Закон № 54-ФЗ, регулирующий применение ККТ, претерпел изменения и 3-го июля вышла его обновленная версия — в редакции Закона от 03.07.2018 № 192-ФЗ. Рассмотрим ключевые поправки, содержащиеся в ней.
Начнем с того, что изменилось само название 54-ФЗ и теперь оно «О ПРИМЕНЕНИИ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ РАСЧЕТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», т.е. подразумевает все расчеты, а не только «… при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» как это было ранее.
Прежде, чем знакомиться с комментариями к изменениям в 54-ФЗ по онлайн-кассам, советуем изучить сам текст Закона 192-ФЗ от 03 июля 2018 года в любой правовой системе, например, Консультант Плюс — ССЫЛКА.
Изменения, вступившие в действие в июле 2018 года
Законодательство в сфере применения онлайн-кассовой техники постоянно изменяется. Последние корректировки вступили в действие совсем недавно. Актуальная редакция закона «О применении ККТ…» № 54-ФЗ — от 03.07.2018 — привнесла ряд изменений в порядок использования онлайн-касс бизнесменами, занимающимися различными видами деятельности. Причем поправки, внесенные в закон, касаются не только тех, кто пока еще планирует перейти на обновленную кассовую технику, но и тех, кто уже с ней работает.
Основные вопросы, которые освещены в обновленном законе:
- Более четко сформулировано понятие «расчеты».
- Отложен срок перехода на онлайн-технику для отдельных категорий налогоплательщиков.
- Некоторых бизнесменов освободили от ККТ.
- Определена обязанность применения онлайн-техники при погашении займов.
- Уточнены действия продавца при поломке фискального накопителя (ФН).
- Увеличен срок получения карточки регистрации.
- Изменены правила снятия кассового аппарата с учета в налоговой.
- Откорректированы обязательные реквизиты чека ККМ.
Рассмотрим данные нововведения более детально.
Кто не обязан применять кассы нового образца
Переходить на новую систему не нужно, если вы:
- занимаетесь ремонтом обуви
- торгуете прохладительными напитками из цистерн
- продаете товары на необустроенных рынках
- сдаете собственное жилье
- торгуете мороженым
- кредитные организации
- компании, работающие с ценными бумагами
- религиозные организации
- кондукторы в общественном транспорте
- комбинаты питания при образовательных учреждениях
- организации и ИП, работающие в труднодоступных районах и внесенные в соответствующий реестр
Онлайн-касса, наличные и безналичные платежи
Одно из наиболее важных изменений, закрепленных обновленной редакцией закона 54-ФЗ, заключается в следующем: из понятия «расчеты», определение которому дано в ст. 1.1 этого нормативного акта, исключена фраза «электронные средства платежа», вызывавшая ранее множество вопросов и споров.
Теперь под расчетами понимаются как наличные, так и безналичные платежи. В связи с этим скорректировалось и само название закона:
Изменения | Редакция от 03.07.2016 | Редакция от 03.07.2018 |
Название закона | О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт | О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации |
Определение понятия «расчеты» | Расчеты — прием или выплата денежных средств с использованием наличных и (или) электронных средств платежа за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги, прием ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей. | Расчеты — прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги, прием ставок, интерактивных ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей. В целях настоящего Федерального закона под расчетами понимаются также прием (получение) и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов, зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов, предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг (включая осуществление ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей) либо предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги. |
Это значит, что обязанность использовать онлайн-технику при продаже товаров или услуг возникает независимо от того, каким способом покупатели за них рассчитываются.
При перечислении средств с расчетного счета плательщика на расчетный счет получателя-ИП (или юрлица) кассовый чек пробивать не нужно.
Данное правило теперь закреплено и по отношению к авансовым платежам: если клиент (физлицо, предприниматель или компания) вносит предоплату наличными (или картой) в кассу, чек нужно пробить обязательно. При этом его можно отправить клиенту на e-mail или телефон в электронном виде.
Если же покупатель-гражданин внес безналичную оплату, не контактируя с продавцом, например, через оператора в банке или в интернет-магазине, пробить чек нужно не позднее, чем на следующий день (но до передачи товара), а также «вручить» его клиенту одним из следующих способов:
- отправить в электронном виде, если известны контакты покупателя;
- отправить бумажный вариант чека вместе с товаром;
- передать бумажный чек при ближайшем взаимодействии с клиентом.
Следующий нюанс, на котором нужно остановиться, касается ситуаций, когда физлицо требует продавца вернуть переплату за предоставленные услуги (их перечень приведен в подп. 2.1 ст. 1.2 закона № 54-ФЗ) либо если производится зачет авансов, внесенных за эти услуги.
Перечень услуг из подп. 2.1 ст. 1.2 закона № 54-ФЗ |
· услуги в сфере культурно-массовых мероприятий; · услуги перевозки пассажиров, багажа, грузов и грузобагажа; · услуги связи; · услуги в электронной форме, определенные ст. 174.2 НК РФ (оказание иностранными организациями услуг в электронной форме; · иные услуги, определенные Правительством РФ. |
В этих случаях продавец вправе сформировать один кассовый чек (или БСО) с указанием данных обо всех подобных расчетах за период, не превышающий месяца: за день, неделю, декаду и т. д. Такой сводный документ будет передаваться налоговикам в целях контроля.
И последнее новшество, на котором стоит остановиться: к расчетам теперь отнесены предоставление и погашение займов, направленных на оплату товаров, работ, услуг (в том числе кредитование граждан ломбардами). Однако до 01.07.2019 при предоставлении таких займов гражданам, не относящимся к ИП, онлайн-ККТ разрешается не использовать.
Чек коррекции — официально
В новой редакции Закона № 54-ФЗ дано официальное определение кассовому чеку коррекции. В принципе, оно соответствует тому, которое фактически звучало в разъяснениях официальных лиц, но его закрепление на уровне федерального законодательства — событие, которое заслуживает внимания.
В соответствии с новым пунктом 5.1 статьи 4.3 закона под кассовым чеком коррекции (или БСО коррекции) следует понимать фискальный документ, формируемый в целях фискализации ранее совершенных доходов или расходов, которые не были проведены через онлайн-кассу непосредственно в момент их совершения (например, в силу того, что онлайн-касса сломалась или ее было невозможно использовать, поскольку отключили электричество). Так, через чек коррекции пробивается выявленная в конце смены лишняя выручка или, наоборот, недостача — с применением, соответственно, признака «приход» или «расход» по чеку в реквизите «признак расчета».
Иных условий для применения чека коррекции законодательство не предусматривает. Для корректировки ошибочных операций по фискализации должны применяться обычные чеки — с использованием подходящих реквизитов «признак расчета» и сопутствующих ему.
Кого дополнительно освободили от обязанности применять кассовую технику
Согласно обновленному законодательству, расширен перечень хозсубъектов, имеющих право не использовать онлайн-ККТ. В него добавлены (ст. 2 закона 54-ФЗ):
- Продавцы воды и молока в розлив.
- Продавцы товаров через механические автоматы при расчетах исключительно монетами, например, при реализации жвачек или бахил. При этом обязательным условием является отсутствие возможности подключения аппарата к электрической сети, а также автономной работы от батарей или аккумуляторов.
- Все кредитные организации.
- Торговцы бумажных журналов или газет.
- Разносная торговля на борту самолетов.
- Реализация страховых полисов через граждан-агентов.
- Компании, предоставляющие за плату парковочные места на дорогах общего пользования.
- Библиотеки (за исключением частных), предоставляющие платные услуги.
Кроме того, разрешено не выдавать чек и не отправлять его электронный аналог покупателям:
- За перевозку грузов, пассажиров или багажа при расчетах посредством банковской карты, вебкошелька или иных средств электронных платежей;
- В случае продажи товаров (за исключением подакцизных и технически сложных) через вендинговые аппараты с нанесенным заводским номером. При этом с 01.02.2020 года данные устройства должны выводить на дисплей QR-код, чтобы покупатель мог отсканировать чек на свой смартфон.
Обязанности банковских агентов
Платежные агенты — посредники между продавцом и покупателем, могут вести деятельность в соответствии с двумя основными нормативными актами — Законом «О национальной платежной системе» № 161-ФЗ (регулирует работу банковских платежных агентов — тех, которые ведут деятельность на основании договоров с банками) и Законом «О приеме платежей налоговыми агентами» № 103-ФЗ (регулирует работу «простых» платежных агентов — то есть, тех, которые не связаны договорами с банком).
В предыдущей редакции Закона № 54-ФЗ порядок приема платежей агентами регулировался довольно поверхностно: в пунктах 3 и 4 статьи 4.7 был лишь приведен перечень ряда дополнительных реквизитов к кассовому чеку, которые должны быть применены агентами. В новой редакции закона норм, регламентирующих порядок действий агентов в ходе приема платежей, стало заметно больше — если говорить конкретно о тех агентах, которые ведут деятельность в юрисдикции Закона № 161-ФЗ.
Так, в статье 1.2 появился новый пункт 5.5, по которому таким агентам при осуществлении автоматических расчетов прямо предписано выдавать плательщикам чеки в бумажном или электронном виде (если предоставлены контакты для этого). Ранее такая обязанность устанавливалась косвенно — из общей совокупности норм действовавшей тогда редакции Закона № 54-ФЗ.
В новой редакции Закона № 54-ФЗ также содержатся нормы, устанавливающие ряд технологических особенностей ККТ, используемой банковскими агентами, а также порядок определения адреса места расчетов с помощью такой ККТ.
Другие изменения в законе «О ККМ»
Обновленный закон предусматривает ряд иных нововведений:
- С 03.07.2018 года чек ККМ обязательно должен отображать QR-код.
- Для исправления ошибочных сведений в чеке следует использовать чек коррекции. Раньше законодатели рекомендовали пробивать чек с признаком «возврат прихода» и оформлять новый на приход.
- При ликвидации продавца больше нет необходимости представлять налоговикам заявление о снятии кассового аппарата с учета. Теперь это делается в автоматическом режиме на основании выписки из ЕГРЮЛ (ЕГРИП).
- Увеличен срок выдачи карточки регистрации кассовой машины с 5 до 10 дней. Без нее применять ККМ запрещено.
- Разъяснены действия налогоплательщика при поломке фискального накопителя (ФН). Прежде всего, в течение 5 дней следует подать налоговикам заявление о снятии ККТ с учета либо о перерегистрации. Нерабочий ФН необходимо направить изготовителю на экспертизу. Если причиной поломки ФН является брак, то восстановленные сведения необходимо направить налоговикам в течение 60 дней с даты подачи заявления о снятии с учета.
При оформлении чеков обратите внимание на методические рекомендации, приведенные в письмах ФНС РФ от 03.07.2018 № ЕД-4-20/12718 (здесь говорится о продажах за наличные), от 03.07.2018 № ЕД-4-20/12717 (письмо посвящено расчетам подарочными картами).
Штрафы за некорректное применение ККМ
В соответствии с обновленным законом значительно расширился круг субъектов, обязанных применять онлайн технику с июля 2021 года. Следовательно, для них начинают действовать санкции за отсутствие кассовых машин и их некорректное применение.
Рассмотрим, какие штрафы ожидают компании и ИП, обязанные применять онлайн машины (п. 2-6 ст. 14.5 КоАП):
Вид нарушения | Величина штрафа | |
На должностных лиц | На юрлиц | |
Неприменение ККМ | От 25% до 50% от суммы расчета без использования кассового аппарата, но не менее 10 тыс. руб. | От 25% до 100% от суммы расчетов без применения ККТ, но не менее 30 тыс. руб. |
Повторное нарушение в виде неприменения ККМ, если совокупная сумма расчетов составила 1 млн руб. и более | Дисквалификация от 1 до 2 лет | Приостановка деятельности до 90 суток |
Применение ККТ, не соответствующей установленным требованиям | От 1,5 до 3 тыс. руб. | От 5 до 10 тыс. руб. |
Не представление сведений, запрошенных налоговиками | ||
Невыдача кассового чека | 2 тыс. руб. или предупреждение | 10 тыс. руб. или предупреждение |
Работа на устаревших ККТ контролерами приравнена к работе без кассовой техники (письмо ФНС РФ от 31.01.2017 № ЕД-4-20/1602), за это тоже последует наказание.
Срок исковой давности по перечисленным выше нарушениям — 1 год с того дня, когда было совершена провинность (п. 1 ст. 4.5 КоАП).
Что ещё
Налоговая трактует закон
Теперь ФНС — тот самый официальный орган, который даёт письменные разъяснения организациям, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам по вопросам законодательства РФ о применении касс. Проще говоря — государство наделило налоговую правом трактовать эти законы.
У ОФД появилось право использовать данные пользователя
С 3 июля ОФД может осуществлять обработку фискальных данных пользователя для исследований и статистики без обезличивания таких фискальных данных (если это установлено договором на обработку фискальных данных) с учётом требований Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных».
* Действие положений абзаца третьего настоящего пункта не распространяется на персональные данные покупателя или клиента.