Трудовая книжка: как получить, кто должен ее заполнять и как правильно это сделать?


Работа может начаться в любом возрасте и трудовую книгу можно получить достаточно рано. Но многие неопытные работники, работодатели и сотрудники отдела кадров не имеют ни малейшего понятия о том, как заполнять трудовую книгу в случае, когда она выдается впервые.
Отсутствие опыта и некая неуверенность способствует тому, что при заполнении трудовой книги люди допускают множество ошибок, ввиду чего, приходится разводить грязь в трудовой или же попросту, избавляться от нее.

В этой статье мы научим вас правильно вносить все записи в трудовую только что принятого работника на трудовую функцию в организацию, в особенности, если это первый его опыт работы. Также мы расскажем о всевозможных нюансах в заполнении, удобно расположив интересующую вас информацию по пунктам.

Приятного вам прочтения и помните о том, что любая запись, сделанная вашей рукой в трудовой книжке ведет к наступлению определенных последствий, а вот уж каких: благоприятных или нет – вы должны решить сами.

Когда может потребоваться получение трудовой книжки?

Трудовая книжка — важный документ, подтверждающий рабочую деятельность человека
Согласно Трудовому кодексу, трудовая книга нужна при подсчете стажа при оформлении пенсии. Поэтому практически все работники имеют ее. Исключением являются граждане, работающие на частника, без официального устройства.

Кроме оригинала документа нередко используется и его копия. Она также может быть необходима в разных ситуациях. Чаще для:

  1. Устройства на другую работу. Владелец книжки имеет право взять документ в отделе кадров и сделать ее копию, вернув его снова. При этом, законодательство не требует объяснение причины со стороны работника. Гражданин не имеет возможности одновременно работать на двух работах и при этом быть официально устроенным на них. Копия документ чаще требуется для того, чтобы второй работодатель убедился в отсутствии увольнений по причине пьянки, кражи и других противозаконных действий Пенсионного фонда. Посредством предоставленной копии документа происходит подсчет страхового стажа, который напрямую влияет на размер пенсии.
  2. Восстановления оригинала документа. Наличие у гражданина ксерокопии документа дает возможность восстановить оригинал документа.
  3. Оформления кредита в банке. Она необходима для подтверждении факта платежеспособности. Для тех, кто официально трудоустроен в данный момент имеет более высокий шанс получить кредит. Его размер также напрямую зависит от должности и оклада. получения визы. Предоставления документа здесь также требуется для подтверждения платежеспособности гражданина. Также ранее копия требовалась при оформлении загранпаспорта. На данный момент этот документ вычеркнули из списка необходимых.

Оплата вкладыша

У работодателя всегда должны быть новые, незаполненные трудовые книжки и вкладыши в неё. Хранить их необходимо как бланки строгой отчётности в защищённых помещениях, сейфах или специальных шкафах. Покупать их следует от имени организации (юридического лица или ИП) у производителя (в объединении ГОЗНАК) или через распространителей.

Важно знать! При выдаче этого бланка сотруднику на руки с него подлежит взысканию сумма расходов на его приобретение. Исключением является факт порчи трудовой (со вкладышем или без) по вине кадровика (или другого работника компании).

Основные способы получении

Получить трудовую книжку можно тремя способами:

  • Этот документ выдается на первой работе, где гражданин был официально трудоустроен. Этот вариант наиболее распространенный. Но если работодатель по каким-то причинам отказывается это сделать, гражданину следует обратиться за помощью в суд. После окончания учебного заведения, чаще института или университета, вместе с дипломом об окончании выдают и трудовую книжку. Но этот вариант не очень распространен, поэтому не все высшие учебные заведения занимаются этим.
  • Также трудовую книжку можно приобрести самостоятельно. Нередко в канцелярских магазинах их можно с легкостью найти. Но прежде, чем приобретать, стоит обратить внимание на подлинность будущего документа. Здесь должен присутствовать герб, характерная светящаяся надпись и шов. Согласно законодательству в этом случае работодатель не может требовать покупки нового документа, а лишь может выдать бланк от лицензионных поставщиков.

Самостоятельное приобретение возможно, если необходимо избавиться от нежелательных записей, сделанных прежним работодателем.

Нормативная база

Порядок ведения хронологии трудовой деятельности в настоящий момент регулируется федеральным законодательством, а именно Постановлением Правительства РФ №225 и Постановлением Минтруда РФ №69, в которых утверждены форма трудовой книжки, ее образцы, Правила ведения оговоренного документа, а также порядок обеспечения бланками предприятий с освещением некоторых моментов оформления книжки о труде.

Трудовой Кодекс Российской Федерации

Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. N 225

Постановление Минтруда РФ от 10.10.2003 N 69

В частности, в п.8 Постановления № 225 сказано, что при первичном трудоустройстве книжка о труде заводится именно работодателем и за счет средств предприятия, на всех работников, которые приступили к своим обязанностям и выполняют их не менее календарной недели.

Подобные же нормы содержит и ст.66 ТК РФ, где сказано, что запись о трудоустройстве должна быть внесена с момента принятия в компанию, но не позднее 5-ти рабочих дней.

Как получить трудовую в первый раз?

Чтобы получить документ впервые, можно использовать выше описанные варианты. Но для того, чтобы она была действительной, необходимо предоставить дополнительные документы, заполнить необходимые бумаги. Также этот процесс требует определенного алгоритма, который будет описан ниже.

Где оформить

Оформление документа происходит на месте новой работы. В основном их заведением и заполнением занимается работник отдела кадров. Иногда эту роль выполняет и сам руководитель.

Первое место работы подразумевает наличие нового и чистого бланка, который заполняется по определенным правилам. В случае, ели это не первое рабочее место, работник приходит к работодателю с трудовой книжкой с прежнего места работы.

Даже если у работника был представленный документ, законодательство не запрещает ему не предоставлять его, заменяя его новым. Подобное случается, если гражданина не устраивает его прежнее место работы. В свою очередь, работодатель не обязан проверять достоверность сказанного и наличие предыдущей трудовой.

Несмотря на то, что работнику можно самостоятельно приобретать трудовую, лучше предпочесть вариант оформления документа на работе. Тем более, что нет конкретного закона, который бы обзывал это делать самостоятельно.

Какие нужны документы

Для того, чтобы оформить трудовую книгу, необходимо иметь при себе паспорт с дипломом, который подтверждает компетентность человека в той работе, на которую он устраивается. Если это место работы не требует особых навыков и здесь не нужно иметь соответствующего образования, его предоставлять не нужно.

Мужчинам, которые проходили службу в армии, а также бывшим военнослужащим, стоит взять с собой военный билет. Если гражданин или гражданка находились в местах лишения свободы, стоит иметь при себе справку об освобождении.

Процесс оформления

Для того, чтобы получить долгожданный документ, стоит обратиться непосредственно к работодателю или в отдел кадров. С собой взять перечисленный выше список документов и отдать вместе с новой книжкой, если она была куплена. Если ее нет, работодатель обязан выдать. Стоимость книг и потом будет вычтена из заработной платы будущего сотрудника.

До этого, работодатель обязан выдать приказ на о приеме гражданина на работу. Срок оформления документа разниться в зависимости от ситуации. Если речь идет о приеме на работу, соответствующие пометки ставятся не позднее, чем через неделю. Если это увольнение, пометка ставится в этот же день, когда работник написал заявление об уходе.

Стоит отметить, что запись в книге должна полностью соответствовать тексту приказа который был выдан ранее. Каждая запись должна быть рассмотрена владельцем трудовой и подтверждена посредством личной подписи.

Данные приложенных документов должны быть зафиксированы в книге. Если гражданин ранее был военнослужащим, стоит записать это прежде, чем будет сделана отметка о начале работы на новом месте.

Как правильно заполнить?

Заполнением документа занимается работник отдела кадров. В этом процессе нет ничего сложного, так как трудовая содержит минимум информации. В каждой строке указано, что именно необходимо заполнить.

Имя с фамилией и отчеством должны быть записаны точно также, как и в паспорте. Дата рождения также должна совпадать. Не должно быть ни одной ошибки, почерк разборчивый, в конце ставится подпись.

Что касается внесения других записей, гражданин не имеет на это полномочия. Все что касается места работы, срока, внесения дополнительных отметок, это делает сотрудник отдела кадров.

Также важно, записи в документы делать на государственном языке. Записи делаются ручкой. Все отметки делаются рукой, использовать печатные машинки с принтерами. Относительно цвета нет особых ограничений. Заполняющему сотруднику стоит выбрать один из трех вариантов: синий, фиолетовый или черный.

Ответственность за пропуск записи

В пункте 45 Правил №225 указано, что именно работодатель несет ответственность за заполнение книжек. В подпункте «б» пункта 10 Положения о трудовом надзоре №875 от 1 сентября 2012 года указано, что, если на работодателя поступит жалоба относительно нарушений в заполнении книжки, его ожидает внеплановая проверка. Итогом контрольных мероприятий может стать административная ответственность на основании части 1 статьи 5.27 КоАП РФ.

В частности, это или предупреждение, или штраф:

  • 1 000-5 000 рублей для должностных лиц и ИП.
  • 30 000-50 000 рублей для ЮЛ.

При обнаружении повторного нарушения штраф будет увеличен.

Какие данные вносят в трудовую книжку и какие нет

Чтобы знать точно, какие данные в документы важны, а какие недопустимы, стоит ознакомиться с перечнем. К сведениям, которые должны или могут вноситься в документ:

  1. имя с фамилией и отчеством;
  2. полная дата рождения;
  3. название предприятия;
  4. дата приема на работу, увольнение;
  5. номера приказов на прием, увольнение;
  6. награды работника за успехи на работе;
  7. отметки об открытиях, полученных дипломах, изобретениях, выплаченных вознаграждениях.

Название должности, на которую устраивается работник, пишется в соответствии с Классификатором профессий.

То, что не вносят в трудовую:

  • выговоры и взыскания на работника;
  • информацию полученных премиях;
  • разновидность трудового договора;
  • период нахождения в социальном отпуске, который включает беременность, отпуск по уходу за малышом до трех лет;
  • нахождение в отпуске за свой счет;
  • временном перемещении сотрудника на другую должность, или совмещение с старой.

Прием на работу сотрудника

Чтобы устроиться на работу, необходимо предъявить определенный перечень документации, подтверждающей многие интересующие аспекты для руководителя:

  • паспорт}
  • трудовая}
  • пенсионное свидетельство}
  • военный билет}
  • аттестат или диплом}
  • документы о дополнительном образовании.

Для получения отдельного рода работы могут потребоваться такие документы:

  • водительские права}
  • разрешение на данный вид деятельности}
  • медкнижка.

Другой вид документации не записан в Трудовом кодексе России. Руководитель и гражданин, пришедший к нему, должны об этом знать.

Работодатель, принимая на работу сотрудника, должен издать приказ о его назначении. На основании данного документа нужно будет внести запись в трудовую и личное дело.

Как получить трудовую книжку, при утрате прежней?

Восстановление трудовой книжки — трудоемкий процесс. Так что лучше не терять
Утрата трудовой книги, как и любого другого документа, требует много сил и энергии на восстановление. Процесс восстановления стоит начинать после того, как обнаружиться, кто именно потерял документ. Если обозначилось, что это было сделано работодателем, работнику незачем беспокоится. Ведь вся бумажная волокита ляжет на его плечи.

Если это сделала сам сотрудник, ситуация сложнее. Выдача дубликата требует значительно времени, ведь данные нельзя заполнить просто с головы, необходимо обратиться в архив, который содержит множество сведений.

Чтобы начать процесс воссоздания, необходимо обратиться в последнее место работы. В течение 15 дней они обязаны выдать воссозданный дубликат потерянного оригинала.

Вторым вариантом восстановления является самостоятельное обращение в пенсионный фонд. Здесь в течение 10 дней выдается справка о мессе работы, проработанном стаже.

Ситуация существенно облегчается, если у владельца имеется копия документа. Но, к сожалению, не во всех случаях, ксерокопия может спасти. Для того, чтобы воссоздать документ, необходимо иметь заверенные копии. Такие выдаются на месте работы в отделе кадров. В других случаях, копия не имеет никакого веса в процессе восстановления.

Если вдруг предприятие, в котором работал заявитель, было ликвидировано, его данные передаются в Государственный архив. Также дубликат можно сделать при подаче запроса в МФЦ.

Крайне, но наиболее эффективной мерой является подача заявлении в суд. Это способ поможет в восстановлении документов в 100 процентах случаев.

Возможные ошибки и их устранение

Трудовую и вкладыш в неё следует вести должным образом для предотвращения возможных негативных последствий в дальнейшем. Зачёркивания, кроме как на титульной странице, в этих документах не допускаются. Наиболее часто встречаемые ошибки и методы их устранения представлены в таблице ниже.

ОшибкаКак исправить
Неверные сведения на титульном листеБланк испорчен, уничтожается с составлением акта и подлежит замене (при только начатом оформлении) или же делается исправительная запись (прочёркиваются тонкой линией неверные сведения и рядом указываются новые)
Ошибочная запись в любой другой графе, сделанная предыдущим нанимателемИсправляется текущим работодателем (на основании оригиналов от прежнего) или тем, кто ошибку допустил: под следующим порядковым номером вносится «Запись за № _ недействительна» и указывается верное содержание с проставлением даты уточнения и реквизитов документа-основания
Неверные даты (приёма, увольнения, перевода и прочие) или номер приказа (другого распорядительного документа)Запись должна быть признана недействительной и далее внесены верные сведения
Орфографическая ошибка (особенно в наименовании должности, попадающей под определённые льготы)Устраняются в общем порядке (через признание записи недействительной)
Неверное внесение записи (например, когда заполнена книжка не того работника)Без проставления нумерации делается о
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]