Положения закона № 402-ФЗ от 06.12.2011 «О бухучете» разделяют понятия составления и утверждения годовой бухотчетности (п. 8, 9 ст. 13 закона № 402-ФЗ). Полностью сформированной она становится после подписания экземпляра в бумажном варианте руководством или заверения электронной подписью соответствующей электронной версии отчета, а вот утверждается отчетность компаний разных организационных форм по-разному. К тому же, в связи с усложнившейся в стране обстановкой из-за пандемии, законодателями внесены изменения в сроки утверждения отчетов. Попробуем разобраться в данном вопросе.
Утверждение годовой отчетности в ООО и изменения в сроках процедуры
Согласно закону № 14-ФЗ от 08.02.1998 «Об ООО» утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса относят к полномочиям общего собрания собственников (пп. 6 п. 2 ст. 33), созывают которое не реже одного раза в году. В уставе общества при этом должен быть определен срок созыва собрания – не раньше, чем по прошествии 2-х и не позже, чем через 4 месяца после завершения отчетного года (ст. закона № 14-ФЗ). Т.е. отчетность ООО следует утвердить в весьма жестких временных рамках — с 01 марта по 30 апреля. Вынесенное решение собрания фиксируют в протоколе, дата его проведения является датой утверждения отчетности.
Таковы общие правила процедуры утверждения итогов деятельности ООО за год. Но с наступлением сложной санитарно-эпидемиологической обстановки в стране принят закон № 115-ФЗ от 07.04.2020, а Министерством финансов опубликовано информационное сообщение № ИС-учет-26 от 09.04.2020, в которых зафиксированы изменения, касающиеся сроков утверждения годовой отчетности (консолидированной) предприятиями различных организационно-правовых форм.
Таким образом, приостановлено действие второй части ст. 34 закона № 14-ФЗ, определяющей сроки проведения собраний владельцев ООО в 2021г. В этом году (и пока только в нем) устанавливаются другие временные рамки – по прошествии 2-х месяцев и не позднее 9-ти месяцев после завершения финансового года. А значит, годовая бухотчетность ООО за 2021 год должна быть утверждена не позднее 30 сентября 2021 г.
Сумма задолженности является существенной
В этом случае суммы как дебиторской, так и кредиторской задолженности следует раскрывать обособленно. Делать это можно, вводя новые строки в соответствующем разделе либо дополнительно расшифровывая существующие строки баланса.
Так, аванс на строительство здания (если это существенная сумма) нужно показать в отдельной строке раздела I баланса. Либо ввести подстроку как расшифровку строки 1150.
По сути аналогичный порядок применяйте к другим видам задолженности – в зависимости от того, долгосрочные это долги или краткосрочные.
Правильность данного подхода подтвердили чиновники Минфина России в письмах от 9 января 2013 г. № 07-02-18/01, от 11 апреля 2011 г. № 07-02-06/42 и от 24 января 2011 г. № 07-02-18/01.
Пример, как отразить в балансе информацию об авансах, выданных (полученных) в счет предстоящей поставки товаров. НДС с перечисленного аванса был принят к вычету
В ноябре 2015 года ООО «Альфа» получило от покупателя ООО «Торговая » аванс в счет предстоящей поставки товаров в сумме 118 000 руб. (в т. ч. НДС – 18 000 руб.). В декабре 2015 года организация перечислила аванс поставщику ООО «Мастер» на сумму 236 000 руб. (в т. ч. НДС – 36 000 руб.). Указанные хозяйственные операции бухгалтер «Альфы» отразил следующими проводками:
Дебет 51 Кредит 62 субсчет «Расчеты по авансам полученным» – 118 000 руб. – получен аванс от покупателя в счет предстоящей поставки товаров;
Дебет 76 субсчет «Расчеты по НДС с авансов полученных» Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС» – 18 000 руб. (118 000 руб. × 18/118) – начислен НДС с полученного аванса;
Дебет 60 субсчет «Расчеты по авансам выданным» Кредит 51 – 236 000 руб. – перечислен аванс в счет предстоящей поставки товаров;
Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 76 субсчет «Расчеты по НДС с авансов выданных» – 36 000 руб. – принят к вычету НДС, перечисленный поставщику в составе аванса (после получения от поставщика счета-фактуры на сумму аванса).
В 2015 году ООО «Альфа» не отгружало товары в адрес ООО «Торговая » в счет полученного аванса. Товары от поставщика ООО «Мастер» в счет перечисленной «Альфой» предоплаты также не поступали.
Таким образом, по состоянию на 31 декабря 2015 года на счете 62 субсчет «Авансы полученные» числится кредиторская задолженность в сумме 118 000 руб. Остаток по дебету счета 76 субсчет «Расчеты по НДС с авансов полученных» составляет 18 000 руб. На счете 60 субсчет «Расчеты по авансам выданным» числится дебиторская задолженность в сумме 236 000 руб. Остаток по кредиту счета 76 субсчет «Расчеты по НДС с авансов выданных» составляет 36 000 руб. Согласно положениям учетной политики организации все эти суммы долгов являются несущественными.
В Бухгалтерском балансе бухгалтер, в частности, отразил:
– по строке 1230 «Дебиторская задолженность» – 200 000 руб. – аванс поставщику за минусом НДС, принятого к вычету;
– по строке 1520 «Кредиторская задолженность» – 100 000 руб. – аванс от покупателя за минусом НДС, подлежащего уплате в бюджет.
Руководствуясь разъяснениями Минфина России, остатки по дебету счета 76 субсчет «Расчеты по НДС с авансов полученных» и кредиту счета 76 субсчет «Расчеты по НДС с авансов выданных» в балансе не отражают.
Причем даже если вы не воспользовались правом на вычет НДС с уплаченного поставщику аванса (например, не были выполнены все необходимые условия для вычета НДС с аванса), дебиторскую задолженность поставщика отразите в Бухгалтерском балансе все равно за минусом НДС.
То есть тут имеет значение сам факт наличия у организации права на вычет налога. И не важно, когда она им воспользовалась: в момент перечисления предоплаты или же позже, когда товары, работы или услуги в счет этого аванса будут получены и приняты на учет.
Пример, как отразить в балансе информацию об авансах выданных. НДС с перечисленного аванса не был принят к вычету
В декабре 2015 года ООО «Торговая » перечислило аванс поставщику на сумму 236 000 руб. (в т. ч. НДС – 36 000 руб.). Товары от поставщика в счет предоплаты, перечисленной в 2015 году, не поступали. Договор с поставщиком не предусматривает перечисления аванса. Поэтому, перечислив предоплату, бухгалтер не стал принимать НДС к вычету.
Указанные хозяйственные операции бухгалтер «Гермеса» отразил следующими проводками:
Дебет 60 субсчет «Расчеты по авансам выданным» Кредит 51 – 236 000 руб. – перечислен аванс в счет предстоящей поставки товаров;
Дебет 19 субсчет «НДС по авансам выданным» Кредит 76 субсчет «Расчеты по НДС с авансов выданных» – 36 000 руб. – отражен НДС, перечисленный поставщику в составе аванса.
По состоянию на 31 декабря 2015 года на счете 60 субсчет «Расчеты по авансам выданным» числится дебиторская задолженность в сумме 236 000 руб. Остаток по кредиту счета 76 субсчет «Расчеты по НДС с авансов выданных» составляет 36 000 руб. Согласно положениям учетной политики организации все эти суммы являются несущественными.
В Бухгалтерском балансе бухгалтер, в частности, отразил:
– по строке 1220 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» – 36 000 руб. – сумму НДС, подлежащую вычету;
– по строке 1230 «Дебиторская задолженность» – 200 000 руб. – дебиторскую задолженность поставщика за минусом НДС.
Остаток по кредиту счета 76 субсчет «Расчеты по НДС с авансов выданных» в балансе не отражается.
Порядок утверждения годовой отчетности в АО
Иная система утверждения финотчетности разработана для акционерных обществ, она состоит из нескольких этапов и регулируется нормами закона № 208-ФЗ от 26.12.1995 «Об акционерных обществах». Сроки утверждения баланса установлены в интервале от 2-х и не позднее 6-ти месяцев после завершения отчетного года, т.е. с 1 марта по 30 июня. Сначала достоверность данных в отчетах подтверждает ревизионная комиссия, затем (за 30 дней до дня созыва собрания акционеров) пакет отчетности утверждает совет директоров.
При отсутствии в АО этого органа отчетность утверждает руководитель общества. И лишь после завершения всех перечисленных этапов созывается общее собрание акционеров. Правда, утверждение отчетности может быть отнесено и к компетенции совета директоров, если подобное положение будет закреплено в Уставе компании (ст. закона № 208-ФЗ).
Как для ООО, так и для АО утверждение отчетности оформляется протоколом общего собрания.
Условия по продолжительности периода для созыва собрания акционеров скорректированы в 2021 году указанными выше законодательными нормами, т. е. сроки утверждения баланса и отчетности АО увеличены и приходятся на период с 01 марта до 30 сентября.
Дата утверждения отчетности в балансе: что ставить
С 2021 года все предприятия, кроме субъектов МСП, представляют в ИФНС свою отчетность в электронном формате. Титульный лист электронной версии баланса содержит не только строку для указания даты составления отчета, но и поле «Дата утверждения отчетности». В эту строку компания вносит именно дату утверждения, если до момента представления отчетности в ИФНС общее собрание состоялось, отчетность утвердили и запротоколировали результат.
Но, поскольку времени на утверждение баланса и отчетности законодателями отпускается больше, чем на представление отчетов в ИФНС (до 31 марта), то зачастую компании не успевают утвердить итоги. В 2021 году последним сроком сдачи бухотчетности для большинства компаний является 06.05.2020, а сроки утверждения отчетов ООО и АО, как уже известно, продлены до 30-го сентября. Если утверждение отчетов до сдачи в контролирующий орган еще не состоялось, то поле «Дата утверждения баланса» не заполняется.
И еще один нюанс: с 2021 года протоколы общих собраний ООО с любым принятым решением надлежит нотариально удостоверять, поскольку теперь их могут признать недействительными, а решения – аннулировать. Это стало ясно из «Обзора судебной практики по вопросам применения законодательства о хозяйственных обществах», утвержденного президиумом ВС РФ 25.12.2019.
Из приведенных в указанном документе выводов, следует, что каждое решение общего собрания ООО, в том числе и то, по которому применяется альтернативный метод подтверждения, требует нотариального заверения. Это условие касается и ООО с единственным участником (п. 3 ст. 67.1 ГК РФ). Учитывая такую позицию Верховного суда, ООО придется заверять у нотариуса каждое решение или внести изменения в устав в части возможности использования альтернативных способов подтверждения решений.
Об активах, пассивах и их балансе
Вы уже познакомились с такими бухгалтерскими понятиями, как дебет, кредит и двойная запись. Вы усвоили, что такое счет, научились подсчитывать его обороты. И знаете, что такое сальдо — итоговое и входящее. Давайте скорее продолжим знакомиться с бухгалтерским учетом. Только сразу предупредим.
По ходу чтения у вас может возникнуть такое чувство, будто в некоторых местах мы топчемся на месте, по нескольку раз объясняя одно и то же. Это правда. Но это необходимо. Мы действуем таким образом потому, что сейчас мы закладываем фундамент бухгалтерских знаний. А фундамент должен быть прочным.
Ну а сейчас — вперед, к освоению бухучета!
Откуда берутся активы и пассивы
Допустим, вы обладаете какими-то важными и полезными знаниями — вот, скажем, по бухгалтерскому учету. Еще вы умеете убеждать людей и не боитесь с ними разговаривать. Вы любите изучать новое и самообразовываться. А еще, к примеру, у вас есть пустая квартира, которую можно отдать под офис своей компании, и в ней установлен телефон. Так вот, все это будет вашими плюсами, или вашими активами. Одни из них были у вас с рождения, другие вам достались от родителей, третьи вы приобрели сами.
Ну а если вы регулярно занимаете деньги, и у вас накопилась целая куча долгов перед соседями, знакомыми или коллегами по работе, то их можно назвать вашими пассивами.
Каждое предприятие (организация) тоже имеет свои активы и свои пассивы. Когда учредители решают создать свою компанию, то подают в налоговую инспекцию заявку на регистрацию своего детища. И уже в этот момент они вносят в качестве взносов в уставный капитал нового предприятия какие-нибудь АКТИВЫ: деньги, компьютеры, оборудование, машины и т. д.
Затем предприятие, используя эти активы, начинает свою деятельность, получает прибыль и приобретает другие нужные ему активы. Но не одними активами живет организация. Как и любой человек, она тоже может оказаться у кого-то в долгу. В этом случае все долги предприятия будут называться ПАССИВАМИ.
Каждое предприятие должно вести учет всех своих активов и пассивов для того, чтобы лучше ими управлять.