Главная Статьи
Михаил МоржанаевВедущий юрист компании onlinegibdd.ru
Дата обновления 25 января 2021 29011
8
Водителю важно соблюдать режим труда и отдыха (РТО), не только потому что за нарушения положен штраф. Последствия нарушений режима — переутомление и невнимательность — часто приводят к авариям на дорогах. «Известия» приводят такую статистику: больше половины всех ДТП связаны именно с усталостью водителя. В статье расскажем:
- По какому графику может работать водитель
- Учет рабочего времени водителя: сколько часов в день он может работать
- Что входит в рабочее время водителя
- Какие виды отдыха водителя существуют
- Чем отличаются режимы труда и отдыха водителей автобусов, грузовиков и такси
- Кто и как контролирует режим труда и отдыха водителя
- Штрафы за нарушения режима труда и отдыха водителей
- Как оплатить штраф за нарушение РТО
Область применения нового приказа Минтранса
Как и ранее действовавший документ, новый приказ утверждён для реализации положений ст. 329 ТК РФ, согласно которой режим рабочего времени водителей определяет соответствующее федеральное ведомство.
Действие новых особенностей организации труда и отдыха от Минтранса распространяется на всех водителей, работающих по трудовому договору в организациях или ИП. При этом сделано уточнение: ИП, самостоятельно управляющие своими машинами, так же обязаны соблюдать требования нового приказа Минтранса с 2021 года.
Управление автомобилем в обязательном порядке должно быть включено в должностные обязанности сотрудников, которые подпадают под приказ Минтранса.
По-прежнему действие положений Приказа не применяют:
- к водителям на междугородних рейсах;
- к сотрудникам. управляющим аварийно-спасательными и пожарными машинами;
- к водителям автомобилей, оказывающих медпомощь при чрезвычайных ситуациях.
С 2021 года действие приказа Минтранса не распространяется на следующие категории транспортных работников:
- водителей легковых служебных автомобилей госструктур;
- водителей, занятых перевозками внутри территории компании и не выезжающих на дороги общего пользования;
- водителей легковых автомобилей ведомственной охраны;
- армейских водителей;
- водителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
В результате, сфера применения приказа Минтранса конкретизирована: в него помимо работников компании добавлены индивидуальные предприниматели, самостоятельно занимающиеся перевозками. Вместе с тем, выведены из области применения приказа водители, трудящиеся на территории компании, а также занятые в различных госорганах.
Как тахограф ведет учет рабочего/свободного времени?
Основной прибор, который используется водителем для фиксации режима труда и отдыха— это тахограф. Он представляет собой бортовой самописец, который подключается к системам автомобиля и в автоматическом режиме фиксирует запуск двигателя, перемещение и другие параметры. Для коммерческих рейсов внутри РФ используются тахографы с блоком СКЗИ, для международных рейсов — приборы, работающие по стандартам ЕСТР.
Фиксация труда/отдыха по тахографу осуществляется прибором автоматически:
- Перед началом работы водитель устанавливает в гнездо самописца индивидуальную карту с уникальным цифровым ключом.
- После активации карты введением PIN-кода цифровой ключ распознается прибором — так происходит идентификация водителя.
- Если в экипаж ТС входит два человека, второй водитель также идентифицирует себя с помощью тахокарты.
- Когда карта будет принята тахографом, нужно выбрать вид деятельности до включения прибора. Если смена только началась, то выбирается «Отдых», если до этого водитель выполнял другие работы — «Работа».
- Дальнейшие действия зависят от модели тахографа, но большая часть приборов фиксирует изменения режимов автоматически. Так, ври включении двигателя будет активным режим «Работа», и сменить его не получится.
- То же касается режима «Вождение» — он активируется, как только машина сдвинется с места. А вот «Отдых» на некоторых моделях нужно вводить вручную — не все приборы при отключении двигателя фиксируют именно этот режим.
Все изменения в режиме работы фиксируются тахографом в памяти и записываются на электронный чип. По требованию сотрудника ДПС ГИБДД или другой надзорной организации водитель должен предоставить распечатку данных — для этого в конструкции тахографов предусмотрен встроенный термопринтер.
Регулирование продолжительности рабочего дня водителей с 2021 года
При сохранении положения об установлении нормальной продолжительности еженедельного рабочего времени, равной 40 часам, в новом приказе Минтранса нет положений, предписывающих работать строго по 8 или 7 часов в неделю. То есть, количество рабочих дней в неделю и их продолжительность могут меняться – при условии, если соблюдена указанная еженедельная норма времени.
Сохранена возможность введения суммированного учета рабочего времени. При этом учетный период по-прежнему должен составлять не более 1 месяца, а в отдельных случаях, когда сделать это не представляется возможным, – не более 3-х месяцев.
В новом приказе Минтранса с 2021 года исключена возможность установления учетного периода в 6 месяцев для перевозок пассажиров в курортной местности и при сезонных перевозках.
По сути, неизменной осталась разрешенная длительность рабочего дня для суммированного учета:
- до 10 часов – в обычных условиях;
- до 12 часов – на городских и пригородных автобусных маршрутах;
- до 12 часов – для водителей системы здравоохранения, телефонных, телеграфных служб, учреждений связи, при перевозке руководителей организаций, телевизионных служб и инкассаторских автомобилей, такси, а также вахтовых бригад.
Также сохранена возможность увеличения максимальной длительности рабочего дня на 2 часа – то есть до 12 часов. При условии:
- необходимости завершения перевозки;
- следования к месту стоянки.
В новом приказе Минтранса с 2021 года не предусмотрено ежемесячное составление графика сменности для водителей городского и пригородного сообщения.
О порядке ведения суммированного учета
Подсчет рабочего времени
Основание для применения именно суммированного учета – невозможность использовать стандартный график, предназначенный для представителей той или иной профессии. Чаще всего в таких ситуациях устанавливают учетные периоды, равные одному месяцу.
Правила внутреннего трудового распорядка регулируют саму организацию суммированного учета времени на том или ином предприятии. Эти правила устанавливаются лично руководителем. Это делается при утверждении коллективного трудового соглашения, либо с обязательным учетом мнения представителей профсоюзного органа. Во внутреннем распорядке надо обязательно написать о причине, по которой организован именно суммированный учет времени.
Обязательно сообщить о том, какова длительность учетного периода. Учетные периоды могут составлять до полугода, если речь идет о работах, выполняемых сезонно.
Сотрудников надо обязательно ознакомить с внутренними правилами, когда их принимают на предприятие, работающее по суммированному учету. Иногда суммированный учет становится индивидуальным. Это значит, что он действует не для всех, а для определенных категорий сотрудников.
Рабочее время водителя и порядок разделения его на части с 2021 года
Рабочий день водителя в новом приказе Минтранса с 2021 года так же включает в себя периоды непосредственного вождения и время специальных перерывов для отдыха водителя. Однако есть и некоторые отличия.
С 2021 года расширен перечень видов деятельности, не относящихся к непосредственному управлению автомобилем, но включаемых в рабочее время. Так, отдельно введена категория рабочего времени, не связанного с управлением, которая включает:
- подготовительно-заключительное время;
- периоды прохождения медосмотров;
- простои не по вине работника;
- время ремонта автомобиля;
- иные периоды, предусмотренные законодательством, трудовым и коллективным договором.
Таким образом, с 2021 года рабочий день водителя включает открытый перечень видов занятости, не связанных с вождением. Он определяется достигнутыми нанимателем и работником договоренностями. Кроме того, сняты ограничения на зачет в рабочее время периодов:
- охраны груза;
- присутствия на рабочем месте в качестве второго водителя.
С 2021 года допустимо разделение рабочей смены водителя на части с его согласия. В 2021 году и ранее это было возможно только для водителей служебных автомобилей федеральных служащих, а также занятых управлением автобусами на городских и пригородных маршрутах.
В результате список сотрудников, занятых вождением транспортного средства, для которых можно применять подобный метод организации труда, с 2021 года расширен.
Кроме того, с 2021 года появилось четкое разграничение максимальной длительности перерыва, устанавливаемого между частями смены:
- для водителей, трудящихся на пассажирских перевозках – не более 3-х часов;
- для прочих водителей – не более 5 часов.
Указанные временные разрывы между частями трудового дня в рабочее время не включают. Они должны быть предоставлены не позднее чем через 5 часов после начала смены.
Важно
В новом приказе Минтранса с 2021 года исключена норма о сверхурочной работе. Таким образом, к водителям будут применять общие правила привлечения к ней, закрепленные в ТК РФ.
О графиках работы и сменности
Руководитель отвечает за составление соответствующего графика. Документ составляется ежемесячно, отдельно для каждой из созданных смен. Иногда требуется отдельное оформление дней. Работодатель отвечает в данном случае за установку:
Работа водителя
- момента, когда выполнение обязанностей начинается
- конечного пункта и времени
- смены в зависимости от ее длительности
- перерыва, когда водители просто отдыхают, питаются
- отдыха за каждый день и каждую неделю
Составляя графики, надо учитывать, в каком режиме работает организация в целом. В качестве основы берут учет времени по ежедневной либо суммированной схеме. Отдельное задание формируется для тех, кого отправляют в дальние рейсы.
Ненормированное время водителей и длительность управления автомобилем с 2021 года
По-прежнему действует ограничение, позволяющее применять ненормированный рабочий день только:
- к водителям легкового транспорта (кроме такси);
- водителям, участвующим в геолого-разведочных и топографо-изыскательских работах.
Для водителей иных транспортных средств этот режим недоступен. Сам вопрос регулирования продолжительности управления автомобилем с 2021 года дополнен. Вот сравнение:
ПРИКАЗ МИНТРАНСА ОТ 20.08.2004 № 15 | НОВЫЙ ПРИКАЗ МИНТРАНСА С 2021 ГОДА |
Не более 9 часов в смену, а при движении в горной местности, перевозке крупногабаритных и длинномерных грузов – не более 8 часов. Увеличение времени управления до 10 часов возможно только при суммированному учете рабочего времени. | Не более 9 часов в смену с возможностью увеличения не более чем до 10 часов, но не более 2-х раз в течение календарной недели |
Общее время непосредственного управления автомобилем не должно быть более 56 часов в неделю и не более 90 часов за 2 календарных недели | |
Превышение общего времени управления автомобилем в день допустимо не более чем на 1 час – для следования к месту стоянки, пункту назначения или месту отдыха |
Ответственность за нарушение режима труда водителей
Санкции вводит ст. 11.23 КоАП РФ, последние изменения в которую были внесены 01.11.2019:
Нарушение | Кого накажут | Санкция |
| Водителя | Штраф от 3 000 до 5 000 руб. |
Должностное лицо | Штраф от 7 000 до 10 000 руб. | |
ИП | Штраф от 15 000 до 25 000 руб. | |
Организацию | Штраф от 20 000 до 50 000 руб. | |
Несоблюдение норм времени управления автомобилем и времени отдыха | Водителя | Штраф от 1 500 до 2 000 руб. |
Должностное лицо | Штраф от 7 000 до 10 000 руб. | |
ИП | Штраф от 15 000 до 25 000 руб. | |
Организацию | Штраф от 20 000 до 50 000 руб. |
Как проверяет работодателей ГИТ — читайте здесь.
Регулирование времени отдыха водителей с 2021 года
С 2021 года еженедельный отдых водителя не может быть менее 45 часов. Он увеличен в сравнении с прежним документом Минтранса на 3 часа.
Вместе с тем, работодатель может сокращать время еженедельного отдыха до 24-х часов – 1 раз в течение 2-х идущих подряд недель. Но впоследствии он обязан компенсировать этот отдых. В течение 3-х недель после недели с увеличенным временем работы ему нужно присоединить 24 часа к еженедельному отдыху либо 3 раза по 9 часов к ежедневному отдыху.
Ежедневный отдых должен быть не менее двойной длительности смены (рабочего дня). Для суммированного учета отдых с 2021 года разрешено сокращать до 11 часов (до 12 часов в 2021 г. и до 11 – только при междугородних перевозках).
С 2021 года есть новые правила сокращения еженедельного отдыха, которых ранее не было:
- возможно сокращение отдыха до 9 часов, но не более 3-х раз в промежутке между двумя периодами еженедельного отдыха (т. е., как правило, не более 3-х раз в неделю);
- допустимо разделение ежедневного отдыха на части, первая часть которого составит не менее 3-х часов, а последняя – не менее 9 часов.
Важно
С 2021 года любой ежедневный отдых может быть замещен еженедельным отдыхом.
Перерыв для отдыха и питания по-прежнему предоставляют в середине рабочего дня. Он может длиться от 30 минут до 2-х часов. Увеличен до 4 часов 30 минут в смену период, по окончании которого водителю нужно предоставлять специальный отдых длительностью 45 минут. При этом этот отдых может быть разбит на части, первая из которых должна быть не менее 15 минут, а вторая – не более 30 минут. Этот перерыв предоставляют, если он не совпадает с другими периодами ежесменного отдыха.
Подводим итоги
- С 1 января 2021 года вступают в силу новые правила регулирования режима труда и отдыха водителей: водителям будет предоставлено дополнительное время, чтобы завершить перевозку или доехать до стоянки;
- разрешается разделение смен на части при любых перевозках;
- увеличивается время еженедельного непрерывного отдыха до 45 часов.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Информация о медицинских осмотрах
При приеме на работу и проверках руководители требуют от водителей не только личные удостоверения. Необходима медицинская справка, подтверждающая пригодность того или иного человека для выполнения конкретной разновидности работ.
Медосмотр водителя
Периодические медицинские осмотры проводятся и в дальнейшем, когда водители уже приступают к работе. Здесь есть несколько основных рекомендаций:
- Подрейсовые осмотры проводятся, чтобы выявить лиц, которые вообще не могут управлять транспортом, и не способны обеспечить безопасность во время движения на дороге.
- Проведение предрейсовых мероприятий доступно только врачам, у которых есть соответствующая лицензия.
Штампы обычно ставятся на путевых листах.
Раз в пять лет водители автобуса проходят обследование у психиатра, поскольку управляют техникой, способной нанести серьезный вред окружающим. Предварительные и периодические исследования организуются за счет работодателей. Руководители не только организуют процесс, при необходимости они сами участвуют в мероприятиях для совершенствования навыков оказания первой помощи на дорогах.