Транспортный налог в России касается большинства автомобилистов нашей страны. Это вид обязательного платежа действует уже много лет и является кошмаром для владельцев автомобилей, подпадающих под действие закона об обязательном платеже ежегодного взноса в пользу государства.
С 2012 года ходили упорные слухи о его отмене, даже сам президент высказывался за отмену транспортного налога и поиск альтернативных решений, однако, регулярно это инициатива натыкалась на бюрократические барьеры различных уровней. Наконец-то, в 2020 году происходят серьезные сдвиги в лучшую сторону.
Действующее законодательство
Транспортный налог – региональный. Это значит, что субъекты РФ самостоятельно определяют, какую ставку установить на каждый налоговый период. Их действия ограничены федеральным законодательством. Регионы не могут назначать ставки выше размера, указанного в Налоговом кодексе РФ (гл. 28 НК РФ).
Федеральное законодательство определяет налоговую базу (что берётся за основу расчёта), объект налогообложения (за какие ТС налог платится, а за какие – нет), налогоплательщиков (кто должен платить в казну), налоговый период (когда и за какой период уплачивается налог).
На 2021 год налогоплательщиками считаются собственники транспортных средств, с которых необходимо платить налог.
Налоговым кодексом определён транспорт, который налогом не облагается:
- Весельные и моторные лодки небольшой мощности (до 5 ЛС).
- Легковые автомобили, обустроенные для инвалидов.
- Морские и речные суда, занимающиеся промыслом.
- Пассажирские и грузовые суда любых видов (самолёты, речной транспорт), которые официально используются для перевозок.
- Агротранспорт, используемый для сельхозработ.
- Транспорт, находящийся в пользовании органов исполнительной власти и федеральных государственных органов и использующийся в военных целях.
- ТС, которые официально признаны угнанными.
- Воздушные судна санавиации.
- Буровые суда.
Налог рассчитывается на основе мощности транспортного средства. Для транспорта, оснащённого двигателем – это лошадиные силы; для воздушного транспорта – килограммы силы; для водного — валовая вместимость в регистровых тоннах.
Сумма к уплате определяется с каждой единицы силы.
В кодексе указаны базовые ставки, они могут быть увеличены субъектами РФ, но не больше, чем в 10 раз. Законом допускается устанавливать дифференцированные ставки, включая в расчёт возраст автомобиля и экологический класс (п. 3 ст. 316 НК РФ).
Расчёт налога для физических лиц проводится налоговыми органами самостоятельно. В формулу может быть включён повышающий коэффициент. Он определяется стоимостью автомобиля и её возрастом:
- 1.1 – для автомобилей не старше 3 лет, стоимостью от 3 до 5 млн рублей;
- 2 – для авто в возрасте 5 лет и младше со стоимостью от 5 до 10 млн рублей;
- 3 – для машин не старше 10 лет, стоимостью от 10 до 15 млн рублей или машин младше 20 лет стоимостью более 20 млн рублей.
Для кого налог на транспорт отменён на сегодня?
Есть небольшая категория граждан и автомобилей, которые освобождены от уплаты транспортного налога. К ним относятся:
- автомобили инвалидов при условии, что мощность их двигателя менее 100 л.с. и они получены через соцзащиту, либо специально оборудованные машины для инвалидов,
- тракторы и небольшой ряд спецтехники, используемой в сельхоз целях,
- машины в угоне и розыске.
Всем остальным автовладельцам придётся уплатить налог на транспорт до 1 декабря текущего года.
Транспортный налог в 2021 году
В 2021 году федеральное законодательство в отношении транспортного налога не претерпело радикальных изменений. Сумма к оплате рассчитывается исходя из вида ТС, его стоимости, мощности, срока использования и категории, к которой оно относится.
Налоговые льготы
Федеральным законодательством специальные льготы для плательщиков транспортного налога не предусмотрены. При этом Налоговый кодекс допускает самостоятельное установление льгот субъектами РФ (ст. 356 НК РФ). На какие льготы может претендовать собственник авто, зависит от его региона проживания. Чаще всего в льготную категорию попадают ветераны ВОВ, инвалиды, пенсионеры. В последнее время законодательные органы многих регионов выступают с инициативами ввести существенные льготы для машин, работающих на природном газе. Например, такую льготу в начале 2021 года предложил ввести Комитет Самарской губернской думы по транспорту.
Посмотреть, какие льготы предусмотрены в каждом отдельном регионе, можно на официальном сайте Налоговой инспекции в разделе «Справочная информация».
Налоговая инспекция сама высчитывает налог и отправляет уведомление автовладельцу. В расчёт будет включена и льгота, но только в случае, если ФНС осведомлена о том, что плательщик имеет на неё право. Собственник сам должен отследить, начислена ли ему субсидия. Для этого требуется:
- Проверить, полагается ли льгота в соответствии с налоговым законодательством региона проживания.
- Посчитать сумму налога через калькулятор, включив в расчёт льготу.
- Сопоставить получившуюся сумму с той, которая указана в налоговом уведомлении.
- При несовпадении сумм следует обратиться в ФНС с заявлением о перерасчёте.
Сделать это также можно онлайн. При этом наличие личного кабинета на сайте налоговой не требуется. На портале ФНС нужно перейти по ссылкам: Главная страница — Электронные сервисы — Обратиться в ФНС России — Обращение физического лица по жизненной ситуации.
Сервис был организован для ускорения и облегчения процедуры перерасчёта неверно начисленных имущественных налогов.
Все изменения с 2021 года
Последняя поправка, принятая по части транспортного налога, опубликована ещё в сентябре прошлого года. И часть положений вступает в силу с 1 января 2021 года.
Среди наиболее значимых обновлений законодательства следующие:
- отменены льготы для плательщиков «Платона» – грузовые автомобили массой свыше 12 тонн ранее платили меньше налога; с 2020 года же послабление из НК РФ убрали,
- но есть и хорошие новости: если ранее получить иные льготы (например, инвалидам и другим участникам дорожного движения) можно было только при предоставлении заявления, то теперь они предоставляются при расчёте налоговым органом автоматически при получении инофрмации из Пенсионного фонда или органов соцзащиты; но и порядок предоставления послаблений по заявлению автовладельцев также сохранился.
Ставки
Ставки налога также устанавливаются каждым регионом самостоятельно с ограничениями, наложенными Налоговым кодексом.
Для автомобилей базовая ставка рассчитывается исходя из мощности, измеряемой в лошадиных силах. За каждую силу придётся заплатить определённое количество рублей.
Дифференцирование ставки означает, что она может меняться исходя из возраста автомобиля и его экологического класса. Конкретный коэффициент дифференциации определяет руководство региона.
Со ставками отдельных субъектов РФ можно ознакомиться на сайте ФНС в разделе «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам».
Разница между ставками за одну и ту же машину в разных регионах может достигать 100 и более процентов. Например, за автомобиль мощностью от 100 до 150 ЛС в республике Алтай заплатят 14 рублей за 1 единицу, а в Башкортостане – 35.
Когда регион не установил собственные ставки, применяются те, которые указаны в Налоговом кодексе (п. 4 ст. 361 НК РФ).
Принятие законопроекта: да или нет
Мы искренне надеемся, что закон принят не будет. Уж больно сильно он может ударить по кошелькам владельцев автомобилей, которые активно ими пользуются. Цены на бензин итак достаточно высокие, продолжают успешно расти, так ещё и есть возможность того, что их задерут выше некуда.
Напоминаем, что изначально транспортный налог появился семнадцать лет назад – в 2002 году. Тогда его ввели, чтобы модернизировать дорожное хозяйство, улучшить качество дорог. Но уже чуть позже стало понятно – это отличный источник средств в казну. А куда они дальше оттуда идут… известно лишь тем, кто ими руководит.
Соответственно, делаем следующие выводы:
- На данный момент закона нет. В силу он не вступил.
- Он может появиться хоть в следующем году, хоть через пять лет – как в Правительстве решат, так и будет.
- Закон сыграет на руку лишь малой части населения, кто сравнительно неактивно эксплуатирует автомобиль.
- Даже для тех, кто пользуется такси, стоимость поездки значительно возрастёт.
То есть, здесь скорее больше минусов, чем плюсов. Если и примут, то хотелось бы видеть «причёсанный» вариант, а не глупую обдираловку людей.
Владельцы, каких транспортных средств освобождаются от уплаты налога?
Многие считают, что эти взыскания касаются только владельцев автомобилей, однако это не совсем так – мотоциклы, катера, квадроциклы, автобусы, яхты, тракторы, вертолеты и многие другие средства передвижения также предполагают отчисления финансовых средств государству их владельцами. Определенные группы людей, владеющие теми или иными транспортными объектами, попадают под льготы в отношении выплаты фискальных взносов. Льготным транспортом считается:
- Автомобили, выступающие в качестве презентов в тех или иных социальных программах, а также те, которые были переоборудованы под водителей, имеющих группу инвалидности. При этом такая машина не должна иметь под капотом больше сотни лошадей;
- Машина, которая ранее была подвержена угону. Данный криминальный факт и само средство должны быть документально зарегистрированными правоохранительной службой;
- Плавательные средства, которые имеют промышленное предназначение, рассчитанные на передвижение по рекам и морям;
- Средства передвижения, которые применяются в сельскохозяйственных целях (например, для транспортировки животных, молока, мяса, яиц, соломы, зерна). Также это касается тракторов и комбайнов;
- Лодки и катера, оснащенные двигателем с номинальной мощностью, которая не превышает пять лошадиных сил.
Срок уплаты
В каждом регионе устанавливается свой срок уплаты налога, также как и его ставка. Срок уплаты налога на машины:
- транспортный налог для юридических лиц в Москве 2021 года — не позднее 5 февраля года, который идет за отчетным;
- сбор по ТС для физлиц — до 1 февраля года, который следует за налоговым промежутком.
Оплатить пошлину можно включительно в эти даты. Если число выпадает на праздник или выходной, то можно предусмотреть этот вариант и оплатить заранее — за три дня до окончания срока, но не раньше.
Налоговые льготы
Согласно Закону г. Москвы №33 от 09.07.2008 (ред. 29.11.2017), не все предприятия уплачивают пошлину за пользование авто-, мото- и спецтехникой. Льготы по транспортному налогу в Москве распространяются на физические лица и предприятия:
- компании, которые перевозят пассажиров на общественном транспорте, кроме такси (автобусы, троллейбусы, метро, трамваи);
- предприятия, которые зарегистрированы в технико-внедренческих районах Москвы. В том числе управленцы этих фирм, а также международных филиалов;
- герои СССР, РФ, ветераны ВОВ, инвалиды I и II групп, один из родителей многодетной семьи, родитель-одиночка ребенка-инвалида освобождаются от внесения пошлинных средств на одну машину;
- физлица, которые работали на Чернобыльской АЭС в период аварии;
- испытатели ядерных, водородных бомб;
- инвалиды после радиационных испытаний, а также перенесшие лучевую болезнь;
- опекун недееспособного инвалида вправе не уплачивать пошлину за одну машину.
Чтобы не уплачивать средства в налоговый бюджет, физлица пишут заявление об этом, прилагая соответствующие справки-подтверждения. Преференции распространяются только на людей, владеющих авто-, мотосредствами с мощностью до 200 л. с. За другие оплачивается полноценный сбор. Льготный тариф не распространяется на воздушные, водные суда, мотосани и похожие ТС.
Неисправность автомобиля — не повод отказать от уплаты
Многие владельцы машин не могут себе позволить осуществить ремонт автомобиля в короткие сроки, ведь на это дело обычно требуется приличная денежная сумма, которую быстро собрать, не так уж и просто, в результате чего процесс ремонта тянется месяцами, а иногда и годами. Но при этом подобные случаи не подпадают под льготный разряд, в таких ситуациях все равно приходится оплачивать полноценный налог. Часть водителей пытаются как-то схитрить, пытаясь сэкономить деньги путем снятия автомобиля с учета. Но в таких случаях сначала нужно все хорошенько взвесить, и только потом принимать решение. Связано это в данной ситуации с тем, что сумма пошлины, выплачиваемой за регистрацию машины, ничуть не меньше суммарного фискального взноса.
Почему владельцы автомобилей и других транспортных средств критикуют данный вид налогового сбора?
Критике больше всего на данный момент подвергается сам принцип сбора с физических лиц финансовых средств, согласно которому начисляются платежные суммы. Так, например, сумма налога, как уже было сказано, напрямую зависит от объема двигателя и его мощности, однако нигде в законодательной базе данного налога не говорится о том, как часто транспортное средство эксплуатируется в течение года. По мнению владельцев авто и экспертов, разбирающихся в подобных вопросах, данный принцип сбора средств не отражает его истинной цели – кумуляции финансов для ремонта дорожного покрытия. Это и не удивительно, ведь степень ущерба, который автомобиль наносить дороге практически не имеет никакой зависимости от количества лошадиных сил двигателя, а вот частота и продолжительность поездок напрямую оказывает влияние на изнашивание дорожного покрытия.
Вы, наверное, согласитесь с тем фактом, что большое количество людей пенсионного возраста эксплуатируют свои «плоды отечественного автопрома» всего лишь несколько раз за год, когда нужно съездить на дачный участок, расположенный за городом. Львиную же долю всего времени авто стоит в гараже, однако, выходит так, что, несмотря на это, за него владелец обязан отдать такую же сумму сбора, как и остальные. Как известно, далеко не каждая иномарка с мощным двигателем относится к разряду новых и комфортабельных, что властями не учитывается, а значит, для владельцев как новых, так и отживших свое транспортных средств сумма налогового сбора будет идентичной.
Нужно отметить тот факт, что при покупке автомобиля физическое лицо обязано еще и платить определенную сумму акцизного сбора на топливо. Это значит, что автомобилист облагается двойным налогом. Большинство развитых стран Европы и Америки не практикуют подобные расклады, однако правительственные органы Российской Федерации этим не удивить. Активно также возмущаются люди, владеющие автомобилями с серьезными повреждениями и дефектами, из-за которых их практически невозможно эксплуатировать.