Учет ГСМ у ИП на УСН и покупки автомобиля на режиме «расходы минус доходы»


УСН

При расчете единого налога с разницы между доходами и расходами документально подтвержденные и оплаченные расходы на приобретение ГСМ можно включить в состав затрат (в зависимости от характера использования транспорта) (подп. 12, 5 п. 1, п. 2 ст. 346.16 НК РФ). Суммы НДС по этим расходам тоже уменьшают налоговую базу по единому налогу (подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).
При расчете единого налога с доходов расходы на ГСМ учесть нельзя (п. 1 ст. 346.18 НК РФ).

Ситуация: когда в состав расходов для расчета единого налога можно включить стоимость ГСМ, приобретенных за наличный расчет? Организация (предприниматель) применяет упрощенку и платит единый налог с разницы между доходами и расходами.

Организации и предприниматели, которые применяют упрощенку и платят единый налог с разницы между доходами и расходами, могут включить затраты на приобретение ГСМ в состав расходов на содержание служебного транспорта (подп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ) или в состав материальных расходов (подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

При упрощенке расходы учитываются кассовым методом. Поэтому в рассматриваемой ситуации расходы на ГСМ, включенные в состав затрат на содержание транспорта, можно признать при одновременном выполнении следующих условий:

  • ГСМ приобретены;
  • расходы оплачены.

Это следует из положений пункта 2 статьи 346.17 Налогового кодекса РФ.

Материальные расходы при расчете единого налога учитывайте в порядке, предусмотренном для расчета налога на прибыль (п. 2 ст. 346.16, ст. 254 НК РФ). Исключением из этого правила являются расходы на приобретение сырья и материалов. После оплаты стоимость таких ценностей можно включать в расчет налоговой базы, не дожидаясь их списания в производство (подп. 1 п. 3 ст. 273, подп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Поэтому исходя из буквального толкования абзаца 2 пункта 2 статьи 346.16 и пункта 2 статьи 346.17 Налогового кодекса РФ при расчете единого налога стоимость приобретенных ГСМ можно учесть сразу после оплаты независимо от того, когда это топливо списали. Такой же вывод можно сделать из писем Минфина России от 23 декабря 2009 г. № 03-11-09/413 и УФНС России по г. Москве от 30 января 2009 г. № 19-12/007413.

Учесть такие расходы при расчете единого налога можно в полном объеме, но при условии, что они экономически оправданны и документально подтверждены.

В частности, потребуются документы, подтверждающие:

  • стоимость приобретенных материалов (накладные, счета-фактуры, товарные чеки);
  • оплату приобретенных материалов (платежные поручения, кассовые чеки, квитанции);
  • количество материалов, израсходованных при эксплуатации автомобиля (путевые листы).

Такой вывод следует из положений пункта 2 статьи 346.16, пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ, писем ФНС России от 22 ноября 2010 г. № ШС-37-3/15988, УФНС России по г. Москве от 30 января 2009 г. № 19-12/007413 и подтверждается арбитражной практикой (см., например, определение ВАС РФ от 25 августа 2008 г. № 10353/08, постановления ФАС Центрального округа от 18 апреля 2008 г. № А36-3124/2006, Западно-Сибирского округа от 17 марта 2009 г. № Ф04-1471/2009(2200-А03-19)).

Образцы путевых листов утверждены постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78. Приведенные в нем формы обязательны лишь для организаций, осуществляющих автотранспортную деятельность (п. 2 постановления Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78). Однако на практике их могут применять и предприниматели. Кроме того, предприниматели могут использовать форму, разработанную самостоятельно. При этом реквизиты путевых листов, обязательные для заполнения предпринимателями, утверждены приказом Минтранса России от 18 сентября 2008 г. № 152.

Сумму расходов на ГСМ, которые включаются в расчет налоговой базы по единому налогу, укажите в разделе I книги учета доходов расходов (п. 2.1–2.3, 2.5 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 22 октября 2012 г. № 135н).

Пример отражения расходов на ГСМ в книге учета доходов и расходов. Предприниматель применяет упрощенку, единый налог рассчитывает с разницы между доходами и расходами

Предприниматель, зарегистрированный в Москве, использует в своей деятельности автомобиль «Шкода Фабиа» (общий пробег – 55 000 км).

5 февраля он отправился на этом автомобиле развозить своим клиентам информационные материалы.

Для заправки автомобиля предприниматель приобрел 25 литров бензина марки АИ-95 на общую сумму 800 руб. В кассовом чеке НДС не упомянут.

В путевом листе за 5 февраля отражены следующие данные:

  • остаток топлива в баке при выезде – 5 литров;
  • остаток топлива в баке при возвращении – 7 литров;
  • пробег автомобиля за время служебной поездки – 200 км.

Предприниматель принял решение списывать расходы на ГСМ в соответствии с нормами, утвержденными распоряжением Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р. Исходя из этого, он установил:

  • базовую норму расхода топлива – 7,7 л/100 км;
  • надбавку за работу в городе с населением свыше 3 млн человек – 25 процентов;
  • надбавку за работу в зимнее время – 10 процентов;
  • надбавку за использование кондиционера в автомобиле – 7 процентов.

При расчете нормативного расхода топлива он использовал формулу (п. 2.1 раздела 2 Методических рекомендаций, утвержденных распоряжением Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р):

Нормативный расход топлива, л = 0,01 × Базовая норма расхода топлива (л/100 км) × Пробег автомобиля, км × 1 + 0,01 × поправочный коэффициент, %

Поправочный коэффициент, необходимый для определения нормативного расхода топлива, предприниматель рассчитал так: 25% + 10% + 7% = 42%.

Нормативный расход топлива составил: 0,01 × 7,7 л/100 км × 200 км × (1 + 0,01 × 42) = 21,87 л.

Сумма расходов на ГСМ (в пределах норм), которые предприниматель учитывает при расчете единого налога, равна: 21,87 л × 800 руб. : 25 л = 699,84 руб.

Произведенный расчет предприниматель оформил в виде справки. Расходы на ГСМ в пределах норм предприниматель отразил в книге учета доходов и расходов

В каких случаях путевой лист не нужен

Бензин и другие ГСМ могут использоваться не только для транспортных нужд. Например, организация использует газонокосилку для ухода за территорией. Агрегат заправляется бензином. Очевидно, что использование путевого листа для подтверждения его расхода здесь лишено смысла. В подобных случаях пользуются технической документацией на агрегат, где указаны нормы расхода бензина за час работы, масел (обычно указывается на литр расхода топлива).

Другой вариант — опытным путем в присутствии комиссии устанавливают, сколько фактически сжигается ГСМ за единицу времени. Эти показатели и расчеты вносят в локальный НА, к примеру «Показатели работы газонокосилки». Если обрабатывается одна и та же территория, то ее площадь известна и можно определить количество времени, необходимое для покоса, расход бензина.

После выполнения работы на основании заказа-наряда или иного подтверждающего документа составляется акт на списание ГСМ. В нем указываются площадь скошенного участка, время работы агрегата, наименование и количество израсходованного бензина, его цена и стоимость, отнесенная в расходы. В акт вносится информация о том, что установленные нормы расхода ГСМ не превышены, расходы обоснованы и бензин подлежит списанию. Документ подписывается членами комиссии и заверяется руководителем.

Организации, не занимающиеся перевозками, но имеющие служебный, производственный транспорт, могут обходиться в учетной работе без путевых листов (Минфин, документ №03-03-06/1/354 от 16/06/11):

  1. При использовании системы ГЛОНАСС или иных подобных систем контроля. ПО позволяет делать распечатки – отчеты, отражающие все показатели движения машины.
  2. Если маршрут движения не меняется, например, автомобиль предназначен для ежедневного развоза работников. Число поездок, километраж, расход бензина будет постоянным, следовательно, можно применять списание по утвержденным нормам расхода ГСМ. Организация может разработать форму документа, контролирующего поездки и расход бензина, в течение месяца, самостоятельно.

Списание ГСМ осуществляется на основании этих документов актом на списание.

Кстати говоря! Перевозчики могут использовать тахографы, ГЛОНАСС, системы GPS как вспомогательный инструмент контроля расхода горючего.

Варианты учета ГСМ в «1С:Бухгалтерии 8»

Топливо можно приобретать за наличный расчет и в безналичной форме. Если организация выбрала безналичную форму, то с поставщиком ГСМ заключается договор поставки, в соответствии с которым организация перечисляет денежные средства на расчетный счет поставщика, а взамен получает талоны или топливные карты, по которым водители осуществляют заправку автомобилей на автозаправочных станциях (АЗС).

Учет ГСМ по талонам

Для учета операций с применением топливных талонов имеет значение, какой вид талонов используется и в какой момент к организации переходит право собственности на ГСМ. В зависимости от условий договора поставки нефтепродуктов право собственности на получаемый бензин может переходить к организации либо в момент получения талонов, либо в момент заправки автомобиля на АЗС.

Если по договору с поставщиком право собственности на ГСМ переходит к организации в момент заправки топлива в бак автомобиля на АЗС, то талоны на ГСМ могут учитываться в составе денежных документов на счете 50.03 «Денежные документы».

В программе «1С:Бухгалтерия 8» (ред. 3.0) для учета на топливо в составе денежных документов используются документы:

  • Поступление денежных документов и Выдача денежных документов (раздел Банк и касса) — для регистрации получения талонов от поставщика и передачи их водителю;
  • Авансовый отчет (раздел Банк и касса) — для отражения приобретения ГСМ;
  • Требование-накладная (раздел Склад) — для списания приобретенного ГСМ в расходы.

Если по договору с поставщиком право собственности на ГСМ переходит к организации в момент передачи топливных талонов, то поставщик одновременно с талонами передает организации комплект документов на топливо (накладную, счет-фактуру). В договоре при этом необходимо прописать условие, что топливо находится на ответственном хранении у поставщика до момента предъявления топливного талона и заливки топлива в бак автомобиля. Получение и выдачу талонов на ГСМ следует регистрировать в специальном журнале — книге учета талонов.

В программе «1С:Бухгалтерия 8» (ред. 3.0) для учета ГСМ с переходом права собственности в момент получения талонов используются документы:

  • Поступление (акты, накладные) (раздел Покупки) — для регистрации приобретения топлива;
  • Перемещение товаров (раздел Склад) — для отражения фактической заправки топлива с АЗС в бак машины;
  • Требование-накладная (раздел Склад) — для списания топлива в расходы.
1С:ИТС

Подробнее об учете ГСМ за наличный расчет и по талонам см. в разделе «Инструкции по учету в программах 1С»: «Приобретение ГСМ по авансовому отчету (товарный чек без счета-фактуры)», «Учет ГСМ по талонам с переходом права собственности в момент получения талонов», «Учет ГСМ по талонам с переходом права собственности в момент получения талонов».

Учет ГСМ по топливной карте

Топливная карта представляет собой микропроцессорную небанковскую пластиковую карту с ПИН-кодом и чипом, являющимся носителем информации:

  • об установленных лимитах, количестве и ассортименте нефтепродуктов и сопутствующих услуг;
  • и/или о количестве денежных средств, в пределах которых на АЗС можно получить нефтепродукты и сопутствующие услуги.

Чтобы приобретать топливо по картам, компания заключает договор с поставщиком топлива (это может быть процессинговый центр, который выступает в роли эмитента топливной карты и действует по договорам комиссии с собственниками топлива). В зависимости от условий договора топливная карта может передаваться организации и обслуживаться бесплатно или за определенную плату.

Организация может иметь в своем распоряжении несколько топливных карт. Топливные карты в организации закрепляются либо за водителем, либо за автомобилем. На каждую отдельную карту ни деньги, ни литры не зачисляются. Информация у поставщика хранится в целом по всей организации-покупателе, а топливная карта представляет собой техническое средство для получения топлива и услуг на АЗС отдельными водителями.

При получении топлива на АЗС водитель получает чек о произведенной заправке, который следует приложить к путевому листу. В оговоренный договором срок (в конце месяца или чаще) поставщик топлива представляет организации комплект документов за указанный период:

  • отчет о марке и количестве предоставленного топлива (реестр операций, осуществленных с использованием топливных карт);
  • финансовые документы (накладную и счет-фактуру).

В программе «1С:Бухгалтерия 8» (ред. 3.0) для отражения поступления топливных карт и ГСМ используются документы Поступление (акты, накладные). Передача карты оформляется документом Передача материалов в эксплуатацию (раздел Склад), а учет ГСМ в расходах — документом Требование-накладная.

1С:ИТС

Подробнее об учете ГСМ по топливным картам см. в разделе «Инструкции по учету в программах 1С»: «Учет ГСМ по топливным картам».

Как видим, «традиционные» методики учета топлива достаточно трудоемкие. При этом в прежних версиях программы отсутствовала печатная форма путевого листа.

Итоги

Транспортные расходы для фирмы-упрощенца имеют свою специфику: поскольку упрощенцы используют кассовый метод признания доходов и расходов, то транспортные расходы признаются в расходах сразу же после оплаты. Однако это правило действует не для всех транспортных расходов — КАСКО учесть в расходах нельзя, а другие расходы должны быть экономически обоснованы и подтверждены документально.

Источники:

  • Налоговый кодекс РФ
  • приказ Минфина России от 28.12.2001 № 119н

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Нюансы и проблемы

Отказ от использования путевых листов для подтверждения расходов по ГСМ воспринимается неоднозначно контролирующими органами и судьями. Минфин в письме №03-03-06/1/354 допускает такую возможность, оговаривает, что документы должны быть оформлены в соответствии с законодательством РФ. Порядок оформления первички по расходу ГСМ Минфин не устанавливает. Обязательные реквизиты документов содержит ФЗ-402 «О бухучете». Любой документ, соответствующий его требованиям и утвержденный в учетной политике (ПБУ1/2008 п.4), может использоваться для подтверждения расходов. Из этого следует, что акты на списание ГСМ и документы, подтверждающие работу нетранспортных агрегатов на бензине, являются достаточным основанием для списания, если они правильно оформлены и утверждены в организации как рабочие.

Что касается перевозок, то мнения судей различны. Так, ФАС ЗСО в постановлении №Ф04-2219/11 по делу №А27-10300/2010 от 17/05/11 г. делает вывод, что путевые листы для подтверждения расходов необходимы в любом случае, поскольку эти документы свидетельствуют о работе автомобиля фактически в производственных целях.

В то же время ФАС СЗО в постановлении №Ф07-2241/12 по делу №А42-3168/2011 от 12/04/12 г. говорится: путевой лист – не единственный документ, подтверждающий, что расходы на ГСМ экономически обоснованы. Поддерживает эту позицию и постановление 9-го ААС №09АП-12355/12 от 9/06/12 г. Организации, основной вид деятельности которых не относится к перевозкам, могут обойтись в своей работе без путевых листов, как унифицированных, так и самостоятельно разработанных.

Организация, не применяющая путевые листы, может столкнуться с необходимостью доказывать свою правоту контролирующим и судебным органам, особенно по вопросу включения топливных затрат в расчеты по налогу на прибыль.

Как признавать расходы на ГСМ в целях налогообложения?

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]