Государство контролирует все процессы происходящие внутри него. Не является исключением и бизнес сфера. Любая предпринимательская деятельность подчинена строгим правилам ведения бухгалтерского учета и сдачи отчетности. Периодически, налоговыми органами проводятся различные типы проверок налогоплательщиков. В данном тексте вы узнаете основные правила проведения различных видов проверок, а также самые важные нюансы моратория на налоговые проверки 2017-2018 годов.
Предприниматели, в процессе своей деятельности, неизбежно взаимодействуют с государственными контролирующими органами. Зачастую, это взаимодействие происходит в результате осуществления каких-либо проверок на соответствие деятельности предпринимателя действующим законодательным нормам. Федеральная налоговая служба уполномочена осуществлять различные проверки предпринимательской деятельности, с целью контроля и надзора за ее законностью и правильностью осуществления. В данной статье вы найдете всю необходимую информацию по налоговым проверкам, а также узнаете нюансы моратория на налоговые проверки в 2017-2019 годах.
Каков порядок проведения выездной налоговой проверки в 2017–2018 годах
Выездная налоговая проверка состоит из следующих этапов:
- Принятие руководителем ФНС решения о проведении выездной налоговой проверки.
Что представляет собой этот документ, можно узнать из публикации.
- Осуществление мероприятий по проверке соответствия ведения бухгалтерского и налогового учета налогоплательщика нормам действующего законодательства.
Указанные действия сопровождаются:
- запросом необходимой документации и пояснений, обосновывающих ту или иную хозяйственную операцию;
Подробности — в статьях:
- «Какие документы вправе истребовать налоговики при выездной проверке?»;
- «Как налоговые органы истребуют пояснения от налогоплательщика».
При этом на практике ИФНС часто запрашивает документы, не относящиеся к предмету выездной налоговой проверки.
Как реагировать на такие запросы, вы узнаете из рекомендаций, содержащихся в материале «Для выездной проверки ИФНС требует расшифровку строк бухотчетности. Исполнять ли требование?».
- привлечением свидетелей, специалистов (в том числе переводчиков);
- осмотром помещений; при этом не исключены случаи, когда в ходе осмотра налоговики могут провести инвентаризацию;
Правильно организовать для ИФНС такую процедуру поможет наша статья «Проверяемый должен содействовать налоговикам при инвентаризации».
- проведением экспертиз;
- выемкой документов.
- Завершение процедуры сопровождается составлением справки, которая содержит предметное содержание выездной налоговой проверки, а также ее период.
Что ищут налоговики?
Правильнее сказать – ВСЁ. Если раньше инспекторы акцентировали свое внимание на расходах. Искали необоснованные расходы, чтобы доначислять НДС и прибыль. Теперь будут искать и незадекларированную выручку.
Причем, в и том и в другом случае, имейте ввиду, что для доказательств налоговикам подойдет даже донос уволенного сотрудника. Даже в том, случае, когда сотрудник не работал в течение проверяемого периода, этот донос принимается в суде. Суды встают на сторону налоговиков. Налоговики используют показания сотрудников очень активно. Находят недовольного (а таких много везде) и проводят допрос в нужном русле. Часто сотрудники даже не понимают, что их слова (невинные) ложатся потом в основу обвинения руководства фирмы.
Судебная практика показывает, что суды встают на сторону налоговых инспекторов.
Как исчисляется срок проведения выездной налоговой проверки
Период проведения выездной налоговой проверки, как правило, варьируется от 2 до 6 месяцев. Зависит это от следующих факторов:
- принадлежит ли фирма к числу крупнейших налогоплательщиков;
- имеются ли у нее обособленные подразделения;
- нарушал ли налогоплательщик сроки представления запрошенной информации;
- прочие факторы.
О них подробно рассказывается в этом материале.
Отметим, что выездная налоговая проверка может быть приостановлена на срок до 6 месяцев (или до 9 месяцев — в случае ожидания информации от иностранных органов в рамках международных контрактов). Такое приостановление осуществляется посредством передачи проверяемому лицу соответствующего решения. С момента «заморозки» выездной налоговой проверки ее срок перестает исчисляться и налоговики уже не вправе:
- находиться у налогоплательщика;
- запрашивать документы;
- производить осмотр помещений;
- осуществлять прочие мероприятия.
О том, какие это мероприятия, вы узнаете из публикации «Какой срок проведения выездной налоговой проверки?».
Обратите внимание: если налоговики выставили требование, после чего приостановили проверку, обязанность представления документов за налогоплательщиком сохраняется.
Об этом наша статья «Приостановление проверки не продлит срок на подачу истребованных документов».
Число таких «заморозок», согласно п. 9 ст. 89 НК РФ, может быть равно числу контрагентов проверяемого налогоплательщика. При этом сроки продолжают исчисляться после возобновления выездной налоговой проверки, что сопровождается принятием соответствующего решения.
Какие риски возникают при работе с клиентами
Допустим, есть компания, которая занимается продажей окон. Если она работает по принципу постоплаты, то с коммерческими рисками она сталкивается постоянно. Например, она отгрузила товар клиенту, а деньги не получила. В итоге осталась и без товара, и без денег. В этом случае стопроцентная предоплата полностью защитила бы её от неблагоприятных последствий коммерческого характера, так как деньги ей поступили бы еще до отгрузки товара.
В то же время работа с клиентами никак не связана с налоговыми рисками. Налоговая не будет проверять ваших клиентов и предъявлять вам претензии. Исключение составляет только встречная налоговая проверка, когда вами могут заинтересоваться в рамках проверки цепочки поставщиков.
Как проводится обжалование акта выездной налоговой проверки
О завершении выездной налоговой проверки свидетельствует составленная налоговиками справка. После ее оформления у инспекторов есть 2 месяца для составления и передачи акта (п. 1 ст. 100 НК РФ), в котором указывается:
- дата;
- реквизиты проверяемого лица;
- Ф. И. О. проверяющих из ИФНС;
- номер решения о проведении проверки;
- документы, которые были представлены налогоплательщиком;
- период проверки;
- прочая важная информация.
Подробнее об этом речь идет в материале. Здесь же можно найти и образец акта.
После получения акта у налогоплательщика есть возможность для обжалования в течение месяца. Как это лучше сделать, подскажет наша статья «Возражения на акт выездной налоговой проверки — образец».
После рассмотрения возражений ИФНС в течение 10 дней (согласно п. 1 ст. 101 НК РФ этот срок может быть продлен на 1 месяц) принимает решение о привлечении или непривлечении к ответственности проверяемого лица.
Какие документы инспектор не должен требовать от организации
Перечень документов, которые может запросить инспектор сокращен с 1 июля 2021 года.
Инспектор не может запросить документы, которые он может получить от других государственных структур. Например, справки об отсутствии задолженности по страховым взносам, кадастровые паспорта объектов недвижимости, справки об их кадастровой стоимости, выписки из ЕГРЮЛ, ЕГРИП, ЕГРП и других госреестров.
Всего под запрет попало 153 вида документов. Их полный перечень утвержден распоряжением Правительства РФ от 19.04.16 № 724-р.
Где взять план выездных налоговых проверок на 2021 год
План выездных налоговых проверок ежегодно размещается на сайте ФНС до 31 декабря года, предшествующего году проведения контрольных мероприятий. Поэтому, кому грозит в 2021 году выездная налоговая проверка, 2021 год уже показал.
С учетом п. 4 ст. 89 НК РФ в 2021 году налоговики могут провести выездную налоговую проверку в отношении 2015, 2021, 2021 годов. При этом арбитры допускают, что в ходе выездной налоговой проверки контролирующие органы вправе затребовать документы текущего года, т. е. помимо ранее указанных годов нужно быть готовыми представить документацию, относящуюся к 2021 году.
Подробности — в наших материалах:
- «ВС РФ признал, что выездная проверка текущего календарного года правомерна»;
- «Вправе ли налоговый орган проверить текущий год?».
Мораторий на проверки 2017-2019
Судя по заявлениям официальных лиц государства, решение о введении данного моратория было принято для снижения давления на определенные предпринимательские сферы и их стимуляцию в условиях геополитического и экономического кризиса.
Федеральным законом №246-ФЗ от 13.07.2015 года были внесены изменения в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 года №294-ФЗ (далее – закон 294 ФЗ).
В частности, в закон 294 ФЗ была добавлена статья 26.1, которая определяет, что на протяжении 3-х лет (2017, 2021 и 2021 годы) от плановых проверок освобождаются ИП и юридические лица, относящиеся к субъектам малого предпринимательства. Кроме ИП и юридических лиц, занимающихся видами деятельности, которые указаны в ч. 9 ст. 9 закона 294 ФЗ (деятельность в сферах: образования, здравоохранения, теплоснабжения, социальной, энергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности), а также лиц указанных в ч. 6 ст. 26.1 закона 294 ФЗ.
ИП и юридические лица, попадающие под действие моратория, могут быть включены в план проверок в следующих случаях:
- Если, ранее, для них было вынесено постановление, предусматривающее административное наказание за грубое нарушение законодательства РФ, и оно вступило в силу, либо административное наказание предусматривающее дисквалификацию или приостановление деятельности;
- Если в их отношении было принято решение об аннулировании или приостановлении лицензии на основании результатов проверки, с окончания которой прошло менее 3-х лет.
К «арсеналу» методов оценки налоговыми органами налогоплательщиков был добавлен риск-ориентированный подход, который начнет применяться с 1 января 2021 года. Однако Правительство РФ может устанавливать отдельные виды контроля, в которых уже заложен нововведенный подход и до 1 января 2019 года.
Риск-ориентированный подход предполагает определение зависимости между частотой проведения мероприятий контроля (проверок и т.д.) и законодательных нарушений в деятельности ИП и юридических лиц, а также потенциальной возможности совершения нарушений и несоблюдение обязательных требований.
Чем выше будет установленный уровень риска для того или иного налогоплательщика – тем чаще он будет подвергаться проверкам. Соответственно, чем ниже уровень риска – тем реже будут проверки и контрольные мероприятия. Отсюда следует вывод – любой налогоплательщик должен стремиться к минимизации уровней риска.
Несмотря на явный положительный акцент внесенных изменений, некоторые эксперты опасаются, что органы осуществляющие определение уровня риска, могут использовать это право в собственных интересах, таким образом, ущемляя права «избранных» налогоплательщиков. Что будет на самом деле, покажет время, и результаты интеграции системы риск-ориентированного подхода.
Может ли выездная проверка проводиться по налогоплательщикам, не попавшим в план проверок
Действующее законодательство не содержит такого понятия, как внеплановая выездная налоговая проверка, хотя на практике такое случается.
Рассмотрим наиболее часто встречающиеся ситуации, когда ИФНС могут провести такую выездную налоговую проверку:
- Ликвидация или реорганизация налогоплательщика. При этом период проверки также составляет 3 года, которые предшествуют году данного события.
- Проведение повторной проверки, основаниями для которой является:
- решение вышестоящего налогового органа — такая проверка проводится в целях контроля за деятельностью подведомственной ИФНС;
- представленная уточненная декларация.
Об особенностях проверки в рамках подачи уточненки читайте в материале «При подаче уменьшающей уточненки возможна повторная выездная проверка периодов «старше 3 лет»».
- При поступлении информации о нарушении налогоплательщиком действующего законодательства. При этом такие сведения могут быть получены от физлиц, организаций или правоохранительных органов.
Таким образом, выездные налоговые проверки в 2017–2018 годах могли и не попасть в план ФНС, но при наличии вышеуказанных обстоятельств они все же могут быть проведены.
Выездная налоговая проверка с учетом специфики ее проведения — это всегда трудоемкий и затяжной процесс. Чем характеризуется выездная налоговая проверка, каков порядок ее проведения и о прочих особенностях этого контрольного мероприятия, вы всегда можете узнать из публикаций нашей рубрики «Выездная налоговая проверка».
Ликвидация и закрытие ИП: быть ли проверке?
Когда ИП ликвидирует деятельность, он подает в налоговую инспекцию отчетную документацию. И возникает вопрос: при закрытии ИП будет ли налоговая проверка или нет?
Однозначно ответить на вопрос нельзя. Сотрудники налоговой инспекции имеют на это полное право. При закрытии ИП налоговая проводит проверку в течение 4-х или 5-ти месяцев после прекращения деятельности. Поводом для проведения может стать любая причина (те же, что и для формирования плана выездных проверок).
Как налоговая строит доказательную базу
При проведении камеральных проверок по НДС налоговая использует специальную программу АСК НДС. Она сопоставляет данные по одной операции, и в случае, если они не совпадают, формируется автоматическое требование по разрыву, который сигнализирует о завышении налоговых вычетов покупателем или занижении суммы налога к уплате продавцом. По таким требованиям осуществляются мероприятия налогового контроля по всей цепочке контрагентов. Система АСК НДС показывает низкий, средний и высокий налоговый риск, они имеют цветовые обозначения.
Имея на руках информацию о компаниях из системы АСК НДС, сотрудники налоговой службы используют профессиональный сервис по проверке юрлиц, например, Контур.Фокус, и дальше уже подробно смотрят информацию о заинтересовавшем их налогоплательщике.
Экономьте время на оценке надежности компании и снижайте коммерческие и налоговые риски по сделке.
Узнать больше
В центр внимания инспекторов могут попасть компании, которые не проявили должную осмотрительность и отнеслись к проверке контрагента формально.
В рамках проверки налоговая может вызвать директора компании на допрос. В Письме ФНС РФ от 13.07.2017 № ЕД-4-2/[email protected] приводится перечень вопросов, которые помогают сотрудникам ФНС прояснить ситуацию по сделкам. Один из важных вопросов — существуют ли в организации документы, регламентирующие процесс проверки контрагентов?
Как с помощью Фокуса трактовать информацию о контрагенте
В процессе мониторинга клиента или поставщика в Фокусе важно оценить коммерческие риски, которые могут возникнуть в случае сотрудничества с ним.
Задача заключается в том, чтобы не потерять деньги. Хотя коммерческие и налоговые риски сильно пересекаются.
Фокус позволяет увидеть признаки финансово-хозяйственной деятельности. Важно убедиться в том, что , то есть она функционирует.
Оценить финансовое состояние помогут следующие индикаторы.
- Рейтинг финансового состояния (вероятность банкротства).
- Наличие денег для выполнения обязательств. Обратите внимание на размер уставного капитала: чем он больше — тем лучше. Размер уставного капитала указывает на то, какую сумму способна выплатить компания в случае банкротства или ликвидации. Если речь идет о нескольких тысячах, то стоит насторожиться.
- Уплата налогов. Само по себе наличие задолженности не говорит о недобросовестности поставщика, но является сигналом, на который стоит обратить внимание.
- Размер краткосрочных и долгосрочных кредитов и доля дебиторской задолженности. Если в прошлом году компания была закредитована и имела высокую дебиторскую задолженность, то через год вряд ли у нее резко всё наладится.
- Наличие периодически выигрываемых и исполняемых государственных контрактов. Можно сравнить суммы по госконтрактам, которыми оперирует организация, с суммой по вашему контракту. Если суммы сопоставимы, то риск ниже, чем если сумма вашей сделки в десяток раз превышает обычные сделки компании. Кроме того, когда компания принимает участие в госконтрактах по 44-ФЗ, она проходит проверку. При этом важно обращать внимание именно на исполненные, а не просто на заключенные госконтракты. Если компания выиграет тендер и не исполнит его, то может попасть на три года в Реестр недобросовестных поставщиков.
- Наличие связанных организаций с удовлетворительным уровнем выручки и чистой прибыли.
- Среднесписочная численность сотрудников должна быть адекватна деятельности компании. Если в компании работает мало людей, а работы по договору предполагают наличие большого штата, то это повод задать поставщику вопрос, как он планирует исполнять свои обязательства. Возможно, он заключает договор с другим юрлицом и передает ему часть работ по договору.
- Договоры лизинга. Если компании предоставляли машины или оборудование в лизинг, значит, её проверял лизингодатель и тот был готов к рискам, которые могут возникнуть при сотрудничестве.
- Наличие арбитражных дел в качестве истца. Стоит обратить внимание на суммы, чтобы понять, попадает ли ваша сделка в категорию «рядовых». Не лишним будет ознакомиться с самими арбитражными делами и посмотреть, как ваш поставщик строит свою защиту по делам в качестве ответчика. Вполне возможно, что он ничего не платит до тех пор, пока с ним не начинают судиться.
- Членство в Торгово-промышленной палате (ТПП). Вступление в ТПП предполагает членский взнос. Кроме того, компании нужно пройти комиссию, которой придется доказывать реальное ведение хозяйственной деятельности и предоставить стратегию развития предприятия на несколько лет вперед. Такая проверка проводится регулярно.
- Действующие сертификаты и декларации. Их наличие может свидетельствовать о том, что на реальное место ведения бизнеса приезжали специалисты, и тот товар, который должен быть сертифицирован или задекларирован, проверялся на месте.
- Выданные лицензии. Лицензии также выдаются по месту работы предприятия после проверки.
- Товарные знаки. На их получение нужно потратить и время, и деньги. Если они есть, значит, компания серьезно относится к делу.
- Завершенные плановые проверки. Проверяющий орган выезжает на фактическое место работы компании, что также является косвенным признаком ведения компанией материально-хозяйственной деятельности.
- Открытые и архивные вакансии. Свидетельствуют о кадровых масштабах компании, её деятельности — если она набирает персонал, следовательно, развивается, расширяется, открывает новые направления.
- Отсутствие компании в особых реестрах ФНС: руководство имеет дисквалификацию и не может занимать руководящие должности; руководитель или учредитель могут быть номинальным руководителем или владельцем многих других фирм; по юридическом адресу компания не найдена; адрес регистрации может быть массовым; есть задолженность перед ФНС более 1 000 руб.; компания не сдает налоговую отчетность более года.
Обратите внимание на то, что все перечисленные факторы не имеет смысла рассматривать по отдельности. Зато в комплексе они складываются в целостный портрет. И чем больше информации о компании вам удалось собрать, тем проще оценить риск сотрудничества с ней. Напротив, если по компании нет никакой информации, это повод задать контрагенту уточняющие вопросы, возможно, встретиться с ним лично у него в офисе или на производстве, запросить дополнительные документы.
Какие налоговые преференции и льготы есть у компаний
Каждая компания имеет немало преференций, но в данном случае остановимся на следующих:
- право на вычет по НДС;
- расходы по налогу на прибыль.
Со своей прибыли компания обязана уплачивать налог 20 %. Под прибылью следует понимать то, что остается после вычета расходов из доходов. Если ИП или компания применяет УСН, то вместо 20 % платит 6 % с доходов или 15 % с разницы доходов и расходов.
Чем опасно лишение права поставить сделку в расход
Когда ФНС решает, что сделка на 1 млн руб., которую вы заключили с поставщиком, недействительна, она заявляет о том, что вы не имеете права поставить эту сделку в расход.
Чтобы понять, как это бьет по экономике компании, рассмотрим такой пример: допустим, доход вашей компании составил 10 млн, затраты — 1 млн руб., и если вы не сможете поставить в расходы сделку с поставщиком на 1 млн руб., то сумма налога будет больше на 200 000 руб.
Помимо этого на сумму накладываются штрафы и пени. Штраф платится с суммы налога, которую вы должны доплатить (НДС и налог на прибыль).
Согласно ст. 122 НК РФ, если налоговики доказывают умысел, то штраф составляет 40 % от неуплаченной суммы налога. Если деяние расценивается просто как неуплата или неполная уплата суммы налога, то 20 %.
На сумму неуплаченного налога начисляются пени в размере 1/300 ставки рефинансирования (5,5 %) за каждый день просрочки со срока уплаты налога. А поскольку вы не начислили эти деньги вовремя в бюджет, на них начисляют пени за каждый день просрочки.
В каких случаях суд возбуждает уголовное дело
Если налоговая доказывает умысел в заключении сомнительной сделки, то в отношении руководителя предприятия может быть возбуждено дело по одной из статей УК РФ: ст. 199 за неуплату налога в крупных размерах или ст. 159 за мошенничество.
Как происходит лишение права на вычет по НДС
Основной риск, который возникает при налоговой проверке, — это лишение компании права на вычет по НДС. Но, чтобы оценить этот риск, надо понять, что такое НДС.
Допустим, ООО «Ромашка» производит товар, который стоит 100 руб. Когда компания его продает, то к этой сумме добавляется 20 руб. НДС. Стоимость товара в итоге составляет 120 руб. Именно за эту сумму у нее покупает товар следующее юрлицо — ООО «Василек». В свою очередь «Василек» продает этот товар физлицу, например, за 200 руб. И к этой сумме добавляется НДС в размере 40 руб. Таким образом, физлицо покупает товар уже за 240 руб.
«Василек» должен заплатить в бюджет налог (НДС) — 40 руб. Но этот товар изначально приобретался им за 120 руб., из которых 20 руб. НДС уже было уплачено «Ромашкой». Если «Василек» заплатит 40 руб. и «Ромашка» 20 руб., то ФНС в итоге получит 60 руб., а должна — 40 руб.
Поэтому, когда в конце отчетного периода «Василек» подает в налоговую декларацию, то он указывает в ней, что должен уплатить не 40 руб., а 20 руб. НДС. Остальные 20 руб. он заявит на вычет.
Когда налоговая лишает компанию права на вычет НДС, она, по сути, лишает её возможности поставить определенную сумму, полученную в результате сделки с поставщиком, на вычет. И так по каждой сделке.
Как возникают дела о налоговых правонарушениях
Если в сданной декларации налоговая нашла расхождения, директора компании могут вызвать на допрос или опрос, чтобы разобраться в конкретных сделках. Если он соглашается с претензиями, то компании доначисляют сумму. Вдобавок к этому ФНС может запустить проверку и по другим сделкам.
При возникновении арбитражного дела специалисты налоговой будут не просто доказывать факт, что конкретная сделка была фиктивной, — они будут доказывать умысел. Их задача — убедиться, что контрагент является добросовестным лицом и ведет реальную деятельность.
При этом неважно, платит ли контрагент, с которым вы заключаете договор, налоги. Важны четыре критерия, перечисленные выше.