Учет денежных средств на предприятии является одной из главных задач бухгалтерии. Поскольку деньги бывают наличными и безналичными, операции по их учету отличаются, и учитывать наличность немного сложнее. В этой статье вы найдете важные особенности и требования к такому учету.
Учет наличных денежных средств обычно называют кассовым, потому что все операции, связанные с наличностью, не только осуществляются в помещении, называемом «касса», но и проводятся по счету 50 «касса» в плане счетов. Правда, если организация реализует товары, услуги или работы в розницу, наличность может находиться в торговых точках, но ее тоже нужно складывать в кассу — специальный контрольный аппарат, выбивающий чеки покупателям. Кто может работать с наличными деньгами, как вести их учет и какие нужны документы?
План счетов
Учет движения денежных средств в наличном варианте осуществляется по счету 50 «касса» в плане счетов бухучета. Этот счет является активным синтетическим и к нему обычно открывают субсчета, показывающие движение наличных денежных средств в разрезе:
- 50-1 «Касса организации» — для отражения операций с наличными непосредственно по кассе организации (выдача денег на хознужды, командировочные расходы и т. д.);
- 50-2 «Операционная касса» — для отражения операций с наличными, осуществляемых в обособленных подразделениях и участках предприятия (в магазинах, кафе, киосках и т. п.);
- 50-3 «Денежные документы» — для отражения операций с бланками строгой отчетности, а также прочими ценными бумагами (марками, путевками, векселями и т. д.);
- других субсчетов, при необходимости.
По каждому из субсчетов необходимо вести аналитику в разрезе движения по каждому отделу.
Цели и задачи учета денежных средств
Учитывая, что деньги экономических субъектов как в наличной, так и в безналичной форме, относятся к наиболее высоколиквидным активам, бухгалтерский учет денежных средств должен полностью предоставлять данные об источниках их поступления и направлении дальнейшего использования. Операции с финансовыми ресурсами предполагают выполнение таких задач, как:
- документирование записей по движению финансов организации;
- соблюдение законодательства при расчетах различного вида;
- целевое использование денежных средств;
- осуществление расчетов с контрагентами, бюджетом, сотрудниками и прочими кредиторами.
Теоретические основы учета денежных средств и их движения отражены в ПБУ 23/2011. В составе бухгалтерской отчетности для анализа информации о финансах предприятия используют форму 4 «Отчет о движении денежных средств». Особенности учета денежных средств заключаются и в том, что экономическим субъектам, которые применяют одновременно несколько режимов налогообложения, требуется вести раздельный контроль наличных и безналичных поступлений и затрат.
Задачи учета денежных средств состоят и в анализировании информации проводимых операций для целей налогообложения. Так, регистр учета расхода денежных средств дает представление о фактических затратах субъекта в текущем периоде.
Учетные документы
Учет денежных средств кратко осуществляется на основе первичных документов — расходных и приходных кассовых ордеров в регистрах бухучета. Ордера может выписывать уполномоченный бухгалтер или кассир. Первичка имеет ряд обязательных реквизитов:
- наименование организации и ее реквизиты;
- номер;
- дата составления;
- сумма операции;
- назначение операции;
- Ф.И.О. и подпись уполномоченного за прием, выдачу денег лица.
Приход наличных денег в кассу оформляется приходным ордером, а выдача — расходным. Получатель денег должен собственноручно написать, сколько наличных денег получил, и подписаться. Ордера регистрируются в специальном журнале, где им присваиваются порядковые номера.
Для массовых выплат сотрудникам (зарплата, премии, аванс и т. п.) применяется платежная ведомость. В ней пишется список фамилий и инициалов получателей и причитающиеся им суммы. Напротив каждой суммы ставится подпись в ее получении. На основании ведомости все равно оформляется сводный расходный ордер, к которому она прикладывается.
Кроме того, обязательным является ведение кассовой книги. В этом регистре фиксируются все движения наличности за каждый день и выводится остаток средств на следующий день. Книга заполняется в двух экземплярах: один лист остается в ней, второй (отрывной) подлежит сдаче в бухгалтерию вместе с первичными документами за день. Никаких исправлений в самой книге, а тем более в первичных кассовых документах не допускается.
Учет прочих денежных средств
Помимо кассы и расчетных счетов, экономические субъекты вправе хранить денежные средства и с использованием специальных счетов в банке: аккредитивов (одна из форм безналичных расчетов, при которой банк осуществляет перевод денежных средств по распоряжению клиента), депозитов, чековых книжек. С этими целями учет денежных средств осуществляется при помощи 55 счета.
Специальные банковские счета применяются при необходимости совершения особых операций. Например, депозиты служат для хранения денег в кредитных учреждениях под повышенные проценты, чековые документы же содержат распоряжение к выдаче денежных средств предъявителю.
Еще один счет, отражающий информацию о наличии денег, ― счет 57 «Денежные средства в пути». Используется в случаях, когда возникают некоторые временные разницы в перемещении, например:
- Дт 57 ― Кт 50 ― деньги выданы с кассы для пополнения банковского счета;
- Дт 51 ― Кт 57 ― поступление на счет в банке.
Учет денежных средств (кратко) ― это обобщенная информация о движении, поступлении и использовании денежных активов на предприятии.
Бухучет наличности
Информацию о поступлении наличных средств в организацию бухгалтер отражает по дебету счета 50, а расходование — по кредиту. В рамках одного договора коммерческая организация имеет право принять от контрагента не более 100 000 рублей. При этом необходимо применять контрольно-кассовую технику (ККТ) с функцией передачи данных онлайн, которая выдает фискальные чеки. Неприменение ККТ грозит серьезными штрафами.
Для синтетического учета применяется журнал-ордер по счету 50 и главная книга, аналитику бухгалтер ведет по каждому подразделению отдельно в специальных регистрах. Сальдо (остаток) необходимо выводить не реже одного раза в месяц. Данные по учету должны корреспондироваться с другими счетами.
Бухучет при поступлении и снятии
Бухгалтерский учет наличных средств предполагает совершение проводки по счету 50 в корреспонденции с другим счетом по факту совершения приходной или расходной кассовой операции.
Под приходной операцией понимается поступление наличных денежных средств в кассу. Суммы поступления заносятся в дебет сч.50.
При этом в зависимости от источника поступления средств корреспондирующим счетом может выступать:
- 51 – при снятии наличных денег с расчетного счета;
- 60 – если наличность поступает от поставщиков;
- 62 – от покупателей;
- 66, 67 – при поступлении кредитных средств из банка;
- 71 – от подотчетных лиц;
- 73 – возвраты кредитов работниками, внесенные суммы ущерба сотрудниками;
- 75 – от учредителей:
- 76 – от прочих контрагентов.
Проводка по поступлению наличных средств отражается на основании первичного документа – приходного кассового ордера.
Суммы выбытия денежной наличности из кассы заносятся в кредит сч.50. При этом в зависимости от направления выдачи денег корреспондирующим счетом может выступать:
- 51 – сдача наличных в банк;
- 58 – финансовые вложения;
- 62 – оплата поставщику, продавцу;
- 60 – возвраты денег покупателям;
- 66, 67 – погашение кредитов наличными;
- 68, 69 – оплата налогов, взносов;
- 70 – оплата труда персонала;
- 71 – выдача денег в подотчет;
- 75 – возвраты денег учредителям;
- 76 – прочим контрагентам.
Основанием для отражения проводки по выдаче наличных из кассы является расходный кассовый ордер.
Бухгалтерские проводки по счету 50 Касса (таблица)
В таблице ниже представлены наиболее распространенные проводки, совершаемые в бухгалтерском учете с наличными денежными средствами.
Таблица с проводками по поступлению:
Операция | Дебет | Кредит |
Снятие денежных средств с расч/сч в банке | 50 | 51 |
Получение наличности с валютных счетов | 50 | 52 |
Поступления в кассу со специальных счетов (по аккредитивам, векселям) | 50 | 55 |
Денежные возвраты от продавцов/поставщиков | 50 | 60 |
Поступление средств от покупателей | 50 | 62 |
Поступление краткосрочного/долгосрочного банковского кредита | 50 | 66 (67) |
Возвраты неизрасходованных подотчетных денег | 50 | 71 |
Поступления в кассу от персонала | 50 | 73 |
Вклад учредителя наличными | 50 | 75 |
Таблица с проводками при выбытии:
Операция | Дебет | Кредит |
Передача выручки в банк | 51 | 50 |
Сдача иностранной выручки в банк | 52 | 50 |
Передача денежных средств на специальные счета | 55 | 50 |
Внесение оплаты поставщикам | 60 | 50 |
Возвраты средств покупателям | 62 | 50 |
Возврат кредитов | 66 (67) | 50 |
Внесение налоговых сумм, взносов по страховому обеспечению | 68 (69) | 50 |
Выплата заработной платы | 70 | 50 |
Выдача подотчетных средств | 71 | 50 |
Выдача средств сотрудникам по прочим операциям, не связанным с оплатой труда | 73 | 50 |
Выплата дивидендов участником общества | 75 | 50 |
Примеры
Пример 1:
Предприятие получает от поставщика товар на сумму 100 000 руб. Оплата за товар производится наличными денежными средствами из кассы. При этом бухгалтером составляется расходный кассовый ордер на сумму 100 000 руб., на основании которого отражается проводка: Дебет 60 Кредит 50 на сумму 100 000.
Пример 2:
Учредитель вносит вклад в уставный капитал наличными средствами в размере 40 000 руб. Бухгалтер оформляет приходный кассовый ордер на указанную сумму, на основании которого выполняет проводку: Дт 50 Кт 75 на сумму 40 000.
Пример 3:
Персоналу выдается зарплата по ведомости за февраль 2021 года в общем размере 300 000. К ведомости оформляется расходный кассовый ордер на сумму 300 000, на основании которого совершается проводка Дт 70 Кт 50.
Пример 4:
Предприятие берет краткосрочный кредит (на срок менее 1 года) в размере 100 000. Кредитные деньги выдаются в банке в наличном виде и приходуются с помощью проводки Дт 50 Кт 66 на основании ПКО.
Чем бухучет денежных средств ИП отличается от учета на предприятии?
Условия осуществления бухгалтерского учета денежных средств для некоторых ИП несколько отличаются от рассмотренного ранее порядка. Предпринимателям, осуществляющим свою деятельность на спецрежимах, разрешено не организовывать бухгалтерский учет (подп. 1 п. 2 ст. 6 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Такие ИП также вправе:
- не использовать кассовую книгу (п. 4.6 порядка).
- не выписывать ПКО и РКО (п. 4.1 порядка).
Освобождение от применения бухучета освобождает такого ИП от составления формы 4, также такое право есть у всех субъектов малого предпринимательства.
О нюансах работы с кассой см. в материале «Порядок ведения кассовых операций в 2015–2016 годах».
Виды
В зависимости от направления деятельности размещаются по типам хранения и использования все денежные средства организации. Частота использования определенного вида активов должна соответствовать его размеру в общей массе. Как правило, данные показатели регламентируются уставными и внутренними документами компании, законодательством РФ. Денежные средства, входящие в состав оборотных активов, могут распределяться по следующим видам:
- наличные;
- безналичные;
- денежные документы (эквиваленты денежной массы).
На современных предприятиях одновременно применяются все существующие формы, это дает возможность их быстрого распределения и включения в финансово-хозяйственную или инвестиционную деятельность.
Определение
Денежные средства предприятия – это наиболее ликвидная доля его оборотных активов. Источник их формирования зависит от правовой формы организации и вида ее деятельности. При всем многообразии размещения денежные средства отражаются только в активе баланса предприятия. Взаимоотношения с государственными налоговыми структурами, контрагентами (поставщиками и покупателями), внебюджетными фондами, сотрудниками компании, ее партнерами, собственниками и учредителями основываются на денежных расчетах. Надежность и платежеспособность организации зависит от правильного перераспределения финансовых потоков и наличия определенного свободного объема собственных денежных активов.
Поступление
При создании любого предприятия определяется его основное (текущее) направление деятельности, в результате осуществления которого оно будет получать доход (ПБУ 9/99). Реализация произведенной продукции, купленных товаров, выполняемые работы, оказываемые услуги являются основным источником формирования денежной массы. Параллельно компания может получать прибыль от инвестиционной, финансовой деятельности. Основными каналами увеличения денежных активов любого предприятия являются:
- выручка от покупателей при реализации продукции;
- выручка от реализации внеоборотных и оборотных активов;
- безвозмездные поступления от собственников и третьих лиц;
- целевое финансирование;
- возмещение нанесенного материального ущерба;
- возврат подотчетных сумм;
- полученные займы, ссуды, кредиты;
- реализация ценных бумаг;
- возврат от поставщиков (авансовые платежи, штрафные санкции);
- проценты по займам, предоставленным прочим организациям;
- эмиссия (выпуск) ценных бумаг (для акционерного общества).