22 января 2021
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Жить в правовой стране – это значит не только быть защищенным государством и иметь социальные гарантии, но и выполнять обязанности по отношению к нему.
К таковым относится и уплата налогов. Что это такое, для чего они нужны, и как классифицируются – об этом расскажем в статье.
Понятие налога
Налог – это платеж, собираемый с физических и юридических лиц в обязательном порядке с целью формирования бюджета для финансирования функционирования государства, регионов и муниципалитетов. От пошлин и сборов налог отличает его безвозмездный характер: то есть это не платеж за предоставление каких-либо услуг или выполнение определенных действий, а средства, которые налогоплательщик обязан перечислять в бюджет с установленной регулярностью.
Сам процесс взимания налогов строго регламентирован налоговым законодательством, и прежде всего – НК РФ. В нем перечислены все виды налогов, порядок их исчисления и уплаты, способы представления информации по платежам.
В нашей стране существует три типа налогов, которые контролируются и регламентируются соответствующими уровнями власти: федеральные, региональные и муниципальные.
Кратко об истории системы налогообложения в России
Налоговая система РФ начала формироваться после распада СССР, а именно в декабре 1991 года. Тогда был принят закон «Об основах налоговой системы РФ». Он вводил в действие новые налоги и сборы, к примеру, НДС, подоходный налог, акцизы на алкогольную и табачную продукцию и другие. В 1998 году была утверждена 1-я часть Налогового кодекса РФ, в 2000-м — 2-я часть. Этот кодекс стал главным законодательным актом в российской налоговой системе. НК РФ определил взаимоотношения государства и налогоплательщиков, структуру и элементы российской налоговой системы.
Отдельно стоит выделить образование государственных органов по надзору за налогообложением в Российской Федерации. В 1990 году была создана Государственная налоговая инспекция, которая затем была преобразована в Государственную налоговую службу. В 1998 году появилось Министерство по налогам и сборам. В 2004 году оно было реорганизовано, и его функции перешли к Минфину РФ. С этого же года начала функционировать хорошо знакомая нам Федеральная налоговая служба, которая осуществляет свою деятельность до сих пор.
Элементы налога (понятие и перечень)
Элементы налога – это составные части платежа, принципы формирования самих этих обязательных перечислений.
К элементам налогов относятся следующие понятия (каждое из которых по всем видам налогов рассмотрено в соответствующих главах НК РФ):
- Плательщик налога;
- Объект обложения;
- База по налогу;
- Единица налогообложения;
- Льготы по налогу;
- Ставка;
- Правила расчета;
- Оклад по налогу;
- Источник;
- Период;
- Срок перечисления;
- Порядок перечисления.
Разновидности налоговых платежей
Существует три основных классификации обязательных платежей в бюджет. Выделяются они в зависимости от особенностей элементов налогов.
1. Прямые и косвенные
Прямые платежи перечисляются с поступлений налогоплательщика (его доходов от производственных факторов). Ярким примером перечислений этого типа может служить налог на прибыль и подоходный платеж.
Косвенные же налоги содержатся в ценнике на предлагаемые товары и услуги. Приобретая такой товар, человек уплачивает в бюджет косвенный платеж. Типичный пример этих перечислений – НДС и акцизы.
2. Аккордные и подоходные
Величина аккордных перечислений никак не коррелирует с размерами доходов налогоплательщика. А вот сумма подоходных налогов как раз и определяется поступлениями плательщика. Здесь возможно два варианта: средняя ставка (установленная для всех категорий налогоплательщиков) и ставка, которая увеличивается по доходам, превышающим установленный предел.
3. Прогрессивные, регрессивные, пропорциональные
Эти типы налогов различаются в зависимости от «поведения» ставки:
- Прогрессивные налоги – те, ставка по которым растет по мере увеличения базы;
- Регрессивные – платежи, ставка по которым, наоборот, снижается с ростом базы;
- Пропорциональные – перечисления в бюджет, ставка которых никак не зависит от размера базы, то есть установлена в фиксированном размере.
Как определяется налоговая база
Налоговая база представляет собой один из ключевых элементов налога. Это его стоимостная (физическая) характеристика. Основная функция базы – количественное выражение, измерение налога.
База по каждому из видов налогов определяется соответствующими главами НК РФ.
Этот элемент налога необходим для расчета величины платежа: для определения размера перечисления в бюджет база умножается на ставку по налогу.
Налогоплательщики, являющиеся юридическими лицами, самостоятельно считают базу по итогам периодов, установленных для данного платежа в качестве расчетных. Основание для определения этого элемента налогов – данные бухгалтерского учета.
ИП, а также занимающиеся частной практикой лица (нотариусы, адвокаты и т.д.) тоже самостоятельно рассчитывают базу. Основанием для ее определения служат сведения о поступлениях и расходах, связанных с осуществляемыми налогоплательщиками хозяйственными операциями.
По схожим правилам действуют и налоговые агенты. Например, работодатели, перечисляющие подоходный налог за своих сотрудников.
Физические же лица считают базу на основании сведений, предоставленных юрлицами и физлицами относительно величин полученных ими доходов или размера объекта обложения. Также эта категория плательщиков пользуется и данными собственного учета хозяйственных операций.
Функционал
Вам будет интересно:Как восстановить КБМ после замены прав: порядок действий
Стоит отметить, что налоговые платежи организации или физического лица определяются соответствующим функционалам. Под функцией налога необходимо понимать проявление его социально-экономического смысла в действии. Функционал свидетельствует о том, каким именно образом осуществляется общественное назначение рассматриваемой экономической категории. В условиях современного мира все платежи в налоговом периоде выполняют две ключевые функции:
Целесообразно дополнить, что уровень реализации представленного выше функционала зависит от того, какой набор экономических инструментов выбрало государство. В совокупности данные средства представляют собой специальный механизм налогового характера, через который осуществляется государственная налоговая политика. При использовании налогов в качестве регулирующего инструмента государство побуждает хозяйствующих агентов на определенные действия (в данном случае налоговые выплаты снижаются) или, наоборот, препятствует реализации тех или иных операций (в этом случае уместно повышение налогов).
Понятие налоговой ставки
Ставка представляет собой размер начислений по налогу на единицу базы. Выражается она чаще всего в процентах (но бывают и исключения) Путем умножения ставки на базу определяют размер налога.
Различают несколько видов ставок, выделяемых в зависимости от способа начисления.
- Твердые. Представляют собой абсолютную сумму, установленную для единицы (а иногда и всего) объекта обложения. Иначе такие налоги называют реальными. Яркий пример – транспортный налог. Достоинство подобных платежей – простота их расчета и контроля за перечислением в бюджет. Недостаток же заключается в необходимости корректировать ставки с учетом инфляционных процессов.
- Пропорциональные. Такие ставки выражаются в процентах к базе. При этом размер самой базы значения не имеет. Пример – НДФЛ, ставка по которому вне зависимости от величины дохода плательщика остается на уровне 13%. Преимущество таких платежей состоит в их универсальности. При условии неизменности экономической политики страны они могут продолжительное время не требовать корректировки.
- Прогрессивные. Такие ставки растут вместе с увеличением размера базы по налогу. Причем прогрессия может быть простой либо сложной.
В первом случае (простая прогрессия) величина ставки растет для всей увеличивающейся базы. Во втором случае (сложная прогрессия) вся база делится на части, и для каждой из них действует своя ставка.
4. Регрессивные. Эти ставки, наоборот, снижаются по мере роста базы. Подобные налоги для государства являются инструментом стимулирования и поддержки нужных видов деятельности.
Функции
Экономисты различают четыре основных функции налогов:
- Фискальная функция – ключевая функция налогообложения , то есть пополнение государственного бюджета.
- Распределительная функция – распределение общественных доходов, передача средств в пользу социально незащищенных слоев населения (она же – социальная функция).
- Регулирующая функция – решение проблем и задач экономической политики (стимулирование или наоборот подавление различных экономических процессов: роста, инфляции, безработицы и т.д.).
- Контрольная функция – отслеживание поступления денег в бюджет, учет и сопоставление финансовых ресурсов государства.
Фискальная
Назначение налогов ‒ это изъятие законодательно установленной части доходов организаций и граждан в государственную казну. Денежные массы служат основой для реализации правительством своих обязанностей перед народом определенной страны. Фискальная функция характерна для всей мировой налоговой системы. В ее основе лежат исторические события образования государств.
В рыночной среде налогообложение играет важную роль. Экономические показатели, развитие отраслей, социальная сфера зависят от количества собранных денег в бюджет.
Интересно. Чем устойчивее государство, тем больше налогов оно собирает посредством высоких ставок. Например, в Нидерландах подоходные отчисления составляют от 25 до 52%, в зависимости от размера заработных выплат. Это связано с большими расходами на все сферы жизни. В России показатель НДФЛ фиксированный – 13%.
Фискальная легла в основу всех остальных функций. Каждая из них существенна для страны. Важно не только собирать финансы, но и эффективно их распределять, контролировать.
Справка. При недостаточности средств в казне местные, региональные, федеральные органы прибегают к внутренним/внешним займам. Это приводит к образованию госдолга, что становится причиной нового повышения уровня налогообложения. Достаточно вспомнить 90-е гг. в России, когда займы привели страну к сокращению производства, бюджетному кризису, дефолту, падению уровня жизни населения.
Эффективность управления достигается умением правильно выстраивать систему взаимодействия всех составляющих общественной структуры.
Распределительная
Социально-экономическая суть налога выражена в его дальнейшем направлении на решение государственных задач. Снижение неравенства между гражданами, поддержание стабильности ‒ это важный элемент распределительного процесса. Правительством могут быть приняты меры:
- обложение лиц с большим объемом потребления косвенными налогами (НДС, акцизы);
- введение прогрессивной шкалы налогообложения доходов, когда размер ставки зависит от величины зарплаты, чем выше получаемая гражданами сумма, тем больше процент сбора;
- применение адресных льгот (в РФ вычеты на детей при начислении НДФЛ). К этой категории также относят: необлагаемые минимальные выплаты (во Франции, Великобритании и др.), снижение ставок (в России на продукты питания НДС ‒ 10%, на лекарства ‒ 0%) и др.;
- наложение обязательств по соцвзносам на работодателя (во внебюджетные фонды: пенсионный, соц и медстрах).
Смысл распределительной функции заключен в том, что наименее защищенные слои населения могут освобождаться или платить меньше налогов. При этом они не теряют социальных благ, закрепленных законами (образование, здравоохранение и др.). Потребности общества компенсируются за счет наиболее обеспеченных слоев населения. Распределительная функция позволяет перенаправить с помощью трансфертов средства от «богатых к бедным» или из обеспеченных отраслей в неокупаемые.
Контрольная
Наблюдение и выявление фактов нарушения налогового права ‒ неотъемлемая обязанность государства. Для этого созданы специальные органы. Структуры следят за финансово-хозяйственной деятельностью юридических и физических лиц, выявляют незаконные источники доходов, направления расходов.
Сущность контроля заключается в обеспечении выполнения налоговых обязательств для своевременного формирования госбюджета. Это важный элемент, способный предотвратить серьезные нарушения, перенаправив выявленные средства в казну. В стране, где налажена эффективная система контроля, теневой сектор экономики отсутствует.
Функция способствует повышению собираемости финансовых сумм, нормализации их потоков. Развитие технических средств позволяет более качественно выявлять нарушения и вовремя пресекать попытки обмануть государство. Современные банковские, налоговые и бухгалтерские электронные системы взаимосвязаны, относительно открыты и оперативны. Их сложно обмануть или обойти.
Регулирующая
Действия в сфере взимания обязательных платежей позволяют усилить роль государства в общих хозяйственных процессах. Регулирование экономики помогает предотвратить спады промышленных потенциалов, мощностей, способствует росту производств, валового внутреннего продукта (ВВП), технического прогресса.
Суть функции состоит в возможности воздействовать на общие экономические процессы, а также на хозяйствующих субъектов, в том числе граждан. Регулирование влияет на многие аспекты деятельности: от построения системы бухгалтерского учета, администрирования до форм заключения договорных обязательств.
Выделяют три подфункции:
- Стимулирующая создает систему определенных факторов, влияющих на плательщиков налогов с целью повышения уровня платежной дисциплины.К элементам давления относят: льготные режимы, пониженные ставки, налоговые кредиты, каникулы, вычеты и т.д.
Как правило, стимулы нацелены на микро- и малые предприятия, различные фонды, общественные объединения граждан и др. Часто под систему льготирования попадают некоторые территории (оффшорные зоны) и целые отрасли. Например, сельское хозяйство, наука, прочие. - Дестимулирующая подфункция создает максимальное количество барьеров для работы экономических субъектов.Повышенные ставки налогов применяются для отдельных видов деятельности. Например, акцизы на алкоголь, табак способствуют поднятию их цены, что должно «отпугнуть» потребителя.
Если сосредоточить усилия на снижении спроса на какой-либо товар, услугу, то достаточно поднять на эту группу ставки налогов. Например, повышая пошлины, можно сократить потребление импортных товаров. Но эти процедуры служат причиной появления «черного рынка» с поддельной продукцией либо аналогами.
- Воспроизводственная подфункция призвана направить потоки денег на восстановление ресурсов.Примером служит процесс амортизации основных средств, который позволяет собрать некоторую сумму для замены, ремонта, реконструкции старого оборудования. Отчисления накапливаются на счетах формирования себестоимости продукции. Эти суммы уменьшают налоговую базу по расчету прибыли, высвобождая средства для воспроизводства.
Социальная
Множество споров возникает по поводу социальной функции налогов. С одной стороны, любой обязательный платеж подразумевает перераспределение, поскольку подразумевает изъятие средств в пользу государства. С другой, невозможно достоверно установить социальную функцию или мотивацию таких действий.
В отношении налога на игорный бизнес (глава 29 Налогового кодекса) существуют противоположные мнения:
- внедрен для угнетения игорного бизнеса, что является альтернативной его полного запрещения;
- имеет целью справедливое налогообложение сверхдоходов в этой сфере; не предназначен для искоренения игорного бизнеса, поскольку это привело бы к сокращению поступлений в бюджет.
Социальная функция налогов заключается в поддержании равновесия, корректировке соотношения доходов самых бедных и богатых граждан. Такая деятельность имеет вид:
- сглаживания социального неравенства;
- унификации медицинских и образовательных услуг;
- предоставлении льгот, дотаций, пособий.
Важно:функции налогов в государстве – уменьшить дифференциацию доходов разных слоев населения, способствовать снижению недовольства и социальной напряженности.
Левоцентриские силы традиционно считают справедливой систему налогообложения с прогрессивной шкалой подоходного налога, акцизами на предметы роскоши.
Табак, алкоголь, носильное золото, антиквариат будут пользуются спросом у богатых вопреки росту цен.
Понятие налогового периода
Налоговый период – это временной отрезок по завершении которого считается база по налогу, определяется его величина и формируется декларация-отчет обо всех элементах платежа.
По каждому из видов налогов период регламентируется соответствующей главой НК РФ. По разным платежам его длина может быть разной. Так, в качестве налогового периода обычно принимается месяц, квартал, полугодие или год.
В рамках налогового периода выделяются отчетные периоды. Это временные промежутки, по завершении которых перечисляются авансовые платежи в бюджет.
Налоговая декларация
Налоговая декларация являет собой письменный отчет плательщика, предоставляемый на проверку в налоговую инспекцию. В этом документе содержится информация по следующим моментам:
- Наименование объектов налогообложения и описание их основных, имеющих значение для расчета налога, характеристик;
- Величина поступлений за период;
- Размер израсходованных в ходе хозяйственной деятельности средств;
- Сведения об источниках доходов;
- Расчет базы;
- Налоговые льготы, на которые имеет право налогоплательщик;
- Исчисленная налоговая сумма.
Порядок и правила оформления и представления деклараций по каждому из видов налога регламентированы определёнными главами НК РФ.
Обязанность составления деклараций возлагается на следующие субъекты хозяйствования:
- Граждане РФ, занимающиеся индивидуальным предпринимательством либо частной практикой;
- Предприятия (бюджетные, частные, благотворительные и т.д.);
- Образования, функционирующие на территории нашей страны: религиозные, образовательные и т.д.
В случае самостоятельного обнаружения ошибки или неточности в уже сданной и принятой декларации, плательщик вносит в документ необходимые изменения и подает корректирующий отчет с соответствующей пометкой на титульном листе.
Важно!
Если уточненная декларация подается в день, идущий после установленного для сдачи срока, а первоначальный отчет при этом был представлен вовремя, то декларация все равно считается сданной в срок.
За несвоевременное представление в налоговую инспекцию сведений на плательщика накладывается штраф. Его величина – 5% от неуплаченной суммы за каждый месяц опоздания. Нижний предел штрафа равен 1000 рублей, верхний – 30% от незадекларированного налога.
Существует несколько способов представления декларации на проверку:
- Личный визит (либо визит через представителя организации) в инспекцию с бумажным носителем;
- Передача отчета по телекоммуникационным каналам связи (наиболее популярный сегодня вариант);
- Отправка бумажного отчета почтой (в этом случае срок сдачи определяется по дате отправления, которая проставляется посредством почтового штампа).
Основные налоговые льготы (федеральные)
В соответствии с НК РФ налоговые льготы подразделяются на следующие виды:
- Налоговые освобождения – предоставление права не уплачивать определённые налоги отдельными категориями граждан, изъятие из системы части налоговой базы, предоставление налоговых каникул и амнистий;
- Налоговые скидки – сюда относятся налоговые вычеты (самые популярные – стандартные вычеты по НДФЛ, реально уменьшающие бремя плательщика на регулярной основе) и необлагаемые минимумы (минимальная величина базы, которая освобождается от обложения: например, сумма выигрыша в пределах 4000 рублей не подлежат обложению, а все, что свыше уже составляет базу по налогу);
- Налоговые кредиты – уменьшение для компании размеров перечислений налогов на определённый период с последующим доперечислением этих сумм и процентов по кредиту.
Виды систем налогообложения в РФ: основная, УСНО, ЕНВД и т. д.
Выбор системы налогообложения в России для хозсубъектов – важное мероприятие, позволяющее определить налоговое бремя для бизнеса. Рассмотрим основные виды налогообложения в России.
Налоговая система РФ включает в себя 5 режимов налогообложения плюс еще один экспериментальный (с 2021 года):
- Основная система налогообложения (ОСНО).
Данный режим присваивается хозсубъекту автоматически сразу после регистрации в ИФНС. Его могут использовать как ООО, так и ИП. Налогоплательщик вправе перейти на спецрежим при соблюдении установленных налоговым законодательством условий.
- Упрощенная система налогообложения (УСНО).
УСНО вправе применять налогоплательщики, у которых:
- среднесписочная численность работников не превышает 100 человек;
- остаточная стоимость амортизируемых основных средств не более 150 млн руб.;
- доходы за 9 мес. не превышают 112,5 млн руб.
- Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) — до 01.01.2021.
Данный спецрежим могли применять только те хозсубъекты, деятельность которых поименована в п. 2 ст. 346.2 НК РФ, а среднесписочная численность персонала не превышает 100 человек.
Кто вправе применять ЕНВД см. здесь.
- Единый сельхозналог (ЕСХН).
Данный режим вправе использовать только сельхозпроизводители.
О подробностях применения ЕСХН читайте в рубрике «ЕСХН».
- Патент (ПСН).
ПСН вправе применять исключительно индивидуальные предприниматели. Смысл данного режима заключается в том, что коммерсант покупает патент на определенный срок, не превышающий 12 месяцев.
Подробности см. здесь.