Как и когда формируется аттестационная комиссия на предприятии

Правовые аспекты проведения аттестации

Понятие традиционной системы аттестации введено текущими законами. Так называют процедуру, порядок, содержание которой регулирует работодатель, самостоятельно принимая решения.

Конкретная статья, посвящённая проверкам навыков, в трудовом кодексе отсутствует. Но в статье 81 того же кодекса пишут о том, что основные правила можно утвердить в локальном акте, выпущенном для конкретного предприятия.

Важный нюанс – разработку положения по проверкам работодатель организует самостоятельно. Но мнение профсоюза он всё равно учитывать обязан. Если подобных объединений нет – то и согласовывать не нужно ничего.

Составление приказа о создании комиссии

Приказ о назначении аттестационной комиссии, образец которого можно найти в конце статьи, является основным документом, который наделяет ее членов необходимыми полномочиями. Руководитель организации может издать приказ отдельным документом или включить такое распоряжение в приказ о проведении аттестации.

Форма приказа не утверждена законодательно, поэтому каждая организация разрабатывает его самостоятельно. Приказ о создании аттестационной комиссии, образец которого можно взять за основу, должен содержать следующее:

  • название документа;
  • дату и место издания;
  • вид создаваемой комиссии, основание для ее создания со ссылкой на нормативный источник;
  • Ф.И.О. и должности лиц, зачисленных в состав комиссии;
  • распоряжение о наделении членов комиссии полномочиями по проведению аттестации персонала;
  • поручение членам комиссии провести аттестацию сотрудников в соответствии с утвержденными списками и графиком, которые могут прилагаться к приказу.

Приказ должен подписать руководитель организации, а также, в порядке ознакомления, все лица, включенные в состав комиссии.

Кто обязан проходить аттестацию?

Законы не ограничивают работодателей. Они могут выбрать любые категории сотрудников при организации подобных проверок. Но на практике рекомендуют не включать в списки таких лиц:

  • Те, с кем оформили срочный трудовой договор.
  • Несовершеннолетние.
  • Пенсионеры по старости.
  • Те, кто оформил отпуск по уходу за ребёнком, проработал менее 1 года после выхода из предыдущего такого отдыха.
  • Если в должности проработали меньше 1 года.
  • Беременные.

Остальной персонал без проблем включают в списки для изучения уровня подготовки.

Проверяйте сотрудников с умом

Прозрачный и гибкий процесс аттестации позволит сотрудникам четко понимать, чего от них требуют, увидеть критерии для дальнейшего карьерного роста.

Главное, что стоит помнить – все хорошо в меру. Не устраивайте оценку персонала просто ради оценки. Компания должна четко видеть, какими компетенциями должен обладать сотрудник для эффективной работы. А аттестация — это только один из инструментов, наравне с обучением и управлением мотивацией, на пути к тому, чтобы ваши сотрудники становились лучше.

Удачных вам ревью!

Появился вопрос? Напишите нам на или в комментариях!

Автор статьи

Виды аттестации

В зависимости от сроков проведения мероприятия по аттестации можно разделить на 2 большие группы.

Плановая, или очередная.Организуют такие проверки согласно графику, с определенными временными промежутками. Пример – анализ деятельности сотрудников каждые несколько лет. Руководитель сам решает, какой будет периодичность.
Внеплановая, внеочереднаяДопускает организацию в экстренном порядке. К примеру, когда в организации меняют штатное расписание или оплату труда, выявлена целая партия бракованной продукции. Проверку квалификации допускается организовывать лишь для конкретных категорий сотрудников. Тем более – если осуществляется перевод, который требует мероприятия.

Некоторые руководители проводят разовые аттестации. В том числе, для сотрудников, которых только принимают на работу.

Аттестационные комиссии: какие бывают

Помимо комиссий, создаваемых непосредственно на предприятиях для оценки компетентности работников, существуют комиссии, созданные для аттестации в определенных отраслях, например:

  • Межведомственная аттестационная комиссия экспертов-техников функционирует с целью реализации положений закона от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ об обязательном страховании автогражданской ответственности. Ее основная задача – оценка профессионализма экспертов, которые проводят независимую экспертизу транспортных средств.
  • Высшая аттестационная комиссия (ВАК) – это центральный орган, отвечающий за обеспечение единой государственной политики в области аттестации научных и научно-педагогических работников и присвоение им степеней и ученых званий. Данная всероссийская аттестационная комиссия подчиняется Министерству образования и науки РФ.
  • Единая аттестационная комиссия, создаваемая для проведения экзамена по проверке квалификации претендентов на аттестат аудитора (Приказ Минфина РФ от 27.05.2010 г. № 51н).
  • Государственная аттестационная комиссия – компетентный орган, создаваемый в высших учебных заведениях для контроля за экзаменационными комиссиями по аттестации выпускников. Председатель назначается Министерством образования РФ.

Порядок проведения

Важное условие для проверки соответствия сотрудников должностям – четко прописанные обязанности. Обычно для этого грамотно оформляют трудовой договор. Работодатель отвечает за предоставление условий для качественного выполнения работы.

Сотрудники не смогут выполнять функции должным образом, если у них нет хотя бы части инструментов и оборудования, информационных материалов. В этом случае велика вероятность, что увольнение признают незаконным, если оно пройдет после.

Для установки правил проверок работодатель издает отдельный внутренний документ. Сотрудников знакомят с таким положением, ставят на нём личные подписи. Подчиненных нельзя наказывать за несоблюдение установленных правил, если их не ознакомят с исходными документами.

Порядок прохождения аттестации сотрудниками

Для своевременной аттестации и переаттестации сотрудников, которые в процессе работы должны обслуживать электрооборудование и электроустановки, составляется график проведения аттестации, который утверждается руководителем предприятия. Согласно этому графику проводится проверка знаний.

2 группа по электробезопасности кому присваивается

Во время проведения аттестации проверку может проводить комиссия, находящаяся не в полном составе. Присутствие председателя или заместителя председателя на экзамене обязательно. Также вместе с председателем должны принимать экзамен не менее двух экзаменаторов.

Внимание! Проверка уровня знаний по электробезопасности проходит для каждого работника индивидуально.

Объём информации, знания которой проверяются во время экзамена, определяет руководитель предприятия. Вопросы подбираются с учётом должностных обязанностей аттестующегося, а также характера работы, которую он выполняет на производстве. Во время сдачи экзамена обязательно проверяются знания нормативной документации, которую работник должен использовать во время выполнения своих служебных обязанностей.

Экзаменующийся должен знать правила технической эксплуатации электроустановок (соответственно своей группе допуска), документы по правилам электро,- и пожарной безопасности, а также нормативно-правовую и эксплуатационную документацию, которая действует на предприятии. Кроме этого, он должен уметь оказывать первую медицинскую помощь в случае поражения человека электрическим током.

Если аттестующийся сдаёт экзамен на 5 категорию допуска, то он должен обладать знаниями об устройстве электроустановок, с которыми он должен работать, знать правила их эксплуатации, а также уметь пользоваться средствами защиты и знать правила проверки работоспособности защитных средств.

Проверку знаний можно проходить в традиционной форме. В этом случае экзаменующийся выбирает экзаменационный билет, потом ему даётся время на подготовку к ответу, и после этого работник отвечает на вопросы, которые находятся в билете. Комиссия выставляет оценку за правильность и полноту ответа. Также разрешено использовать в качестве экзаменатора электронно-вычислительную технику. В этом случае экзамен проводится в тестовой форме. После ответа на последний вопрос компьютерная программа автоматически выставляет оценку. Однако, согласно Правилам, запрещается использовать ЭВМ в случае первичной проверки знаний.

В сети Интернет имеется достаточно большое количество серверов с тестовыми материалами, предназначенными для подготовки к сдаче будущего экзамена, а также для проведения самого экзамена.

На основании результата сдачи экзамена комиссия выносит решение о соответствии работника той или иной группе по электробезопасности. Если экзамен сдан на положительную оценку, то сотрудникам выдаётся соответствующее удостоверение.


Удостоверение по электробезопасности

Результаты экзаменов по каждому работнику обязательно фиксируются в специализированном журнале с указанием оценки, которую получил экзаменующийся, даты сдачи экзамена и полученной группы допуска. Запись заверяют все члены комиссии.

Если экзамен проводится с использованием ЭВМ, то информация о результатах проверки также обязательно заносится в журнал.

Если компьютерная тестовая программа выставляет неудовлетворительную оценку, аттестующийся имеет право оспорить её. В этом случае экзаменующийся доказывает уровень своих знаний, отвечая на вопросы экзаменаторов. По окончании собеседования окончательная оценка выставляется в журнал.


Запись результата аттестации в журнал

Таким образом, правильно подобранный состав сотрудников аттестационной группы позволит быстро и качественно проверить знания работников по вопросам, касающимся безопасной работы с электрическим оборудованием. Это исключит допуск неподготовленного персонала к работам, которые связаны с поражением человека электрическим током.

Подготовка

Подготовка сотрудников – тоже обязательное условие. Они должны получить информацию о сути процедуры. После этого выполняют определённые действия:

  1. Составление списков участников мероприятия.
  2. Оформление характеристики на каждого или другого документа, где приводят подробное описание работы.
  3. Утверждение графика аттестации и состава комиссии соответствующим приказом.
  4. Аттестация

С каждым сотрудником допустимо выполнение таких мероприятий:

  • Беседа.
  • Прохождение теста.
  • Изучение характеристики или листа для анализа.

Вся информация по результатам заносятся в специальный протокол. На завершающих этапах обсуждают сведения, которые удалось получить. После этого принимают решение по каждому из подчиненных, письменные формы дополняют сведениями. Принятое решение сообщают и тем, кто подвергался такой проверке.

В личной карточке фиксируют итог, которого удалось добиться в ходе аттестации.

Когда аттестация завершена, руководитель принимает решение относительно того, соответствует ли работник занимаемой должности. В приказе фиксируются окончательные мысли по этому поводу.

Задачи аттестационной комиссии включают:

  • формирование нормативно-справочной базы для проведения аттестации;
  • установку квалификационных требований;
  • подготовку вопросов для тестовых испытаний;
  • определение соответствия конкретного сотрудника должности, которую он занимает;
  • принятие решения по результатам проведенного тестирования;
  • оформление необходимых документов;
  • подготовку итогового отчета.

Читайте также: Протокол заседания аттестационной комиссии

Аттестация и ее результаты

По итогам своей работы комиссия может выдавать несколько рекомендаций:

  • Денежное поощрение.
  • Применение наказаний.
  • Перевод на другую должность.
  • Присвоение более высокого разряда.
  • Повышение или понижение оплаты труда.
  • Увольнение.

Руководитель не должен следовать этим указаниям без споров. Он лишь принимает к сведению полученную информацию. Если решено, что уровень квалификации не соответствует должности – допустим вариант с направлением гражданина на курсы переобучения. Или к такому работнику прикрепляют наставника.

В кадровый резерв могут включить тех, для кого комиссия рекомендовала перевод на более высокую должность. Это актуальное решение, например, если сейчас подходящих вакансий нет.

Если же принято решение уволить гражданина – обязательным условием становится предложение другого места, согласно текущему уровню навыков. Главное – оформлять такие предложения письменно согласно всем требованиям.

В каких целях проводится аттестация работников?

В настоящее время действует ряд федеральных законов и иных нормативных правовых актов, установивших обязанность работодателей периодически проводить аттестацию определенных категорий работников и порядок ее проведения. Например, аттестация государственных гражданских служащих проводится, согласно Федеральному закону от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в порядке, установленном Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации». В ряде отраслей действуют нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения аттестации отдельных категорий работников: на транспорте, в промышленности, образовании, здравоохранении и т.д.
В то же время в отношении сотен тысяч коммерческих организаций различной отраслевой принадлежности и видов деятельности ни законы, ни нормативные правовые акты, устанавливающие порядок проведения аттестации работников, приняты не были.

Вместе с тем по мере становления и развития рыночных отношений, роста конкуренции на рынке товаров и услуг все большее количество их руководителей обращается к аттестации персонала как к одному из важных направлений проведения кадровой политики. Эти руководители оказались в правовом вакууме: принятые при прежнем общественном строе правовые акты явно не годятся для применения в современных условиях, а новых актов нет.

В сложившихся условиях руководителям организаций, согласно ч. 2 ст. 81 ТК РФ приходится самостоятельно регламентировать процедуру подготовки и проведения аттестации своих работников. Такая задача может быть решена путем принятия руководителем организации с учетом мнения профсоюзного комитета локального нормативного акта — Положения о проведении аттестации работников.

Отношение работодателей к проведению аттестации работников в постсоветские времена менялось в зависимости от изменений состояния экономики страны и стоящих перед работодателями задач. В годы глубокого экономического кризиса, поразившего экономику страны, многие работодатели увольняли большое количество ставших ненужными им работников не по сокращению численности и (или) штата, при котором этим работникам выплачивалась компенсация в размере двух-трех среднемесячных заработков, а по результатам предвзято проводимых аттестаций. В последнем случае компенсация увольняемым работникам не выплачивается.

Такое отношение к аттестации кадров стало меняться у работодателей по мере оживления экономики в процессе становления в стране рыночных отношений и развития конкурентной борьбы между производителями на рынке товаров, услуг и рабочей силы.

Изменение отношения работодателей к целям аттестации персонала выразилось в том, что по ее результатам стали увольнять тех работников, которые сохранили свои рабочие места в кризисные годы, но не смогли за истекшее время адаптироваться в силу личных причин к резко изменившимся условиям трудовой деятельности.

Лимит увольнений таким образом был исчерпан, а работодатели на собственном опыте убедились в том, что постоянное обновление персонала к желаемым результатам не ведет, тем более потому, что необходимая работодателям квалифицированная рабочая сила стала на рынке труда острым дефицитом. В этих условиях работодатели стали осознавать, что материалы, полученные по итогам аттестации, являются основным источником информации о профессионально-квалификационном составе персонала, его качественных характеристиках, направлениях и содержании работы по совершенствованию персонала.

В соответствии с такими представлениями работодателей ими по-иному стала восприниматься цель проведения аттестации — не только и не столько определение профессиональной пригодности работников, сколько получение информации, необходимой для обоснования и разработки политики развития персонала. Например, в ОАО «Газавтоматика» информация, полученная по итогам периодически проводимой аттестации (руководители и специалисты один раз в два-три года), используется в следующих целях: — формирование внутрифирменного резерва кадров; целевое развитие персонала; планирование потребности в персонале; пополнение банка идей; удовлетворение потребности работников в признании руководством; корректировка стратегии и тактики управления кадрами; оптимизация оргструктуры; развитие корпоративной культуры; оптимальная расстановка кадров; мотивация и стимулирование работников.

В настоящее время все большее количество работодателей обращается к аттестации работников как к одному из основных направлений реализации кадровой политики. По мнению этих работодателей, признание работника по результатам аттестации не соответствующим занимаемой должности, выполняемой работе — это в первую очередь упущение администрации. Как могло произойти, что неподходящего работника приняли на работу и допустили к ней, при необходимости не повысили его квалификацию и т.п.?

Для таких работодателей аттестация кадров — это средство выявления потенциальных возможностей работников, прошедших соответствующий отбор при приеме на работу, и определение направлений совершенствования их профессиональных качеств, но не увольнение работников, хотя оно, безусловно, имеет место.

Раскроются ли эти возможности, получат ли они дальнейшее развитие, зависит не только от самого работника, но и прежде всего от условий, в которых он осуществляет свою трудовую деятельность. А условия эти многогранны. К ним относятся содержание труда, его оснащенность и организация, формы и системы оплаты труда, материального и морального стимулирования, социальной защиты, переподготовка и повышение квалификации, психологический климат в коллективе и т.д.

Условия трудовой деятельности создаются работодателем. Чем эти условия лучше, тем благоприятнее возможности для развития способности человека к труду. Мало того, тем благоприятнее возможности для развития позитивного и активного отношения работника к совершенствованию своего профессионализма. Говоря другими словами, квалификация работника, его образование, возрастные и другие особенности должны быть активно востребованы работодателем. Эта востребованность должна проявиться в проведении им планомерной работы по созданию, а затем, по мере необходимости, и совершенствованию благоприятных условий трудовой деятельности.

Тогда трудовой потенциал работников в виде их квалификации, образования и т.д. сможет получить возможность для своего проявления и дальнейшего совершенствования в высокопроизводительном труде, отвечающем требованиям работодателя, которые не должны быть произвольными. Они должны соответствовать уровню организации производства, труда и управления, сложившемуся на предприятии. В противном случае, при завышении таких требований, кадровая политика работодателя не только не достигнет желаемого результата, но, наоборот, приведет к различного рода акциям протеста и противодействия со стороны основной части работников, профсоюзов и зайдет в конечном счете в тупик.

Информация по оценочным комиссиям

В специальных комиссиях обычно принимают участие следующие лица:

  1. Уполномоченный представитель организации, отвечающий за проблему.
  2. Представители от профсоюза.
  3. Представитель со стороны работодателя.
  4. Специалист, чья работа на предприятии связана с охраной труда.


Без представителей аттестующих организаций процедура не обходится. Если нарушения и ошибки выявляют без такого участника – любые выводы и результаты будут признаны незаконными.

У таких объединений имеются определенные обязанности:

  1. Подготовка итогового отчёта. В нем указывают все сведения, собранные за время организации мероприятия.
  2. Создание списка с рабочими местами. Это необходимо для оценки условий труда и выявления факторов, оказывающих негативное влияние. После определяют, нужны ли средства индивидуальной защиты.
  3. Оформление необходимой документации. У неё – не только организационный характер, но и нормативный.
  4. Контроль оценки. Все мероприятия, направленные на анализ имеющихся данных, проводятся самостоятельно.
  5. Заполнение аттестационных карт относят к дополнительным обязанностям аттестационных комиссий.

Порядок разработки и утверждения

Разработкой занимается либо непосредственно руководитель, либо по его поручению ответственный работник организации. Во многих отраслях деятельности существуют специальные акты, регламентирующие процедуру проведения аттестации. Например, для педагогических работников особенности установлены Приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 № 276, для прокурорских работников — Приказом Генпрокуратуры России от 20.06.2012 № 242. Эти нюансы обязательно необходимо учитывать при разработке документа.

В силу ч. 2 ст. 81 ТК РФ, до утверждения проект необходимо согласовать с профсоюзом либо иным представительным органом работников. После согласования работодателем издается приказ об утверждении положения об аттестационной комиссии, и только затем документ вступает в силу.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]