Ежегодно подается в Росприроднадзор расчет платы за негативное воздействие – в 2021 году декларация составляется по обновленной форме. В этом документе отражается информация об оказанном негативном воздействии на природу в разбивке по типам наносимого вреда. Негативное влияние проявляется через:
- вредные выбросы в воздушные массы;
- вывоз и складирование производственных отходов, их захоронение;
- сбросы сточных вод, которые меняют химический состав ресурсов водных объектов (ст. Закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ).
Срок представления расчета платы за негативное воздействие – не позднее 10 марта года, который следует за отчетным годовым диапазоном. В роли плательщиков такого сбора могут выступать как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели. Критерии признания плательщиком – осуществление деятельности, побочным эффектом которой является загрязнение окружающего пространства, в пределах территории РФ.
Арендаторам не надо подавать расчет по экологии, если в их договорах аренды имущества указано, что платежи в бюджет по загрязняющим факторам осуществляются арендодателем. Освобождаются от экологических платежей лица, деятельность которых базируется на объектах, относящихся к 4, наименее «вредной», категории. Условия отнесения объектов к 1-4 категориям приведены в п. 6 правительственного Постановления от 28.09.2015 г. № 1029.
Кто является плательщиком сбора за НВОС
Согласно Ст. 16.1 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» все организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие следующее воздействие на окружающую среду:
- выбрасывают загрязняющие вещества в воздух через стационарные источники;
- или выбрасывают загрязняющие вещества в водные объекты;
- или занимаются хранением и захоронением (размещением) отходов,
обязаны осуществлять плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Обратите внимание на следующие моменты:
- В расчет принимаются только выбросы от стационарных источников, передвижные источники выбросов не учитываются уже давно.
- Если организация только образует отходы, и у нее заключен договор на вывоз отходов, то право собственности на эти отходы никуда не переходит. Т.е. организация должна платить НВОС за свои же отходы, размещенные на полигоне. Исключение составляет плата за ТБО при наличии соответствующего договора с региональным оператором.
- Обязанность по оплате НВОС возникает независимо от того, является ли организация собственником производственного объекта или арендует его.
Кто отчитывается о плате за негативное воздействие на окружающую среду
Передача отчета в уполномоченные органы обязательна для всех ИП и владельцев организаций с образованием юридического лица. В этот список входят лица, деятельность которых приводит к загрязнению окружающей среды (выбросы в воздух, в реки и озера и прочее).
Исключений в данной ситуации нет ни для кого. Сдавать отчетность обязан каждый владелец ИП или ООО, если они осуществляют деятельность, которая оказывает негативное влияние на окружающую среду.
При этом применение какого-либо налогового режима никак не связан с внесением средств. Этот момент регламентирован статьей 23 ФЗ №96 от 4 мая 1999 года.
Многие владельцы бизнеса задают вопросы о том, нужно ли сдавать декларацию, если они самостоятельно занимаются вывозом мусорных отходов, заключив договор со специализированной компанией.
Данная ситуация, а именно соглашение о вывозе мусорных отходов со сторонней фирмой не освобождает владельца предприятия вносить денежные средства за НВОС.
Нанятая бизнесменом фирма вывозит мусорные отходы лишь на вмененную для этого территорию, за что и платит заказчик. Следовательно, за загрязнение среды не платит никто. Поэтому внесение оплаты обязательно для всех компаний. Подавать декларацию должен каждый владелец бизнеса, деятельность которого приводит к загрязнениям среды.
Как считать сумму НВОС?
Расчет суммы оплаты за негативное воздействие на окружающую среду зависит от следующих факторов:
- характера источника загрязнения;
- вида загрязняющего вещества (или класса его опасности);
- объемов фактических выбросов;
- факта отсутствия средств измерения объема выбросов;
- наличия превышения над установленными нормативами загрязнения;
- факта нахождения загрязняемого объекта или территории под особой охраной;
- имевших место расходов на мероприятия по снижению негативного воздействия.
По первым 2 показателям определяется величина используемой в расчете ставки. Умножением ее на объем фактических выбросов (если он не выходит за предельно допустимый) определяется сумма платы за загрязнение. К величине ставки применяются коэффициенты:
- повышающие, если речь идет об отсутствии средств измерения объемов выбросов, превышении допустимых нормативов загрязнения или нахождении объекта (территории) под особой охраной;
- понижающие, зависящие от класса опасности размещаемых отходов, способа их возникновения и размещения.
Для расчета суммы оплаты за НВОС применяется следующая методика (утв. Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 N 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду».
Сумму оплаты за НВОС можно рассчитать в Модуле приропользователя.
Декларация сдается в Росприроднадзор
Документ, именуемый декларацией о плате за НВОС, следует отправлять в территориальное отделение Росприроднадзора по месторасположению объектов негативного воздействия или размещения отходов.
Если же источники загрязнения присутствуют на разных субъектах России, то по каждому отдельному объекту необходимо составить свою декларацию и подать ее в уполномоченный орган.
Если несколько объектов находятся в одном субъекте страны, то заполняется и подается общая декларация по всем источникам.
Ставки, применяемые для расчета за 2021 год
Постановление Правительства РФ № 913 от 13.09.2016 утверждает размер ставок для расчета платы за НВОС.
Источники загрязнения окружающей среды | Критерий для назначения ставки |
Стационарные источники загрязнения, производящие выбросы в атмосферу | По отношению к каждому загрязняющему веществу |
Осуществление сбросов в водные объекты | По отношению к каждому загрязняющему веществу |
Размещение отходов производства и потребления | Класс опасности отхода |
Обратите внимание, в Постановлении 913 приводятся ставки за 2016, 2021 и 2021 года. При этом Постановлением Правительства РФ от 29.06.2018 № 758 ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности за 2021 проиндексированы.
Если вы пользуетесь Модулем природопользователя, не забудьте обновить версию программы, чтобы учесть самые последние изменения в законодательстве.
Наказание (штраф)
В том случае, если ваше предприятие не предоставят / не предоставят своевременно / предоставят в декларации информацию, не соответствующую действительности — предприятие, как юридическое лицо будет привлечено к ответственности.
Привлечение к ответственности юридического лица, не освобождает от ответственности должностное лицо.
Ст.8.5.КоАП РФ: Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации, содержащейся в декларации о воздействии на окружающую среду, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Когда и как платить?
Оплата производится ежегодно до 1 марта года, наступающего после отчетного (п. 3 ст. 16.4 закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ). Величина оплаты определяется как сумма годовой платы за вычетом уплаченных авансов и расходов на мероприятия по снижению негативного воздействия.
Кто и как платит авансы?
Согласно п.3 Ст. 16.4 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» не платят авансы субъекты малого предпринимательства, остальные предприятия и организации выплачивают авансы ежеквартально в течение отчетного года не позднее 20-го числа месяца, наступающего после очередного квартала. Сумма аванса рассчитывается как ¼ части от общей величины платы за негативное воздействие за прошлый год.
Такое начисление авансовых платежей часто приводит к существенным переплатам в бюджет. Поэтому еще в 2021 году был опубликован проект Постановления Правительства, в котором предлагалось два иных варианта расчета авансового платежа:
- Аванс платить в размере 1/4 части суммы платы, исчисленной исходя из установленных нормативов допустимых выбросов, сбросов загрязняющих веществ, временно согласованных выбросов, временно согласованных сбросов и лимитов на размещение отходов производства и потребления.
- Аванс платить в размере, равном сумме платы, исчисленной за фактически оказанное негативное воздействие на окружающую среду в прошедшем квартале на основе данных производственного экологического контроля.
Плата за негативное воздействие окружающей среды осуществляется по следующим КБК:
Название платежа | КБК в 2018-2019 годах |
Плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами, за исключением образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа | 048 1 1200 120 |
Плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты | 048 1 1200 120 |
Плата за размещение отходов производства | 048 1 1200 120 |
Плата за размещение твердых коммунальных отходов | 048 1 1200 120 |
Плата за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа | 048 1 1200 120 |
Срок предоставления декларации о воздействии на ОС
Первичные сроки предоставления декларации законом не установлены. Все зависит от завершения срока действия разрешительных документов:
-разрешения на выбросы загрязняющих веществ,
-разрешения на сбросы загрязняющих веществ.
Указанная документация, полученная до 01.01.2019 г. является действующей в соответствии с письмом от 29.12.2018 N АА-10-02-36/29629, которое представлено в самом конце этой статьи.
При окончании установленного срока действия вышеперечисленной документации возникает необходимость предоставления декларации. По смыслу, получается, что поданная декларация и декларируемые виды воздействия на окружающую среду и количество загрязняющих веществ, поступающих в ОС в результате воздействия — и являются разрешительным документом для объектов НВОС 2 категории.
При этом декларация должна подаваться 1 раз в 7 лет, при условии:
неизменности осуществляемых технологических процессов, качественных и количественных характеристик выбросов, сбросов загрязняющих веществ и стационарных источников.
Одновременно с декларацией предоставляются:
— расчеты нормативов допустимых выбросов,
— расчеты нормативов допустимых сбросов,
которые будут являться приложениями к декларации и которые не подлежат согласованию в сторонних структурах ( просто утверждаются предприятием).
Расчет нормативов допустимых сбросов:
НДС не подлежат пересмотру в течение срока, на который выдается комплексное экологическое разрешение, в заявке на получение которого они содержались, или на который предоставляется декларация о воздействии на окружающую среду, приложением к которой они являлись, а также срока, на который они утверждены в случаях, предусмотренных частью 1.1 статьи 11 Федерального закона N 219-ФЗ, за исключением наступления обстоятельств для расчета новых НДС, указанных в пункте 13 настоящей Методики.
Срок актуальности расчетов НДС не превышает 7 лет с момента получения комплексного экологического разрешения, в заявке на получение которого они содержались (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 13 статьи 31.1 Федерального закона N 7-ФЗ), или данный срок исчисляется с момента предоставления декларации о воздействии на окружающую среду, приложением к которой они являлись.
В случаях, предусмотренных частью 1.1 статьи 11 Федерального закона N 219-ФЗ, НДС утверждаются на 5 лет в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 23 июля 2007 г. N 469 «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей» .
пункт 11 приказа Минприроды России от 29.12.2020 № 1118
В случае, если у вашего предприятия произошло изменение технологии, в результате чего произошло образование новых источников выбросов загрязняющих веществ, новых наименований загрязняющих веществ, то возникает необходимость предоставления декларации, не дожидаясь истечения 7-и летнего срока. При этом, одновременно, вы должны провести актуализацию сведений об ОНВОС.
Декларация НВОС
Помимо оплаты за НВОС необходимо ежегодно оформлять соответствующую декларацию (см. Приказ № 3 от 09.01.2017) и подавать не позднее 10 марта года, наступающего после отчетного.
В приказе Минприроды России № 3 от 09.01.2017 года подробно представлены правила заполнения декларации, там же присутствуют необходимые коэффициенты и способы проверки правильности внесения данных для каждого из разделов декларации. Кроме того, процедура расчета для каждого вида загрязняющего объекта подробно описана в постановлении Правительства РФ от 03.03.2017 № 255.
Декларацию можно заполнить при помощи Модуля природопользователя. Еще раз прикладываем соответствующую инструкцию (она же была выше) и дополнительный файлы.
Требования к декларации и ее контролю Администратором платы за 2020 год
Приказом МПР РФ от 10.12.2020 № 1043 введена обязанность приложения к декларации о плате следующих документов, приложение которых ранее не требовалось:
- Копии договоров на размещение отходов;
- Журналы учета движения отходов за отчетный период.
В ходе проверки декларации Органы Росприроднадзора имеют право запросить документы учета выбросов, сбросов загрязняющих веществ, отходов производства и потребления, формируемые при осуществлении производственного экологического контроля, подтверждающие определение платежной базы за отчетный период.
Как сдать расчет по экосбору
По общему правилу, отчеты в Росприроднадзор по экосбору подаются в электронном виде. Только если у плательщика есть подтверждение того, что у него отсутствует доступ к интернету (например, плательщик находится в труднодоступном районе), отчеты можно сдавать на бумаге.
При этом к бумажному отчету нужно обязательно приложить носитель с электронной копией отчета.
Для формирования самого отчета — в нашем случае расчета по экосбору за 2021 год — есть несколько путей:
- Можно воспользоваться программой с сайта Росприроднадзора «Модуль природопользователя» и создать расчет в ней (https://rpn.gov.ru/node/5523/). Затем, если есть ЭЦП, можно сразу же и сдать отчет через сайт.
- Сдать отчет через оператора электронного документооборота (ЭДО). Данный вариант может иметь некоторые преимущества перед сдачей через сайт Росприроднадзора. Как показывает практика, каналы приема отчетов Росприроднадзора не всегда работают исправно и отчет может «застрять» на принимающем шлюзе. При отправке через оператора ЭДО такой проблемы не возникает. Кроме того, система оператора ЭДО по факту отправки зафиксирует время этой отправки, что может очень пригодиться, если отчет вы шлете в последний день (как это часто происходит).
Пример заполнения декларации по экологическому сбору в программе Росприроднадзора
В качестве примера формирования расчета по экосбору в электронном виде рассмотрим, как это организовано в программе «Модуль природопользователя», которую можно бесплатно взять на сайте Росприроднадзора.
1. Начинать работу с модулем нужно так же, как и с другими подобными программами — с внесения данных о своей компании. Это делается на вкладке «Реестр».
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Одну программу можно применять для нескольких плательщиков, по очереди вводя их в реестр. Тогда в поле слева будет виден список всех введенных в реестр предприятий, а также будет возможна навигация.
2. После внесения сведений о предприятии можно приступать к созданию отчетов. Для этого следует перейти на вкладку «Отчеты» и выбрать нужный отчет. В нашем случае — «Расчет по экологическому сбору» — иконка РЭС.
3. Вкладка «Титул» заполнится автоматически теми данными, что внесены в реестр. Далее в форме отчета нужно перейти на вкладку «Расчет экологического сбора».
4. Внесение данных в расчет доступно 2 способами:
- Вручную. Тогда на вкладке «Расчет экосбора» заполняется таблица, куда вносятся все виды произведенных (импортированных) товаров, подлежащих утилизации (из выпадающего списка, по перечням, утвержденным Правительством РФ). Кроме самих товаров указывается также их количество.
- Автоматически. Данный вариант предпочтителен, если вы уже пользовались программой, чтобы подать отчет об общем количестве готовых изделий за этот же период (в нашем случае — 2021 год). Тогда, перейдя на вкладку «Расчет», можно сразу нажать кнопку «Рассчитать» в левом верхнем углу (см. рисунок 2). Программа автоматически перенесет данные из отчета о количестве подлежащих утилизации изделий в расчет экосбора по ним и выполнит расчет экосбора.
5. Для выгрузки заполненного отчета надо на вкладке «Титул» установить галочку «Отчет закрыт». Затем, нажав иконку «Выгрузить» на верхней панели инструментов, можно выгрузить файл с отчетом в формате xml (xms).
Региональные отчеты по экологии на 2021 год
Установлена отчетность для субъектов МСП, работающих в области обращения с отходами и подлежащих региональному надзору. Она предоставляется в бумажном варианте с 8 февраля по 8 марта согласно приказу Минэкологии Нижегородской области от 3 февраля 2021 г. № 53 непосредственно в региональное ведомство либо в его межрайонные отделы.
Юрлица и ИП, в процессе работы которых образуются отходы (в том числе ТКО), обязаны представлять сведения в региональный кадастр отходов. Срок направления отчета – до 1 марта. Нормативно-правовая база:
- Приказ Минэкологии Нижегородской области от 15 декабря 2011 г. № 990;
- Постановление регионального правительства от 25 июля 2008 г. № 306.