Статья 89 НК РФ. Выездная налоговая проверка (действующая редакция)

Налоговая проверка — это форма налогового контроля по соблюдению законодательства о налогах и сборах налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами. В Налоговом кодексе названы две формы таких проверок: камеральные и выездные.

Налогоплательщикам известна еще одна форма налоговой проверки – встречная. Такого понятия в НК РФ сейчас нет, но есть обязанность представлять по запросу налоговой инспекции документы, связанные с деятельностью определенного контрагента. Естественно, что эти документы дадут представление и о том налогоплательщике, который их представил, а значит, они тоже несут риск налоговых санкций.

Чтобы налоговые проверки не преподнесли вам неприятных сюрпризов, рекомендуем время от времени устраивать тотальные внутренние проверки, призванные выявить потенциальные налоговые риски и оценить полноту и своевременность сдачи всех отчётностей. Для наших пользователей такая услуга доступна бесплатно.

Проверить свою бухгалтерию бесплатно

Камеральную налоговую проверку неоднократно проходят все налогоплательщики – после сдачи каждой декларации, расчета или других документов о налоговых обязательствах. Выездные налоговые проверки проводятся в отношении не всех налогоплательщиков, а выборочно, по одному или нескольким налогам и они могут затрагивать период до трех лет, предшествующих году проверки. Основные отличия этих двух видов налоговых проверок мы привели в таблице.

Камеральная налоговая проверкаВыездная налоговая проверка (ст. 89 НК РФ)
Проводится по каждой сданной декларации, расчету или другому документу, представленному в налоговую инспекцию Проводится по налогоплательщикам выборочно, за разный период и по разным налогам
Проводится в налоговой инспекции на основании налоговых деклараций и других сданных документов Проводится на территории налогоплательщика, если же он не может предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, то в налоговой инспекции
Для начала камеральной налоговой проверки не требуется специального решения руководителя налоговой инспекции, о начале проверки налогоплательщику не сообщается Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (или его заместителя) налогового органа, решение доводится до сведения налогоплательщика
Проводится в течение трех месяцев со дня представления налоговой декларации, расчета или документа Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев, с правом продления до четырех, а в исключительных случаях – до шести месяцев.

Не допускается проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением оговоренных законом случаев

Если в ходе камеральной налоговой проверки будут обнаружены ошибки, противоречия, расхождения или несоответствие сведений, то налоговый орган направляет налогоплательщику требование представить в пятидневный срок пояснения или внести изменения в налоговую декларацию В последний день выездной налоговой проверки проверяющие должны вручить налогоплательщику справку о проведенной проверке с указанием ее предмета и сроков проведения
Если пояснения налогоплательщиков не удовлетворяют требованиям налоговых органов, то может быть составлен акт и решение о результатах проведенной камеральной проверки Акт о проведении выездной налоговой проверке и решение по нему выносится в обязательном порядке, даже если никаких нарушений не выявлено

Что представляет собой выездная проверка ФНС?

Проведение выездных налоговых проверок — в числе главных направлений деятельности ФНС РФ. Данная процедура регулируется положениями ст. 89 НК РФ, иных федеральных законов, а также подзаконных нормативных актов, писем и разъяснений ведомств, имеющих отношение к деятельности ФНС.

Выездная налоговая проверка — процедура, дополняющая камеральную. В общем случае она представляет собой визит инспекторов ФНС на территорию организации-налогоплательщика. Организуется с целью проверки документов и иных значимых обстоятельств выполнения фирмой требований, установленных законодательством РФ.

Изучим основные правила соответствующих мероприятий, установленные ст. 89 НК РФ и иными нормативными источниками, подробнее.

Как проводится выездная налоговая проверка

Выездная налоговая проверка – это гораздо более сложное, длительное и негативное по своим последствиям для налогоплательщика мероприятие, чем камеральная проверка. Начинается выездная проверка со дня вынесения решения о ее проведении, которое проверяющие должны предъявить вам вместе со своими служебными удостоверениями.

Для проведения проверки вы должны предоставить контролерам помещение на своей территории. Если это невозможно, например, по причине того, что ООО зарегистрировано на домашний адрес или проверяют индивидуального предпринимателя, не имеющего офиса, то выездная налоговая проверка будет проводиться на территории налогового органа. В этом случае возникает проблема передачи в налоговую инспекцию множества ваших документов, поэтому иногда проверяющие соглашаются на то, чтобы проводить проверку во временно арендованном соседнем офисе.

В ходе выездной налоговой проверки налоговики не только изучают документы, но и опрашивают налогоплательщика и его работников. Инспекторы должны получить доступ ко всем документам, связанным с расчетом и уплатой налогов, в том числе и к их подлинникам. Возможно проведение и других мероприятий налогового контроля, таких как:

  • выемка документов и предметов;
  • допрос свидетелей;
  • назначение экспертизы;
  • осмотр;
  • инвентаризация имущества;
  • привлечение специалиста, переводчика.

Срок проведения выездной налоговой проверки не должен превышать двух месяцев, а филиала или представительства — одного месяца. Двухмесячный срок может быть продлен до четырех и даже до шести месяцев. Кроме того, проверка может быть приостановлена по причинам, указанным в п. 9 статьи 89 НК РФ на срок до шести месяцев. На период приостановления выездной проверки деятельность контролеров прекращается, а подлинники документов возвращаются налогоплательщику (если только они не были получены в результате выемки).

Заканчивается выездная налоговая проверка составлением справки, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения. Справка только фиксирует срок окончания выездной налоговой проверки, а результаты ее отражаются в акте.

В отличие от камеральной проверки, при выездной акт должен быть составлен обязательно, даже если никаких нарушений выявлено не было. Составляется акт выездной налоговой проверки в течение двух месяцев после справки о ее окончании. Акт должен быть вручен налогоплательщику лично (или его представителю), а в случае, если он уклоняется от его получения, то акт направляется по почте, и считается врученным на шестой день с даты отправки заказного письма. Порядок подачи возражений по акту выездной проверки, вынесения решения и обжалования такой же, как и по камеральной проверке.

Если вы хотите подробно разобраться в том, как проходит выездная налоговая проверка с точки зрения выполнения налоговиками своих должностных обязанностей, то рекомендуем ознакомиться с письмом ФНС от 25 июля 2013 г. N АС-4-2/13622 «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок».

Основные правила выездных проверок ФНС

Выездная проверка ФНС проводится на основании подписанного руководителем территориальной структуры налоговой службы решения. Инспекторы, принимающие в ней участие, также назначаются отдельным локальным правовым актом — таковы требования п. 1 и п. 2 ст. 89 НК РФ. Как мы отметили выше, мероприятие, о котором идет речь, проводится, как правило, на территории налогоплательщика. Но если его предоставление невозможно, проверка осуществляется в здании территориального подразделения ФНС, к которому приписана компания.

Инспекторы ФНС в ходе рассматриваемого мероприятия могут истребовать все документы, что имеют отношение к налогам, у налогоплательщика или его его контрагентов. При необходимости налоговики вправе провести инвентаризацию активов фирмы, осмотреть ее помещения. В соответствии с п. 4 ст. 89 НК РФ инспекторы ФНС могут проверить документы только за 3 года, предшествующие тому, в котором инициирована проверка.

Рассматриваемые мероприятия не могут проводиться по одним и тем же типам налогов в один и тот же год более чем 2 раза. Кроме того, ФНС может инициировать только 2 выездные проверки в течение года. Если фирма реорганизована или ликвидируется, то выездная проверка может быть инициирована в отношении нее в любой момент, вне зависимости от предыдущих мероприятий данного типа. Предмет изучения деятельности компании также не имеет значения. Однако в этом случае инспекторы вправе исследовать период, который не превышает 3 лет до того года, в котором ФНС решило провести проверку. Длительность мероприятия, о котором идет речь, как правило, не превышает 2 месяцев — таковы положения п. 6 ст. 89 НК РФ. Но при необходимости срок проверки может быть увеличен до 4 месяцев. В виде исключения — до 6.

По завершении проверки составляется документ, который передается налогоплательщику — в нем фиксируется информация о проведенном мероприятии.

Статья 89 НК РФ. Выездная налоговая проверка (действующая редакция)

Например, налоговый орган может в ходе выездной проверки выявить обстоятельства, препятствующие налоговому вычету, которые не могли быть выявлены при камеральной проверке. Сам по себе факт возмещения НДС по итогам камеральной проверки не исключает возможности доначисления налога по итогам выездной проверки и признания вычетов неправомерными, поскольку НК РФ не запрещает такое доначисление налога и не ставит возможность доначисления налога по выездной проверке в зависимость от результатов камеральной проверки за тот же период.

Кроме того, налоговый орган вправе после камеральной проверки провести выездную налоговую проверку по тому же налогу и после ее проведения вынести решение о его доначислении, несмотря на то что организацией в вышестоящий налоговый орган был обжалован акт камеральной проверки о доначислении этого налога.

НК РФ не запрещено одновременное проведение выездной и камеральной налоговых проверок.

Как указал ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 19.07.2012 N А19-19310/2011, проведение камеральной налоговой проверки во время выездной налоговой проверки не противоречит нормам НК РФ, поскольку законодательство не запрещает налоговой инспекции одновременное проведение камеральной и выездной налоговой проверок по одним и тем же налогам за один и тот же период. Статья 89 НК РФ ограничивает лишь проведение двух и более выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Кроме того, поскольку выездная и камеральная проверки представляют собой самостоятельные и независимые формы налогового контроля, невыявление налоговым органом в рамках проведения камеральных налоговых проверок неправомерных действий налогоплательщика не исключает возможности установления и доказывания данных фактов в рамках проведения выездной налоговой проверки, являющейся иной формой налогового контроля.

В соответствии с разъяснениями КС РФ, содержащимися в Определении от 08.04.2010 N 441-О-О, нормы НК РФ не запрещают при проведении выездной проверки выявлять нарушения, которые не были обнаружены при проведении камеральной проверки.

На это обратил внимание ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 05.03.2012 N А26-5577/2011.

В Определении ВАС РФ от 16.07.2012 N ВАС-8251/12 суд признал не основанным на нормах права, в частности на положениях статей 23, 88, 89, 171, 172 НК РФ, довод налогоплательщика об обязанности налогового органа провести выездную налоговую проверку на основании документов, ранее представлявшихся в налоговый орган для проведения камеральных налоговых проверок за отдельные периоды. Принятие налоговым органом решений о возмещении налога на добавленную стоимость по камеральным проверкам не исключает возможности скорректировать впоследствии по итогам выездных налоговых проверок суммы налога, в отношении которых приняты такие решения, при установлении обстоятельств, свидетельствующих о необоснованности возмещения (Постановление Президиума ВАС РФ от 22.03.2006 N 15000/05).

ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 29.11.2012 N А46-17546/2012, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, установил, что поводом к назначению выездной налоговой проверки общества послужило Постановление Президиума ВАС РФ от 19.04.2011 N 15932/10, которым определена практика применения норм права вышеуказанных региональных нормативных правовых актов по спорам, связанным с исчислением и уплатой земельного налога за 2008 год.

В ходе выездной налоговой проверки налоговым органом были повторно изучены и исследованы те же фактические обстоятельства, что и при камеральной проверке уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2008 год.

В рамках выездной налоговой проверки не были установлены какие-либо новые сведения, ранее неизвестные налоговому органу, или обстоятельства относительно площади, расположения земельного участка, являющегося предметом налогообложения.

В отличие от решения налогового органа, принятого по итогам камеральной проверки, оспариваемое решение налогового органа содержит вывод о необходимости определения налогового обязательства по земельному налогу исходя из кадастровой стоимости земельного участка, установленной в Постановлении N 174-п, а не Указом N 110.

Судом отмечено, что оспариваемое решение вынесено налоговыми органом до получения истребованных им документов от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по субъекту РФ.

Таким образом, в рассматриваемом случае глубина камеральной и выездной налоговых проверок является одинаковой.

При таких обстоятельствах судом сделан вывод, что выездная налоговая проверка хотя и оформлена налоговым органом в порядке, установленном статьей 89 НК РФ, фактически таковой не являлась, поскольку была осуществлена с целью устранения допущенной инспекцией ошибки (применение Указа N 110 вместо Постановления N 174-п) и доначисления земельного налога за 2008 год по кругу тех обстоятельств и правонарушений, которые были выявлены в результате камеральной налоговой проверки.

При этом суд указал, что недопустимо создание налоговым органом таких условий, при которых избранный им вид налоговой проверки (камеральная или выездная) без каких-либо фактических отличий в них по существу мог позволить налоговому органу по собственному и формально неограниченному усмотрению производить пересмотр ранее принятого им по камеральной налоговой проверке решения, изменяя лишь применяемые нормы права, на основании которых дополнительно начисляется не только налог, но и пени за весь период действия недоимки.

Суды отметил, что определение (изменение) судебно-арбитражной практики не отнесено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах ни к поводу, ни к основанию для осуществления выездной налоговой проверки налогоплательщика. Ошибки налогового органа в правоприменении подлежат устранению в порядке, предусмотренном главой 20 НК РФ.

С учетом конкретных обстоятельств суд признал оспариваемое решение налогового органа недействительным.

Согласно Определению КС РФ от 08.04.2010 N 441-О-О пункт 1 статьи 89 НК РФ предусматривает, что выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Данная норма предполагает и иной вариант проведения выездной налоговой проверки: в случае если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.

В Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 20.06.2012 N Ф03-2316/2012 суд установил, что выездная налоговая проверка деятельности предпринимателя проведена по месту нахождения ИФНС России по г. Петропавловску-Камчатскому в связи с заявлением налогоплательщика, подписанным его представителем по доверенности. Следовательно, довод налогоплательщика о неправомерности проведения проверки по месту нахождения налогового органа признан судом противоречащим нормам налогового законодательства.

В Постановлении ФАС Московского округа от 30.10.2012 N А40-29703/12-115-124 суд установил, что организация необоснованно была лишена права проведения выездной налоговой проверки на своей территории (в своем помещении), права на ознакомление должностных лиц налогового органа с подлинниками документов налогоплательщика на территории проверяемого, поскольку организация не обращалась к налоговому органу с заявлением о проведении проверки по месту нахождения налогового органа.

Организация имела и имеет возможность предоставить помещение проверяющим для осуществления возложенных на них полномочий по проведению выездной налоговой проверки организации. Все ранее проводимые выездные налоговые проверки проводились в помещении офиса организации.

Если налоговым органом вынесено решение о проведении выездной налоговой проверки, то НК РФ и иными нормативными правовыми актами не предусмотрена возможность переноса ее проведения в силу начала течения после вынесения указанного решения процессуальных сроков, предусмотренных НК РФ, для определения продолжительности проверки, составления справки о проведенной проверке, акта проверки, рассмотрения возражений налогоплательщика и вынесения решения по ее результатам.

Таким образом, выездная проверка проводится на основании решения налогового органа. Иногда случаются такие ситуации, при которых в данном решении допускаются технические ошибки, что не является основанием для признания решения о проведении проверки недействительным.

ФАС Московского округа в Постановлении от 14.08.2012 N А40-26973/12-99-126 установил, что в названии спорного решения налоговым органом допущена техническая ошибка: вместо «решение о проведении выездной налоговой проверки» ошибочно указано: «решение о проведении выездной налоговой проверки в связи с ликвидацией».

После обнаружения данной ошибки налоговым органом принято решение о внесении изменений в решение о проведении выездной налоговой проверки, которое отправлено налогоплательщику почтой по всем известным адресам.

Налоговым органом соблюдены все требования статьи 89 НК РФ при принятии оспариваемого решения, поэтому техническая ошибка не может повлечь признания решения недействительным.

В НК РФ отсутствуют нормы, запрещающие налоговым органам вносить в принимаемые ими решения изменения, направленные на исправление ошибок организационно-технического характера (описок, опечаток, арифметических ошибок).

Данная ошибка не повлияла негативным образом на права и обязанности организации как налогоплательщика, не повлекла каких-либо негативных последствий для налогоплательщика и была устранена налоговым органом самостоятельно.

Как разъяснила ФНС России в письме от 18.11.2010 N АС-37-2/15853, НК РФ не содержит норм, предписывающих налоговым органам заблаговременно информировать налогоплательщика о назначении и проведении у него выездной налоговой проверки.

В Постановлении ФАС Центрального округа от 30.10.2012 N А35-104/2012 отмечено, что действующим налоговым законодательством предусмотрено участие сотрудников органов внутренних дел только в рамках проведения выездной налоговой проверки (статья 89 НК РФ), о чем в обязательном порядке указывается в решении налогового органа о проведении выездной проверки, как это предусмотрено положениями Инструкции о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок, утвержденной Приказами от 30.06.2009 Министерства внутренних дел Российской Федерации N 495 и Федеральной налоговой службы N ММ-7-2-347.

В Постановлении от 06.07.2012 N А46-12176/2011 ФАС Западно-Сибирского округа указывает, что определение сумм неуплаченного налога только путем сопоставления данных бухгалтерской, налоговой отчетности с иными аналитическими сведениями не соответствует нормам налогового законодательства и противоречит требованиям статьи 89 НК РФ, предъявляемым к выездной налоговой проверке, порядку ее проведения, видам и объему документов, которые являются предметом проверки и исследуются при ее проведении.

Довод налогового органа об отсутствии у него обязанности производить проверку налоговой базы по первичным бухгалтерским документам противоречит цели выездной налоговой проверки, определяемой пунктом 4 статьи 89 НК РФ.

Ограничение по периоду, за который может быть проведена выездная налоговая проверка, установлено в пункте 4 статьи 89 НК РФ: в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

В Постановлении ФАС Центрального округа от 21.11.2012 N А35-439/2012 суд указал, что правовые основания для исследования указанных обстоятельств применительно к периоду деятельности проверяемого лица за пределами установленных пунктом 4 статьи 89 НК РФ давностных сроков проведения проверки у налогового органа отсутствовали. За пределами трехлетнего срока налоговый орган лишен возможности сбора, фиксации и представления в суд доказательств, относящихся к более ранним периодам деятельности налогового агента, и, соответственно, ограничен в праве взыскания задолженности по налогам, относящимся к этим периодам деятельности.

Вместе с тем выездная налоговая проверка осуществляется на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, которое уже на момент его вынесения содержит наименование или фамилию налогоплательщика, перечень проверяемых налогов и проверяемый период. Нормами статьи 89 НК РФ не предусмотрено изменение периодов выездной налоговой проверки в случае, если решение о проведении проверки получено налогоплательщиком (вручено ему) не в году, в котором оно вынесено. То есть корректировка периодов, которые могут быть проверены в ходе выездной проверки, назначенной в конце одного календарного года, с учетом даты вручения решения о ее проведении уже в следующем году статьей 89 НК РФ не предусмотрена.

На это указано и в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 22.06.2012 N А05-14239/2010.

Статья 89 НК РФ предоставляет налоговой инспекции возможность проводить выездную налоговую проверку за период, находящийся за пределами трехлетнего периода, за который может быть проведена выездная налоговая проверка: в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.

ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 19.07.2012 N А19-19310/2011 пришел к аналогичному выводу.

Минфин России в письме от 11.07.2011 N 03-02-07/1-234 отметил, что продолжительность выездной налоговой проверки в случае ее продления может составлять четыре месяца, а в исключительных случаях — шесть месяцев.

Проведение выездной налоговой проверки может быть приостановлено в случаях, перечисленных в пункте 9 статьи 89 НК РФ.

Отметим, что по смыслу пункта 9 статьи 89 НК РФ в период приостановления выездной налоговой проверки не допускается также получение объяснений налогоплательщика и допрос его сотрудников.

В то же время налоговый орган не лишен права осуществлять действия вне территории (помещения) налогоплательщика, если они не связаны с истребованием у налогоплательщика документов.

Кроме того, налогоплательщик обязан представить налоговому органу те документы, которые были запрошены до момента приостановления проверки (пункт 26 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).

В соответствии с Приказом ФНС РФ от 25.12.2006 N САЭ-3-06/[email protected] «Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению Акта налоговой проверки» основаниями продления срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки до четырех и (или) шести месяцев могут являться проведение проверок налогоплательщика, отнесенного к категории крупнейших; получение в ходе проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента нарушений законодательства о налогах и сборах и требующей дополнительной проверки; наличие форс-мажорных обстоятельств (затопление, наводнение, пожар и т.п.) на территории, где проводится проверка; проведение проверок организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений, а именно: четыре и более обособленных подразделения — до четырех месяцев; менее четырех обособленных подразделений — до четырех месяцев, в случае если доля уплачиваемых налогов, приходящаяся на данные обособленные подразделения, составляет не менее 50% от общей суммы налогов, уплачиваемых организацией, и (или) удельный вес имущества на балансе обособленных подразделений составляет не менее 50% от общей стоимости имущества организации; десять и более обособленных подразделений — до шести месяцев; непредставление налогоплательщиком, плательщиком сбора, налоговым агентом в установленный в соответствии с пунктом 3 статьи 93 НК РФ срок документов, необходимых для проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки; иные обстоятельства.

Необходимость и сроки продления выездной (повторной выездной) налоговой проверки определяются исходя из длительности проверяемого периода, объемов проверяемых и анализируемых документов, количества налогов и сборов, по которым назначена проверка, количества осуществляемых проверяемым лицом видов деятельности, разветвленности организационно-хозяйственной структуры проверяемого лица, сложности технологических процессов и других обстоятельств.

Как указано в Постановлении ФАС Московского округа от 24.12.2012 N А40-40169/12-20-209, никаких особых и/или дополнительных условий для принятия решения о продлении срока выездной проверки до 6 месяцев, а также точного описания «исключительных» случаев, только при наступлении которых УФНС России по субъекту Российской Федерации может вынести решение о таком продлении, положения законодательства о налогах и сборах Российской Федерации не содержат.

В Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 06.07.2012 N А45-17556/2011 разъяснено, что из пункта 9 статьи 89 НК РФ не следует, что на период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по проведению опроса свидетелей, направлению запросов.

При этом в Постановлении ФАС Уральского округа от 16.10.2012 N Ф09-9504/12 суд не принял довод налогоплательщика о том, что свидетельские показания, полученные в период приостановления налоговой проверки, являются недопустимыми доказательствами. Пункт 9 статьи 89 НК РФ содержит ограничение действий налогового органа в период приостановления проверки по истребованию документов у самого налогоплательщика, а также ограничивает действия инспекции на территории налогоплательщика, то есть проведение допросов в период приостановления налоговой проверки нарушением не является.

В Постановлении ФАС Московского округа от 29.11.2012 N А40-54948/12-91-307 судом установлено, что срок для представления документов по требованию налогового органа приходился на период приостановления выездной налоговой проверки.

Суд указал на то, что непредставление указанных документов в период приостановления проверки не образует состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 126 НК РФ, поскольку возложение обязанности по передаче документов в указанный период нарушает права налогоплательщика, гарантированные абзацем 5 пункта 9 статьи 89 НК РФ.

В ситуации, рассмотренной в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 22.01.2013 N А39-840/2012, срок приостановления выездной проверки организации превысил установленный пунктом 9 статьи 89 НК РФ срок.

Вместе с тем возобновление проведения выездной налоговой проверки не противоречит положениям НК РФ и само по себе не может повлечь нарушения прав и законных интересов налогоплательщика.

Нарушение налоговым органом срока приостановления выездной налоговой проверки в данном случае не может быть признано в качестве необходимого и достаточного основания для признания оспариваемого ненормативного акта недействительным.

При этом суд указал на то, что факт нарушения сроков приостановления выездной налоговой проверки может являться предметом судебной оценки в рамках спора о признании недействительным решения, принятого по результатам проверки.

Срок проведения выездной налоговой проверки является суммой периодов, в течение которых проверяющие находятся на территории проверяемого налогоплательщика, и при приостановлении налоговой проверки приостанавливается и двухмесячный срок, установленный пунктом 6 статьи 89 НК РФ.

Аналогичная позиция изложена в судебной практике (см. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.06.2012 N А05-14239/2010).

Согласно разъяснениям Президиума ВАС РФ, изложенным в Постановлении от 19.07.2011 N 1621/11, частичное представление налогоплательщиками в рамках проведения выездной налоговой проверки первичных документов бухгалтерского и налогового учета не является обстоятельством, освобождающим налоговые органы от применения положений нормы подпункта 7 пункта 1 статьи 31 НК РФ, так как задачей налогового контроля является объективное установление размера налогового обязательства проверяемого налогоплательщика.

Налоговый орган вправе проводить самостоятельную выездную налоговую проверку филиалов и представительств по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и (или) местных налогов. Самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства проводится на основании решения налогового органа по месту нахождения такого обособленного подразделения.

НК РФ не предусмотрено проведение налоговым органом самостоятельной выездной налоговой проверки обособленного подразделения, не являющегося филиалом или представительством организации, а также проведение указанной проверки филиалов или представительств по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты федеральных налогов, в том числе предусмотренных специальными налоговыми режимами.

Такая позиция отражена в письме Минфина России от 28.03.2011 N 03-02-08/32.

В Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.11.2012 N А58-370/2012 суд отметил, что налоговый орган вправе проверить филиалы организации в рамках проверки организации в целом, не вынося отдельного решения о проведении проверки какого-либо филиала.

Следует добавить, что назначение выездной налоговой проверки по соблюдению налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах относится к компетенции того налогового органа, в котором соответствующая организация зарегистрирована и состоит на налоговом учете. Исключения из данного правила составляют те случаи, когда проводится самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства организации на основании решения налогового органа по месту нахождения обособленного подразделения.

Составление справки о проведении проверки фактически означает, что проверка является оконченной.

Аналогичная позиция отражена в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 25.10.2012 N А26-7671/2011: дата составления справки фиксирует окончание выездной налоговой проверки (пункт 8 статьи 89 НК РФ).

ФНС России в письме от 29.12.2012 N АС-4-2/22690 разъяснила, что составленную справку проверяющие должны вручить налогоплательщику или его представителю лично (абзац 1 пункта 15 статьи 89 НК РФ). Формой справки предусмотрено поле, в котором налогоплательщик ставит отметку о получении справки, в случае если справка вручается непосредственно ему, а не отправляется почтой.

Справка вручается в тот же день, когда составляется, т.е. в последний день проведения проверки (абзац 1 пункта 15 статьи 89 НК РФ).

В случае если налогоплательщик (его представитель) уклоняется от получения справки, она должна быть направлена по почте заказным письмом (абзац 2 пункта 15 статьи 89 НК РФ). В этом случае наличия подписи налогоплательщика (его представителя) на справке не требуется. Датой получения справки будет считаться дата, указанная на оттиске календарного штемпеля почтового уведомления о вручении письма адресату.

Следует отметить, что дата окончания проверки совпадает с датой составления справки (пункт 15 статьи 89 НК РФ). Дальнейшее исчисление сроков оформления результатов налоговой проверки считается с даты составления справки, а не ее вручения, следовательно, иной срок вручения справки не влечет для налогоплательщика никаких последствий.

Необходимо отметить, что после составления справки сотрудники налогового органа не имеют права находиться на территории налогоплательщика, истребовать документы, а также проводить иные мероприятия налогового контроля.

Как указал Третий арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 23.05.2012 N А33-18616/2011, подписание справки о проведенной проверке не всеми лицами, которым было поручено проведение проверки, не является безусловным основанием для вывода о недействительности решения, вынесенного по результатам проведенной выездной налоговой проверки.

Обязательность подписания справки всеми должностными лицами налогового органа, проводившими проверку, статьей 89 НК РФ не предусмотрена, в связи с чем ФАС Поволжского округа в Постановлении от 13.03.2012 N А72-4064/2011 отклонил довод о том, что справка о проведенной выездной налоговой проверке не подписана руководителем проверяющей группы.

Налогоплательщик, которому в последний день проведения выездной налоговой проверки были вручены справка о проведенной налоговой проверке и требование о представлении документов в связи с проведением этой проверки, датированные одним днем, не обязан исполнять данное требование.

ФАС Волго-Вятского округа, рассматривая в Постановлении от 27.02.2012 N А29-164/2011 дело о привлечении организации налоговым органом к налоговой ответственности, указал, что проверка в день составления справки о проведенной проверке считается завершенной (оконченной), в связи с чем у налогоплательщика отсутствует обязанность по представлению документов после указанного дня. Суд также исходил из того факта, что требование о представлении документов и справка о проведении налоговой проверки датированы одним днем.

НК РФ предусматривает лишь несколько случаев, когда допускается отмена решения налогового органа:

— первый случай указан в статье 176.1 НК РФ применительно к заявительному порядку возмещения НДС;

— второй случай подразумевает отмену решения налогового органа при его обжаловании либо вышестоящим налоговым органом, либо судом.

При этом НК РФ не предусматривает норм, предоставляющих налоговому органу право отменить ранее принятое им (не в заявительном, а в обычном порядке) решение в рамках выездной налоговой проверки.

Данная позиция подтверждается в решении Арбитражного суда г. Москвы от 20.04.2011 N А40-523/11-20-3.

Статьей 89 НК РФ не установлены какие-либо запреты на проведение проверок в течение одного налогового периода или календарного года, за исключением предусмотренного в пункте 5 случая.

Иными словами, налоговым органам запрещается проводить в течение календарного года в отношении налогоплательщика в целом более двух выездных налоговых проверок.

Следовательно, принятие налоговым органом решения о проведении новой, второй в текущем календарном году, выездной проверки в новом составе и ее проведение в течение одного и того же календарного года не противоречат нормам налогового законодательства.

Кроме того, согласно статье 89 НК РФ законной может быть и третья выездная налоговая проверка в течение года, если она будет проводиться как повторная выездная налоговая проверка, осуществляемая на основании пункта 10 данной статьи.

ВАС РФ в Определении от 28.01.2013 N ВАС-18407/12 отметил, что в статье 89 НК РФ отсутствует положение о том, что повторная налоговая проверка может быть проведена вышестоящим органом только после рассмотрения материалов первоначальной проверки. Задача контроля за деятельностью нижестоящего налогового органа может быть реализована вышестоящим налоговым органом после составления акта проверки. Упомянутой нормой не установлены ограничения в назначении и проведении повторной выездной налоговой проверки в качестве контроля за налоговым органом до вынесения решения по первоначальной выездной налоговой проверке.

При применении нормы статьи 89 НК РФ о том, что в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация, необходимо учитывать следующее:

1) норма является исключением из общего правила о периоде, который может быть охвачен выездной налоговой проверкой (три календарных года, непосредственно предшествующие году, в котором вынесено решение о проведении проверки);

2) норма применяется в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации за период, превышающий три календарных года, предшествующие году, в котором представлена такая декларация;

3) норма предоставляет налоговому органу право провести выездную налоговую проверку за период, за который представлена уточненная налоговая декларация;

4) указанная выездная налоговая проверка может быть проведена, если соответствующий период не был ранее охвачен выездной налоговой проверкой;

5) момент представления уточненной налоговой декларации (во время проведения выездной налоговой проверки, до ее проведения, после проведения) для применения нормы значения не имеет.

Приведенная позиция отражена в письме ФНС России от 29.05.2012 N АС-4-2/8792.

В Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 26.12.2012 N А32-4042/2011 суд указал, что НК РФ не содержит запрета на подачу уточненных налоговых деклараций за соответствующий налоговый период в случае назначения, проведения или окончания выездной налоговой проверки данного периода. Отсутствует запрет на подачу уточненной налоговой декларации и после принятия решения по результатам указанной проверки. Соответственно, с данным правом налогоплательщика на представление уточненной налоговой декларации должно корреспондировать и полномочие налогового органа на ее проверку.

При представлении уточненной налоговой декларации после окончания выездной налоговой проверки, но до принятия решения по ней налоговый орган с учетом объема и характера уточняемых сведений вправе провести дополнительные мероприятия налогового контроля, руководствуясь пунктом 6 статьи 101 НК РФ, либо, вынося решение без учета данных уточненной налоговой декларации, назначить проведение повторной выездной проверки в части уточненных данных.

Отметим, что цель повторной выездной налоговой проверки, проводимой вышестоящим налоговым органом, заключается именно в контроле налогового органа, ранее проводившего выездную налоговую проверку, а не в повторной проверке налогоплательщика.

Поскольку в НК РФ нет прямого запрета на приостановление или продление повторной выездной проверки, приостанавливать повторную проверку можно в том же порядке, который установлен статьей 89 НК РФ (см. Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.02.2008 N А19-11393/07-40-Ф02-449/08, ФАС Уральского округа от 07.10.2010 N Ф09-8299/10-С3).

В Постановлении от 30.10.2012 N А20-895/2012 ФАС Северо-Кавказского округа пришел к выводу, что в статье 89 НК РФ отсутствует положение о том, что повторная налоговая проверка может быть проведена вышестоящим органом только после рассмотрения материалов первоначальной проверки. Задача контроля за деятельностью нижестоящего налогового органа может быть реализована вышестоящим налоговым органом после составления акта проверки. Статьей 89 НК РФ не установлены ограничения в назначении и проведении повторной выездной налоговой проверки в качестве контроля за налоговым органом до вынесения решения по первоначальной выездной налоговой проверке.

Необходимо учитывать, что статус налогоплательщика сохраняется у физического лица и после прекращения им предпринимательской деятельности.

Нормы статьи 89 НК РФ не содержат запрета на проведение выездных налоговых проверок физических лиц, прекративших деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей.

КС РФ в Определении от 25.01.2007 N 95-О-О указал, что налоговому контролю и привлечению к ответственности за выявленные налоговые правонарушения подлежат как организации, так и физические лица независимо от приобретения либо утраты ими специального правового статуса, занятия определенной деятельностью, перехода под действие отдельных налогов или специальных налоговых режимов; налоговый контроль в форме налоговых проверок, а также ответственность за налоговые правонарушения направлены на обеспечение исполнения обязанности по уплате налога или сбора, которая прекращается по основаниям, предусмотренным пунктом 3 статьи 44 НК РФ.

Учитывая изложенное, Минфин России в письме от 23.01.2012 N 03-02-08/6 пришел к выводу, что налоговые органы вправе осуществлять выездные налоговые проверки физических лиц, утративших статус индивидуального предпринимателя, за период их деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

Цель проведения выездной проверки

Рассмотрим подробнее то, в чем, собственно, заключается цель проведения рассматриваемого мероприятия. В соответствии с п. 4 ст. 89 НК РФ выездная проверка в общем случае организуется в целях установления корректности исчисления и уплаты фирмой тех или иных налогов. В положениях НК РФ могут быть прописаны иные основания для проведения соответствующего мероприятия.

Чаще всего ФНС инициирует выездную проверку, если в процессе камеральной не удалось однозначно установить, что фирма корректно исполняет предписания налогового законодательства РФ, в то время как есть подозрения на то, что кое-какие просчеты в ее работе есть. Выездная проверка может быть назначена в целях детального изучения источников налогового и бухучета, иных документов, которые в общем случае не исследуются при камеральной проверке.

Критерии риска проведения выездной налоговой проверки

Выездные налоговые проверки проводятся по плану, который является внутренним документом ФНС. В отличие от плана неналоговых проверок, который публикуется на сайте Генпрокуратуры, найти такую информацию в свободном доступе невозможно. Для отбора налогоплательщиков, включаемых в план выездных налоговых проверок, была создана специальная Концепция, утвержденная Приказом ФНС № ММ-3-06/[email protected] от 30.05.2007 года.

Каждый налогоплательщик должен понимать, что от прозрачности его деятельности, полноты исчисления и уплаты налогов в бюджет зависит возможность не включения в план выездных налоговых проверок». (Из Концепции системы планирования выездных налоговых проверок)

В приложении к этому документу приводится 12 основных критериев, рекомендуемых налогоплательщикам для самостоятельной оценки рисков проведения выездных налоговых проверок:

  1. Налоговая нагрузка налогоплательщика ниже ее среднего уровня по виду экономической деятельности или в конкретной отрасли. Рассчитывается налоговая нагрузка как соотношение суммы уплаченных налогов и оборота (выручки) налогоплательщика.
  2. В налоговой или бухгалтерской отчетности отражаются убытки на протяжении двух и более лет.
  3. Среднемесячная зарплата работников ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации. Такие официальные данные можно найти на сайте Росстата.
  4. Неоднократное приближение к предельному значению величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы. Имеются в виду такие показатели как: приближение к максимальному уровню доходов на УСН (в 2021 году – 150 млн. рублей); площадь торгового зала в 150 кв. м для ЕНВД; количество работников на спецрежиме (100 человек для УСН и ЕНВД или 15 человек для ПСН) и др.
  5. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год. Этот критерий риска относится к ИП на общей системе налогообложения. Рисковым считается значение совершенных расходов в 83% и более от доходов.
  6. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг) – для организаций на ОСНО.
  7. Доля вычетов по НДС от суммы начисленного налога превышает 89% за период 12 месяцев.
  8. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности. Как видите, рискованно не отвечать на запросы налоговой инспекции по результатам камеральной проверки деклараций.
  9. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели). Под деловой целью подразумевается, что любая деятельность налогоплательщика должна быть направлена на получение прибыли.
  10. Неоднократное, более двух раз, снятие и постановка на учет в налоговых органах организации в связи с изменением юридического адреса (так называемая миграция между налоговыми инспекциями).
  11. Значительное (на 10% и более) отклонение уровня рентабельности по данным бухучета от среднего уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.
  12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском. Подозрительным, с точки зрения налоговых органов, являются отношения с партнерами – недобросовестными контрагентами. Критерием риска, в том числе, является отсутствие: личных контактов руководства или уполномоченных должностных лиц при обсуждении условий поставок и подписании договоров; информации о фактическом местонахождении контрагента и его площадей; документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента или его представителя; информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ и др.

Какие решения могут приниматься по итогам проверки?

Как только налоговая проверка, регулируемая ст. 89 НК РФ, завершена — инспекторы ФНС составляют специальный акт, в котором отражаются итоги проведенного мероприятия. В документе может фиксироваться решение о привлечении фирмы к ответственности за нарушение налогового законодательства РФ или же об отказе налагать на компанию какие-либо санкции.

В первом случае инспекторы должны отразить в акте все обстоятельства правонарушения со ссылкой на реальные документы. В источнике, закрепляющем итоги проверки, также отражаются меры ответственности налогоплательщика. Это могут быть штрафы и пени.

В свою очередь, если в акте отражено решение инспекторов ФНС не налагать санкции на проверенное предприятие, оно также должно быть мотивировано определенными обстоятельствами. В акте, содержащем санкции, должен быть зафиксирован срок, в течение которого налогоплательщик может обжаловать принятое инспекторами решение посредством обращения в вышестоящую налоговую структуру.

Как проводится камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка проводится по тому периоду и по тому налогу, который указан в сданной декларации. Налоговая инспекция не может выносить решение о доначислении налога, начислении пеней или наложения штрафа в отношении налога или периода, которые не отражены в проверяемой декларации.

Данные из полученной декларации вносятся в автоматизированную информационную систему налоговых органов (АИС Налог), после чего проводится сверка контрольных показателей. Проверяется также, не нарушен ли срок сдачи декларации, нет ли противоречий, ошибок или несоответствий данных или оснований для истребования подтверждающих документов. Если все в порядке, то камеральная налоговая проверка на этом и заканчивается.

Если же вопросы у налоговых органов к вам возникнут, то они должны письменно потребовать представить необходимые пояснения или внести исправления в декларацию. Дать ответ на требование надо в течение пяти рабочих дней. Таким ответом может быть подача уточненной налоговой декларации (если вы согласны с замечаниями налоговиков) или аргументированное письменное пояснение своей позиции.

Здесь надо учесть, что если проверяющие не согласятся с вашими доводами, то может быть составлен акт камеральной налоговой проверки о взыскании недоимки, начислении пени и привлечении к ответственности в виде штрафа. В течение одного месяца со дня получения акта налогоплательщик может подать возражения на нее, которое должно быть рассмотрено в течение 10 рабочих дней.

По результатам рассмотрения данных проверки и возражения на акт руководитель налоговой инспекции должен вынести решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности. О времени и месте рассмотрения материалов камеральной проверки налоговики обязаны сообщить налогоплательщику для возможности участвовать в процессе лично или через своего представителя.

Не устраивающее вас решение по результатам камералки может быть обжаловано и дальше – в вышестоящий налоговый орган и в суд.

Содержание выездной проверки

Рассмотрим подробнее то, что представляет собой, собственно, процедура проверки — в соответствии со ст. 89 НК РФ, в чем ее содержание. Прежде всего, как мы отметили выше, руководитель территориальной структуры ФНС принимает решение о проведении в отношении конкретной фирмы выездной проверки. В данном документе должны отражаться:

— название территориальной структуры ФНС;

— номер и дата документа;

— название проверяемой фирмы;

— ее ИНН;

— КПП;

— отчетный период, по которому осуществляется проверка;

— виды налогов, корректность исчисления и уплаты которых будет изучаться инспекторами;

— Ф.И.О. специалистов налоговой службы, участвующих в проверке.

Решение должно быть подписано руководителем ФНС. Инспекторы ФНС, прибыв на территорию проверяемой организации, предъявляют соответствующий документ директору фирмы. Если у сотрудников ФНС не будет разрешения с собой, или же они не смогут подтвердить свои личности, то руководитель предприятия будет иметь право не допустить их на территорию фирмы. Если с документом, отражающим решение ФНС провести проверку, все в порядке, директор фирмы удостоверяет подписью факт ознакомления с ним.

Если руководитель проверяемой организации отказывается допустить инспекторов ФНС на территорию объекта даже несмотря на то, что у налоговиков все документы в порядке, то представители ФНС составляют об этом отдельный акт. На основании данного документа руководитель ФНС может впоследствии обратиться в силовые структуры для решения вопроса с получением доступа на территорию налогоплательщика. Более того, если фирма не разрешила инспекторам провести выездную проверку — ФНС вправе принять решения по налоговым правонарушениям исходя из имеющихся данных.

UrDela.ru

ч. 1. Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

В случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.

ч. 2. Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Решение о проведении выездной налоговой проверки организации, отнесенной в порядке, предусмотренном статьей 83 настоящего Кодекса, к категории крупнейших налогоплательщиков, выносит налоговый орган, осуществивший постановку этой организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика. Самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства проводится на основании решения налогового органа по месту нахождения обособленного подразделения. Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать следующие сведения: полное и сокращенное наименования либо фамилию, имя, отчество налогоплательщика; предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке; периоды, за которые проводится проверка; должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки. Форма решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

ч. 3. Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам.

ч. 4. Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

ч. 5. Налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения. При определении количества выездных налоговых проверок налогоплательщика не учитывается количество проведенных самостоятельных выездных налоговых проверок его филиалов и представительств.

ч. 6. Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев.

Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

ч. 7. В рамках выездной налоговой проверки налоговый орган вправе проверять деятельность филиалов и представительств налогоплательщика.

Налоговый орган вправе проводить самостоятельную выездную налоговую проверку филиалов и представительств по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и (или) местных налогов. Налоговый орган, проводящий самостоятельную выездную проверку филиалов и представительств, не вправе проводить в отношении филиала или представительства две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Налоговый орган не вправе проводить в отношении одного филиала или представительства налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение одного календарного года. При проведении самостоятельной выездной налоговой проверки филиалов и представительств налогоплательщика срок проверки не может превышать один месяц.

ч. 8. Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

ч. 9. Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для:

1) истребования документов (информации) в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 настоящего Кодекса;

2) получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;

3) проведения экспертиз;

4) перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Приостановление проведения выездной налоговой проверки по основанию, указанному в подпункте 1 настоящего пункта, допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы. Приостановление и возобновление проведения выездной налоговой проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего указанную проверку. Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев. В случае, если проверка была приостановлена по основанию, указанному в подпункте 2 настоящего пункта, и в течение шести месяцев налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации, срок приостановления указанной проверки может быть увеличен на три месяца. На период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой.

ч. 10. Повторной выездной налоговой проверкой налогоплательщика признается выездная налоговая проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период.

При назначении повторной выездной налоговой проверки ограничения, указанные в пункте 5 настоящей статьи, не действуют. При проведении повторной выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной выездной налоговой проверки.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 17.03.2009 N 5-П положение, содержащееся в абзацах четвертом и пятом пункта 10 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего первоначальную выездную налоговую проверку, признано не соответствующим Конституции Российской Федерации в той мере, в какой данное положение по смыслу, придаваемому ему сложившейся правоприменительной практикой, не исключает возможность вынесения вышестоящим налоговым органом при проведении повторной выездной налоговой проверки решения, которое влечет изменение прав и обязанностей налогоплательщика, определенных не пересмотренным и не отмененным в установленном процессуальным законом порядке судебным актом, принятым по спору того же налогоплательщика и налогового органа, осуществлявшего первоначальную выездную налоговую проверку, и тем самым вступает в противоречие с ранее установленными судом фактическими обстоятельствами и имеющимися в деле доказательствами, подтвержденными данным судебным актом.

В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

Повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться:

1) вышестоящим налоговым органом — в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;

2) налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) — в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. В рамках этой повторной выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.

Абзац седьмой пункта 10 статьи 89 применяется к правоотношениям, возникающим в связи с проведением повторной выездной налоговой проверки, в случае, если решение о проведении первоначальной выездной налоговой проверки было принято после 1 января 2007 года.

Если при проведении повторной выездной налоговой проверки выявлен факт совершения налогоплательщиком налогового правонарушения, которое не было выявлено при проведении первоначальной выездной налоговой проверки, к налогоплательщику не применяются налоговые санкции, за исключением случаев, когда невыявление факта налогового правонарушения при проведении первоначальной налоговой проверки явилось результатом сговора между налогоплательщиком и должностным лицом налогового органа.

ч. 11. Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

ч. 12. Налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.

При проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы в порядке, установленном статьей 93 настоящего Кодекса. Ознакомление должностных лиц налоговых органов с подлинниками документов допускается только на территории налогоплательщика, за исключением случаев проведения выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа, а также случаев, предусмотренных статьей 94 настоящего Кодекса.

ч. 13. При необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в порядке, установленном статьей 92 настоящего Кодекса.

ч. 14. При наличии у осуществляющих выездную налоговую проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в порядке, предусмотренном статьей 94 настоящего Кодекса.

ч. 15. В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю.

В случае, если налогоплательщик (его представитель) уклоняется от получения справки о проведенной проверке, указанная справка направляется налогоплательщику заказным письмом по почте.

ч. 16. Особенности проведения выездных налоговых проверок при выполнении соглашений о разделе продукции определяются главой 26.4 настоящего Кодекса.

16.1. Особенности проведения выездных налоговых проверок резидентов, исключенных из единого реестра резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области, определяются статьями 288.1 и 385.1 настоящего Кодекса.

ч. 17. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также при проведении выездных налоговых проверок плательщиков сборов и налоговых агентов.
‹ Статья 88 (НК РФ). Камеральная налоговая проверка Вверх Статья 90 (НК РФ). Участие свидетеля ›

Задачи инспекторов

Рассмотрим более подробно то, какие задачи решают инспекторы ФНС при выездной проверке. В ходе рассматриваемого мероприятия налоговики, используя имеющиеся данные о налогоплательщике, сведения из предоставленных им документов и материалов:

— проводят анализ полученной информации о деятельности фирмы;

— выявляют возможные несоответствия в изученных документах, нарушения в ведении бухгалтерского и налогового учета;

— определяют степень влияния данных недоработок на платежную дисциплину организации;

— при необходимости инициируют встречные проверки — иных фирм, которые имеют отношение к деятельности проверяемой компании;

— осматривают помещения, прилегающие территории;

— общаются с людьми, работающими в компании, привлекают компетентных экспертов — в целях объективной оценки деятельности проверяемой фирмы;

— определяют доказательную базу по обнаруженным нарушениям налогового законодательства РФ;

— доначисляют налоги, определяют основания для штрафов и пеней;

— корректно фиксируют результаты проверки.

Налоговые проверки и мониторинг

Статья 89 НК РФ устанавливает норму, по которой ФНС не имеет права инициировать рассматриваемые мероприятия в те периоды, в которые в отношении фирмы осуществляется налоговый мониторинг. Исключение — сценарии, при которых:

— выездная проверка проводится вышестоящей структурой ФНС как метод контроля работы территориального представительства ФНС, которое проводит мониторинг;

— процедура налогового мониторинга в отношении налогоплательщика прекращается досрочно;

— фирма отказывается выполнять мотивированное мнение ФНС;

— налогоплательщик подает в ФНС уточненную декларацию с суммой налога, которая уменьшена в сравнении с той, что зафиксирована в предыдущем отчетном документе.

Проверка филиалов и представительств

Процедура, о которой идет речь, может быть инициирована также и в отношении филиалов и представительств фирмы, если таковые у нее имеются. В отношении данной активности ст. 89 Налогового кодекса РФ устанавливает для ФНС ограничение — инспекторы не вправе проверять филиалы и представительства фирмы 2 и более раза по одним и тем же платежам в рамках одного и того же периода. Кроме того, ФНС не может наносить визит в соответствующие структуры чаще, чем 2 раза в год. Срок проверки филиалов и представительств фирмы не должен превышать 1 месяца.

Приостановка проверки

В положениях п. 9 ст. 89 НК РФ зафиксированы нормы, которые регламентируют порядок приостановления проведения рассматриваемого мероприятия. Так, руководитель территориального подразделения ФНС вправе инициировать паузу в проверке в случае, если:

— требуется запросить у налогоплательщика дополнительные документы;

— необходимо получить сведения из государственных структур зарубежных государств — в соответствии с международными соглашениями РФ;

— нужно провести экспертизу;

— есть необходимость перевести документы, которые предоставлены проверяемой фирмой инспекторам, на русский язык.

Проверка приостанавливается в соответствии с отдельным приказом руководителя территориального подразделения ФНС. Если процедура, о которой идет речь, инициирована, то на период отмены действий ФНС налогоплательщику возвращаются подлинники тех источников, что запрошены инспекторами изначально.

Повторная проверка

В некоторых случаях ФНС может провести повторную проверку. Решение о ее проведении должна принимать вышестоящая структура ФНС в процессе контроля над работой территориального подразделения ФНС, которое провело первую проверку. Под повторной проверкой ФНС понимается мероприятие, которое предполагает проверку инспекторами ведомства тех же налогов, что были исследованы во время предыдущего визита инспекторов ФНС в фирму. При этом, если новый визит инспекторов ФНС выявляет правонарушения, не обнаруженные при предшествующей проверке, то какие-либо санкции на налогоплательщика, как правило, не накладываются. Повторная проверка регламентируется положениями п. 10 ст. 89 НК РФ.

Что будет делать ФНС при выявлении нарушения?

Если инспекторы ФНС РФ выявят нарушения в деятельности фирмы, то они должны будут принять все необходимые законные меры в целях документальной фиксации обнаруженных фактов. Это нужно для того, чтобы последующие решения налоговиков имели доказательную базу.

При необходимости ФНС может изъять у фирмы документы, которые могут подтверждать нарушение — чтобы налогоплательщик не осуществил впоследствии их сокрытие. Инспекторы ФНС вправе требовать от проверяемой фирмы объяснений по поводу обнаруженных фактов, характеризующих деятельность предприятия. При этом запрос на предоставление необходимых сведений может формироваться как в устной, так и письменной форме.

Если налогоплательщик откажется конструктивно взаимодействовать с ФНС, то это может привести к тому, что инспекция интерпретирует тот или иной сложный вопрос не в пользу проверяемой организации. При необходимости инспекторы ФНС могут осуществлять видеосъемку процесса проверки, фотографировать изучаемые объекты, что принадлежат фирме.

Факты о проверке должны фиксироваться в отдельном протоколе. В соответствующем документе инспектор обязан зафиксировать дату и место осуществления тех или иных действий, Ф.И.О. участников осмотра объектов проверяемой фирмы, содержание проводимых инспекторами действий, выявленные факты в процессе осмотра объектов. Фото- и видеоматериалы, если они есть, прилагаются к протоколу.

Встречная проверка

Выше мы отметили, что наряду с выездной — или как ее часть, — может быть инициирована встречная проверка. Ее сущность в том, что ФНС запрашивает данные о деятельности фирмы у сторонних лиц, имеющих отношение к проверяемой компании. Стоит отметить, что она регулируется другими нормами НК РФ — отличными от тех, которые содержит статья 89 НК РФ. Налоговая проверка, классифицируемая как встречная, в частности, регламентируется положениями ст. 87 Налогового кодекса РФ.

Мероприятие, о котором идет речь, может быть реализовано 2 способами. Во-первых, территориальное подразделение ФНС может самостоятельно запросить у сторонних фирм документы, которые связаны с деятельностью проверяемой фирмы. Во-вторых, инспекторы вправе взаимодействовать с коллегами по вопросам получения необходимой информации — направляя им запросы о необходимости истребования у фирм, прописанных на соответствующей территории, тех или иных документов.

Особенности толкования законодательства в части налоговых проверок

Важнейший нюанс налогового права — толкование положений НК РФ и дополняющих его нормативных актов. Многие бухгалтеры предпочитают ст. 89 НК РФ с комментариями, так как формулировки, приведенные в Кодексе в чистом виде, иногда не вполне однозначно позволяют интерпретировать ту или иную норму. Положения НК РФ в соответствующем формате можно найти на страницах многих тематических порталов в сети.

Статья 89 НК РФ с комментариями может содержать разъяснения экспертов касательно: порядка действий инспекторов ФНС и налогоплательщиков при проверках, последствий осуществления тех или иных активностей сотрудниками ФНС и проверяемыми фирмами, судебной практики по спорам между ФНС и организациями. Во всех случаях сведения, отражающиеся в соответствующих источниках, могут быть полезны для бизнесов.

Касательно положений, что содержит в себе статья 89 НК РФ: судебная практика может, как и в случае с экспертными комментариями, способствовать их разъяснению. Бывает, что мнение специалистов по тем или иным нормам НК РФ основано преимущественно на судебных прецедентах.

В тех случаях, когда ст. 89 НК РФ с комментариями содержит ссылки на судебную практику — речь может идти о рассмотрении дел в разных инстанциях. Но многие эксперты предпочитать ссылаться все же на решения, принятые ВС РФ или ВАС РФ. То есть не подлежащие обжалованию. В этом случае статья 89 НК РФ с комментариями может рассматриваться как источник, способствующий более корректному толкованию норм НК РФ в части проверок представителями бизнеса.

Для компетентных специалистов коммерческих предприятий важно, безусловно, иметь доступ к самой свежей редакции ст. 89 НК РФ. «Консультант» и иные справочно-правовые системы — самый, вероятно, оптимальный способ быть в курсе относительно обновлений соответствующего источника права.

Резюме по налоговым проверкам

Налоговые проверки – неотъемлемая часть ведения предпринимательской деятельности, и как налогоплательщик, вы всегда будете находиться под контролем налоговых органов. Несмотря на то, что проверки, особенно выездные, могут иметь серьезные неблагоприятные последствия для вас, существует возможность значительно снизить их риск:

  • Своевременно и, по возможности, без ошибок сдавайте налоговую и бухгалтерскую (для организаций) отчетность.
  • В полном объеме и в нужные сроки выплачивайте налоги и авансовые платежи.
  • Не избегайте общения с налоговыми органами, если уж у них появились к вам претензии, надо в максимально быстрый срок дать свои объяснения. Неконструктивным поведением будет игнорирование исходящей от ФНС корреспонденции, попытки уклониться от вручения актов или решений. Письма от ФНС считаются врученными на шестой день после их отправления, поэтому ваши доводы о том, что вы не получали корреспонденцию, вряд ли будут приняты.
  • Ведите и храните все документы, относящиеся к предпринимательской деятельности, особенно те, которые подтверждают расходы.
  • Если вы не являетесь специалистом в области учета, то позаботьтесь о получении качественных бухгалтерских услуг.
  • Оцените свою деятельность с точки зрения критериев риска, указанных в Концепции.
  • Соблюдайте осмотрительность при выборе контрагентов.
  • В случае рисков серьезных сумм доначислений при проведении налоговых проверок рекомендуем обращаться к узким специалистам – налоговым юристам и консультантам, аутсорсерам качественных бухгалтерских услуг.

Резюме

Итак, ФНС, не получившая необходимого результата по факту проведения камеральной проверки деятельности фирмы, может инициировать выездную. Регулирует данную процедуру главным образом статья 89 НК РФ. Выездная налоговая проверка, вместе с тем, может находиться и в юрисдикции других норм НК РФ, федеральных законов и подзаконных правовых актов.

В ходе рассматриваемого мероприятия задача инспекторов ФНС — определить то, насколько корректно фирма исчисляет и уплачивает налоги. Для этого ФНС вправе задействовать широкий спектр разрешенных законом методов — истребование документов, осмотр помещений, взаимодействие со сторонними организациями, имеющими отношение к деятельности проверяемой фирмы.

В некоторых случаях предусмотрено приостановление выездной проверки.Решения об инициировании рассматриваемой процедуры, а также об установлении паузы в ее проведении принимает руководитель территориального подразделения ФНС. Он же назначает инспекторов, ответственных за проведение мероприятия.

По итогам проверки налоговики выносят обоснованное решение — штрафовать компанию или, наоборот, обойтись без каких-либо санкций к ней. Наряду с изучением деятельности конкретной фирмы, ФНС может инициировать встречную проверку тех лиц, которые связаны с активностями проверяемой организации.

Большое значение для бухгалтеров и иных компетентных специалистов российских фирм имеет толкование норм НК РФ — в части проверок и не только. Приобрести необходимые знания в данной области финансисты могут, изучая комментарии экспертов и публичные сведения о судебных слушаниях в рамках споров между ФНС и проверяемыми предприятиями.

Сколько «стоит» налоговая проверка?

Любая налоговая проверка — это испытание для налогоплательщика, которое часто оборачивается взысканием значительных сумм недоимки по налогу, начислением пени, а в некоторых случаях и штрафами. Получить представление об этих суммах можно из официальных данных ФНС.

Каждый год Федеральная налоговая служба готовит доклад о результатах проведения контроля за бизнесом. В 2021 году эффективность одной выездной налоговой проверки выросла, по сравнению с прошлым годом, на 54% и составила 13,7 млн рублей. Для сравнения, в 2013 году сумма была почти в 2 раза меньше — 7,1 млн рублей. Налоговые органы считают, что риск-ориентированный подход к проведению проверок сказывается положительно, ведь количество выездных проверок снижается, а их результативность растет.

Выездные налоговые проверки стали более избирательными, но при этом почти стопроцентно результативными. Иными словами, если уж налоговая инспекция решила провести у вас выездную налоговую проверку, то без доначислений не обойтись. Средняя сумма дополнительных взысканий в 13,7 млн. рублей, так же, как и средняя температура по больнице, конечно, не дает представления о том, какими финансовыми санкциями обернется выездная налоговая проверка для конкретного налогоплательщика. Тем не менее, предположить ее последствия для своего бизнеса можно, и они весьма серьезны.

Выездную налоговую проверку проще предупредить, чем справляться потом с ее последствиями. При этом риски ее проведения тайной не являются, более того, налоговые органы настоятельно рекомендуют налогоплательщикам проводить такую самодиагностику. Далее мы подробно рассмотрим критерии риска выездной налоговой проверки.

Согласно докладу ФНС на 2014-2017 годы запланировано:

  • повысить эффективность работы по противодействию применения схем уклонения от налогообложения, в том числе с использованием офшорных компаний и фирм-однодневок;
  • повысить качество контрольных мероприятий, основанных на проведении аналитически проработанных точечных проверок в высокорискованных сферах деятельности;
  • создать систему контроля за применением контрольно-кассовой техники и полнотой учета выручки, основанной на передаче данных в адрес налоговых органов в электронном виде (об этом уже начатом эксперименте мы писали в статье про кассовый аппарат);
  • повысить эффективность взыскания сумм, доначисленных по результатам налоговых проверок, с принятием всего комплекса мер, включая привлечение к субсидиарной ответственности руководителей (учредителей) организаций, уклоняющихся от уплаты налогов (то есть, об ограниченной ответственности участников ООО по обязательствам юридического лица, в частности, по налоговым, скоро можно будет забыть);
  • повысить качество и результативность проведения камеральных проверок и др.

Как-то не очень убедительно выглядит на фоне такой эффективности работы (имеющейся и планируемой) налоговых органов презумпция добросовестности налогоплательщика, выраженная в статье 3(7) НК РФ: «Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика». Создается впечатление, что как для врачей нет здоровых людей, а есть не дообследованные, так и для налоговых органов нет добросовестных налогоплательщиков, а есть пока еще не проверенные.

Конечно, не все налогоплательщики представляют для налоговой инспекции одинаковый интерес. Все-таки, административный ресурс ФНС ограничен, и в первую очередь, заниматься они будут крупными предприятиями или уж очень явными нарушителями налогового законодательства. Можно прекрасно проработать многие годы без особых проблем с фискалами, для чего надо тщательно соблюдать правила ведения налогового учета (плюс бухгалтерского — для организаций), оформления документооборота, своевременно перечислять платежи и налоги, соблюдать трудовое законодательство.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]