Отражаем в учете возврат неиспользованных субсидий

Государственные структуры, ответственные за разработку регламента предоставления субсидий, перечислены в ст. 78.1 БК РФ. Учреждения могут получать субсидированные им ресурсы для выполнения определенных государственных заданий или достижения конкретных целей. В первом случае организация обязуется по итогам финансового периода отчитаться в использовании выделенных ей средств и степени готовности задания. При наличии законодательно утвержденных условий невостребованные средства должны быть возвращены в бюджет.

Вопрос: Если учреждение не выполнило задание в части достижения показателей объема или качества услуг (работ), у него должны остаться неизрасходованные средства субсидии, которые следует вернуть в бюджет. За счет каких средств следует это делать учреждению в случае полного расходования суммы субсидии? Посмотреть ответ

Невыполнение госзадания.

В соответствии с п. 6 ст. 69.2 БК РФ государственное (муниципальное) задание является невыполненным в случае недостижения (превышения допустимого (возможного) отклонения) показателей, характеризующих объем и качество оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ).

В пункте 46 Положения № 640[1] предусмотрен следующий порядок возврата субсидии при невыполнении госзадания:

  1. Если на основании отчета о выполнении госзадания показатели объема, указанные в отчете, меньше показателей, установленных в госзадании (с учетом допустимых (возможных) отклонений), то средства субсидии подлежат перечислению в бюджет в объеме, соответствующем недостигнутым показателям, и учитываются в порядке, определенном для учета сумм возврата дебиторской задолженности.
  2. Расчет объема субсидии, подлежащей возврату в бюджет, осуществляется с применением нормативных затрат на оказание государственных услуг (выполнение работ) по форме, предусмотренной соглашением о предоставлении субсидии. Примерная форматакого расчета приведена в приложении 2 к Типовой форме соглашения о предоставлении субсидии федеральному бюджетному или автономному учреждению на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), утвержденной Приказом Минфина РФ от 31.10.2016 № 198н.
  3. Федеральные бюджетные или автономные учреждения обеспечивают возврат в федеральный бюджет субсидии в объеме недостигнутых показателей не позднее 1 мая текущего финансового года.

При расчете объема субсидии, подлежащей возврату, необходимо учитывать следующее:

  • формулы для расчета объема остатков субсидии, образовавшихся в связи с недостижением показателей госзадания и подлежащих возврату в бюджет, приведены в Письме Минфина РФ от 05.02.2016 № 02‑01‑09/5870;
  • объем субсидии по госзаданию, подлежащей возврату в бюджет, определяется на основании значений нормативных затрат на оказание государственной услуги (выполнение работы) и невыполненного объема госзадания по каждой государственной услуге (работе). Кроме того, при расчете следует учитывать возможные отклонения показателей, в пределах которых госзадание считается выполненным (Письмо Минфина РФ от 11.04.2016 № 02‑01‑09/20628);
  • если фактический объем отдельных оказанных услуг (выполненных работ) выше, чем это предусмотрено в госзадании, то сумма превышения не учитывается при расчете объема остатка субсидии, подлежащего возврату в бюджет (Письмо Минфина РФ от 12.04.2016 № 02‑01‑09/20629).

В бухгалтерском учете возврат остатков субсидии отражается следующими бухгалтерскими записями (п. 150, 158, 133 Инструкции № 174[2], п. 178, 180, 161 Инструкции № 183н[3]):

Содержание операции Дебет Кредит
Начислена бюджетными (автономными) учреждениями задолженность по возврату в доход бюджета остатков субсидий на госзадание, образовавшихся в связи с недостижением установленных госзаданием показателей, характеризующих объем государственных (муниципальных) услуг (работ), на основании отчета о выполнении госзадания 4 401 40 131 4 303 05 731
Погашена задолженность по возврату остатков субсидии 4 303 05 831 4 201 11 610

8

Согласно государственному заданию, утвержденному для ГБУ «Физкультурно-оздоровительный комплекс», количество привлеченных лиц должно составить 1 100 человек (показатель, характеризующий объем государственной работы «Организация и проведение спортивно-оздоровительной работы по развитию физической культуры и спорта среди различных групп населения») с учетом возможного отклонения в 10 %. Утвержденный объем нормативных затрат на выполнение такой работы равен 337 700 руб. (307 руб. – затраты на единицу работы на одно привлеченное лицо). Фактический объем работы согласно отчету о выполнении госзадания составил 900 человек.

По другим государственным услугам (работам), включенным в госзадание, показатели, характеризующие объем и качество услуг (работ), достигнуты полностью. Возврат средств в бюджет осуществляется за счет общего объема остатков субсидии на госзадание, возникшего по окончании года и составляющего 50 000 руб.

Рассчитаем объем субсидии, подлежащей возврату в связи с недостижением показателей, установленных в госзадании.

Для начала определим возможное отклонение показателя по выполняемой работе, в пределах которого госзадание считается выполненным. Оно составляет 110 чел. (1 100 чел. x 10 %). С учетом возможного отклонения невыполненный объем государственной работы равен 90 чел. (1 100 ‑ 110 ‑ 900).

Исходя из нормативных затрат на одно привлекаемое лицо учреждению спорта необходимо вернуть в бюджет 27 630 руб. (90 чел. x 307 руб./чел.).

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Начислена задолженность по возврату субсидии на госзадание в связи с недостижением установленных показателей 4 401 40 131 4 303 05 731 27 630
Погашена задолженность за счет общего остатка субсидии на госзадание 4 303 05 831 4 201 11 610

Забалансовый счет 18 (статья 610 КОСГУ*)

27 630

* Статья применяется в соответствии с п. 14.1 Порядка № 209н[4].

Разницу между общим неиспользованным остатком субсидии на госзадание и остатком, образовавшимся в связи с недостижением показателей госзадания, в сумме 22 370 руб. (50 000 ‑ 27 630) учреждение вправе использовать в очередном году в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности.

Как учесть возврат аванса от покупателя в бюджетном учреждении?

ВОПРОС Мы оплатили поставщику 100 % по договору (50000,00 руб.) Поставщик прекратил выполнять условия договора (товар поставлен на 30000,00 руб.), мы инициировали расторжение договора с ним (поставщик должен вернуть нам 20000,00 руб.) На 206.34 у нас числится 20000,00 руб. 31.12.18 сделана проводка 209.34/206.34. Правильно ли сделана проводка?

Либо надо задействовать сч.401.40? ОТВЕТ Проводка сделана правильно.

Если поставщику оплачен аванс, и он не исполнил свои обязательства в сроки, указанные в договоре, то задолженность со счёта 206.34 необходимо перевести на счёт 209.34.

Отражать эти операции необходимо сразу, как только начинаете вести претензионную работу с контрагентом.

Дожидаться окончания финансового года, в этом случае не нужно (пункт 109 Инструкции 174н*). ОБОСНОВАНИЕ Из пункта 7 стандарта «Доходы» следует, что относить суммы на доходы будущих периодов следует, когда не считается возможным определить точную денежную величину доходов. К тому же, согласно правилам СГС «Доходы» для целей бухучета и отчетности доходом считается поступление экономических выгод.

В вашем же случае, речь идёт о компенсации затрат, понесённых учреждением. Поэтому, задолженность контрагента в сумме неисполненных обязательств достаточно отразить проводкой: Дебет 0 209 34 560 Кредит 0 206 34 660 Если же дело будет направлено в суд, тогда при ожидании сумм принудительного изъятия можно будет использовать счёт 401.40 «Доходы будущих периодов».

Исходя из разъяснений Минфина России, приведенных в Письме N 02-05-11/62851, и положений п. 301 Инструкции N 157н ожидаемые доходы от выставленных претензий, оспариваемых поставщиком, признаются доходами будущих периодов и подлежат отражению на счете 1 401 40 141 «Доходы будущих периодов от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)», поскольку размер таких доходов невозможно надежно оценить.

Досрочное прекращение выполнения госзадания.

Согласно п. 41 Положения № 640 при досрочном прекращении выполнения государственного задания неиспользованные остатки субсидии в размере, соответствующем показателям, характеризующим объем неоказанных государственных услуг (невыполненных работ), подлежат перечислению в установленном порядке бюджетными или автономными учреждениями в бюджет и учитываются в порядке, предусмотренном для учета сумм возврата дебиторской задолженности.

Основания досрочного прекращения выполнения госзадания отражаются в самом госзадании (п. 1 ст. 69.2 БК РФ). К ним относятся:

  • ликвидация учреждения;
  • принятие в установленном порядке решения о реорганизации учреждения, в результате которой учреждение прекращает свою деятельность в качестве юридического лица;
  • перераспределение полномочий, повлекшее исключение из компетенции учреждения полномочий по оказанию государственной услуги (выполнению государственной работы);
  • изменение действующих нормативных правовых актов, в результате которого дальнейшее выполнение государственного задания будет противоречить указанным актам;
  • возникновение (выявление) в ходе выполнения государственного задания обстоятельств, не позволяющих его выполнить по не за­висящим от учреждения причинам;
  • некачественное выполнение государственного задания или нарушение условий такого задания;
  • иные случаи, предусмотренные законодательством РФ.

По нашему мнению, в бухгалтерском учете операции по возврату в бюджет неиспользованных средств субсидии отражаются аналогично возврату субсидии при невыполнении госзадания.

3

При досрочном прекращении выполнения госзадания в связи с реорганизацией бюджетного или автономного учреждения неиспользованные остатки субсидии подлежат перечислению соответствующим бюджетным и автономным учреждениям, являющимся правопреемниками (п. 41 Положения № 640).

Форма 737

Внимание! Для приведения бухгалтерских записей, сформированных документами с 1.01.2021 года до момента установки релиза 1.0.32, к новым правилам использования забалансовых счетов 17 и 18 применяется внешняя обработка «Актуализация платежных документов 2021» (файл PDActual_21003). Файл PDActual_21003 содержится в каталоге шаблонов обновлений конфигурации.

Форма 737. Заполнение.

Графа 8 — отражаются некассовые операции по расходам, предусмотренным плановыми назначениями на текущий (отчетный) финансовый год, как и в случае с доходами, исполняемые без учета движения средств.

В бухгалтерской отчетности за отчетный год подлежат отражению только существенные события после отчетной даты, то есть события, без знания о которых невозможна достоверная оценка финансового состояния, движения денежных средств или результатов деятельности организации. Существенность события после отчетной даты организация определяет самостоятельно исходя из общих требований к бухгалтерской отчетности (п. 6 ПБУ 7/98).

Не подтверждена потребность в остатках.

В силу п. 9 Порядка № 59[5] не использованные в текущем финансовом году остатки целевой субсидии, предоставленной бюджетным (автономным) учреждениям Минспорта, подлежат перечислению в федеральный бюджет в соответствии с Порядком № 82н[6]. Вместе с тем такие остатки могут быть израсходованы учреждением в очередном финансовом году на те же цели при принятии Минспортом решения о наличии потребности в остатках целевой субсидии, согласованного с Минфином.

Согласно Порядку № 82н неиспользованные остатки целевых субсидий, в отношении которых органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя, не принято решение о наличии потребности в направлении их на те же цели в текущем финансовом году, подлежат взысканию.

В целях подтверждения потребности в остатках целевой субсидии бюджетное (автономное) учреждение не позднее 20 мая текущего финансового года представляет в территориальный орган Федерального казначейства (ОФК), в котором ему открыт отдельный лицевой счет для учета операций с целевыми субсидиями, утвержденные учредителем сведения об операциях с целевыми субсидиями на 20__ г. (ф. 0501016) с указанием разрешенного к использованию остатка целевых средств.

В случае если до указанной даты учреждением не будут представлены названные сведения, территориальный ОФК не позднее десятого рабочего дня после 1 июня текущего финансового года осуществляет взыскание остатков целевых субсидий путем их перечисления на счет, открытый на балансовом счете 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации», для последующего перечисления остатков в доход федерального бюджета.

С учетом вышеприведенного порядка взыскания остатков целевых субсидий учреждению, не подтвердившему потребность в них, целесообразно перечислить такие остатки в бюджет и не ждать списания средств принудительно.

Рассмотрим порядок отражения возврата целевой субсидии на примере.

9

Училищу олимпийского резерва (бюджетное учреждение) на основании соглашения, заключенного с учредителем, в текущем году из бюджета предоставлена целевая субсидия на выплату стипендий в сумме 500 000 руб. Исходя из отчета сумма подтвержденных расходов за счет целевой субсидии составила 483 000 руб. Неиспользованный остаток субсидии в размере 17 000 руб. учреждение возвратило:

  • в конце текущего года;
  • в начале следующего года.

В бухгалтерском учете данные операции отражены следующим образом:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Начислены доходы в виде целевой субсидии на основании заключенного соглашения 5 205 52 561 5 401 40 152 500 000
Поступила целевая субсидия на отдельный лицевой счет 5 201 11 510 5 205 52 661 500 000
Забалансовый счет 17 (подстатья 152 КОСГУ)
Начислены расходы на выплату стипендий 5 401 20 296 5 302 96 737 483 000
Перечислены стипендии на банковские карты студентов училища 5 302 96 837 5 201 11 610 483 000
Забалансовый счет 18 (подстатья 296 КОСГУ)
Начислен доход текущего финансового года по предоставленной субсидии в соответствии с отчетом о расходовании целевых средств 5 401 40 152 5 401 10 152 483 000
Возврат субсидии в бюджет в конце текущего года
Начислена задолженность по возврату в доход бюджета остатков неизрасходованных средств субсидии 5 401 40 152 5 205 52 661 17 000
Возвращены неиспользованные остатки целевой субсидии 5 205 52 561 5 201 11 610

Забалансовый счет 17 (подстатья 152 КОСГУ)

17 000
Возврат субсидии в бюджет в начале следующего года
Начислена задолженность по возврату в доход бюджета остатков неизрасходованных средств субсидии 5 401 40 152 5 303 05 731 17 000
Возвращены неиспользованные остатки целевой субсидии 5 303 05 831 5 201 11 610

Забалансовый счет 18 (статья 610 КОСГУ)

17 000

При подтверждении потребности в остатках субсидии перечисленные средства поступают на счет учреждения либо списывается задолженность перед бюджетном (если средства не перечислялись в бюджет). В бухгалтерском учете данные операции отразятся следующими проводками:

Содержание операции Дебет Кредит
Средства субсидии были возвращены в бюджет до момента принятия решения о подтверждении потребности в их использовании
Поступили на лицевой счет учреждения неиспользованные средства субсидии 5 201 11 510

Забалансовый счет 17 (статья 510 КОСГУ)

5 205 52 661

5 205 62 661

Средства субсидии не перечислялись в бюджет до момента принятия решения о подтверждении потребности в их использовании
Списана задолженность по возврату остатков субсидии в бюджет 5 303 05 831 5 205 52 661

5 205 62 661

Что поменяется в КОСГУ с 2021 года

С 2021 года будет действовать новый порядок применения КОСГУ. Минфин подготовил таблицу, в которой сравнил КОСГУ-2018 и КОСГУ-2021.

Сопоставительная таблица порядка применения классификации операций сектора государственного управления, установленного приказом Минфина от 01.07.2013 г. № 65н (2018 г.), и порядка применения классификации операций сектора государственнного управления, установленного приказом Минфина от 29.11.2017 № 209н (2021 г.)КОСГУ 2021 (65н)КОСГУ 2021 (209н) Группа 100 Доходы 9.

Группа 100 «Доходы» детализируется статьями КОСГУ: Данная группа детализирована статьями КОСГУ 110 — 180, в рамках которых группируются операции, относящиеся к доходам. 110 «Налоговые доходы и таможенные платежи»; 120 «Доходы от собственности»; 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат»; 140 «Штрафы, пени, неустойки, возмещения ущерба»; 150 «Безвозмездные

Выявлены нарушения в порядке использования субсидий.

Нарушения выявляются по результатам последующего государственного (муниципального) финансового контроля. В качестве основного нарушения, как правило, выступает нецелевое использование субсидий.

Целевые субсидии должны быть использованы в строгом соответствии с целями их предоставления, обозначенными в соответствующих соглашениях. Контроль за использованием целевых субсидий могут осуществлять учредители, а также органы государственного (муниципального) финансового контроля, к которым относятся:

  • Счетная палата РФ, контрольно-счетные органы субъектов РФ и муниципальных образований – органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля;
  • Федеральное казначейство, органы государственного (муниципального) финансового контроля, являющиеся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций, – органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

Кроме того, за нецелевое использование средств субсидии (то есть направление средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ, на цели, не соответствующие целям, определенным соглашением) бюджетное (автономное) учреждение может быть привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.14 КоАП РФ (Письмо Федерального казначейства от 10.08.2017 № 07‑04‑05/09-665).

В бухгалтерском учете бюджетного (автономного) учреждения операции по возврату в бюджет средств целевой субсидии в случае выявления нарушений по результатам контрольных мероприятий отразятся следующими бухгалтерскими записями (п. 152, 93 Инструкции № 174н, п. 180, 96 Инструкции № 183н):

Содержание операции Дебет Кредит
Начислена задолженность учреждения по возврату в доход бюджета остатков неиспользованных субсидий на иные цели в случае выявления по результатам последующего государственного (муниципального) финансового контроля нарушений порядка использования указанных субсидий 5 401 10 152 (162)

5 401 10 152 (162)

5 303 05 731
Погашена задолженность по возврату остатков субсидии 5 303 05 831 5 201 11 610

Miassats.Ru

Ваш будет первым! бюджетный процесс — регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности; УЧЕТ ПРИНЯТЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ И (ИЛИ) ДЕНЕЖНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ — осуществляется на основании документов, подтверждающих их принятие в соответствии с перечнем, установленным учреждением в рамках формирования учетной политики, с учетом требований по санкционированию оплаты принятых денежных обязательств, установленных финансовым органом; skatb.ru Новое в бухучете и отчетности бюджетных учреждений Приказ Минфина РФ от 16 ноября 2016 № 209н внес изменения в 6 инструкций по учету и отчетности для бюджетных учреждений.

Погашение ДЗ и КЗ в бухучете

Дебиторская задолженность — одна из долей оборотных средств предприятия. Эти суммы представляют собой количество обязательств, положенных компании.

Погашение дебиторской задолженности – выплата сумм обязательств, которые положены организации от физических и юридических лиц по результатам хозяйственных взаимодействий.

Следует понимать разницу между списанием и погашением дебиторской задолженности. Списание дебиторского долга — это отнесение на финансовый результат, либо на иной показатель, задолженности, которая не подлежит погашению.

Проводка погашения дебиторской задолженности будет выглядеть следующим образом:

Дт 51 (52) Кт 62 — погашение ДЗ покупателями за приобретенную продукцию.

Управлять дебиторской задолженностью можно, стимулируя покупателей к досрочному погашению задолженности

Кредиторская задолженность – обязательство предприятия перед другими организациями — кредиторами. Чаще всего КЗ — это долг перед поставщиками, работниками организации (по заработной плате), бюджетом, внебюджетными фондами, по кредитам и т.д.

Погашается данный долг в случае:

  • выполнения долгового обязательства;
  • списания, как невостребованной.

Списание КЗ может выполняться в случае:

  • если прошел срок исковой давности;
  • невозможно выполнить обязательство (реорганизация предприятия или невозможность взыскать долг).

Погашение кредиторской задолженности влечет за собой ее уменьшение. Существуют следующие способы погашения КЗ:

  • взаимовыгодное изменение структуры долга;
  • привлечение механизма взаимозачета;
  • отступные — одна из последних мер, в этом случае в качестве погашения принимается имущество.

Погашение кредиторской задолженности происходит в момент полного расчета с кредиторами

В проводке счета учета КЗ дебетуются, кредитуются соответственно счета денежные:

  • Дт 60, 62, 70, 68 и т.д.;
  • Кт 50, 51, 52 и прочие.

Восстановление списанного долга кредитора

Даже когда срок исковой давности по кредиторке вышел, это не значит, что предприятие более не сможет исполнить договоренность с клиентом. ГК РФ позволяет исполнить обязательства и по окончанию срока давности.

Бухгалтеры признают списание в доходы кредиторки с окончившимся сроком давности ошибочным, если имеется согласие закрыть обязательство. Но в то время, когда истек срок давности, по нормам НК требуется признать КЗ внереализационными доходами.

Сотрудники налоговой могут посчитать восстановление КЗ некорректным, поскольку это восстановление аналогично бесплатной передаче. Однако, это можно оспорить. Поскольку восстановление кредиторской задолженности после списания можно использовать в виде иных обоснованных расходов, например, внереализационных.

Во избежание споров с налоговиками лучше учесть НДС в составе кредиторской задолженности при отнесении последней к внереализационным доходам

Как же быть в этой ситуации с НДС? С суммы, которая поступила ранее, предприятие оплатило в бюджет налог. И стоимость вместе с НДС включена в доходы. Потому при восстановлении КЗ в расходы лучше включить ту же сумму.

По окончании срока исковой давности КЗ ликвидируется проводкой: Дт 62 Кт 91/1.

В ситуации принятия договоренности контрагента о возобновлении сотрудничества, важно это подтвердить документально.

При утверждении соглашения предприятие признает свою задолженность перед контрагентом, он получает право истребовать долг в любое время. Поэтому принятие будет причиной снижения экономической выгоды.

Восстановление списанной кредиторской задолженности отображается следующими проводками:

ДебетКредитОписание операции
Дт 91/2Кт 62Отражение расходов
Дт 76Кт 91/1Восстановление НДС
Дт 68Кт 99Отражение налогового актива

Таким образом, отрицательных результатов для продавца восстановление кредиторской задолженности не повлечет. Однако отсутствие официальных писем может повлечь сомнения во время инспекторской проверки.

При восстановлении кредиторской задолженности налоговых последствий по НДС не возникает

Важно! Клиенту не разрешается совершить восстановление дебиторской задолженности, срок которой вышел, односторонним образом. Поэтому в случае двусторонней договоренности, лучшим выходом будет оформить соглашение.

Восстановление дебиторки и кредиторки происходит в случае, когда одна из сторон признает задолженность с истекшим сроком давности, либо когда были допущены ошибки в учете. Сама процедура не столь сложна, однако очень важно оформить эту процедуру документально.

Чтобы не пришлось выполнять эту процедуру, необходимо подходить к учету дебиторки и кредиторки с особой тщательностью, регулярно проводить работу с ними, во избежание окончания срока давности, проводить работу с контрагентами, производить сверку с подрядчиками, а так же обязать подразделения, сотрудничающие с контрагентами проводить профилактику просроченных долгов.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]