Адвокат Федор Куприянов: `Списанное` — не значит ничье!

Учет материалов в производственном предприятии – весомая часть общего учетного процесса и состоит он из множества составляющих. Компании строго лимитируют свои запасы, следя за тем, чтобы их стоимость не превышала установленных рассчитанных пределов, а материалы эффективно и рационально использовались в производстве, не залеживаясь на складах и не отвлекая тем самым средства из оборота.

Однако ситуации, когда в структуре запасов образуется сегмент неликвидных активов, встречаются нередко. Тогда перед руководством компании встает вопрос о реализации неиспользуемых материалов, поскольку ненужные в одной организации, они могут быть необходимы в другой. Рассмотрим, какими бухгалтерскими записями оформляют продажу материалов в производственных фирмах.

Оформляем документы

Первичными документами, подтверждающими поступление материалов, полученных при ликвидации основных средств на склад, являются:

  • Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (форма № М-35);
  • Накладная на внутреннее перемещение материалов (форма № М-12);
  • Приходный ордер (форма М-4).

Фактическая себестоимость материалов, полученных в результате ликвидации ОС или другого имущества, определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету (пункт 79 Методических указаний по бухучету основных средств, пункт 66 Методических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ). В момент принятия к учету материалов, полученных в результате ликвидации основных средств, эта сумма включается в прочие доходы (пункт 31 ПБУ 6/01).

Утиль в продажу

Материалы, образовавшиеся в результате демонтажа (разбора на запчасти) ненужных основных средств, могут пригодиться сторонним компаниям. Значит, они могут выступать в качестве товара для перепродажи. В этом случае, цена определяется соглашением сторон сделки. Материалы продаются по рыночным ценам с учетом их физического состояния. В бухгалтерских проводках указывается договорная стоимость материалов с НДС. В дебет продаж списывается фактическая ценность запасов и суммы начисленного НДС. Поступившая от покупателей оплата отражается по дебету учета денежных средств в корреспонденции с кредитом расчетов.

Например, организация демонтировала объект основных средств. Рыночная стоимость материалов, полученных в результате демонтажа, на момент их оприходования составила 100 000 руб. Материалы были реализованы, договорная их стоимость составила 105 000 руб. без учета налога на добавленную стоимость. Бухгалтеру необходимо сделать следующие проводки:
Дебет 62 Кредит 91.1 – 123 900 руб. – отражена задолженность покупателя за проданные материалы;Дебет 91.2 Кредит 68 – 18 900 руб. – начислен НДС от продажной стоимости материалов;Дебет 91.2 Кредит 68 – 100 000 руб. – списана себестоимость проданных материалов;Дебет 50, 51, 52 Кредит 62 – 123 900 руб. – поступила оплата от покупателей.
Продавая материалы, полученные от ликвидации основных средств, организация имеет право уменьшить прибыль на расходы, определенных как сумма внереализационных доходов при их принятии к учету. Такой порядок оговорен в подпункте 2 пункта 1 статьи 268 НК.

Что делать, если в ФККО отсутствует нужный вам вид отхода:

В таком случае на образователя отхода ложится обязанность подтвердить класс опасности отхода. Для этого вам нужно обратиться в аккредитованную лабораторию, для получения анализа компонентного состава отхода. На основании заключения о компонентном составе производится расчёт класса опасности.

Когда класс опасности отхода получен, на отход оформляется паспорт опасного отхода, в котором в качества кода отхода указывается код группы отходов. Оформленный паспорт, заверяется руководителем учреждения (предприятия) и вместе с пакетом документов передаётся в Росприроднадзор.

Пакет документов регламентирован Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 5 декабря 2014 г. № 541 «Об утверждении Порядка отнесения отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности».

Росприроднадзор направляет предложение о внесении нового кода ФККО в Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный центр анализа и оценки техногенного воздействия» (ФГБУ «ФЦАО»). ФГБУ «ФЦАО» совместно с ФГБУ УралНИИ «Экология» производит анализ полученных материалов (документов) и принимает решение о внесении нового кода в ФККО и уведомляет об этом Росприроднадзор. А Росприроднадзор уведомляет о присвоении отходу кода ФККО заявителя.

После внесения кода в ФККО Вам нужно исправить разработанный ранее паспорт отхода, в соответствии с информацией полученной от Росприроднадзора, и снова уведомить о разработке нового паспорта Росприроднадзор.

Использовать заново

Как гласит пословица: «В хозяйстве пригодится все». Действительно, материалы от разборки старого имущества могут формировать себестоимость нового, иными словами, используются в производстве.

При отпуске материалов со складов в производство они списываются из материальных ценностей и зачисляются на соответствующие счета затрат, а для управленческих нужд – учитываются в расходах. При этом цена материалов, по которой они были приняты на склад, отражается в себестоимости полученной готовой продукции, или увеличивает сумму произведенного с их участием основного средства.

Например, при ликвидации морально устаревшего ОС приняты к учету материалы на общую сумму по рыночной стоимости 10 000 рублей. Указанные запасы были использованы в полном объеме:

  1. При ремонте другого основного средства силами ремонтной бригады;
  2. При реконструкции (создании) другого основного средства;
  3. При производстве готовой продукции;
  4. На общехозяйственные нужды.

В бухгалтерии организации в каждом случае будут произведены различные записи на бухгалтерских счетах:
Дебет 23 Кредит 10 – отражены материальные расходы на ремонт;Дебет 08 Кредит 10 – списаны материалы на реконструкцию ОС;Дебет 20 Кредит 10 – материалы израсходованы на производство;Дебет 26 Кредит 10 – материалы включены в состав общехозяйственных расходов.
В налоговом учете имущество, полученное в результате демонтажа или разборки выводимых из эксплуатации основных средств, признается материально-производственными запасами. Такие товары включаются в материальные расходы. При этом сумма затрат равна сумме ранее учтенной в составе внереализационных доходов (пункт 2 статьи 254 НК).

Как реализовать неликвид?

Перед реализацией продукции следует пройти следующие этапы:

  1. Опись всей продукции, которая относится к неликвиду. Можно выделить отдельные категории товара.
  2. Примерное определение стоимости, по которой можно продать товар. На этом этапе выделяется продукция, которую стоит отремонтировать для реализации. Формируется список товаров, которые не имеет смысла ремонтировать.
  3. Определение размера уценки на неликвид. При установлении скидки целью является продажа товара по максимально возможной цене.

Куда деть неликвид с максимальной выгодой для предприятия? Существуют следующие варианты:

  1. Правильная презентация продукции. Грамотная презентация товара – гарант успеха продаж. Имеет смысл заняться оформлением прикассовой зоны. Неликвид можно поставить на самое видное место, установить привлекательный ценник.
  2. Возврат продукции поставщику. Это наиболее выгодный вариант. По сути, компания ничего не теряет. Не нужно тратить средства даже на привлечение покупателей. Однако возможность возврата продукции следует обговаривать с поставщиком заранее.
  3. Продажа неликвида другим компаниям. Продукцию можно продать или своим партнерам, или своим конкурентам. Можно также направить товар в другой филиал компании. Есть возможность, что в другом месте продукция перестанет быть неликвидом.
  4. Проведение распродаж. Скидки и акции – самый распространенный способ реализации неликвида. Имеет смысл выделить под товар отдельную зону.
  5. Формирование подарочных наборов. Это еще один вариант, доказавший свою успешность. Особенно он актуален в преддверии праздников.
  6. Объединение ликвидных и неликвидных товаров. К примеру, компания не может продать мороженное, а также сироп. В этом случае можно попробовать продавать мороженное на развес, добавляя в него сироп.
  7. Продажа неликвида в определенные сезоны. К примеру, распродажу лопат для уборки снега следует приурочить к концу осени.
  8. Организация рекламной кампании. Можно развесить плакаты с призывом приобрести товар со скидкой, раздать флаеры. Однако нужно учитывать, что на организацию кампании потребуются средства. Если ожидаемый доход меньше трат, этот вариант не подходит.

Постоянное появление неликвида в большом объеме – следствие серьезной системной ошибкой. В этом случае нужно провести полноценный анализ деятельности компании и выявить недочеты.

Списание запасов

Пришедшие в негодность, морально устаревшие материалы могут быть списаны со склада. Вычет производится и при выявлении недостач или утрате активов из-за пожаров и стихийных бедствий.

К сожалению, Минфин РФ в этом случае предлагает налогоплательщику при постановке материалов на учет отразить их рыночную стоимость в составе внереализационных доходов, как того требует пункт 13 статьи 250 НК (письмо от 19 апреля 08 № 03-03-06/2/58). При этом специалисты финансового ведомства считают, что совершенно неважно, будет ли указанное имущество участвовать в производственной или коммерческой деятельности, или подлежит утилизации.

При буквальном прочтении закона такой вывод можно считать верным, однако, если фирме удастся доказать нулевую стоимость списанных материалов, дополнительных налоговых платежей можно избежать.

Какие ошибки допускают образователи отхода сегодня и как их избежать:

С 2013 года по 1 июля 2021 года деятельность по сбору, транспортированию, обработке и утилизации не подлежала лицензированию. В этот период сложилась практика, когда за работу по утилизации брались сервисные и ремонтные компании, предприятия, занимающиеся заготовкой лома металлов. Однако на данный момент привлечение таких организаций влечет нарушение законодательства. Как уже говорилось выше, списанное имущество это отходы, а с отходами любые действия могут совершить только лицензиаты.

Изъятие плат, содержащих драгметаллы из списанной компьютерной и оргтехники, является деятельностью по обработке отходов и не может осуществляться предприятиями не имеющими лицензии на обращение с отходами. Свидетельства Пробирной палаты на данный момент не достаточно, чтобы производить данные работы. После изъятия платы, содержащие драгоценные металлы, подлежат передаче только на аффинажные заводы, официальный перечень которых установлен законодательством РФ.

Оборудование, имеющее в своем составе черный или цветной металл, после списания становится отходом и не может собираться и транспортироваться предприятиями, имеющими лицензию на переработку (заготовку) металла, а должно передаваться как отход в установленном законом порядке на обработку и утилизацию. И только после утилизации вторичные ресурсы, в том числе и лом металлов, передаются предприятиям, имеющим лицензию на заготовку лома металлов.

Для организаций, осуществляющих деятельность по размещению отходов предусмотрены особые условия обновления лицензий. Переоформить их такие предприятия должны до 1 января 2021 года. В некоторых из этих лицензий указаны коды групп отходов, в которые включены отходы образованные при списании имущества. В связи с этим, может возникнуть ложное понимание, что списанную, например, технику можно разместить на полигоне. Однако это не так. Размещение отходов на полигоне возможно только если эти отходы не могут быть утилизированы. А отходы подлежащие обработке и утилизации только в той части, которая после обработки не подлежит утилизации.

Трактовки Минфина

Забавно, но Минфин предлагает учитывать в составе внереализационных доходов стоимость полученных материалов или иного имущества от ликвидации имущества, не являющегося основным средством. При этом уменьшать налогооблагаемую прибыль на сумму израсходованных при производстве, реализованных на сторону или списанных в утиль материалов организациям не позволено, ведь расходы по приобретению имущества у налогоплательщика отсутствуют (Письмо от 21 октября 2009 № 03-03-05/188).

Так, если организация ликвидирует объект незавершенного строительства, фирма должна учесть стоимость полученных материалов в составе внереализационных доходов, поскольку их перечень, согласно статье 250 НК не является закрытым. При этом, налогоплательщик обязан следовать «букве закона», и при дальнейшем использовании в производстве или продаже таких товаров не сможет воспользоваться нормами пункта 2 статьи 254 НК, поскольку в нем речь идет о стоимости МПЗ, полученных в результате ликвидации или ремонта основных средств (письмо Минфина РФ № 03-03-06/1/234 от 06 апреля 2010).

Очевидно, что налогоплательщику выгодно использовать вторичное сырье на собственном производстве или реализовывать его, давая «новую жизнь» агрегатам ликвидированных основных средств. И невыгодно принимать материалы к учету в том случае, если разбираемое имущество основным средством не является или полученное вторсырье не планируется использовать в коммерческих целях.

Ирина Сидорова, финансовый консультант

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]