Медосмотры водителей: предрейсовые, текущие, послерейсовые


С 27 марта мы принимаем заявки на выполнение анализов на новую коронавирусную инфекцию COVID-19, для групп сотрудников от 20 человек. Звоните: +7 (495) 120-81-30

Многие люди испытывают дикий ужас перед перелетами по воздуху. Их пугает то, что они будут находиться на огромной высоте, и если что-то случится, то шансов на спасение практически нет.

Но мало кто знает, что самолеты — один из самых безопасных видов транспорта. Куда опаснее банальная поездка на автомобиле. Ежегодно на дорогах России случается около 200 000 ДТП, в них погибают более 20 000 человек.

Причины автомобильных катастроф бывают разными, далеко не последнюю роль играет состояние здоровья водителя. Если человек находился за рулем личного транспорта, и по его вине случилось ДТП, он несет персональную ответственность. Если же в неприятную историю попал водитель на авто работодателя, виноватыми окажутся и другие лица.

Работодатель по закону обязан обеспечить для работника безопасные условия труда. В случае с водителем — безопасные условия вождения. Человек за рулем должен хорошо себя чувствовать, находиться в здравом уме, не принимать алкоголя и запрещенных веществ.

Закон предусматривает три вида мед. осмотров водителей:

  1. предрейсовые,
  2. текущие (периодические),
  3. послерейсовые.

Зачем нужны медосмотры водителей

Перечень специалистов, которых нужно пройти, чтобы получить водительскую справку на 5 лет, ограничен. Для допуска к профессиональной сфере нужен расширенный медицинский осмотр водителей транспортных средств.

Предрейсовый осмотр водителей

Водитель управляет не только легковым транспортом, в его профессиональные обязанности может входить вождение погрузчика, фуры, автобуса. Если из-за резкого ухудшения состояния здоровья техника окажется без управления, опасности подвергается большое количество людей, находящихся как внутри транспорта, так и на улице.

Из-за действия производственных факторов здоровье работника может ухудшиться в течение короткого промежутка времени. Поэтому нужно исключать действие вредных условий труда с периодичностью, установленной инструкцией по ОТ.

Справка на крови

Все началось в апреле 2021 года, когда Минздрав вывесил на общественное обсуждение новый порядок получения медсправки. В нем появилось обязательное требование на сдачу всеми водителями поголовно анализов мочи и крови в наркодиспансере. Мочу собирались брать для исследования на наличие психоактивных веществ, а кровь — на определение карбогидрат-дефицитного трансферрина (CDT). Это специфический маркер, который показывает регулярную алкогольную нагрузку. Если человек каждый день выпивает до состояния опьянения, то анализ это покажет.

Анализы стоят дорого. Первый — около 3 тысяч рублей, второй — около 6 тысяч. Кроме того, делаются они небыстро. Таким образом, стоимость справки для водителя увеличивается в разы, а сроки ее получения растягиваются на неделю.

Также в документе был прописан странный ограничительный порог по содержанию CDT — 1,2 процента. Но даже в инструкции к этому архидорогому анализу значение 1,2 прописано как нормальное с учетом погрешностей. Если бы медсправки начали выдавать строго по первоначальному варианту приказа, то все водители, за редким исключением, у нас в стране стали бы подозреваемыми в алкоголизме. И им бы дополнительно и за отдельную плату пришлось бы доказывать, что этой болезнью они не страдают.

На общественных слушаниях на этот документ никто не обратил внимание. Но, когда приказ был утвержден и стало известно, что вступит в силу он 22 ноября 2021 года, началась паника. В медкомиссии выстроились километровые очереди, чтобы получить справки по старым правилам. Дошло до летальных исходов — один человек умер в очереди. Скандал разгорелся настолько, что даже президент России Владимир Путин довольно резко раскритиковал нововведение.

После нововведения стоимость ­водительской медицинской справки увеличится до 9 тысяч рублей, а сроки ее получения растянутся на неделю

Минздрав 21 ноября выпустил новый приказ, отложив сроки вступления скандальных норм на 1 июля 2021 года. Буквально через месяц ведомство вынесло на общественное обсуждение проект нового порядка медосвидетельствования, в котором дорогие и длительные анализы надо было брать только у тех, у кого есть выраженные симптомы или состояния заболевания, являющегося противопоказанием к управлению транспортом. При этом название дорогостоящего теста CDT из текста приказа ушло. Вместо него прописана «диагностика употребления алкоголя». То есть при выраженных симптомах врач сам выберет доступный ему способ диагностики. Необязательно использовать только СDT, если в клинике, например, нет такого оборудования.

Но к 1 июля, несмотря на одобрительные отзывы во время общественных обсуждений, новый порядок принят не был. Вместо этого появился новый приказ, который перенес сроки вступления того старого, со спорными и дорогими тестами, на 1 января 2021 года. До времени «Ч» осталось 25 дней.

После 1 июля в Минздраве не раз заявляли, что новый порядок, в котором эти анализы обязательны только для тех, у кого ярко выражены симптомы заболевания, уже разработан и вот-вот будет принят. Однако 1 января не за горами, а нового документа пока не видно.

Напомним, что эксперименты с водительскими медсправками пока ни разу до добра не доводили. Когда для получения медсправки сделали обязательным посещение нарко- и психдиспансеров по месту жительства, последние тут же ввели обязательную платную электроэнцефалограмму для всех, хотя приказ Минздрава ее не предусматривал. После многочисленных жалоб и скандалов Минздрав выпустил новый приказ, в котором обязательная электроэнцефалограмма предусматривалась только для тех, кто работает водителем. Однако психдиспансеры не торопились выполнять новый приказ, и жалобы продолжали поступать.

Сейчас ситуация на фронте получения медсправок пока спокойная, но неопределенная. Внести в нее определенность можно, например, утвердив новый исправленный порядок медосвидетельствования, в котором нормальным водителям, не злоупотребляющим наркотиками и алкоголем, не придется проходить эту бессмысленную, дорогую и долгую процедуру дополнительных анализов. Либо снова издать приказ о переносе сроков вступления, раз новый порядок уже больше года по непонятным причинам не получается утвердить. Если этого не будет сделано в ближайшее время, то ажиотажный спрос на медсправки снова вернется. И перед Новым годом водители и кандидаты в водители вместо того, чтобы стоять в очередях за подарками своим родным, будут стоять в очередях на медосвидетельствование по старому пока еще действующему порядку.

Никто не спорит с тем, что выявлять и не допускать за руль наркоманов и пьяных надо. Но зачем это делать за счет денег, времени и нервов тех, кто не страдает такими проблемами и которых большинство?

Напомним, что медсправка требуется для получения водительского удостоверения. То есть водители, которые не попадались нетрезвыми за рулем, должны ее получать раз в десять лет при замене прав в связи с истечением их срока действия. Досрочно ее придется получить тем, кто хочет открыть новую категорию. Ведь действует справка всего лишь год.

Также досрочно ее потребуется получить тем, кто был лишен прав за управление в нетрезвом виде или за отказ от медосвидетельствования. Вот таким водителям дополнительные анализы не повредят.

Кому из водителей и как часто необходимы медицинские осмотры

Предрейсовый технический осмотр транспортных средств

По закону, периодическому обследованию подлежат шоферы, связанные с:

  • перевозкой пассажиров;
  • транспортировкой пищевых продуктов;
  • работой в ночное время;
  • контактом с дезинфицирующими растворами, лекарственными средствами, бытовой химией.

Важно! Работающие водители проходят проверку здоровья 1 раз в 2 года. Если сотруднику нет 21 года или у него выявлено хроническое заболевание, то ежегодно.

К каким специалистам необходимо обратиться?

Новые порядки существенно сократили число врачей, чье заключение необходимо для прохождения водительской медкомиссии. Так, соискателям самых распространенных категорий нужно пройти осмотр только у четырех специалистов. Однако по указанию терапевта они могут быть направлены и к другим докторам.

Итак, для водителей, имеющих категорию А, А1, В, ВЕ, В1, М, предусмотрена следующая медицинская комиссия:

  • Обязательный осмотр: психотерапевт, нарколог, офтальмолог, терапевт.
  • По назначению терапевта — невролог.
  • По назначению невролога — ЭЭГ.
  • По направлению нарколога — сдача на анализ мочи/крови.

Что же касается профессиональных водителей, то им предстоит более серьезная медкомиссия. Соискатели категорий С, СЕ, С1, С1Е, D, DE, D1, D1E, Tm, Tb должны пройти следующий осмотр:

  • Обязательно: терапевт, нарколог, офтальмолог, отоларинголог, психотерапевт, невролог, а также прохождение ЭЭГ.
  • По направлению на медосмотр нарколога — сдача мочи/крови на анализ.

Если водитель намеревается в скором будущем сдавать на несколько категорий прав одновременно, то ему следует уведомить медиков об этом заранее — чтобы в случае необходимости сразу пройти более обширную комиссию. Это поможет сэкономить деньги — не надо будет тратиться на прохождение тех же специалистов при повторном медосмотре на новую категорию прав. Однако в этом случае нужно успеть сдать все необходимые водительские экзамены за год. Ведь именно столько действует справка № 003 в/у.

Виды медосмотров

Кто может проводить предрейсовый медицинский осмотр водителей

В зависимости от объема проверки состояния здоровья выделяют следующие виды осмотров:

  • предрейсовый;
  • текущий;
  • послерейсовый.

Первый и последний вид проводится каждый рейс. Как часто водители должны проходить периодический медосмотр, установлено законодательством, срок составляет раз в 2 года. После работы отдельные категории водителей также должны быть осмотрены специалистом, чтобы предупредить и сделать более редкими случаи пьянства на рабочем месте.

Для профессиональных шоферов

Периодический медосмотр водителей — процедура, обязательная для профессионалов, к которым российское законодательство предъявляет более строгие требования, чем к рядовым автовладельцам. За любые нарушения предписанного порядка вводятся штрафные санкции.

Обратимся к конкретным примерам из законодательства:

  • Согласно п. 4 ФЗ № 437, п. 1 ст. 213 Трудового Кодекса РФ вводится обязательный периодический осмотр водителей во всем спектре автотранспортных предприятий. Вне зависимости от расстояний, что преодолевают шоферы, типа ТС, которым они управляют. Правило распространяется не только на АТП, имеющие многочисленный штат сотрудников, но и на индивидуальных предпринимателей.
  • Часть 7 ст. 213 ТК РФ свидетельствует о том, что водительские медосмотры на предприятии оплачивают не сами шоферы (как в случае с владельцами л/а), а их работодатели.

Предварительный медицинский осмотр

Контроль ТС автотранспортных средств

Предварительный медосмотр – обследование соискателя с целью установления пригодности к выполнению работы. Перед началом обследования отдел по охране труда выписывает вредные факторы, с которыми будет сталкиваться сотрудник. Это определяет список врачей, которых нужно пройти.


Правила проведения периодического медицинского осмотра

Предварительный, как и периодический медицинский осмотр водителей транспортных средств, должен проводиться с заключениями следующих специалистов:

  • терапевт (с результатами анализов);
  • невролог;
  • нарколог-психиатр;
  • для женщин – гинеколог, после 40 лет – маммолог;
  • хирург;
  • оториноларинголог;
  • офтальмолог;
  • дерматовенеролог;
  • по показаниям – эндокринолог.

Если человек, проходящий предварительный и периодический медосмотр водителей в организации, по всем показателям соответствует предлагаемой должности, работодатель заключает с ним трудовой договор.

Важно! При обнаружении профессиональных заболеваний или связанных с вредностями при выполнении трудовых обязательств, к работе соискатель не допускается. При этом он сохраняет право на управление легковым автомобилем, если это не связано с трудовой деятельностью.

Когда водителей не пускают в рейс:

Медосмотр водителя перед рейсом заканчивается недопуском, когда:

  • была установлена временная нетрудоспособность трудящегося. Признаки – головокружение, высокая температура, тошнота, рвота, расстройство желудка, высокое АД, начавшееся ОРВИ. В этом случае водителя направляют в больницу на осмотр, после чего его могут отправить на больничный или дать «отлежаться денек» (по справке).
  • проба на алкоголь или наркотические вещества оказалась положительной. Порядок действия медработника следующий: оформляет соответствующие документы, образцы которых приведены методических рекомендациях Минздрава (скачать можно вначале статьи), и направляет водителя в больницу на прохождение уточненных анализов.
  • медработник отметил влияние на поведение, скорость реакции лекарств, которые водитель принимает при лечении от общего заболевания.

Предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр

Предрейсовый контроль включает измерение артериального давления, пульса, температуры, проверку водителя на предмет трезвости. Перед началом смены человек обращается в медицинское учреждение, с которым заключен соответствующий договор, или к сотруднику организации, предназначенному для допуска к работе. Который уточняет наличие жалоб на самочувствие, обращая внимание на реакцию зрачков на свет, темп речи, наличие постороннего запаха. При соответствии всех показателей в норме, ответственный человек в путевом листе ставит отметку о допуске.

После окончания работы часть экспедиторов также проходит проверку на состояние здоровья. Это дисциплинарный фактор, позволяющий предупредить употребление алкоголя во время смены. С другой стороны, лица с хроническими заболеваниями нуждаются в регулярном осмотре, чтобы своевременно предупредить обострение. Последовательность осмотра такая же, как и перед сменой.


Штамп послерейсового осмотра

Прохождение «новой» медкомиссии

Разберем нюансы прохождения медицинских комиссий для автовладельцев в 2021 году:

  • Обращаться, как и ранее, следует только в медучреждения, уполномоченные проводить подобные медосмотры.
  • У автовладельца при себе должен быть паспорт гражданина РФ. Что касается иногородних граждан, то они должны дополнительно предъявить и свидетельство об оформлении временной регистрации.
  • Настоящие автовладельцы на очередной медосмотр предоставляют свое ВУ. Что касается профессионалов, им нужно предъявить и заключение, выданное на предыдущем осмотре.
  • Как и ранее, справка оформляется и выдается доктором-терапевтом. Специалист анализирует заключения других докторов, результаты пройденных водителем обследований.
  • За наркологом сохраняются право назначить сдачу на анализ мочи/крови для исключения факта употребления наркотиков, хронического алкоголизма.
  • Если психиатром будут обнаружены признаки заболеваний, при которых управление ТС опасно, он правомочен предписать водителю психиатрическое освидетельствование.
  • Итог прохождения медосмотра — справка стандартной формы № 003 в/у с заключением терапевта о пригодности данного водителя к управлению автосредством определенной категории.

Как оснастить помещение для проведения предрейсовых медосмотров водителей

Чтобы провести предрейсовое обследование, не нужно сложное оборудование. Для получения права заниматься освидетельствованием, нужно выделить помещение для работы. Оно должно соответствовать требованиям:

  • высота более 2,6 м;
  • площадь более 12 м2;
  • обладать комбинированным освещением;
  • на окнах должны быть средства защиты от перегрева;
  • все поверхности должны быть гладкими, легко обрабатываемыми дезсредствами;
  • швы и стыки линолеума или другого типа покрытия без выступающих краев.

В ходе осмотра понадобится медицинское оборудование и изделия:

  • тонометр;
  • алкотестер;
  • термометр;
  • фонендоскоп;
  • укладка для неотложной помощи;
  • одноразовые шпатели;
  • экспресс-тесты на алкоголь и сильнодействующие вещества.

В кабинете должно быть дополнительное оборудование:

  • стол;
  • стул;
  • кушетка;
  • шкаф для верхней одежды;
  • вешалка для верхней одежды;
  • коврик;
  • сейф;
  • комната для исследования биологического материала.

Важно! Сотрудник, проводящий обследование, должен иметь медицинское образование медсестры или фельдшера, пройти курс освидетельствования.

Какие изменения в порядке проведения медосмотров обещает Минздрав в 2021 году

Минздрав подготовил поправки к приказу № 302н. Когда их примут, неизвестно. Сейчас законопроект проходит независимую антикоррупционную экспертизу. Проект влечет за собой большие изменения в порядке проведения медосмотра:

  • Паспорт здоровья, возможно, отменят, а в заключении будут указывать все вредные факторы, которые противопоказаны работнику, а также его группа здоровья. Что положительно для работодателя в новом проекте: он сможет получать свой экземпляр медзаключения, а не ждать, когда работник предоставит ему по запросу эту информацию. Таким образом, отстранить сотрудника станет легче, быстрее.
  • Работодатель сможет направлять сотрудника на медосмотр после длительной нетрудоспособности, сейчас такого права у него нет, и многие сотрудники злоупотребляют.
  • Поликлиники с разрешения работника будут передавать сведения о состоянии своего здоровья в Фонд социального страхования. Также планируется учитывать результат пройденной работником диспансеризации при проведении обязательных медосмотров. Это необходимо для снижения нагрузки на медицинские комиссии. При этом повлияет ли это на стоимость медосмотров, неизвестно.
  • Для вахтовиков появится новый термин — мобильный медицинский кодекс. Если законопроект примут, официально будет разрешено проводить медосмотры на выезде в составе мобильной бригады. Пока это не разрешено, так как медуслуги могут быть оказаны только по адресу в лицензии. Как это будет реализовано с вступлением в силу законопроекта, покажет время.

2

0

Результаты предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей

Сотрудник, проводящий освидетельствование, должен заполнить соответствующие документы. Там отражаются следующие данные:

  • ФИО сотрудника, проходящего обследование;
  • место работы;
  • время прибытия на обследование;
  • результаты измерения АД;
  • пульс;
  • показания алкотестера;
  • личные данные лица, проводящего освидетельствование.

Журнал по освидетельствованию должен быть прошнурован, пронумерован, скреплен печатью и заверен руководителем учреждения, проводящего допуск.

Медицинское освидетельствование водителей

Работая в такси или любой другой организации, связанной с перевозками, необходимо проходить проверку на отсутствие паров алкоголя в выдыхаемом воздухе. Для этого применяют алкотестер, который ежегодно проверяется и проходит допуск на работоспособность.

Вжно! Перед началом смены, прибор включают в сеть, прогревают. После нажатия кнопки включения и подачи звукового сигнала в гнездо вставляют одноразовый мундштук. Водитель дышит до звукового сигнала, затем прибор выдает результат.


Медицинское освидетельствование водителей

Где проходят комиссию?

Справки о прохождении водительской медкомиссии в России имеют право выдавать как государственные, так и частные медучреждения. Но и у тех, и у других обязательно должна быть лицензия на проведение подобной деятельности. Несмотря на то что медицинскую комиссию водитель может пройти в любом из этих специализированных учреждений, посещение психиатра и нарколога — это обращение только в государственную клинику по месту своей регистрации или проживания.

Стоимость данной услуги мы уже разобрали. Необходимо учитывать, что получение справки у нарколога и психиатра оплачивается отдельно. Прием у каждого из этих специалистов обойдется вам, в среднем, в 300-1000 рублей. Цена зависит от региона проживания, клиники, в которую вы обратитесь.

Регулирующее законодательство

Основание для медицинского осмотра любого вида – законодательные акты. Обязательства воителей проходить медосмотры записаны в законе «О безопасности дорожного движения» № 196ФЗ. С прохождением медицинской комиссии и освидетельствования связано ряд актов:

  • трудовой кодекс, ст. 212, 213, 328, 76;
  • виды медицинского осмотра – ст. 46 закона 323ФЗ;
  • приказ Минздравсоцразвития №302н от 12.04.11;
  • №308 от 14.07.2003;
  • №835н.

Таким образом, водители, устраивающиеся на работу в качестве наемного работника или как ИП, обязаны проходить несколько видов медосмотра. Перед выездом на линии они проходят процедуру освидетельствования, чтобы исключить нахождение на рабочем месте в больном или нетрезвом состоянии.

Кто несет ответственность?

Если коротко, то ответственность несут все: и работник, и работодатель, и врач.

Пройти осмотр — прямая обязанность водителя перед выездом на линию. За нарушение статья 11.32 КоАП РФ предусматривает штраф 1000–1500 рублей. Для медработника штраф составит 2000–3000 рублей.

Нарушение правил охраны труда и медицинских осмотров дороже всего обойдется работодателю: в соответствии всё с той же статьей КоАП, придется уплатить 30 000 — 50 000 рублей.

Медицинский центр ПрофМедЛаб возьмет на себя проведение предрейсовых и послерейсовых, текущих профосмотров водителей на вашем предприятии.

Мы умеем делать это эффективно и быстро. Доверьтесь профессионалам и будьте уверены в том, что у правоохранительных органов не возникнет претензий к записям и штампам врача в документации. Звоните, обсудим условия сотрудничества:

  • Частным лицам — телефон регистратуры: +7 (495) 308-39-92.
  • Юридическим лицам — телефон коммерческого отдела: +7 (495) 120-81-30
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]