Пребывание на территории России граждан другого государства всегда должно быть легальным, соответственно, все манипуляции с документами и оформлением трудоустройства таких граждан также должны осуществляться строго в рамках закона.
Возможно, в качестве предпринимателя вы уже могли столкнуться со сложностями в официальном оформлении на работу иностранца. Могли даже окрестить про себя этот процесс головной болью, однако поиск путей «попроще» в этом отношении вроде найма нелегалов – это не выход из ситуации, поскольку подобные шаги могут обернуться для вашей компании большими штрафами, а для бизнеса – уроном.
>>> Подписывайтесь на наш канал на
В этой статье рассмотрим вопросы, касающиеся правового положения иностранных работников и правила их приема на работу в 2018 году.
Статус иностранного гражданина
Первым делом вы должны выяснить статус иностранного гражданина. Порядок оформления на работу вашего будущего сотрудника зависит именно от этого. Всего статусов три:
- временно пребывающие на территории РФ. К этой категории относятся иностранные граждане, которые работают по визе или миграционной карте;
- временно проживающие в России. Это те иностранцы, у которых есть разрешение на временное проживание в стране, выдаваемое сроком до 3 лет;
- постоянно проживающие в России иностранные граждане, у которых есть вид на жительство, выдаваемый сроком на 5 лет (документ может продлеваться по мере необходимости).
Какие документы у вас затребуют при трудоустройстве с РВП
Список бумаг приведен в статьях 65 и 327.3 ТК РФ. Если вы получили место в организации, то, по данным на 2021 год, вам понадобится предоставить:
- Паспорт.
- Трудовую книжку. Документ не требуется, если сотрудник раньше никогда не работал или если оформляется по совместительству. Также книжку не нужно предоставлять, если в родной стране иностранного сотрудника такой документ не используется.
- СНИЛС. Оформляется в Пенсионном Фонде по месту постоянного проживания. Если устроились впервые, то страховое свидетельство делает работодатель.
- ИНН. Получают документ в налоговой службе по месту регистрации.
- Полис обязательного медицинского страхования. Для получения полиса ОМС обратитесь в любую страховую компанию. Документ позволяет бесплатно посещать врачей, лечиться в госучреждениях, оформлять больничные.
- В некоторых случаях у сотрудника требуют документ воинского учета и справку об отсутствии административных нарушений, связанных с употреблением наркотиков.
Прием на работу иностранца с видом на жительство
Иностранного гражданина, у которого есть вид на жительство, принимают на работу точно так же, как и гражданина России. Дополнительных разрешений в данном случае не требуется, однако работодателю нужно внимательно отнестись к проверке срока действия ВНЖ.
Кроме того, принимая на работу, такого иностранца, вы должны в трехдневный срок уведомить территориальное отделение МВД России о заключении трудового договора. Это правило установлено пунктом 8 статьи 13 закона о правовом положении иностранцев. И никаких исключений для постоянно проживающих иностранцев не предусмотрено.
Выводы
Прекращение трудовых отношений с работником-иностранцем осуществляется на законных основаниях.
Чтобы правомерно уволить иностранного гражданина, необходимо соблюсти установленный порядок, оформить соответствующую документацию, заполнить трудовую книжку выбывающего сотрудника. Помимо этого, выполняется полный расчет с уходящим работником.
Ещё один момент – отправка надлежащего уведомления компетентному госоргану о факте увольнения трудящегося иностранца.
Несоблюдение этой процедуры может повлечь привлечение работодателя к административной ответственности.
Прием на работу иностранного гражданина с разрешением на временное проживание в России
Прием иностранца, имеющего разрешение на временное проживание в России, производится по аналогии с приемом гражданина иностранного государства, имеющего здесь ВНЖ. Однако тут стоит отметить, что свой статус временно проживающего такой работник должен ежегодно подтверждать в миграционной службе.
Прием на работу временно пребывающих иностранных граждан
Именно эта категории иностранцев относится, согласно пункту 1 статьи 2 закона о правовом положении иностранных граждан, к иностранным работникам. Порядок приема их на работу будет зависеть от того, нужна ли иностранцу виза для въезда на территорию России или нет.
Прием на работу временно пребывающего визового иностранца
Чтобы принять на работу временного пребывающего визового иностранца, нужно выполнить некоторый ряд действий:
- направить заявку о потребности в специалистах в службу занятости, чтобы государственные органы подтвердили целесообразность привлечения иностранных работников;
- подать в миграционную службу заявление на получение разрешения на привлечение и использование иностранных работников;
- уплатить госпошлину, которая составляет 10 000 рублей за каждого иностранного работника;
- подать в территориальное отделение ФМС России ходатайство о выдаче приглашения на въезд иностранному гражданину.
В течение 20 рабочих дней после этого вам должны будут выдать приглашение, за которое нужно будет уплатить государственнуй пошлину размером 800 рублей.
После этого вам нужно будет обратиться в ГУВМ МВД России за разрешением на работу для иностранца. Вам нужно будет составить пакет документов, который в обязательном порядке должен включать заявление, фотографию иноземца, копию паспорта. Также при этом потребуется уплатить госпошлину – 3 500 рублей.
После этого вы сможете уведомить миграционную службу о прибытии иностранца (сделать это нужно в срок до 3 дней) и заключить с ним трудовой договор.
Начисляем и выплачиваем налоги и взносы с зарплаты мигранта
За трудоустроенного иностранного гражданина, в статусе временно пребывающего, прибывшего на территорию РФ в порядке не требующем получения визы, работодателю необходимо ежемесячно перечислять следующие налоги
- НДФЛ 13%
- Взносы в ПФР 22%
- Взносы в ФСС 0,2%+ФССНС 1,8%
Важно!
Заработная плата сотрудника должна быть не ниже среднеотраслевой ставки или установленного в регионе минимума. Для Санкт-Петербурга в 2021 году минимальная оплата труда составляет 19 000 рублей.
Кроме того, вы не можете платить разную зарплату иностранцам и россиянам, находящимся на одной должности.
В противном случае, зарплатные комиссии заставят доначислить заработную плату сотрудникам, выплатить все «сэкономленные» налоги и выставят штраф 20% от суммы невыплаченных налогов.
Важно! Все налоги и отчётности должны быть сданы вовремя и в правильной форме.
Внимание! Отчётности для российских и иностранных граждан отличаются.
Кроме того, Фамилия иностранного гражданина в СНИЛСе и в Патенте зачастую пишется разными способами. ГУВМ МВД и Налоговая требуют, чтобы в их документации Фамилия иностранного гражданина была идентична записи в Патенте или разрешении на Работу, а вот ПФР требует, чтобы написание совпадало с записью в СНИЛСе.
Это вызывает массу сложностей для бухгалтера, так как часть отчётов приходится исправлять вручную и проставлять другое написание фамилии.
По этой причине часто руководители компаний вынуждены не только отправлять своих бухгалтеров на специальные курсы, но и брать в штат дополнительных сотрудников для ведения сложного бухгалтерского и кадрового учетов иностранных работников.
Прием на работу временно пребывающего безвизового иностранца
Для того чтобы принять на работу иностранца, у которого нет визы, вам не нужно будет получать разрешение на привлечение и использование иностранных работников. Однако самому иностранцу в этом случае потребуется патент для работы в России.
Форма патента утверждена приказом ФМС России от 8 декабря 2014 года № 638. Стоимость разрешения на работу рассчитывается с учетом региона трудовой деятельности и срока.
Иностранные граждане, устроившиеся на работу по патенту, могут трудоустраиваться только в тех регионах, где он выдан. При этом нужно учитывать, что без визы такой работник может работать в одной компании не более двух лет подряд. По истечении же этого срока иностранному гражданину придётся выехать с территории РФ и снова въехать. Только потом он в уполномоченное ведомство за получением нового патента в качестве вновь прибывшего иностранца.
Для того чтобы оформить патент, иностранцу (или его доверенному лицу) необходимо обратиться с заявлением и полным пакетом документов-приложений к нему в ГУВМ МВД России. После проверки предоставленных сведений просителю будет выдан разрешительный документ. Обязательными условиями действительности патента признаны оплата взносов и законность пребывания в стране.
Важно! Патент на работу иностранных граждан в 2018 году выдают на срок от 1 месяца до года. При этом он может быть продлен на период от одного месяца.
Полученный патент может быть продлен, но озаботиться этим вопросом нужно будет не менее чем за 10 суток до окончания действия документа. Основанием увеличения периода выступает ходатайство работодателя.
Если же срок патента истек, то договор с иностранным сотрудником должен быть расторгнут или же такой сотрудник должен быть временно отстранен от выполнения служебных обязанностей.
Иностранцам, которые временно или постоянно проживают в России, получать патент не нужно.
Без оформления каких-либо дополнительных разрешительных документов в нашей стране могут трудиться граждане стран СНГ (Беларуси, Армении, Киргизии и Казахстана). Это предусмотрено Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года. Патент на работу требуется гражданам Абхазии, Азербайджана, Узбекистана, Украины.
Патентное правило не касается граждан ДНР, даже временно пребывающих, поскольку данная категория соискателей имеет статус беженцев и, в соответствии с законодательством, покупать патент не должна.
Обращение на биржу труда
Теперь мы знаем, что можно устроиться на работу с РВП. И не только можно, но и нужно. Разрешение требует подтверждения. Чтобы не упустить свой шанс остаться в России, граждане должны на её территории получать постоянный доход.
Иногда бывает, что по каким-то причинам человеку не удалось устроиться на работу с РВП, в этом случае есть два варианта продолжения событий:
- Получать пособие по безработице, как делают коренные граждане.
- Официально устроиться на работу через биржу.
Так выглядит регистрация по месту пребывания в г. Москве
В первом случае необходимо иметь постоянную регистрацию. Но в обоих случаях следует обратиться на биржу труда. Для того чтобы вашу просьбу приняли во внимание, нужно предоставить пакет документов с содержимым:
- удостоверение личности иностранного гражданина;
- РВП;
- заявление, подписанное и заполненное собственноручно;
- бумаги, подтверждающие, что у вас есть квалификация в определённой сфере;
- документы о полученном образовании (если имеются);
- справку о доходах за 3 предыдущих месяца, если в этот период вы получали какие-то деньги.
Иногда могут затребовать и трудовую книжку либо её копию.
Недостаток трудоустройства через биржу
У трудоустройства через биржу есть недостаток: как соотечественников, так и иностранных граждан с РВП данная служба устраивает не на самые выгодные места. Перечень предложений для граждан, обратившихся в службу, будет представлять собой то, что не является ни престижным, ни высокооплачиваемым. Совсем не обязательно, что вам предложат трудоустройство по специальности.
Другой вариант для иностранных безработных найти достойное место – это обратиться в кадровое агентство. При РВП это тоже допускается.
Найти работу с добросовестными работодателями поможет кадровое агенство
Штрафы
Если работодатель пренебрег правилами приема на работу иностранцев, то в отношении его могут быть применены санкции в виде административного штрафа, размер которого будет зависеть от правового статуса нарушителя.
Если работодатель не подает уведомление в МВД или нарушает сроки подачи или форму подачи уведомления, то в городах федерального значения, таких как Москва и область, также как Петербург и Ленобласть, на него накладывается штраф в размере
- от 5 000 до 7 000 рублей на граждан Российской Федерации (физические лица);
- от 35 000 до 70 000 рублей на должностные лица;
- от 400 000 до 1 000 000 рублей на юридические лица.
Также в качестве наказания возможно приостановление деятельность организации на срок от 14 до 90 суток. Как вы понимаете, не в ваших интересах игнорировать установленные государством правила.
Алгоритм подачи уведомления в ГУВМ МВД
При заполнении бланка нельзя сокращать, зачеркивать, исправлять слова, иначе он будет считаться недействительным. Все записи должны быть только на русском языке. В случае если данные в паспорте иностранного работника написаны латинскими буквами, то в форму бланка они переносятся тоже латиницей.
Алгоритм подачи уведомления:
- Заполнить бланки извещения об увольнении иностранца.
- Обязательно проверить заполненный бланк на неточности и погрешности. В случае обнаружения ошибок сотрудниками миграционной службы уведомление принято не будет. В свою очередь, это повлечет наложение штрафа на работодателя за несвоевременную подачу извещения об увольнении иностранного работника.
- На каждом бланке должны быть проставлены четкие печати увольняющей организации.
- Уведомление пересылается по почте заказным, электронным письмом либо подается лично.
- Получить отрывной талон уведомления с печатью органа миграции.
Работодателю следует обратить внимание на следующие нюансы:
- при осуществлении трудовой деятельности работника по патенту заполняется другая форма, по которой в поле уведомления “Наименование документа” – написать “Патент”;
- в случае аннулирования временной регистрации указать дату ее аннулирования в графе “Дата расторжения трудового контракта”;
- при увольнении по собственному желанию указать, что трудовое соглашение расторгнуто по желанию иностранца.