Какие справки при увольнении работника обязан выдать работодатель по закону — бланки 2-НДФЛ, 182н


Справка 2-НДФЛ оформляется работникам для предоставления в различные финансовые учреждения, но она же может понадобиться и при уходе с работы.

Без этого документа сложно обойтись при начислении новым работодателем определенных выплат, льгот и компенсаций.

Именно поэтому справка 2-НДФЛ при увольнении очень важна, но не все знают, на каких основаниях ее можно затребовать у нанимателя, а также какой именно период должен быть включен в бланк, и как он правильно оформляется.

Какие справки можно взять при увольнении с места работы?

Увольняемый наемный работник вправе запросить у своего работодателя любую справку, касающуюся трудовой деятельности, как в период работы, так и после увольнения.

Основание для расторжения трудового договора не оказывает никакого влияние на перечень выдаваемых справок – это может быть как собственное желание сотрудника, так и любая другая причина (например, инициатива работодателя, соглашение сторон).

Перечень справок, которые сотрудник вправе запросить по месту бывшей работы по факту увольнения:

  1. Сведения о заработной плате за последние 2 года работы. Для оформления используется стандартная форма 182-Н. Эти данные потребуются для расчета больничных пособий по листу нетрудоспособности на следующем месте занятости.
  2. Показатель среднего заработка, применяемый с целью определения для него пособия по безработице. Сведения о средней заработной платы для ЦЗН оформляются за 3 последних месяца.
  3. Справка 2-НДФЛ о доходах. Она отражает информацию о подоходном налоге, уплаченном с заработка конкретного гражданина, и вычетах по НДФЛ, предоставленных ему.
  4. Справки, составляемые по формам СЗВ-СТАЖ, СЗВ-М, а также СПВ-2, оформляемая при уходе сотрудника на пенсию, и расчет страховых взносов (раздел 3).

Если нужно, выбывающий сотрудник вправе запросить иные справки, а также копии официальных бумаг (например, копию приказа руководства о прекращении трудовых отношений).

заявления на выдачу справок можно в этой статье.

Правила оформления документа

Перед оформлением справки следует определиться с тем, какие именно финансовые сведения в нее необходимо включать. Чтобы не путаться с тем, какие суммы включаются, а какие исключаются из бланка, следует уяснить главное – прописываются только те сведения, которые подлежали налогообложению.

Справка и деньги

Нельзя учитывать такие материальные выплаты:

  1. Пособие, выплачиваемое при сокращении штатов или при ликвидации предприятия.
  2. Государственные компенсации за время в декрете и отпуске по уходу за ребенком.
  3. Компенсации за причиненный моральный или физический вред.
  4. Иные необлагаемые подоходным налогом суммы.

При заполнении самой формы указываются поэтапно следующие сведения:

  1. Год, за который предоставляются сведения.
  2. Порядковый номер бланка и дата оформления.
  3. Код налогового органа, куда поддаются сведения об уплаченном налоге.
  4. Реквизиты работодателя, как юридического лица.
  5. Сведения об увольняемом, его ФИО, ИНН, гражданство и адрес проживания.
  6. Налоговая ставка, по которой производятся отчисления.
  7. Доходы помесячно и итоговой суммой.
  8. Вычеты, произведенные в каждом месяце из начисленных сумм.

Справка заверяется главным бухгалтером предприятия и его директором. Подписи скрепляются печатью, после чего документ отдается на руки работнику.

Обязан ли работодатель выдавать их сам?

Когда работник увольняется, его работодатель возвращает ему трудовую книжку и окончательно рассчитывается с ним. Данные процедуры выполняются непосредственно в день увольнения трудящегося гражданина.

Если в день прекращения трудовых отношений сотрудник не забирает трудовую книжку, работодатель должен направить в его адрес уведомление о необходимости получения.

Если выбывающему сотруднику потребуются какие-либо бумаги, касающиеся его работы, он должен обратиться к своему работодателю с надлежащим письменным заявлением. Руководитель организации обязан удовлетворить просьбу, предоставив заявителю заверенные копии необходимых документов.

Данные правила четко оговорены ч. 4 ст. 84.1 ТК РФ, регулирующей общий порядок соблюдения формальных процедур при увольнении наемного сотрудника.

В обязательном порядке руководство организации выдает уходящему сотруднику следующие официальные бумаги, касающиеся трудовой деятельности:

  1. Трудовая книжка данного гражданина.
  2. Справка, составляемая по форме 182-Н. Она используется для определения соответствующих больничных пособий, предназначенных физлицу, и отражает сведения о его заработке (полученном доходе) за 2 предшествующих года.
  3. Документальное подтверждение пенсионных отчислений и других страховых взносов, произведенных в пользу конкретного работника.
  4. Справка 2-НДФЛ, которая показывает доходы, выплаченные данному лицу, а также суммы подоходного налога, удержанные и перечисленные с этих доходов.

Другую документацию, запрошенную увольняемым гражданином, работодатель оформляет и выдает на протяжении 3 дней, отсчитываемых с момента подачи соответствующей просьбы (она подается письменно). Такое требование четко оговорено ч. 1 ст. 62 ТК РФ, регламентирующей выдачу сотруднику бумаг, касающихся его трудовой деятельности.

Форма 182н для расчета больничных пособий

Справка, которая оформляется по стандартной форме 182н, содержит сведения о доходах, полученных работников за предшествующий двухлетний период перед увольнением.

Такие данные учитываются для расчета пособий, подлежащих выплате гражданину в связи с его временной нетрудоспособностью (то есть по больничному листу), а также в связи с материнством (декретные по беременности и родам). Информация, которая указывается в этой справке, позволяет рассчитать среднюю заработную плату человека, которая, в свою очередь нужна для определения суммы пособия.

Как известно, сумма пособия по больничному листу определяется по данным о доходах, полученных за последние два года, предшествующих тому году, в котором этот гражданин заболел. Нужно позаботиться о наличии соответствующих данных, так как есть вероятность, что они понадобятся работнику на новом месте трудоустройства. Ведь он может заболеть или, как вариант, уйти в декрет.

Если трудящийся не представит 182н своему новому работодателю до передачи листа нетрудоспособности, больничное пособие будет вычисляться для него согласно величине МРОТ, то есть будет минимальным. Такой расчет может привести к существенной потере причитающихся денег.

Именно поэтому работник должен своевременно позаботиться о наличии этой справки. Если работодатель не выдал самостоятельно форму 182н по какой-то причине, нужно ее запросить самостоятельно.

Актуальный бланк 182-н содержится в Приложении №1 к Приказу Минтруда России №182н от 30.04.2003 в последней редакции от 09.01.2017. Данный бланк можно скачать бесплатно по ссылке ниже в формате word.

.

2-НДФЛ о доходах сотрудника

Форма 2-НДФЛ отражает сведения о налогооблагаемых доходах работника, удержанных с него суммах НДФЛ и оформленных вычетах по по подоходному налогу за конкретный отчетный год.

Этот бланк потребуется трудящемуся гражданину, если он будет получать вычеты через нового работодателя (при наличии соответствующих оснований) или непосредственно через подразделение налогового ведомства.

Если гражданин оформит данный вычет, фактически перечисленная налоговая сумма, которая указана в справке 2-НДФЛ, будет законно возвращена гражданину-заявителю.

Если работодатель сам не выдает при увольнении 2-НДФЛ, то для ее получения увольняющийся сотрудник подает ему надлежащее заявление.

Актуальный бланк 2-НДФЛ утвержден Приказом ФНС России №ММВ-7-11/[email protected] от 02.10.2018. Данная форма для скачивания представлена ниже.

.

Нужна ли СЗВ-СТАЖ?

Надо отметить, что документальный шаблон СЗВ-СТАЖ применяется с 2017 года. Данная форма содержит информацию о страховых взносах, фактически перечисленных за конкретного наемного сотрудника.

При увольнении СЗВ-СТАЖ выдается работнику непосредственно в оговоренный день ухода. Чтобы получить эту бумагу, не нужно делать особый запрос.

Если работодатель не выдает такую справку, его могут привлечь к надлежащей ответственности (руководство компании наказывается штрафом).

Актуальный бланк СЗВ-СТАЖ утвержден Постановлением Правления ПФ РФ от 06.12.2018 №507п, скачать его можно ниже бесплатно в формате xls.

.

Что делать, если не дают документы?

Расчет (все полагающиеся выплаты), трудовую книжку и дополнительные бумаги, касающиеся работы, увольняющийся гражданин должен получить в день своего увольнения с места работы. Дата такого выбытия всегда определяется заранее.

Часть документации предоставляется уходящему работнику без требования о подаче письменного заявления. Для получения некоторых справок (бумаг) физлицу всё же приходится оформлять нужный запрос в письменной форме, адресуя его непосредственно руководству организации.

Так или иначе, отказ работодателя от выдачи обязательных документов и удовлетворения просьбы увольняющегося сотрудника о предоставлении дополнительных справок считается неправомерным.

Если руководство не выдает справки при увольнении, придется отвечать по закону, если выбывающий работник, ущемленный в правах, пожелает реализовать соответствующую процедуру:

  1. Заявитель готовит письменный запрос на получение полагающихся бумаг и адресует его руководству компании. Такую бумагу можно составить в двух экземплярах, передав её через канцелярию директора. При этом на экземпляре заявителя должна стоять отметка секретаря о принятии. Ещё один способ – переслать этот запрос почтой, то есть заказным письмом (отправитель оповещается о передаче этого письма адресату).
  2. Если в трехдневный срок работодатель адекватно не отреагирует, заявитель может направить соответствующую жалобу в компетентную инстанцию – трудовую инспекцию или прокуратуру. Как вариант, можно передать эту жалобу сразу обеим госструктурам. Бумагу можно передать лично, почтой или онлайн.
  3. Жалоба рассматривается контролирующим госорганом на протяжении 30 дней, отсчитываемых с момента её получения.
  4. Рассмотрев жалобу, госорганы проведут надлежащую проверку. Работодатель будет привлечен к соответствующей административной ответственности (если его вина будет официально установлена и подтверждена).

Срок подачи формы в налоговую

Все налоговые агенты, будь то юридические лица или индивидуальные предприниматели, имеющие наемных лиц, обязаны регулярно представлять отчеты в налоговую службу. Каждый из них имеет свои строго установленные сроки подачи. Форма 2-НДФЛ заполняется работодателями по всем работающим у них лицам один раз в год. Конечный срок ее подачи 31 марта. Если этот день является нерабочим, то отчетность подается раньше. Крайне важно, чтобы до 1 апреля справки о доходах и исчисленном налоге на доход физических лиц были поданы.

Отчеты содержат в себе информацию о прошедшем календарном периоде. Им считается:

  1. Календарный год начиная с 1 января по 31 декабря.
  2. При реорганизации фирмы или ее ликвидации с 1 января по дату прекращения существования юридического лица.

Форма подается по месту регистрации юрлица или ИП.

Выводы

Официально прекратив трудовые отношения, работник вправе получить расчет (выплаты), трудовую книжку и дополнительную документацию, касающуюся работы. Всё это должен предоставить выбывающему гражданину его работодатель.

Часть бумаг выдается уходящему работнику в обязательном порядке (по умолчанию), а некоторые справки предоставляются по письменному запросу на протяжении 3 дней.

Так или иначе, работодатель не может отказать работнику в удовлетворении его законного требования. Если просьба своевременно не выполняется, сотрудник вправе жаловаться.

Штраф за несвоевременную сдачу

Налоговый кодекс РФ регулирует сроки подачи различной документации в ИФНС и устанавливает штрафные санкции при их нарушении. В статьях НК РФ оговаривается, что налоговые агенты несут административную ответственность, если отчеты сдаются не вовремя.

Штрафные суммы за несданные отчеты по форме 2-НДФЛ указаны в статье 126 НК пункт 1-й. За каждый не вовремя поданный бланк начисляется 200 рублей штрафа. Если учесть, что на всех работников заполняется отдельная форма, то для нанимателей, имеющих в штате десятки, а то и сотни человек, данное наказание может вылиться в огромные суммы.

Административное наказание понесет налоговый агент и в том случае, если в сданных отчетах будет указана неверная информация. Размер штрафов зависит от умышленности их предоставления.

Распространённые ошибки при заполнении

Исправления в бланке 2-НДФЛ не допускаются, в случае ошибки справка должна быть оформлена на новом бланке. Наиболее частые ошибки при заполнении справки:

  • отсутствует подпись уполномоченного сотрудника бухгалтерии с расшифровкой в поле «налоговый агент». Она должна быть сделана синей ручкой и не должна быть закрыта печатью;
  • дата указана не в формате ДД.ММ.ГГГГ;
  • печать проставлена не в том месте: она должна стоять в нижнем левом углу справки, где есть о.

Оцените качество статьи. Нам важно ваше мнение:

Когда отказ правомерен?

В соответствии с законодательством, на работодателей возлагается обязанность по хранению документации в течение 5 лет, а затем происходит ее уничтожение. Отсюда следует, что в случае обращения человека за справкой по истечению данного периода, ему могут отказать на законных основаниях, при этом привлечение его к какой-либо ответственности невозможно.

получить справку 2-НДФЛ

Корректировка 2-НДФЛ

Если налоговая служба выявила несоответствия и обнаружила неточности, их придется исправить. Делать новые расчеты обязан бухгалтер предприятия. При внесении исправленных сведений в бланке, в специально отведенной для этого строке проставляется код от 01 и больше, который соответствует количеству исправлений.

Исправлять ошибки в уже заполненной форме нельзя, бухгалтеру придется оформить новый бланк, проставив отметку о том, что он является корректирующим ранее поданные сведения. Каждое исправление подвергается обязательным штрафным начислениям.

Откорректированные формы подаются с внесением реальной даты подачи. Передавать их в налоговую службу необходимо стандартными для организации способами:

  1. В электронном виде.
  2. В бумажном варианте.

При заполнении корректирующего отчета в него вносятся только исправленные данные.

Что делать, если ликвидировано предприятие

Если нужна декларация после увольнения, а предприятие ликвидировано и исключено из ЕГРЮЛ, приведем ряд решений для такой проблемы:

  • Сотрудник бухгалтерии новой организации отправляет запрос в местные фискальные органы, где указаны причины такой необходимости. Декларация понадобится для среднего заработка при расчете отпускных, больничных, применении стандартных вычетов;
  • также обратиться за такими сведениями физ. лицо может самостоятельно.

ИФНС в ответе на запрос предоставит полную информацию.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]