Статья 143 НК РФ. Налогоплательщики (действующая редакция)

1. Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее в настоящей главе — налогоплательщики) признаются:

(в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 166-ФЗ

, от 01.12.2007
N 310-ФЗ
)

организации;

индивидуальные предприниматели;

лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее в настоящей главе — налог) в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством

Таможенного союза и
законодательством
Российской Федерации о таможенном деле.

(в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 166-ФЗ

, от 27.11.2010
N 306-ФЗ
)

2. Утратил силу с 1 января 2021 года. — Федеральные законы от 01.12.2007 N 310-ФЗ

, от 30.07.2010
N 242-ФЗ
.

3. Не признаются налогоплательщиками UEFA (Union of European Football Associations) и дочерние организации UEFA в период по 31 декабря 2021 года включительно, FIFA (Federation Internationale de Football Association) и дочерние организации FIFA, указанные в Федеральном законе

от 7 июня 2013 года N 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2021 года, Кубка конфедераций FIFA 2021 года, чемпионата Европы по футболу UEFA 2021 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2021 года, чемпионата Европы по футболу UEFA 2021 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

(в ред. Федерального закона

от 01.05.2019 N 101-ФЗ)

Не признаются налогоплательщиками конфедерации, национальные футбольные ассоциации, производители медиаинформации FIFA, поставщики товаров (работ, услуг) FIFA, определенные указанным Федеральным законом

и являющиеся иностранными организациями, в части осуществления ими операций, связанных с осуществлением мероприятий, определенных указанным Федеральным
законом
.

(п. 3 введен Федеральным законом

от 07.06.2013 N 108-ФЗ)

Кто уплачивает НДС при продаже в РФ товаров, работ или услуг?

Деятельность по продаже товаров, работ и услуг в России считается объектом обложения налогом на добавленную стоимость. Налогоплательщиками НДС являются в России организации и ИП. Совершая действия по продаже товаров, услуг или работ, предприниматели и организации платят НДС в установленном НК РФ порядке. Исключения указаны в п 2 ст 146 и ст 149 НК РФ. Но эти исключения касаются не самих плательщиков налога, а действий, совершаемых ими. Все операции, приведенные списком в указанных статьях, не облагаются налогом. Это не зависит от того, кто именно их совершает. При этом Налоговый кодекс содержит также и порядок освобождения организаций и предпринимателей от их обязанностей налогоплательщиков НДС (ст 145 НК РФ). Он применяется в зависимости от суммы выручки организации или предпринимателя за проданный товар (работы или услуги). Не платят НДС фирмы, использующие специальные налоговые режимы: УСН, ЕНВД, ЕСХН.

Статья 143 НК РФ. Налогоплательщики (действующая редакция)

Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 11 НК РФ для целей налогообложения к индивидуальным предпринимателям относятся физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них НК РФ, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.

В соответствии с пунктом 1 статьи 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Статьей 2 ГК РФ предусмотрено, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Согласно пункту 4 статьи 23 ГК РФ гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требований пункта 1 статьи 23 ГК РФ, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила НК РФ об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Таким образом, физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, при отсутствии регистрации в качестве индивидуального предпринимателя не вправе ссылаться на то, что он не является индивидуальным предпринимателем.

Официальная позиция.

Так, в письме Минфина России от 29.12.2014 N 03-11-11/68030 разъясняется, что реализация нежилого помещения индивидуальными предпринимателями, признаваемыми налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, подлежит налогообложению данным налогом в общеустановленном порядке.

В случае если нежилое помещение не использовалось для предпринимательской деятельности, осуществляемой физическим лицом в качестве индивидуального предпринимателя, то при его реализации налог на добавленную стоимость не исчисляется, поскольку на основании статьи 143 НК РФ физические лица при реализации товаров (работ, услуг) в рамках непредпринимательской деятельности налогоплательщиками данного налога не признаются.

Пример из судебной практики.

При осуществлении деятельности вне рамок предпринимательской деятельности физическим лицом, имеющим статус индивидуального предпринимателя, такая реализация не подпадает под объект обложения НДС. Так, в Постановлении от 12.01.2010 N Ф09-5369/09-С2 ФАС Уральского округа поддержал вывод суда апелляционной инстанции о том, что наличие статуса индивидуального предпринимателя не может изменить определенный гражданским законодательством статус принадлежащего ему как физическому лицу недвижимого имущества, даже если такое имущество сдается собственником в аренду в качестве индивидуального предпринимателя.

По обстоятельствам дела индивидуальный предприниматель использует свое имущество не только для занятия предпринимательской деятельностью, но и в качестве личного имущества, необходимого для личных нужд, поэтому его имущество не может быть разграничено.

Следовательно, при реализации физическим лицом, хотя и имеющим статус индивидуального предпринимателя, товаров (работ, услуг), но вне рамок осуществления предпринимательской деятельности, такая реализация не может быть признана подпадающей под объект налогообложения НДС, что соответствует позиции финансового ведомства, согласно которой реализуемое предпринимателем нежилое (жилое) помещение не может быть отнесено к основным средствам индивидуального предпринимателя, поскольку не используется им непосредственно в качестве средств труда в процессе осуществления предпринимательской деятельности.

Рассмотрим пример из судебной практики, где суд пришел к противоположной позиции, исходя из материалов дела, признав предпринимателя налогоплательщиком НДС.

Так, в Постановлении Седьмого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2014 N А67-5694/2013 указывается, что граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, являются налогоплательщиками в соответствии с нормами налогового законодательства. В соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предпринимательской деятельностью признается в том числе деятельность, имеющая признаки, указанные в статье 2 ГК РФ, и осуществляемая лицом, не имеющим статуса индивидуального предпринимателя.

Сдаваемые предпринимателем в аренду помещения не предназначены для использования в личных целях, не связанных с предпринимательской деятельностью. Целью сдачи помещений в аренду было получение прибыли.

Исходя из положений вышеизложенных норм организации и индивидуальные предприниматели, отвечающие критериям статьи 11 НК РФ, являются налогоплательщиками НДС. Однако следует помнить, что не все.

Внимание!

Здесь необходимо учитывать, что пунктом 7 статьи 12 НК РФ определено, что НК РФ устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в статье 13 НК РФ, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов.

Перечень специальных налоговых режимов закреплен в статье 18 НК РФ. К специальным налоговым режимам на основании статьи 18 НК РФ относятся: система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции, а также патентная система налогообложения (глава 26.5 «Патентная система налогообложения» НК РФ введена Федеральным законом от 25.06.2012 N 94-ФЗ, в свою очередь, новый специальный налоговый режим применяется индивидуальными предпринимателями с 1 января 2013 г.).

Согласно абзацу второму пункта 7 статьи 12 НК РФ специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, указанных в статьях 13 — 15 НК РФ.

Данное положение касается и обязанности налогоплательщиков, применяющих специальный налоговый режим, уплачивать НДС, например:

1) пунктом 3 статьи 346.1 НК РФ установлено, что организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 НК РФ);

2) пунктом 2 статьи 346.11 НК РФ установлено, что организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 НК РФ.

Положения пункта 3 статьи 346.11 НК РФ содержат аналогичные вышеизложенным положения в отношении индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения;

3) пунктом 4 статьи 346.26 НК РФ предусмотрено, что организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией;

4) пунктом 11 статьи 346.43 НК РФ предусмотрено, что индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых не применяется патентная система налогообложения; при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией; при осуществлении операций, облагаемых в соответствии со статьей 174.1 НК РФ.

Исходя из письма Минфина России от 16.05.2011 N 03-07-11/126 счета-фактуры имеют право выставлять комиссионеры (агенты), в том числе организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, осуществляющие реализацию товаров (работ, услуг) от своего имени.

В иных случаях налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, оформлять счета-фактуры не должны.

Данное правило можно автоматически распространить на остальные специальные налоговые режимы.

В ситуации, когда «спецрежимники» реализуют товары (работы, услуги) через посредника, то он налог на добавленную стоимость не исчисляет и счета-фактуры не выставляет. Данный вывод следует из письма Минфина России от 31.05.2011 N 03-07-11/152, в котором отмечается, что агент, осуществляющий от своего имени реализацию услуг принципала, применяющего единый сельскохозяйственный налог, налог на добавленную стоимость по таким услугам не исчисляет и соответствующие счета-фактуры не выставляет.

Обращаем внимание, что подход официальных органов к данному вопросу на сегодняшний день не изменился, они придерживаются этой же позиции.

Внимание!

Следует отметить, что не только лица, применяющие специальные налоговые режимы, не являются плательщиками НДС. НДС не платят также лица, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС в соответствии со статьей 145 НК РФ.

Актуальная проблема.

Пунктом 5 статьи 173 НК РФ установлено, что сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется следующими лицами в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога:

1) лицами, не являющимися налогоплательщиками, или налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога;

2) налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению.

Финансовое ведомство неоднократно подчеркивало, что пункт 5 статьи 173 НК РФ — единственный случай, когда организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, выставляют счета-фактуры с выделением суммы налога на добавленную стоимость и уплачивают его в бюджет (см. письма Минфина России от 18.07.2013 N 03-07-11/28306, от 05.04.2013 N 03-07-11/11247). Аналогичные разъяснения сформированы в отношении остальных «спецрежимников» (см., например, письмо ФНС России от 17.01.2013 N ЕД-2-3/[email protected]).

В письмах от 07.08.2013 N 03-11-11/31784, от 05.07.2013 N 03-07-14/26067 Минфин России обращает внимание, что при применении указанной нормы применительно к плательщикам ЕНВД следует учитывать, что согласно пункту 1 статьи 346.28 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели переходят на уплату единого налога на вмененный доход добровольно.

Снятие с учета налогоплательщика данного налога при прекращении им предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход, переходе на иной режим налогообложения, в том числе по основаниям, установленным подпунктами 1 и 2 пункта 2.2 статьи 346.26 НК РФ, осуществляется на основании заявления, представленного в налоговый орган в течение пяти дней со дня прекращения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход, или со дня перехода на иной режим налогообложения, или с последнего дня месяца налогового периода, в котором допущены нарушения требований, установленных подпунктами 1 и 2 пункта 2.2 статьи 346.26 НК РФ (пункт 3 статьи 346.28 НК РФ).

Таким образом, НК РФ не содержит таких оснований для утраты права на применение системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, как выставление плательщиком единого налога на вмененный доход счета-фактуры.

Внимание!

Еще одной категорией налогоплательщиков налога на добавленную стоимость являются лица, которые перемещают товары через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

В соответствии со статьей 79 Таможенного кодекса Таможенного союза плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза, международными договорами государств — членов Таможенного союза и (или) законодательством государств — членов Таможенного союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.

Согласно статье 114 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее — Закон N 311-ФЗ) плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза, международными договорами государств — членов Таможенного союза и Законом N 311-ФЗ.

На основании статьи 186 Таможенного кодекса Таможенного союза декларантами могут быть:

1) лицо государства — члена Таможенного союза:

заключившее внешнеэкономическую сделку либо от имени (по поручению) которого эта сделка заключена;

имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами — при отсутствии внешнеэкономической сделки;

2) иностранные лица:

физическое лицо, перемещающее товары для личного пользования;

лицо, пользующееся таможенными льготами в соответствии с главой 45 Таможенного кодекса;

организация, имеющая представительство, созданное на территории государства — члена Таможенного союза в установленном порядке, — при заявлении таможенных процедур временного ввоза, реэкспорта, а также таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления только в отношении товаров, ввозимых для собственных нужд таких представительств;

лицо, имеющее право распоряжаться товарами не в рамках сделки, одной из сторон которой выступает лицо государства — члена Таможенного союза;

3) для заявления таможенной процедуры таможенного транзита — лица, указанные в подпунктах 1 и 2 данной статьи, а также:

перевозчик, в том числе таможенный перевозчик;

экспедитор, если он является лицом государства — члена Таможенного союза.

Актуальная проблема.

Из буквального толкования пункта 1 статьи 143 НК РФ следует, что публично-правовые образования не являются налогоплательщиками НДС, так как в качестве таковых не поименованы.

Однако в пункте 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость» указывается, что статья 143 НК РФ не называет публично-правовые образования в качестве плательщиков налога на добавленную стоимость.

Вместе с тем государственные (муниципальные) органы, имеющие статус юридического лица (государственные или муниципальные учреждения), в силу пункта 1 статьи 143 НК РФ могут являться плательщиками налога по совершаемым ими финансово-хозяйственным операциям, если они действуют в собственных интересах в качестве самостоятельных хозяйствующих субъектов, а не реализуют публично-правовые функции соответствующего публично-правового образования и не выступают от его имени в гражданских правоотношениях в порядке, предусмотренном статьей 125 ГК РФ.

Таким образом, мы видим, что публично-правовые образования при определенных условиях также выступают в качестве налогоплательщиков НДС.

Внимание!

Положения пункта 2 статьи 143 НК РФ в соответствии с пунктом 6 статьи 12 Федерального закона от 30.07.2010 N 242-ФЗ применяются до 1 января 2021 года.

Пункт 3 комментируемой статьи введен Федеральным законом от 07.06.2013 N 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2021 года, Кубка конфедераций FIFA 2021 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Необходимость введения данной нормы обусловлена проведением чемпионата мира по футболу FIFA 2021 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года.

Официальная позиция.

Так, в письме Минфина России от 22.01.2015 N 03-07-07/1643 разъясняется, что пункт 3 статьи 143 НК РФ устанавливает льготный режим налогообложения организаций, деятельность которых связана с подготовкой и проведением в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2021 года, Кубка конфедераций FIFA 2021 года.

Льготный порядок налогообложения указанных организаций установлен нормами пункта 3 статьи 143, подпункта 13 пункта 2 статьи 146 главы 21 «Налог на добавленную стоимость», пункта 4 статьи 246, подпункта 45 пункта 1 статьи 251, пункта 48.16 статьи 270 главы 25 «Налог на прибыль организаций», а также пункта 1.2 статьи 373 главы 30 «Налог на имущество организаций» Налогового кодекса Российской Федерации. При этом данными нормами перечни документов, подтверждающих правомерность применения льготного порядка налогообложения, не установлены.

Таким образом, основанием для применения льготного порядка налогообложения могут являться документы, подтверждающие статус указанных организаций, соглашения и договоры, заключенные с FIFA или уполномоченными ею лицами, на осуществление мероприятий, предусмотренных Федеральным законом от 7 июня 2013 г. N 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2021 года, Кубка конфедераций FIFA 2021 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», документы, подтверждающие факт оплаты FIFA или иными уполномоченными ею лицами приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), и т.п.

Аналогичная позиция также получила выражение в письме Минфина России от 15.01.2015 N 03-02-07/1/421.

Некоммерческие организации являются плательщиками НДС?

По ст 143 НК РФ налогоплательщиками НДС являются:

  • организации;
  • предприниматели;
  • лица, занимающиеся перемещением товаров через границу Таможенного союза.

Никаких отдельных оговорок по поводу некоммерческих организаций кодекс не содержит. Так как все организации признаны налогоплательщиками, то некоммерческие организации по умолчанию относятся к их числу. Судебной практики, касающейся этой темы, нет, и это свидетельствует о том, что споров подобное утверждение не вызывает. К тому же Минфин высказал позицию, что автономные учреждения, выполняя работы и оказывая услуги, должны уплачивать НДС в бюджет, что подтверждает вывод о том, что некоммерческие организации являются плательщиками НДС.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]