20.03.2019
С 01.01.2017 ФНС осуществляет проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов. Все контрольные процедуры в отношении плательщиков страховых взносов производятся в соответствии с налоговым законодательством. Данный контроль ведется посредством проведения камеральных и выездных проверок. В публикации мы рассмотрим вопросы, связанные с проведением камеральных налоговых проверок.
В соответствии с п. 7 ст. 431 НК РФ плательщики страховых взносов, у которых возникает обязанность их уплаты, должны представлять расчеты по страховым взносам не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, в ФНС:
– по месту нахождения организации; – по месту нахождения обособленных подразделений организации, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.
Таким образом, отчетность за 2021 год, представляемая по форме, которая утверждена Приказом ФНС РФ от 10.10.2016 № ММВ-7-11/[email protected], должна быть представлена не позднее 30.01.2019.
Принятый налоговым органом расчет проходит камеральную проверку.
Взносы, попадающие под налоговый контроль
В соответствии с нововведениями налоговые органы контролируют:
- Отчисления на пенсионное страхование.
- Платежи в фонд социального страхования, за исключением платы на профилактику профзаболеваний и страхование от несчастных случаев на производстве.
- Взносы на медицинское страхование.
Администрирование платежей включает право на проведение с налогоплательщиками сверок расчетов, зачетов сумм, возврата переплаченных взносов, взыскания недоимки. При выявлении нарушений законодательных норм ИФНС имеет право налагать пени и штрафы с взысканием их в принудительном порядке. Органы получили право на проведение мероприятий налогового контроля.
Органы контроля, осуществляющие проверки
Ряд функций по проведению проверок взносов, исчисленных и уплаченных в предшествующем 2021 году периоде, осуществляют фонды.
Объекты проверок | Период до 2021 года | Начиная с 2021 года |
Взносы в ПФР, ФОМС | ПФР – камеральные и выездные | ИФНС |
ФСС | ФСС – камеральные до 2021 и выездные до 2016 | ИФНС и ФСС совместно при проведении плановых проверок |
ФСС отчисления на материнство, расходы по нетрудоспособности | ФСС | ФСС |
Законодательные акты, ранее изданные фондами, продолжают действовать и используются в порядке исчисления и уплаты взносов. После начала администрирования взносов ИФНС разъяснения законодательных норм будет осуществлять Минфин.
Кто в зоне риска
У ПФР и ФСС разработаны критерии, которые позволяют отобрать организации для плановых выездных проверок. В частности, подобные критерии были изложены в письме ПФ РФ № ТМ-30-24/13848, ФСС РФ № 02-03-08/13-2872 от 21.12.2010.
Внимание фондов, а теперь и ФНС, могут привлечь:
- расходы, финансируемые за счет денежных средств ФСС РФ;
- представление отчетности с опозданием;
- необлагаемые выплаты;
- применение пониженных тарифов;
- несоответствия в расчетах по итогам проведения камеральных проверок;
- задолженность по взносам несколько периодов подряд;
- постоянные корректировки отправленных отчетов и т.д.
Чтобы избежать претензий со стороны фондов, вовремя сдавайте все отчеты и отвечайте на требования. Также внимательно проверяйте начисленные суммы и храните все обосновательные документы.
3 месяца бесплатно пользуйтесь всеми возможностями Контур.Экстерн
Проверки ИФНС в рамках контроля страховых взносов
Налоговые органы имеют право на проведение камеральных и выездных проверок по вопросу правильности исчисления взносов. Проверки имеют отличия в порядке проведения.
Условие проведения проверки | Выездная проверка | Камеральный контроль |
Решение о проверке | Требуется, с обязательным ознакомлением руководителя предприятия | Не требуется, проверка осуществляется в рамках обязанности инспектора |
Период проверки | 3 года ведения деятельности, предшествующие мероприятию | 3 месяца с момента сдачи декларации |
Способ проверки | Сплошной | Выборочный |
Место проведения | Территория предприятия либо ИФНС при отсутствии условий для проверки | Территориальный орган ИФНС по месту учета организации или ИП |
Представление документов | Оригиналы либо заверенные копии | Заверенные копии при возможности ознакомления с оригиналом |
Решение по результатам проверки | Составляется в безусловном порядке с ознакомлением руководителя | При отсутствии нарушений вынесенное решение не предъявляется руководителю предприятия |
Повторно проверка налога или взноса в одном периоде не осуществляется, за исключением проведения мероприятия контроля вышестоящим органом.
Проверка страховых взносов на ОПС и ОМС
С 2021 года плательщики страховых взносов исчисляют и уплачивают их по новым правилам. Разберемся, кто и каким образом будет осуществлять проверку страховых взносов за текущий и прошлые периоды
20.04.2017 Автор: Елена Макаренко, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор, член МоАП, профессиональный бухгалтер
С 1 января 2021 года уплата страховых взносов снова осуществляется по правилам, установленным Налоговым кодексом (далее — Кодекс). Плательщики страховых взносов отчитываются по исчисленным и уплаченным страховым взносам в налоговые органы по месту своего учета начиная с представления за первый расчетный (отчетный) период 2021 года. Новая форма расчета по страховым взносам, объединяющая показатели форм РСВ-1, РСВ-2, РВ-3 и 4-ФСС, уже утверждена ФНС России (приказ ФНС России от 10.10.2016 № ММВ-7-11/[email protected]).
В территориальные органы ПФР плательщики страховых взносов обязаны представлять только сведения персонифицированного учета (о застрахованных лицах, страховом стаже, дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию) (пп. 2-2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ (далее — Закон № 27-ФЗ)).
Контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за отчетные (расчетные) периоды начиная с 2021 года, а также обеспечение исполнения обязанности по их уплате осуществляется налоговыми органами. ПФР передал налоговым органам сведения о зарегистрированных плательщиках страховых взносов, а также о суммах недоимки, пеней и штрафов по взносам, образовавшихся на 1 января 2021 года. Дальнейшее их взыскание осуществляется налоговыми органами (ст. 4Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ (далее — Закон № 243-ФЗ)).
В полномочиях ПФР по-прежнему остаются функции назначения и выплаты пенсий, а также контроля за достоверностью сведений персонифицированного учета, представляемых страхователями в ПФР (п. 1 ст. 13 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ (далее — Закон № 167-ФЗ); п. 1 ст. 8, ст. 16 Закона № 27-ФЗ).
При этом установлено, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2021 года, будет осуществляться органами ПФР и ФСС России в порядке, действовавшем до этой даты. Также в прежнем порядке нужно представить в фонды расчеты по форме РСВ-1 ПФР за 2021 год и уточненные расчеты за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2021 года (ст. 20, 23 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ (далее — Закон № 250-ФЗ)).
В полномочиях ФФОМС остается осуществление контроля исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения (п. 3 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ (далее — Закон № 326-ФЗ)).
Разберемся, как будет производиться проверка страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за прошлые периоды и текущий в новой системе правоотношений.
Проверки страховых взносов начиная с 2021 года
Итак, правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, теперь регулируются Кодексом. При этом все права налоговых органов, предусмотренные Кодексом в отношении налогоплательщиков, распространяются и на плательщиков страховых взносов.
Проверять правильность исчисления и уплаты страховых взносов за периоды начиная с 2021 года налоговые органы будут в рамках камеральных и выездных налоговых проверок, а также в ходе налогового мониторинга по общеустановленным Кодексом для этих форм контроля правилам (ст. 31, 82, 87, 105.29 НК РФ (в ред. Закона № 243-ФЗ); ст. 2 Закона № 167-ФЗ), но с применением отдельных особенностей в части страховых взносов на ОПС.
При приеме расчетов по страховым взносам налоговые органы будут руководствоваться правилом (п. 7 ст. 431 НК РФ), согласно которому расчет будет считаться непредставленным, если в нем сведения о совокупной сумме страховых взносов на ОПС за расчетный (отчетный) период не будут соответствовать сумме исчисленных страховых взносов по каждому застрахованному физлицу. При обнаружении таких расхождений плательщику будет направлено соответствующее уведомление не позднее дня, следующего за днем представления расчета. В пятидневный срок со дня получения уведомления плательщик обязан представить расчет, в котором несоответствие устранено. В таком случае датой его представления будет считаться дата подачи первоначального расчета.
Полученные от страхователя в составе расчета сведения, необходимые для персучета в системе ОПС и ОМС, налоговый орган оперативно передаст в территориальные органы ПФР и ФФОМС в рамках межведомственного взаимодействия. Порядок обмена информацией территориальных отделений ПФР с управлениями ФНС России уже утвержден (утв. ФНС России и Правлением ПФР 21.09.2016 № ММВ-23-1/20/4И@ (далее — Порядок)), предусмотрено и обновление действующих Соглашений по взаимодействию между ФНС России и фондами (Соглашение по взаимодействию между ФНС России и ПФР от 22.02.2011 № ММВ-27-2/5/АД-30-33/04сог; Соглашение по взаимодействию между ФФОМС и ФНС России от 06.09.2005 № 4259/2-1/САЭ-27-05/5; письмо ФНС России от 29.08.2016 № БС-4-11/[email protected]).
Следует обратить внимание на то, что полномочия налоговиков при проведении налогового контроля значительно шире, чем у проверяющих из ПФР. При этом не предусмотрено никаких ограничений на применение налоговыми органами контрольных мероприятий, установленных Кодексом, в части взносов на ОМС и ОПС. Поэтому в ходе проверок налоговые инспекторы вправе допрашивать свидетелей, проводить осмотры, осуществлять выемку документов и другие мероприятия налогового контроля. Участие ПФР и ФФОМС при проведении проверок не предусмотрено.
Также налоговики будут вправе:
- блокировать счета плательщиков взносов в банке и налагать арест на их имущество (п. 2.1 ст. 31 НК РФ);
- привлекать их к ответственности за выявленные нарушения, установленные Кодексом (в частности, на плательщиков страховых взносов распространено действие санкций, предусмотренных ст. 119, 120, 122, 126 НК РФ);
- привлекать к административной ответственности. Так, в статье 15.5 Кодекса об административных правонарушениях с 2021 года для должностных лиц установлена административная ответственность за нарушение сроков сдачи расчетов по страховым взносам в налоговый орган в виде штрафа в размере от 300 до 500 рублей.
Как проверяет страховые взносы ФФОМС
Обязанность по уплате страховых взносов на ОМС работающего населения, размер страхового взноса и отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов, установлены Кодексом. Взаимодействие органов ФФОМС со страхователями работающего населения не предусмотрено. Все сведения, необходимые для персонифицированного учета, Фонд будет получать от страхователей для неработающих граждан, налоговых органов, медицинских организаций, страховых медицинских организаций (п. 1 ст. 8, ст. 11.1 Закона № 27-ФЗ; п. 6 Порядка).
В полномочиях ФФОМС остается осуществление контроля исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения. Проверять их будут как прежде, а вот взыскание недоимки, пеней и штрафов с таких страхователей будет осуществляться в судебном порядке (ч. 13 ст. 25 Закона № 326-ФЗ).
Как проверяет страховые взносы ПФР
Налоговые инспекции передают в территориальные органы ПФР следующие сведения, полученные от страхователей в составе расчета:
- о сумме заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы на ОПС, и сумме начисленных и уплаченных взносов;
- уточняющие (корректирующие) сведения, представляемые страхователями по результатам налоговых проверок или при самостоятельном выявлении ошибок;
- иные сведения, необходимые для персучета в системе ОПС и находящиеся в распоряжении налоговых органов.
Срок их передачи — не позднее пяти рабочих дней со дня получения от страхователя в форме электронного документа (на бумажном носителе — не позднее 10 рабочих дней) (п. 1 ст. 11.1 Закона № 27-ФЗ).
Контроль достоверности сведений, представляемых страхователями в налоговые органы за периоды с 2021 года, будут осуществлять налоговые органы. ПФР просто вернет инспекции в течение пяти рабочих дней полученные от него сведения в случае, если выявит в них ошибки и (или) противоречия, а также несоответствия между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Фонда, не позволяющие их учесть на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц (п. 2 ст. 11.1 Закона № 27-ФЗ).
Очевидно, что в этом случае налоговый орган в рамках камеральной проверки расчета потребует у плательщика страховых взносов представить необходимые пояснения на основании пункта 3 статьи 88 Кодекса.
В полномочиях ПФР остается контроль за правильностью представления и достоверностью сведений персучета (о застрахованных лицах, страховом стаже, дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию) (пп. 2-2.2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ). С этой целью ПФР вправе проводить у страхователей проверки документов, связанных с представлением сведений персучета застрахованных лиц; требовать и получать у страхователей необходимые документы, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе указанных проверок (ст. 13 Закона № 167-ФЗ; п. 1 ст. 8, ст. 16 Закона № 27-ФЗ).
В своей работе ПФР руководствуется также Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (ст. 19 Закона № 27-ФЗ), согласно которой в течение месяца Фонд должен проверить сведения персучета, полученные от страхователей и налоговых органов, и внести их на лицевые счета застрахованных лиц (пп. 61-62 действующей Инструкции, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 № 987н (этот же срок предусмотрен в проекте новой Инструкции, подготовленной Минтрудом России 20.09.2016)).
В случае обнаружения в представленных сведениях ошибок или несоответствий между ними и сведениями, имеющимися у Фонда, страхователю вручат уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений (ч. 5 ст. 17 Закона № 27-ФЗ).
При этом статья 27 Закона № 167-ФЗ, определяющая ответственность за нарушение законодательства РФ об обязательном пенсионном страховании, с 1 января 2021 года утратила силу. А в статье 17 Закона № 27-ФЗ установлена ответственность только за нарушения, связанные с представлением страхователями в Фонд сведений персучета. При выявлении таких правонарушений проверяющими будет составлен акт, на основании которого Фондом будет принято соответствующее решение.
Как проверяют страховые взносы за истекшие периоды
Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на ОПС и ОМС, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2021 года, будет осуществляться Пенсионным фондом РФ в порядке, действовавшем до вступления в силу Закона № 250-ФЗ (ст. 20, 23 Закона № 250-ФЗ; Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее — Закон № 212-ФЗ)).
Соответственно, территориальные органы ПФР будут проводить камеральные проверки расчетов по страховым взносам (форма РСВ-1 ПФР) за 2021 год, в том числе уточненных расчетов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2021 года, и выездные проверки за эти периоды, руководствуясь Законом № 212-ФЗ.
Напомним, что камеральная проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления плательщиком расчета. О ее проведении плательщики узнают в случае выявления ошибок в расчете и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо несоответствия представленных сведений сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у ПФР, и полученным в ходе контроля. Об этом сообщается плательщику взносов с требованием представить необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок (ч. 3 ст. 34 Закона № 212-ФЗ).
Выездные проверки назначаются решением руководителя территориального органа ПФР с периодичностью не чаще одного раза в три года (независимо от времени проведения предыдущей проверки могут быть назначены выездные проверки, осуществляемые в связи с реорганизацией или ликвидацией организации, а также повторные выездные проверки). В рамках выездной проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о ее проведении (ч. 9, 10, 20, 24-27 ст. 35 Закона № 212-ФЗ). Поэтому за истекшие периоды выездные проверки могут проводиться проверяющими из Пенсионного фонда РФ еще в течение трех лет.
Истребовать необходимые документы Фонд может при проведении как выездной, так и камеральной проверки. Также при необходимости проверяющие вправе запросить в банках справки о наличии счетов и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах плательщиков страховых взносов (ч. 6.1-6.3 ст. 24, ст. 37 Закона № 212-ФЗ).
Важно!
При проведении контрольных мероприятий территориальные органы ПФР руководствуются также:
— Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 № 987н);
— Соглашением о взаимодействии ПФР и ФСС России по осуществлению совместных выездных проверок плательщиков страховых взносов (соглашение от 28.10.2009 № АД-30-33/10сог, № 02-43/07-2205П; письмо Правления ПФР и ФСС России от 23.04.2012 № ТМ-30-24/5182, № 15-03-10/08-1276П «О передаче информации»);
— Методическими рекомендациями, утвержденными распоряжениями Правления ПФР (распоряжения Правления ПФР от 31.07.2014 № 323Р, от 16.04.2010 № 101р, от 03.02.2011 № 34р, от 30.01.2002 № 11п).
Дополнительно ПФР выпустит рекомендации по проведению проверок, разработка которых предусмотрена Планом-графиком мероприятий («дорожная карта») по передаче полномочий по администрированию страховых взносов органами ПФР налоговым органам от 15.07.2016 № ММВ-23-11/[email protected]
В полномочиях органов ПФР остается принятие решений по результатам проведенных камеральных и выездных проверок за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2021 года, и о возврате излишне уплаченных сумм за эти периоды, а также рассмотрение жалоб страхователей на акты проверок, на действия (бездействие) должностных лиц территориального органа ПФР. Однако возврат излишне уплаченных сумм, взыскание недоимки по страховым взносам на ОПС и ОМС, соответствующих пеней и штрафов, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами ПФР по результатам контроля за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2021 года, будут осуществлять налоговые органы в порядке и сроки, установленные Кодексом (ст. 4 Закона № 243-ФЗ).
Актуальная бухгалтерия
Разместить:
Комментарии
Предмет проверки органов контроля
При проверке порядка исчисления взносов инспекторы подвергают анализу учетную документацию предприятия с целью определения:
- Соблюдения сроков представления расчетов (при камеральных мероприятиях).
- Достоверности представленной информации, отсутствие арифметических ошибок.
- Соответствия законодательным нормам порядка определения базы для налогообложения, обоснованности применения льгот, ставок.
- Верности исключения сумм, не включаемых в расчет базы для налогообложения.
При проверке соответствия начисления взносов законодательным нормам инспекторы изучают первичную кадровую и финансовую документацию. В рамках проверок инспекторы имеют право на проведение дополнительных мероприятий в виде осмотра, опроса, направления запросов (
Какое есть программное обеспечение для проверки РСВ
На сегодняшний день существует много видов программного обеспечения для проверки правильности заполнения расчета по страховым взносам:
- Налогоплательщик ЮЛ — ПО, разработанное ФНС и размещенное на сайте nalog.ru в разделе «Программные средства». Это основное бесплатное ПО, разработанное ФНС для налогоплательщиков. Предназначено оно для формирования отчетности, в том числе РСВ. Встроенные контроллинги ПО позволяют пользователю избежать ошибок
- Tester — проверочная программа для расчета по страховым взносам, размещенная на официальном сайте ФНС. Она позволяет проверить сформированный файл на соответствие электронным форматам предоставления.
- Учетная программа, в которой ведется учет и составляется отчетность. Наиболее распространено ПО семейства «1С». В таких учетных программах имеются встроенные проверочные системы, отслеживающие ошибки, допущенные при составлении отчетности. Достаточно нажать кнопку «Проверить».
Если организация сдает отчетность через спецоператора, то перед отправкой отчета сервис оператора обязательно проверит отчет и предупредит о том, что в нем содержатся ошибки.
Выездная проверка плательщика взносов
При проведении выездного мероприятия контролирующие органы часто объединяют проверку нескольких налогов и взносов в одну процедуру. О начале проверки свидетельствует решение руководителя органа контроля с обязательным предъявлением документа руководителю предприятия. Без ознакомления директора компании с решением и личными удостоверениями инспекторы не имеют право начинать проверку. Порядок предъявления документов к проверке:
- До начала проверки руководителю предприятия предъявляется требование с перечнем запрашиваемых документов.
- Количество требований может быть более одного документа.
- Документальные формы, не указанные в требовании, не могут быть запрошены инспекторами при проверке (если отсутствует дополнительный пункт о представлении прочих документов, подтверждающих исчисление взносов).
- Документы предоставляются в заверенных копиях. Ознакомление с оригиналами форм допускается на территории предприятия. Исключение составляют проверки, при которых предприятия не могут предоставить отдельные помещения для расположения инспекторов и мероприятие осуществляется по месту нахождения органа контроля.
На предоставление документов отводится 10 дней. Проверка взносов требует значительного времени на подготовку объемного материала, особенно у организаций с большой штатной численностью. Налогоплательщик может перенести срок предоставления документов, представив письменное уведомление с просьбой об отсрочке, причинах и дате подачи. На основании уведомления руководитель ИФНС выносит решение о переносе срока.
Два типа проверок Пенсионного фонда
ПФР может производить два типа проверок:
- камеральную – при каждой подаче соответствующей отчетности;
- выездную – плановую ежегодно или внеплановую.
Камеральная проверка ПФР
Этот вид проверки является основным для ПФР. Он осуществляется часто – один раз в квартал, после того как была предоставлена ежеквартальная отчетность работодателя по уплате страховых взносов. Камеральная проверка означает ревизию полученных из отчетов данных.
Особенности проведения камеральной проверки ПФР
- Для нее не нужно специальное разрешение руководства: сотрудник территориального отделения ПФР осуществляет ее просто по служебному заданию, собственному решению.
- Для этого типа проверок не утверждаются планы.
- Место проведения проверки – региональное отделение Пенсионного Фонда.
- Сроки проведения – 90 дней с момента предоставления отчетности.
- Перечень запрашиваемых для проверки документов является открытым: если предоставленные данные не устроили ПФР, она вправе запросить любую необходимую документацию дополнительно.
Что проверяют камеральным способом
Анализу подвергаются данные из отчетности по следующим направлениям:
- принадлежность выплаченных страховых взносов данному работодателю (идентификация);
- подан ли расчет уплаты взносов вовремя;
- арифметическая проверка (сопоставление с предыдущими показателями);
- анализ на достоверность (по другим имеющимся в ПФР данным);
- правильно ли выбран тариф для исчисления и верно ли рассчитаны по нему взносы;
- полностью ли перечислены взносы и вовремя ли это сделано.
Результаты камеральной проверки ПФР
Наилучший вариант – если проверка прошла успешно, предприниматель об этом не информируется. Если выявлены какие-либо отклонения от нормы, возможны варианты последующих процедур в зависимости от характера нарушений.
- Выявлена недостача по взносам (недоимка). Проверяющий составляет справку по форме 3-ПФР, руководитель ее подписывает и заверяет печатью. Ее не выдают подателю отчетности, а хранят в деле. По факту этой справки в течение 3 месяцев работодатель получит требование о погашении недоимки.
- Выявлены ошибки в исчислении или разбег данных. В этом случае страхователь получит требование 8-ПФР о предоставлении пояснений или внесении исправлений. Сделать это надо быстро, не позже 5 дней. Далее реализуется один из следующих путей:
- после пояснений нарушений нет – проверка закрывается, акт составлять не нужно, плательщику дополнительно ничего не сообщается;
- после пояснений выявляется правонарушение – это вызывает составление акта 16-ПФР, который направляется плательщику. Если у него есть возражения, он вправе их предоставить в течение 15 дней. Затем в течение декады выносится окончательный результат: либо о привлечении к ответственности, либо об отказе в этом привлечении. Ответственность предусматривает не только погашение возникшей недоимки но и пеней, штрафов, которые назначаются в течение 10 дней с момента вступления решения в силу отдельным требованием. Копия вынесенного решения в течение 5 дней выдается плательщику под роспись или направляется заказным письмом.
ВНИМАНИЕ! Вынесенное решение плательщик вправе обжаловать в вышестоящем органе или судебной инстанции в течение 30 дней со дня вручения.
Выездная проверка ПФР
Это более сложный вид ревизии, проводящийся не чаще 1 раза в 3 года. Такая проверка длится около 2 месяцев, так как связана с плотным изучением документации на месте. Ее цель – контроль правильности расчета пенсионных начислений.
Важные моменты выездной проверки
- Планово проводится совместно с проверкой ФСС (ч. 3 ст. 33 ФЗ № 212).
- Внеплановые проверки происходят по отдельности.
- Захватывают период, не превышающий 3 календарных лет «тому назад» от вынесения решения о проверке.
- Руководство ПФР может приостанавливать и возобновлять выездную проверку:
- для истребования дополнительных документов (их можно предъявлять в виде заверенных копий);
- для получения сведений от иностранных органов контроля в рамках действия международных договоров;
- для перевода полученных сведений на государственный язык.
- Страхователя проверяют на его территории, для чего он должен выделить ревизорам отдельное помещение. При отсутствии такой возможности проверка может переместиться на территорию регионального отделения ПФР (п. 1 ст. 35 ФЗ № 212).
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Ревизоры обязаны предъявить служебные удостоверения и решение о назначении проверки. Как правило, сразу предъявляется и требование о предоставлении конкретных документов. Количество и наименование объектов проверки не ограничено.
Что изучают специалисты при выездной проверке
Глубокому анализу подвергается информация из следующих документальных источников:
- учетная документация;
- отчетность бухгалтерии, в том числе первичка и регистры учета;
- расчеты по уплаченным ранее страховым взносам;
- кассовые, банковские бумаги;
- лицензии;
- финансовые документы (книги доходов и расходов, ордера, ведомости, кассовые книги и др.);
- договоры и допсоглашения;
- приказы руководства;
- документы индивидуального учета в системе ПФР.
При сплошной проверке анализируют все документы, имеющие отношение к страховым взносам в ПФР. Выборочная проверка позволяет ограничиться отдельными статьями отчетности.
Что ищут проверяющие
Предоставленная отчетность изучается на предмет обнаружения нарушений в исчислении, сроках или полноте уплаты пенсионных страховых взносов. Проверке подлежат:
- корректность определения размера взносов;
- база, по которой начисляются взносы;
- суммы, не входящие в базу для исчисления платежей;
- правильность применения тарифа;
- обоснованность применения льготного тарифа;
- время предоставления расчетов и их полнота;
- полностью ли и вовремя перечисляются страховые взносы.
ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Ревизоров интересует главным образом то, не скрывают ли плательщики часть средств от включения в базу для расчета страховых начислений, например, путем «серых» и «черных» зарплат, необоснованного применения пониженного тарифа, гражданских договоров, необязательных к заключению и др.
Результат выездной проверки
По истечении срока проверки составляется справка о ее проведении. На ее основании на протяжении 2 месяцев составляется акт. После того как он будет подписан, его вручат плательщику в течение 5 дней. После этого у работодателя есть 15 суток для возражений, а у ПФР после рассмотрения возражений – декада для оформления решения о привлечении к ответственности или отказе в нем.
Получив решение, предприниматель должен помнить, что оно вступит в силу спустя 10 дней, а обжаловать его можно еще 3 месяца.
Камеральная проверка взносов
Суть камеральной проверки состоит в оперативном определении правильности исчисления взноса. Период процедуры составляет 3 месяца с момента подачи отчетности по взносам (ст. 88 НК РФ). Особенности осуществления мероприятия:
- О начале проверки руководитель предприятия не ставится в известность.
- При выявлении в ходе проверки нарушений инспектор вправе потребовать предоставления документов и пояснений по начислению взносов. По запросу инспектора документы или письменные пояснения должны быть представлены в течение 5 дней.
- В случае отсутствия нарушений, ошибок, несоответствий требованиям о результатах проверки руководитель предприятия не извещается. По результатам положительной проверки акт не составляется.
В случае представления налогоплательщиком в ходе проверки уточненного расчета по взносам процедура контроля прерывается. Период исчисляется от даты подачи уточненных данных.
Что нужно сделать, чтобы сдать отчет без ошибок
В первую очередь необходимо проверить, все ли обязательные разделы включены в заполняемую форму. В обязательном порядке в состав РСВ включаются:
- Титульный лист.
- Раздел 1.
- Подразделы 1.1 и 1.2 приложения 1 к разделу 1.
- Приложения 2 к разделу 1.
- Раздел 3.
Другие разделы и приложения к ним включаются в состав отчетности по мере необходимости.
Заполнив отчет, необходимо проверить его по всем контрольным соотношениям, приведенным в Письме ГД-4-11/[email protected] Отчетность будет принята только в том случае, если все соотношения выполнены. Так как число контролируемых соотношений очень велико, то удобно автоматизировать процесс. Для этого используется программа проверки единого расчета по страховым взносам.
Если численность сотрудников превышает 25 человек, необходимо помнить, что сдать отчет можно только в электронной форме.
Оформление результатов проверки
Документы подвергаются анализу в течение 2 месяцев с продлением периода при необходимости проведения встречных проверок или дополнительных процедур. По результатам проверки инспектор составляет справку об окончании мероприятия, акт проверки. О порядке составления акта указано в ст. 100 НК РФ.
Налогоплательщик имеет право представить возражения по акту в письменной форме с предъявлением доказательств правоты и обоснованности несогласия с выводами проверяющих лиц. На основании акта и с учетом представленных возражений руководитель принимает решение по проверке о привлечении лица к ответственности или отказе в наложении налогового наказания. При выявлении недоимки ИФНС предъявляет требование об уплате.
Пример предъявления требования
В отношении ООО «Ковров» инициирована камеральная проверка по вопросу правильности исчисления страховых взносов, по результатам которой было выявлено налоговое нарушение в едином расчете за 1 квартал 2021 года. В результате занижения налогооблагаемой базы в размере 12 000 рублей. По итогам проверки ИФНС предъявила требование об обязанности уплатить:
- Недоимку в размере 12 000 рублей;
- Штраф в сумме 2 400 рублей;
- Пени в сумме 57 рублей.
Требование направляется предприятию в течение 20 дней с даты вынесения решения, на исполнение финансовых обязательств документа предоставляется 8 дней.
В каких случаях расчет является непредставленным?
Напомним, что 01.01.2018 вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 27.11.2017 № 335-ФЗ, в частности, в ст. 431 НК РФ. Эти поправки расширили перечень оснований для признания налоговым органом расчета по страховым взносам непредставленным. Итак, расчет (уточненный расчет) считается непредставленным, если:
1) есть ошибки в части сведений о физическом лице:
– в сумме выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц; – в базе для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в рамках установленной предельной величины; – в сумме страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, исчисленных исходя из базы для их начисления, не превышающей предельную величину; – в базе для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу; – в сумме страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, исчисленных по дополнительному тарифу;
2) есть ошибки в форме за расчетный (отчетный) период и (или) каждый из последних трех месяцев расчетного (отчетного) периода;
3) в представляемом плательщиком расчете (уточненном расчете) суммы одноименных показателей по всем физическим лицам не соответствуют этим же показателям в целом по плательщику страховых взносов;
4) в расчете (уточненном расчете) указаны недостоверные персональные данные, идентифицирующие застрахованных физических лиц.
В любом из указанных выше случаев налоговая инспекция направит уведомление о наличии несоответствий в расчете (п. 7 ст. 431 НК РФ):
– не позднее дня, следующего за днем получения расчета в электронной форме; – не позднее 10 дней, следующих за днем получения расчета на бумажном носителе.