Операции с наличностью широко используются в организациях торговой сферы, а также на предприятиях, осуществляющих расчеты с сотрудниками через кассу. Для учета данных операций используют бухгалтерский счет учета 50. В статье мы расскажем об основных аспектах использования счета, а также рассмотрим типовые проводки и примеры операций с наличностью.
Учет наличных денежных средств на счет 50 – “Касса”
Бухгалтерский счет 50 предназначен для учета движения наличных денежных средств, то есть для учета кассовых операций. Дебет 50 предназначен для отражения поступления наличных средств, кредит 50 — для отражения выбытия наличных.
Документальное оформление кассовых операций
Все поступления и выплаты наличных средств должны быть отражены в кассовой книге уставного образца, её ведение обязательно для каждой организации. Все записи в кассовую книгу делаются на основании первичных документов: приходный и расходный кассовый ордер. Оприходование наличных средств в кассу оформляется приходным кассовым ордером унифицированная форма КО-1, списание наличных денег из кассы – расходным кассовым ордером форма КО-2.
Анализ 50 счета показывает, что счет 50 – активный, предназначен для отражения активов (наличных денег), его сальдо всегда дебетовое. Увеличение актива отражается по дебету, уменьшение – по кредиту.
Операции с наличными денежными средствами обязательно предусматривают применение ККМ, за исключением некоторых видов деятельности, по которым можно использовать бланки строгой отчетности, подробнее об этом читайте в этой статье.
Для каждой организации устанавливается лимит остатка кассы, то есть та сумма наличных денежных средств, которая может оставаться в кассе на конец дня, сумма сверх лимита сдается в обязательном порядке в банк в конце каждого рабочего дня. При передачи наличности в банк оформляется препроводительная ведомость к сумке. Сверхлимитную сумму наличных можно оставлять только для выплаты заработной платы и пособий, но не более пяти рабочих дней, включая день выдачи денег банком.
В кассе могут храниться не только наличные деньги, но и денежные документы (оплаченные билеты, путевки).
Ведение кассовых операций регулируется определенными нормативными документами, которые необходимо изучить для грамотного учета наличных денежных средств и правильного ведения кассы.
Нормативные документы кассовых операций: (нажмите для раскрытия)
- Положение “О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации”, утверждено Банком России 12.10.2011 №373П – это основной документ, регламентирующий кассовые операции.
- Положение по применению ККМ №745 1993г (ред. 08.08.2003г.)
- Указание банка России от 20.06.2007 № 1843-У «О предельном размере расчетов наличными деньгами между юридическими лицами». На настоящий момент предельная величина наличных расчетов между юридическими лицами ограничено величиной 100 тыс. руб.
★ Книга-бестселлер “Бухучет с нуля” для чайников(пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг |
Касса экономических субъектов
Если предприятие работает с наличностью (принимает денежные суммы от покупателей, выдает их под отчет, получает с банковского счета, выдает и принимает денежные документы), то в его обязанности входит ведение кассовых операций. При этом должна соблюдаться кассовая дисциплина с точки зрения оформления операций, порядка выдачи и приема денежных средств, установления допустимого лимита наличности.
Более полную информацию см. в статье «Кассовая дисциплина и ответственность за ее нарушение».
Если предприятие обладает статусом малого или бизнес оформлен в форме ИП, то кассовая дисциплина для таких субъектов менее строгая. Например, лимит кассы для них утверждать необязательно, о чем свидетельствуют положения п. 2 указания Банка России от 11.03.2014 № 3210-У.
Подробную информацию о ведении кассовых операций предпринимателями см. в статье «Какие особенности кассовой дисциплины для ИП?».
Проводки по счету 50
Дебет | Кредит | Название операции |
50 | 51 | Снятие денег с расчетного счета |
50 | 62 | Получение оплаты от покупателя наличными в кассу |
50 | 75 | Внесение взноса в уставный капитал учредителем наличными средствами |
60 | 50 | Оплата поставщику наличными деньгами |
70 | 50 | Выплата заработной платы работникам |
Указанные бухгалтерские проводки по учету кассовых операций – это наиболее распространенные типовые варианты, полные список проводок вы найдете в Плане счетов ().
Проводки по выдаче наличности из кассы
Для погашения текущих нужд организации возможно использовать наличные денежные средства, имеющиеся в кассе. Перечень расходов, которые можно совершать с использованием сумм, поступивших в счет оплаты за товар, услуги компании, отражен в п. 2 указания Банка России от 07.10.2013 № 3073-У. К ним, в частности, относятся:
- Зарплата, социальные выплаты: Дт 70, 69 Кт 50.
- Оплата товаров, работ, услуг. При этом допускаются расчеты наличными между юрлицами и ИП, если сумма наличных расчетов по договору не превышает 100 000 руб. (п. 6 указания № 3073-У): Дт 60 Кт 50.
- Выдача сотрудникам подотчетных сумм для осуществления текущих платежей организации и оплаты необходимых услуг и материалов: Дт 71 Кт 50.
- Возврат денежных средств за несостоявшиеся сделки, если предварительный расчет производился ранее за наличные средства: Дт 62 Кт 50.
Выплата начисленных дивидендов учредителям непосредственно из выручки, поступившей в кассу, недопустима. Исключение составляют суммы, поступившие в кассу иными путями: снятие для этих целей наличности с расчетного счета, возврат подотчетных сумм. Если же организация представляет собой АО, то выплата дивидендов возможна только путем перечисления безналичных средств в соответствии с п. 8 ст. 42 ФЗ «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ
Также запрещено использовать полученную в кассе выручку за товар для последующей выдачи займов, оплаты арендных платежей за недвижимое и движимое имущество.
Учет безналичных денежных средств на счет 51 – “Расчетный счет”
Все безналичные расчеты могут осуществляться при наличии расчетного счета. Открывается он в кредитной организации, иначе называемой, банк. Как открыть расчетный счет и какие документы при этом необходимо предоставить, читайте в этой статье.
Для учета движения безналичных денежных средств организации предназначен 51 счет бухгалтерского учета.
Активный он или пассивный?
Анализ счета 51 доказывает, что он является активным, на нем ведется учет активов предприятия (безналичных денег), он всегда имеет дебетовое сальдо. Дебет 51 счета предназначен для отражения поступления безналичных денежных средств (увеличение актива), по кредиту счета 51 – списание безналичных денег (уменьшение актива).
В настоящее время организации разрешено иметь несколько расчетных счетов. Бухгалтерский счет 51 () может быть разбит на несколько аналитических, на каждом из которых будет вестись учет по каждому отдельному расчетному счету предприятия.
Первичным документом, подтверждающим факт списания и поступления безналичных денежных средств, является выписка из банка, которая содержит информацию обо всех поступивших и списанных суммах с расчетного счета организации.
Списание денежных средств происходит на основании платежного поручения, которое составляется в 2-х экземплярах и относится в банк, на одном из экземпляре ставится отметка банка о том, что поручение принято, и возвращается обратно. При внесении денег из кассы на расчетный счет оформляется объявление на взнос наличными.
Работа с ККТ (контрольно-кассовой техникой)
Многие субъекты в своей деятельности обязаны использовать ККТ в силу требований законодательства. К ним относятся предприятия, принимающие наличные средства в качестве оплаты у населения или контрагентов. Операции с наличностью в таких случаях также подлежат обязательному документированию.
Все поступившие денежные средства при помощи ККТ сдаются в основную кассу организации, как правило, в конце смены (рабочего дня). Выручка может быть передана с использованием ПКО, либо непосредственно оприходована в кассу.
Если в учреждении предусмотрена отдельная должность кассира-операциониста, то сдача наличности сопровождается заполнением справки-отчета по форме № КМ-6, в которой содержатся сведения о показаниях счетчиков ККМ и размере поступившей наличности. В небольших организациях эту форму заменяет заполнение журнала по каждому аппарату ККМ, регистрирующих показания счетчиков и движения денежных средств.
Некоторым категориям налогоплательщиков разрешено не использовать ККТ при расчетах наличными. В таких случаях они должны быть готовы выдавать при оплате бланки строгой отчетности или предоставлять по требованию оформленные товарные чеки, подтверждающие факт покупки. К субъектам, которые могут не применять ККТ, относятся:
- Организации и ИП на ЕНВД или на патентной системе налогообложения.
- Субъекты, ведущие определенную деятельность, список которой утвержден законодательно. Сюда относят торговлю в киосках, разносную мелкорозничную торговлю, продажу лотерейных билетов, ценных бумаг, реализацию продукции религиозного назначения и прочие работы.
- Учреждения, расположенные в труднодоступных и удаленных местностях.
- Аптечные организации в сельских местностях.
Несмотря на то что использование ККТ для перечисленных субъектов не является обязательным условием, за ними сохраняется необходимость в соблюдении прочей кассовой дисциплины.
Типовые проводки по счету 51
Дебет | Кредит | Название операции |
51 | 62 | Поступление оплаты или аванса от покупателя |
51 | 50 | Взнос наличными в банк из кассы предприятия |
<51 | 75 | Взнос в Уставный капитал безналичными средствами |
51 | 66 (67) | Получение краткосрочного (долгосрочного) кредита |
60 | 51 | Оплата поставщику по безналичному расчету |
50 | 51 | Снятие денег со счета |
75 | 51 | Выплата дивидендов по безналичному расчету |
66 (67) | 51 | Возврат кредита (займа) |
Подведем итог:
Организация для взаиморасчетов может использовать как наличные деньги, так и безналичные. Для учета первых используется касса, для учета вторых – расчетный счет. Каждая операция по учету денежных средств в обязательном порядке оформляется первичным документов, а в бухгалтерском учету отражается соответствующая проводка.
Аналитика и субсчета
Аналитический учет по счету 50 ведется в разрезе дополнительно открытых субсчетов:
- 50.1 «Касса организации» – используется при учете движения денежных ресурсов в кассе предприятия;
- 50.2 «Операционная касса» – используется для учета средств в операционных кассах;
- 50.3 «Денежные документы» – отражается стоимость находящихся на хранении в кассе документов. Это могут быть билеты, марки и т.п.
Количество и состав субсчетов могут меняться исходя из особенностей учетной политики организации.
Пример на проводку Дт 60 Кт 76
Разберем еще одну ситуацию.
Пример 3
Возьмем условия из примера 2, но условимся, что товар от поставщика был получен не в полном объеме. При приемке товара ООО «Маг» выявило недостачу в сумме 24 000 руб. (в т. ч. НДС 4 000 руб.) и выставило поставщику претензию.
Дт 60 Кт 76 — выставлена претензия по недостаче товара 24 000 руб.
Дт 41 Кт 60 — отражена стоимость принятого товара 101 000 руб.
Дт 19 Кт 60 — отражен входной НДС 16 833,33 руб.
Дт 51 Кт 76 — получен от поставщика возврат оплаты за недопоставленный товар на сумму 24 000 руб.
О порядке формирования ведомости по счету 60 см. статью «Особенности оборотно-сальдовой ведомости по счету 60».
В корреспонденции с какими счетами применимы дебет 60 и кредит 60?
В соответствии с планом счетов сч. 60 активно-пассивный, поэтому и его дебет, и его кредит могут использоваться для бухгалтерских записей. Дебет данного счета часто используется в корреспонденции со счетами: 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Спецсчета в банках», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и проч. (согласно инструкции к плану счетов).
Кредит сч. 60 зачастую находится в паре с такими счетами: 08 «Вложение во внеоборотные активы», 10 «Материалы», 15 «Заготовление и приобретение матценностей», 20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 41 «Товары» и проч.
Кроме того, для счета 60 также возможна проводка Дт 60 Кт 60, применение которой обусловлено отражением операций с использованием разных субсчетов, открываемых к счету 60.
Как используется бухгалтерский счет 60?
В соответствии с приказом Минфина РФ «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета» от 31.10.2000 № 94н (далее — план счетов) сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» применяется для бухгалтерской записи операций по следующим хозяйственным взаимоотношениям с поставщиками:
- приобретение ТМЦ;
- принятие выполненных работ;
- потребление оказанных услуг;
- неотфактурованные поставки.
- прочие операции, которые отражаются на счете 60 и предусмотрены планом счетов.
При этом для детализации и корректности отражения информации по операциям используются субсчета к счету 60. Важным моментом при открытии субсчетов является необходимость их закрепления в рабочем плане счетов компании, который утверждается учетной политикой.
О рекомендациях по составлению рабочего плана счетов см. материал «Рабочий план счетов бухгалтерского учета — образец 2017».
Рассмотрим примеры возможных субсчетов к счету 60:
- 60.01 — расчеты с поставщиками и подрядчиками;
- 60.02 — расчеты по авансам выданным;
- 60.03 — расчеты по векселям выданным;
- 60.04 — расчеты по неотфактурованным поставкам.
Допускается открытие и прочих субсчетов, регламентированных рабочим планом счетов компании.
Инвентаризация кассы в организации
Учитывая, что кассир или иное лицо, ответственное за ведение кассы, является материально-ответственным, периодически проводят инвентаризацию кассы. Действия актуальны при смене должностных лиц, реорганизации субъекта, составления бух.отчетности, в результате стихийных бедствий или установления фактов кражи. Читайте подробную статью ⇒ “Как проходит инвентаризация кассы”
С этими целями создается инвентаризационная комиссия. При проведении обязательно присутствие материально ответственного лица. Подтверждающие действия акты (инвентаризационные описи) могут быть разработаны самостоятельно. Одновременно сверяются и остатки по денежным документам.
При выявлении излишков или недостачи необходимо получить письменное объяснение кассира. Все недостающие суммы погашаются за счет ответственных лиц при наличии заключенного ранее с ними договора о материальной ответственности. При не установлении виновных (кража) все убытки списываются за счет предприятия.