Работодатели хотят, чтобы работники качественно выполняли свои обязанности. Но потребности предприятия меняются, и приходится корректировать функционал сотрудников. Иногда работники вынуждены брать на себя дополнительную работу, и не всегда в соответствии со специализацией. Нужно ли согласие подчиненного на дополнительные обязанности? Как это оформить документально? Разбираемся в этой статье.
Основной сотрудник ушел на больничный. Как оформить поручение дополнительной работы для исполнения его обязанностей на другого сотрудника?
Законодательное регулирование
Возлагая на работника дополнительные обязанности, следует опираться на действующие законодательные нормы и внутреннюю документацию по предприятию.
Перечень обязанностей каждого работника определяется условиями трудового договора, элементы которого должны быть отражены в должностной инструкции. Оформляя документацию, следует учитывать круг регламентируемых по конкретной профессии обязанностей и предъявляемые к ней квалификационные требования.
При возникшей производственной необходимости выполнения работы, не учтённой внутренней нормативной документацией, составленной по конкретной должности работника, необходимо вести в неё соответствующие изменения. Для этого необходимо откорректировать документацию, регламентирующую трудовые отношения.
Нормы законодательства
Трудовым Кодексом определены права каждого работника субъекта хозяйствования на работу в соответствии с требованиями оформленного соглашения с работодателем.
Он не уполномочен вменять дополнительные обязанности наёмным работникам без получения их согласия. Для правомерного внесения изменений в документацию, регламентирующую изменение параметров труда, необходимо уведомить работника в письменном виде о планируемых переменах, не позднее чем за 2 месяца до их внедрения. Корректировку обязанностей можно производить только после получения письменного согласия работника по истечении двух месяцев с даты события.
Стоит отметить, что если при изменении перечня работ, функциональные обязанности сотрудника не меняются, то внутренняя документация по предприятию может быть изменена без согласия работников. После оформления и введения в действие внутренней документации, сотрудников необходимо ознакомить с перечнем обязательств, изложенных в новой редакции.
Временный перевод и совмещение: особенности
Такой перевод – один из самых удобных вариантов оформления в таких ситуациях. Сроки временных переводов зависят обычно от того, какой была причина.
Например, можно установить, что исполнение новых обязанностей заканчивается, когда основной сотрудник выходит из отпуска. В некоторых случаях для этого не требуется даже согласия от сотрудника. Например, когда назрела общая производственная необходимость.
Совмещение обычно оформляются, если основные сотрудники уходят в декрет либо в длительные отпуска. Здесь на помощь приходит статья 60.2 Трудового Кодекса.
Предполагается, что совместитель выполняет как свою основную работу, так и дополнительную. Данный период обычно также связан со следующими понятиями и явлениями:
- Перерасчет заработной платы, в большую сторону.
- Значительное расширение по зоне обслуживания.
- Увеличение непосредственного объёма работы.
Когда необходимо возложение дополнительных обязанностей
Нестандартные производственные ситуации, требующие вменения работникам дополнительных обязательств могут быть обусловлены отсутствием на рабочем месте сотрудника, обязанности которого перекладываются на плечи других лиц. Причинами события могут быть болезни, отпуск или прохождение медицинского осмотра. Если решение производственной задачи находится в компетентности специалиста, имеющего конкретную квалификацию, специальность по которой отсутствует в штатном расписании, то такие обязательства могут быть возложены на работника, имеющего соответствующее образование и навыки.
Зависимость параметров труда и его оплаты от применяемого способа вменения дополнительных обязанностей
Увеличение объёма выпуска продукции, а также изменения производственного регламента могут потребовать выполнения дополнительных работ, ранее не предусмотренных субъектом хозяйствования. Новые обязанности могут быть возложены на сотрудника в пределах его компетенции.
Важно при этом правильно оформить дополнительные обязанности на работника, чтобы исключить впоследствии споры, касающиеся оплаты труда и некомпетентного выполнения обязанностей, о которых сотрудник может и не знать.
Основные моменты
Иногда случается так, что одному сотруднику, занимающему тот или иной ответственный пост, приходится на определенный период времени покинуть свое рабочее место. Тем не менее, само собой разумеется, что его служебные обязанности не могут остаться невыполненными. Особенно это важно в тех случаях, когда речь идет о ключевых должностях.
В данной ситуации наиболее правильным выходом станет передача обязанностей другому сотруднику, имеющему достаточный уровень квалификации. В то же время руководство, прежде всего, должно решить для себя, в каком именно формате замещение отсутствующего специалиста будет происходить. Есть три варианта, предусмотренных законодательством:
- полноценное исполнение обязанностей убывшего работника с временным освобождением от прежних;
- возложение временных добавочных функций в порядке дополнительной нагрузки;
- приглашение временных специалистов со стороны.
Как возложить на работника дополнительные обязанности
Для того чтобы на работника возложить дополнительные обязанности, необходимо действовать в соответствии с алгоритмом, выполнение которого поможет юридически компетентно решить возникшие производственные проблемы:
- Оформление уведомления о планируемых изменениях в условиях труда и его оплаты. В документе должна быть указана причина планируемых работодателем действий и идентифицирующие данные работника, в отношении которого будут проведены все мероприятия. Важно указать период, на который планируется внесение изменений.
- Предоставление документа работнику для ознакомления и подписи, которая будет свидетельствовать о его согласии работать по новым правилам.
- Внесение изменений во внутренние нормативные акты, предусматривающие порядок вменения дополнительных обязанностей.
- Оформление дополнительного соглашения к трудовому договору. В документе рекомендуется отразить перечень вменённых дополнительных обязательств и срок, на который они будут возложены на работника, а также порядок оплаты труда. Он может быть определён в виде выплаты фиксированной суммы или в форме процентного отношения от конкретного оклада.
- Оформление приказа.
Алгоритм действий
Пошаговая инструкция
Какой бы ни была причина, по которой руководитель вынужден приступить к кадровым перестановкам, для него она всегда важна и нужна для эффективной работы предприятия. Грамотное руководство требует соблюдение правовых норм и исключения в компании конфликтных ситуаций.
Поэтому нужно следовать в строгой последовательности, применяя следующие моменты в действиях:
- составляется служебная записка от начальника низшего статуса руководителю, вышестоящему по должности, с изложением причин, побудивших принять определенные меры с перестановкой кадров;
- заручаются согласованием вопроса с дирекцией фирмы;
- берут письменное решение работника о принятии на себя дополнительных обязательств;
- создают и передают в кадровую службу приказ о происшедших изменениях.
Следует учесть, если у сотрудника изменились трудовые функции, понадобится создание дополнительного соглашения с обозначением:
- сроков присутствия на данной должности;
- выполнения определенных действий;
- размера оплаты;
- условий для временного производства на период действительности приказа.
Приказ на общих основаниях оформляется с присвоением порядкового номера, фиксацией его в специальной книге и рассылкой копий в кадры и бухгалтерию. Работник тоже обязан подписаться под вновь созданным документом, этим он доказывает, что был вовремя осведомлен о происшедших переменах и полностью согласен с ними.
Дополнительные обязанности в рамках одной должности
Основным документом, регламентирующим обязанности работника, является Трудовой договор.
Законодательные нормы не определяют необходимость оформления Должностной инструкции, поэтому наличие этого документа не обязательно. Однако, уполномоченные органы рекомендуют оформление такой организационно-распорядительной документации, поскольку её наличие на предприятии упрощает организацию труда, разграничивает ответственность и снижает риск возникновения разногласий, касающихся возложенных обязательств.
Поскольку форма и содержание должностной инструкции не регламентированы законодательством, то в документе изначально можно учесть расширенный объём функциональных обязательств. В содержании внутренней документации можно учитывать:
- квалификационные требования;
- обновлённый перечень работ, обеспечивающих хозяйственную деятельность субъекта предпринимательства;
- фактические и планируемые изменения условий труда.
Многие работодатели заинтересованы в том, как вменить работнику дополнительные обязанности без доплаты. Обычно такая процедура проводиться путём расширения перечня обязательств в рамках одной профессии.
Возложение обязанностей, не относящихся к категории квалификационных
В Трудовом Кодексе предусмотрено два способа вменения обязанностей: по внутреннему совместительству или по совмещению.
Окончательный вердикт о способе решения производственных проблем находится в компетенции работодателя. Осуществляя выбор, он ориентируется на возможность выделения дополнительного времени сотруднику для выполнения всего объёма работ. В любом случае, необходимо предварительно ознакомить специалиста с новыми условиями труда, опираясь на образец согласия работника на дополнительную работу.
Согласие работника на изменение условий труда
Совмещение
При оформлении совмещения, работник параллельно с должностными обязанностями основной работы выполняет дополнительно возложенную деятельность, выполнение которой регламентировано отдельной инструкцией.
Все работы выполняются на протяжении установленного рабочего времени, которое не увеличивается с вменением новых обязательств. Оплата труда устанавливается по усмотрению работодателя. Для придания рабочим отношениям правомерности, руководитель субъекта хозяйствования с работником должен оформить дополнительное соглашение, действие которого может быть отменено в любой момент. Обязательно оформление распорядительной документации в виде приказа.
Совместительство
При оформлении внутреннего совместительства, работник должен быть готов к увеличению рабочего времени до законодательно определённого предела в 4 часа.
Труд оплачивается пропорционально отработанному времени. Вменение дополнительных обязанностей таким способом определяет необходимость заключения ещё одного договора, в котором должен быть раздел о порядке оплаты труда. В нём необходимо указать величину доплаты к должностному окладу, которая подлежит оплате конкретному работнику. Для снятия обязанностей с работника необходимо расторгнуть договор.
В каких случаях согласия сотрудника не требуется
В большинстве случаев возложение допобязанностей производится по соглашению сторон. Но в редких случаях проведение процедуры возможно в одностороннем порядке. В частности, актуально это тогда, когда в трудовом договоре с сотрудником зафиксирована обязанность выполнять дополнительные функции на время отсутствия другого сотрудника или при наличии других обстоятельств. Предполагается, что в данном случае зарплата специалиста будет определена с учетом возможных дополнительных трудовых функций.
Приказ о возложении дополнительных обязанностей на работника
Приказ о вменении дополнительных обязанностей
Форма приказа и порядок его регистрации определяется действующими нормами ведения документации на предприятии. Общими требованиями к распорядительным документам, является включение обязательной информации:
- наименование субъекта хозяйствования;
- номер, дата и место составления документа;
- причина, на основании которой возлагаются обязанности;
- подробный перечень возлагаемых обязательств;
- условия оплаты труда;
- ссылка на документ, с указанием его названия и даты регистрации, являющийся основанием для составления приказа;
- подпись руководителя;
- ознакомление сотрудника.
Готовый образец приказа о возложении дополнительных обязанностей на работника поможет работодателю грамотно составить распорядительную документацию. Важно включить в неё необходимые разделы, отсутствие которых может привести к спорным ситуациям, решаемым в судебном порядке.
Замещение руководителей: некоторые особенности
Любой руководитель – это самое важное лицо, от которого зависит дальнейшая успешная деятельность предприятия. Потому и процедура замещения требует ответственного подхода.
Опытный директор всегда заранее договаривается с тем, кто будет его замещать. Для этого оформляются все документы, оговариваются особенности.
Главная особенность – в необходимости оформить так называемую доверенность на замещение и выполнение обязанностей. Надо отдельно сказать о том, что заместитель имеет право подписывать документы, использовать фирменные штампы и печати при необходимости.