Бухгалтерские проводки по учету источников имущества

Хозяйственная деятельность организаций основана на использовании принадлежащего ей имущества, отражаемого в учете. С 1.01.19 движимое имущество организации, согласно поправкам в НК РФ (ст. 374-1), налогом на имущество не облагается, и поскольку данные бухучета — основа для расчета показателей НУ, критерии, определяющие движимое и недвижимое имущество, приобретают особую значимость. Проводки по учету имущества, формируя основные балансовые показатели, также являются одними из наиболее важных в БУ.

Как организации отличить движимое имущество от недвижимого имущества?

Определение термина «бухгалтерский учет»

Бухгалтерский учет — это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Бухгалтерский учёт в соответствии с законом о бухгалтерском учёте может вестись: главным бухгалтером, принятым на предприятие по трудовому договору, генеральным директором при отсутствии бухгалтера, бухгалтером, не являющимся главным, либо сторонней организацией (бухгалтерское сопровождение).

Формирование бухгалтерских проводок по учету имущества организации

Законодательством определено, что собственность компании существует обособлено от имущественных объектов собственников и других компаний. Ведение бухгалтерского учета имущества регулируется Гражданским, Налоговым кодексами, законом «О бухучете», ПБУ.

Существует несколько видов имущества организации:

  • основные средства, включающие недвижимое имущество, оборудование, транспорт;
  • нематериальное имущество, которое состоит из неосязаемых объектов, приносящих прибыль компании (программы для компьютера, изобретения);
  • наличные и безналичные финансы компании в любой валюте;
  • денежные вложения в уставный капитал других компаний, в ценные бумаги;
  • материальные запасы для производства (товары, сырье, готовая продукция и др.);
  • дебиторская задолженность, то есть финансовые средства, представляющие собой задолженность от контрагентов.

Бухучет имущества организации основан на жестком принципе: собственность организации в денежном эквиваленте и источники ее образования равнозначны. Увеличение источников фиксируется на кредитных счетах. Дебеты счетов отражают расход.

Основной метод бухгалтерской учетной политики – двойная запись с использованием двух корреспондирующих счетов, имеющих свой номер и характеристику. Имущество организации фиксируется при помощи счетов «Касса», «Основные средства» и других. Учет дебиторской задолженности ведется на счетах расчетов.

Дт Кт Наименование
91/2 68/субсчет начисление и включение в расходы
44, 26 68/субсчет отнесение на общехозяйственные расходы

Коэффициенты ликвидности и цели их расчета

Целью расчетов коэффициентов ликвидности является оценка способности активов фирмы быстро обращаться в деньги. Высокое значение и рост этих показателей расцениваются положительно и свидетельствуют о платежеспособности.

Кт.л. = АО/ОК

, где

Кт.л. – коэффициент текущей ликвидности (показывает возможность фирмы оплачивать текущие обязательства средствами лишь только оборотных активов),

АО – активы оборотные,

ОК – обязательства краткосрочные.

Кб.л. = (Зд.к. + Вф.к. + Дср)/ОТ

, где

Кб.л. – коэффициент быстрой ликвидности (демонстрирует способность гасить текущие обязательства высоколиквидными активами),

Зд.к. – задолженность дебиторов на срок до года,

Вф.к. – финансовые вложения краткосрочные,

Дср – денежные средства,

ОТ – обязательства текущие.

Ка.л = (Дср + Вф.к.)/ОТ

, где

Ка.л. – коэффициент абсолютной ликвидности (показывает возможность оплачивать текущие расходы активами с абсолютной ликвидностью),

Дср – денежные средства,

Вф.к. – финансовые вложения краткосрочные.

Имущество как объект бухгалтерского учета

Любой бизнес, в какой бы сфере деятельности он не велся, нуждается в ресурсах. Например, для строительства дома нужен земельный участок, строительные материалы, бригада специалистов, которые будут непосредственно выполнять все работы по его возведению, проектировщики и управляющий персонал, и, наконец, финансы.

Руководители экономического субъекта организуют процесс производства (выполнения работы или оказания услуги) путем соединения материальных, трудовых и финансовых ресурсов. В свою очередь бухгалтерская работа заключается в данном случае в сборе, обработке, документировании информации, а также в предоставлении полученных результатов управляющему звену экономического субъекта или его собственникам.

Одним из объектов, подлежащих учету бухгалтерской службой, является имущество.

Имущество экономического субъекта представляет собой совокупность активов, которые находятся в его собственности. Таким образом, грамотно поставленный финансовый учет гарантирует достоверность содержащихся в нем данных и показателей отчетности относительно имущества субъекта хозяйствования.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Объектами бухгалтерского учета являются имущество организации, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.

Какие показатели определяют платежеспособность предприятия

При анализе обязательно рассчитываются показатели, определяющие платежеспособность субъекта хоздеятельности.

Одним из важнейших коэффициентов является величина общей платежеспособности (Ко.п.), которая рассчитывается следующим образом:

Ко.п. = А/О, где

А – это активы фирмы, а О – её обязательства.

Этот показатель сравнивается с нормативом (не должен быть меньше 1) и изучается в динамике (рост при этом оценивается положительно).

Пример. В ОАО «Сфера» активы баланса составляют 357 068 тыс. руб., а пассивы – 173 865 тыс. руб. Коэффициент общей платежеспособности рассчитывается так: 357 068/173 865 = 2,05. Норматив намного превышен, что характеризует фирму как надежного партнера.

Показатель долгосрочной платежеспособности (Кд.п.) позволяет сделать выводы о платежеспособности фирмы на дальнюю перспективу и даже выявить признаки возможного банкротства задолго до кризиса. Рассчитывается он так:

Кд.п. = Кз/Кс, где

Кз – заёмный капитал;

Кс – собственный капитал.

Чем выше коэффициент, тем ниже оценивается долгосрочная платежеспособность объекта исследования. Превалирование части заемных средств чревато финансовыми рисками.

Основные задачи бухгалтерского учета

Основной задачей бухгалтерского учёта является формирование полной и достоверной информации (бухгалтерской отчётности) о деятельности организации и её имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности— руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним — инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности, на основании которой становится возможным:

  • предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации;
  • выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения финансовой устойчивости организации;
  • контроль соблюдения законодательства при осуществлении организацией хозяйственных операций;
  • контроль целесообразности хозяйственных операций;
  • контроль наличия и движения имущества и обязательств;
  • контроль использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
  • контроль соответствия деятельности утверждённым нормам, нормативам и сметам.

Анализ структуры и динамики активов

Проводя такой анализ имущества, экономисты обращают внимание на следующие моменты:

  • каким видам ресурсов (собственным либо заемным) принадлежит лидерство в формировании активов фирмы: значительная доля собственного капитала говорит об устойчивости фирмы, если же в структуре преобладают обязательства (особенно краткосрочные), финансовая стабильность организации находится под большим вопросом;
  • тенденции изменения собственного имущества (увеличение свидетельствует о повышении финансовой устойчивости);
  • тенденции изменения привлеченных активов (рост их доли говорит об увеличении финансовой зависимости от кредиторов);
  • изменение размеров прибыли и резервов (снижение прибыли, а, тем более, формирование убытков означает неэффективное функционирование фирмы и ее неустойчивость в финансовом плане);
  • состав обязательств пассивной части имущества (изучается обоснованность величины заемных средств, так как в разумных пределах они способны положительно повлиять на развитие фирмы, но их чрезмерный рост способен снизить ее ликвидность и лишить независимости);
  • тенденции изменения долгосрочных обязательств (их рост оценивается в целом позитивно);
  • тенденции изменения краткосрочных обязательств (изучаются в разрезе кредиторов: сотрудники, бюджетные фонды, заимодавцы, поставщики и т.д.);
  • разница между двумя видами задолженностей: кредиторской и дебиторской (превалирование кредиторского долга оценивается положительно, тогда как значительная доля долгов дебиторов говорит о том, что капитал, который мог бы быть направлен на развитие производства, используется недостаточно эффективно).

Аренда имущества: проводки

Цена аренды помещения часто состоит из постоянной и переменной стоимостей. Цена квадратного арендуемого метра постоянна, платежи коммунальных услуг – переменная часть. Затраты на аренду в конце месяца включаются в расходы. Выбор счетов зависит от назначения площади.

Дт Кт Проводка Сумма
26 60.01 Учтена оплата аренды 42 500
60.01 51 Перечисление денег 42 500
19 60.01 Предъявлен НДС 6483
68 19 НДС принят к вычету 6483

Налоговое законодательство рекомендует вести по этому виду доходов отдельный учет с указанием даты проведения; наименования имущества, его количества, балансовой стоимости, затрат на реализацию и итоговой стоимости объекта.

Дт Кт Наименование Сумма Основание
62 91 Реализация товара 7500 Договор

Счет-фактура

91 68 Начислен НДС 1144 Счет-фактура
91 10 Списание реализованной бумаги 5000 Счет-фактура
91 99 Прибыль от продажи 1356 Счет-фактура

Оценка финансовой устойчивости (коэффициенты автономии, зависимости, маневренности)

Финансовая устойчивость обычно оценивается с помощью следующих показателей:

Коэффициент автономии = собственный капитал/активы

Конкретное значение зависит от отраслевой принадлежности фирмы. Его нормальные пределы – 0,5 – 0,7.

Показатель демонстрирует долю собственных средств в имуществе фирмы и, соответственно, степень ее независимости от внешних источников.

Коэффициент зависимости = обязательства/активы

Коэффициент показывает долю заемных источников в составе всех активов и означает уровень зависимости от внешних кредиторов. Оптимальное его значение – 0,5. Превышение порога 0,8 уже расценивается как риск.

Коэффициент маневренности = оборотные средства/собственный капитал

Показатель свидетельствует о степени вовлеченности в оборот оборотных активов. Предпочтительный вариант – значение в пределах 0,2-0,5.

Основные элементы метода бухгалтерского учета

— документирование — письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции, придающее юридическую силу данным бухгалтерского учета;

— оценка – способ выражения денежных средств и их источников в денежном измерении;

бухгалтерские счета- способ группировки текущего отражения имущества, обязательств и операций;

Имущество организации в бухгалтерском учете

— двойная запись — взаимосвязанное отражение хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета, когда каждая операция одновременно записывается по дебету одного счета и кредиту другого счета на одинаковую сумму ;

— инвентаризация – проверка наличия числящегося на балансе организации имущества, проводимая путем подсчета, описания, взвешивания, взаимной сверки, оценки выявленных средств, и сравнении полученных данных с данными бухгалтерского учета;

— калькулирование – исчисление себестоимости единицы продукции, работ, услуг в денежном выражении, то есть расчет себестоимости ;

— бухгалтерский баланс — является источником информации и представляет собой способ экономической группировки имущества организации по составу, размещению и источникам формирования, выраженный в денежной оценке и составленный на определенную дату;

— бухгалтерская отчетность – совокупность показателей учета, отраженных в форме определенных таблиц и характеризующих движение имущества, обязательств и финансовое положение организаций за отчетный период.

Разница между собственным и заемным капиталом

Эти различия удобнее рассмотреть в таблице.

Признак сравненияВид имущества фирмы
СобственноеЗаемное
Право на принятие управленческих решений, на участие в планировании стратегии развития фирмыПредполагает этот моментНе предполагает таких полномочий
Влияние на финансовый рискУвеличение собственных активов минимизирует риск финансовой нестабильностиУвеличение заемных средств в структуре имущества значительно повышает финансовые риски
Очередь на выплату части прибыли в виде доходаОстаточный принцип очередностиПолучают свой доход в первую очередь
Место в очереди при возмещении взносов в случае банкротства организацииОстаточный принципВ первую очередь
Сроки возврата вложенных средствЧетко не оговореныОднозначно прописаны в соглашениях и договорах при предоставлении займов
Объекты финансирования (большая часть)Долгосрочные объектыКраткосрочные объекты
Влияние на величину налога на прибыльНикак не влияет на величину налогаУменьшает налог за счет учета в составе расходов процентов по займам
Источники формированияВнутренние и внешниеТолько внешние
Взаимное влияние дохода собственника капитала и прибыльности фирмыПрямая связьСвязь отсутствует
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]