Предприниматели, занимающиеся торговлей, сталкиваются с необходимостью рассчитать площадь торгового зала, значение которой потребуется при определении ЕНВД. Нужна именно фактическая площадь, измеренная в квадратных метрах. Применение ЕНДВ допускается для торговых площадей до 150 м2.
Торговой площадью считается часть павильона или магазина, предназначенные непосредственно для общения покупателя и продавца. В расчете площади не учитывают помещения приемки, хранения товаров, их предпродажной подготовки, административные и бытовые помещения.
Как ведется расчет торговых площадей
Физический показатель, именуемый площадью торгового зала, применяется в случае ведения продаж путем эксплуатации объекта торговой стационарной сети, у которого имеется торговый зал размерами менее 150 кв. м. Если же торговый зал отсутствует, используется один из двух показателей — торговое место (в случае если площадь его — не выше 5 кв. м) или площадь торгового места, если таковая — более 5 квадратных метров.
Для правильного применения ЕНВД следует уточнить вопрос, где допускается розничная продажа товаров. Перевод розничной торговли на «вмененку» производится в случае ведения её в объектах, относящихся к стационарной торговой сети. В данном случае торговая площадь — это любое здание (строение либо помещение), которое предназначено либо используется для торговой деятельности. Регламентирует данный момент статья № 346.27 НК РФ. О назначении помещения можно узнать, заглянув в правоустанавливающий либо инвентаризационный документ. Речь идет о договоре купли-продажи либо аренды, техническом паспорте, а также планах, экспликациях и схемах.
На первый взгляд, можно решить, что вменённый налог можно начислять не только на площадь торговых комплексов, но и применять к любому помещению, где происходит торговля. Например, к складу или к другому непредназначенному для торговли помещению. Но согласно разъяснению Минфина продажа товаров на таких изначально непредназначенных для торговли площадях на ЕНВД не переводится.
Надо ли при расчете физического показателя учитывать не использующиеся в торговле помещения
В своих письмах контролирующие органы настаивают на том, что в уже упоминавшейся ранее гл. 26.3 НК РФ нет положения, согласно которому можно исключить из площади торгового места ту площадь, которая свободна от обслуживания покупателей. Имеются в виду подсобные помещения, склады и пр. (письма Минфина России от 05.03.2012 № 03-11-11/68, от 26.12.2011 № 03-11-11/320, ФНС России от 25.06.2009 № ШС-22-3/[email protected]).
Такие действия позволительны только в отношении магазинов и павильонов, поскольку в них есть торговые залы (абз. 22 ст. 346.27 НК РФ).
Эту точку зрения поддерживают арбитражные суды всех уровней, вплоть до ВАС РФ (постановление от 14.06.2011 № 417/11). В качестве примера решений нижестоящих судебных инстанций можно привести постановления ФАС Волго-Вятского округа от 12.03.2013 № А79-7818/2012, ФАС Московского округа от 10.02.2012 № А41-31817/10, ФАС Центрального округа от 11.03.2011 № А62-4419/2010).
Наконец, аналогичного мнения относительно торговых мест придерживается и Конституционный суд РФ, который в определении от 16.07.2013 № 1075-О не нашел в этом нарушения прав плательщиков ЕНВД.
В этой связи во избежание доначислений при проверках налоговых органов следует включать в площадь торгового места те места и помещения, где товар хранится или подготавливается к реализации.
Как вычисляется площадь торгового зала
Налоговый кодекс гласит, что определять ее следует согласно правоустанавливающим и инвентаризационным документам. Точно так же обстоят дела и относительно площади торгового места. Нередко налоговики и предприниматели спорят между собой из-за несоответствия фактически используемой под торговлю площади той, что указана в документации.
Суды придерживаются в этом вопросе того мнения, что вмененный налог нужно рассчитывать на основании фактически используемых квадратных метров этой самой торговой площади. Но если подобное несоответствие не будет подтверждено свидетельскими показаниями, фотоснимками либо имеющимися перегородками (как и другими доказательствами), суд примет решение в пользу налоговиков.
Фиксируйте результаты просмотра каждого торгового помещения
Каким бы способом вы ни искали недвижимость, результаты поисков полезно фиксировать. Во время просмотра помещения делайте фотографии, а после раскладывайте их по папкам для каждого объекта.
Фиксируйте результаты каждого просмотра, делайте фотографии и раскладывайте их по папкам. Это поможет не забыть, что вы смотрели, и сравнивать объекты между собой будет легче
Договор аренды: читаем внимательно
Таким образом, при аренде помещения с использованием для торговли лишь части его следите за тем, чтобы договор аренды содержал четкие пояснения относительно фактически эксплуатируемой площади. В расчет вмененного налога не входит та часть зала для торговли, которая сдается в аренду либо субаренду. Не учитываются при расчете площади торгового зала и так называемые вспомогательные помещения — административно-бытового назначения и те, что служат для хранения и приема товаров.
Если подобные помещения отгородить от торгового зала физически, количество претензий в случае проверки сразу снизится на порядок. В случае изменения размера площади либо смены ее назначения руководителю следует зафиксировать это документально во избежание разногласий с органами проверки.
Налоговая база
Для расчета ЕНВД сначала определите налоговую базу за отчетный квартал. Это можно сделать по формуле:
Налоговая база по ЕНВД за квартал | = | Базовая доходность за месяц (1800 руб.) | × | Площадь торгового зала, используемого для совершения сделок купли-продажи, в первом месяце квартала | + | Площадь торгового зала, используемого для совершения сделок купли-продажи, во втором месяце квартала | + | Площадь торгового зала, используемого для совершения сделок купли-продажи, в третьем месяце квартала | × | К1 | × | К2 |
Значение физического показателя – площади торгового зала – включайте в расчет ЕНВД с округлением до целых единиц (п. 11 ст. 346.29 НК РФ). При округлении размера физического показателя его значения менее 0,5 единицы отбрасывайте, а 0,5 единицы и более округляйте до целой единицы (письмо Минфина России от 16 июня 2009 г. № 03-11-11/111).
Как сэкономить на выставочном зале
Выставочный зал тоже можно назвать торговым — в случае реализации товаров непосредственно в нём же. Иногда демонстрация товаров, оплата и фактический отпуск производятся в различных помещениях. В этом случае правильным будет рассчитывать налог, принимая во внимание общую сумму площадей торгового помещения.
Иногда конкретным предпринимателем (организацией) ведется продажа товаров одновременно в нескольких помещениях, расположенных в одном и том же здании. Например, на обширной площади торгового центра — на разных его этажах или просто обособленно друг от друга. Тогда ЕНВД начисляется отдельно на каждое из них.
Целевая аудитория – еще один ориентир при выборе торгового помещения
Кроме бизнес-модели, на выбор помещения и его местоположения влияет целевая аудитория вашего бизнеса. Подумайте, кто и в каких условиях интересуется вашими товарами. А кому из них вы хотите продавать чаще и больше всего? Рассмотрим пример из аптечного бизнеса.
Типы покупателей в аптеках
Составьте портрет вашей целевой аудитории и определитесь, кому вы хотите продавать больше всего. Под этих покупателей и выбирайте помещение
Поговорим о площади торгового места
Торговая площадь — это необязательно огромный магазин. Продажи возможно вести и на небольшом пятачке, именуемом торговым местом. Что же входит в понятие площади торгового места и как ее определить? Налоговый кодекс на этот счёт четких указаний не даёт. Минфин считает, что в расчет ее входит наряду с территорией, где происходит непосредственная реализация товара, сумма всех площадей вспомогательных помещений. Например, в случае аренды контейнера, частично используемого под реализацию товаров, а частично — в качестве склада, расчёт налога ведется со всей его площади.
Таким образом, в отдельных ситуациях предпринимателям выгоднее, если их помещение для продаж имеет статус торгового зала. Тогда размер налога может быть уменьшен. Судебная практика содержит множество примеров разногласий о том, что считать торговым залом, а что — торговым местом. На практике ориентируются на наличие определенного пространства, на котором покупатели имеют возможность передвигаться между полками с товарами и делать свой выбор.
Ситуация 3: когда дробление бизнеса не дает права на применение ЕНВД
Для того чтобы применять ЕНВД, супруги — индивидуальные предприниматели, владельцы нескольких магазинов — предприняли попытку дробления бизнеса. Точнее, изначально статусом ИП обладала жена, а ее супруг, выполнявший функции исполнительного директора в бизнесе жены, оформил статус ИП позднее.
Затем муж взял у жены часть торговых площадей в аренду и формально начал торговлю с применением УСН. Оставшиеся в распоряжении жены торговые площади ( в трех магазинах) позволили ей перейти на ЕНВД.
Налоговики посчитали, что такой переход незаконен, так как на самом деле только супруга пользовалась всей торговой площадью. Заключение договоров аренды с мужем носило формальный характер: фактически площади помещений не были выделены, а отмечены лишь маркером желтого цвета в копиях технических паспортов объекта. В выделенных границах помещений отсутствовали перегородки или стены.
В акте плановой проверки, проведенной Управлением Роспотребнадзора, также не было информации о том, что на территории рассматриваемых магазинов вели деятельность два предпринимателя.
Муж закупал товары для собственной торговли у жены в розницу. Во всех магазинах функционировало по одному кассовому пункту с двумя ККТ, но в каждом случае обе ККТ обслуживал один и тот же кассир.
Налоговики посчитали, что речь идет о согласованных действиях предпринимателей, основанных на их браке, целью которых было получение необоснованной налоговой выгоды, и что фактически жена могла вести торговлю на всех площадях своих магазинов, не привлекая для этого супруга. То есть дробление бизнеса в данном случае было направлено на незаконную налоговую оптимизацию.
Позиция в пользу владелицы бизнеса
Суд первой инстанции поддержал владелицу бизнеса, посчитав, что ее супруг вел самостоятельную предпринимательскую деятельностью.
Приведем некоторые аргументы судей: магазины не разделены на обособленные помещения, однако ценники двух ИП представлены строго в разных частях каждого магазина, при этом разделение торговых площадей производилось с помощью стеллажей и витрин. Ассортиментный перечень товаров, реализуемых одним ИП, не соответствовал перечню товаров, реализуемых другим ИП. Один кассир обслуживал оба аппарата, но трудовой договор с ним заключил каждый ИП в отдельности. Часть работников трудилась у обоих ИП по совместительству, (при этом обязанности у них были разные), а часть — отдельно у каждого из них. Муж закупал у жены товар, но это объяснимо возможностью экономии на расходах, связанных с поиском и приобретением товаров, а также на транспортных расходах. Кроме того, муж-ИП закупал товары для торговли и у других поставщиков, хотя и в существенно меньших объемах (примерно 2%). В силу ст. 34 Семейного кодекса РФ на рассматриваемые магазины распространяется режим совместной собственности супругов, поэтому супруг имеет полное право вести предпринимательскую деятельность, используя эти магазины. То обстоятельство, что в результате предпринимательской деятельности мужа у жены появилось право на использование системы налогообложения в виде ЕНВД, не может свидетельствовать о получении ею необоснованной налоговой выгоды.
Апелляция оставила вердикт суда первой инстанции в силе.
Позиция в пользу ИФНС
К моменту рассмотрения дела в кассационной инстанции налоговики дополнили свои претензии. Приведем их.
Договоры аренды нежилых помещений заключены супругами формально, так как содержат противоречия и неточности, а размер арендной платы не подтвержден документально и не соответствует рыночным ценам. Инвентаризационные и технические документы не позволяют определить размер арендуемой площади, а также расценить части площади торгового зала магазинов как отдельные объекты организации торговли. У магазинов имеется один вход, одна вывеска, один режим работы, один кассовый узел, общие подсобные, бытовые и складские помещения. Деление торговых площадей магазинов, а также ассортимента товара носит формальный характер, так как все магазины функционировали как единый торговый объект и воспринимались покупателями как единое пространство, как один торговый зал с разными отделами по ассортименту товаров. Расчетные счета ИП открыты в одних и тех же банках, причем муж имеет доверенность на право управления счетом жены. Кадровый учет работников ИП вел один и тот же человек. Все расходы, связанные с реализацией товара через магазины, супруга вела единолично.
Суд в свою очередь указал, что наличие или отсутствие договора о передаче части общего имущества в аренду другому супругу не имеет правового значения, так как супруги обладают одинаковыми правомочиями в отношении данного имущества. Но в данной ситуации главным является факт наличия самостоятельных объектов организации торговли. Их самостоятельность определяется не только наличием признаков обособленности, но и независимостью ведущейся в данном объекте деятельности.
Судьи обратили внимание, что муж приобретал у жены товары для продажи в размере около 98% от всех своих закупок.
АС Дальневосточного округа отметил, что судьи нижестоящих инстанций оценили каждую претензию налоговиков в отдельности и отвергли их. А нужно было для установления истины оценить все доводы ИФНС в совокупности. Поэтому дело было отправлено на пересмотр в первую инстанцию (постановление АС Дальневосточного округа от 19.01.2017 № Ф03-5944/2016).
В чем же разница
Такая особенность по определению не может быть присуща торговому месту, которое чаще всего выглядит в виде прилавка либо витрины с выложенным товаром, непосредственно с которой и производится продажа. ФНС считает, что в случае когда инвентаризационные либо правоустанавливающие документы помещения не содержат указания на статус магазина либо павильона или нет четкого определения части помещения как торгового зала, то упомянутый объект можно по умолчанию считать относящимся к стационарной торговой сети и не имеющим торгового зала.
Порой на всем рынке торговых площадей к объектам, обладающим торговым залом, относят исключительно магазины либо павильоны. То есть в случае осуществления продаж на бывшем складе требуется доказать статус помещения как торгового зала. В то же время в павильоне контейнерного типа торговый зал подразумевается по определению, исходя из одного лишь слова «павильон».
Закон — что дышло, как суд повернул, так и вышло
Некоторые критерии торгового зала пытаются сформировать суды при рассмотрении материалов конкретных дел.