В каких случаях заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком ?

Пошагово разберемся что нужно для заключения контракта с единственным поставщиков по ФЗ 44, когда необходимо публиковать извещение, когда необходим отчет – обоснование. Обязательные правила, которые необходимо учитывать при закупки у единственного поставщика, как заказчику так и поставщику или исполнителю. Заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком только по основаниям предусмотренным в части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Прежде чем подписать контракт, независимо от выбранного пункта статьи 93 ФЗ 44, закупки необходимо включить в план закупок и план график.

Заключение контракта с единственным поставщиком это право, а не обязанность заказчика, но есть исключение. Согласно частей 1 и 5 статьи 24 и части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, в случаи, если не состоялась открытая конкурентная закупка и есть одна заявка, которая отвечает требованиям документации, заказчик обязан заключить контракт с единственным поставщиком. Позицию подтверждают Минфин в письме от 12.09.2017 № 24-02-08/58934 и Минэкономразвития в письме от 31.03.2017 № ОГ-Д28-4021
Как провести закупку у единственного поставщика ?

Когда проводится закупка 44 ФЗ:

Новые требования при закупке ТРУ у единственного поставщика
22 октября 2021 г. вступило в силу постановление Правительства РФ № 1649. Оно предусматривает возможность приобретать у единственного поставщика ТРУ для государственных нужд только после проведения экспертизы.
Обращение государственного заказчика в Правительство обязательно должно содержать:
  • описание объекта закупки;
  • экономическое обоснование того, что нецелесообразно проводить закупку конкурентным способом;
  • сведения о предполагаемом поставщике;
  • обоснование выбора данного поставщика.
Каждое подобное обращение теперь должно сопровождаться тремя экспертными заключениями:
  • по обоснованию цены госконтракта с поставщиком (подготовку заключения проводит Минфин);
  • по соответствию инициативы договорам ЕАЭС (подготовку заключения проводит Минэкономразвития);
  • по оценке перспективы изменения состояния конкуренции на том или ином рынке в результате принятия предложения (подготовку заключения проводит ФАС).
На основании представленных заключений Правительством принимается решение о целесообразности проведения закупки неконкурентным способом.
В результате реализации постановления ожидается не только повышение эффективности осуществления госзакупок, но и сокращение случаев выбора единственным поставщиком тех исполнителей, которые не обладают достаточными возможностями и компетенциями для надлежащего исполнения контракта.

Случаи применения Закупки у единственного поставщика по 44-ФЗ строго регламентированы статьей 93 Закона № 44-ФЗ и допускаются в отношении определенных видов закупок, так как при таком способе определения поставщика возможно возникновение целого ряда коррупционных составляющих.

Форс-мажор

Нередки случаи, когда заказчик заключает договор с единственным поставщиком, ссылаясь на обстоятельства непреодолимой силы. Но далеко не все обстоятельства попадают под определение форс-мажоров.

Как узнать, что является форс-мажором, а что нет? Обратиться к ГК РФ (ст. 401), определяющему, какие обстоятельства являются чрезвычайными и непредотвратимыми. Другие случаи, например некачественное выполнение обязанностей или плохие погодные условия (если они не являются аномальными), к ним не относятся.

Далее — несколько примеров.

Пример 1. Конец финансового года

Заказчику выделили бюджетные средства в конце финансового года, и времени для проведения конкурентных процедур недостаточно. Может ли он заключить контракт с единственным поставщиком, сославшись на Закон № ФЗ-44 (п. 9 ч. 1 с. 93)?

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 93 № 44-ФЗ, при закупке ТРУ, необходимых для ликвидации последствий аварии, чрезвычайных ситуаций, обстоятельств непреодолимой силы, заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком. Но сделать это заказчик может только при условии, что применение других способов определения поставщика, требующих затрат времени, нецелесообразно.

В свою очередь, недостаток времени сам по себе не обладает признаками чрезвычайности и непредотвратимости. Поэтому такие действия заказчика будут неправомерными.

На практике Минэкономразвития России, ФАС России и арбитражные суды не признают поступление денежных средств в конце финансового года обстоятельством непреодолимой силы.

Пример 2. Профилактика

Заказчик узнал о чрезвычайной (аварийной) ситуации на подведомственном ему объекте. Вправе ли они заключить контракт с единственным поставщиком, сославшись на обстоятельства непреодолимой силы?

Если обстоятельства непреодолимой силы на момент заключения отсутствуют, то заказчик не может заключить контракт с единственным поставщиком, так как сама по себе возможность возникновения чрезвычайной ситуации не свидетельствует об объективном наличии такого обстоятельства.

На практике арбитражные суды при рассмотрении подобных споров принимают решения в зависимости от того, имелись ли обстоятельства непреодолимой силы (аварийная ситуация) на момент заключения контракта.

В данном случае заказчику целесообразнее провести конкурентную закупку.

Пример 3. Контракт после аварии

Авария на подведомственном объекте уже произошла. И заказчик спустя длительное время после аварии, заключил контракт с единственным поставщиком, ссылаясь на обстоятельства непреодолимой силы. Правомерны ли в этом случае его действия?

Если для проведения конкурентных процедур времени было достаточно, то контролирующие органы могут расценить действия заказчика как неправомерные. Заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком при закупке работ, необходимых для ликвидации последствий аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, обстоятельств непреодолимой силы, но сделать это заказчик может только при условии, что применение других способов определения подрядчика, требующих затрат времени, нецелесообразно. Поэтому если заказчик заключает контракт с единственным подрядчиком на выполнение срочных работ по устранению аварийной ситуации, возникшей задолго до этого, то он нарушает требования законодательства о контрактной системе.

Арбитражные суды при рассмотрении подобных споров принимают решения в зависимости от того, было ли у заказчика время осуществить закупку конкурентным способом.

Сумма закупки по 44 ФЗ

Одним из наиболее распространенных случаев закупки у единственного поставщика является заключение контракта в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, позволяющим совершить разовую закупку на сумму, не превышающую 100 тысяч рублей. При этом Закон № 44-ФЗ не содержит каких-либо разъяснений относительно предмета закупки и количестве контрактов, заключаемых с одним и тем же исполнителем. Общий объем закупок, осуществляемый таким способом, не должен превышать двух миллионов рублей или пяти процентов от общего объема закупок заказчика и в совокупности не более 50 миллионов рублей в год.

Порядок проведения закупки

  1. Для начала закупщику необходимо подготовить соответствующие документы: приказ или иной документ об осуществлении закупки, документы, подтверждающие подтверждение закупки у ЕП, а также обращение о согласовании заключения контракта.
  2. Затем заказчик должен разработать и утвердить проект контракта, а также выполнить расчёт и обоснование его цены. Это предусмотрено не для всех видов закупок, но по желанию поставщика НМЦК может включаться в контракт даже тогда, когда это необязательно. Также на данном этапе от заказчика требуется подготовить отчёт об основании заключения контракта, где должна быть обоснована нецелесообразность проведения иных видов конкурса.
  3. Если контракту требуется согласование с контролирующим органом — после подготовки отчёта необходимо обратиться в соответствующую инстанцию. Если нет — получить от исполнителя документ по обеспечению обязательств по исполнению контракта и подписать сам контракт. После этого, если специфика контракта требует уведомления контролирующего органа — направить извещение ответственному лицу.
  4. Если уведомление не требуется, заказчику только остаётся принять результаты проведения закупки.

Применение Закупки у единственного поставщика в рамках 44-ФЗ

Возможность осуществления закупки у единственного поставщика предусмотрена законом в первую очередь для того, чтобы дать право заказчикам заключить прямой договор там, где проведение конкурентных процедур невозможно или по каким-либо причинам является нецелесообразным.

Например, данный способ закупок допускается в следующих случаях.

закупка работ и услуг в области капитального строительства и ремонта объектов недвижимости (в том числе авторский контроль на стадиях разработки проектной документации и строительства);

контракты на покупку уникальных культурных ценностей, произведений искусства, музыкальных произведений;

закупка коммунальных услуг, услуг электро- и теплоснабжения;

закупка товаров и услуг у компаний, относящихся в соответствии с действующим законодательством к субъектам естественных монополий;

контракты на покупку земельных участков и объектов недвижимого имущества;

заключение договоров аренды недвижимости для обеспечения государственных нужд;

закупки в области военной сферы и сферы обеспечения обороноспособности страны (в связи с необходимостью соблюдения режима сохранения государственной тайны и отсутствия конкурентной среды в данном сегменте);

закупки в области обеспечение визитов иностранных делегаций и представительств;

некоторые виды закупок в области культуры и спорта;

закупки лекарственных препаратов? предназначенных для назначения пациенту при наличии медицинских показаний.

Определение цены закупки коммунальных услуг

Если цена контракта на коммунальные услуги не превышает 100 000 рублей, Минэкономразвития допускает его проведение по п. 4 ч. 1 ст. 93, о чем говорится в Письме № Д28и-3554 от 07.12.2015 г., № Д28и-91 от 21.01.2016 г.

Определение цены закупки коммунальных услуг

Поскольку цены в данной сфере регулируются на государственном уровне, стоимость обосновывается при помощи тарифного метода. Так, расчет для водоснабжения и водоотведения зафиксирован в п. 2, 5, 6, 8, 9 ст. 31 закона 416-ФЗ, для тепловой энергии – ч. 1 ст. 8 закона 190-ФЗ, для электрической энергии действует п. 3, 4 ст. 23.1 закона 35-ФЗ.

Цена контрактов на водоснабжение, водоотведение, снабжение тепловой энергией и газом устанавливается на базе регулируемых тарифов, зафиксированных на законодательном уровне. При этом учитываются лимиты бюджетных обязательств, предоставленные конкретному учреждению (ч. 2 ст. 72 БК РФ).

Основанием для договора по энергоснабжению или поставке электрической энергии считается п. 29 ч. 1 ст. 93. Гарантирующий поставщик передает, а заказчик принимает и обязуется оплачивать электрическую энергию в объемах и по ценам, зафиксированным в официальном документе. В данном случае стоимость договора рассчитывается по тарифному методу.

26 февраля 2021 г. Федеральное казначейство дало пояснения относительно противоречий между бюджетным законодательством и действующими правовыми актами, касающимися ряда коммунальных ресурсов.

Особые случаи. Закупка 44 ФЗ

Особым случаем Закупки у единственного поставщика является заключение госконтрактов в отношении поставок для обеспечения мероприятий по устранению последствий чрезвычайных ситуаций, когда применение аукционов невозможно в связи с длительностью процедуры (пункт 9 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ).

Также такой способ госзакупок проводится в случае признания проведенных процедур конкурентного открытого или закрытого отбора поставщиков несостоявшимися и публикации их результатов на портале госзакупок. В данном случае госконтракт заключается напрямую с участником конкурса, удовлетворяющим требованиям извещения, на условиях, предусмотренных документацией о закупке (пункты 24 и 25 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ).

В отдельных случаях закупки в данной форме проводятся в соответствии с постановлениями и решениями правительства РФ, определяющих конкретного поставщика и перечень приобретаемых товаров и услуг (пункт 2 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ).

Подписи членов Приемочной комиссии:

Председатель Приемочной комиссии

Зам. председателя Приемочной комиссии

Секретарь Приемочной комиссии

Члены Приемочной комиссии

Мы, нижеподписавшиеся:

От лица Государственного заказчика — руководитель Федерального агентства по образованию ————————

От лица Поставщика Закупка 44 ФЗ –

  • Обязательства Поставщика по государственному контракту исполнены в полном объеме.
  • Обязательство государственного заказчика по авансовому платежу исполнено в полном объеме.

В рамках исполнения обязательств государственного заказчика по окончательным расчетам с Поставщиком следует к перечислению сумма по государственному контракту № ________ от ________ с учетом дополнения № __________ от _____________ в размере: ____________________ (____________________) рублей _______ копеек, в том числе НДС ____ %, что составляет _____________ (__________________) рублей _____ копейки.

«Государственный
заказчик»
«Поставщик»
Федеральное агентство по образованию
Руководитель
______________________
М.П.М.П.

Закупка 44 ФЗ

Вам будет интересно:

  1. ИЗМЕНЕНИЯ В ЧАСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАКУПОК У ЕДИНСТВЕННОГО ПОСТАВЩИКА
  2. ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКУПКАХ У ЕДИНСТВЕННОГО ПОСТАВЩИКА 2020
  3. ЗАКУПКА УСЛУГ ПО ОХРАНЕ ОБЪЕКТОВ И ЗАКУПКА УСЛУГ ПО АРЕНДЕ АВТОМОБИЛЕЙ С ВОДИТЕЛЕМ
  4. ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКУПКАХ в 2021 — 20 ГОДУ: ВАЖНОЕ ДЛЯ ПОСТАВЩИКА
  5. Страница поставщика
  6. ЗАКУПКА ДРАГМЕТАЛОЛОВ И ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ
  7. ЗАКУПКА ДЛЯ ТЕХ КТО НИЧЕГО НЕ УМЕЕТ
  8. ЧТО МЕНЯЕТСЯ В РАБОТЕ ПОСТАВЩИКА С 1 ЯНВАРЯ 2021 ГОДА
  9. ЗАКУПКА ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ ПО 44-ФЗ
  10. ЗАКУПКА ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]