Федеральные, региональные и местные налоги: 3 уровня власти

Федеральные налоги и сборы в РФ: перечень, налоговые ставки, общая характеристика
Федеральные налоги и сборы в РФ Налоги существовали еще на Руси. Постепенно налогообложение претерпевало изменения, в результате чего в отдельную группу были выделены федеральные и региональные налоги, а также местные.
Региональные и местные выплаты гражданам России известны в большей степени, нежели федеральные, о чем далее и пойдет речь.

Трёхуровневая налоговая «территория»

Все существующие пошлины разделяются на три категории (ст. 12 НК РФ):

  1. Федеральный уровень.
  2. Региональный уровень.
  3. Местный уровень.

Для большей ясности и понимания предмета разговора, охарактеризуем отдельно каждую из перечисленных категорий.

Федеральный налог

Федеральные пошлины, установленные действующим НК РФ, являются строго необходимыми к выплате по всей стране.

Региональный налог

Региональными являются пошлины, которые установлены НК РФ и необходимы к выплате лишь в каждом отдельно взятом субъекте Российской Федерации.

В процессе принятия региональных пошлин всегда утверждается следующие элементы налогообложения:

  • проценты по налоговым пошлинам;
  • система и время выплат налоговой пошлины;
  • отчётная форма по каждой отдельной региональной пошлине.

Все прочие фрагменты по налогообложению устанавливаются действующим законодательством. При их утверждении законодательной (представительной) властью в субъектах РФ, как правило, предусматриваются и различные послабления с основаниями для их использования.

Местный налог

Местными являются пошлины, которые установлены действующим Кодексом и законными актами муниципальных органов власти. Они необходимы к погашению на конкретных муниципальных территориях.

Налоги и сборы местного толка обычно начинают и прекращают действовать на территории каждого муниципалитета, причём в строгом соответствии с действующим НК РФ, а также всеми нормативными актами, принятыми органами муниципалитетов.

Акцизы

Отдельного рассмотрения заслуживают акцизы – какой это налог: федеральный или региональный? Акциз – это косвенный налог, который взимается с цены товара или предоставленных услуг. Представленный сбор причисляется к определенным видам продукции – алкогольной, табачной, топливу и прочим товарам. Оплачивают эти сборы организации, индивидуальные предприниматели, а также продавцы, которые доставляют товар через таможенные границы.

Налоговые ставки устанавливаются следующим образом:

  • по твердой ставке;
  • по адвалорной ставке – учитывается оценочная стоимость товара на таможне;
  • по комбинированной ставке.

Справка: Адвалорная ставка – ставка, установленная в процентах от стоимости объекта обложения.

Ставки акциза на каждый вид товара в полной мере перечислены в статье 193 НК РФ.

Налоговая «иерархия», представленная в таблице

№/№ Налоговый уровень Налоговый перечень
1. Федеральные налоги налог на добавленную стоимость; акцизы; НДФЛ; налог на прибыль организаций; налог на осуществление добычи полезных ископаемых; водный налог; пошлина за использование объектов флоры и фауны; пошлина за эксплуатацию ресурсов воды; государственная пошлина.
2. Региональные налоги имущественная пошлина организаций; транспортный налог; налог на игорный бизнес.
3. Местные налоги земельная пошлина; налог на имущество физлиц; торговый сбор.

Налоги: методика взимания

Пошлины, в отношении способов их взимания, разумно разделить на две категории:

  1. Налог прямой направленности (прямой).
  2. Налог косвенной направленности (косвенный).

Прямые налоги установлены конкретно в отношении доходной части имущества налогоплательщика: использование и обладание данным имуществом является причиной для удержания налоговой пошлины.

Прямыми налогами считают: НДФЛ, пошлину на прибыль компаний, имущественный налог в отношении юридических и физических лиц. Налогами прямой направленности являются:

  1. Налоги реального свойства – они берутся с величины имущественной стоимости: это имущественная пошлина в отношении юридических и физических лиц.
  2. Пошлины личного свойства – они берутся с доходной суммы заработка: налог на прибыль компаний.

Косвенные налоги часто называют пошлиной на потребление. Они включены в стоимость товаров в форме надбавки и выплачиваются покупателями.

Субъектами косвенного налогообложения являются продавцы товаров (работ и услуг), а носителями и фактическими плательщиками такого налога являются потребители.

Косвенные налоги включают в себя: налог на добавленную стоимость, акцизы, пошлины таможенные и т.д. К косвенным налогам относят:

  1. Налоги универсального свойства – они взимаются со всех товаров (работ и услуг): это НДС.
  2. Налоги индивидуального свойства – они взимаются с чётко ограниченного круга товаров (работ и услуг): это акцизы.

Говоря о косвенных налогах, нельзя не отметить, что именно данные налоги являются наиболее лёгкими для государства, если рассуждать с точки зрения их взимания.

Они представляются крайне привлекательными для государственной «машины» ещё и по причине того, что поступают в казну прямым путём и не имеют привязки к хозяйственной деятельности субъекта налогообложения. При этом отличная эффективность сбора может быть достигнута и в условиях упадка производственных мощностей, и даже убыточной деятельности всей компании.

Всё это работает комплексно, и именно этим способно создать надёжность поступления налогового потока в государственную казну.

Режимы налогообложения специализированные

Помимо общей системы налогообложения, находясь на которой организации должны производить выплаты по всем вмененным им налоговым отчислениям, существует также перечень специализированных режимов, которые позволяют избежать выплаты большинства налоговых сборов, заменяя их одним или несколькими платежами. Давайте рассмотрим их подробнее.

Работа на специализированных режимах

Работа на специализированных режимах

Режим 1. ЕНВД – единый налог на вмененный доход, применяется для некоторых разновидностей деятельности предпринимателей, такой как:

  • торговля, осуществляемая в розницу;
  • организация питания общественного характера;
  • ветеринарное лечение;
  • предоставление услуг бытовой направленности;
  • обслуживание автотранспортных средств, техническое, помывка, а также ремонт;
  • рекламные услуги, их размещение и распространение;
  • услуги по предоставление под аренду торговых площадей, а также территорий земельных;
  • транспортировки пассажирские и грузовые;
  • предоставление мест под стоянку.

Режим 2. УСН – упрощенная система обложения налогами, применяется для юридических лиц, предпринимателей индивидуальных, которые стартуют на рынке с различной деятельностью коммерческой направленности. Они могут отказаться от общей системы обложения в пользу этого специализированного режима.

Чтобы возможность по применению УСН была доступна, необходимо компании-соискателю режима соответствовать следующим характеристикам:

  • до ста человек в штате;
  • доход составляет менее 150 миллионов российских рублей;
  • остаточная стоимость также составляет 150 миллионов;
  • доля компании в сторонних организациях составляет не более четверти;
  • компания на УСН не может иметь филиалы.

Компания может переходить на упрощенную систему обложения в том случае, если в год подачи заявления о переходе получила доход менее 112,5 миллионов российских рублей.

Режим 3. ЕСХН – единый сельскохозяйственный налог. Это специализированный режим, подходящий для компаний, производящих хозяйственной направленности товары.

Подвергаются обложению налоговыми отчислениями следующие наименования продукции:

  • растениеводческие товары;
  • относящиеся к хозяйству сельскому и лесному;
  • животные продукты;
  • продукты, полученные в результате рыбного фермерства и прочие ресурсы.

Выплаты по сбору совершают производители сельскохозяйственных товаров, кроме того организации, предоставляющие различные услуги производителям искомой сферы.

Те компании, которые не имеют отношение к производству сельхоз продукции, а только проводят обработку первичную и последующие ее этапы, не могут претендовать на работу по ЕСХН.

Режим 4. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции. Это специализированная система, которая применяется в случаях, когда выполняются заключенные согласно закону соглашения, касающиеся раздела продукции.

Эта разновидность выгодна к применению:

  • инвесторам;
  • государственным структурам.

Для первой группы лиц выгода состоит в удобных условиях по денежным вкладам в процессы:

  • по поиску полезных ископаемых;
  • их добыче.

Государственная структура же получает гарантированную прибыль от производимой деятельности.

Соглашение, являющееся основанием для применения данного режима должно соответствовать списку некоторых характеристик:

  • заключаться после того, как был проведен аукцион, предоставляющий права на использование и поиск полезных ископаемых;
  • предоставлять государству долю определенного размера, в 32% от всей продукции, произведенной ранее;
  • если показатели эффективности инвестиционного характера повышаются, то доля, принадлежащая государству, увеличивается соответственно.

Видео – Налоги РФ

Налоги и их назначение

В зависимости от назначения, все налоги можно разделить на две категории:

  1. Общий налог.
  2. Целевой налог.

Налоги общего назначения установлены в режиме общего порядка. К общим налогам относят множество взимаемых, причём в любой налоговой системе, налогов.

Они имеют отличительную особенность: после своего поступления в государственную казну они обезличиваясь расходуются на конкретные цели, которые определены соответствующим бюджетом.

Налоги целевого толка можно разделить на два вида: специальные и чрезвычайные.

Специальная налоговая пошлина призвана для финансирования определённых программ, имеющих целевую установку. Такая пошлина закрепляется за конкретным видом расходов. В отношении России:

  • это налоги на транспорт;
  • это налоги на воспроизведение сырьевой базы.

Чрезвычайная налоговая пошлина обычно устанавливается при чрезвычайных ситуациях.

Конкретные значения: как узнать

Как мы определили выше, в каждом муниципалитете могут быть индивидуальные правила и нормы налогообложения. Следовательно, налогоплательщикам необходимо своевременно узнавать конкретные значения и установленные порядки, чтобы избежать наказания.

Узнать, какие нормы установлены в конкретном МО или регионе можно в ближайшем отделении ФНС либо на специальном портале. Электронный сервис разработан Федеральной налоговой службой и позволяет бесплатно и без регистрации получить информацию об установленных нормах налогообложения.

Чтобы получить интересующие сведения, потребуется выбрать регион (место нахождения налогоплательщика) и определить вид фискального обязательства. Система формирует сведения на основании утвержденных нормативно-правовых актов.

Налоги и бухгалтерский учёт

В отношении финансовой целесообразности и способа отражения в учётных бумагах у бухгалтера все налоги разумно поделить на следующие категории:

  1. Налоговые пошлины, включённые в ценник товаров при продаже.
  2. Налоговые сборы, относящиеся к издержкам и затратам производственного процесса.
  3. Налоги, которые относятся к финансовым результатам.
  4. Налоговые сборы, которые погашаются чистой прибылью, которая остаётся в пользовании у налогоплательщика.

Напоминаем, что даже если Вы досконально изучите все данные, находящиеся в открытом доступе, это не заменит Вам опыта профессиональных юристов! Чтобы получить подробную бесплатную консультацию и максимально надежно решить Ваш вопрос — Вы можете обратиться к специалистам через онлайн-форму.

Налог и уровень бюджета

В отношении принадлежности к бюджетному уровню все налоговые пошлины разделяются следующим образом:

  • Закреплённый налог – данный налог целенаправленно и полностью должен поступить в конкретную бюджетную «корзину», либо в фонд внебюджетного значения. В этой категории принято легко выделить пошлины, которые вливаются в бюджетные «корзины» разных уровней: федерального, регионального и местного.
  • Регулируемый налог – данный налог поступает одновременным образом в бюджеты самых разных уровней, но в таком пропорциональном соотношении, которое определено законом.

Как классифицируют платежи

Все платежи, администрируемые ФНС, при зачислении в казну классифицируются по коду бюджетной классификации. То есть при перечислении средств в бюджет налогоплательщик в платежном поручении или в квитанции указывает КБК, который соответствует конкретному фискальному обязательству.

Обязательства, зачисляемые в казну муниципалитета, можно определить по 12 и 13 символу, 20-значного кода бюджетной классификации. Так, при перечислении в КБК указывают значение «03» (именно по 12-13 знакам).

Налог и его классификация в отношении субъекта налогообложения

Вашему вниманию предлагается классификационная таблица, отражающая соотношение налоговой пошлины и субъектов налогообложения:

№/№ Субъект налогообложения Налог
1. Налоговые сборы, предназначенные для уплаты юридическим лицом налог на доход; налог на имущество компании.
2. Налоговые пошлины, предназначенные для уплаты физическим лицом (гражданином) налог на доход гражданина; налог на имущество гражданина.
3. Смешанные налоговые сборы НДС; транспортный налог; налог на игорный бизнес.

Резюме

Все обязательства по налогам разделяются на три категории. Их разделение зависит, прежде всего, от того, для какого бюджета они предназначаются.

Налоговый Кодекс России – это тот главный документ, который служит фундаментом для фискальной системы всей страны.

В отношении местных и региональных сборов свойственны именно те особенности назначения и взимания, которые устанавливаются властями соответствующего ранга. Но при этом осуществлять отступление от общих норм, которые закреплены в Налоговом Кодексе, представители властей второго и третьего уровней не имеют права.

Именно за счёт фискальных платежей формируется доходная часть бюджета страны: ведь туда деньги поступают напрямую. В отношении обязательств первого и второго уровней может быть допущено перераспределение между нижестоящими бюджетными «корзинами», а именно: такие средства, как субсидии, субвенции и иные трансферы.

Подобное распределение регламентируется настоящим бюджетным законодательством – это Бюджетный Кодекс России.

Особенности установления обязанностей по уплате

Закон требует, чтобы новые налоги были введены в форме дополнений или изменений в НК РФ. Принятие законодательного акта в другой форме не допускается.

Важны и сроки внедрения изменений. По общему правилу, поправки не могут вступать в силу ранее 1-го месяца с даты опубликования. Кроме того, они не могут вступить в силу ранее следующего налогового периода.

Другим важным правилом служит полная определенность налога. Принятые правила требуют следующий перечень: объект налогообложения базу, ставку, налоговый период, порядок исчисления (расчет) и порядок уплаты. Если отсутствует хотя бы один из этих элементов, налог считается неустановленным и налогоплательщик имеет право не вносить платеж в доход бюджета.

При этом, льготы не являются обязательным элементом этого платежа. Их установление зависит от конкретной ситуации. Часто льготы предоставляется пенсионерам и инвалидам, позволяя им получать дополнительные доходы.

Установление сбора (пошлины) предполагает определение плательщика и часть элементов налога. В частности, отсутствует налоговый период.

Автор статьи

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]