Новые правила восстановления НДС при реорганизации с 2021 года


Причина изменений

Соответствующие дополнения с 01.01.2020 в ст. 170 Налогового кодекса РФ, которая регулирует порядок отнесения сумм налога на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), внёсли подп. «а» и «б» п. 2 ст. 2 Закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ.

Основная причина нововведений – исключения возможности использования схем ухода от обложения НДС при реорганизации компаний и последующего применения правопреемником специальных налоговых режимов.

Также см. «Что меняется по НДС в 2021 году: обзор».

Главное

  1. При проведении реорганизации предприятий в любой форме преимущественная ответственность за сдачу любой отчетности ложится на правопреемника реорганизуемого предприятия.
  2. Сроки сдачи отчетности неизменны для всех хозяйствующих субъектов.
  3. В ходе реорганизации принято составлять акт передачи документации, принадлежащей реорганизуемому предприятию. Если реорганизация проводится в форме разделения и выделения, составление акта обязательно. Без этого документа может последовать отказ в государственной регистрации и реорганизация не будет завершена законным путем.

Новая обязанность

В итоге, новый подп. 2 п. 3 и п. 3.1 ст. 170 НК РФ обязали правопреемника (их может быть несколько) восстанавливать суммы налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам, нематериальным активам и имущественным правам, полученным при реорганизации, которые ранее приняты к вычету реорганизованной компанией.

Условие существования обязанности восстановить НДС: дальнейшее использование правопреемником принятых ценностей в операциях, не облагаемых налогом на добавленную стоимость в связи с переходом на специальные налоговые режимы. Но это не всё.

Таким образом, это ситуации, когда имеет место:

  • переход на ОСН;
  • начато использование товаров/работ/услуг в деятельности, не облагаемой НДС;
  • переход на УСН или ЕНВД;
  • совмещение общей системы налогообложения и вменёнки;
  • получены от продавца товары/работы/услуги в счет аванса, с которого реорганизованная компания приняла НДС к вычету (когда правопредшественник в качестве покупателя перечислил предоплату и заявил с нее вычет НДС, а отгрузка товара (либо возврат аванса при расторжении или изменении договора) произведены уже правопреемнику, который тоже заявляет вычет);
  • продавец задним числом уменьшил стоимость товаров/работ/услуг, которые были поставлены реорганизованной компании.

Бухгалтерская отчетность

При реорганизации вновь образованное предприятие берет на себя обязанность сдать отчетность по итогам года за предшественника в трехмесячный срок после того, как окончен год (ст. 23-1(5) НК). Копия отчетности подается, кроме ИФНС, и в службу статистики. Период, за который в нее включаются сведения: с начала года и до даты, предваряющей дату государственной регистрации итогов реорганизации.

Как формируется бухгалтерская отчетность организации при реорганизации в форме присоединения?

Правопреемник составляет отчетность и за себя – так называемую вступительную. Она формируется из данных, переданных предшественником на основании передаточного акта и скорректированных на суммы хозяйственных операций, имевших место после его составления. Обычно акт составляется как можно ближе к дате реорганизации, а затем данные вместе с суммами корректировки на дату регистрации вносятся в оборотно-сальдовые ведомости и передаются правопреемнику (ФЗ №402 от 06-12-11 г., ст. 16-6,7). Дополнения к акту фиксируются.

Внимание! Организации бюджетной сферы от составления первичной отчетности освобождаются.

В контролирующие органы первая после реорганизации отчетность не сдается: обязанность ее предоставления возникает только по итогам года.

Как составить и утвердить передаточный акт при реорганизации юрлица?

Период восстановления НДС

По общему правилу, в каждом случае, перечисленном выше, речь идёт о соответствующих налоговых периодах.

Кроме того, с 01.01.2020 урегулирован вопрос о периоде восстановления НДС при переходе правопреемника на ЕНВД или УСН:

Ситуация Решение
Общее правилоВ налоговом периоде, предшествующем переходу на УСН или ЕНВД
В результате реорганизации создана новая фирма и она применяет УСН или ЕНДВВ первом квартале, с которого применяется спецрежим
К организации на УСН или ЕНВД присоединяется компания на общей системеВ квартале, идущем за тем, в котором в ЕГРЮЛ внесена запись о прекращении деятельности присоединенной организации

Передаточный акт

Несмотря на то что передаточный акт, как один из основных документов при реорганизации, упомянут в ст. 16-7 ФЗ №402, в которой и идет речь о бухгалтерской отчетности при реорганизации юр. лиц, его составление не является обязательным. По ст. 59-2 и ст. 58 ГК РФ он необходим, только если реорганизация проводится в форме разделения и выделения. Без подписанного сторонами передаточного акта в этом случае может последовать отказ в государственной регистрации предприятия-правопреемника (ст. 59-2, абз. 2). Об этом говорится и в совместном письме Минфина с ФНС №ГД-4-14/[email protected] от 14-03-16 г.

Вопрос: Как заполнить и сдать отчетность по форме 2-НДФЛ при реорганизации? Посмотреть ответ

Передаточный акт формируется по принципу соответствия положениям ст. 59 (1) ГК РФ. Он содержит сведения о дебиторской и кредиторской задолженностях реорганизуемого предприятия, с особым выделением спорных договоров и обязательств по ним. Кроме того, при его составлении руководствуются приказом Минфина №44н. В Приказе содержатся указания по составлению отчетности бухгалтерской службой в рассматриваемый нами период.

Акт передачи включает:

  • бухгалтерскую отчетность;
  • инвентаризационные описи (обязательства, имущество);
  • пакет первичной документации по участкам учета;
  • расшифровки задолженностей;
  • документ, подтверждающий факт записи в ЕГРЮЛ об образовании правопреемников.

Внимание! О реорганизации необходимо уведомить всех дебиторов и кредиторов предприятия и отразить факт уведомления в передаточном акте.

Как восстанавливать НДС

По общему правилу, правопреемник восстанавливает НДС на основании выставленных счетов-фактур (их копий) и прилагаемых к передаточному акту или разделительному балансу, исходя из стоимости указанных в них переданных товаров (работ, услуг), имущественных прав. А в отношении переданных ОС и НМА – в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки.

Если же у правопреемника нет счетов-фактур, восстановление производят на основании бухгалтерской справки-расчета с применением налоговых ставок, действовавших на момент приобретения товаров.

Также см. «Образец и назначение бухгалтерской справки-расчета».

С 01.01.2020 новый подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ обязывает организации, которые совмещают общую систему налогообложения и ЕНВД, восстанавливать НДС, взятый к вычету по товарам/работам/услугам (в т. ч. по ОС, НМА, имущественным правам), которые они будут использовать в деятельности на вменёнке.

Причём восстановить НДС нужно в квартале, когда организация начинает совмещать режимы. То есть, товары и остальные ценности переданы либо начинают использоваться.

Читать также

11.11.2019

Отчетность по НДФЛ при реорганизации

С января 2021 года в Налоговом кодексе появилась правило, регламентирующее порядок сдачи заключительной отчетности по НДФЛ за реорганизованную компанию. Так, если до момента реорганизации компания не успела представить формы 2-НДФЛ и 6-НДФЛ, то это должен сделать ее правопреемник (п. 5 ст. 230 НК РФ). Такую отчетность необходимо сдать в ИФНС по месту учета правопреемника. Важная деталь: организация, которая отчитывается и как налоговый агент, и как правопреемник, должна представлять отдельные формы 2-НДФЛ и 6-НДФЛ. Другими словами, следует отчитаться дважды: первый раз — за предшественника, и второй раз — за себя.
Напомним, что начиная с отчетности за 2021 год нужно применять форму 6-НДФЛ с изменениями, внесенными приказом ФНС России от 17.01.18 № ММВ-7-11/[email protected] (см. «Новая форма 6-НДФЛ будет использоваться для отчетности за 2021 год»). Также с отчетности за 2017 год нужно применять форму 2-НДФЛ с изменениями, внесенными приказом ФНС России от 17.01.18 № ММВ-7-11/[email protected] Однако отчитаться за 2021 год можно по прежней форме 2-НДФЛ (см. «2-НДФЛ за 2021 год: налоговики разрешили отчитаться по старой форме»).

Обратите внимание: при сдаче 6-НДФЛ и 2-НДФЛ наиболее комфортно будут чувствовать себя те налоговые агенты, которые используют для подготовки и проверки отчетности веб-сервисы (например, систему для отправки отчетности «Контур.Экстерн»). Там все необходимые обновления и актуальные проверочные программы устанавливаются автоматически, без участия пользователя. Если налоговый агент выбрал форму, не соответствующую отчетному периоду, или заполнил форму неправильно, система обязательно предупредит его об этом и подскажет, как можно исправить ошибки.

Заполнить, проверить и сдать 6-НДФЛ и 2-НДФЛ через «Контур.Экстерн»

Таблица 1

Как заполнять 2-НДФЛ и 6-НДФЛ за реорганизованную компанию

Наименование поля Форма 2-НДФЛ Форма 6-НДФЛ
Форма реорганизации (ликвидации) код 1 — преобразование

2 — слияние

3 — разделение

5 — присоединение

6 — разделение с одновременным присоединением

По месту нахождения (учета) (код) 215 (для крупнейших налогоплательщиков — 216)
Налоговый агент наименование реорганизованной организации, либо ее обособленного подразделения
ИНН/КПП реорганизованной организации ИНН и КПП реорганизованной компании, либо ее подразделения ИНН и КПП реорганизованной компании либо ее подразделения. При этом в верхней части титульного листа указываются ИНН и КПП правопреемника
Код по ОКТМО ОКТМО реорганизованной компании, либо ее подразделения ОКТМО по месту нахождения рабочего места сотрудника реорганизованной компании
Признак 4 — если правопреемник сдает справку в ИФНС;

3- если правопреемник выдает справку физлицу по его заявлению

Трудовые отношения с работниками реорганизуемой организации.

Исходя из ч. 5 ст. 75 ТК РФ изменение подведомственности (подчиненности) организации, ее реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) либо изменение типа государственного или муниципального учреждения не может быть основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации или учреждения.

В части 1 ст. 75 ТК РФ сказано, что при смене собственника имущества организации трудовые договоры могут быть расторгнуты только с руководителем организации, его заместителями и главным бухгалтером. При этом увольнение указанных работников возможно лишь в течение периода, не превышающего трех месяцев со дня возникновения у нового собственника прав на имущество организации. Данное право не распространяется на других работников организации (ч. 2).

Организации-правопреемнику необходимо отразить факт реорганизации юридического лица в трудовых книжках и личных карточках работников со ссылкой на решение собственников о ее проведении. Кроме того, нужно заключить дополнительные соглашения к трудовым договорам с работниками и отразить в них изменение работодателя и других существенных условий, если таковые меняются.

Правовые последствия окончания последнего налогового периода присоединенного юридического лица

В пункте 1 статьи 55 НК РФ изложены правовые последствия окончания последнего налогового периода присоединенного юридического лица. Следует учесть, что указанные правовые последствия будут иметь отношение к правопреемнику присоединенного лица, которое на дату окончания последнего налогового периода прекратит свое самостоятельное существование.

Из содержания пункта 1 статьи 55 НК РФ можно выделить два правовых последствия: обязанность правопреемника определить налоговую базу по соответствующему налогу (в данном случае по налогу на прибыль) и исчислить сумму налога, подлежащую уплате. Данная норма не содержит прямого указания на наличие у правопреемника обязанности по представлению декларации по налогу на прибыль за правопредшественника. В то же время обязанность по определению налоговой базы и исчислению налога, установленная пунктом 1 статьи 55 НК РФ, не может быть абстрактной. Более того, сама сущность налоговых правоотношений как отношений публично-правовых, то есть основанных на наличии у одного субъекта правоотношения властных полномочий по отношению к другому, предполагает возможность контроля со стороны налоговых органов за действиями налогоплательщика. Вместе с тем представляется сомнительным исполнение обязанности по определению налоговой базы и исчислению налога при отсутствии обязанности по представлению декларации. Действительно, если предположить, что обязанность по представлению декларации отсутствует, то, во-первых, непонятно, каким образом и на основании чего должны быть определены налоговая база и суммы налога, и, во-вторых, при отсутствии материального носителя, отражающего исполнение налогоплательщиком указанных обязанностей, невозможна реализация налоговым органом контрольных полномочий за исполнением налогоплательщиком указанных обязанностей. Единственным документом, предусмотренным Налоговым кодексом РФ, на основании которого может быть исчислены налоговая база и суммы налога, подлежащего уплате, является налоговая декларация.

В соответствии с пунктом 1 статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Следовательно, определение налоговой базы и исчисление налога на прибыль правопреемником должно осуществляться на основании соответствующей декларации.

Процедура реорганизации, исходя из норм Налогового кодекса РФ, никоим образом не влияет на сроки представления деклараций в налоговый орган, даже в том случае, если эта декларация составлена по итогам последнего налогового периода присоединенной организации.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]