Понятие кассовой дисциплины
Правила ведения кассовых операций в организации закрепляют указания Центробанка России № 3210-У. Нормативный документ предусматривает порядок работы с наличными денежными средствами в учреждении. За любое отклонение от установленных требований предусмотрена ответственность за нарушение порядка ведения кассовых операций. Но это не единственный норматив в работе с наличностью.
Все организации и ИП, которые принимают наличную оплату за оказанные услуги и работы или реализованный товар от физических лиц, обязаны применять онлайн-кассы. Работать без ККТ нового поколения запрещено (закон № 54-ФЗ и закон № 290-ФЗ). Если компания или коммерсант проведет операцию «мимо кассы», то штрафов не избежать.
Ключевые правила организации работы с кассовыми операциями — в статье Новое в кассовой дисциплине: как избежать штрафов».
Кому не грозит штраф за отсутствие онлайн-кассы
Массовый переход бизнеса на кассовые аппараты осуществлялся поэтапно. Многим категориям предпринимателей были предоставлены отсрочки и введен мораторий на штрафы за отсутствие онлайн-касс. Вступивший в силу в 2021 году ФЗ № 129 дал очередное (на этот раз последнее) послабление «частникам», ведущим деятельность в одиночку:
- оказывающим услуги: массаж, косметология, перевозки и др.;
- выполняющим работы: авторемонт, монтаж оборудования и т. д.;
- продающим продукцию собственного изготовления: аксессуары, украшения, выпечку и др.
Если ИП наймет хотя бы одного сотрудника, льгота на него уже перестанет распространяться, и он будет обязан проводить расчеты через кассу. То же касается предпринимателей, которые, помимо изделий hand made, реализуют товары других производителей. В противном случае налоговые органы могут применить к ИП штраф за торговлю без онлайн-кассы.
Ст. 2 ФЗ № 54 выделяет группу субъектов, которые полностью освобождены от обязательства вести расчеты через ККТ. Штрафы за отсутствие онлайн-кассы на них тоже не распространяются. В категорию «льготников» входят предприниматели:
- занимающиеся ремонтом обуви;
- торгующие мороженым из ларька;
- продающие квас с автоцистерны;
- реализующие церковные товары;
- оказывающие услуги няни и сиделки;
- осуществляющие торговлю на ярмарках;
- лица, сдающие свою квартиру в аренду и др.
Магазины, работающие в труднодоступных районах, могут торговать без кассовой техники, но по желанию потребителя обязаны представить любой документ, подтверждающий покупку (допускаются заполненные от руки квитанции).
Организации, ведущие свою деятельность в местах, где нет интернета, могут использовать ККМ без отправки чеков оператору фискальных данных (ОФД). Для них применяются те же штрафы за несоблюдение 54-ФЗ, что и для всех остальных субъектов.
Порядок организации кассы
Для соблюдения установленных норм учреждению достаточно выполнить пять ключевых шагов:
- Назначить ответственного работника за ведение кассовых операций. Ознакомьте сотрудника с положениями указаний № 3210-У и закона № 54-ФЗ в последней редакции под подпись.
- Обеспечьте сохранность кассы и документации. Необходимо оборудовать кабинет сейфом, в котором храните деньги, ордера, кассовые книги и чековую книжку.
- Установите предельный лимит остатка наличности в кассе. Эта сумма вычисляется расчетным путем, по приходу или выбытиям из кассы. Не допускайте превышение лимита на конец рабочей смены или дня, иначе гарантированы штрафные санкции за нарушение кассовой дисциплины. Излишки вносите на расчетный счет компании в банке. В дни зарплаты остаток может быть больше лимита.
- Все операции отражайте специальными кассовыми документами. На приходные операции выписывайте приходный ордер, на расход — расходный. Регистрируйте операции в кассовой книге. Если принимаете наличную оплату за товар, работы, услуги, используйте онлайн-ККТ.
- Тратьте выручку только на разрешенные цели. Перечень одобренных затрат приведен в указаниях Банка России от 07.10.2013 № 3073-У.
Какие нарушения допускаются
Подконтрольные организации обязаны разбираться и понимать, за какие кассовые нарушения штрафуют, и при каких условиях наказания недопустимы. Всего выделяют пять категорий проступков, за которые предусмотрена административная ответственность:
Суть проступка | Пояснения |
За расчет наличными сверх лимита | Если организация рассчиталась наличными деньгами в сумме более 100 000 рублей в рамках одного контракта. |
Нецелевое расходование наличной выручки | Если компания потратила наличную выручку на цели, не предусмотренные указаниями № 3073-У. Например, выплатила заработную плату или перечислила страховые взносы. |
Превышение лимита кассы | Если в кассе организации на конец рабочего дня денег осталось больше, чем утвержден лимит остатка. За исключением дней выплаты зарплаты, пособий и стипендий. |
Неоприходование наличной выручки | Если поступившая в кассу выручка не оприходована в установленном порядке. То есть не оформлена кассовая документация (ПКО, фискальный чек или БСО). |
Нарушение порядка ведения операционной онлайн-кассы | Если фирма допустила отклонение от правил ведения онлайн-касс по закону № 54-ФЗ. Например, не оприходовала покупку через онлайн-ККТ. |
ВАЖНО!
В назначении мер административной ответственности предусмотрен срок исковой давности по нарушениям кассовой дисциплины — всего два месяца со дня совершения правонарушения. Например, лимит остатка кассы превышен 10.01.2019. Накажут учреждение, только если проступок выявят до 10.03.2019. Позже применять взыскание неправомерно.
Исключением являются длящиеся преступления. Это категория проступков в части нарушений положений закона № 54-ФЗ. Например, если организация длительное время не переходит на онлайн-кассу.
Штраф за отсутствие номенклатуры в чеке в 2021 году
Номенклатура (название изделия) — обязательный реквизит чека для компаний, торгующих подакцизной продукцией, а также для организаций и ИП на ОСНО. С февраля 2021 года это требование коснется предпринимателей на специальных режимах: УСН, ПСН, ЕСХН. Если раньше в парикмахерской могли предоставить чек только с ценой услуги, то теперь они должны указать и название («стрижка 400 руб.»).
Торговые точки с небольшим количеством позиций могут вводить номенклатуру вручную и использовать бюджетные кнопочные кассы. Если в ассортименте более 100–200 позиций, применение «автономок» становится проблематичным. В этой ситуации есть два решения: полностью загрузить справочник до 01.02.2021 или приобрести смарт-терминал. Во втором случае названия товаров удобно загружать через облачный сервис, при этом количество позиций может достигать нескольких тысяч. С указанной даты за отсутствие номенклатуры взыскивают сумму:
- 1 500–3 000 руб. — должностных лиц (ДЛ);
- 5 000–10 000 руб. — ИП и организации.
Распечатанный документ без номенклатуры признается недействительным.
Виды наказаний за нарушения
За проступки в части соблюдения кассовой дисциплины нарушителя ждет административная ответственность. Часть 1 ст. 15.1 КоАП РФ и письмо ФНС от 09.07.2014 № ЕД-4-2/13338 предусматривают следующие виды взысканий:
- предупреждение;
- штраф в отношении ответственного работника (руководителя или иного сотрудника организации);
- штраф в отношении компании-нарушителя.
В отношении проступков в части соблюдения закона 54-ФЗ (ст. 14.5 КоАП РФ) наказания следующие:
- предупреждение;
- штраф на ответственное лицо;
- штраф на организацию;
- дисквалификация должностного лица;
- приостановка деятельности компании (срок до 90 дней).
Штрафы и наказания за нарушения кассовой дисциплины
Представим в виде таблицы, какие штрафы предусмотрены за нарушение кассовой дисциплины. В соответствии со ст. 15.1 КоАП РФ, нарушителей накажут:
Суть проступка | Штрафы для должностных лиц и ИП | Штрафы для юрлиц | Штрафы для СМП |
За нарушения кассовой дисциплины (указания 3210-У): | |||
| От 4000 до 5000 рублей. | От 40 000 до 50 000 рублей. | За нарушение, допущенное впервые, — предупреждение. За повторный проступок — штраф, в зависимости от правового статуса СМП. |
Нарушение порядка ведения онлайн-касс (закон № 54-ФЗ): | |||
Прием наличной выручки мимо онлайн-ККТ. | От 25% до 50% суммы расчета без ККТ, но не менее 10 000 руб. | От 75% до 100% суммы расчета без ККТ, но не менее 30 000 руб. | Штраф могут заменить предупреждением, если проступок выявлен впервые. |
Повторное неприменение ККТ, если сумма выручки, проведенной мимо кассы, составила 1 миллион и более. | Дисквалификация должностного лица от года до двух лет. Для ИП — приостановка деятельности до 90 суток. | Приостановление деятельности организации на срок до 90 суток. | Приостановка деятельности до 920 дней. |
Онлайн-касса не отвечает установленным требованиям либо нарушен порядок применения ККТ. | Предупреждение или штраф от 1500 до 3000 рублей. | Предупреждение или штраф от 5000 до 10 000 рублей. | Предупреждение или штраф. |
Документы, связанные с применением ККМ, не предоставлены в ФНС по запросу. | |||
Чек или БСО не выдан покупателю. | Предупреждение или административный штраф в размере 2000 руб. | Предупреждение или административный штраф в размере 10 000 руб. | Предупреждение или административный штраф в размере 10 000 руб. |
Учет показаний свидетелей
В 2021 году громкий процесс ценой порядка одного миллиарда рублей проиграла сеть ресторанов «корчма Тарас Бульба» (постановление Арбитражного суда города Москвы от 24.05.16 г. №А40-249895/2015). Проверяющие обнаружили сокрытие реальной суммы выручки. В материалах дела есть ссылка на свидетельские показания о фактах «обнуления кассы» и наличие «черной» бухгалтерии. Ресторанной сети присудили выплату большой недоимки и штрафов на основании свидетельских показаний и найденной электронной документации, подтверждающих неполное отражение выручки в учете. С 2017 года все предприниматели и организации, за некоторым исключением, обязаны пользоваться «онлайн-кассами». Теперь ИФНС имеет возможность жестко контролировать выручку в режиме «онлайн».
Внутренний контроль
На проведение ревизий внутреннего характера уполномочены штатные сотрудники организации. Например, провести внезапную ревизию кассы вправе главный бухгалтер или руководитель организации.
Порядок проведения ревизии, как и перечень уполномоченных лиц, закрепите в учетной политике учреждения. Либо издайте отдельный приказ. Учтите, что внезапная ревизия кассы проводится группой лиц. То есть специально созданной комиссией.
Проверку кассовой дисциплины в организации следует проводить и при смене кассира (работника, ответственного за прием и выдачу наличных, оформление документов).
Внешний контроль
Под внешним контролем кассы понимаются проверки и ревизии соблюдения кассовой дисциплины, которые осуществляются государственными органами, службами и ведомствами.
Представителей коммерческих структур уполномочена контролировать ФНС. Инспекция разрабатывает и утверждает специальные планы выездных налоговых проверок. В соответствии с планами, выявляются риски от нарушений кассовой работы. ФНС вправе провести внеплановую ревизию. Учтите, что отсутствие компании в плане проверок ФНС не является гарантией того, что инспекторы не приедут с ревизией. Инспекция уполномочена назначить внеплановый контроль при наличии веских оснований и даже без них.
Бюджетный сектор контролирует не только ФНС. Ревизии кассы вправе проводить:
- Счетная палата;
- ревизионный отдел финансового органа, в котором обслуживается учреждение;
- Министерство внутреннего финансового контроля;
- Министерство финансов;
- учредитель или профильное министерство и ведомство;
- органы прокуратуры и следственного комитета;
- иные представители госструктур.
Бюджетников на нарушения по кассовым операциям могут проверять хоть каждый день, так велико число контролеров и ревизоров.
При инициации внешней проверки кассы контролер обязан предоставить:
- удостоверение контролера;
- распоряжение ведомства, инициировавшего контрольное мероприятие;
- план проведения ревизии;
- предмет проверки;
- сроки проведения контрольного мероприятия.
ВАЖНО!
Документы заверяют подписью и печатью руководителя ведомства. Если бумаг недостаточно или отсутствуют подписи или печати, потребуйте предоставить верную документацию. До этого не допускайте ревизора к проверке.
Складские излишки как причина доначисления налогов
Такой случай рассматривался Арбитражным судом Западно-Сибирского округа в 2015 году: дело № А81-6124/2014 постановление от 24.08.15. Инвентаризационная комиссия организации выявила излишки одних товарно-материальных ценностей (далее ТМЦ) и недостачу других. Дополнительные проверки и анализ информации в разрезе номенклатурных позиций показали, что найденные излишки – это те ТМЦ, которые были отражены на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» после предыдущих инвентаризаций. Чтобы устранить расхождение данных складского учета с бухгалтерией, организация провела уточнение хозяйственных операций. Однако контролеры, после исследования инвентаризационных описей, посчитали, что корректирующие операции не были корректировкой, устраняющей расхождения, а являлись зачетом недостач за счет излишков ТМЦ. А излишки могли образоваться из-за пересортицы. И поэтому положительная разница между излишками одного товара и недостачей другого аналогичного товара, должна учитываться в составе внереализационных доходов. Соответственно, налоговую базу признали заниженной, и было произведено доначисление налога. При этом налоговики ссылались на положения статей Налогового кодекса РФ (п.20 ст.250 и подпункта 5 п.2 ст.265 НК РФ), которые не позволяют производить зачет недостач таким образом. Суд изучил предоставленную документацию, и пришел к выводу, что на самом деле проверяемое предприятие обнаружило расхождения между данными в бухгалтерии и складским учетом. Одни и те же позиции в бухгалтерском учете значились и как излишки, и как недостача ТМЦ. Недостача была выявлена предыдущими инвентаризациями, результаты которых оказались некорректными. Судебные органы выразили несогласие с утверждением ИФНС, и признали, что налогоплательщик произвел уточнение хозяйственных операций с целью корректировки неверных данных по складским запасам в бухгалтерском учете. Для этого найденным излишкам ТМЦ был возвращен статус материалов, хранящихся на складе. Следовательно, суды допускают, что неотраженные в учете излишки ТМЦ могут возникнуть в результате ошибок инвентаризации и не являются сокрытой выручкой.
Как фиксируются нарушения
Выявленные ошибки, отклонения и проступки оформляют специальным актом. Иначе привлечь нарушителя к ответственности нельзя. Проверьте, все ли обязательные реквизиты отражены в акте про нарушения при проверке кассовых операций. К ним относят:
- наименование документа, дата составления, номер;
- наименование подконтрольной организации;
- члены комиссии (Ф.И.О., должности) — для внутренней проверки;
- должность, Ф.И.О. ревизора, наименование ведомства — для внешней формы контроля;
- кассир или иное материально-ответственное лицо (Ф.И.О., должность);
- перечень ценностей в кассе на начало проведения ревизии (это не только наличность, но и марки, ценные бумаги, бланки строгой отчетности);
- сумма наличных денег и стоимость прочих ценностей по учетным данным;
- последние номера приходных и расходных ордеров (при наличии);
- детальное отражение факта и содержания нарушения.
Анализ производственных показателей
Такую методику применила ИФНС Новгородской области при проверке организации, выпускающей мороженое (Судебное дело N А44-4123/2008). Налоговые инспекторы сравнили объемы выпуска продукции с расходами на упаковку и тару. Проверяющие нашли, что предприятие не включало наполнители и добавки в суммарный вес произведенного мороженого, за счет чего занижался объем выпущенной продукции. Одновременно налоговые инспекторы обнаружили завышение норм расхода сырья, которые установлены Минмясомолпромом СССР и Минторгом СССР (приказы № 387, № 345 от 29.12.84) для производства мороженного. Списание упаковочных материалов (вафельных стаканчиков, палочек, коробок, этикеток) также не соответствовало объему выпущенной продукции, отраженному в отчетах по производству. Поэтому налоговики заподозрили наличие неучтенного мороженого. Проверяющие предположили, что сбыт такого мороженного организован через пару покупателей, признанных зависимыми от налогоплательщика. При этом встречные проверки спорных контрагентов не проводились, и реальный объем товара, полученного контрагентами, не был определен. Факт реализации неучтенного мороженного суды не признали установленным, поскольку предположение налоговиков не было подтверждено документально. Арбитражный суд Северо-Западного округа также встал на сторону налогоплательщика (20.08.2009 г № А44-4123/2008) и его решение подтвердил Верховный суд (№ ВАС-15018/09 от 25.11.09). Судебные органы не признают занижение выручки, когда нет документов, доказывающих сбыт неучтенной продукции. Поэтому доначисление налогов признано неправомерным. Таким образом, суды встанут на сторону налогоплательщика, если налоговая инспекция не представит документальных доказательств, что неучтенный товар приобрели конкретные покупатели.