НДС при осуществлении государственных закупок и закупок компаний с государственным участием

Налог на добавленную стоимость (далее – НДС) – это косвенный налог в форме изъятия в бюджет государства части стоимости товара, работы или услуги, которая создается на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации.

Государственный контракт между заказчиком и поставщиком в процессе государственных закупок в форме аукциона заключается по той цене, которая была признана лучшей в ходе торгов. Система налогообложения, под которую подпадает контрагент, не имеет значения. Перед заключением договора по результатам госзакупок необходимо рассчитать сумму НДС и указать ее в государственном контракте.

Порядок расчета и уплаты такого налога устанавливается статьей 21 Налогового кодекса Российской Федерации. В настоящее время существует общая система налогообложения и четыре специальных режима налогообложения.

При этом чаще всего участниками государственных закупок используется общая либо упрощенная системы налогообложения. Рассмотрим их последовательно.

Общая система налогообложения (ОСНО) применяется для тех предприятий, которые реализуют товар по цене, значительно выше себестоимости. Налоговая ставка НДС составляет с 1 января 2021 г. 20%, на отдельные группы товаров – 10%.

Упрощенная система налогообложения (УСН) позволяет «заменить» одним налогом налоги, уплачиваемые при ОСНО (такие как НДС, налог на имущество, в некоторых случаях НДФЛ (при применении той или иной системы налогообложения ИП)).

Применяется для субъектов, доход которых не превышает 150 миллионов рублей в год. При этом в ней не должно работать более 100 сотрудников, а оценочная стоимость самого субъекта налогообложения не может превышать 150 миллионов рублей. Чаще всего под такие требования подпадают индивидуальные предприниматели. Упрощенная система не предусматривает уплаты НДС.

44-ФЗ – НДС в стоимости контракта

Государственный заказчик, формируя начальную максимальную цену госконтракта, закладывает в нее также сумму НДС и в тендерной документации указывает НМЦК с учетом этого налога.

Некоторые заказчики учитывают, что в торгах могут принимать участие компании и индивидуальные предприниматели, находящиеся на специальных режимах налогообложения, и прописывают в условие, что налог на добавленную стоимость учитывается, только если подрядчик является его плательщиком, т.е. дают возможность победителю заключить контракт без НДС.

Примечание: даже если заказчик отметил такое условие не специально и при заключении контракта с победителем на УСН требует заплатить налог, можно подать жалобу в ФАС. В практике антимонопольного органа уже рассматривали такие дела, и решение выносилось в пользу Поставщика. Например, жалоба № 197/КС, несмотря на то, что Заказчик обращался в Арбитражный суд, судьи так же признали решение ФАС обоснованным.

Естественно, в такой ситуации участники на УСН имеют преимущество перед участниками на ОСНО, т.к. согласно ч. 1 и ч. 2 ст 34 44-ФЗ договор должен быть заключен на условиях, предусмотренных извещением о закупке, а цена является твердой и определяется на весь срок исполнения.

Это означает, что сумма НДС в контракте по 44-ФЗ, которая обязательна к уплате участником на ОСНО, для участника на специальном режиме будет дополнительным доходом.

Подготовка и подача жалобы в ФАС

на неправомерные требования Заказчика

Заказать

Но намного чаще встречаются ситуации, когда заказчик в документации просто указывает, что цена рассчитана с учетом налога на добавленную стоимость . Нормативной базой для выбора метода определения НМЦК и проведения расчетов служит Приказ МЭР РФ от 2 октября 2013 г. N 567, но в этом документе не регламентировано включение НДС в стоимость контракта. Однако заказчик формируя НМЦК должен учитывать условия планируемой закупки и, если предмет договора содержит товары, работы или услуги, облагаемые налогом на добавленную стоимость, сумму НДС необходимо включить в начальную (максимальную) цену.

В этом случае ситуация складывается иначе. Если заказчик в контракте установит условие выставить ему счет-фактуру, то опираясь на ту же статью 34 44-ФЗ, подрядчик будет обязан это сделать, т.к. это условие изначально было предусмотрено аукционной документацией. Как и в вышеописанном случае, победитель должен будет заключить госконтракт по цене, которую он предложил в ходе закупочной процедуры.

Примечание: пример рассмотрения подобной жалобы и решение в пользу Заказчика можно найти здесь.

НДС при осуществлении закупок компаниями с государственными участием

Основным отличием от государственных закупок является то, что заказчики, работающие по Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее Закон № 223-ФЗ), сами устанавливают порядок формирования цены, в том числе условие включения в нее НДС.

Напрямую правила проведения закупок и определения цены контракта не прописаны в Законе № 223-ФЗ. Заказчик должен руководствоваться собственным положением о закупках. В закупочной документации прописывается четкий порядок формирования итоговой цены контракта. При этом должны учитываться все дополнительные расходы, налоговые сборы, пошлины и так далее.

Например, при сопоставлении и оценке заявок при проведении закупки заказчик вправе определить в положении и установить в документации правила применения налогового вычета по НДС в отношении приобретаемой продукции. В качестве единого базиса сравнения ценовых предложений могут использоваться цены предложений участников без учета НДС. В случаях, когда результаты анализа не позволяют однозначно заключить о наличии права заказчика применить налоговый вычет по НДС либо если налоговый вычет по НДС применяется в отношении части приобретаемой продукции, в качестве единого базиса сравнения ценовых предложений возможно использование цены предложений участников с учетом всех налогов, сборов и прочих расходов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Учитывая изложенное, договор по результатам закупки, победителем которой является участник, применяющий УСН, заключается на условиях, определенных положением о закупке10. Рассмотрим пример из практики. В документации заказчик установил, что если участник не платит налог, итоговая цена договора с ним снижается на сумму налога. При этом в документации о закупке заказчик по закону должен установить одно значение начальной цены для всех (независимо от системы налогообложения), указав при этом, включен или нет в стоимость НДС. Заказчик не имеет права вычитать какие-то суммы из ценовых предложений и использовать разный порядок оценки заявок в зависимости от категории участника. В итоге УФАС решило, что заказчик ограничил конкуренцию11.

Чтобы избежать конфликтных ситуаций многие организации предпочитают проводить сравнение предложений участника без учета НДС. В дальнейшем сумма налога приплюсовывается к итоговой цене контракта при необходимости.

Величина НДС отражается в счет-фактуре, которую выставляет заказчику поставщик при поставке товара или оказании услуг. Компании, работающие по упрощенной системе, не выставляют клиентам таких документов. Это правило устанавливается статьей 346.11 Налогового кодекса РФ. Если заказчик ошибочно выделяет в платежном поручении сумму НДС, то платить ее не придется.

НДС в контракте для УСН

Если участник работает на УСНО и не является плательщиком НДС, то выполнять такие условия окажется довольно накладно. Т.к. согласно п. 5 ст. 173 Налогового кодекса РФ в случае выставления лицами, не являющимися налогоплательщиками, покупателю товаров (в данном случае госзаказчику) счета-фактуры с выделением суммы налога на добавленную стоимость – вся сумма налога, указанная в этом счете-фактуре, подлежит уплате в бюджет.

Во-первых, участников, которые не обратят внимание на то, что цена контракта указана с НДС, может ждать неприятный сюрприз при его заключении. Т.к. предложенная ими цена не будет предусматривать еще и уплату налога в 20%. В этом случае подрядчик может подписать договор и исполнить его себе в убыток.

Во-вторых, если победитель откажется от заключения договора на таких условиях, то он может попасть в Реестр недобросовестных поставщиков.

Самостоятельная проверка контрагента

Какие меры компания может предпринять, чтобы обезопасить себя от недобросовестных контрагентов и на что важно проверить контрагента?

В числе критериев, на которые стоит обратить внимание, можно отметить:

  • правильность указания реквизитов в полученном от компании счете-фактуре;
  • действительность ее регистрационных данных (не исключена ли компания из реестра юрлиц и индивидуальных предпринимателей), не входит ли компания в список ликвидируемых;
  • проверка высшего руководства на предмет дисквалификации;
  • не является ли компания фирмой-однодневкой;
  • наличие задолженности по налогам и сборам;
  • форма налогообложения.

Сегодня существенный массив сведений о юридическом лице можно получить из электронных сервисов ФНС (они объединены в блоке «Проверьте, не рискует ли ваш бизнес?»).

Сервис «Сведения о госрегистрации юрлиц, ИП, крестьянских/фермерских хозяйств» (https://egrul.nalog.ru) позволяет понять, зарегистрирована ли компания в принципе, данные о ее руководстве и пр. Здесь же доступна для скачивания выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП.

Сервис проверки счетов-фактур (https://npchk.nalog.ru) позволяет проверить корректность представленного счета-фактуры. Так как по новым правилам с 2015 года сведения в декларацию по НДС должны содержать данные из Книги покупок и продаж, то указанный ресурс позволит сэкономить время на выявление ошибок в декларации.

Поиск может вестись по ИНН/КПП организации.

Практика ФАС и АС по контрактам с НДС

Поставщики, работающие на упрощенной системе налогообложения, сталкиваясь с контрактами 44-ФЗ с НДС, зачастую подают жалобы в ФАС: как максимум – с целью подписать договор без учета налога, и как минимум – отказаться от заключения без внесения в РНП.

Практика Федеральной антимонопольной службы, а также Арбитражных судов в этом вопросе неоднозначна. Многое зависит от позиции конкретного управления.

В своей рабочей практике мы присутствовали на заседаниях, где представители контролирующих органов признавали право заказчика требовать с победителя госзаказа выставления счета-фактуры. Таким образом, даже если поставщик находится на специальном режиме налогообложения, ему придется подать налоговую декларацию и заплатить НДС с цены госконтракта.

И в этом случае, организации-“упрощенцы” находятся в наименее выгодной ситуации, чем компании на ОСНО, т.к. компании с УСН не смогут принять сумму к данного налога к вычету, в отличие от компаний на общей системе налогообложения.

Если Вы работаете на специальном режиме налогообложения, то важно просматривать условия заключаемого госконтракта также в плане включения НДС в НМЦК. Ведь даже, если Вы выиграете тендер, исполнение которого предусматривает выставление счета-фактуры и уплаты налога в бюджет, и обратитесь в ФАС для защиты своих интересов, велика вероятность, что решение будет принято в пользу заказчика.

Из-за отсутствия единства в практике УФАС и Арбитражных судов, нельзя заранее предсказать итог заседания по вопросам НДС в контрактах по 44-ФЗ. Рациональнее всего будет изучить подобные дела в интересующем регионе и опираться уже на практику конкретного УФАС.

©ООО МКК «РусТендер»

Материал является собственностью tender-rus.ru. Любое использование статьи без указания источника — tender-rus.ru запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Поиск сведений в реестре дисквалифицированных лиц

(https://service.nalog.ru/disqualified.do) позволяет по ФИО, наименованию и реквизитам юрлица проверить, не входит ли руководитель в список дисквалифицированных.


Также можно поискать руководителя в перечне тех, кому запрещено руководство организацией.

Одними из признаков того, что компания является фирмой-однодневкой являются: то, что по ее юрадресу зарегистрировано сразу нескольких юридических лиц (так называемые «адреса массовой регистрации», проверка по данному критерию может вестись по адресу https://service.nalog.ru/addrfind.do); то, что ее руководитель является учредителем одновременно нескольких юрлиц (проверить эти данные можно по адресу https://service.nalog.ru/mru.do).

Сервис «Сведения о юрлицах, имеющих задолженность по уплате налогов/не представляющих отчетность» позволяет выявить юрлиц с задолженностью перед бюджетом. Если компания есть в данном списке, это повышает риски того, что она не перечислит НДС и его невозможно будет зачесть в дальнейшем.

Разъяснения по теме

Основные тезисыРеквизиты документаСкачать
Об изменении цены контракта из-за повышения ставки по НДС и возможности закупки услуг на технологическое присоединение у единственного поставщика.Письмо Минфина №24-03-07/42233 от 21.05.2020
О заключении и оплате контракта, если победитель закупки применяет УСН, и об уплате им НДС.Письмо Минфина №24-01-06/36900 от 07.05.2020
Об установлении требований к участникам, которые применяют различные системы налогообложения (уменьшение или увеличение предложенной максимальной начальной цены на сумму НДС) в закупках по 223-ФЗ.Письмо ФАС №АД/66562/18 от 22.08.2018
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]