Сельхозпроизводители теперь должны доплатить НДС за три года, считает Минфин

Астрал

11 сентября 2021 9281

НДС для сельхозпроизводителей в 2021 году. Подробный разбор
Налоги

Кто такой сельхозпроизводитель?

На всякий случай напомним: ЕСХН могут применять те организации и ИП, которыми либо производится сельхозпродукция, либо оказываются услуги сельхозпроизводителям в области животноводства и растениеводства. Это может быть не само сельское хозяйство, а деятельность, напрямую с ним связанная – например, работа с ландшафтом (пересадка деревьев и прочее).

Причём просто заниматься сельским хозяйством недостаточно – важно, чтобы более 70% выручки составлял доход от производства и реализации именно сельхозпродукции (или связанных с её производством услуг).

Применяя этот спецрежим, производитель также может уменьшать налог на сумму сельскохозяйственных расходов. К ним относятся, например, расходы на приобретение семян, рассады, кормов, ветеринарных лекарств. В этой статье мы не будем перечислять полный список таких расходов, с ним вы можете ознакомиться в п. 2 ст. 346.5 НК РФ.

Почему сельхозпроизводитель стал плательщиком НДС?

Необходимость реформы ЕСХН обсуждалась давно. Проблема поднималась следующая: предприниматели в сфере сельского хозяйства, облагаемые ЕСХН, «выпадали» из системы исчисления и вычета налога на добавленную стоимость и по факту не были её полноценными участниками. Закономерное следствие – потеря покупателей, а значит, и ухудшение конкурентоспособности.

Всё это следует из Письма Минфина России от 24 января 2021 года № 03-07-14/3564. Ознакомиться с ним можно здесь.

Реализация сельхозпродукции, закупленной у населения

Если организация реализует сельскохозяйственную продукцию или продукты ее переработки, закупленные у населения, налоговую базу по НДС определяйте как разницу между рыночной ценой и ценой приобретения указанной продукции (п. 4 ст. 154 НК РФ).
При этом должны быть выполнены два условия:

1. Сельскохозяйственная продукция или продукты ее переработки должны быть закуплены у граждан, не являющихся предпринимателями (письмо Минфина России от 7 декабря 2006 г. № 03-04-11/234).

2. Сельскохозяйственная продукция и продукты ее переработки должны быть включены в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 16 мая 2001 г. № 383.

Если оба условия выполнены, то НДС при продаже сельхозпродукции рассчитайте так.

Если реализуемая сельхозпродукция облагается НДС по ставке 18 процентов, используйте формулу:

НДС = Цена продажи – Цена покупки × 18/118

Если реализуемая сельхозпродукция облагается НДС по ставке 10 процентов, используйте формулу:

НДС = Цена продажи – Цена покупки × 10/110

Такие правила установлены в пункте 4 статьи 154 и пункте 4 статьи 164 Налогового кодекса РФ.

Если хотя бы одно из условий не выполняется, НДС начисляйте в обычном порядке – исходя из полной цены продажи (п. 1 ст. 154 НК РФ).

Пример отражения в бухучете начисления НДС при реализации сельскохозяйственной продукции, закупленной у населения

ООО «Торговая » торгует в розницу продуктами питания. Магазин купил у гражданина, не являющегося предпринимателем, картофель для дальнейшей перепродажи. Покупная стоимость картофеля – 100 000 руб. Магазин учитывает товары по покупным ценам.

Бухгалтер отразил поступление картофеля так:

Дебет 41 Кредит 76 – 100 000 руб. – оприходован картофель, закупленный у гражданина;

Дебет 76 Кредит 50 – 100 000 руб. – выплачены деньги гражданину.

Выручка от продажи картофеля составила 155 000 руб. Картофель указан в перечне сельскохозяйственной продукции, утвержденном постановлением Правительства РФ от 16 мая 2001 г. № 383. При реализации картофеля применяется ставка НДС 10 процентов (подп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ). Сумма НДС, начисленная с продажной стоимости картофеля, равна: (155 000 руб. – 100 000 руб.) × 10/110 = 5000 руб.

Реализацию картофеля покупателям бухгалтер «Гермеса» отразил так:

Дебет 50 Кредит 90-1 – 155 000 руб. – получена в кассу выручка от покупателей за реализованный картофель;

Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС» – 5000 руб. – начислен НДС по реализованному картофелю;

Дебет 90-2 Кредит 41 – 100 000 руб. – списана себестоимость реализованного картофеля.

Если организация закупает продукты одновременно и у предприятий, и у населения, то для правильного определения налоговой базы по НДС нужно организовать раздельный учет закупаемых продуктов. Это можно сделать, открыв к счетам 41 «Товары» и 90 «Продажи» дополнительные субсчета, на которых будет отдельно отражаться стоимость товаров, приобретенных у граждан и у организаций.

Пример раздельного учета сельхозпродукции, закупленной у граждан и у организаций, для определения налоговой базы по НДС

ООО «Торговая » оприходовала 100 кг пчелиного меда, из которых 50 кг было куплено у гражданина (не предпринимателя) по цене 50 руб. за килограмм. Остальные 50 кг меда организация получила от оптовой организации по цене 59 руб. за килограмм (в т. ч. НДС (18%) – 9 руб.). Учет товаров в магазине ведется в покупных ценах.

«Гермес» закупает продукты одновременно у оптовой организации и у граждан. Поэтому бухгалтер «Гермеса» организовал раздельный учет закупаемых товаров.

К счету 41 были открыты субсчета:

  • «Сельхозпродукция, закупленная у организаций»;
  • «Сельхозпродукция, закупленная у населения».

К счету 90:

  • «Продажа товаров, закупленных у организаций»;
  • «Продажа сельхозпродукции, закупленной у населения»;
  • «Себестоимость товаров, закупленных у организаций»;
  • «Себестоимость сельхозпродукции, закупленной у населения».

Поступление меда бухгалтер организации отразил так:

Дебет 41 субсчет «Сельхозпродукция, закупленная у организаций» Кредит 60 – 2500 руб. (50 кг × (59 руб./кг – 9 руб./кг)) – оприходован мед, полученный от оптовой организации;

Дебет 19 Кредит 60 – 450 руб. (50 кг × 9 руб./кг) – учтен входной НДС по приобретенному меду;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19 – 450 руб. – принят к вычету НДС на основании счета-фактуры продавца;

Дебет 41 субсчет «Сельхозпродукция, закупленная у населения» Кредит 76 – 2500 руб. (50 кг × 50 руб./кг) – оприходован мед, полученный от гражданина;

Дебет 60 Кредит 51 – 2950 руб. (50 кг × 59 руб./кг) – перечислена оплата оптовой организации;

Дебет 76 Кредит 50 – 2500 руб. – выплачены деньги гражданину.

Весь мед был продан в розницу по цене 68 руб. за килограмм. Пчелиный мед включен в перечень сельскохозяйственной продукции, утвержденный постановлением Правительства РФ от 16 мая 2001 г. № 383. При реализации меда применяется ставка НДС 18 процентов.

Реализацию меда бухгалтер отразил так:

Дебет 50 Кредит 90-1 субсчет «Продажа товаров, закупленных у организаций» – 3400 руб. (50 кг × 68 руб./кг) – отражена выручка от реализации меда, приобретенного у оптовой организации;

Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС» – 519 руб. (3400 руб. × 18/118) – начислен НДС с выручки от реализации меда, приобретенного у оптовой организации;

Дебет 90-2 субсчет «Себестоимость товаров, закупленных у организаций» Кредит 41 субсчет «Сельхозпродукция, закупленная у организаций» – 2500 руб. – списана себестоимость реализованного меда, приобретенного у оптовой организации;

Дебет 50 Кредит 90-1 субсчет «Продажа сельхозпродукции, закупленной у населения» – 3400 руб. (50 кг × 68 руб./кг) – отражена выручка от реализации меда, приобретенного у гражданина;

Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС» – 137 руб. ((3400 руб. – 2500 руб.) × 18/118) – начислен НДС с разницы между ценой реализации и ценой приобретения меда, закупленного у гражданина;

Дебет 90-2 субсчет «Себестоимость сельхозпродукции, закупленной у населения» Кредит 41 субсчет «Сельхозпродукция, закупленная у населения» – 2500 руб. – списана себестоимость реализованного меда, приобретенного у гражданина.

Ситуация: можно ли рассчитать НДС с межценовой разницы? Организация закупает у населения сельхозпродукцию и производит из нее продукты питания, которые затем реализует.

Нет, нельзя.

По мнению Минфина России, положения пункта 4 статьи 154 Налогового кодекса РФ распространяются только на организации, которые перепродают приобретенную у населения сельхозпродукцию (продукты ее первичной переработки) в неизменном виде. Перечень такой сельхозпродукции утвержден постановлением Правительства РФ от 16 мая 2001 г. № 383.

При этом если организация реализует сельхозпродукцию, первично переработанную гражданами, то льготным порядком налогообложения она вправе воспользоваться только в том случае, если в перечне поименованы не только конкретные виды сельхозпродукции (например, чайный лист или папоротник), но и возможные результаты ее первичной переработки (например, полуфабрикаты кожевенные или продукция переработки кожевенного сырья). Если организация покупает у населения упомянутую в перечне сельхозпродукцию (продукты ее первичной переработки), затем дополнительно перерабатывает ее и после этого реализует готовую продукцию (например, колбасные изделия или мясные полуфабрикаты), то она не вправе воспользоваться льготной нормой. Эта организация должна начислить НДС со всей суммы выручки (п. 1 ст. 154 НК РФ).

Такие разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 26 января 2005 г. № 03-04-04/01, от 27 апреля 2002 г. № 04-03-11/17. Данную точку зрения поддерживают некоторые арбитражные суды (см., например, постановление ФАС Центрального округа от 8 октября 2008 г. № А36-528/2008).

Cовет: есть аргументы, которые позволяют организациям рассчитывать НДС с межценовой разницы при реализации продуктов переработки сельхозпродукции, закупленной у населения. Они заключаются в следующем.

Условием для определения налоговой базы по пункту 4 статьи 154 Налогового кодекса РФ является закупка сельхозпродукции у граждан, не являющихся плательщиками НДС. Поэтому установленный этим пунктом порядок расчета налоговой базы по НДС применим как при реализации самой сельскохозяйственной продукции, так и при реализации результатов ее переработки. Таким образом, организация, которая реализует товары, изготовленные из закупленной у граждан сельхозпродукции (продуктов ее первичной переработки), вправе начислять НДС с разницы между выручкой и расходами на приобретение сельхозпродукции.

Такой позиции придерживаются некоторые арбитражные суды (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 19 сентября 2007 г. № А65-3704/2006, Северо-Кавказского округа от 16 января 2007 г. № Ф08-6441/2006, Центрального округа от 9 февраля 2004 г. № А48-2429/03-13).

Кроме того, в постановлениях ФАС Поволжского округа от 30 ноября 2004 г. № А55-4479/2004-31, от 12 октября 2004 г. № А12-5452/04-С25 сделан особый акцент на неясность правовой нормы, содержащейся в пункте 4 статьи 154 Налогового кодекса РФ. По мнению судей, из содержания этого пункта не следует, что установленный в нем порядок распространяется только на операции по реализации сельхозпродукции, закупленной у граждан, без ее дальнейшей переработки. А поскольку перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 16 мая 2001 г. № 383, не является исчерпывающим, из него нельзя сделать вывод, что он не распространяется на готовую продукцию.

Может ли плательщик ЕСХН освободиться от уплаты НДС?

Да, может. Но не всякий. Воспользоваться таким правом может только тот сельхозпроизводитель, который соответствует хотя бы одному из двух условий:

  • он перешёл на ЕСХН в том же календарном году, в котором планирует освободиться от уплаты НДС;
  • сумма его дохода, облагаемого ЕСХН, за предыдущий год была менее установленного порога (100 миллионов рублей за 2021 год, 90 миллионов – за 2021, 80 миллионов – за 2021, 70 миллионов – за 2021, 60 миллионов – за 2022 и последующие годы)

Освободиться от НДС можно. Но нужно ли?

Не всегда освобождение от уплаты НДС выгодно, поэтому обязательно нужно взвесить все «за» и «против».

Освобождение вряд ли будет выгодно тем сельхозпроизводителям, чьи покупатели в большинстве своём сами являются плательщиками НДС. В противном случае – если большинство потребителей продукции плательщиками НДС не являются – выгоднее всё-таки воспользоваться льготой.

Реализация автомобилей, приобретенных у населения

Если организация реализует автомобили, приобретенные ранее у граждан для перепродажи, налоговую базу по НДС определяйте как разницу между рыночной ценой (c учетом НДС) и ценой приобретения транспортного средства (п. 5.1 ст. 154 НК РФ).

При этом должно быть выполнено следующее условие. Автомобили должны быть приобретены у граждан, не являющихся предпринимателями.

Если это условие выполнено, то НДС при продаже автомобилей рассчитайте так:

НДС = Цена продажи – Цена покупки × 18/118

В этой формуле цена продажи – это та цена, которую устанавливают стороны, совершая сделку купли-продажи. Предполагается, что цена продажи соответствует уровню рыночных цен, пока не доказано обратное (п. 1 и 3 ст. 105.3 НК РФ).

Такие правила установлены в пункте 5.1 статьи 154, а также в пунктах 3 и 4 статьи 164 Налогового кодекса РФ.

Если указанное условие не выполняется, НДС начисляйте в обычном порядке – исходя из полной цены продажи (п. 1 ст. 154 НК РФ).

Пример отражения в бухучете начисления НДС при реализации автомобилей, приобретенных у населения

ООО «Торговая » ведет деятельность по реализации транспортных средств. Магазин купил у гражданина, не являющегося предпринимателем, легковой автомобиль ВАЗ-21140 для дальнейшей перепродажи. Покупная стоимость автомобиля – 150 000 руб. Магазин учитывает товары по покупным ценам.

Бухгалтер отразил поступление автомобиля так:

Дебет 41 Кредит 76 – 150 000 руб. – оприходовано транспортное средство, приобретенное у гражданина;

Дебет 76 Кредит 50 – 150 000 руб. – выплачены деньги гражданину.

Выручка от продажи автомобиля составила 200 000 руб. Сумма НДС, начисленная с продажной стоимости автомобиля, равна: (200 000 руб. – 150 000 руб.) × 18/118 = 7627 руб.

Реализацию автомобиля покупателям бухгалтер «Гермеса» отразил так:

Дебет 50 Кредит 90-1 – 200 000 руб. – получена в кассу выручка от покупателей за реализованный автомобиль;

Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС» – 7627 руб. – начислен НДС по реализованному автомобилю;

Дебет 90-2 Кредит 41 – 150 000 руб. – списана себестоимость реализованного автомобиля.

Если организация перепродает автомобили, закупая их одновременно и у организаций, и у населения, то для правильного определения налоговой базы по НДС нужно организовать их раздельный учет. Это можно сделать, открыв к счетам 41 «Товары» и 90 «Продажи» дополнительные субсчета, на которых будет отдельно отражаться стоимость транспортных средств, приобретенных у граждан и у организаций.

Особенности подтверждения ставки 0% по НДС при экспорте в страны ЕАЭС

Отличительной чертой реализации в страны ЕАЭС является наличие упрощенной процедуры осуществления экспорта, что обусловлено договоренностью между странами о взаимном сотрудничестве.

Поэтому общий список документов, обосновывающих ставку 0%, невелик и состоит:

  • из контракта;
  • товаросопроводительных и транспортных документов;
  • заявления о ввозе или перечня заявлений.

П. 4 приложения 18 к договору о ЕАЭС предусмотрено, что одним из документов для подтверждения нулевой ставки является банковская выписка. Почему банковской выписки нет в вышеприведенном списке, читайте в материале «Для подтверждения экспорта в ЕАЭС выписка банка не требуется».

Какими документами можно подтвердить нулевую ставку, если покупатель вывозит товар в государства ЕАЭС самостоятельно, читайте в публикации «Экспорт в государства ЕАЭС: чем подтвердить нулевую ставку НДС при самовывозе товаров покупателем».

Также советуем обратить внимание на требования к подтверждению ставки при экспорте, осуществляемом в другие страны через территории стран ЕАЭС. О них вы узнаете из статьи «Как подтвердить ставку 0%, если на экспорт товары идут без пограничного таможенного контроля».

Как и любая отгрузка, экспорт предполагает выставление счета-фактуры в течение 5 дней с даты реализации. Важно обратить внимание на порядок оформления в случае продажи товара через филиал. Читайте об этом в нашем материале «При экспорте товаров в Армению, Белоруссию или Казахстан через подразделение в счете-фактуре лучше указать КПП головного офиса».

А о том, следует ли представлять такой счет-фактуру в ИФНС для обоснования ставки 0%, вы узнаете здесь.

О том, как учитывать сумму аванса, полученную экспортером от своего иностранного контрагента, смотрите в материале «Как в целях НДС учесть авансы от партнеров из ЕАЭС?».

Одинаковы ли правила подтверждения нулевой ставки НДС при экспорте в страны ЕАЭС и страны СНГ, читайте в публикации «Как подтвердить ставку НДС 0% при экспорте в страны СНГ?».

Подтверждение ставки 0% по НДС при экспорте в другие страны

Основными документами в данном случае являются:

  • таможенная декларация.
  • контракт.
  • товаросопроводительные документы.

Таможенная декларация может быть временной или полной. Какая из них подходит для подтверждения экспорта, читайте в этой публикации.

Таможенная декларация может оформляться в электронном виде. Можно ли для подтверждения экспорта использовать ее бумажную копию, см. здесь.

С 4 квартала 2015 года некоторые документы из перечня можно заменить реестрами, ознакомиться с форматами которых можно в публикации «Утверждены формы и форматы реестров для подтверждения ставки НДС 0%». Для реестров документов, подтверждающих ставку 0%, есть и контрольные соотношения. Подробнее о них смотрите в материалах:

  • «Появились контрольные соотношения проверки Реестров для подтверждения ставки 0%»;
  • «Новые контрольные соотношения по НДС»;

Какие правила подтверждения нулевой ставки действуют при экспорте в подконтрольную Украине Донецкую Народную Республику, читайте в материале «Как подтвердить экспорт товаров на территорию ДНР».

Есть ли какие-либо особенности подтверждения нулевой ставки, если право собственности на экспортируемый товар переходит к покупателю-иностранцу на территории России, читайте в публикации «Момент перехода права собственности не важен для нулевой ставки НДС».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]