Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей


Какие предприятия и ИП относятся к сельскохозяйственным производителям

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей была введена с целью притока в данную отрасль нашей экономики новых производителей, а также для уменьшения налоговой нагрузки и облегчения жизни уже существующих предприятий в этой отрасли. Она имеет еще одно известное название — единый сельскохозяйственный налог, сокращенно ЕСХН. Этому специальному режиму посвящена гл. 26.1 НК РФ.
Ст. 346.2 НК РФ в качестве налогоплательщиков определяет следующие категории:

  • сельскохозяйственные компании и индивидуальных предпринимателей, которые занимаются непосредственным производством, переработкой и дальнейшей продажей сельскохозяйственных товаров и продукции;
  • предприятия, занятые в рыбных хозяйствах.

При этом выручка от продажи такой продукции должна составлять минимум 70% от общей суммы выручки. Для компаний, занятых рыбным промыслом, еще одним условием применения ЕСХН является численность наемной рабочей силы — не больше 300 человек.

В перечень продукции сельскохозяйственного производства входят:

  • растениеводство;
  • животноводство;
  • сельское хозяйство на земле;
  • лесное хозяйство;
  • разведение рыб и других ресурсов водного пространства.

Как организации применяют ЕСХН, узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

К вопросу о понятии сельскохозяйственный товаропроизводитель

Для целей качественного правового регулирования сельскохозяйственной деятельности важную роль играет понятийный аппарат принимаемых законодательных и иных нормативных правовых актов.

В частности, понятие сельскохозяйственный товаропроизводитель присутствует во многих федеральных законах, так как оно является определяющим для государственной поддержки сельскохозяйственных организаций и предприятий.

Однако в разных законах понятие сельскохозяйственный товаропроизводитель трактуется по-разному.

В одних законах показателем является общий объем произведенной продукции в стоимостном выражении, а в других общая сумма доходов. Эти величины всегда отличаются.

Представляется, что количественные показатели объема произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции должны быть едиными во всей системе законодательства и составлять 50 % для сельскохозяйственной продукции и 70 % для рыбной, так как в силу специфики сельскохозяйственного производства и сложившейся ситуации в аграрном секторе (диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, монополизм перерабатывающих организаций и предприятий и др.) более высокий показатель труднодостижим.

Единообразное понятие и толкование законодательных и иных нормативных правовых актов должно способствовать эффективности правового регулирования в аграрное сфере и качественной правоприменительной практике по защите прав и законных интересов субъектов аграрного предпринимательства.

Понятийный аппарат любой правовой науки это система взаимосвязанных между собой, скоординированных основных узловых понятий категорий, [1] в первую очередь он должен отвечать требованиям научности, строгой определенности, точности, полноты, емкости, ясности, понятности, однозначности, единства во всей системе законодательства, совместимости с комплексом употребляемых в науке терминов, устойчивости, не допускать нарушения логических границ раскрываемого понятия, смешения смысла употребляемых терминов. Не является исключением и аграрно-правовая наука. Чрезвычайно важное место в ее составе занимают аграрно-правовые категории как родовые понятия, от которых происходят остальные дефиниции. К числу базисных относится категория «сельскохозяйственный товаропроизводитель»[2].

Данная категория имеет чрезвычайно важное значение, так как государство, признавая сельскохозяйственного товаропроизводителя экономически более слабой стороной, наделяет его особым правовым статусом и оказывает ему государственную поддержку, в том числе предусматривает льготы в налоговой сфере, при кредитовании, страховании, лизинге, предоставляет дотации, компенсации, субсидии, регулирует цены на сельскохозяйственную продукцию, осуществляет закупочные и товарные интервенции, защиту интересов отечественных товаропроизводителей при экспорте и импорте сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Для сельскохозяйственных товаропроизводителей предусмотрена особая процедура реструктуризации долгов и признания несостоятельным (банкротом).

Критерии признания субъекта сельскохозяйственным товаропроизводителем закреплены в действующем законодательстве. Многие федеральные законы содержат легальные определения (дефиниции) названного понятия, но в различной трактовке. Эти определения противоречивы, несовершенны и обычно применяются для «обслуживания» только одного закона. По словам В. А. Власова, налицо парадоксальная ситуация: по одному закону организация является сельскохозяйственной, а по другому – нет [3].

Эта ситуация давно критикуется в литературе,[4] где идет разговор об устранении противоречий в законодательстве, выработке и з а к р е п л е н и и е д и н о г о п о н я т и я «сельскохозяйственный товаропроизводитель» с учетом современных реалий и опыта прошлых лет, с опорой на философию, теорию государства и права, гражданское право и др. [5].

Единообразное его толкование имеет огромное значение для всех субъектов аграрных отношений, правотворческих и правоприменительных органов. Терминологическая путаница не позволяет уяснить правовой статус соответствующих субъектов, а следовательно, и правовой режим при правоприменении.

Каким же образом в российском законод ат ел ь с т ве р ас к рыва е т с я п о н я т и е «сельскохозяйственный товаропроизводитель»?

В соответствии со ст. 1 Федерального з а ко н а о т 8 д е к а б р я 1 9 9 5 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» [6] «сельскохозяйственный товаропроизводитель физическое или юридическое лицо, осуществляющее производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50 % общего объема производимой продукции, в том числе рыболовецкая артель (колхоз), производствосельскохозяйственной (рыбной) продукции и объем вылова водных биоресурсов в которой составляет в стоимостном выражении более 70 %общего объема производимой продукции».

Согласно ст. 2 Федерального закона от 9 июля 2002 г. № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаро.

В свою очередь Федеральный закончат 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)[8]не употребляет данное понятие, а использует категорию «сельскохозяйственная организация» как юридическое лицо, устанавливая специальные режимы банкротства для сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств. Тем самым он не позволяет индивидуальным предпринимателям, занимающимся производством сельскохозяйственной продукции, использовать специальный режим банкротства. Под сельскохозяйственными организациямив соответствии со ст. 177 закона понимаются юридические лица, основными видами деятельности которых являются производство или производство и переработка сельскохозяйственной продукции, выручка от реализации которой составляет не менее чем 50% общей суммы выручки. Выручка же рыболовецких артелей (колхозов) от реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции и выловленных (добытых) водных биологических ресурсов должна составлять не менее чем 70% общей суммы выручки.

Согласно ст. 346.2 Налогового кодекса РФ в целях налогообложения сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 %, а также сельскохозяйственные пот р е б и т е л ь с к и е к о о п е р а т и в ы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом «О сельскохозяйственной кооперации», у которых доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов данных кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов составляет в общем объеме доходов не менее 70 %.

К сельскохозяйственным товаропроизводителям относятся также градои поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации, численность работающих в которых с учетом совместно проживающих с ними членов семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта, которые эксплуатируют только находящиеся у них на праве собственности рыбопромысловые суда, зарегистрированы в качестве юридического лица в соответствии с законодательством РФ и у которых объем реализованной ими рыбной продукции и (или) выловленных объектов водных биологических ресурсов составляет в стоимостном выражении более 70% общего объема реализуемой ими продукции. Данные правила распространяются также на крестьянские (фермерские) хозяйства.

В целях Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства [9]сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую ( п р о м ы ш л е н н у ю ) п е р е р а б о т к у (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ, и реализацию этой продукции при условии, что в общем доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей доля отее реализации составляет не менее чем 70 % в течение календарного года.

Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются также:

  1. Граждане, ведущие личное подсобное хозяйство (Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»)[10];
  2. Сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие (в том числе кредитные), снабженческие, заготовительные) (Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации»);
  3. Крестьянские (фермерские) хозяйства (Федеральный закон от11 июня 2003 г. № 74ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»)[11].

Таким образом, очевидно, что приведенные легальные определения понятия «сельскохозяйственный товаропроизводитель» существенно различаются. Но сначала разберемся, в чем различие между понятиями «сельскохозяйственный товаропроизводитель», «сельскохозяйственная организация» и «сельскохозяйственное предприятие». Эти сочетания стали привычными в обычной речи, текстах нормативных актов, научной литературе.

Понятие «сельскохозяйственная организация» как субъект права указывает на организационно-правовую форму юридического лица. Им охватывают коммерческие и некоммерческие сельскохозяйственные организации, за исключением предприятий. А под сельскохозяйственным товаропроизводителем понимаются индивидуальные предприниматели крестьянские (фермерские) хозяйства, а также юридические лица всех возможных организационно-правовых форм, в которых могут быть созданы производители сельскохозяйственной продукции. Иначе говоря, любая сельскохозяйственная организация может быть признана сельскохозяйственным производителем.

Понятие «сельскохозяйственный товаропроизводитель» по объему более широко, чем «сельскохозяйственная организация».

В с в о ю о ч е р е д ь п о н я т и е «сельскохозяйственное предприятие» имеет двоякое значение. Это и субъект права, и имущественный комплекс. В первом случае данный термин указывает на организационноправовую форму юридического лица – государственное и муниципальное унитарное предприятие. Но в трактовке ст.132 ГК РФ понятием «сельскохозяйственное предприятие» обозначается другое явление материального мира – объект прав, имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве. Соответственно любое сельскохозяйственное предприятие может быть признано сельскохозяйственным товаропроизводителем.

Изложенное позволяет сделать вывод, что понятие «сельскохозяйственный товаропроизводитель» является самым широким, обобщающим, охватывает собой и сельскохозяйственные организации, и предприятия.

Само понятие «товаропроизводитель» имеет экономическое содержание. По верному замечанию И.М. Лопиной, если исходить из определения товара как продукта труда, произведенного для обмена (продажи), то сельскохозяйственным товаропроизводителем нужно считать любое лицо, производящее сельскохозяйственную продукцию для продажи[12].

Следовательно, таковыми являются сельскохозяйственные предприниматели, к которым относятся индивидуальные предприниматели, коммерческие организации и предприятия, крестьянские (фермерские) хозяйства.

О т н о с и т е л ь н о к р е с т ь я н с ко г о (фермерского) хозяйства надо заметить, что в соответствии с Федеральным законом «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» под таковым понимается особая форма сельского предпринимательства, основанная на семейной собственности, без образования юридического лица. А п. 4 ст. 1 Закона прямо указывает, что крестьянское (фермерское) хозяйство может признаваться сельскохозяйственным товаропроизводителем.

Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» относит к числу сельскохозяйственных товаропроизводителей также граждан, ведущих личное подсобное хозяйство. Но в полной мере обозначать их этим термином не совсем оправданно, так как личное подсобное хозяйство это форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции гражданином или гражданином и совместно проживающими подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей. Ведение личного подсобного хозяйства осуществляется в свободное от основной работы время, имеет подсобный и вторичный по занятости характер, о чем четко говорит ст. 2 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве».

В то же время согласно п. 3 ст. 7 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве» на эти хозяйства распространяются меры государственной поддержки, предусмотренные законодательством РФ для сельскохозяйственных товаропроизводителей и осуществляемые за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Поэтому необходимо помнить, что граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, признаются сельскохозяйственными товаропроизводителями в целях оказания им государственной поддержки.

Аналогично решается вопрос и с отнесением к сельскохозяйственным товаропроизводителям сельскохозяйственного потребительского кооператива, которым согласно ст. 4 Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» признается сельскохозяйственный кооператив, созданный сельскохозяйственными товаропроизводителями и (или) ведущими личное подсобное хозяйство гражданами при условии их обязательного участия в хозяйственной деятельности потребительского кооператива.

Правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий в соответствии с ГК РФ раскрывается в Федеральном законе от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» [13] чье действие распространяется на соответствующие сельскохозяйственные предприятия, но в нем ничего не говорится об особенностях их правового положения. Сельскохозяйственные товаропроизводители при осуществлении деятельности нередко вступают в объединения. Так согласно ст. 121 ГК РФ коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями. Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица.

Выводы.

Таким образом, исследовав содержание понятия сельскохозяйственный товаропроизводитель приходим к выводу, что фактически на законодательном уровне имеются несколько официальных трактовок этого понятия, отличающихся друг от друга показателем обязательного объема собственного производства и реализации сельскохозяйственной продукции.

В Федеральном законе «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» установлен показатель 50 %, в части второй Налогового кодекса РФ и Федеральном законе «О развитии сельского хозяйства» 70%. В федеральных законах «О сельскохозяйственной кооперации» и «О несостоятельности (банкротстве)» данный показатель дифференцирован: 50% для «простых» сельхозпроизводителей и 70 % для рыболовецких артелей (колхозов).

Кроме того, разный смысл имеют употребляемые в законах математические выражения «более» и «не менее». «Не менее» — это равенство установленному числу и больше, а «более» только больше.

Как отмечает М.И. Палладина, при любом варианте оценочных показателей степени «сельскохозяйственности» правомерно и справедливо характеризовать ту или иную сельскохозяйственную организацию по результатам ее деятельности за длительный период (по крайней мере, не менее 5 лет) с выявлением определенных тенденций дальнейшего развития по пути расширенного или простого воспроизводства»[14]. Это мнение обусловлено в первую очередь тем, что в неурожайные годы доля сельскохозяйственной продукции в общих показателях объемов может оказаться ниже установленных количественных показателей, и тогда сельскохозяйственная организация не будет признана сельскохозяйственным товаропроизводителем со всеми вытекающими отсюда правовыми последствиями. Поэтому срок соблюдения количественных объемов производства (производства и переработки) сельскохозяйственной продукции должен быть увеличен, но не для вновь созданных сельскохозяйственных товаропроизводителей, а уже функционирующих некоторое время.

С учетом всего сказанного считаем, что необходимость законодательного закрепления ч е т к о г о о п р е д е л е н и я п о н я т и я «сельскохозяйственный товаропроизводитель» очевидна. Думается, оно может иметь следующую редакцию: сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются юридические лица, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, основными видами деятельности которых являются производство сельскохозяйственной продукции, ее переработка и реализация, при условии, что доход от реализации этой продукции составляет не менее 50 % общей суммы дохода, а для рыболовецких артелей — не менее 70%. Кроме того, для целей льготного налогообложения и оказания иных мер государственной поддержки сельскохозяйственными товаропроизводителями могут признаваться сельскохозяйственные потребительские кооперативы и граждане, ведущие личное подсобное хозяйство.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Алексеев С.С. Общая теория права: В 2 т. М.: Юрид. лит., Т. 1. С. 34.
  2. Воронин Б.А. Аграрно-правовая наука России: история и современность: Моногр. Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, С. 17.
  3. Власов В. А. Некоторые аспекты совершенствования законодательства в сфере закупок сельскохозяйственной продукции для государственных и муниципальных нужд // Актуальные проблемы аграрного права России: теория и практика: Сб. науч. ст. М.: Право и государство, 2004. -С. 177.
  4. Палладина М. И. О юридических категориях и терминах в аграрном праве // Государство и право. № 7. С. 43.
  5. ПандаковК. Г.,Черноморец А. Е. Некоторые проблемы понятийного аппарата аграрно-земельного законодательства // Аграрноправовая наука России: история и тенденции развития: Коллект. моногр. Екатеринбург, С. 64.
  6. Воронин Б. А. Аграрно-правовая наука России. С.
  7. СЗ РФ. 1995. № 50. Ст. 4870.
  8. СЗРФ. 2002. № 28. Ст. 2787
  9. Там же. №43. Ст. 4190.
  10. СЗ РФ.2007.№1 (ч.I), ст.27.
  11. СЗ РФ.2003. №28.Ст.2881.
  12. Рос.газ.2003.17 июня.
  13. Лопина И.М. Правовые аспекты определения термина «сельскохозяйственный товаропроизводитель»// Аграрное и земельное право.2005.№7.С.23.
  14. СЗ РФ.2002.№48.ст.4746.
  15. Палладина М.И. О юридических категориях и терминах в аграрном праве/ Государство и право.2000.С.43.
  16. Е.А. Гришенкова. Юридическая защита прав и законных интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей. Екатеринбург. Издательский дом УрГЮА.2008.

Какие налоги заменяет ЕСХН

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей предполагает освобождение от основных налогов, которые уплачивают предприятия с общим налоговым режимом:

  • От налога на прибыль организаций, для индивидуальных предпринимателей — от НДФЛ с собственных доходов.
  • Налога на имущество организаций (или физлиц).

До 2021 года ЕСХН-спецрежимники были освобождены от уплаты НДС налога. Но с января 2021 года ситуация изменилась. Теперь они обязаны уплачивать налог на добавленную стоимость. Но при соблюдении ряда условий они вправе получить освобождение от уплаты налога.

Какие условия должны соблюдаться для освобождения от НДС и в каких случаях плательщик ЕСХН платит НДС и подает декларацию, детально разъснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе К+ и бесплатно переходите в Готовое решение.

ЕСХН не освобождает предприятия, в том числе индивидуальных предпринимателей, от начисления и уплаты НДФЛ с доходов своих сотрудников. Они все равно остаются налоговыми агентами в части перечисления этого налога. Никаких налоговых льгот в этом случае не предусмотрено.

Более подробно ознакомиться с порядком уплаты НДФЛ налоговыми агентами можно в статье «Общий порядок и сроки уплаты НДФЛ»

Законодательное понятие сельхозпроизводителя

В соответствие со ст. 3 закона №264-ФЗ от 29.12.2006 «О развитии сельского хозяйства», сельхозпроизводителями признаются организации и ИП, которые осуществляют деятельность по непосредственному производству с/х продукции, ее первичной обработке, последующей промышленной переработке и реализации.

Субъект хозяйствования является сельхозпроизводителем при условии, что доля дохода от с/х деятельности составляет не менее 70% от общего объема дохода.

Отметим, что к категории сельхозпроизводителей также относятся организации и ИП, оказывающие следующие вспомогательные услуги в области сельского хозяйства:

  • подготовка полей к посеву/уборке урожая, возделывание, опрыскивание с/х культур;
  • обрезка фруктовых деревьев и виноградной лозы;
  • обследование состояния стада, перегонка, выпас скота, уход за с/х животными и птицей.

Также сельхозпроизводителями признаются:

  • с/х потребительские кооперативы;
  • КФХ;
  • граждане, ведущие личное подсобное хозяйство.

Подчеркнем, что в каждом из случаев для признания субъекта хозяйствования с/х производителем необходимо соблюдение основного требования – доля дохода организации (ИП, КФХ) от с/х деятельности составляет минимум 70% от общего дохода.

Переход на ЕСХН

Процедура перехода на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей довольно стандартна. Налогоплательщик должен до 31 декабря текущего года, предшествующего году перехода на ЕСХН, подать соответствующее уведомление на установленном бланке в свою налоговую инспекцию. Действующая форма уведомления утверждена приказом ФНС России от 28.01.2013 № ММВ[email protected]

Переход на единый сельскохозяйственный налог носит добровольный характер. Это право, но не обязанность плательщика. Если компания или индивидуальный предприниматель только что прошли регистрацию в налоговых органах, они могут подать заявление о переходе на ЕСХН в течение 30 календарных дней со дня постановки на учет.

Для перехода на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей налогоплательщику недостаточно просто иметь желание и подать уведомление. Он также должен соответствовать нескольким критериям:

  • Выручка от продажи сельскохозяйственной продукции должна составлять минимум 70% от общей суммы доходов плательщика.
  • Для компаний рыбного хозяйства в качестве дополнительного условия для перехода на ЕСХН установлена численность персонала — не более 300 человек (п. 2.1 ст. 346.2 НК РФ).
  • Реализуемые товары должны относиться к сельскохозяйственной продукции (что именно к ней относится, мы указали ранее). Более подробный перечень такой продукции можно найти в Общероссийском классификаторе продукции (п. 3 ст. 346.2 НК РФ).

При этом компании должны быть заняты именно производством сельскохозяйственных товаров, а не просто перепродавать их.

Не могут применять данный налоговый режим:

  • компании, производящие подакцизную продукцию;
  • организации, занятые в игорном бизнесе;
  • бюджетные, автономные и казенные учреждения.

Рекомендуем вам ознакомиться с порядком перехода на УСН «Подаем уведомление о переходе на УСН в 2020–2021 годах».

Нулевая ставка по прибыли

Итак, для налогоплательщиков – сельскохозяйственных товаропроизводителей есть возможность выбора. Они могут применять специальный налоговый режим в виде уплаты ЕСХН или, отказавшись от него, платить налог на прибыль по нулевой ставке по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной или собственной сельскохозяйственной продукции (п. 1.3 ст. 284 НК РФ). Данные налогоплательщики должны отвечать критериям, установленными пунктом 2 статьи 346.2 НК РФ (для сельского хозяйства), или критериям, приведенным в подпункте 1 или 1.1 пункта 2.1 той же статьи (для рыболовецких организаций).

А именно: доля выручки от реализации произведенной продукции растениеводства, сельского и лесного хозяйства, животноводства, выращивания и доращивания рыб и других водных биологических ресурсов или их вылова должна составлять в общем размере доходов от реализации не менее 70 процентов.

Налоговая отчетность

Плательщикам единого налога сельскохозяйственная система налогообложения дает некоторую налоговую свободу. Так, декларацию по налогу плательщик должен представить только по итогам налогового периода (года) в срок до 31 марта года, следующего за истекшим.

Если сельскохозяйственное предприятие или индивидуальный предприниматель просрочили сдачу отчетности, им будет выставлено требование об уплате штрафа в размере 5–30% от суммы налога, но не меньше 1 000 руб.

О порядке сдачи отчетности при УСН читайте в статье «Порядок сдачи отчетности при УСН».

Расчет единого налога на примере

Расчет единого сельскохозяйственного налога производится по простой формуле:

Ст х Б,

где: Ст — ставка налога;

Б — налоговая база.

Ставка в данном случае составляет 6%. В качестве налоговой базы выступают доходы, уменьшенные на сумму расходов (п. 1 ст. 346.6 НК РФ). Доходы и расходы учитываются нарастающим итогом с 1 января налогового периода.

В качестве доходов к учету принимаются доходы от реализации и внереализационные доходы, определенные в соответствии с гл. 25 НК РФ.

Предприятие может уменьшить полученную выручку на произведенные расходы, к примеру:

  • на расходы, связанные с покупкой и капитальным ремонтом основных фондов;
  • канцелярию;
  • расходы на покупку и создание нематериальных активов;
  • платежи по аренде и лизингу;
  • материальные затраты;
  • оплату труда наемного персонала;
  • обязательное и добровольное страхование;
  • расходы на пожарную безопасность;
  • транспортные затраты, в том числе на содержание транспортных средств;
  • командировочные расходы;
  • услуги бухгалтерии, юристов, аудиторов и нотариусов;
  • услуги связи, почтовые и телеграфные расходы;
  • проведение различного рода экспертиз;
  • комиссионные вознаграждения;
  • рекламу и др.

Полный перечень таких расходов можно найти в п. 2 ст. 346.5 НК РФ. Сельскохозяйственные организации также вправе учесть в качестве расходов убытки прошлых лет.

Рассмотрим простой пример расчета «сельскохозяйственного» налога. Все данные в нем носят условный характер.

Пример

ИП Асатин А. С. занимается рыбохозяйственной деятельностью (разведением рыб) для последующей продажи продукции. С 20ХХ года он применяет систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Исходные данные за 20ХХ год:

  • Доходы от продажи разведенной рыбы за 20ХХ год, признанные в соответствии с гл. 25 НК РФ, — 9 000 000 руб.
  • Расходы за 20ХХ год, признанные в соответствии с п. 2 ст. 346.5 НК РФ, — 6 500 000 руб. Сюда входят материальные затраты, расходы на оплату труда наемного персонала, командировки, затраты на техническое обслуживание и содержание оборудования (основных фондов), транспортировка и пр.
  • Убыток за 20ХХ год — 200 000 руб.
  • Уплата единого налога (аванс за 1-е полугодие) — 20 000 руб.
  • Уплата единого налога (аванс за 2-е полугодие) — 30 000 руб.

Рассчитаем сумму налога, подлежащую перечислению в бюджет.

  1. Определяем налогооблагаемую базу: 9 000 000 – 6 500 000 = 2 500 000 руб.
  2. Уменьшаем налогооблагаемую базу на убыток 2014 года: 2 500 000 – 200 000 = 2 300 000 руб.
  3. Начисляем сумму единого налога за 20ХХ год: 2 300 000 х 6% = 138 000 руб.
  4. Рассчитаем окончательную сумму единого налога для перечисления в бюджет за 20ХХ год. Для этого вычтем суммы авансовых платежей: 138 000 – 20 000 – 30 000 = 88 руб.

Итак, ИП Асатин А. С. должен до 31 марта 20ХХ года перечислить в бюджет 88 000 руб. До этого же числа он обязан представить налоговую декларацию за 20ХХ год.

О группировке расходов для целей налогообложения прибыли см. в статье «Понятие расходов и их группировки согласно нормам ст.252 НК РФ».

На какие доходы распространяется нулевая ставка

Согласно п. 1.3 ст. 284 НК РФ для сельхозпроизводителей ставка по налогу на прибыль организаций устанавливается в размере 0% только в отношении деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной ими собственной сельскохозяйственной продукции. В отношении деятельности, не связанной с сельхозпроизводством, применяется общая ставка 20%.

Заметим, что, в отличие от образовательных или медицинских организаций, у сельскохозяйственных производителей нет права выбора, какую ставку – общеустановленную (20%) или специальную (0%) – применять при исчислении налога с прибыли, полученной от сельскохозяйственной деятельности. Эта прибыль должна облагаться только по ставке 0%.

В отношении же доходов по иным видам деятельности сельскохозяйственные производители применяют налоговые ставки, установленные статьей 284 НК РФ. При этом они должны вести раздельный учет доходов и расходов (п. 2 ст. 274 НК РФ).

Следует обратить на то, что в пункте 1.3 статьи 284 НК РФ говорится не просто о реализации сельскохозяйственной продукции, а о деятельности, связанной с такой реализацией. Поэтому это могут быть любого рода доходы, даже внереализационные, если они напрямую связаны с основной сельскохозяйственной деятельностью. Тогда к ним может быть применена ставка 0 процентов на основании пункта 2 статьи 274 НК РФ.

Согласно пункту 2 статьи 274 НК РФ налоговая база по прибыли, облагаемой по ставке, отличной от ставки, указанной в п. 1 ст. 284 НК РФ (20 процентов), определяется налогоплательщиком отдельно. Налогоплательщик при этом должен вести раздельный учет доходов (расходов) по операциям, по которым предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка.

К доходам в целях главы 25 НК РФ относятся (п. 1 ст. 248 НК РФ):

  • доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав;
  • внереализационные доходы.

Следовательно, порядок определения налогоплательщиком налоговой базы по прибыли, облагаемой не по ставке 20 процентов, распространяется на все группы доходов, включая внереализационные.

Исходя из этого, такие расходы, к примеру, как возмещение ущерба, понесенного в результате падежа животных из-за некачественного корма, может рассматриваться в качестве внереализационных доходов, связанных с деятельностью по реализации произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями сельскохозяйственной продукции, а также произведенной и переработанной этими организациями собственной сельскохозяйственной продукции. А значит, в отношении указанных доходов можно применять ставку налога на прибыль 0 процентов. На это обратил внимание Минфин России в письме от 12 февраля 2021 г. № 03-03-06/1/7737.

Этот вывод может распространяться и на другие подобные доходы, получаемые сельскохозяйственными товаропроизводителями в процессе своей деятельности.

Таким образом, доходы и расходы (в том числе внереализационные доходы и расходы) должны учитываться раздельно для целей налогообложения по видам деятельности, облагаемым по разным ставкам.

Уплата единого налога

Единый сельскохозяйственный налог перечисляется налогоплательщиком (п. 5 ст. 346.9 НК РФ):

  • до 25 июля — авансовый платеж за 1-е полугодие;
  • до 31 марта следующего после налогового периода года — оставшаяся сумма единого налога за вычетом авансовых платежей.

Единый налог перечисляется в налоговую инспекцию платежным поручением банка с указанием необходимых кодов бюджетной классификации и реквизитов.

В случае неуплаты единого налога предусмотрен штраф в размере 20–40% от суммы налога.

Как учитывать штрафы за несвоевременную или неполную уплату налогов (взносов) и штрафы в связи с нарушениями при сдаче отчетности, узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Специфика учета в сельскохозяйственном производстве

Сельскохозяйственное производство отличает от других отраслей ряд особенностей, что становится причиной своеобразия в бухгалтерском учете.

Специфичность состоит прежде всего в том, что производственный процесс связан с живыми организмами и землей, а также с растениями, выступающими предметами труда.

С развитием производственных сил качественно видоизменяются и количественно увеличиваются средства производства. Заменяются новыми менее совершенные и производительные производственные средства. Земля в сельском хозяйстве является важнейшим средством производства, и заменить ее каким-либо другим не представляется возможным. При этом ограниченные размеры земли вовсе не означают, что ее производительные силы ограничены, наоборот, с развитием НТП они постоянно растут.

Чтобы контролировать уровень себестоимости продукции в сельскохозяйственной отрасли, помимо плановой и фактической, исчисляется ожидаемая себестоимость. Ожидаемая себестоимость, а также финансовые результаты определяются на 1 октября на основе данных о фактических затратах и полученной продукции за прошедшие 9 месяцев.

Учет животных также имеет свои особенности, которые учитываются и в основных, и в оборотных средствах. К примеру, молочное коровье стадо учитывается в составе основных средств, частично пополняемых за счет молодняка, который выращен в собственном хозяйстве. Данная особенность обуславливает необходимость отражения в бухгалтерском учете перехода от оборотных средств к основным.

Итоги

Применение системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей является добровольным. Для перехода на нее необходимо подать в налоговую инспекцию по месту регистрации уведомление на установленном бланке.

Приятная особенность единого сельскохозяйственного налога — отчетный период в полгода и перечисление налогов авансовыми платежами 1 раз в 6 месяцев. Этим он и отличается от большинства налогов в нашей экономической системе.

Применять такой специальный режим имеют право только производители сельскохозяйственной и рыбной продукции. Но и они должны соответствовать определенным требованиям.

ЕСХН не освобождает предприятия сельскохозяйственной сферы от функции налогового агента при начислении и уплате НДФЛ с заработной платы своих сотрудников. Полученную выручку можно сократить на сумму собственных расходов, определенных по налоговым нормам гл. 25 НК РФ.

Есть еще одно удобство для налогоплательщика. Сроки перечисления единого налога те же, что и сроки сдачи налоговой декларации. За неподачу налоговых отчетов и просрочку уплаты налога предусмотрены штрафные санкции.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Как получить статус сельхозтоваропроизводителя

26.1 НК РФ, посвященной ЕСХН.Если обратиться к этой норме, то сельскохозяйственными товаропроизводителями для целей налогообложения признаются:1) организации, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию;2) сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 08.12.1995 N 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации».При этом в обоих случаях должно быть соблюдено условие — в общем доходе от реализации таких организаций доля дохода от продажи произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного

Компания Ребус

  1. первичной переработке, последующей промышленной обработке с/х продукции;
  2. реализации товаров с/х назначения;
  3. производстве с/х продукции;
  4. оказании вспомогательных услуг сельскохозяйственным товаропроизводителями.
  1. производстве с/х продукции;
  2. первичной переработке, последующей промышленной обработке с/х продукции;
  3. оказании вспомогательных услуг сельскохозяйственным товаропроизводителями.
  4. реализации товаров с/х назначения;

В соответствии со статьей 2.1 Федерального закона № 110-ФЗ, чтобы организация могла воспользоваться льготным режимом налогообложения, у нее должен быть статус сельскохозяйственного товаропроизводителя, и еще она должна вести деятельность, связанную с реализацией произведенной и переработанной собственной сельскохозяйственной продукции. Вот почему так важно теперь рассмотреть, в каких нормативных актах дано определение «сельскохозяйственный товаропроизводитель»

Телефлот консалтинг

Средства выделяются в виде гранта на развитие.Кроме льготного кредитования, фермеры и крупные сельхозпроизводители всегда могут рассчитывать на дополнительное финансирование со стороны государства или Администрации региона. В небольших городах или сельских поселениях крестьянские хозяйства и кооперативы, в 7/10 случаев, являются единственным способом заработка для большинства жителей. Поэтому в интересах граждан всячески поддерживать

  1. реализации товаров с/х назначения;
  2. производстве с/х продукции;
  3. первичной переработке, последующей промышленной обработке с/х продукции;
  4. оказании вспомогательных услуг сельскохозяйственным товаропроизводителями.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]