Идентификатор государственного контракта (ИГК) присваивается всем контрактам, которые заключаются в рамках 44-ФЗ. Сведения о нем передаются в реестр контрактов, с которым можно ознакомиться в Единой информационной системе.
Этот уникальный номер – не хаотичный набор цифровых и буквенных символов, а конкретная информация, которую «зашифровывают» заказчики. Поставщики должны уметь правильно ее «считывать».
Несмотря на то, что формирование ИГК регламентировано 44-ФЗ, у него есть свои особенности для контрактов по гособоронзаказу и реализуемых с казначейским сопровождением. А в счетах-фактурах предусмотрена отдельная строка для указания уникального номера, которой не было до 2021 г.
Подробно обо всем этом читайте в новой статье.
О сопровождении госконтрактов Казначейством
В 2021 г. вопрос о казначейском сопровождении снова стал актуален. Это объясняется тем, что ранее данный процесс осуществлялся по положениям 275-ФЗ – в отношении обязательств по гособоронзаказу. Теперь же контроль за выделенными заказчику денежными средствами ведется еще и в рамках реализации контрактов по 44-ФЗ. С помощью этого инструмента госконтроля в 2021 г. определяется эффективность расходования бюджетных средств.
Целевые средства – это финансирование бюджетного предприятия для выполнения целей и условий, обозначенных вышестоящими ведомствами. Целевое использование денег должно происходить строго по назначению – на закупку необходимых для реализации нужд товаров, работ и услуг. Получатели бюджетных средств обязаны открывать спецсчета в отделениях федерального казначейства (ФК).
Сопровождение ФК ведется согласно правилам, утвержденным в Постановлении Правительства № 1765 от 30.12.2018 г.
Казначейское сопровождение (КС) особенно востребовано для жизненно важных и оборонных задач или имиджевых для государства проектов, например, таких как:
- строительство космодрома «Восточный»;
- реализация национальных проектов;
- строительство объектов к Чемпионату мира по футболу;
- строительство Крымского моста;
- строительство музейных и театрально-образовательных комплексов.
Реализуемые проекты настолько масштабны, что требуют привлечения большого количества участников из коммерческой среды. Поэтому важно не разорвать цепочку контроля выделенных средств именно на те цели, для которых они были предназначены.
КС позволяет управлять рисками госзаказчика в связи с неисполнением обязательств исполнителями после получения ими авансов, а также рисками самих исполнителей (соисполнителей), связанных с неполучением или несвоевременным получением оплаты после выполнения работ.
КС интенсивно развивается, с каждым годом количество клиентов ФК неуклонно растет, особенно юрлиц, ИП и КФХ.
Сопровождение обеспечивается работой 7 центров специализаций и 4 платежных центров, распределенных по территории РФ от Санкт-Петербурга до Владивостока.
Основная задача центров специализаций – открытие единых лицевых счетов, обработка документов клиентов, проведение санкционирования расходов.
Задача платежных центров – взаимодействие с сетью банков России и кредитными организациями в целях исполнения платежей клиентов.
Клиент ФК имеет возможность работать дистанционно через личный кабинет «Электронного бюджета». Для этого достаточно пройти процедуру регистрации и иметь доступ в интернет и электронную подпись, которую можно выпустить бесплатно в любом удостоверяющем центре ФК.
Если у клиента нет возможности работать дистанционно, то он всегда сможет обратиться лично с бумажными документами в любой территориальный орган федерального казначейства (ТОФК), расположенный в каждом субъекте РФ.
Что такое идентификатор госконтракта, и для чего он нужен?
Опытным поставщикам известно, насколько сфера госзаказа и Единая информационная система (ЕИС) насыщены различными номерами и кодировками, присвоенными конкретным документам – извещению, закупке, контракту.
Сегодня поговорим об идентификаторе, который формируется для каждого государственного контракта в рамках 44-ФЗ, сокращенно ИГК. Это индивидуальный шифр, который содержит в себе информацию о конкретном документе, и включается в реестр контрактов дополнительно к другим сведениям из реестра.
ИГК прописывается во всех документах, которые составляются в ходе выполнения работ, например, в счетах-фактурах, которые готовит исполнитель. Указывать этот персональный номер в счете-фактуре нужно обязательно, об этом говорится в Налоговом кодексе РФ (ч.65 ст.169 НК РФ). Для этого в документе предусмотрена отдельная строка. Вот где можно встретить идентификационный номер контракта по 44-ФЗ:
- в самом контракте – заказчик формирует его заранее и указывает в реквизитах документа;
- в счетах-фактурах или иной документации, составленной в процессе работ;
- в ЕИС.
Данный уникальный код необходим, чтобы контролировать операции с бюджетом и отслеживать подрядчиков, которые получили денежные средства за исполнение обязательств.
Новые правила казначейского сопровождения на 2021 г.
Законодательство обновило порядок казначейского сопровождения в 2020 г. Надзор осуществляется за целевым бюджетом, выделенным государственным и муниципальным организациям и за реализацией национальных проектов:
- субсидирование и бюджетное инвестирование юридических лиц;
- взносы в уставные капиталы и вклады в собственность юрлиц за счет государственных субсидий и бюджетных инвестиций;
- авансы по контрактам, заключенным получателями средств;
- авансы по контрактам, заключенным для выполнения условия о выдаче субсидий и концессионных соглашений;
- взаиморасчеты по госконтрактам с единственным поставщиком по п.2 ч.1 ст.93 44-ФЗ стоимостью не менее 300 тыс. руб.;
- взаиморасчеты по соглашениям в рамках гособоронзаказа стоимостью не менее 300 тыс. руб.;
- бюджет, выделяемый учреждениям и ИП в случаях, предусмотренных Правительством РФ.
Казначейское сопровождение не проводится для госконтрактов по экспертизе проектной документации, результатам инженерных изысканий и услугам по приему платежей от физлиц, осуществляемых платежными агентами.
ФК курирует все крупные контракты заказчика, финансирование которых происходит из федерального бюджета. Законодательством определено включение информации о банковском и(или) казначейском сопровождении в извещение, закупочную документацию и проект контракта, составленных согласно 44-ФЗ.
Согласно Письму федерального казначейства № 07-04-05/22-18684 от 29.08.2019 г. с 01.09.2019 территориальные органы ФК обязаны резервировать и открывать единые лицевые счета с кодом 71. Единый 71 лицевой счет для казначейского надзора необходим, чтобы учитывать операции НУБП — неучастника бюджетного процесса. Этот счет нужен головным исполнителям для получения оплаты за поставку товаров, работ или услуг, и для юрлиц, получающих целевые средства из государственных субсидий и бюджетных инвестиций по соответствующим соглашениям.
Пример образования идентификатора
В Приказе 2н говорится о том, как правильно «читать» ИГК и расшифровать закодированные сведения (пп. «а» п.6, пп. «а» п.9 Порядка):
- Проверить позиции 1–19 в реестре контрактов заказчика.
- Посмотреть позиции 9–27 в реестре соглашений, содержащих гостайну.
- Реестр госконтрактов «считывают» следующим образом (пп. «б» п. 6, пп. «б» п. 9 Порядка):
- 0 — для реестра соглашений, заключенных заказчиками (организации ставят цифру 4);
- 1 — для соглашений с гостайной (организации ставят цифру 5).
Вот как назначается персональный номер контракта на примере стандартного соглашения (без гостайны) с казначейским сопровождением бюджетных денег: 21211873000710000000.
Как осуществляется контроль?
Госзаказчик по результатам госзакупки заключает контракт с головным исполнителем, который, в свою очередь, для исполнения своих обязательств привлекает субподрядчиков, с которыми заключаются субподрядные договоры и т.д. Таким образом формируется цепочка кооперации исполнителей.
Открытие счета в федеральном казначействе является обязательным условием для крупных получателей целевых денег из бюджета. Алгоритм действий разработан для средств, предоставление которых должно осуществляться с последующим подтверждением их использования согласно установленным условиям и целям. Сопровождение контракта по 44-ФЗ происходит согласно законодательству в следующих случаях (ч.2 ст.5 459-ФЗ от 29.11.2018 г.):
- госконтрактов стоимостью более 100 млн. руб.;
- соглашений на выдачу субсидий или инвестиций из бюджета юрлицам (ст.80 БК РФ);
- нормативов и иных подзаконных документов, определяющих бюджетное субсидирование, кроме случаев заключения отдельных соглашений на выделение субсидии;
- договоров, регулирующих имущественные вложения или взносы в уставный капитал юрлиц, в случае выступления этих взносов в качестве источников финансирования таких организаций;
- контрактов, заключаемых бюджетными и автономными организациями, стоимостью более 100 млн. руб., и источником финансирования которых является субсидирование на иные цели или капитальные вложения;
- госконтрактов, выступающих неотъемлемой частью исполнения уже реализующихся обязательств;
- авансовых платежей по договорам (за исключением соглашений по гособоронзаказу), стоимостью 100 млн. руб. и более, а также авансов по договорам, заключаемым получателями бюджетных инвестиций и субсидирования;
- договоров, подписанных с единственным поставщиком по п.2 ч.1 ст.93 44-ФЗ для выполнения указа, распоряжения или поручения Президента РФ, и контрактов, заключенных с целью исполнения таких обязательств с единственным поставщиком;
- расчетов по контрактам по ГОЗ стоимостью более 100 млн. руб.
Закон предусмотрел ряд исключений, которые указаны в ч.3 ст.5 459-ФЗ: казначейское сопровождение в 2021 г. не осуществляется для средств федерального бюджета, предоставляемых Внешэкономбанку и иным кредитным организациям для госконтрактов на приобретение коммунальных услуг, электроэнергии, услуг связи и др.
В отдельных случаях, помимо надзора, понадобится и казначейское обеспечение обязательств в 2021 г. Эти ситуации установлены в ч.8 ст.5 459-ФЗ, п.9 правил сопровождения Казначейства. Например, положения закона применяются в отношении целевых средств, выданных юрлицам по госконтрактам на строительство (реконструкцию) объектов госимущества и контрактам по их исполнению.
Важный момент! Такое имущество вносится в федеральную адресную инвестиционную программу (ФАИП) на 2021 г.
Казначейское обеспечение обязательств реализуется в рамках предоставления субсидий по распоряжению Правительства РФ и госкорпораций «Роскосмос» и «Росатом», и для ситуаций, указанных в ч.2 ст.5 459-ФЗ. Окончательная оплата через Казначейство проводится так: деньги для платежа по обязательствам юрлиц переводятся только после получения обеспечения от Казначейства. А осуществляется оно в пределах суммы, необходимой для оплаты фактически поставленной продукции.
Правила сопровождения
ФК осуществляет контроль согласно строгому регламенту. Порядок и нормативы казначейского сопровождения для 2021 г. описаны в Постановлении Правительства РФ № 1765 от 30.12.2018 г.
Финансовые операции с целевыми средствами происходят только после открытия территориальными органами ФК счета в учреждениях Центробанка РФ для учета денег юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса.
Подрядчики и поставщики, получающие целевые деньги, со своей стороны должны открыть лицевые счета в территориальных органах ФК. На них будут поступать и списываться деньги.
Для списания со счета средств для целевых нужд организация вместе с платежным поручением на оплату передает в ТОФК заключенный контракт и другие бумаги, подтверждающие обязательства по расходованию (акт приемки-передачи, счет-фактура).
Перевод бюджета не на казначейский счет для исполнения обязательств, а на банковский счет разрешается лишь в некоторых случаях. Например, для выполнения обязательств юрлица по оплате труда и иных выплат в пользу работников.
Обязанностью исполнителя при осуществлении казначейского контроля является выполнение условий, включаемых в контракты:
- открытие лицевого счета в ТОФК для финансовых движений по нему;
- предоставление в орган Казначейства и государственному заказчику информации об исполнителях (соисполнителях);
- подача в ТОФК документов, определенных правилами расходования целевых денег (накладных, актов и др.).
В платежных и расчетных документах и документах, подтверждающих появление денежных обязательств, указывается идентификатор государственного контракта, сопровождение которого осуществляется по изложенным правилам.
Таким образом, ФК полностью следит за исполнением обязательств и взаиморасчетами сторон по ним. Специалисты территориального органа вправе запрашивать любые документы, подтверждающие факт и объемы поставок, порядок исполнения договора и целевую трату денег.
Идентификаторы государственного контракта (ИГК) в счетах-фактурах
1 июля 2021 года в статью 169 Налогового кодекса внесено изменение, согласно которого в счетах-фактурах, выставляемых при реализации и при получении оплаты, а также в корректировочном счете-фактуре указываются сведения об идентификаторе государственного контракта (ИГК). В форме счета-фактуры введена строка 8 «Идентификатор государственного контракта, договора (соглашения)». Организация заполняет данную строку при наличии у него соответствующей информации. В письме Минфина от 8 сентября 2021 года №03-07-09/57870 о заполнении счета-фактуры при отсутствии госконтракта, разъяснено, что непроставление прочерка в строке 8 счета-фактуры и строке 5 корректировочного счета-фактуры в связи с отсутствием государственного контракта, договора (соглашения) не может являться основанием для отказа в принятии к вычету сумм НДС.
Как открыть лицевой счет в федеральном казначействе?
Представим, что ваша организация стала исполнителем субподрядного договора, который подлежит казначейскому сопровождению. В первую очередь, необходимо открыть лицевой счет в федеральном казначействе. Как это делается?
Для удобства клиентов в ФК открывается один лицевой счет. Его номер начинается с числа 71. Через него осуществляются операции по нескольким документам основаниям (госконтрактам, контрактам, соглашениям и договорам). Для этого предусмотрены разделы лицевого счета. На каждый документ-основание открывается свой раздел.
Для открытия счетов и разделов вам необязательно обращаться в ФК лично. Это можно сделать дистанционно. Если ваш документ-основание подлежит обязательной регистрации в ЕИС в сфере закупок, то эти операции можно осуществить непосредственно в личном кабинете на сайте zakupki.gov.ru.
В иных случаях, если вы не знаете номер лицевого счета, но вам необходимо его указать в реквизитах заключаемого документа-основания, вы можете предоставить в ближайший территориальный орган ФК заявление на резервирование лицевого счета.
Если же номер вам известен, и вы хотите открыть лицевой счет с зарезервированным ранее номером или раздел на уже существующий лицевой счет, то можете это сделать в личном кабинете «Электронного бюджета». Порядок подключения к «Электронному бюджету» можно уточнить на сайте roskazna.ru или в ближайшем ТОФК.
Также можно открыть лицевой счет, обратившись лично в ближайший ТОФК, но лучше это делать дистанционно для экономии времени.
Для того, чтобы ваш заказчик смог перечислить вам аванс или оплатить выполненные работы поэтапно, а также, чтобы вы сами могли осуществить в будущем расходование средств, необходимо предоставить сведения об операциях с целевыми средствами, в которых указать планируемые суммы источников поступлений и направлений их расходования. Это также можно сделать дистанционно в личном кабинете «Электронного бюджета».
Сведения должны быть утверждены вашим заказчиком. Если у вас есть разрешение на утверждение средств самостоятельно, то приложите разрешение при предоставлении сведений. Если такого разрешения нет, то сведения будут автоматически направлены в личный кабинет вашего заказчика.
В будущем, если потребуется внести изменения в сведения, вы сможете это сделать в личном кабинете «Электронного бюджета».
Как деньги поступят на лицевой счет исполнителя?
Допустим, у вашего заказчика наступил срок оплаты аванса, или он хочет оплатить работу на основе предоставленного вами акта выполнения работы.
Заказчик в личном кабинете «Электронного бюджета» формирует платежное поручение на перечисление. Центр специализации ФК осуществляет санкционирование проводимой оплаты, проверяет остаток целевых средств на лицевом счете заказчика, проверяет документы-основания.
Если контроль пройден успешно, то через платежный центр ФК осуществляется передача платежных документов в банк для исполнения. После зачисления средств банком, проводится анализ и зачисление денег на соответствующий раздел вашего лицевого счета.
Важный момент! Если на момент зачисления вы еще не открыли соответствующий раздел лицевого счета под контракт, или заказчик в назначении платежа, в реквизитах допустил ошибку, то средства будут зачислены на ваш лицевой счет, но без отнесения к разделу.
Для использования таких средств необходимо их уточнить, предоставив уведомление об уточнении операций клиента. Кроме этого, использование средств возможно только после регистрации сведений об операциях с целевыми средствами.
Если перечисление осуществляется в рамках одного платежного центра, то платеж проходит почти моментально, и вы можете получить выписку по лицевому счету или воспользоваться режимом онлайн просмотра остатка в личном кабинете «Электронного бюджета». Для этого используйте простую систему фильтров на сайте.
Таким образом, сталкиваясь с федеральным казначейством и необходимостью осуществления операций через лицевой счет, вы будете выполнять 3 основные операции:
- открывать лицевой счет и разделы по нему;
- предоставлять сведения об операциях с целевыми средствами;
- проводить кассовый расход за счет поступлений от заказчика или полученного казначейского обеспечения обязательств.
По всем операциям можно настроить в личном кабинете оповещения на электронную почту о статусах обработки документов или поступления платежа на ваш лицевой счет. Будьте в курсе всех операций по вашему лицевому счету в ФК.
Сопровождение оборонного заказа банками
Обслуживать прохождение денег на спецсчетах позволено только уполномоченным для этого банкам. Кредитное учреждение должно получить лицензию на осуществление операций, в которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну.
Количество банков в РФ, уполномоченных сопровождать госзаказы – девять. Выбрать среди них «своего» – право головного исполнителя оборонного контракта. Все остальные контрагенты, связанные с выполнением этого ГОЗ и входящие в кооперацию, также открывают свои спецсчета в выбранном уполномоченном банке.
В каждом из них разработаны Правила банковского сопровождения ГОЗ. Основа их составления – положения ФЗ (275-ФЗ). Правилами предусмотрен режим использования средств организаций и предприятий на спецсчетах, порядок их мониторинга. Первым пунктом обозначено требование наличия в платежных документах кода ИГК, который соответствует конкретному государственному контракту. Инструкция, разработанная тем же банком, разъясняет, где именно он проставляется (поле «Код»).
Изменения в нормативно-правовых актах, касающиеся работы с ГОЗ, позволяют ужесточить учет выделенных государством денежных средств на предприятиях, задействованных в выполнении госзаказа. Контракт получает особенную «метку» – ИКГ, позволяющую проследить, куда потрачен каждый государственный рубль.
Похожие статьи
- Поле 104 в платежном поручении
- Справочник кодов валютной операции в платежном поручении
- Уникальный идентификатор начисления в платежном поручении
- Платежка на налог на имущество
- Поле 102 в платежном поручении
Сопровождение гособоронзаказа
Сопровождение контрактов для государственного оборонного заказа является строго обязательным. И заказчики, и исполнители ГОЗ взаимодействуют с Казначейством в ходе исполнения обязательств. Правила утверждены законодательством в Постановлении Правительства № 1702 от 28.12.2018 г.
ФК следит за выделенными средствами на выполнение ГОЗ. Сопровождаются все платежи в рублях при расчетах по контрактам, которые заключены головными исполнителями с исполнителями или между исполнителями.
Исключение действует для госконтрактов, которые заключает Министерство обороны. Государственный оборонзаказ казначейский надзор исключает и для контрактов, которые заключены заказчиками при наличии банковского сопровождения (отдельный банковский счет по 275-ФЗ) или для обеспечения:
- органов внешней разведки — инструментами разведывательной деятельности;
- ФСБ — инструментами контрразведывательной деятельности;
- «Росатома» — товарами, работами, услугами, связанными с ядерными боеприпасами и зарядами.
Случаи, которые не нуждаются в открытии лицевого счета в Казначействе в 2021 г. по ГОЗ утверждены в положениях п.3 ч.3 ст.5 459-ФЗ. Казначейство не следит за договорами, предметом которых является поставка коммунальных услуг, услуг связи и электроэнергии и за договорами, подписанными с федеральными казенными ведомствами (п.5 ч.1 ст. 93 44-ФЗ).
Правила формирования ИГК для гособоронзаказа
Для контрактов по гособоронзаказу действует особый порядок определения перснонального шифра документа (п.13 ст.3 275-ФЗ). Код создают непосредственно заказчики, и состоит он из 25 чисел. Рассмотрим структуру идентификатора по ГОЗ:
- 1–2 позиция — две последние цифры года заключения соглашения;
- 3–4 разряд — две последние цифры года окончания контрактных обязательств;
- 5–7 — это индивидуальный номер заказчика из кодировки ГРБС по бюджетной спецификации;
- 8 – сведения о способе закупки (пример: для открытого конкурса указываем 1);
- 9–12 — порядковый номер контракта;
- 13 — вид цены товара по ГОЗ: 1 — примерная (согласовывается), 2 — утвержденная, 3 — возмещающая издержки;
- 14–25 – числовой шифр. Заказчики сами определяют эти позиции, основываясь на внутренних правилах и нормах.
ИГК нельзя менять, и он действует в течение всего периода действия соглашения.
Новый порядок сопровождения гособоронзаказа в 2020 г.
Правительство РФ разработало проект, утвердивший новый порядок взаимоотношений организаций с Казначейством по ГОЗ:
- Контроль всех контрактов по ГОЗ стоимостью более 300 тыс. руб.
- Все финансовые действия происходят на счетах, открытых в ТОФК.
- Счета открываются после проверки информации о головном исполнителе или исполнителе на следующий день после окончания контроля. Заказчики подтверждают открытие лицевого счета исполнителю.
- За каждым соглашением закрепляется код госконтракта, который следует указывать во всех платежных документах.
- Списание производится после санкционирования расходов. Санкционирование — это проверка соответствия источников поступления средств и их расходов.
- Действия с лицевым счетом реализуются в специальном режиме и только при наличии идентификатора госконтракта.
- Заказчик отчитывается перед ФК после полного исполнения обязательств.
Преимущества и недостатки контроля
К «минусам» казначейского сопровождения можно отнести:
- Подготовка дополнительной документации для получения целевых денег. Каждую поставку товара или выполнение работ (услуг) потребуется подтверждать дополнительно. Это значительно усложняет участие в закупках.
- Время на посещение казначейства. Несмотря на то, что представительств ведомства в РФ около 2 тысяч, придется лично посетить учреждение, если не будет возможности вести документооборот в электронном виде.
- Недостаточно оперативное общение со специалистами ФК, которое может возникнуть из-за отсутствия опыта и внутренних регламентов в ведомстве.
«Плюсы» в сопровождении тоже можно найти:
- Реализуется принцип открытости и прозрачности при исполнении обязательств. Это популярно для закупок с большой конкуренцией.
- Отпадут недобросовестные подрядчики.
- Гарантированное получение целевых средств без отговорок заказчика «бюджет еще не поступил», «израсходовали на другие закупки» и т.д.