Система налогообложения ТСЖ и какие налоги обязано платить товарищество собственников жилья?


Юридический статус

В соответствии с существующим сегодня законодательством Российской Федерации, ТСЖ относится к некоммерческим организациям (ст. 50 п. 3 ГК РФ).

Решение о создании кооперативного товарищества принимается домовладельцами коллегиально, в ходе голосования.

При этом численность голосов, которым может распоряжаться каждый владелец жилья, зависит от его доли в том или ином МКД.

Деятельность ТСЖ как юридического лица регулируется Жилищным кодексом РФ и законодательными актами федерального значения. В вопросах налогообложения руководствоваться необходимо НК РФ.

Зачет налога, уплаченного за границей, в расчетах по налогу на прибыль

Налоги, уплаченные в иностранном государстве, российская компания может зачесть при уплате налога на прибыль, если выполняются условия, перечисленные в ст. 311 НК РФ:

  • в налоговую базу включаются полученные за границей доходы с учетом расходов, которые были произведены как в иностранном государстве, так и в России;
  • компания фактически перечислила налог за границей по международному соглашению во избежание двойного налогообложения, если такое соглашение заключено. При нарушении подобного соглашения компания не вправе зачесть уплаченный налог и должна обратиться в соответствующий орган зарубежного государства, чтобы возвратить сумму налога;
  • представлены подтверждающие уплату налога документы — копия договора с иностранным контрагентом, копия платежного поручения, SWIFT-сообщения и письма зарубежных налоговых органов. Перечисленный перечень не закрыт, можно использовать и другие подтверждающие бумаги, но только переведенные с иностранного языка на русский.

При этом организации вправе зачесть налог в сумме, не превышающей величину налога, который подлежит уплате на территории России. Если налог, уплаченный за границей, меньше налога, рассчитанного по российскому законодательству, он засчитывается полностью. Правда, формулы, по которой организации рассчитывают предел зачета по налогу на прибыль, НК РФ не устанавливает.

Налог можно зачесть только в том отчетном (налоговом) периоде, в котором компания получила прибыль. Возможность зачесть налог за компанией сохраняется в течение трех лет (письмо Минфина РФ от 02.10.2014 № 03-08-05/49453).

ТСЖ платит налоги или нет?

Несмотря на то, что товарищество собственников жилых помещений не является субъектом предпринимательства, его руководители обязаны вести стандартный бухгалтерский учёт и регулярно делать перечисления в государственный бюджет.

Связано это как с различным характером финансовых ресурсов, поступающих на счета ТСЖ, так и с тем, что в штате любой организации подобного профиля всегда есть наёмные сотрудники.

Бухгалтерский учёт в ТСЖ ведётся на нескольких счетах. Для целевых средств необходимо использовать счёт «Целевое финансирование». Предпринимательская деятельность контролируется на счёте «Продажи».

О налогообложении ТСЖ узнаете из видео:

Источники финансирования

Среди основных типов денежных поступлений в бюджет ТСЖ, в соответствии со ст. 151 п. 2. ЖК РФ, можно выделить:

  • вступительные, обязательные и целевые взносы, которые перечисляются членами объединения;
  • платежи от собственников жилья, не входящих в товарищество;
  • субсидии, полученные от органов местного самоуправления и других организаций на ремонт или обеспечение надлежащего качества эксплуатации тех или иных хозяйственных объектов;
  • доход, полученный в ходе посредничества, оказания частных коммунальных услуг и прочей коммерческой деятельности ТСЖ, напрямую связанной со стоящими перед ним задачами;
  • прочие финансовые поступления (благотворительные взносы, пожертвования и т. д.).

Налогооблагаемыми при этом не являются средства, имеющие характер целевого финансирования (ст. 251 НК РФ). К ним относятся, например, коммунальные платежи, деньги на капитальный или текущий ремонт, бюджетные вливания и т. д.

ТСЖ обязаны вести раздельный учёт бюджета при получении целевых поступлений. Если он не ведётся, то такие средства финансирования рассматриваются фискальными органами как подлежащие налогообложению (письмо №03-11-06/2/7386 Минфина РФ).

Теперь, когда вы знаете, что налоги ТСЖ — реальность, а не миф, давайте поговорим о том за что именно приходится производить выплаты.

Расходы организации на оплату труда в расчетах налога на прибыль

Расходы на оплату труда составляют первую из четырех групп расходов, которые НК РФ позволяет учитывать в расчетах по налогу на прибыль. К таким расходам, согласно ст. 255, относятся:

  • зарплата по принятой в компании системе оплаты труда;
  • стимулирующие и поощрительные выплаты;
  • компенсации, связанные с условиями труда;
  • стоимость коммунальных услуг, питания, форменной одежды и обуви;
  • другие предусмотренные НК РФ выплаты.

Отметим, что перечисленные выше расходы учитываются при определении налога на прибыль, только если они отражены в трудовом или коллективном договоре. Вознаграждения, не предусмотренные договорами и не касающиеся напрямую трудовой деятельности, принять в расход нельзя (п. 21 ст. 270 НК РФ). Выплаты работникам учитываются как в денежной, так и в натуральной форме.

Отчитайтесь по налогу на прибыль легко и быстро

Контур.Экстерн поможет заполнить декларацию и выполнить расчеты. Перед отправкой в налоговую документ пройдет проверку на ошибки, а после — Контур.Экстерн автоматически сформирует для вас платежку на оплату.
Отправить заявку

Кроме того, по ст. 252 НК РФ, затраты налогоплательщиков на оплату труда должны быть экономически обоснованы и подтверждены документами.

Отдельные расходы, относящиеся к оплате труда, нормированы и учитываются при налогообложении частично. Так, например, работодатель вправе учесть при налогообложении взносы на накопительную часть пенсии, по добровольному пенсионному страхованию, по долгосрочному страхованию жизни и негосударственному пенсионному обеспечению на общую сумму не более 12 % расходов на оплату труда.

Порядок признания затрат на оплату труда также имеет особенности. Если компания применяет кассовый метод, то учитывает указанные расходы в налоговой базе по факту оплаты (п. 3 ст. 273 НК РФ). При применении метода начисления прямые расходы на оплату труда учитываются по мере реализации продукции, а косвенные — в момент начисления (п. 2 ст. 318 НК РФ).

Рассмотрим на примере, как организации рассчитать налог на прибыль с учетом информации о расходах на оплату труда.

Пример

Предположим, реализационный доход компании в первом квартале 2019 года составил 950 тыс. руб., внереализационный доход — 20 тыс. руб.
Расходы компании на оплату труда за указанный период включают:

  • заработная плата по трудовым договорам — 125 тыс. руб.;
  • компенсации, связанные с условиями труда — 25 тыс. руб.;
  • платежи на накопительную часть пенсии и по долгосрочному страхованию жизни сотрудников — 37 тыс. руб.;
  • доплаты за госнаграды, полученные вне трудовой деятельности сотрудников и не предусмотренные трудовыми договорами, — 21 тыс. руб.

Прочие реализационные расходы составили 290 тыс. руб., внереализационные расходы — 24 тыс. руб.

Определим налоговую базу.

Общая сумма расходов на оплату труда — 150 тыс. руб. (125 тыс. руб. + 25 тыс. руб.). Взносы на накопительную часть пенсии и по страхованию жизни работодатель имеет право учесть в сумме 18 тыс. руб. (150 тыс. руб. × 12 %). Доплаты за госнаграды нельзя учесть, потому что они не связаны с профессиональными достижениями сотрудников.

Налоговая база равна 488 тыс. руб. (950 тыс. руб. + 20 тыс. руб. – (290 тыс. руб. – 150 тыс. руб. – 18 тыс. руб. – 24 тыс. руб.)).

Рассчитаем сумму налога на прибыль.

Величина налога за отчетный период составит 20 % от 488 тыс. руб., или 97,6 тыс. руб.

Какие налоги платит ТСЖ?

  1. Налог на прибыль.
    Взимается только с доходов, которые получает ТСЖ, когда берёт на себя обязанности агента и заключает договоры с субпоставщиками коммунальных благ, сдаёт в аренду находящееся на балансе имущество или оказывает населению какие-либо дополнительные услуги.

    Ставка налога состоит из двух частей, областной и федеральной, и рассчитывается в каждом случае индивидуально.

  2. Налог на добавленную стоимость.
    Если ТСЖ активно участвует в операциях по продаже товаров и услуг и при этом пользуется основной системой налогообложения, то оно обязано своевременно отчитываться перед фискальными органами и платить НДС в общем порядке.
  3. Налог на имущество.
    Объединение собственников может владеть недвижимым имуществом и использовать его в коммерческих или хозяйственных целях. Ставка налога при этом определяется, как правило, по кадастровой или балансовой стоимости объекта.
  4. Налог на землю.
    По аналогии с предыдущим пунктом, уплачивается только в том случае, если ТСЖ имеет в собственности отдельный земельный участок.

    Налогооблагаемой базой служит кадастровая стоимость. Ставка регулируется органами местного самоуправления.

  5. Транспортный налог.
    Перечисляется в бюджет, если у ТСЖ на балансе есть спецтехника, а также грузовой или легковой транспорт. Вычисляется по мощности двигателя и ставкам, принятым региональными властями.
  6. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ).
    Его ставка варьируется в зависимости от статуса работника. Так, за гражданина РФ в бюджет нужно заплатить 13%. Если сотрудник не является налоговым резидентом Федерации, сумма сбора увеличивается до 30%.

Если ТСЖ привлекает наёмных сотрудников, то оно по отношению к ним выступает страхователем по социальному, пенсионному и медицинскому страхованию, что обязывает объединение предоставлять ежеквартальную отчётность в ПФР и ФСС.

Налогообложение коммунальных услуг в бюджетных организациях и у арендаторов

Опубликовано в журнале «Бухгалтерские вести» №28 от 4 августа 2009 года Возмещение расходов за коммунальные услуги, как бюджетной организации, так и у арендаторов давно фигурирует в числе наиболее часто задаваемых вопросов у налогоплательщиков, на которые до недавнего времени не было однозначных ответов.

Президиум Высшего арбитражного суда РФ подвел итог давним спорам между налогоплательщиками, налоговыми и финансовыми органами о правомерности вычета НДС по коммунальным услугам. Речь идет об известной ситуации, когда арендатор принимает налог к вычету на основании счета-фактуры, выставленного арендодателем. В данном случае решение Высшего арбитражного суда РФ оказалось в пользу налогоплательщиков (Постановление Президиума Высшего арбитражного суда РФ от 25.02.09 №12664/08). В Письме Минфина РФ от 24.03.09 №03-03-05/47 рассмотрены особенности налогообложения сумм возмещения расходов за коммунальные услуги бюджетной организации на примере министерства.
НДС по коммунальным услугам у арендаторов

Финансовые и налоговые органы против вычета НДС по коммунальным услугам. Ситуация, рассмотренная Президиумом ВАС РФ, затрагивает интересы налогоплательщиков, арендующих помещения. Ведь им, помимо арендной платы, необходимо возмещать арендодателю расходы на электроэнергию, а также на тепло- и водоснабжение. В большинстве случаев арендаторы не заключают прямых договоров на коммунальное обслуживание с организациями, предоставляющими такие услуги. Поэтому вся первичная документация, включая и счета-фактуры, оформляется на арендодателя, который в свою очередь перевыставляет их арендатору. В таких условиях Минфин и ФНС РФ категорически против того, чтобы арендатор принимал к вычету НДС за коммунальные услуги по счету-фактуре, полученному от арендодателя (Письма Минфина РФ от 24.03.07 №03-07-15/39, от 27.12.07 №03-03-06/1/895, УФНС РФ по Москве от 21.05.08 №19-11/48675). Указанная позиция объясняется следующим. Компенсацию стоимости коммунальных услуг арендодатель не может рассматривать как объект обложения НДС, так как в этом случае отсутствует реализация товаров, работ и услуг (п. 1 ст. 146 НК РФ). Следовательно, арендодатель не вправе предъявлять арендатору НДС со стоимости коммунальных услуг. Поэтому и обязанности выставлять счет-фактуру у него нет, так как этот документ оформляется только по факту реализации (п. 3 ст. 168 НК РФ).

Неоднозначная арбитражная практика

Позиция финансовых и налоговых органов в данном вопросе нередко приводила к судебным разбирательствам. И до недавнего времени единой судебной практики по этому вопросу не сформировалось. Были судебные решения как в пользу плательщиков, в которых разрешалось засчитывать НДС по перевыставленному арендодателем счету-фактуре (например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 11.06.08 №ФО4-3601/2008). Там пришли к выводу, что условия для вычета налога, предусмотренные ст. 171 и 172 НК РФ, выполняются. Однако есть и судебные решения в поддержку контролирующих органов (например, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 16.06.08 №А29-4352/2007). Вследствие неоднозначной арбитражной практики организациям, избегающим судебных разбирательств, приходилось искать иные способы оформления коммунальных услуг в договорах аренды, чтобы без осложнений получить вычет по НДС.

Альтернативные варианты оформления коммунальных услуг

В настоящее время существует два способа относительно «безболезненного» получения вычета НДС со стоимости коммунальных услуг арендованного помещения. Первый – оформить агентское соглашение. По такому договору арендодатель действует как посредник в интересах арендатора и организует для него водо-, энерго- и теплоснабжение. Второй – включить коммунальные услуги в сумму арендной платы. В таком варианте арендная плата будет состоять из двух частей: постоянной и переменной. Именно вторая составляющая и будет равна стоимости коммунальных услуг. Правда такой вариант усложнит документооборот, так как придется каждый месяц оформлять дополнительное соглашение к договору и утверждать сумму переменной части. Однако в отношении указанного варианта финансовое ведомство не имеет ничего против, о чем сказано, например, в Письме Минфина РФ от 19.09.06 №03-06-01-04/175.

ВАС на стороне арендаторов

После вынесения Постановления Высшего арбитражного суда от 25.02.09 №12664/08 можно рассчитывать на то, что судебная практика изменится в пользу арендаторов. В указанном постановлении ВАС арендатору разрешено принять к вычету входной НДС при наличии счета-фактуры за коммунальные услуги, которые выставил арендодатель. В высшей судебной инстанции полагают, что коммунальные услуги были потреблены именно арендатором. Их оплата осуществлена на основании счетов-фактур, выставленных арендодателем, в которых отдельной строкой выделена сумма НДС. Суд пришел к выводу, что выставление счетов-фактур на коммунальные услуги арендодателем арендатору не противоречат нормам ни налогового, ни гражданского законодательства. Поэтому арендатор вправе возмещать стоимость коммунальных услуг арендодателю и принимать к вычету соответствующую сумму НДС. Очевидно, что без обеспечения нежилых помещений электроэнергией, водой, теплоэнергией и другими видами коммунального обслуживания организация не смогла бы пользоваться арендуемыми помещениями. Следовательно, коммунальные услуги неразрывно связаны с предоставлением услуг по аренде, а порядок расчетов за них между сторонами договора значения не имеет.

Ведение раздельного учета бюджетными организациями

В Письме Минфина РФ от 24.03.09 №03-03-05/47 отмечено, что бюджетная организация может иметь несколько источников финансирования. Такими источниками являются средства бюджетного финансирования и доходы от коммерческой (приносящей доход) деятельности. Финансовое ведомство указало на необходимость ведения раздельного учета доходов и расходов в рамках целевого финансирования и средств, полученных от иных источников. Раздельный учет, в значительной степени, ведется для целей налогообложения. Согласно ст. 321.1 НК РФ «Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями» доходы от коммерческой деятельности (например, оказание платных медицинских услуг, передача в аренду помещений и т. п.) признаются доходами организации и являются объектом обложения налогом на прибыль организаций. Налоговая база бюджетных учреждений определяется в виде разницы между полученной суммой дохода от коммерческой деятельности, включая суммы внереализационных доходов, и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением такой деятельности (абзац 3 п. 1 ст. 321.1 НК РФ).

Порядок определения расходов на коммунальные услуги

В пункте 3 ст. 321.1 НК РФ установлен порядок учета расходов по оплате коммунальных услуг и аналогичных затрат, в соответствии с которым отмечено два способа определения расходов, включаемых в налоговую базу для исчисления налога на прибыль. Первый способ предусматривает случай, когда из средств бюджетного финансирования учреждению разрешено производить расходы по оплате коммунальных услуг. Для целей налогообложения в этом случае расходы уменьшают и доходы от предпринимательской деятельности и средства целевого финансирования. В налоговую базу по налогу на прибыль расходы принимаются в размере пропорционально доходу от предпринимательской деятельности в общей сумме доходов. Согласно п. 3 ст. 321.1 НК РФ для целей налогообложения в общей сумме доходов не учитываются внереализационные доходы, но включаются средства целевого финансирования. По второму способу, если бюджетными ассигнованиями не предусматривается покрытие расходов на оплату коммунальных услуг за счет бюджетных средств, расходы учитываются при определении налоговой базы по предпринимательской деятельности в полном объеме. Обязательным условием при этом является то, что эксплуатация этих основных средств (в основном это объекты недвижимости) связана с ведением данной предпринимательской деятельности.

Коммунальные услуги и налог на прибыль

Известно, что бюджетная организация вправе учитывать коммунальные услуги и иные расходы, связанные с эксплуатацией помещения. Но такие расходы возмещаются ей сторонними организациями, которые находятся на условиях аренды в одном здании с организацией – арендодателем. В Письмах Минфина РФ от 19.11.08 №03-03-05/151, от 29.04.08 №01-СШ/30 рассмотрен вопрос об определении налоговой базы по налогу на прибыль бюджетными учреждениями с доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного им в оперативное управление. В упомянутом Письме Минфина РФ от 24.03.09 №03-03-05/47 отмечено, что для целей налогообложения учет операций по исчислению доходов от коммерческой деятельности и расходов, связанных с ведением этой деятельности, осуществляется в порядке, установленном главой 25 НК РФ. Доходы определяются согласно ст. 248 – 250 НК РФ на основании данных первичных учетных документов и налогового учета. В соответствии с п. 4 статьи 250 НК РФ средства, полученные от сдачи в аренду имущества, относятся к внереализационным доходам налогоплательщиков и согласно ст. 321.1 НК РФ подлежат учету бюджетными учреждениями при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Эта позиция финансового ведомства нашла поддержку и в арбитражных судах. В частности ФАС Волго-Вятского округа в постановлении от 14.05.08 №А11-8649/2007-К2-18/468 подтвердил, что положения налогового законодательства не позволяют квалифицировать доходы, полученные бюджетным учреждением от осуществления приносящей доход деятельности, в качестве средств целевого финансирования, не учитываемых при определении базы, облагаемой налогом на прибыль. В Определении ВАС России от 10.09.08 №10857/08 указано, что выручка, полученная от сдачи в аренду федерального имущества, не является средством целевого финансирования и учитывается при определении налоговой базы при исчислении налога на прибыль организаций. Минфином РФ также высказано мнение, что денежные средства, полученные от сторонних организаций в качестве оплаты коммунальных, эксплуатационных и иных аналогичных услуг, должны признаваться доходом бюджетной организации и учитываться в составе внереализационных доходов.

Президиум Высшего арбитражного суда РФ подвел итог давним спорам между налогоплательщиками, налоговыми и финансовыми органами о правомерности вычета НДС по коммунальным услугам. Речь идет об известной ситуации, когда арендатор принимает налог к вычету на основании счета-фактуры, выставленного арендодателем. В данном случае решение Высшего арбитражного суда РФ оказалось в пользу налогоплательщиков (Постановление Президиума Высшего арбитражного суда РФ от 25.02.09 №12664/08). В Письме Минфина РФ от 24.03.09 №03-03-05/47 рассмотрены особенности налогообложения сумм возмещения расходов за коммунальные услуги бюджетной организации на примере министерства.

НДС по коммунальным услугам у арендаторов

Финансовые и налоговые органы против вычета НДС по коммунальным услугам. Ситуация, рассмотренная Президиумом ВАС РФ, затрагивает интересы налогоплательщиков, арендующих помещения. Ведь им, помимо арендной платы, необходимо возмещать арендодателю расходы на электроэнергию, а также на тепло- и водоснабжение. В большинстве случаев арендаторы не заключают прямых договоров на коммунальное обслуживание с организациями, предоставляющими такие услуги. Поэтому вся первичная документация, включая и счета-фактуры, оформляется на арендодателя, который в свою очередь перевыставляет их арендатору. В таких условиях Минфин и ФНС РФ категорически против того, чтобы арендатор принимал к вычету НДС за коммунальные услуги по счету-фактуре, полученному от арендодателя (Письма Минфина РФ от 24.03.07 №03-07-15/39, от 27.12.07 №03-03-06/1/895, УФНС РФ по Москве от 21.05.08 №19-11/48675). Указанная позиция объясняется следующим. Компенсацию стоимости коммунальных услуг арендодатель не может рассматривать как объект обложения НДС, так как в этом случае отсутствует реализация товаров, работ и услуг (п. 1 ст. 146 НК РФ). Следовательно, арендодатель не вправе предъявлять арендатору НДС со стоимости коммунальных услуг. Поэтому и обязанности выставлять счет-фактуру у него нет, так как этот документ оформляется только по факту реализации (п. 3 ст. 168 НК РФ).

Неоднозначная арбитражная практика

Позиция финансовых и налоговых органов в данном вопросе нередко приводила к судебным разбирательствам. И до недавнего времени единой судебной практики по этому вопросу не сформировалось. Были судебные решения как в пользу плательщиков, в которых разрешалось засчитывать НДС по перевыставленному арендодателем счету-фактуре (например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 11.06.08 №ФО4-3601/2008). Там пришли к выводу, что условия для вычета налога, предусмотренные ст. 171 и 172 НК РФ, выполняются. Однако есть и судебные решения в поддержку контролирующих органов (например, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 16.06.08 №А29-4352/2007). Вследствие неоднозначной арбитражной практики организациям, избегающим судебных разбирательств, приходилось искать иные способы оформления коммунальных услуг в договорах аренды, чтобы без осложнений получить вычет по НДС.

Альтернативные варианты оформления коммунальных услуг

В настоящее время существует два способа относительно «безболезненного» получения вычета НДС со стоимости коммунальных услуг арендованного помещения. Первый – оформить агентское соглашение. По такому договору арендодатель действует как посредник в интересах арендатора и организует для него водо-, энерго- и теплоснабжение. Второй – включить коммунальные услуги в сумму арендной платы. В таком варианте арендная плата будет состоять из двух частей: постоянной и переменной. Именно вторая составляющая и будет равна стоимости коммунальных услуг. Правда такой вариант усложнит документооборот, так как придется каждый месяц оформлять дополнительное соглашение к договору и утверждать сумму переменной части. Однако в отношении указанного варианта финансовое ведомство не имеет ничего против, о чем сказано, например, в Письме Минфина РФ от 19.09.06 №03-06-01-04/175.

ВАС на стороне арендаторов

После вынесения Постановления Высшего арбитражного суда от 25.02.09 №12664/08 можно рассчитывать на то, что судебная практика изменится в пользу арендаторов. В указанном постановлении ВАС арендатору разрешено принять к вычету входной НДС при наличии счета-фактуры за коммунальные услуги, которые выставил арендодатель. В высшей судебной инстанции полагают, что коммунальные услуги были потреблены именно арендатором. Их оплата осуществлена на основании счетов-фактур, выставленных арендодателем, в которых отдельной строкой выделена сумма НДС. Суд пришел к выводу, что выставление счетов-фактур на коммунальные услуги арендодателем арендатору не противоречат нормам ни налогового, ни гражданского законодательства. Поэтому арендатор вправе возмещать стоимость коммунальных услуг арендодателю и принимать к вычету соответствующую сумму НДС. Очевидно, что без обеспечения нежилых помещений электроэнергией, водой, теплоэнергией и другими видами коммунального обслуживания организация не смогла бы пользоваться арендуемыми помещениями. Следовательно, коммунальные услуги неразрывно связаны с предоставлением услуг по аренде, а порядок расчетов за них между сторонами договора значения не имеет.

Ведение раздельного учета бюджетными организациями

В Письме Минфина РФ от 24.03.09 №03-03-05/47 отмечено, что бюджетная организация может иметь несколько источников финансирования. Такими источниками являются средства бюджетного финансирования и доходы от коммерческой (приносящей доход) деятельности. Финансовое ведомство указало на необходимость ведения раздельного учета доходов и расходов в рамках целевого финансирования и средств, полученных от иных источников. Раздельный учет, в значительной степени, ведется для целей налогообложения. Согласно ст. 321.1 НК РФ «Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями» доходы от коммерческой деятельности (например, оказание платных медицинских услуг, передача в аренду помещений и т. п.) признаются доходами организации и являются объектом обложения налогом на прибыль организаций. Налоговая база бюджетных учреждений определяется в виде разницы между полученной суммой дохода от коммерческой деятельности, включая суммы внереализационных доходов, и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением такой деятельности (абзац 3 п. 1 ст. 321.1 НК РФ).

Порядок определения расходов на коммунальные услуги

В пункте 3 ст. 321.1 НК РФ установлен порядок учета расходов по оплате коммунальных услуг и аналогичных затрат, в соответствии с которым отмечено два способа определения расходов, включаемых в налоговую базу для исчисления налога на прибыль. Первый способ предусматривает случай, когда из средств бюджетного финансирования учреждению разрешено производить расходы по оплате коммунальных услуг. Для целей налогообложения в этом случае расходы уменьшают и доходы от предпринимательской деятельности и средства целевого финансирования. В налоговую базу по налогу на прибыль расходы принимаются в размере пропорционально доходу от предпринимательской деятельности в общей сумме доходов. Согласно п. 3 ст. 321.1 НК РФ для целей налогообложения в общей сумме доходов не учитываются внереализационные доходы, но включаются средства целевого финансирования. По второму способу, если бюджетными ассигнованиями не предусматривается покрытие расходов на оплату коммунальных услуг за счет бюджетных средств, расходы учитываются при определении налоговой базы по предпринимательской деятельности в полном объеме. Обязательным условием при этом является то, что эксплуатация этих основных средств (в основном это объекты недвижимости) связана с ведением данной предпринимательской деятельности.

Коммунальные услуги и налог на прибыль

Известно, что бюджетная организация вправе учитывать коммунальные услуги и иные расходы, связанные с эксплуатацией помещения. Но такие расходы возмещаются ей сторонними организациями, которые находятся на условиях аренды в одном здании с организацией – арендодателем. В Письмах Минфина РФ от 19.11.08 №03-03-05/151, от 29.04.08 №01-СШ/30 рассмотрен вопрос об определении налоговой базы по налогу на прибыль бюджетными учреждениями с доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного им в оперативное управление. В упомянутом Письме Минфина РФ от 24.03.09 №03-03-05/47 отмечено, что для целей налогообложения учет операций по исчислению доходов от коммерческой деятельности и расходов, связанных с ведением этой деятельности, осуществляется в порядке, установленном главой 25 НК РФ. Доходы определяются согласно ст. 248 – 250 НК РФ на основании данных первичных учетных документов и налогового учета. В соответствии с п. 4 статьи 250 НК РФ средства, полученные от сдачи в аренду имущества, относятся к внереализационным доходам налогоплательщиков и согласно ст. 321.1 НК РФ подлежат учету бюджетными учреждениями при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Эта позиция финансового ведомства нашла поддержку и в арбитражных судах. В частности ФАС Волго-Вятского округа в постановлении от 14.05.08 №А11-8649/2007-К2-18/468 подтвердил, что положения налогового законодательства не позволяют квалифицировать доходы, полученные бюджетным учреждением от осуществления приносящей доход деятельности, в качестве средств целевого финансирования, не учитываемых при определении базы, облагаемой налогом на прибыль. В Определении ВАС России от 10.09.08 №10857/08 указано, что выручка, полученная от сдачи в аренду федерального имущества, не является средством целевого финансирования и учитывается при определении налоговой базы при исчислении налога на прибыль организаций. Минфином РФ также высказано мнение, что денежные средства, полученные от сторонних организаций в качестве оплаты коммунальных, эксплуатационных и иных аналогичных услуг, должны признаваться доходом бюджетной организации и учитываться в составе внереализационных доходов.

Коммунальные услуги и НДС

Бюджетные учреждения являются плательщиками НДС в отношении операций по реализации товаров, работ и услуг. Но в данном случае надо рассматривать арендаторов как посредников. Ведь услуги коммунального характера оказывают не они сами, а снабжающие компании. Поэтому сторонние организации компенсируют своему арендодателю – бюджетной организации коммунальные и эксплуатационные расходы, которые арендодатель должен оплатить по счетам снабжающих компаний. То есть, в такой ситуации у бюджетной организации нет факта реализации. Следовательно, не возникает как объекта налогообложения по НДС, так и обязанности выставлять счет-фактуру. Такой вывод содержится в рассматриваемом письме Минфина РФ №03-03-05/47. Ранее специалисты финансового ведомства уже говорили об отсутствии объекта налогообложения по НДС у бюджетных организаций в аналогичной ситуации (Письмо Минфина РФ от 06.09.05 №07-05-06/234). Следует отметить, что данная позиция распространяется на все организации, не зависимо от их организационно-правовой формы или формы собственности организации (Письмо Минфина РФ от 03.03.06 №03-04-15/52).

Бюджетные учреждения являются плательщиками НДС в отношении операций по реализации товаров, работ и услуг. Но в данном случае надо рассматривать арендаторов как посредников. Ведь услуги коммунального характера оказывают не они сами, а снабжающие компании. Поэтому сторонние организации компенсируют своему арендодателю – бюджетной организации коммунальные и эксплуатационные расходы, которые арендодатель должен оплатить по счетам снабжающих компаний. То есть, в такой ситуации у бюджетной организации нет факта реализации. Следовательно, не возникает как объекта налогообложения по НДС, так и обязанности выставлять счет-фактуру. Такой вывод содержится в рассматриваемом письме Минфина РФ №03-03-05/47. Ранее специалисты финансового ведомства уже говорили об отсутствии объекта налогообложения по НДС у бюджетных организаций в аналогичной ситуации (Письмо Минфина РФ от 06.09.05 №07-05-06/234). Следует отметить, что данная позиция распространяется на все организации, не зависимо от их организационно-правовой формы или формы собственности организации (Письмо Минфина РФ от 03.03.06 №03-04-15/52).

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

Обсуждаем новости здесь. Присоединяйтесь!

Две системы налогообложения ТСЖ

ТСЖ имеют право применять как базовую (ОСНО), так и упрощённую (УСН) схему налогообложения.

Изначально все юрлица находятся на общем режиме.

Для перехода на льготную систему уплаты налогов необходимо подать заявление в течение первых 5 дней после постановки объединения на налоговый учёт.

Либо в период с 1 октября по 30 ноября того года, который предшествует следующему отчётному периоду, с которого организация рассчитывает перейти на УСН.

ОСНО

Как уже было указано, применяется по умолчанию ко всем юридическим лицам. Предусматривает перечисление НДС, а также сборов на прибыль и на материальные активы ТСЖ.

Выплаты заработной платы работникам сопровождаются перечислением страховых взносов во внебюджетные фонды (№ 212-ФЗ).

УСН

Товарищество может использовать УСН, если:

  • среднесписочная численность компании — 100 человек;
  • стоимость активов и основных средств не превышает до 100 млн рублей;
  • размер выручки ТСЖ за 9 месяцев с учётом коэффициента-дефлятора — не более 45 млн рублей.

При переходе на упрощённую систему объединение собственников жилья может выбрать один из двух объектов налогообложения:

  1. Совокупные доходы (ставка — 6%);
  2. Поступления в бюджет с вычетом расходов (ставка — 15%, в случае отрицательного баланса уплачивается минимальный сбор в 1%).

При УСН налогоплательщик освобождается от уплаты НДС, а также налогов на имущество и прибыль. Транспортные и земельные пошлины вносятся на общих основаниях.

Общие правила для ИП и организаций по расчету налога на прибыль

Прежде всего, чтобы посчитать налог на прибыль, нужно знать размер налоговой базы. Статья 274 НК РФ определяет налоговую базу как прибыль налогоплательщика в денежном выражении и предлагает следующую формулу для расчета:

Налоговая база = Реализационные и внереализационные доходы — Расходы, связанные с реализационным и внереализационным доходом — Убытки отчетных (налоговых) периодов прошлых лет

Определяется налогооблагаемая база нарастающим итогом за налоговый период. При этом, по п. 8 ст. 274 НК РФ, база может равняться нулю, если расходы превышают доходы в отчетном (налоговом) периоде.

Для юридических лиц и ИП, согласно п. 2 ст. 285 НК РФ, по налогу на прибыль отчетными периодами выступают календарные месяцы: январь, февраль, март и так далее, а налогоплательщикам из п. 3 ст. 286 НК РФ допустимо перечислять налог по окончании квартала, полугодия и 9 месяцев.

Налоговый период приравнивается к календарному году, по итогам которого организации рассчитывают налог на прибыль с помощью формулы:

Сумма налога = Налоговая база × Процентная ставка

Размер авансового платежа налога на прибыль определяется так:

Налог к доплате = Авансовый платеж за отчетный период — Авансовый платеж, перечисленный за предшествующий отчетный период

По ст. 284 НК РФ налог установлен в размере 20 %, из которых компании в 2021 году должны перечислить в федеральный бюджет 3 %, в региональный — 17 %. Для некоторых экономических субъектов, например для участников инвестиционных проектов, установлен более низкий региональный платеж.

В упрощенном виде пример расчета налога на прибыль организациями и ИП выглядит так:

Пример

По окончании первого квартала 2021 года компания получила следующие данные:

  • реализационные доходы — 2 млн руб.;
  • внереализационные доходы — 0,2 млн руб.;
  • расходы, связанные с реализационным доходом — 1,15 млн руб.;
  • расходы, связанные с внереализационным доходом — 0,23 млн руб.

Налогооблагаемая база составит 0,82 млн руб. (2 млн руб. + 0,2 млн руб. – 1,15 млн руб. – 0,23 млн руб.).

Сумма квартального налога равна 0,164 млн руб. (0,82 млн руб. × 20 %).

Авансовый платеж платится в срок до 28-го числа месяца, идущего за отчетным месяцем или кварталом, а налог по окончании налогового периода — до 28 марта следующего года (п. 1 ст. 287 НК РФ). Аналогичные сроки действуют для сдачи налоговых деклараций.

Главная особенность организации учета расчетов по налогу на прибыль заключается в определении доходов и расходов, которые компания может включить в налоговую базу.

Нюансы отчетности

В обязательном порядке должна быть предоставлена отчетность ТСЖ в налоговую.

Вне зависимости от выбранной системы налогообложения, представители ТСЖ должны своевременно передавать сотрудникам местного отделения ФНС:

  1. Декларацию по налогу на прибыль (ОСНО) либо по сборам по упрощённой схеме (УСН).
  2. Декларацию по НДС (ОСНО).
  3. Информацию о среднесписочном составе штата и справки по форме 2-НДФЛ (раз в год на каждого работника) и 6-НДФЛ (раз в квартал на всю организацию).

Форма декларации по налогу на прибыль(ОСНО).

Форма декларации по налогу уплачиваемому в связи с УСН.

Форма декларации по НДС(ОСНО).

Форма справки о среднесписочной численности работников.

Форма справки 2 НДФЛ.

Форма справки 6 НДФЛ.

Если на балансе товарищества имеется движимое или недвижимое имущество, отчитываться перед налоговыми органами нужно и в этом отношении.

Ведение отчетности по хоз. деятельности ТСЖ смотрите на видео:

Судебный вердикт: коммуналка уменьшает налог на прибыль в момент оплаты

АС Поволжского округа в Постановлении от 19.03.2017 года № А55-3247/2016 признал, что стоимость коммунальных ресурсов уменьшает налогооблагаемую прибыль по мере оплаты таких ресурсов. Дожидаться реализации изготовленной продукции необязательно.

Предмет спора:

Компания
уменьшила налог на прибыль
на сумму расходов по “коммуналке” (на газ и электричество). Налоговики доначислили ей налог. По мнению инспекции, такие расходы учитываются только по мере реализации произведенной продукции, то есть, в будущих периодах.

За что спорили:

3 777 523 рубля

Кто выиграл:

налогоплательщик

Доначисляя налог, налоговики оперировали следующими аргументами.

Косвенные расходы

уменьшают прибыль по мере их оплаты.
Прямые расходы
учитываются по мере реализации продукции. Если нет реализации, такие расходы не уменьшают облагаемую прибыль. При этом к прямым относятся затраты, непосредственно направленные на создание продукции. Они включаются в ее себестоимость. Затраты на энергоресурсы как раз и относятся к таким затратам. Без них выпуск продукции невозможен. Следовательно, они могут учитываться в целях снижения налога. Но только по мере реализации готовой продукции.

Кассация признала доводы налоговиков необоснованными, а решение о доначислении — незаконным. Суд пояснил, что затраты на приобретение топлива, воды, энергии всех видов обособлены от затрат на приобретение сырья и материалов. Они выделены в специальный пп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ. Такие затраты не относятся к прямым расходам.

Арбитражная практика
— раздел на БУХ.1С, который поможет вам оценить позиции судов и выиграть налоговый спор с ФНС.
При этом коммунальные ресурсы

участвуют не только в выпуске продукции. Они используются и в других, не связанных с производством целях. В частности, коммунальные ресурсы потребляются в целях создания комфортной среды для работы персонала и удовлетворения их личных нужд.

Таким образом, показатели потребления газа и электроэнергии не имеют прямой зависимости от объемов выпуска продукции. Они связаны непосредственно с сезонностью. В осенне-зимний период потребление ресурсов возрастает.

Сезонность потребления

доказывает обоснованность включения обществом расходов на энергоносители в состав косвенных расходов. То есть, расходов того периода, к которому они относятся. Следовательно, затраты на коммуналку уменьшают налог в период оплаты счетов сетевых организаций. Момент реализации продукции значения не имеет.

На заметку

Основную трудность в вопросах налогообложения ТСЖ представляет, главным образом, выбор подходящей системы. На ОСНО оставаться, конечно же, не стоит: слишком дорого это обходится.

Тем не менее, прежде чем переходить на УСН, необходимо составить смету и рассчитать, какие денежные поступления можно квалифицировать как целевые, много ли будет расходов, сколько можно выручить за оказание платных услуг и т. д.

Ведь вполне может оказаться, что такая привлекательная на первый взгляд ставка в 6% в вашем случае менее выгодна, чем 15%-ная.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]