Оплата, ведение и сдача отчетности для ИП с работником в 2021 году

Индивидуальный предприниматель, открывший собственное дело, по сути, создаёт для себя рабочее место, где прибыль от бизнеса является его доходом. Но, как и любой человек, он не застрахован от старости, болезни или временной нетрудоспособности, связанной с материнством и уходом за ребёнком. Поэтому он обязан перечислять за себя страховые выплаты. Возникает другой вопрос, сдавать ли отчет в ПФР для ИП без работников по страховым взносам? Нужно ли как-то отчитаться перед фондом об уплате обязательных взносов?

Должны или нет отчитываться

Расчёт по страховым взносам за работников ещё обозначается как РСВ. Документ стал обязательным для оформления, начиная с 2017 года. Была добавлена соответствующая глава в Налоговый Кодекс, где описывают начисление и оплату, другие важные нюансы.

Правила по подаче отчётности и её оформлению гласит, что эти действия стали обязательными для граждан следующих категорий:

  1. Физические лица, которые выплачивают вознаграждение другим лицами, но сами не относятся к .
  2. Индивидуальные предприниматели.
  3. Граждане со статусом юридических лиц.

Немного другая ситуация складывается у индивидуальных предпринимателей, которые не нанимают сотрудников вообще. Согласно действующему закону, всех подобных граждан можно разделить на две категории. Это те, кто начисляет выплаты работникам, либо те, кто всё делает только на себя. В первом случае речь идёт о категории страхователей, поэтому заполнение расчётов становится обязательным требованием.

Вторые тоже будут страхователями, но только для самих себя. При отсутствии работников расчёты по страховым взносам должны отсутствовать. Но бывают ситуации, когда требование всё же вступает в силу.

Разница ИП с сотрудниками и без них

Разница между ИП, работающими с сотрудниками и без таковых, совершенно невелика. Состоит она в том, что первые должны обязательно сдавать отчетность в Пенсионный и Страховой фонды по каждому нанятому работнику, а для вторых этого делать не нужно. В сети даже есть множество специальных калькуляторов, помогающих рассчитать сумму налогов для оплаты в региональный налоговый комитет.

Важно! Если доход у ИП без работников за весь год превысил минимальную отметку в 300 000 рублей, тогда ему нужно будет дополнительно заплатить 1 процент в государственный бюджет.

Разобраться в налоговой отчетности и сроках ее сдачи для ИП не так уж и трудно. Главное — своевременно вносить платежи, составлять по ним документы или отчеты, и предоставлять их в соответствующие регулирующие органы. Индивидуальным предпринимателям, не имеющим в штате работников, в дальнейшем придется сдавать куда меньше бумаг и отчетов, но при этом у них отсутствует возможность снижения доходов на сумму страховых выплат.

Кто должен сдавать отчёт

Обязанность сдавать отчётность с предпринимателя без сотрудников снимают. Но есть большая вероятность, что контролирующие органы потребуют дополнительных разъяснений.

Надо в любом случае сообщить отдельно, что наёмная сила у субъекта просто отсутствует. Нулевой отчёт сдаётся всегда, даже когда работники есть, но сейчас не продолжают работу, временно отсутствуют на месте. Образцы документа помогают разобраться с правилами заполнения.

Расчет по страховым взносам ИП без работников

Если предприниматель ведет бизнес «в одиночку», то есть, не заключает со специалистами трудовых договоров, а также гражданско-правовых, расчет подавать не нужно. Почему такие страхователи не поименованы в п. 7 стат. 431 НК? Логика налоговиков проста: в РСВ отражаются суммы взносов только в отношении наемных работников. Если их нет, то и отражать становится нечего.

Ведь ИП-«одиночки» платят фиксированные суммы «за себя» отдельно и в соответствии с нормами стат. 430 НК. Но на настоящий момент формы отчетности для данной ситуации не утверждены. А трудовой договор предприниматель сам с собой не заключает. Он ведет предпринимательскую деятельность на основании регистрации. Следовательно, ИП не признается наемным сотрудником. А значит, и вносить в РСВ сведения по себе не обязан.

Правила оформления документа

Требуется пользоваться новой формой с отдельным обозначением – КНД 1151111. Заполнение формы идёт по всем работникам. Документ содержит следующие виды информации:

  1. Личные данные по всем лицам, которые были застрахованы. Нужны адреса, где они проживают и зарегистрированы, ИНН.
  2. Сведения относительно того, кто выступает в роли плательщика страховых взносов. Эта разновидность платежей считается отдельно.
  3. Описание тех же обязательств, только для КФХ.
  4. Описание физического лица, у которого нет статуса индивидуального предпринимателя. Его должны вносить все, кто работает на текущем рынке.

Внимание! Бумажный вариант оформления и подачи выбирают в большинстве случаев.

Обязанности работодателя

Прием на работу, формирование штата приводит к изменениям ведения бухгалтерии, увеличению платежей и появлению ряда дополнительных отчетов. Владелец бизнеса, у которого есть работники должен проводить следующие обязательные мероприятия:

  1. Оплачивать труд и перечислять за сотрудников все отчисления и платежи.
  2. Организовать на предприятии кадровый документооборот. С этим может справиться и сам предприниматель или нанять специалиста. Обязанности кадровика – оформление и подписание соглашений с нанятым персоналом, приказов, ведение трудовых книжек, прием и увольнение, перевод, стажировка и т.д.
  3. Пройти процедуру государственной регистрации в фондах, обеспечивающих страхование персонала (ПФР, ФСС, ФОМС).
  4. Сдача дополнительных отчетов по наемным сотрудникам в различные государственные инстанции: налоговую инспекцию, Пенсионный фонд и ФСС.

В обязанности предпринимателя в качестве работодателя входит следующее:

  • знание и соблюдение норм трудового законодательства;
  • соответствие вида и объема работы заключенному трудовому договору с работником;
  • обеспечить безопасность труда;
  • предоставить работнику необходимые инструменты и инструкции;
  • вовремя и в полном объеме выплачивать заработную плату, которая предусмотрена контрактом;
  • организация коллективных переговоров;
  • контроль и предоставление информации для заключения работниками коллективного договора, если есть в этом необходимость.

Сроки сдачи

Расчёт по страховым взносам относят к ежеквартальному виду документов. Обычно речь идёт о следующих промежутках времени:

  • Год.
  • 9 месяцев.
  • Полугодие.
  • 1 квартал. В этом случае передавать документы всегда обязательно.

До 30 числа месяца, следующего за периодом отчётности – максимальный период, за который контролирующие органы должны получить информацию. Если день сдачи выпадает на праздники или выходные – можно перенести момент до ближайшего рабочего дня. Допустимо в равной степени использовать бумажные и электронные носители.

Справка! Информацию передают при личном визите, либо через электронную почту. Оба варианты допустимы. Ответственный сотрудник может пострадать, если хотя бы часть сведений окажется утерянной.

Формирование отчетности для ФНС

Одним из важнейших направлений деятельности любого предприятия является исчисление и уплата налоговых платежей. В задачи инспекции входит контроль за своевременностью и полнотой внесения налогов. Поэтому работодатель обязан сдавать отчетность ИП за работников, соблюдая правила заполнения форм и сроки их предоставления. Налоговая инспекция требует перечень следующих документов:

  1. Сведения о среднесписочной численности работников. Полученные данные и непосредственно сами расчеты сдаются в инспекцию до 20.01 каждый год.
  2. Форма 2-НДФЛ.
  3. Декларация 6-НДФЛ.
  4. Отчетность с расчетом по взносам во внебюджетные фонды.

Штраф за просрочку отчётности

Штрафы применяют даже к компаниям, у которых нет работников или самой работы в настоящий момент. Наказания описываются следующим образом:

  1. В случае отсутствия отчёта – 1000 рублей штрафа.
  2. 300-500 рублей – наказание для административных лиц, со стороны которых выявляют нарушения.
  3. Операции по банковским карточкам и счетам приостанавливаются. Если недочёты устранены – то и ситуацию исправляют.
  4. 200 рублей, когда не соблюдаются только некоторые правила оформления.

Как узнать про все долги ИП перед налоговой

Узнать полную и точную сумму долга можно, сходив лично в налоговую по месту жительства или через интернет-сервисы.

Посмотреть адрес своей налоговой и записаться на прием можно тут. На приёме у инспектора стоит запросить Справку о состоянии расчетов и Выписка операций по расчётам с бюджетом. По этим документам видно общую сумму долга и из-за каких платежей и штрафов она появилась. Через Эльбу тоже можно получить справку и выписку. А еще мы рассказывали, как разобраться в них.

Узнать про долги не выходя из дома и тут же погасить их можно в интернете:

— В разделе Налоговая задолженность через личный кабинет на Госуслугах;

— В личном кабинете ИП на сайте ФНС. Войти в кабинет можно через учетную запись с Госуслуг или с помощью ЭЦП, если она есть.

Долги по налогам не просто болтаются в личном кабинете ИП. Сначала налоговая присылает требование об уплате, а потом пытается списать деньги со всех известных счетов и личных карт предпринимателя. Инспекторам так можно — ст. 76 НК РФ.

Если инспекторы не находят деньги на счетах, долг передают судебным приставам. Те могут прийти домой и забрать имущество. Найти свое дело можно в банке данных исполнительных производств.

О каких ещё особенностях расчёта стоит помнить

Раньше такие расчёты опирались только на информацию относительно прибыли. Сейчас речь о полученном доходе. Главное – не перепутать понятия друг с другом. К доходам можно отнести следующие разновидности поступлений в зависимости от выбранных режимов налогообложения:

  • Сумма прибыли, действующая на основе соответствующего документа, когда применяют патентную систему. Все поступления опираются на имеющееся документальное оформление.
  • При ЕНВД суммируют доход, ранее вменённый за год. Показатели из строк 100 складывают за последние несколько отчётных периодов.
  • При УСН в сумму включают и так называемую внереализационную прибыль. Например, когда поступают платежи за аренду помещений. Такие показатели запрещено уменьшать на сумму затрат. Это касается и случаев с применением соответствующего режима. Такая схема не применяется только в случае с социальными платежами.
  • Для ОСНО учитывают всё, что входит в стандартные документы.

Если есть единственный учредитель – то он считается и генеральным директором. Именно он получает зарплату вместе с другими формами вознаграждения. И в этом случае он числится в системе обязательного страхования. Данные работникам ФНС всё равно передаются, пусть в минимальном виде.

Важно! В документе заполняются все строки, просто получателем расчёта будет только один человек.

При оформлении нулевых расчётов заполнению подлежат следующие компоненты:

  1. Титульный лист.
  2. Первый раздел, где свои данные описывает компания-плательщик страховых взносов.
  3. Второе приложение.
  4. Третий раздел.

Во всех строках указывают цифру 0, когда числовые показатели отсутствуют.

После получения документов налоговая служба организует камеральную проверку. Пояснения запрашивают при выявлении каких-либо ошибок и неточностей. Ответ нужно отправить максимум на протяжении 5 рабочих дней.

При отсутствии какой-то реакции грозит применение штрафа размером до 5 тысяч рублей. Повторные нарушения приводят к тому, что штраф увеличивается до 20 тысяч рублей.

Документ передают даже в том случае, когда все сотрудники отправились в отпуск за свой счёт. Оформление мало чем отличается от стандартных правил, обозначенных выше. Обязанность полностью снимается только с работодателей, которые никогда не были зарегистрированы официально в системе.

Проблемы возникают, если сначала работники были, а потом с ними разорвали отношения, после чего гражданин снова работает один. Если гражданин не снят с учёта, велика вероятность появления дополнительных претензий со стороны контролирующих органов.

Подаем отчет в ПФР

Как ранее было указано, персонифицированную отчётность в ПФР формируют только предприниматели работодатели, поэтому задаваться вопросом, как подать отчет, нужно только им. Состав и сроки подачи отчетов для ИП страхователей таковы:

  • ежемесячные сведения СЗВ-М до 15 числа после отчётного месяца;
  • один раз в год СЗВ-СТАЖ до 01.03.

Также не стоит забывать о ФСС, куда сдаётся отчёт «по травматизму» 4-ФСС каждые 3 месяца до 20 числа на бумаге или до 25-го в электронном виде.

При формировании отчётов следует учесть, что старые бланки устарели. Новые формы введены:

  • СЗВ-М – Постановление ПФР № 83п от 01.02.2016, применяется с апреля 2021 года;
  • СЗВ-СТАЖ – Постановление ПФР № 3п от 11.01.2017.

Заполненный отчёт СЗВ-М выглядит так:

Нужно ли сдавать отчет в ПФР для ИП без работников

Заполненный отчёт СЗВ-СТАЖ выглядит так:

Нужно ли сдавать отчет в ПФР для ИП без работников

Государственные структуры стараются перейти на электронные способы взаимодействия с гражданами, поэтому работодателям, которые содержат штат работников более 25 человек, вменили в обязанность представлять персонифицированную отчётность в электронной форме с подписью. ИП с меньшим количеством сотрудников могут печатать отчёты на бумаге, однако использовать электронные сервисы им никто не запрещает.

Меры ответственности за просрочку в представлении персонифицированных отчётов или представлении их не в той форме установлены ст. 17 закона № 27-ФЗ:

  • 500 рублей за каждого рабочего за нарушение сроков или за подачу недостоверных данных;
  • 1 тыс. рублей за сдачу отчёта на бумаге, если страхователь должен подавать его в электронном виде.

В качестве основания для штрафа могут ещё применяться положения ст. 15.33.2 КоАП РФ. В этом случае нужно будет заплатить от 300 до 500 рублей.

Расчет по страховым взносам на иностранных работников

В 2021 году страховые взносы с вознаграждения иностранцам платятся по общим правилам, кроме тех специалистов, которые имеют высокую квалификацию. Расчет заполняется по форме согласно Приказу ФНС № ММВ-7-11/[email protected] от 10.10.16 г. Обязательно подаются:

  • Титульник документа.
  • Раздел 1.
  • Подразделы 1.1, 1.2 к разд. 1.
  • Приложение 2 к разд. 1.
  • Раздел 3.

Какой документ вносится в раздел 3? Ответ дала ФНС РФ в Письме № ГД-4-11/[email protected] от 29.01.18 г. Удостоверение личности иностранца выполняется с учетом положений стат. 10 № 115-ФЗ от 25.07.02 г.; Приказа Минфина № 129н от 21.10.10 г. Это, прежде всего, паспорт или иной документ. А для лиц без гражданства – вид на жительство или разрешение на временное проживание без гражданства.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]