Местные налоги и сборы – это те налоговые взносы, которые уплачиваются в пользу местных бюджетов. При этом ставки (нормы выплат) этих налогов устанавливаются властью, точнее ее представительными органами.
Обычно к этой группе обязательных выплат в пользу государства относятся налоги на имущество, принадлежащее физическим лицам, на землю, на деятельность ради прибыли (то есть предпринимательская деятельность физических лиц, в том числе торговая), курортные и иные целевые сборы, налоги на местную рекламу, по факту наличия собак и так далее.
Понятие местных налогов и сборов
Органы местной власти отечественным законодательством также наделены ограниченными полномочиями по установлению на подконтрольной им территории местных налогов и сборов.
Предоставление такого полномочия обусловлено отсутствием возможности в полной мере за счет республиканского и регионального бюджета обеспечить интересы базовых муниципальных округов, ввиду чего местное налогообложение и формирование местного бюджета призвано обеспечить именно местные интересы населения и территориальной единицы в целом, способствовать ее развитию.
Местные налоги и сборы – платежи, обязательные к уплате которые устанавливаются местной властью базовой административно-территориальной единицы в пределах прав и полномочий предоставленных таковой власти федеральным налоговым законодательством и НК РФ.
Как федеральные и региональные, налоги и сборы местного взимания входят в систему налогообложения Российской Федерации.
Характер таких налогов и сборов не отличается от иных обязательных платежей, подлежащих уплате в бюджеты вышестоящих уровней, носят ярко выраженный фискальный характер и призваны обеспечить материально расходы муниципального бюджета.
Двойное налогообложение
Двусторонние международные договоры Российской Федерации об избежании двойного налогообложения Россия Страны, с которыми договор действует Страны, с которыми договор подписан, но не вступил в силу
Россия имеет договоры об избежании двойного налогообложения со следующими странами:[2]
|
|
|
Система местных налогов и сборов
Система местных налогов и сборов также предусмотрена НК РФ и представлена исчерпывающим перечнем, как самих налогов, так и сборов. Государственная власть в лице местного самоуправления не может выйти за рамки этого перечня и установить дополнительные сборы либо налоги местного взимания.
Местные налоги представлены в виде налогов:
- федеральных;
- региональных;
- местных, введенных в действие органом самоуправления в пределах муниципалитета.
К местным сборам относят сборы:
- Федерального уровня;
- местного уровня.
В рамках региона введение сборов не предусмотрено НК РФ, а соответственно недопустимо, ввиду чего система сборов на территории всей страны представлена двумя уровнями.
Сделаем перерасчет и минимизируем налоговые отчисления
Запишитесь на консультацию к специалисту
+7
…при этом «расслоение» регионов растет
В 2021 году отрицательную динамику по налоговым сборам показали 32 региона, в 2017-м «неудачников» осталось 15. И если по итогам 2016 года среди них были и регионы-доноры (из-за ситуации с ценами на нефть на мировом рынке), то по итогам 2017-го их уже не было.
В 2021 году расслоение регионов выросло в два раза: уже 30 территорий показали снижение налоговых сборов в федеральный бюджет. То есть кризис, может быть, и пройден, но только в нефтяной отрасли. В среднем в этих регионах сборы упали на 20%.
В ПФО такую динамику продемонстрировали Мордовия (рекордсмен по госдолгу, напомним), сборы которой упали на 18% (с 14,2 до 11,6 млрд рублей), Нижегородская область — снижение на 15% (до 75,4 млрд рублей), Марий Эл — сборы снизились на 10%, до 7,4 млрд рублей, и Ульяновская область — сборы упали на 4%, до 20,3 млрд рублей. Отметим, что годом ранее в ПФО был только один регион, налоговые сборы которого в федеральный бюджет снизились — это Кировская область.
Три региона из пяти, показавшие наибольшие сборы в 2021 году, – «нефтяные»: ХМАО, ЯНАО и Татарстан. Фото oilcapital.ru
Показательно, что падение сборов в ПФО продемонстрировали и нефтяные регионы. Хуже всего идут дела в Чечне: собрав годом ранее 1 млрд рублей, в 2021 году здесь не собрали ничего, получив еще и 27 млрд рублей дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. В Липецкой области похожая ситуация. В шатком положении находятся Забайкальский край и Еврейская автономная область.
Виды местных налогов и сборов
К местным налогам можно отнести следующие:
1. Земельный налог. Российская система налогообложения предусмотрела введение этого налога с целью стимулировать рациональное использование земель со всеми вытекающими последствиями, а также в целях развития инфраструктуры на местах. Нормативная база состоит из двух уровней:
- законы федерального уровня;
- акты, издаваемые представительными органами на местах.
Для городов федерального значения, к которым относятся Москва, Санкт-Петербург, имеются свои особенности, однако они больше касаются порядка введения в действие указанного налога.
Устанавливая земельный налог, власть, чьим решением он вводится, также определяет:
- налоговые ставки;
- порядок уплаты;
- сроки уплаты.
При необходимости ими же могут быть предусмотрены в этих же законах:
- льготы по уплате налога;
- основания предоставления льгот;
- порядок предоставления льгот;
- величина суммы, которая не подлежит налогообложению у отдельных категорий налогоплательщиков.
Налогоплательщиками налога на землю являются:
- юридические лица – организации;
- физические лица.
Важным критерием для отнесения их к числу налогоплательщиков является наличие земельного участка, который им принадлежит на оном из следующих прав:
- собственности;
- пользования на постоянной основе;
- пожизненного владения, передаваемого в порядке наследования.
Физические и юридические лица, осуществляющие использование участков земли в соответствии с договором аренды либо по праву безвозмездного срочного пользования, исключаются из числа налогоплательщиков такого налога.
Объектов уплаты налога на землю признается участок земли, который территориально относится к муниципальному образованию, где властями самоуправления введен в действие такой налог. Исключением из этого правила выступают участки земли, которые:
- по законодательству РФ были изъяты из оборота;
- по законодательству РФ были ограничены в обороте.
2. Налог на имущество физических лиц.
Субъектами уплаты имущественного налога являются граждане (не только российские), выступающие собственниками имущества, которое в соответствии с федеральным законом облагается налогом. К такому имуществу причисляют:
- жилой дом, квартира либо комната;
- дача;
- гараж;
- иные строения, сооружения и помещения, а также доли в праве собственности на вышеперечисленное имущество.
Исчисление размера налога зависит от налоговой базы, которая ежегодно по состоянию на 01.01. рассчитывается в соответствии с суммарной инвестиционной стоимостью.
К местным сборам относятся лишь сбор с торговли. Однако действие права установления местным самоуправлением территориально ограничен. Такой сбор может вводиться лишь на территории нескольких административно-территориальных единиц, а именно:
- Москва;
- Санкт-Петербург;
- Севастополь.
Налоговая «иерархия», представленная в таблице
№/№ | Налоговый уровень | Налоговый перечень |
1. | Федеральные налоги | налог на добавленную стоимость, акцизы, НДФЛ, налог на прибыль организаций, налог на осуществление добычи полезных ископаемых, водный налог, пошлина за использование объектов флоры и фауны, пошлина за эксплуатацию ресурсов воды, государственная пошлина. |
2. | Региональные налоги | имущественная пошлина организаций, транспортный налог, налог на игорный бизнес. |
3. | Местные налоги | земельная пошлина, налог на имущество физлиц, торговый сбор. |
Принципы местных налогов и сборов
Местные налоги и сборы существуют и действуют по общим принципам всей налоговой системы страны. К числу таковых относятся следующие принципы:
1. Принцип справедливости. При введении в действие того или иного налога в расчет должно приниматься наличие объективной возможности у целевой группы налогоплательщиков уплачивать налог (сбор);
2. Принцип всеобщности и равенства налогообложения. Обязанность уплачивать платежи в бюджет при наличии законных оснований лежит на неопределенном круге лиц, которые равны в своих правах и обязанностях. Не допустимо необоснованное освобождение одних плательщиков от уплаты налога (сбора) и одновременном взимании его с других при одинаковых условиях.
3. Принцип экономической обоснованности. Установление налогов не может носить стихийный и произвольный характер, а должен иметь обоснование с экономической точки зрения. Их введение не должно посягать на права и свободы граждан, предусмотренные Конституцией РФ.
4. Принцип единства экономического пространства РФ. Налоги (сборы), которые каким-либо образом посягают на целостность экономического пространства страны, недопустимы. Обязательные платежи в бюджет не могут прямо либо косвенно влиять на свободу передвижения в пределах страны, как товаров (работ, услуг), так и финансовых средств. Любое препятствие допускаемой законом предпринимательской деятельности путем введения обязательных платежей запрещено.
5. Принцип соблюдения порядка установления налога (сбора). Налоги (сборы) которые не предусмотрены в НК РФ либо введены в действие с нарушением порядка не подлежат уплате.
6. Определенность налоговой обязанности. Нормативно при введении в действие обязанности по уплате в бюджет должны быть закреплены все элементы налогообложения. Формулировка налоговых правовых норм должна быть четкой, чтобы налогоплательщик четко знал за что, сколько, когда требуется уплатить в бюджет соответствующий налог.
7. Презумпция толкования налоговых сомнений в пользу налогоплательщика. При наличии размытых формулировок и сомнений в налоговых нормах их толкование осуществляется в пользу налогоплательщика.
Примечания
- https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_law/1305 Энциклопедия юриста
- Список международных договоров об избежании двойного налогообложения между Российской Федерацией и другими государствами
- ↑ 12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334
Д. Б. Кувалин «Экономическая политика и поведение предприятий: механизмы взаимного влияния» Глава «Способы адаптации российских предприятий к трансформационному экономическому кризису» Архивировано 23 сентября 2015 года. // М.: МАКС Пресс, 2009 - ↑ 12
Налоги для богатых? Экономику не пустили в «тень» Архивная копия от 19 мая 2010 на Wayback Machine // Прайм-ТАСС, 13 мая 2010 - Барсенков А. С., Вдовин А. И., «История России. 1917—2007» — М.: Аспект Пресс, 2008 — стр. 772
- Основные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2008—2010 гг. // Министерство финансов Российской Федерации
- ↑ 12
Высказывания руководства Архивировано 18 мая 2011 года. // Минфин РФ - ↑ 12
Налоговая политика Путина сулит успех // The Wall Street Journal, 26 ноября 2002, Перевод на русский - Возрождение России // Financial Times, 30 октября 2001
- Политический жест // Эксперт, 24 марта 2008
- ↑ 12
Филиппов А. В. «Новейшая история России. 1945—2006 гг» - Менеджеры от экономики делают ставку на Путина // Frankfurter Allgemeine Zeitung, 11 марта 2004, Перевод на русский (недоступная ссылка)
- Сергей Катырин: Не думаю, что нефть подорожает до 90 долларов. Российская газета. Проверено 22 декабря 2015.
Особенности местных налогов и сборов
Несмотря на схожесть местных налогов и сборов с общей характеристикой всей российской налоговой системы, местные налоги и сборы имеют свои отличительные особенности:
- средства, поступающие в соответствующий местный бюджет, подлежат расходам исключительно на нужны самого муниципального образования;
- налоги местного удержания аккумулируются в местном бюджете, вышестоящие бюджеты уровня региона или федерации распределяются в определенных пропорциях между всеми тремя уровнями, в том числе и местном.
- решение о введении и взимании соответствующих платежей лежит сугубо на местных органах власти;
- контроль за использование средств местного бюджета также осуществляется на местах органами самоуправления.
- широкий спектр полномочий по правовому урегулированию местного налогообложения, который заключается в возможности снижать ставки по налогам, устанавливать тем или иным категориям плательщиков налога льготы и привилегии.
Как Минфин ровно на 5% зарезал объем дотаций регионам
А ведь согласно новым правилам Минфина РФ, чтобы получить дотацию, регионы должны были до августа 2021 года «оценить эффективность налоговых льгот, отчитаться о них Минфину и до сентября включить неэффективные в план отмены». Власти РФ отныне стали обращать внимание и на увеличение налоговых и неналоговых доходов за год, инвестиций, числа работников в малом и среднем бизнесе. Безработица в регионах, претендующих на помощь, должна будет сокращаться. Регионам, в доходах которых доля дотаций последние 3 года превышала 40%, придется отчитываться перед командой Антона Силуанова и об исполнении бюджета, иначе помощь снизят на 5%. Если регион не подпишет соглашение, дотации на следующий год сократят на 10%.
Регионам, в доходах которых доля дотаций последние 3 года превышала 40%, придется отчитываться перед командой Антона Силуанова. Фото Максима Платонова
Порядок установления местных налогов и сборов
Введение в действие и отмена действия того или иного местного налога (сбора) осуществляется по правилам, предписанным отечественным налоговым кодексом, на основании законодательных решений органов осуществляющие представительские функции на базовом уровне. Такая компетенция органов местной власти закреплена 39 статьей федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления». Согласно этой норме местная власть вправе установить (отменить):
- налоги (сборы) местного взимания;
- льготные условия местного налогообложения отдельными категориями плательщиков.
Кроме того, могут быть предусмотрены разовые внесения средств в местный бюджет гражданами, проживающими на определенной территории в добровольном порядке.
Добровольность заключается в выражении гражданами своей воли на местном референдуме, собрании и т.д.
Взимание земельного и имущественного налога осуществляется также после принятия соответствующего решения на местном уровне. При этом такое решение не должно противоречить налоговому федеральному кодексу.
Автор статьи
Татарстан мог бы в одиночку дотировать треть регионов России
Отметим любопытный факт — Татарстан, судя по его налоговым сборам в федеральный бюджет в прошлом году (490 млрд), в одиночку мог бы «прокормить», точнее, продотировать, две трети регионов России, получающих небольшие дотации. А если брать только самые дотируемые регионы, то всю сумму налогов, которую федеральный центр получил в прошлом году от Татарстана, можно было бы в этом году распределить почти ровно между 28 субъектами РФ, включая таких «пожирателей дотаций», как Дагестан, Якутия, Камчатка, Чечня, Алтайский и Ставропольский края, Крым, Бурятия, Тува. То есть, получается, что Татарстан «дотационно» кормит больше трети всей России.
Татарстан в одиночку мог бы «прокормить» в этом году две трети регионов России