Организации, которые находятся и работают на территории Российской Федерации, обязаны вносить в государственный бюджет налоговые сборы по многим направлениям. Одним из главных сборов в 2018 году является налог на прибыль организаций. Для организаций он играет роль основного, однако, на некоторых специализированных режимах налогообложения в казну не отчисляется, так как они предполагают упрощенное ведение бухгалтерии.
Как и любой другой сбор налоговой направленности, регулируется отчисление с прибыли посредством следующих документов:
- Налогового Кодекса Российской Федерации;
- законодательных актов, изданных на территории конкретных субъектов нашей страны.
В дополнение к названным сводам норм и правил в области налоговых правоотношений, периодически правительственные структуры выпускают различные пояснения. Их целью является не дополнительное регулирование или установка новых норм сверх уже существующих. Эти бумаги призваны облегчить рабочую жизнь бухгалтерам и юристам, работающим в компаниях-плательщиках.
Налог на прибыль организаций 2018
Базовый вариант налогообложения прибыли и отклонения от него
Пунктом 1 ст. 284 НК РФ установлена основная ставка налога на прибыль в 2021г. в размере 20%. В базовом варианте она распределяется между бюджетами следующим образом:
- бюджет РФ – 2%;
- бюджеты регионов – 18%.
Однако с 2021 по 2021 годы действует другой порядок, согласно которому федеральный бюджет получает 3%, а региональные – 17%
Это отклонение установлено законом от 30.11.2016 № 401-ФЗ «О внесении изменений…».
Также 20% налог взимается:
- С организаций, добывающих углеводородное сырье на новом морском месторождении.
- С контролирующих лиц по прибыли контролируемых иностранных компаний.
Для двух последних категорий распределение между бюджетами не применяется, все 20% налога зачисляются в федеральный бюджет.
Субъекты РФ имеют право понижать ставки по зачислению в их бюджеты для отдельных категорий налогоплательщиков. В общем случае «региональная» ставка может быть уменьшена до 13,5% (в 2017-2020 г.г. – до 12,5%), а для резидентов особых экономических зон – и до более низких значений.
Кроме того, пониженные «региональные» ставки (от 0% до 10%) применяются для организаций, участвующих в региональных инвестиционных проектах (п. 3 ст. 284.3 и п. 3 ст. 284.3-1 НК РФ).
Образец заполнения платежки по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет в 2021г. можно скачать здесь.
Другие варианты заполнения будут отличаться назначением платежа (вид бюджета) и КБК.
НДФЛ с отпускных и больничных пособий
В общем случае перечислять НДФЛ с зарплаты нужно не позднее дня, следующего за датой выплаты. Например, зарплату за январь 2021 года работодатель выплатил 6 февраля 2021 года. В этом случае доход получен 31 января. Удержать налог надо 6 февраля. А последняя дата, когда НДФЛ нужно перечислить в бюджет, – 7 февраля 2021 года.
Однако НДФЛ, удержанный из пособий по временной нетрудоспособности, пособий по уходу за больным ребенком, а также с отпускных, нужно перечислить не позднее последнего числа месяца, в котором выплатили доход. Например, сотрудник уходит в отпуск с 25 января по 15 февраля 2021 года. Отпускные ему были выплачены 20 января. В этом случае доход считайте полученным на дату выдачи отпускных – 20 января. В этот же день с выплаты надо удержать налог. А перечислить НДФЛ в бюджет нужно не позднее 31 января 2018 года. Далее приведем таблицу со сроками уплаты НДФЛ с отпускных и больничных пособий в 2021 году.
Сроки уплаты НДФЛ с отпускных и больничных в 2018 году
За январь 2021 года | Не позднее 31.01.2018 |
За февраль 2021 года | Не позднее 28.02.2018 |
За март 2021 года | Не позднее 02.04.2018 |
За апрель 2021 года | Не позднее 03.05.2018 |
За май 2021 года | Не позднее 31.05.2018 |
За июнь 2021 года | Не позднее 02.07.2018 |
За июль 2021 года | Не позднее 31.07.2018 |
За август 2021 года | Не позднее 31.08.2018 |
За сентябрь 2021 года | Не позднее 01.10.2018 |
За октябрь 2021 года | Не позднее 31.10.2018 |
За ноябрь 2021 года | Не позднее 30.11.2018 |
Налогообложение доходов по дивидендам
Налог на прибыль 2021 г. в виде дивидендов облагается в соответствии с п.3 ст. 284 НК РФ:
- Для российских организаций – 13% от доходов, полученных как от резидентов РФ, так и от иностранных компаний, а также по доходам от акций, права на которые удостоверены депозитарными расписками.
- Для иностранных компаний – 15% от доходов, полученных от участия в капитале российских организаций.
Если российская организация в течение года перед выплатой дивидендов владела более чем 50% уставного капитала компании-плательщика, то доход по ним облагается по ставке 0%. Если плательщиком дивидендов является компания – нерезидент, то она не должна входить в т.н. «черный список» офшоров (приказ Минфина РФ от 13.11.2007 № 108н).
Расчет прибыли до обложения налогами
Прибыль до обложения налогами будет определяться по формуле:
Величина за период налога на прибыль = база налога * ставка налога – авансы (за предыдущие периоды)
Формула расчета довольно простая, но необходимо помнить о важном моменте. Все показатели рассчитываются нарастающим методом. Если получилось значение со знаком «минус», фирма получила убыток и не должна уплачивать налог. Убытки прошедших периодов уменьшают базу по налогу в особом порядке. Если фирма применяет сразу несколько ставок налога, расчеты должны выполняться в отдельности по каждой из них.
Налогообложение доходов по долговым обязательствам
Налог на прибыль за 2021 год по долговым обязательствам исчисляется в соответствии с п.4 ст. 284 НК РФ:
- В размере 15% для доходов по следующим видам ценных бумаг:
– государственные ценные бумаги стран – участников Союзного государства, субъектов РФ и муниципальные ценные бумаги;
– облигации с ипотечным покрытием, выпущенные после 1 января 2007г.;
– облигации компаний-резидентов РФ, выпущенные в период 2017-2021г. и обращающиеся на организованном рынке
– доходов, полученных от доверительного управления ипотечным покрытием, если соответствующие сертификаты были выданы после 01 января 2007г.
- В размере 9% действует для следующих видов ценных бумаг:
– муниципальных ценных бумаг, выпущенных до 1 января 2007г. на срок более 3 лет;
– облигаций с ипотечным покрытием, выпущенные до 1 января 2007г.;
– доходов, полученных от доверительного управления ипотечным покрытием, если сертификаты были выданы до 01 января 2007г.
- По ставке 0% облагаются доходы от следующих долговых обязательств:
– государственные и муниципальные облигации, выпущенные до 20 января 1997г.
– облигациям государственного валютного займа 1999г., выпущенным для обеспечения условий урегулирования валютного долга бывшего СССР и РФ.
- Повышенная ставка 30% применяется для доходов по ценным бумагам российских организаций, учитываемых на счетах депо иностранных держателей, если информация о них не была предоставлена налоговому агенту (п. 4.2 ст. 284 НК РФ).
Налог при УСН
Авансовые платежи по единому налогу перечисляйте не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за отчетным периодом (квартал, полугодие и девять месяцев). То есть не позднее 25 апреля, 25 июля и 25 октября. Такой порядок установлен статьей 346.19 и пунктом 7 статьи 346.21 Налогового кодекса РФ.
Для уплаты единого (минимального) налога по итогам года установлены разные сроки. По общему правилу организации должны перечислить налог не позднее 31 марта следующего года, а предприниматели – не позднее 30 апреля следующего года. Это следует из положений пункта 7 статьи 346.21 и пункта 1 статьи 346.23 Налогового кодекса РФ. Приведем сроки уплаты УСН в 2021 году в таблице.
Сроки уплаты УСН в 2021 году
За 2021 год (уплачивают только организации) | Не позднее 02.04.2018 |
За 2021 год (уплачивают только ИП) | Не позднее 03.05.2018 |
За I квартал 2021 года За I полугодие 2021 года | Не позднее 25.04.2018 Не позднее 25.07.2018 |
За 9 месяцев 2021 года | Не позднее 25.10.2018 |
Налогообложение доходов иностранных компаний
Если компания-нерезидент работает в РФ через постоянное представительство, то его прибыль облагается на общих основаниях, аналогично российским организациям
Если представительства нет, то налог взимается в зависимости от вида дохода:
- В размере 10% – по доходам от использования или сдачи в аренду транспортных средств для осуществления международных перевозок.
- В размере 20% – для всех иных доходов иностранной компании, кроме дивидендов и доходов по долговым обязательствам.
Все суммы налога по дивидендам, долговым обязательствам и доходам нерезидентов, не имеющих постоянного представительства, зачисляются в федеральный бюджет (п. 6 ст. 284 НК РФ).
Торговый сбор на территории г. Москвы
Торговый сбор нужно определять и платить каждый квартал. Отчетных периодов по торговому сбору не установлено. Рассчитанную сумму торгового сбора перечислите в бюджет не позднее 25-го числа месяца, следующего за облагаемым периодом (кварталом).
Сроки уплаты торгового сбора в 2018 году | |
За IV квартал 2021 года | Не позднее 25.01.2018 |
За I квартал 2021 года | Не позднее 25.04.2018 |
За II квартал 2021 года | Не позднее 25.07.2018 |
За III квартал 2021 года | Не позднее 25.10.2018 |
«Нулевая» льгота по налогу на прибыль
Для отдельных категорий юридических лиц или видов доходов действует льготная ставка налога на прибыль за 2021г., а именно – 0%. Некоторые случаи ее применения (для дивидендов и долговых обязательств) были рассмотрены выше.
Кроме них, «нулевая» льгота применяется в следующих случаях:
- Для образовательных и медицинских организаций (ст. 284.1 НК РФ).
- Для резидентов туристско-рекреационных экономических зон, объединенных в кластер – в части налога, зачисляемого в федеральный бюджет.
- Для сельскохозяйственных и рыбохозяйственных производителей в части произведенной ими с/х продукции и продуктов ее переработки.
- Для участников региональных инвестиционных проектов (п. 2 ст. 284.3, п. 2 ст. 284.3-1 НК РФ), участников свободной экономической зоны, резидентов территории опережающего развития и свободного порта Владивосток (ст. 284.4 НК РФ). Для всех категорий, перечисленных в этом пункте, льгота распространяется только на «федеральную» часть налога.
- Для организаций, осуществляющих социальное обслуживание граждан (ст. 284.5 НК РФ).
- Для Центрального банка РФ.
- Для участников проекта «Сколково» после прекращения использования права на освобождение и до превышения установленного лимита (п. 2 ст. 246 НК РФ и п. 5.1 ст. 284 НК РФ).
- Для доходов по операциям от реализации или иного выбытия долей участия в уставном капитале российских компаний (п. 4.1 ст. 284 НК РФ).
Расчет налоговой базы
Прежде чем осуществить расчет налога на прибыль, потребуется рассчитать размер базы налога. Условно налоговая база подразделяется на промежуточную и итоговую.
Расчет промежуточной базы будет осуществляться по такой формуле:
Промежуточная база = доходы – затраты
При расчете необходимо учитывать следующие важные моменты:
- Чтобы определить размер полученных доходов, необходимо сложить поступления реализационного и внереализационного характера.
- Чтобы определить размер понесенных затрат, необходимо сложить внереализационные, материальные, амортизационные издержки и затраты на оплату труда.
- В расчет не берутся доходы, указанные в статье 251 НК РФ и расходы, прописанные в статье 270 НК РФ.
Расчет налоговой базы по налогу на прибыль (итоговой базы) будет осуществляться по формуле:
Итоговая база = промежуточная база – размер убытка прошлых лет
Если значение базы налога получилось со знаком «минус», рассчитывать налог нет необходимости. Это значит, что по результатам периода отчета фирма получила убыток, налог с которого не рассчитывается и не уплачивается.
Подсчет доходов и расходов организации производится за установленный отчетный период. Дата дохода или расхода может определяться двумя методами:
- Кассовый метод. Берутся доходы и расходы за период времени, в котором они поступили, по-другому были официально зарегистрированы в кассе или на банковском счете.
- Способ начислений. При использовании данного метода дата официальной регистрации дохода и зачисления никак не соотносятся. Так, любые финансовые манипуляции признаются тогда, когда они фактически были проведены.
Организация имеет право применять только один из описанных методов для всех проведенных операций. Кроме того, кассовый метод допускается только в тех компаниях, выручка которых составила не более одного миллиона рублей за последние 4 квартала, то есть за год.
НПО — важная составляющая госбюджета
Налог на прибыль организаций (НПО) играет важную роль в формировании госбюджета РФ, федерального и региональных бюджетов. Этот налоговый сбор занимает 4-е место в структуре поступлений денежных средств в казну России.
Основной вклад в бюджетную систему РФ вносят следующие налоги и сборы:
- таможенные платежи — первый номер среди всех сборов по наполнению бюджета;
- налог на добавленную стоимость (НДС) стоит на втором месте;
- третьими идут социальные налоги и сборы;
- налог на прибыль занимает четвёртое место;
- завершает пятёрку лидеров налог на доходы физ. лиц (НДФЛ).
Стоит ли говорить, насколько важны для государственных регуляторов полноценные и своевременные поступления от всех этих налогов, включая НПО.
Правительство постоянно регулирует размер ставки налога на прибыль, так как от этого напрямую зависит формирование промышленного потенциала и успешность экономики страны. При этом государство вынуждено контролировать и в определённые периоды снижать налоговую нагрузку на российского производителя. Кроме этого, стоит отметить, что НПО активизирует приток иностранных инвестиций в основные сектора экономики России.
Из истории формирования НПО в России: в 1992 году, когда налог на прибыль был введён, все поступления направлялись в федеральную казну, при этом ставка налога составляла 32%.
В последующие годы ставка НПО постепенно снижалась:
- 35% — составлял НПО до марта 1999 года;
- 30% — такой тариф НПО был до конца 2001г.;
- 24% — в 2002—2008 гг.;
- 20% налога с прибыли организации — такой стандартный тариф действует с января 2009 года по сей день.
При этом в регионах могут применяться сниженные ставки для производителей.
НПО считается прямым федеральным налогом, все поступления от налога распределяются между федеральным и региональными бюджетами. Проценты в распределении между федерацией и регионами сильно трансформировались за период существования налога на прибыль. Если сначала своего существования, все поступления от прибыли юр. лиц шли в госбюджет, то сегодня основная доля налога идёт в бюджет территории, где зарегистрировано предприятие. Что позволяет хозяйствующим субъектам более гибко подходить к льготам и преференциям для градообразующих предприятий, а также поддерживать развивающиеся организации.
Были периоды, когда часть налога шла и в местные бюджеты. Сегодня эти поступления отменены.
Динамика НПО: упав в 2008 году, платежи в госбюджет постепенно растут
На дотационной и нефтяной игле: если регион не подсел на вторую, он сядет на первую
Но если говорить о дотациях, то среди рекордсменов ПФО только Татарстан и Самарская область не получили от федерального бюджета дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. Хотя объем дотаций у остальных, конечно, несопоставим с налоговыми сборами. Так, на 300,8 млрд рублей сборов Оренбургская область получила 4 млрд рублей дотаций, Пермский край — 2,2 млрд рублей, Удмуртия — 3,6 млрд, Саратовская область — 8,5 млрд. Больше всех снова получила Республика Башкортостан — 16,4 млрд рублей.
В России по-прежнему только 13 регионов остаются недотационными: это Калужская область, Свердловская область, Московская область, Москва, Ленинградская область, Санкт-Петербург, Ненецкий АО, Татарстан, Самарская область, Тюменская область, Ханты-Мансийский АО — Югра, Ямало-Hенецкий АО, Сахалинская область. Невооруженным глазом видно, что подавляющее большинство недотационных регионов либо фактически сидят на другой — нефтяной игле (обеспечивающей «дотационную наркоманию» остальным регионам), либо же отмечены высокой концентрацией и диверсификацией крупного бизнеса (Питер и Ленинградская область, Москва и Московская область).
Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, на 1.01.2019
Регион | Дотации на 2021 год, тыс.руб. | Дотации на 2021 год, тыс.руб. | Дотации на 2021 год, тыс.руб. |
Республика Дагестан | 66.265.836,80 | 59.065.832,50 | 52.419.887,90 |
Республика Саха (Якутия) | 46.907.224,40 | 43.944.997,70 | 36.620.831,40 |
Камчатский край | 37.389.812,30 | 39.357.697,20 | 37.155.412,50 |
Чеченская Республика | 30.440.585,90 | 27.078.463,80 | 24.005.035,00 |
Алтайский край | 26.837.816,60 | 27.129.122,50 | 22.607.602,10 |
Ставропольский край | 22.083.116,20 | 19.202.709,70 | 17.377.603,00 |
Республика Крым | 20.371.129,40 | 17.714.025,60 | 18.481.901,10 |
Республика Бурятия | 19.874.889,00 | 18.298.640,30 | 17.904.494,70 |
Республика Тыва | 16.932.597,80 | 15.732.671,20 | 14.544.398,30 |