Назначение главного бухгалтера: как учесть все нюансы

Бухгалтерский учет ведется на протяжении всего существования организации — от регистрации ее в качестве юридического лица до прекращения деятельности в результате ликвидации или реорганизации. Отвечает за ведение бухучета и хранение соответствующих документов руководитель организации, который обязан возложить его ведение на главного бухгалтера или иное должностное лицо либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухучета. Исключение из этого правила составляют организации, имеющие право применять упрощенные способы ведения бухучета, а также субъекты среднего предпринимательства. Однако на практике большинство руководителей предпочитает иметь в штате главбуха, даже если закон позволяет этого не делать.

Приказ о назначении бухгалтера: зачем нужен?

Приём на работу таких специалистов ведется на общем основании, согласно стандартному порядку:

  1. Для работника проводят инструктажи, его знакомят со всей локальной документацией.
  2. Изучение должностной инструкции.
  3. Заключение трудового договора.
  4. Оформление приказа по форме Т-1 или в другом варианте.
  5. Заполнение личной карточки.
  6. Внесение сведений в трудовую книжку.

Для главных бухгалтеров обязательно наличие высшего образования в своей сфере. Компенсировать его можно только практическим опытом. Из последних 7 календарных лет на аналогичной должности нужно провести минимум 5. Если стаж и опыт соответствуют общим требованиям – не обязательно проходить курсы по повышению квалификации.

Приказ о назначении на должность не относят к обязательным документам. Проверяющие органы не будут выставлять требований и претензий, если бумаги нет. Другое дело – приказ, фиксирующий именно прием на работу гражданина.

Есть лишь некоторые ситуации, когда может потребоваться распоряжение о приеме на работу:

  • чтобы работник мог изучить свои обязанности;
  • составление списка дел, которые увольняющийся сотрудник передает новому;
  • подтверждение статусов.

Алгоритм составления документа

В верхней части бумаги располагается шапка, в которой прописываются название документа и дата его составления. Затем после заглавия указываются причины отсутствия сотрудника как такового. Этими причинами могут быть:

  • увольнение предыдущего работника;
  • уход в отпуск (по уходу за ребенком и пр);
  • командировка основного сотрудника;
  • предприятие малое, и самой должности не предусмотрено, и другие причины.

Вот так это должно выглядеть:

После вводной части обязательна формулировка (как в любом другом приказе) «Приказываю», и ставится двоеточие. Потом идет перечисление того, что необходимо сделать: уполномочить сотрудника (с полным указанием ФИО и занимаемой должности) выполнять работу с одним из видов ККМ.

При этом должна быть четко прописана модель кассового аппарата. Это может быть:

  • АМС 100К – если организация занимается продажей продуктов питания;
  • автономные кассовые аппараты с ЭКЛЗ и фискальной памятью типа ОРИОНа-100К или МЕРКУРИЯ-180К;
  • мобильные терминалы оплаты с модемом и аккумулятором типа YARUS C2100;
  • принтеры, не работающие без компьютера или терминала (их называют фискальными регистраторами) вида FPrint -5200ПТK и подобных;
  • чековые принтеры (у них нет встроенной памяти, а значит, их не нужно регистрировать в налоговой) видов Штрих 600, MPRINT R58 USB и пр.

Словом, вне зависимости от модели, ККМ должен быть прописан.

Помимо назначений, в приказе прописываются полномочия работника на ведение журнала, составление необходимых отчетов, подписание кассовых документов от должностного лица «кассир» или «администратор».

В тексте также должна присутствовать информация об ознакомлении сотрудника с таким документом, как Порядок ведения кассовых операций. Для этого ознакомления потребуется дополнительная подпись работника, который возлагает на себя права и обязанности кассира.

Сноска на договор о мат. ответственности тоже будет нелишней. Без нее приказ также будет иметь силу, но к нему потребуется составить приложение в виде этого договора.

В конце текста документа должно стоять минимум две подписи: бухгалтера-кассира и его руководителя. Дата уже стоит в начале.

Назначение главного бухгалтера: особенности

Обязательной становится процедура передачи полномочий и дел от сотрудника, который занимал должность ранее. Новый главный бухгалтер сам определяет отчетный период, за который он соглашается принять всю необходимую информацию. Бухгалтерские документы, согласно законам, хранятся на предприятиях минимум пять лет.

Отчетность за последние несколько месяцев требует детальной проверки, если её невозможно провести за предыдущие пять лет.

При приеме на работу в начале отчетного периода вся первичная документация передается предшественником в полном объёме. Это касается бухгалтерских журналов и тетрадей, готового баланса по текущим средствам.

То есть, проверке подлежат:

  1. Регистры чековых книжек по банковским организациям.
  2. Журнал со счетами-фактурами.
  3. Регистрация доверенностей.
  4. То же самое – по ценным бумагам.
  5. Книга с описанием покупок и продаж.
  6. Учетные документы, связанные с контрольно-кассовой техникой.
  7. Первичная отчетность.

По сути, процедура похожа на выездные налоговые проверки.

Кто может быть назначен на должность

Поскольку в обязанности и полномочия главбуха на предприятии входит ведение всех бухгалтерских дел, составление отчетности, организация нормального функционирования бухгалтерской системы, контроль соответствия всех проводимых операций относительно действующего законодательства РФ, а также имущества и финансового состояния организации, на эту должность целесообразнее всего назначать квалифицированного специалиста с высшим экономическим образованием.

Иногда назначают так называемого профессионального бухгалтера. У такого лица может не быть соответствующего диплома о высшем образовании, но зато есть достаточный стаж работы в данной сфере – не менее трех лет. В некоторых случаях, например, когда в компании мало сотрудников, директор может назначить на эту должность себя.

Если вас интересует, как написать заявление на увольнение по собственному желанию, прочтите эту статью.

Без подписи главного бухгалтера ни одни расчетные документы или документы по кредитным или финансовым обязательствам не вступают в силу. С другой стороны, если главбух заверил постановления, их обязаны исполнять все сотрудники предприятия. Исключения бывают в том случае, если генеральный директор не согласен с бухгалтером и заверяет неодобренные документы лично.

Право первой подписи всегда остается за гендиректором или его заместителем. В отдельных случаях полномочия могут быть переданы другому должностному лицу по доверенности. Главный бухгалтер имеет право второй подписи, которое в его отсутствие (отпуск, болезнь, командировка) переходит к заместителю или другому лицу, получившему доверенность.

Право первой подписи на банковских документах принадлежит гендиректору или же ИП, который открыл расчетный счет в банке на свое имя. Право второй подписи предоставляется главбуху или тому лицу, которое отвечает в фирме за ведение банковских операций.

Налоговые декларации соответственно актуальному законодательству имеет право подписывать только налогоплательщик – как правило, это руководитель компании. Главный бухгалтер может получить право подписи налоговых документов, если на него оформлена доверенность, в которой он указан как уполномоченный представитель налогоплательщика. Доверенность нужна также, если главбух будет лично подавать декларации в налоговые органы.

Без доверенности бухгалтер не имеет права действовать и подписывать какие-либо документы от имени организации. Непредоставление главбуху права подписи является нарушением закона «о ведении бухгалтерского учета». В этом случае возможны такие варианты:

  • выбрать должностных лиц, которые будут иметь право подписи вместо него (тогда в приказе должна быть пометка «Согласовано. Главбух и его подпись»);
  • назначить на должность главного бухгалтера работника, занимающего другую должность (тогда в приказе должно стоять «исполняющий обязанности на период испытательного срока»).

Право подписи может не предоставляться главбуху, если руководитель предприятия принял на себя обязанности по ведению всех учетных дел.

Бухгалтеру может даваться или не даваться право подписи особо важных документов, приказов и постановлений. Если в обычной ситуации директор в случае несогласия с рекомендациями и действиями главбуха может подписать любой приказ, то при наличии у последнего права подписи ситуация несколько меняется.

О том, как правильно передаются дела от предыдущего главбуха новому, вы можете посмотреть на видео:

Заполнение приказа

Первыми идут не только дата формирования приказа, но и номер согласно правилам внутреннего документооборота. Считается, что с этого времени новый сотрудник и вступил в свою должность, если сам документ не содержит других корректировок.

Далее указывают ФИО сотрудника и информацию относительно того, ведётся приём на временной или постоянной основе.

Профессиональная Юридическая Консультация +7(962)9232019

по Обществу с ограниченной ответственностью

г. Москва «____» ноября 2010 года

1. В связи с отсутствием в штате должности бухгалтерского работника обязанности Главного бухгалтера ООО «_______________» возлагаю на себя, ___________________ паспорт серия _________ № _______________, выдан _______________________________, дата выдачи ______________, код подразделения: _____________, зарегистрированная по адресу: ____________________________.

Г енеральный директор

ООО «_________________» __________________/_________________/

profyuristy.ru

Какие ещё нюансы учесть при назначении?

На основании приказа о приеме на работу вносят записи в трудовые книжки, это общее правило. Приказ по назначению на должность в этом случае не используется. Главным основанием для всех дополнительных документов становится Трудовое Соглашение с сотрудником, подписанное согласно действующим нормативам.

Содержание самого трудового договора – предмет отдельных договоренностей. Есть сведения, которые относятся к самым важным:

  • срочность самих отношений;
  • полнота отражения должностных обязанностей;
  • ответственность;
  • условия, связанные с оплатой труда.

Отдельно проверяют, чтобы кандидат полностью соответствовал требованиям, которые предъявляются к должности.

Документацию чаще всего разделяют на категории, чтобы учёт и хранение доставляли как можно меньше проблем. Предполагается структурирование абсолютно всех форм на основании тех или иных признаков. Это тоже входит в обязанности бухгалтеров, в том числе – главных.

При этом предприятиям разрешают создавать собственные классификации, поскольку единого стандарта в этом направлении нет. Можно добавлять нужные подклассы в зависимости от того, как складываются рабочие условия.

Чем урегулирована процедура

Законодательство устанавливает, что ведение бухучета организуется руководителем организации. Статьей 7 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ установлено, что руководитель организации обязан возложить ведение бухучета на главбуха либо вести его самостоятельно. Однако в некоторых организациях, например кредитных, наличие главбуха обязательно.

Для главного бухгалтера установлены квалификационные требования (пункт 4 Федерального закона 402-ФЗ), а это значит, что каждый главбух вне зависимости от формы собственности предприятия (коммерческая или государственная) подпадает под действие профессионального стандарта, который утвержден Приказом Минтруда от 22.12.2014 № 1061н.

Итоги

Перевод работника с одной должности на другую — достаточно распространенная практика. При этом фирмам важно не забывать, что в общем случае сделать это можно только с согласия специалиста. Перевод оформляется приказом руководителя компании, где, в частности, следует указать причину перевода, а также срок, в течение которого перевод будет действителен (если сотрудник переводится на некоторое время).
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Перевод, не связанный с волей сторон

Должность главного бухгалтера сопряжена с высокой ответственностью и интеллектуальной нагрузкой. Поэтому требования к состоянию здоровья человека, занимающего эту позицию в штатном расписании компании, достаточно жесткие. И если главный бухгалтер по состоянию здоровья не способен справляться с такой нагрузкой (постоянно или временно), работодателю приходится принимать меры.

Решением здесь может стать перевод сотрудника на нижестоящую должность. Если работник не согласен занять предложенную ему должность, трудовой договор расторгают.

Если же директор предприятия не заинтересован в том, чтобы терять сотрудника, решением может стать временное отстранение от занимаемой должности без сохранения заработка. Срок отстранения согласовывается между руководителем и работником исходя из состояния здоровья последнего.

Источник

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]