Оформление бланка является обязательной процедурой, которая регламентирована на законодательном уровне. Если компания оказывает услуги в сфере транспортировок на любых видах городского транспорта, то путевой лист оформляется ежедневно. Этот бланк должен находиться вместе с водителей в кабине транспортного средства. Если полицейские захотят проверить его, то он должен быть предъявлен вместе с правами и документами на транспортное средство. Изучить образец путевого листа грузового автомобиля можно на нашем портале.
Какие бланки использовать
Все российские компании и частные предприниматели, эксплуатирующие транспортные средства, обязаны вести путевые листы. Грузовой транспорт не исключение. «Путевка» — документ, подтверждающий произведенные расходы на эксплуатацию и содержание автомобиля, расход горючего. Заполненный бланк является основанием для начисления заработной платы водителю.
Для каждого типа транспортного средства разработаны и утверждены индивидуальные бланки унифицированной формы (Постановление Госкомстата от 28.11.1997 № 78). По закону № 402-ФЗ от 06.12.2011, применять утвержденные формы не обязательно, организация вправе самостоятельно разработать и утвердить бланк с учетом особой специфики деятельности предприятия. На практике подавляющее большинство учреждений и ИП пользуются унифицированными формами.
Для грузовиков действуют две формы путевки, утвержденные Госкомстатом: № 4-С (ОКУД 0345004) и № 4-П (ОКУД 0345005). Путевые листы грузового автомобиля (бланк 2020) формы №4-С используются организациями, в которых начисления заработной платы водителям производится сдельно, а форма 4-П — для повременной оплаты. Не исключено применение обоих бланков в одном учреждении.
Листы формы 4 п и N4
Путевые бланки формы 4 п и N4 оформляются и выдаются водителю под расписку на 1 рабочий день. При этом новый документ можно получить только при условии сдачи предыдущего файла. В нем обязательно должна быть указана дата оформления, штамп, печать организации и подписи.
Бланк должен соответствовать государственному стандарту. Ответственность за правильность заполнения данных несет руководитель компании, а также все, кто участвует в заполнении бумаги. Поэтому важно изучить образец заполнения путевого листа 4 п, который есть на нашем сайте. Эти документы хранятся в организации вместе с транспортными накладными минимум 5 лет.
Новые правила заполнения
ВАЖНО!
С 01.03.2019 вступили в силу изменения в правилах заполнения путевок для всех видов транспорта. Минтранс России ввел новшества Приказом № 467 от 21.12.2018 в основной регламент о путевках — Приказ от 18.09.2008 № 152.
Ранее законодатели закрепили перечень обязательных реквизитов, без которых документ могут признать ничтожным. К тому же соответствующими распоряжениями отменено обязательное проставление гербовой или круглой печати фирмы на путевке, если в уставе бюджетной организации не предусмотрено использование печати.
Если в документе не будут прописаны все обязательные реквизиты, то сотрудники ГИБДД вправе оштрафовать собственника авто и водителя. Налоговики также не примут документ в качестве подтверждения расходов, пересчитают налоговую базу и выпишут штраф.
Информация, обязательная к заполнению в бланке путевки грузового автомобиля 2021 года:
- Название и номер документа, дата формирования (выписки). Следует строго соблюдать хронологический порядок при нумерации путевок.
- Период действия документа, то есть срок, на который он выписан, но не более одного рейса или рабочей смены.
ВАЖНО!
С 01.03.2019 срок действия путевки изменен. Ранее документ выписывали на срок до 1 месяца включительно. Теперь же путевку выписывайте только на один рейс, вне зависимости от того, сколько дней длится этот рейс. Либо на одну рабочую смену, вне зависимости от количества совершенных рейсов за рабочий период.
- Полные реквизиты собственника транспортного средства, включая ОГРН (ОГРНИП — для частников).
- Данные водителя авто: Ф.И.О. и номер действующего водительского удостоверения.
- Информация о транспорте: госномер, марка.
- Данные одометра перед выездом и по возвращению в гараж.
ВАЖНО!
С 01.03.2019 заверять показания одометра печатью или штампом не требуется. Достаточно подписи ответственного работника.
- Точная дата и время начала рейса и возвращения в гараж.
- Подпись, Ф.И.О. и должность ответственного работника, который снял и записал показания одометра, дату и время.
- Дата и время медицинского осмотра водителя перед выездом и по возвращению.
- Подпись и Ф.И.О. медицинского работника, который провел осмотр. При наличии проставляется штамп, но он стал необязательным с 01.03.2019. Достаточно только подписи медработника.
- Информация о прохождении технического осмотра перед выездом в рейс в формате ДД/ММ/ГГГГ, а также часы и минуты.
ВАЖНО!
Такой осмотр стал необязательным для легкового транспорта, эксплуатируемого для собственных нужд компании. Отметка о предрейсовом, предсменном и послерейсовом контроле необязательна. А вот для коммерческих перевозчиков и предприятий, эксплуатирующих автобусы и грузовики в собственных целях, — обязательна.
- Подпись и Ф.И.О. ответственного за техосмотр автомобиля (механик, контролер, мастер).
Составляется документ всегда в единственном экземпляре. Заполненный бланк заверяет руководитель, ставится круглая печать (при наличии). Готовую путевку передают водителю. По окончании рейса (выполнения задания) водитель передает документ ответственному лицу бюджетной организации под подпись. Выписывать новый лист не следует, пока водитель не отчитается по предыдущему.
Ниже вы найдете готовый образец заполнения путевого листа грузового автомобиля 2021.
Что менялось с 26 февраля 2017 года
Приказом Минтранса России от 18.01.2017 № 17 предусмотрено, что с 26 февраля 2021 года проставление печати или штампа в заголовочной части путевого листа больше не обязательно (п. 12 Приказа Минтранса от 18.09.2008 № 152).
Одновременно с 26 февраля 2021 года введена обязанность подтверждать, что был проведен предрейсовый контроль технического состояния транспортного средства (п. 16.1 Приказа Минтранса от 18.09.2008 № 152). Для этого в путевом листе необходимо предусмотреть указание следующих данных:
- дата и время проведения предрейсового контроля технического состояния;
- подпись, Ф.И.О. контролера.
Особенности учета и хранения документации
Учитывать путевки следует в журнале регистрации путевок. Форму бланка можно разработать самостоятельно и утвердить в учетной политике. Либо использовать унифицированную документацию по форме № 8 (ОКУД 0345008), утвержденную Постановлением Госкомстата от 28.11.1997 № 78.
Порядок заполнения журнала учета путевок основан на хронологической регистрации всех выписанных бланков в организации. Отдельным приказом закрепите ответственного за составление журнала. Если в бюджетной организации используется собственная форма журнала, то следует утвердить и порядок его заполнения. Ответственное лицо следует ознакомить с данным порядком под подпись.
Храните путевки и регистрационные журналы не менее 5 лет — такие требования прописаны в Приказе Минтранса России от 18.09.2008 № 152. За отсутствие документации налоговики могут оштрафовать на 200 рублей за каждый документ.
Новые бланки и образцы с дополнительными реквизитами с 15 декабря
Далее вы можете скачать новые бланки и образцы новых путевых листов, применяемых с 15 декабря 2021 года:
Путевые листы с 15 декабря 2021 года | |
Бланк путевого листа легкового автомобиля (упрощенная форма | Образец заполнения |
Бланк путевого листа легкого автомобиля (форма 3) | Образец заполнения |
Бланк путевого грузового автомобиля с повременной оплатой | Пример заполнения |
Бланк путевого грузового автомобиля со сдельной оплатой | Пример заполнения |
Ответственность и штрафные санкции
За правильность, достоверность и полноту сведений, указанных в документации, ответственность несет руководитель, а также ответственные сотрудники. Верно составленная путевка — это не только основание для списания расходов, но и подтверждение того, что ТС исправно, водитель имеет право управлять машиной, прошел медосмотр и прочее.
Сотрудник ГИБДД за непредоставленный или неверно составленный путевой лист выпишет штраф в размере от 500 до 3000 рублей (ст. 12.3 КоАП РФ). А если сотрудники ФНС обнаружат значительные ошибки в заполнении путевок, то исключат произведенные расходы по ним, пересчитают базу налога на прибыль и выпишут штраф. Также, если не предоставить документы на камеральную проверку в ФНС, организации грозит штраф — 200 рублей за каждый документ.
Оборотная сторона
На этой стороне бланка содержится информация о последовательности выполнения задания водителем грузовика. Указывают индивидуальный номер рейса, который указывается также и в журнале путевых листов. В маршруте следования грузового автомобиля указывают точки отправления и прибытия, промежуточные места выгрузки и перецепки груза, возможные остановки, фактическую протяженность рейса. Обязательно следует указать ФИО грузоотправителя и грузополучателя. Под этой информацией ставит подпись шофер.
Учет расхода топлива
Важный показатель, влияющий на стоимость перевозки. Диспетчер на основе справочных данных рассчитывает номинальный расход горючего, необходимый для поездки и вписывает его в лист. В этой графе также надо подробно расписать, какая марка топлива используется, и в каком количестве оно было залито в бак авто, понадобилось ли его дозаправлять и на сколько. Фиксируется остаток в баке на момент прибытия. После поездки проводят сравнительный анализ номинальных и фактических данных и вычисляют перерасход топлива или же его экономию. Эти сведенья используются при расчете себестоимости услуг и производимой продукции на предприятиях, они учитываются при исчислении налога на прибыль.
Таким образом, путевка считается важнейшим первичным документом, сопровождающим и регламентирующим пробег и маршрут грузовика и учитывающий время работы шофера. Грубым нарушением, чреватым наложением штрафа (ст. 12.3 КоАП РФ), считается отсутствие путевого листа 4-П у водителя во время поездки. Если документ заполнен неверно, он признается недействительным. Важно также помнить, что шофер не имеет права вносить правки в путевку. Это может сделать заказчик, он также выписывает номера накладных на отрывных талонах.
Как заполнить путевой лист до выезда из гаража
В этой части листа не так много граф, подлежащих заполнению. Следуя рекомендациям заполнить эту часто достаточно просто.
- Графы, относящиеся к разделу «Движение горючего», заполняются заправщиком или техником по горюче-смазочным материалам. В этих графах записываются данные о фактически полученном топливе для осуществления работы;
- Лицевая сторона бланка путевого листа обязательно содержит отметку о медосмотре. Медосмотр является обязательной процедурой до начала работ по грузоперевозкам. Производит медосмотр и заполняет нужные графы путевого листа только официально уполномоченное лицо с медицинским образованием. Цель медосмотра – определить состояние здоровья водителя и его способность управлять автотранспортным средством;
- Перед тем, как автотранспортное средство отправится на линию, специалист отдела технического контроля или контрольно-пропускного пункта должен зафиксировать данные со спидометра машины и внести эти сведения в графу «Показания спидометра». Графа находится в разделе «Работа автомобиля и водителя»;
- Эти же специалисты отражают время выезда автомобиля на линию. Время записывается в графе «Время фактическое». Допускается вносить данные как вручную, так и с помощью штампа. Очередность указания данных: дата, месяц, часы и минуты;
- Еще одна графа, относящаяся к разделу «Движение горючего» отражает остаток топлива в баках машины при выезде на маршрут. Эти данные записываются механиком по горюче-смазочным материалам в графу №12 путевого листа;
- В бланке путевого листа есть строки, в которых отражается фактическое состояние автотранспортного средства (пригодность его к работе, технические замечания и рекомендации). Заполняется этот раздел механиком ОТК и свидетельствует о готовности машины к работе, а также служит допуском водителю для выезда. Этот раздел заверяется как механиком, так и личной подписью водителя.
Журнал регистрации результатов предрейсового контроля
Журнал регистрации результатов предрейсового контроля должен содержать следующие реквизиты: 1) наименование марки, модели транспортного средства; 2) государственный регистрационный знак транспортного средства; 3) фамилия, имя, отчество (при наличии) водителя транспортного средства; 4) фамилия, имя, отчество (при наличии) контролера, проводившего предрейсовый контроль; 5) дата, время проведения предрейсового контроля; 6) показания одометра (полные км пробега) при проведении предрейсового контроля; 7) отметка о прохождении предрейсового контроля; подпись водителя транспортного средства; 9) подпись контролера, проводившего предрейсовый контроль.
Вы можете .
Статья подготовлена, в том числе, с использованием материалов с сайта “Блог кадровика”
Правила заполнения путевого листа при возвращении в автопарк
После возвращения автотранспортного средства в гараж заполнение бланка путевого листа продолжается. В него вносятся следующие данные:
- Первым делом заполняется раздел «Работы автомобиля и прицепов». Сюда вносятся данные о произведенных рейсах, количестве израсходованного топлива, времени, проведенном при выполнении работ, а также фактический километраж за время смены;
- Раздел «Движение горючего» содержит строки об остатке топлива, которые заполняются механиком ОТК. Техник по горюче-смазочным материалам делает о, что подтверждает фактическую сдачу остатков топлива водителем;
- После сдачи автотранспортного средства (состояние фиксируется механиком ОТК и определяется как удовлетворительное или неудовлетворительное), водитель ставит в графе «Сдано» отметку, которую заверяет подписью механик ОТК.
Как заполнять путевой лист на маршруте
Рассмотри порядок заполнения бланка путевого листа на примере формы №4-с.
- Графа № 27 содержит сведения о номерах всех произведенных рейсов. Это необходимо для последующей сортировки всех прилагающихся товарно-транспортных накладных;
- Следующая графа должна содержать номера всех товарно-транспортных накладных, прилагающихся к путевому листу;
- Данные о дате и времени предоставления грузополучателю или отправителю бланка путевого листа проставляются в графах №№ 28-30. Это происходит в том случае, если на территории заказчика или грузополучателя предусмотрен контрольно-пропускной пункт. В противном случае эти графы не заполняются, а данные проставляются в соответствующих строках товарно-транспортной накладной;
- Графы №№ 39-40 содержат полное наименование организации-грузоотправителя. Данные о грузоотправителе (наименование и реквизиты) заверяются подписью грузоотправителя или доверенного лица, а также заверяются печатью;
- Если возникли какие-либо непредвиденные обстоятельства, вызвавшие простой, в этом случае заполняется строка «Простои на линии». Данные вносятся соответствующим специалистом (сотрудником технической помощи), либо любым другим уполномоченным лицом. В графе должны быть указаны причины простоя, дата и точный временной промежуток, в течение которого автотранспорт простаивал. Данные о простое заверяются подписями лиц, заполнивших эту графу;
- На лицевой стороне путевого листа находится раздел «Особые отметки». В нем находятся данные, не входящие в путевой лист: замечания и отказы заказчика от выполнения работ или от автотранспорта, замечания сотрудников ГИБДД и специалистов дорожной службы.