Кто платит акцизы
Юридические лица, индивидуальные предприниматели (ИП), импортеры и экспортеры, которые совершают операции, облагаемые акцизами. На практике в роли плательщиков акцизов выступают производители, переработчики и импортеры подакцизной продукции. Перекупщики не платят акцизы.
Обратите внимание: организации и ИП, совершающие облагаемые акцизами операции, не вправе перейти на упрощенную систему налогообложения и уплату единого сельхозналога.
Бесплатно заполнить платежку в сервисе, где действующие КБК и другие реквизиты подставляются автоматически
П.7 ст.193 НК РФ
Ставка акциза на бензол, параксилол, ортоксилол (АБПО) определяется налогоплательщиком в рублях за 1 тонну по формуле:
АБПО = 2800 + 744 x Ккорр, |
где Ккорр — коэффициент, определяемый в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
Рассчитанная ставка акциза на бензол, параксилол, ортоксилол (АПБО) округляется до целого значения в соответствии с действующим порядком округления и признается для целей настоящей главы твердой (специфической) ставкой.
(Пункт введен — Федеральный закон от 03.08.2018 № 301-ФЗ)
Какие товары являются подакцизными
Этиловый спирт и продукция, которая содержит более 9% такого спирта. Исключение составляют лекарства, а также ветеринарные препараты в емкостях не более 100 мл. Еще одно исключение — парфюмерно-косметические средства с долей этилового спирта до 80% включительно (при наличии пульверизатора — до 90% включительно), разлитые во флаконы до 100 мл., а также парфюмерно-косметическая продукция с долей этилового спирта до 90% включительно, разлитая в емкости до 3 мл. включительно.
Кроме того, под акцизы подпадает алкогольная продукция, пиво, табачные изделия (в том числе предназначенные для потребления путем нагревания), легковые автомобили и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.), дизельное топливо, моторные масла, автомобильный и прямогонный бензин, бензол, параксилол, ортоксил, авиационный керосин, природный газ, а также электронные системы доставки никотина и жидкости для них.
Когда начисляются акцизы
При импорте подакцизных товаров, а также при реализации и передаче подакцизных товаров, произведенных на территории РФ.
Реализация подакцизных товаров — это переход права собственности на возмездной или безвозмездной основе, в том числе использование подакцизной продукции при натуральной оплате. При этом акцизы начисляются только в случае, когда право собственности переходит непосредственно от производителя подакцизных товаров (например, от изготовителя к оптовику). При дальнейшей перепродаже (например, при отгрузке от оптовика в розничную сеть) акцизы начислять не нужно.
Также акцизы необходимо платить при реализации конфискованных и бесхозяйных подакцизных товаров, включая подакцизные товары, полученные по решению суда.
Передача подакцизных товаров — это операции, при которых не происходит переход права собственности. При этом акцизы начисляются только в случае, если подакцизные товары передает непосредственно их производитель. Если же продукция передается лицом, купившим ее в готовом виде, акцизы начислять не надо.
Так, акцизами облагается передача произведенной продукции для переработки на давальческой основе и отгрузка подакцизных товаров, изготовленных из давальческого сырья. Кроме того, акцизы начисляются при передаче произведенных товаров для собственных нужд, в уставный капитал или учредителю при выбытии последнего.
Под акцизы в общем случае попадает перемещение продукции внутри компании для дальнейшего производства неподакцизных товаров, и плюс к этому — внутренняя передача этилового и коньячного спирта для производства алкоголя или иной подакцизной продукции. Облагается акцизами и внутреннее перемещение созданных подакцизных товаров подразделению, занимающемуся их розничной реализацией.
Наконец, акцизы начисляются в случае получения денатурированного этилового спирта и прямогонного бензина организациями, имеющими соответствующие свидетельства.
П.8 ст.193 НК РФ
Если иное не установлено в настоящем пункте, ставка акциза на нефтяное сырье (АНС) определяется налогоплательщиком в рублях за 1 тонну по формуле:
АНС = ((Цнефть x 7,3 — 182,5) х 0,3 + 29,2) х Р х СПЮ х Ккорр х Крег, |
где Цнефть — средний за календарный месяц налогового периода уровень цен нефти «Юралс» на мировых рынках, выраженный в долларах США за баррель, определяемый в соответствии с пунктом 3 статьи 342 настоящего Кодекса; (В редакции Федерального закона от 30.07.2019 № 255-ФЗ)
Р — среднее значение за календарный месяц курса доллара США к рублю Российской Федерации, устанавливаемого Центральным банком Российской Федерации, определяемое налогоплательщиком самостоятельно как среднеарифметическое значение курса доллара США к рублю Российской Федерации, устанавливаемого Центральным банком Российской Федерации, за все дни в календарном месяце;
СПЮ — удельный коэффициент, характеризующий корзину продуктов переработки нефтяного сырья. Рассчитанный в порядке, определенном настоящим пунктом, коэффициент СПЮ округляется до четвертого знака в соответствии с действующим порядком округления; (В редакции Федерального закона от 30.07.2019 № 255-ФЗ)
Ккорр — коэффициент, определяемый в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи;
Крег — коэффициент, характеризующий региональные особенности рынков продуктов переработки нефтяного сырья.
Крег определяется в отношении нефтяного сырья, направленного на переработку на производственных мощностях по переработке нефтяного сырья, указанных в свидетельстве о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья, выданном налогоплательщику либо организации, непосредственно оказывающей налогоплательщику услуги по переработке нефтяного сырья, и принимается равным:
1,5 — в отношении производственных мощностей, расположенных в Республике Хакасия и Красноярском крае;
1,4 — в отношении производственных мощностей, расположенных в Республике Тыва и Иркутской области;
1,3 — в отношении производственных мощностей, расположенных в Ямало-Ненецком автономном округе, Республике Коми, Ненецком автономном округе, Республике Саха (Якутия), Республике Бурятия;
1,1 — в отношении производственных мощностей, расположенных в Тюменской, Кемеровской, Новосибирской и Томской областях, Забайкальском крае, Ханты-Мансийском автономном округе — Югре;
1,05 — в отношении производственных мощностей, расположенных в Омской области, Алтайском крае, Республике Алтай;
1 — в отношении производственных мощностей, расположенных в иных субъектах Российской Федерации.
СПЮ определяется по формуле:
(VНС — 0,55 x VПБ — 0,3 х VСВ — 0,065 х VКС — VТ) С ПЮ = ———————————————, V НС |
где VНС — количество нефтяного сырья, принадлежащего налогоплательщику на праве собственности и направленного налогоплательщиком либо организацией, непосредственно оказывающей налогоплательщику услуги по переработке нефтяного сырья, на переработку по данным средств измерений, размещенных в местах, указанных в свидетельстве о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья, выданном налогоплательщику либо организации, непосредственно оказывающей налогоплательщику услуги по переработке нефтяного сырья, за налоговый период, выраженное в тоннах;
VПБ — количество прямогонного бензина, произведенного из нефтяного сырья, направленного на переработку и принадлежащего налогоплательщику на праве собственности, который реализован налогоплательщиком в налоговом периоде (в случае переработки нефтяного сырья на основе договора об оказании налогоплательщику услуг по переработке нефтяного сырья — передан налогоплательщику и (или) по его поручению третьим лицам в налоговом периоде) и (или) передан в налоговом периоде в структуре налогоплательщика, имеющего свидетельство на переработку прямогонного бензина, на переработку в продукцию нефтехимии, прямогонный бензин, бензол, параксилол, ортоксилол, выраженное в тоннах;
VСВ — количество товарного бензина, легких и средних дистиллятов в жидком виде (при температуре 20 градусов Цельсия и давлении 760 миллиметров ртутного столба), бензола, толуола, ксилола, масел смазочных, произведенных из нефтяного сырья, направленного на переработку и принадлежащего налогоплательщику на праве собственности, которые реализованы налогоплательщиком в налоговом периоде (в случае переработки нефтяного сырья на основе договора об оказании налогоплательщику услуг по переработке нефтяного сырья — переданы налогоплательщику и (или) по его поручению третьим лицам в налоговом периоде), выраженное в тоннах;
VКС — количество кокса нефтяного, произведенного из нефтяного сырья, направленного на переработку и принадлежащего налогоплательщику на праве собственности, который реализован налогоплательщиком в налоговом периоде (в случае переработки нефтяного сырья на основе договора об оказании налогоплательщику услуг по переработке нефтяного сырья — передан налогоплательщику и (или) по его поручению третьим лицам в налоговом периоде),
выраженное в тоннах;
VТ — количество мазута, битума нефтяного, парафина, вазелина, отработанных нефтепродуктов, иных жидких (за исключением фракций, массовая доля метил-трет-бутилового эфира и (или) иных эфиров и (или) спиртов в которых не менее 85 процентов) или твердых продуктов переработки нефтяного сырья, произведенных из нефтяного сырья, направленного на переработку и принадлежащего налогоплательщику на праве собственности, которые реализованы налогоплательщиком в налоговом периоде (в случае переработки нефтяного сырья на основе договора об оказании налогоплательщику услуг по переработке нефтяного сырья — переданы налогоплательщику и (или) по его поручению третьим лицам в налоговом периоде), выраженное в тоннах. Агрегатное состояние продуктов переработки нефтяного сырья в настоящем абзаце определяется при температуре 20 градусов Цельсия и давлении 760 миллиметров ртутного столба. (В редакции Федерального закона от 30.07.2019 № 255-ФЗ)
Объемы продуктов переработки нефтяного сырья, указанные в абзацах восемнадцатом — двадцать первом настоящего пункта, учитываются при определении показателя СПЮ с учетом нормативных потерь, возникающих после отгрузки продуктов переработки нефтяного сырья и до перехода права собственности на указанные продукты и связанных с технологическими особенностями процесса транспортировки. (Абзац введен — Федеральный закон от 30.07.2019 № 255-ФЗ)
В случае возврата продуктов переработки нефтяного сырья, отгруженных налогоплательщиком (в случае переработки нефтяного сырья на основе договора об оказании налогоплательщику услуг по переработке нефтяного сырья — переданных налогоплательщику или по его поручению третьим лицам) в предыдущих налоговых периодах, значения показателей VПБ, VСВ, VКС, VТ за соответствующие налоговые периоды не пересчитываются, а объемы возвращенных продуктов переработки нефтяного сырья исключаются из соответствующих объемов VПБ, VСВ, VКС, VТ в том налоговом периоде, в котором осуществлен возврат указанных продуктов. (Абзац введен — Федеральный закон от 30.07.2019 № 255-ФЗ)
Если величина Цнефть, рассчитанная для налогового периода, оказалась меньше или равна 25 долларам за баррель, ставка акциза на нефтяное сырье (АНС) для такого налогового периода принимается равной произведению 20 долларов США, среднего значения за календарный месяц налогового периода курса доллара США к рублю Российской Федерации (Р) и коэффициента Ккорр.
Вне зависимости от выполнения других условий, установленных настоящим пунктом, ставка акциза на нефтяное сырье (АНС) для налогового периода принимается равной 0 в случае, если в таком налоговом периоде выполнено хотя бы одно из следующих условий:
за налоговый период соотношение суммы величин VПБ, VСВ, VКС, VТ к величине VНС оказалось менее 0,75;
объем автомобильного бензина класса 5 и (или) дизельного топлива класса 5, произведенных, в том числе по договору об оказании налогоплательщику услуг по переработке нефтяного сырья, и реализованных налогоплательщиком, имеющим свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья, и (или) иным лицом, входящим в одну группу лиц с таким налогоплательщиком в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, в налоговом периоде на биржевых торгах, проводимых биржей (биржами), оказался менее минимальной величины реализации на биржевых торгах автомобильного бензина класса 5 и (или) дизельного топлива класса 5 соответственно, определяемой налогоплательщиком самостоятельно в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Для целей настоящего абзаца реализацией признается заключение договора купли-продажи на биржевых торгах, проводимых биржей (биржами) в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 325-ФЗ «Об организованных торгах». При этом факт заключения указанного договора подтверждается со стороны соответствующей биржи (бирж) сводными выписками из реестра договоров купли-продажи, заключенных налогоплательщиком (по поручению налогоплательщика) или иным лицом, указанным в настоящем абзаце. Требования, установленные настоящим абзацем, не распространяются на налогоплательщиков, не осуществляющих производство автомобильного бензина класса 5 и дизельного топлива класса 5 в налоговом периоде, в том числе на основании договора об оказании налогоплательщику услуг по переработке нефтяного сырья. Также требования настоящего абзаца не применяются при определении ставки акциза в отношении нефтяного сырья, направленного на переработку на расположенные в Хабаровском крае производственные мощности, указанные в свидетельстве о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья, выданном налогоплательщику либо организации, непосредственно оказывающей налогоплательщику услуги по переработке нефтяного сырья. (В редакции Федерального закона от 30.07.2019 № 255-ФЗ)
Рассчитанная ставка акциза на нефтяное сырье (АНС) округляется до целого значения в соответствии с действующим порядком округления и признается для целей настоящей главы твердой (специфической) ставкой.
Для целей настоящего пункта определение видов произведенных и реализованных налогоплательщиком (в случае переработки нефтяного сырья на основе договора об оказании налогоплательщику услуг по переработке нефтяного сырья — переданных налогоплательщику и (или) по его поручению третьим лицам) продуктов переработки нефтяного сырья (VПБ, VСВ, VКС, VТ) осуществляется им самостоятельно в порядке, установленном Правительством Российской Федерации на основе единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.
Организация, оказывающая налогоплательщику, имеющему свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья, услуги по переработке нефтяного сырья, обязана передать указанному налогоплательщику документы и сведения, необходимые для определения ставки акциза на нефтяное сырье (АНС), в течение 15 календарных дней, считая с первого числа месяца, следующего за месяцем налогового периода.
В целях настоящей главы в случае, если продукты переработки нефтяного сырья, указанные в настоящем пункте, произведены из направленного на переработку нефтяного сырья, принадлежащего налогоплательщику на праве собственности, и иного сырья (в том числе многофункциональных присадок, компонентов, не являющихся нефтяным сырьем), порядок определения количества нефтепродуктов, произведенных из нефтяного сырья и реализованных налогоплательщиком в налоговом периоде (в случае переработки нефтяного сырья на основе договора об оказании налогоплательщику услуг по переработке нефтяного сырья — переданных налогоплательщику и (или) по его поручению третьим лицам), устанавливается налогоплательщиком самостоятельно в учетной политике для целей налогообложения, при этом установленный порядок не подлежит изменению в течение трех календарных лет, непосредственно следующих за календарным годом утверждения указанного порядка. (В редакции Федерального закона от 30.07.2019 № 255-ФЗ)
В случае, если организация, непосредственно осуществляющая переработку нефтяного сырья и имеющая свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья, в течение налогового периода осуществляет переработку собственного нефтяного сырья и (или) нефтяного сырья третьих лиц, такая организация обязана вести раздельный учет нефтяного сырья, направленного на переработку, и всех продуктов его переработки в отношении каждого собственника сырья.
В случае, если организация, имеющая свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья, осуществляет переработку собственного нефтяного сырья на основе нескольких договоров о переработке нефтяного сырья, такая организация определяет ставку акциза на нефтяное сырье (АНС) по каждому такому договору в отдельности.
В случае, если организация, имеющая свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья, осуществляет переработку собственного нефтяного сырья на производственных мощностях по переработке нефтяного сырья, указанных в ее свидетельстве и (или) в свидетельстве организации, непосредственно оказывающей такой организации услуги по переработке нефтяного сырья, и расположенных в разных субъектах Российской Федерации, такая организация определяет отдельно ставку акциза на нефтяное сырье (АНС) в отношении нефтяного сырья, направленного на переработку на производственных мощностях, расположенных в каждом из указанных субъектов Российской Федерации.
(Пункт введен — Федеральный закон от 03.08.2018 № 301-ФЗ)
Когда не начисляются акцизы
При перемещении подакцизных товаров внутри компании-производителя, если целью перемещения является изготовление других подакцизных товаров. Здесь есть исключение: от акцизов не освобождается передача спирта для изготовления алкоголя и другой спиртосодержащей подакцизной продукции.
Помимо этого акцизы не начисляют экспортеры, которые предоставили в налоговую инспекцию определенные документы.
Чтобы получить освобождение по любому из вышеупомянутых оснований, необходимо вести раздельный учет операций, подпадающих и не подпадающих под акцизы.
Льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций по оплате государственной пошлины
С 2021 года откорректирован порядок освобождения от оплаты госпошлины:
- физические лица, утратившие документы в результате чрезвычайной ситуации, могут оформить новые бесплатно. Ранее льгота распространялась только на паспорт РФ (п. 16 ч. 1 ст. 333.35 НК РФ);
- освобождаются от уплаты пошлины лица, оформляющие разрешение на работу иностранца, прибывшего для реализации проекта в инновационном научно-технологическом центре. Ранее льгота действовала только для участников проекта «Сколково» (п. 2.1 ч. 3 ст. 333.35 НК РФ). Правило распространяется также на оформление приглашения на въезд и на продление визы (п. 2.2 и 2.3 ч. 3 ст. 333.35 НК РФ);
- при условии направления документов в ФНС в электронном виде не требуется оплачивать сбор за следующее: регистрацию юридического лица;
- внесение изменений в учредительные документы юрлица;
- ликвидацию юрлица;
- регистрацию индивидуального предпринимателя (п. 32 ч. 3 ст. 333.35 НК РФ).
Ставки акцизов
Существует три вида ставок акцизов: специфические, адвалорные и комбинированные.
Специфические (твердые) представляют собой фиксированную сумму за единицу измерения. Именно специфические ставки утверждены для всех подакцизных товаров кроме сигарет и папирос. Например, для игристых (шампанских) вин в 2021 году действует ставка в размере 41 руб. за один литр.
Адвалорные ставки установлены в виде процента от стоимости товара. В настоящее время такой вид ставок не применяется.
Комбинированные (смешанные) ставки имеют две составляющие: специфическую и адволарную. Смешанные ставки утверждены для сигарет и папирос. В частности, по папиросам в 2021 году акциз рассчитывается по ставке 2 359 руб. за одну тысячу штук плюс 16% расчетной стоимости* (но не менее 3 205 руб. за одну тысячу штук).
Значения акцизных ставок ежегодно пересматриваются. Сейчас установлены ставки на 2021, 2022 и 2023 годы.
Итоги
Акциз — это косвенный налог, из которого формируется государственный бюджет. В связи с этим акцизам уделяется большое внимание, и налоговые ставки акцизов пересматриваются каждый год для «закрывания дыр» в бюджете. Поэтому производителям, выпускающим подакцизные товары, необходимо очень тщательно отслеживать все изменения, происходящие в законодательстве.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Как рассчитать акцизы
Нужно определить налоговую базу и умножить ее на ставку акциза. База рассчитывается отдельно по каждому виду подакцизных товаров и зависит от установленной для него ставки. В случае твердой ставки база — это объем продукции в натуральном выражении (например, 1 000 литров шампанских вин). Для комбинированных ставок база — это объем в натуральном выражении плюс расчетная стоимость (например, 100 000 папирос плюс их стоимость, равная 690 000 руб.). Если налогоплательщик не ведет раздельный учет операций, подпадающих под разные ставки, то он должен определить единую базу и применить к ней наибольшую из ставок.
База рассчитывается по итогам налогового периода, который равен одному календарному месяцу. Может так случиться, что база, определенная производителями, переработчиками и импортерами алкогольной и спиртосодержащей продукции, меньше объема, отраженного ими в системе ЕГАИС. В такой ситуации акцизы нужно расчитывать исходя из данных этой системы.
Налогоплательщик предъявляет сумму акциза покупателю (за исключением операций с прямогонным бензином и денатурированным этиловым спиртом), а при изготовлении подакцизных товаров из давальческого сырья — собственнику такого сырья. Иными словами, покупатель или давалец должен оплатить не только стоимость продукции и сумму НДС, но и акцизы. Их величина в общем случае выделяется отдельной строкой в первичных и расчетных документах, а также в счетах-фактурах. Если плательщик акцизов совершает операции, освобожденные от данного налога, на «первичке» и счетах-фактурах надо сделать надпись «без акциза». При розничной продаже акцизы включаются в цену изделия, но на ярлыках, в ценниках и чеках не выделяются.
Организации, начислившие и предъявившие покупателю акцизы, могут отнести их на расходы, а предприниматели — включить в состав профессиональных вычетов.
Бесплатно вести бухгалтерский и налоговый учет в веб‑сервисе
Преимущества и недостатки акцизной системы
Применение акцизов в налоговой системе, как уже отмечалось выше, носит характер регулирующий, в отношении тех товаров, которые государство считает роскошью, или вредящих здоровью граждан. По сути акциз – это завуалированный «штраф» за приобретение таких товаров. По мысли законодателей, акцизы позволяют:
- стабильно наполнять бюджет;
- стимулировать потребление и производство в определенном «правильном» русле.
Однако на практике у этого явления две стороны, и экономисты, социологи не прекращают полемику по вопросу применения акцизов и их постоянного повышения.
Например, повышение цен за счет акцизов на табак и алкоголь приводит к тому, что население, употребляющее указанные товары, переходит на более дешевые, зачастую контрафактные аналоги, качество которых отследить невозможно.
Положительный эффект, свидетельствующий об уменьшении потребления вышеуказанных товаров, возможен, как показывает мировой опыт, лишь в долгосрочной перспективе (более четверти века) и в ограниченном количестве мировых держав (в настоящее время это произошло в Италии и Швейцарии). Тем не менее у «акцизного» метода борьбы за здоровье нации много сторонников среди законодателей – ставки продолжают увеличиваться год от года.
Похожая ситуация и с акцизами на автомобили, бензин. Часть специалистов считает применение к этим товарам указанного налога правомерным, отмечая, что автомобиль все еще остается роскошью для населения, особенно в сельской местности. В то же время, по их мнению, увеличение акцизов в этой сфере приведет рынок авто:
- к снижению количества автомобилей в крупных городах;
- к переходу на производство электромобилей.
Заключение
С помощью косвенных налогов — акцизов — государство не только пополняет свой бюджет, но и регулирует спрос на определенные товары: табак, алкоголь, автомобили и др. Операции с этими товарами облагаются акцизом. Законодатель предусматривает и ряд исключений. Налоговая база по каждому подакцизному товару рассчитывается отдельно. Ставки по акцизам применяются твердые, в процентах и комбинированного характера. Значения ставок регулярно изменяются, как правило, в сторону повышения.
В гл. 22 НК РФ подробно рассматриваются вопросы налогообложения акцизами операций с подакцизными товарами.
Положительным моментом применения акцизных рычагов регулирования спроса является стабильный приток средств в бюджет. Повышение за счет акцизов цены вредных для здоровья товаров может уменьшить потребление и снизить негативные последствия их использования (автомобили, табак, алкоголь). Эту точку зрения разделяют не все специалисты, указывая, что потребитель в таком случае стремится перейти на более дешевые аналоги того же товара и эффект может оказаться обратным.
Постоянное повышение налогового бремени отрицательно сказывается и на экономике в целом.
Как учесть входные акцизы
Если покупатель не будет использовать приобретенные подакцизные товары для производства другой подакцизной продукции, то акцизы, перечисленные поставщику или заплаченные на таможне, необходимо включить в стоимость товара.
Если покупатель направит приобретенную подакцизную продукцию для производства другой подакцизной продукции и включит в состав расходов (профессиональных вычетов), то входные акцизы следует принять к вычету**. Это же правило действует для давальцев и изготовителей. Вычет возможен не всегда, а лишь в ситуации, когда ставка акциза по товарам, направленным на производство, и ставка по произведенной продукции, определены в расчете на одинаковую единицу измерения налоговой базы.
Вычет означает, что при уплате налога организация или ИП может уменьшить сумму начисленных акцизов на величину входных акцизов.
Здесь действует важное правило: принимать акцизы к вычету можно только после их фактической уплаты. Право на вычет следует подтвердить первичными документами по сделке, входящими счетами-фактурами (при импорте — грузовыми таможенными декларациями) и бумагами, подтверждающими перечисление акциза продавцу.
Если по итогам месяца сумма вычета превысила величину начисленных акцизов, разницу можно зачесть в счет будущих платежей или вернуть из бюджета.
Порядок исчисления земельного налога и авансовых платежей по нему
С 2021 года правила расчёта земельной пошлины откорректированы в пользу налогоплательщиков:
- введён ограничивающий коэффициент — рост налога, рассчитанного по кадастровой стоимости, не может превышать 10% в год для прав, возникших начиная с налогового периода 2021 года (п. 17 ст. 396 НК РФ);
- дополнены правила перерасчёта кадастровой стоимости участка — при изменении характеристик объекта в течение налогового периода его новая цена будет учтена с момента внесения обновлённых данных в ЕГРН. Если пересмотренный размер налога оказывается выше ранее уплаченного, перерасчёт не проводят (п. 7.1 ст. 396 НК РФ).
Когда перечислять акцизы в бюджет
Для операций по реализации и передаче подакцизных товаров последняя дата уплаты акцизов — 25-е число следующего месяца. Для операций с прямогонным бензином и денатурированным спиртом — 25-е число третьего месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Российские производители алкоголя должны перечислять авансовые платежи по акцизам не позднее 15-го числа текущего налогового периода. Впоследствии авансовый платеж можно принять к вычету. Освобождение от авансовых платежей предусмотрено для тех, кто представит в налоговую инспекцию банковскую гарантию, по которой банк обязуется в случае неуплаты перечислить акцизы вместо налогоплательщика.
Узнать или проверить ОКПО, ИНН и другие коды контрагентов
П.9 ст.193 НК РФ
Ставка акциза на темное судовое топливо определяется налогоплательщиком в рублях за 1 тонну по формуле:
АТСТ = КБСТ + КДФО, |
где КБСТ — коэффициент, характеризующий базовую ставку акциза на темное судовое топливо, значение которого принимается равным 0 рублей за 1 тонну на период с 1 января 2021 года по 31 декабря 2021 года включительно, 1 000 рублей за 1 тонну — с 1 января 2022 года;
КДФО — коэффициент, характеризующий региональные особенности производства темного судового топлива.
В отношении темного судового топлива, реализованного организацией, имеющей свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья, принадлежащего указанной организации на праве собственности и произведенного такой организацией либо организацией, с которой у нее заключен договор об оказании ей услуг по переработке нефтяного сырья, на производственных мощностях по переработке нефтяного сырья, указанных в свидетельстве о регистрации лица, непосредственно совершающего операции по переработке нефтяного сырья, и расположенных в Хабаровском крае, значение КДФО принимается равным:
2100 — на период с 1 января 2021 года по 31 декабря 2021 года включительно;
1100 — начиная с 1 января 2022 года.
В иных случаях реализации и (или) получения темного судового топлива значение коэффициента КДФО принимается равным 0.
Рассчитанная ставка акциза на темное судовое топливо (АТСТ) округляется до целого значения в соответствии с действующим порядком округления и признается для целей настоящей главы твердой (специфической) ставкой.
(Пункт введен — Федеральный закон от 03.08.2018 № 301-ФЗ)
Как отчитываться по акцизам
По окончании каждого месяца налогоплательщики обязаны представить в налоговую инспекцию, где зарегистрирована головная организация и каждое из подразделений, налоговую декларацию по акцизам. Срок сдачи декларации — 25-е число месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Для организаций, имеющих свидетельства на операции с денатурированным спиртом и прямогонным бензином утвержден особый порядок — они должны сдавать декларации не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за налоговым периодом.
Налогоплательщики, обязанные делать авансовые платежи, должны не позднее 18-го числа текущего месяца сдавать в налоговую инспекцию копию платежки на перечисление авансовых платежей, копию банковской выписки о списании денег со счета и извещение с указанием детальной информации о совершенных облагаемых акцизами операциях.
П.6 ст.193 НК РФ
Ставка акциза на прямогонный бензин (АПБ) определяется налогоплательщиком в рублях за 1 тонну по формуле:
АПБ = 13100 + 4865 x Ккорр, |
где Ккорр — коэффициент, устанавливаемый равным:
0,167 — на период с 1 января по 31 декабря 2021 года включительно;
0,333 — на период с 1 января по 31 декабря 2021 года включительно;
0,500 — на период с 1 января по 31 декабря 2021 года включительно;
0,667 — на период с 1 января по 31 декабря 2022 года включительно;
0,833 — на период с 1 января по 31 декабря 2023 года включительно;
1 — с 1 января 2024 года.
Рассчитанная ставка акциза на прямогонный бензин (АПБ) округляется до целого значения в соответствии с действующим порядком округления и признается для целей настоящей главы твердой (специфической) ставкой.
(Пункт введен — Федеральный закон от 03.08.2018 № 301-ФЗ)
Акцизы при экспорте
Экспортеры обязаны подтвердить свое право на освобождение от акцизов. Для этого они должны предъявить в налоговую инспекцию перечень документов, относящихся к внешнеторговой сделке (контракт, грузовую таможенную декларацию, выписку банка о получении экспортной выручки и пр.). Сдать бумаги нужно не позднее 180 календарных дней с даты реализации подакцизной продукции. Если 180 дней истекли, а пакет документов не собран, налогоплательщик обязан начислить и заплатить акцизы.
Кроме этого, экспортер обязан предъявить в налоговую инспекцию поручительство банка. Данный документ дает гарантию того, что в случае, если налогоплательщик в течение 180 дней не соберет все положенные документы по сделке, банк перечислит за него акцизы и пени. При отсутствии поручительства экспортер обязан самостоятельно заплатить акцизы, но после своевременного предоставления пакета бумаг акцизы можно возместить из бюджета.
* Расчетная стоимость зависит от максимальной розничной цены, которая представляет собой стоимость пачки сигарет и папирос, превышать которую не разрешено ни магазинам, ни предприятиям общепита. Эту цену должен установить производитель, он же обязан указать ее на упаковке и сообщить о ней в налоговую инспекцию.
** Исключением являются операции с прямогонным бензином и денатурированным спиртом, для которых действует особый порядок принятия вычетов.
Табачные изделия
Ставки акцизов составят: 1) в отношении табака: — в 2011 г. — 510,0 руб. за 1 кг; — в 2012 г. — 610,0 руб. за 1 кг; — в 2013 г. — 650,0 руб. за 1 кг; 2) в отношении сигар: — в 2011 г. — 30,0 руб. за 1 шт.; — в 2012 г. — 36,0 руб. за 1 шт.; — в 2013 г. — 39,0 руб. за 1 шт.; 3) в отношении сигарилл: — в 2011 г. — 435,0 руб. за 1 тыс. шт.; — в 2012 г. — 530,0 руб. за 1 тыс. шт.; — в 2013 г. — 565,0 руб. за 1 тыс. шт.; 4) в отношении сигарет с фильтром: — в 2011 г. — 280 руб. за 1 тыс. шт. + 6,5% расчетной стоимости; — в 2012 г. — 360 руб. за 1 тыс. шт. + 7,0% расчетной стоимости; — в 2013 г. — 460 руб. за 1 тыс. шт. + 7,5% расчетной стоимости; 5) в отношении сигарет без фильтра, папирос: — в 2011 г. — 250 руб. за 1 тыс. шт. + 6,5% расчетной стоимости; — в 2012 г. — 360 руб. за 1 тыс. шт. + 7,0% расчетной стоимости; — в 2013 г. — 460 руб. за 1 тыс. шт. + 7,5% расчетной стоимости.