Какие регионы участвуют?
- С 2011 года: Карачаево-Черкесской Республика и Нижегородская область.
- С 2012 года: Астраханская, Новгородская, Новосибирская, Тамбовская, Курганская области, Хабаровский край.
- С 2015 года: Республика Крым, г. Севастополь, Республика Татарстан, Белгородская, Ростовская, Самарская области.
- С 2021 года: Республика Мордовия, Брянская, Калининградская, Калужская, Липецкая и Ульяновская области.
- С 2021 года: Республика Адыгея, Алтай, Бурятия, Калмыкия, Алтайский и Приморский край, Амурская, Вологодская, Омская, Орловская, Магаданская, Томская и Еврейская автономная области.
- С 2021 года: Кабардино-Балкарская республика, Республика Карелия, Северная Осетия, Тыва, Костромская, Курская области.
- С 1 января 2021 года: Республика Ингушетия, Марий Эл, Хакасия, Чеченская, Чувашская Республики, Камчатский край, Владимирская, Псковская, Смоленская области, Ненецкий и Чукотский автономные округи.
Законодательство о переходе на прямые выплаты
Переход на прямую оплату из ФСС социальных выплат, осуществляемых за счет средств, перечисленных в фонд работодателями в виде страховых взносов, планировался давно. Для его реализации с 2011 года в России действует пилотный проект (правила его утверждены Постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 № 294), к которому на начало 2021 года не присоединились всего 8 субъектов РФ:
- Краснодарский край;
- Пермский край;
- Московская область;
- Свердловская область;
- Челябинская область:
- Ханты-Мансийский автономный округ;
- город Москва;
- город Санкт-Петербург.
С наступлением 2021 года и в этих регионах начнется выплата социальных пособий напрямую из фонда. И, соответственно, перестанет применяться зачетный механизм, позволявший уменьшать величину платежей, поступающих в ФСС от работодателей на суммы таких пособий. Дата прекращения действия этого механизма установлена соответствующей 31.12.2020, поскольку по ее истечении теряют свою силу пп. 2, 8, 9. 16 ст. 431 НК РФ, описывающие порядок взаимодействия работодателя, ИФНС и ФСС в части уменьшения объема взносов, перечисляемых работодателем на страхование по нетрудоспособности и материнству (п. 3 ст. 5 Закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений…»).
Кроме того, с 2021 года должен вступить в силу закон, вносящий поправки в 2 закона, содержащие правила выплаты социальных пособий, производимых в адрес застрахованных лиц:
- от 07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании» — в отношении выплат, связанных с несчастными случаями;
- от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании…» — в отношении платежей по нетрудоспособности и материнству.
Переход на прямые выплаты позволит фонду организовать персонифицированный учет расходов на социальные платежи.
Порядок оплаты пособия
Обобщенно система прямых выплат выглядит следующим образом:
- У сотрудника наступает страховой случай и он направляет работодателю заявление об оплате определенного пособия.
- Также работник предоставляет необходимые для назначения пособия документы, а работодатель направляет этот пакет в ФСС.
- При системе прямых выплат работодатель оплачивает только 3 дня больничного, а остальные выплаты осуществляет территориальное отделение Фонда.
Чем электронный больничный лучше бумажного?
Электронный больничный формируют в медучреждении в специальной программе, что позволяет:
- свести к минимуму ошибки, которые может допустить медицинский сотрудник при заполнении бумажной версии;
- ЭЛН нельзя потерять, подделать или испортить, не требуется специальное место для его хранения;
- информация из ЭЛН автоматически загружается в программу «1С» — бухгалтеру не придется тратить время на заполнение больничного вручную, также снижается к минимуму процент ошибок, а следовательно, и отказов ФСС при возмещении расходов;
- ЭЛН после формирования попадают в единую базу ФСС, для подтверждения расходов за счет ФСС работодателю не нужно будет предоставлять подтверждающие документы.
Пошаговая инструкция
Сроки предоставления документов
Нужно ли отправлять в ФСС пакет бумаг, чтобы получить пособие не только от работодателя за 3 дня, но и остальную сумму по больничному листу? Да, и представить документы для оплаты пособия в территориальный орган ФСС обязан работодатель. Для этого вы должны передать работодателю листок нетрудоспособности и заявление на получение пособия в течение 6 месяцев. Организация готовит справку-расчет пособия для ФСС и вместе с больничным листом и заявлением передает в Фонд в течение 5 дней.
Кто и как заполняет листок?
Первую часть больничного листа заполняет врач. Сведения во вторую часть вносит работодатель. Согласно Приказу Минздравсоцразвития от 29.06.2011 № 624н при заполнении следует соблюдать основные правила:
- Не использовать шариковую ручку.
- Если нужно внести исправления, следует зачеркнуть ошибочные данные и на обратной стороне бланка указать верные.
Так как ФСС рассчитывает размер компенсации, поля «За счет средств ФСС РФ» и «Итого начислено» должен заполнить сотрудник Фонда.
На фото представлен образец заполнения больничного листа работодателем по пилотному проекту ФСС
Заполнение заявления
Форма заявления на оплату пособия установлена Приказом ФСС РФ от 24.11.2017 N 578. Это заявление должен заполнить сотрудник, но как правило работодатель делает это самостоятельно, чтобы сократить количество ошибок. Сотруднику остается только проверить, верно ли указаны банковские реквизиты, и поставить свою подпись.
Минимальный и максимальный срок
После того, как вы предоставили работодателю свой больничный, у него есть 10 дней для начисления больничного за первые 3 дня. А произвести сам платеж он обязан в ближайший день перечисления зарплаты.
После получения от вас листа по нетрудоспособности, работодатель в течение 5 дней обязан передать пакет документов в ФСС. В течение следующих 10 дней Фонд социального страхования обязан проверить все сведения и выплатить вам пособие.
Таким образом, максимальный срок, в течение которого работник получит оплату пособия по нетрудоспособности – 15 дней с момента предоставления им больничного листа работодателю. Минимальный срок выплат законом не установлен.
Как удерживается НДФЛ?
Работодатель удерживает налог из суммы компенсации, которую он производит. То есть за первые три дня болезни. НДФЛ с оставшейся суммы удерживает Фонд, потому что именно он выплачивает эту часть пособия.
Как проверить движение на сайте?
Работник может узнать статус своего больничного на сайте ФСС. Фонд запустил сервис «Кабинет застрахованного», где работник авторизуется через свою учетную запись на Портале Госуслуг.
Учетная запись должна быть подтверждена. Когда сотрудник зайдет в свой кабинет на сайте ФСС, он сможет отследить свое пособие.
Могут ли отказать и почему?
Фонд соцстраха может отказаться от оплаты пособия в следующих случаях:
- Необходимые для начисления компенсации документы не предоставлены. В этом случае ФСС отправляет работодателю извещение о необходимости передать данные в течение 5 рабочих дней со дня получения письма.
- Пропущены сроки обращения за пособием. Если у вас нет документов, подтверждающих, что этот срок пропущен по уважительной причине, то Фонд не перечислит вам деньги. Чтобы избежать этих ситуаций, работодателю следует вовремя сдавать полноценный пакет документов, а сотруднику – не тянуть с обращением за выплатой.
Если вы считаете, что ФСС незаконно отказал вам в оплате пособия, нужно обращаться в суд.
Положительные и отрицательные стороны
В проекте ФСС есть определенные плюсы и для работодателя, и для сотрудника. Прежде всего, обязанность расчета страховой выплаты лежит на органе Фонда соцстраха. Работодатель может передавать в ФСС сведения о застрахованном лице в электронном виде, что удобнее.
Работники же получают защиту: они избавлены от задержки выплаты пособия или полной невыплаты, а также от спорных ситуаций с работодателем. Однако работодатель теперь должен более ответственно относиться к срокам подачи пакета документов, а также к правильности заполнения больничных листов.
Отчетность по страховым взносам
Особенность заполнения Расчета по страховым взносам состоит в том, что НЕ заполняется сумма расходов в стр. 070 Приложения 2 Раздела 1.
Также НЕ подлежат заполнению Приложение 3 и Приложение 4 Раздела 1, даже если организация выплачивала пособие на погребение и оплачивала дополнительные дни по уходу за ребенком-инвалидом.
Подробнее:
- Почему в РСВ в строку 070 Приложения 2 Раздела 1 не попадают суммы оплаты 4-х дней по уходу за детьми-инвалидами?
- Как отразить пособие на погребение в регионах пилотного проекта ФСС?
Если организация переходит на пилотный проект с 1 июля, тогда показатели стр. 070 Приложения 2 Раздела 1, а также Приложение 3 и Приложение 4 Раздела 1 заполняются суммами пособий, начисленных до 30 июня текущего года.
Возможные вопросы и сложности
- Может ли компания отказаться от участия в пилотном проекте? Нет, если компания находится в регионе, который участвует в проекте «Прямые выплаты».
- Можно ли подавать в ФСС единый реестр по нескольким больничным одновременно? Да, работодатель в праве подать один реестр на несколько листков нетрудоспособности. Форма реестра и правила его заполнения утверждены Приказом ФСС РФ от 24 ноября 2017 г. № 579.
- Если пакет документов в ФСС оказался неполным или с недочетами, уведомляет ли ФСС? В какие сроки нужно предоставить недостающие документы? Фонд социального страхования в этом случае отправляет в организацию уведомление. После получения извещения работодатель должен предоставить фонду недостающие документы. Через 6 дней после отправки извещения оно считается полученным.
- Что делать, если все документы были своевременно предоставлены в ФСС, но выплаты сотруднику не приходят? В таком случае необходимо проверить, верно ли указаны сведения в документах, переданных в Фонд. Особое внимание следует уделить ФИО сотрудника и банковским реквизитам. Если все данные внесены верно, статус пособия можно проверить в личном кабинете на сайте ФСС или непосредственно в территориальном органе Фонда социального страхования.
В современных экономических реалиях старая «зачетная» система социальных выплат катастрофически устарела. Проект Фонда социального страхования призван упростить работу со страховыми выплатами и оптимизировать документооборот, а также защитить граждан от несоблюдения законодательства работодателем.
Очевидных минусов у проекта пока не наблюдается. Для застрахованных лиц ничего не изменится, а для организаций процедура расчета и выплаты средств значительно облегчается.
Как внести изменения в листок нетрудоспособности
Особенности исправления некорректных сведений описаны в п. 72 приказа Минздрава №925н от 01.09.2020 (заменил приказ Минздравсоцразвития №624Н от 29.06.2011 и дополняющие (изменяющие) его нормативные акты). Из него следует, что ошибочные сведения на бумажном бланке зачеркивают, а верные вносят на оборотной стороне. Использовать корректирующие средства нельзя, исправления запрещены! Новые данные подтверждаются печатью организации, записью «Исправленному верить» и подписью ответственного лица страхователя.
Чтобы исправить ошибку в электронном листке нетрудоспособности, необходимо через личный кабинет снова подать сведения в ФСС.
Предлагаем посмотреть образец, как заполнить больничный лист при пилотном проекте, если допущена ошибка в бумажном бланке.