела осмотр без участия понятых (см., например, постановления ФАС Центрального округа от 25 мая 2009 г. № А48-3866/08-17, Московского округа от 24 июля 2009 г. № КА-А41/6959-09, от 20 апреля 2009 г. № КА-А41/2243-09, от 28 января 2008 г. № КА-А41/14543-07, Поволжского округа от 17 февраля 2009 г. А55-9574/2008, Северо-Западного округа от 27 марта 2007 г. № А05-9810/2006-34);
– провела осмотр с участием одного понятого, о чем свидетельствует единственная подпись понятого в протоколе (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 26 июля 2007 г. № А21-409/2007, от 29 ноября 2006 г. № А56-58556/2005, от 2 ноября 2006 г. № А56-15090/2006);
– привлекла в качестве понятых заинтересованных лиц – сотрудников инспекции или работников проверяемой организации (см., например, определение ВАС РФ от 21 ноября 2007 г. № 15627/07, постановления ФАС Северо-Западного округа от 13 сентября 2007 г. № А05-419/2007, от 6 июня 2007 г. № А21-7086/2006, от 27 марта 2007 г. № А05-9810/2006-34, Западно-Сибирского округа от 28 июня 2007 г. № Ф04-4058/2007(35465-А46-27));
– внесла исправления в протокол, которые не заверены подписями понятых (см., например, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 29 ноября 2004 г. № А79-3216/2004-СК1-3262);
– не оформила протокол осмотра (см., например, постановление ФАС Московского округа от 28 января 2008 г. № КА-А41/14543-07).
Некоторые важные изменения с 2021 года
в налоговой безопасности, валютных операциях, привлечении к ответственности директоров и главбухов
Налоговая безопасность
Еще один год без онлайн-касс
Право ИП и ЮЛ, применяющих ЕНВД или ПСН, работать без онлайн-касс, продлено до 01.07.2019г.
Комментарий taxCOACH®: полагаем, многие представители розницы могут спокойно выдохнуть… хотя бы на еще один год.
Начало действия, основание:
27 ноября 2021 г.
Федеральный закон от 27.11.2017 № 337-ФЗ «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Увеличение налога на имущество организаций
Налоговая льгота, освобождающая от налога движимое имущество, приобретенное после 2013 года, перестает быть безусловной и зависит от воли регионального законодателя.
Видимо, понимая, что региональные власти с большим нежеланием будут подтверждать данную льготу, законодатель решил подсластить пилюлю: с 1 января 2021 года организации могут получить инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль.
Суть заключается в том, что организации имеют право уменьшать сумму налога на прибыль (авансового платежа), подлежащую перечислению
- в федеральный бюджет не более чем на 10%
- в региональный бюджет — не более чем на 90%,
от суммы первоначальной стоимости амортизируемого имущества или ее изменения в случаях достройки дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения частичной ликвидации.
Комментарий taxCOACH®: фактически освобождение основных средств, приобретенных после 2013 года, от налога на имущество отменено. Регионы всегда без энтузиазма вводят налоговые льготы.
Инвестиционный налоговый вычет сложно рассматривать как компенсацию отмены данной льготы. Этот вычет, конечно, очень интересное и полезное нововведение, особенно в рамках политики «импортозамещения». Но с учетом бедности многих субъектов федерации сложно надеяться на широкое распространение такого вычета.
Начало действия, основание:
01 января 2021 г.
Федеральный закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Повышен размер пеней за просрочку уплаты налогов
С 1 октября 2021 года увеличены ставки пени до 1/150 ставки рефинансирования Банка России (=ключевая ставка ЦБ РФ – 7,75%) для юридических лиц в случае просрочки по уплате налога, сбора, страховых взносов свыше 30 календарных дней. При этом размер пени за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком до 30 календарных дней (включительно) останется прежним — 1/300 ставки рефинансирования.
Для физлиц и ИП сохранится действующая ставка, которая равна 1/300 ставки рефинансирования Банка России.
Комментарий taxCOACH®: полагаем, комментарии излишни. Стоимость «кредита», получаемого за счет неуплаты налогов, увеличена вдвое.
Начало действия, основание:
01 октября 2021 г.
Федеральный закон от 30.11.2016 № 401-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Ответственность
Верховный суд обобщил практику привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц.
А также разъяснил и уточнил многие моменты привлечения их к этой ответственности.
Комментарий taxCOACH®: в целом тенденция на «закручивание гаек» при привлечении к субсидиарной ответственности продолжается. Статус «номинала», как может показаться, не спасет от привлечения к ответственности: номинальному лицу недостаточно просто указать на реальных владельцев. Суды должны определять степень вовлеченности каждого контролирующего лица и влияние их действий на банкротство и его последствия. Лучше читать вместе с Письмом ФНС по этой же тематике (Письмо от 16 августа 2021 г. N СА-4-18/[email protected]).
Начало действия, основание:
21 декабря 2021 г.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря 2021 г. № 53 «О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве».
Валютные операции
Паспорта сделок при осуществлении валютных операций отменены.
Теперь, вместо оформления паспортов сделок, контракты необходимо будет поставить на учет в уполномоченном банке с присвоением каждому уникального номера. Процедура по Инструкции ЦБ займет не более одного рабочего дня. Данный документ позиционируется ЦБ как позволяющий перераспределить нагрузку в части валютного контроля с участников внешнеэкономической деятельности на уполномоченные банки, и, как следствие, снижающий издержки клиентов, а также сокращающий количество оснований для привлечения участников внешнеэкономической деятельности к административной ответственности.
Комментарий taxCOACH®: намерения и цели, безусловно, правильные. Однако на деле банки могут запрашивать те же документы, что и прежде. По сути мало, что изменилось, кроме названия.
Начало действия, основание:
01 марта 2021 г.
<�Новая> Инструкция Центробанка от 16.08.2017 № 181-И о порядке предоставления документов при осуществления валютных операций.
IT-безопасность
Грядущее усиление за личными переписками и переговорами
Напомним, что в 2021 году окончательно вступят в силу поправки в ФЗ «О связи», принятые в рамках «пакета Яровой». В частности с 01 июля 2021 года организаторы распространения информации в сети «Интернет» (WhatsApp, Viber и др.) должны будут хранить всю информацию о текстовых и голосовых сообщениях в течение полугода.
Комментарий taxCOACH®: все идет по графику. Однако, для окончательного вступления поправок в силу требуется постановления правительства РФ. Поэтому с учетом «расторопности» исполнительной власти можно надеятся, что окончательно контроль реально заработает несколько позже.
Начало действия, основание:
вступил в силу 20 июля 2021 г. (отдельные положения вступают в силу 01 июля 2021 г.)
Федеральный закон от 06.07.2016 № 374-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности».
Источник: Центр структурирования бизнеса и налоговой безопасности taxCOACH
Проведение экспертизы
Экспертиза назначается в том случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле.
Предмет проведения экспертизы должен находиться в пределах специальных познаний эксперта. Вопросы, поставленные эксперту, не могут выходить за пределы его специальных познаний.
Право заявлять отвод эксперту, как при назначении, так и в ходе производства экспертизы предоставлено проверяемому лицу.
Нормами НК определена возможность проведения в рамках налоговой проверки трех форм экспертизы:
- первичной;
- дополнительной;
- повторной.
Первичной является экспертиза, назначаемая впервые по поводу разъяснения определенных вопросов.
Дополнительной признается экспертиза, назначаемая по окончании проведения первичной экспертизы при недостаточной ясности или полноте данного экспертом первоначального заключения.
Дополнительная экспертиза может быть назначена в случаях, если:
- форма ответов эксперта на поставленные вопросы при производстве первичной экспертизы подразумевает возможность неоднозначного понимания сущности и смысла таких ответов;
- ответы эксперта на поставленные вопросы не являются исчерпывающими, и в связи с этим объем первоначального заключения эксперта не может быть признан полным;
- в рамках одной и той же налоговой проверки после проведения первичной экспертизы возникли новые вопросы, для разъяснения которых необходимо привлечение к участию в деле эксперта.
Проведение дополнительной экспертизы, как правило, поручается тому же эксперту, который проводил первичную экспертизу.
Повторной признается экспертиза, назначаемая при необоснованности или ошибочности первоначального заключения эксперта. Повторная экспертиза проводится в случаях:
- необоснованности заключения эксперта;
- сомнений в правильности заключения.
Проведение повторной экспертизы всегда поручается другому эксперту.
Назначение и проведение экспертизы. Экспертиза назначается соответствующим постановлением должностного лица, проводящего выездную налоговую проверку. По факту ознакомления проверяемого лица с постановлением о назначении экспертизы и разъяснением ему в связи с этим его прав составляется отдельный протокол.
По результатам экспертизы эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. Заключение эксперта по окончании проверки подлежит обязательному приложению к акту налоговой проверки. В заключении эксперта излагаются:
- проведенные им исследования;
- сделанные в результате их выводы;
- обоснованные ответы на поставленные вопросы.
Если эксперт при производстве экспертизы установит имеющие значение для дела обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение.
Эксперт может отказаться от дачи заключения по результатам проведенной экспертизы в следующих случаях:
- если предоставленные ему материалы являются недостаточными для проведения экспертизы;
- если эксперт не обладает необходимыми знаниями для проведения экспертизы.
Отказ эксперта имеет форму сообщения о невозможности дать заключение.