Предрейсовый медицинский осмотр водителей в 2021 году

Очень во многих организациях в штате фигурируют должности водителя, но не все правильно организуют предрейсовый медицинский осмотр водителей.

Хотя работник ответственный за перевозку может быть не в себе или, например, выпимши…

И подавно меньше всего думают произвести послерейсовый медицинский осмотр.

Хотя, опять же, выявив нарушение, например, употребление алкоголя или нарушения в состоянии здоровья по окончании смены, то можно предупредить возможный будущий несчастный случай.

  • Журнал предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей
  • Правила оформления путевых листов
  • Ответственность работодателя
  • Основной вывод
  • Кто проводит предрейсовый медицинский осмотр

    Лечебное учреждение (больница, частный медцентр) или медработник со специальной лицензией. Некоторые компании получают лицензию и сами организовывают осмотры.

    Чтобы получить лицензию, надо собрать полный пакет документов, открыть медицинский кабинет и нанять медицинского работника — врача или медработника со средним образованием, который прошел программу подготовки.

    Получить лицензию непросто, поэтому обычно компании обращаются за помощью в фирмы, которые помогают собрать документы и получить разрешение. Зато лицензия дает право оказывать услуги другим компаниям и действует бессрочно.

    Если нанимать врача и оформлять лицензию не хочется, компания обращается в стороннее учреждение. Небольшие фирмы обычно делают именно так.

    Штрафы для юридических лиц

    Проверить

    Список врачей

    Лучше всего для получения подробной информации посещать официальные сайты медицинских учреждений. На любой странице обязательно найдётся раздел, посвящённый различным видам медицинских осмотров для сотрудников перед рейсом. Главное чтобы были сведения и о сертификации таких специалистов.

    Для каждого региона действуют свои правила прохождения медосмотров. И каждый специалист имеет право устанавливать свою цену.

    На сайтах вывешивают подробные сведения относительно таких факторов:

    1. цена услуги;
    2. используемое оборудование;
    3. квалификация врачей;
    4. информация о дипломах и сертификатах.

    Окончательный выбор делает руководитель, либо сами водители.

    Как проходит предрейсовый медосмотр

    На медосмотре проверяют:

    1. Самочувствие водителя. Врач измеряет основные показатели: давление, пульс, температуру. Если пульс и давление не в норме, эти показатели могут измерить повторно через 20 минут.
    2. Трезвость. Наличие промилле проверяют алкотестером.

    Если у водителя есть какие-то жалобы, не в норме основные показатели или обострилось заболевание, в этот день его отстраняют от работы. Медработник выписывает направление на дополнительное обследование в больницу.

    Если алкотестер обнаружил промилле, или есть подозрение, что водитель принимал наркотики, медработник запрещает выход на работу.

    По закону осмотр входит в рабочие часы. Если работник проходит его в свободное время, ему оплачиваются сверхурочные. За само обследование тоже платит работодатель.

    Порядок проведения

    Никто из водителей с официальным трудоустройством не может обойти требование по осмотрам. Не важно, каким они управляют видом транспорта. Проверка проводится непосредственно перед началом рейса. Период осмотров относится к рабочему времени.

    Порядок включает описание не только права проводить процедуру, но и других нюансов:

    • вопросы по недомоганию, жалобам;
    • осмотр по визуальному состоянию, измерения температуры, пульса, давления;
    • проверка на интоксикации, остаточные явления от них. Это важно, и когда гражданин в командировке.

    Итоги предполагают фиксацию разными методами. Один из них – водительские путевые листы к текущей дате. Специальные журналы по проверкам – это ещё один из инструментов для внесения информации.

    Важно! Главной мерой реагирования на малейшие отклонения у водителей является незамедлительное прекращение работы. Им оказывают помощь при обращении в учреждения медицины, куда получают направление. Решение принимается по нескольким основаниям: признаки обострения заболевания, учащённый пульс, повышение давления, следы алкогольной продукции, наркотиков.

    Журнал предрейсового медицинского осмотра

    После проверки медицинский работник заполняет журнал предрейсового медосмотра и ставит в путевом листе отметку, подтверждающую, что водитель допущен к управлению автомобилем.

    На штампе обязательно указывают время осмотра, чтобы не было сомнений, что он актуален.

    Руководитель компании отвечает за журнал: следит за регулярностью записей и соблюдением формы.

    В журнале заполняют:

    • время проведения осмотра;
    • личные данные водителя и сведения о его здоровье;
    • медицинское заключение;
    • подписи медработника и водителя.

    .

    Путевой лист с отметкой о допуске водителю выдают перед каждым рейсом. Обычно это происходит каждый день, либо несколько раз в день. Но есть исключения: например, длительные командировки.

    По закону путевой лист может быть оформлен и на срок, не превышающий месяца. Если командировка длится, скажем, 20 дней, водителю выдают путевой лист, в котором отмечены все точки его маршрута. Тогда он должен пройти медосмотр только один раз — перед выездом. Результаты будут действительны в течение всего срока командировки.

    Цель проведения процедуры

    Медосмотры – это проверка того, насколько готовы граждане управлять транспортом так, чтобы это было безопасно. Благодаря таким мероприятиям становится проще отслеживать, в каком состоянии находится здоровье водителя. Упрощается обнаружение отклонений, как в физиологическом, так и в психическом плане.

    После прохождения таких проверок при необходимости выписывают направления для получения соответствующей помощи. Если найденные проблемы удаётся устранить к ближайшему времени, то сложностей с возвратом к работе возникнуть не должно.

    Рекомендации по лечению могут быть направлены как водителю, так и самому руководителю. Потом обе стороны договариваются о том, какой график составить на время этих мероприятий. От этого зависят выплаты различных пособий, документальное оформление на предприятии.

    Послерейсовый медицинский осмотр: нужно ли его проходить

    Послерейсовые осмотры обязательны только для водителей, которые в рабочее время перевозят пассажиров или опасные грузы. Требования к ним более строгие: их проверяют после каждой смены и рейса.

    Процедура у послерейсовых медосмотров такая же, как у предрейсовых. У этих осмотров две цели:

    1. Проконтролировать здоровье сотрудника. Регулярные осмотры помогают вовремя заметить начало профзаболевания или отравления, отследить влияние вредных факторов на здоровье.
    2. Выявить сотрудников, которые употребляют на работе алкоголь или психоактивные вещества.

    Для остальных водителей осмотры только рекомендованы. Например, рекомендуется осматривать после рейса людей группы риска: пожилых, людей с заболеваниями, употребляющих алкоголь.

    Проверить штрафы организации сейчас

    Ужесточение мер

    За последние годы в законодательстве произошли изменения, и многие меры усилились, это связано с большим количеством аварийных ситуаций на дорогах, в том числе с гибелью людей.

    В любом случае все данные о проведении медкомиссии необходимо зафиксировать в журнале. Этот документ является обязательным, так как в нем отражены все сведения о состоянии водителя. Он обязательно должен быть прошит и пронумерован.

    Дистанционные предрейсовые медицинские осмотры

    Медосмотр отнимает рабочее время: водитель должен доехать до места осмотра, пройти освидетельствование, получить допуск и только потом может выехать в рейс. Если рейсов несколько, и они начинаются в разных точках города, водитель вынужден каждый раз возвращаться в медцентр, с которым сотрудничает компания. Поэтому некоторые предприниматели организовывают дистанционные осмотры.

    Дистанционные осмотры проводятся на точках, где установлена специальная аппаратура: терминал для измерения параметров тела, камера, алкотестер. Процедура осмотра такая:

    1. Водитель заполняет свои данные в специальной компьютерной системе.
    2. Терминал, который установлен на точке дистанционного осмотра, измеряет давление, температуру и пульс водителя.
    3. Встроенный алкотестер проверяет наличие алкоголя в крови.

    Все это время за осмотром через веб-камеру наблюдает лицензированный медработник. Он следит, чтобы водитель ничего не нарушил при осмотре. Если все в порядке, медработник выдает заключение и допускает водителя в рейс. Свое решение он подтверждает электронной подписью.

    В России есть компании, которые продают оборудование для дистанционных осмотров. Гипотетически, предприниматель может установить несколько аппаратов в нужных точках города и сэкономить время водителей. Но законность этого способа до сих пор под вопросом.

    Сторонники того, что дистанционные осмотры законны, опираются на Федеральный закон N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Статья 36.2 разрешает оказывать медпомощь с применением телемедицинских технологий. Обычно компании, которые продают оборудование или организовывают дистанционные осмотры, убеждают клиентов в том, что все абсолютно легально.

    Но судебные решения и ответы контролирующих органов указывают на то, что органы власти РФ не считают дистанционные медосмотры законными. К примеру, Арбитражный суд Сахалинской области отказался признать штраф за нарушение порядка медосмотра недействительным. Суд пришел к выводу, что в нормативных актах нет прямых указаний на то, что телемедицина может применяться при проведении предрейсовых медосмотров.

    А это разъяснение относительно законности дистанционных осмотров на сайте прокуратуры Республики Крым. Росздравнадзор считает, что дистанционные медосмотры создают угрозу безопасности движения.

    В законах нет ни прямого запрета на оказание телемедицинских услуг при проведении предрейсового медосмотра, ни разрешения на дистанционные осмотры. Но практика показывает, что суд практически всегда признает, что дистанционный осмотр — это нарушение.

    Дело может не дойти до наказания. Сотрудники, которые проверяют водителей, иногда входят в положение и закрывают глаза на то, что медосмотр был проведен дистанционно. Но по закону у проверяющих есть все основания оштрафовать водителя и предпринимателя на крупную сумму. Поэтому допуск водителя в рейс без личного медицинского освидетельствования — серьезный риск.

    Изменения в 2021 году

    На протяжении последних нескольких лет ужесточаются правила для водителей. 2021 год – время наиболее актуальных изменений. Согласно введённым недавно правилам, частично процедуры проводятся по удалённому виду обслуживания. Теперь не нужно всегда посещать именно того врача, у которого на учёте стоит пациент.

    Но усиление правил продолжается. Это касается количества медицинских процедур, которые необходимо пройти перед путешествием, либо до него. Технический осмотр – совсем другое дело.

    Удалённое обслуживание упрощает взаимодействие между различными структурами. Теперь допускается использовать телекоммуникации, чтобы провести консультацию. Следует выбрать врача с соответствующим профилем, а никаких изменений по ценам, другим правилам процедуры вносить не планируется.

    Штрафы и ответственность за нарушения при проведении предрейсовых медосмотров

    Штрафы за отсутствие медосмотра устанавливает статья 12.31.1. КоАП РФ:

    Для водителей: 3 000 рублей

    Для должностных лиц: 5 000 рублей

    Для юридических лиц: 30 000 рублей

    Штрафы за нарушение установленного порядка медицинских осмотров прописаны в статье 11.32 КоАП РФ:

    Для водителей: 1 000 — 1 500 рублей

    Для должностных лиц: 2 000 — 3 000 рублей

    Для юридических лиц: 30 000 — 50 000 рублей

    Если компания не провела осмотр или нарушила порядок его проведения, а водитель попал в ДТП с тяжкими последствиями, может дойти до уголовного преследования. Это расценивается, как нарушение требований охраны труда (Уголовный кодекс РФ, Статья 143). Руководителю и лицу, которое отвечает за проведение осмотров, в этом случае могут назначить:

    Штраф до 400 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период до 18-ти месяцев.

    Обязательные работы на срок от 180 до 240 часов.

    Исправительные работы на срок до 2-х лет.

    Принудительные работы до 1 года или лишение свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

    Взыскать штраф с работника за непрохождение им медосмотра нельзя — такое решение принял Свердловский областной суд 27.11.2019 по делу о взыскании ущерба с работника № 33-20128/2019.

    Проверка штрафов для юр. лиц

    Хотите контролировать штрафы, получать ежедневный отчет о новых найденых штрафах и оплачивать их?
    Попробовать бесплатно

    Стоимость обследований и сертификатов

    Стоимость осмотра водителей может разниться зависимо от удаленности и некоторых других особенностей:

    1. В государственных учреждениях Москвы нижний порог расценок начинается со 100 рублей;
    2. Максимальная стоимость медицинского осмотра в одном из частных центров составляет 385 рублей.

    Итак, данная услуга сравнительно недорогая. Поэтому при таких расценках имеет смысл оформлять врача в штат сотрудников только в случае наличия более пятнадцати водителей.

    Однако серьезный работодатель может захотеть заключить договор на обследование сразу всех своих водителей не на один раз, а на месяц. В таком случае цены значительно повышаются, поскольку квалифицированный специалист требует соответствующей оплаты.

    Говоря о получении лицензии на медосмотр водителей, стоит предупредить, что сам процесс оформления лицензии обычно отнимает много денежных средств и времени.

    Если сертификат может стоить в пределах 20 000 рублей, то цена лицензии колеблется от 100 000 рублей и выше. Определенные организации помогут бизнесмену за немногим более двух недель оформить необходимые бумаги.

    Итак, ответственность за медицинское обследование водителя лежит непосредственно на работодателе, который должен обеспечить все условия для прохождения медосмотра.

    При этом шоферу стоит учитывать, что сотрудники ГИБДД вправе задержать его для медицинского освидетельствования и предоставления путевого листа.

    «Нарисованный» штамп, который поставил врач без сертификата или же компания без лицензии, обязательно повлечет для предприятия крайне неприятные последствия.

    Можно ли оплатить штраф за нарушения требований о проведении предрейсовых медосмотров со скидкой

    Можно. В течение 20 дней со дня вручения постановления действует скидка 50%. Проверить наличие штрафа можно по госномеру автомобиля или по постановлению.

    Отследить штрафы бывает непросто: они могут быть выписаны как на организацию, так и на водителя. Чтобы не проверять данные вручную, подключите сервис по контролю за штрафами юридических лиц ОнлайнГИБДД. Все штрафы организации сервис соберет в личном кабинете. Вы сможете оплатить их в один клик и в любой момент посмотреть историю платежей. А если штраф наложен на водителя, программа пришлет ему СМС со ссылкой на онлайн-оплату.

    по статье

    Напишите нашему юристу, и он поможет разобраться в автомобильном законодательстве. Рассмотрим спорные ситуации и подскажем, как действовать по закону.

    Не пропустите новые полезные публикации

    Мы расскажем о тонкостях законодательства, поможем в этом разобраться и подскажем, что делать в спорных ситуациях.

    Кто отвечает за расходы?

    По тексту статьи 213 ТК РФ прямо говорят, что любые траты по мероприятиям берёт на себя руководитель предприятия. То же самое касается любых освидетельствований по психическому здоровью.

    Важно! Если работник оплатил часть процедур из своего кармана, он имеет право потребовать компенсации от второй стороны. Главное – это наличие соответствующих подтверждающих документов.

    При отказе второй стороны от выплат, появляется право обращаться к судебным инстанциям для разрешения споров. На этот вопрос не влияет заключение трудового договора, или его отсутствие.

    Какие требования предъявляются к кабинету

    Чтобы проводился предрейсовый осмотр водителей, работодателю следует выделить специальное помещение, причем его площадь должна составлять не менее 12 м2.

    В этом помещении должны быть:

    • чемоданчик специалиста, оснащенный средствами для оказания первой медицинской помощи на случай, если сотруднику стало плохо;
    • для проведения осмотра необходима кушетка;
    • 2 стула для специалиста и пациента;
    • гардероб для одежды;
    • письменный стол;
    • лампа настольная для обеспечения местного освещения;
    • сейф для медика;
    • алкотестер;
    • тесты на определение алкогольного или наркотического опьянения;
    • градусник;
    • тонометр для измерения давления;
    • шпатели;
    • стол для приборов.

    Немаловажно, чтобы помещение было отапливаемое, снабжено водой, а также освещение в нем должно быть в пределах норматива.

    При отсутствии такового возможно выделение отдельного помещения для проведения проверки водителей перед выездом в рейс, работодатель может организовать выезд сотрудников в поликлинику на собственном транспорте.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]