2018 год привнёс новые изменения в учёте и будет активным. Главным бухгалтерам нужно быть внимательными ко всем тонкостям перехода на новые стандарты. Следует обратить особое внимание на корректность ведения учёта в информационной базе и привести все дела в порядок. В противном случае ошибки и неточности чреваты штрафами и проверками.
В апреле 2015 года Минфин России утвердил программу разработки федеральных стандартов бухгалтерского учёта для организаций государственного сектора (Приказ от 10.04.2015 № 64н).
По программе с 1 января 2021 года должны действовать десять стандартов. Однако вступление в силу трёх из них планировалось перенести с 2021 на 2021 год: Минфин России подготовил проект приказа о внесении в программу соответствующих изменений.
31 октября 2021 года Минфин России издал Приказ № 170н «Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учёта для организаций государственного сектора на 2017-2019 гг. и о признании утратившими силу приказов Минфина России от 10.04.2015 № 64н ″Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учёта для организаций государственного сектора″ и 25.11.2016 № 218н «О внесении изменения в приказ Минфина России от 10.04.2015 № 64н ″Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учёта для организаций государственного сектора″».
Стандарты вступают в силу поэтапно с 1 января 2021 года. Окончательный переход к применению запланирован на 2021 год. Параллельно будут вноситься изменения в действующие инструкции по ведению учёта и составлению отчётности, формы первичных учётных документов и регистров.
В настоящее время утверждены и прошли регистрацию в Минюсте России пять стандартов:
- «Концептуальные основы бухгалтерского учёта и отчетности организаций государственного сектора» (Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 256н);
- «Основные средства» (Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 257н);
- «Аренда» (Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 258н);
- «Обесценение активов» (Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 259н);
- «Представление бухгалтерской (финансовой) отчётности» (Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 260н).
Проекты других стандартов размещены на сайте Минфина России в разделе «Бухгалтерский учёт и бухгалтерская (финансовая) отчётность государственного сектора», подразделе «Стандарты финансовой отчётности для государственного сектора».
Как было отмечено, изменения в учёте будут вводиться постепенно, в период с 2021 по 2021 год. Всего ожидается 29 новых стандартов. Нововведения влекут за собой ряд существенных изменений. Их цель ‒ повысить эффективность работы госучреждений.
Название стандарта «Концептуальные основы бухгалтерского учёта и отчётности организаций государственного сектора» говорит само за себя. Это базовый документ, который определяет единые требования к ведению бухгалтерского учёта и составлению отчётности в организациях госсектора:
- основные правила (способы) ведения бухгалтерского учёта;
- объекты бухгалтерского учёта, общие правила их признания (прекращения признания), оценку (денежное измерение) и методы оценки;
- общие правила формирования сведений, раскрываемых в бухгалтерской (финансовой) отчётности, их качественные характеристики;
- основные принципы (допущения) подготовки отчётности;
- основные требования к инвентаризации активов и обязательств.
Организации госсектора должны применять стандарт при ведении бухгалтерского (бюджетного) учёта с 1 января 2021 года. Для составления отчётности положениями стандарта необходимо руководствоваться начиная с отчётности 2021 года. Отчётность за 2017 год представляется по старым правилам.
Положения стандарта применяются одновременно с другими утверждёнными стандартами, а также нормативными правовыми актами, которые регулируют ведение бухгалтерского (бюджетного) учёта и составления отчётности.
Чтобы понять суть грядущих изменений, изучение стандартов необходимо начать именно с концептуальных основ. Проанализируем положения документа. В чём заключаются принципиально новые подходы к формированию данных?
Глобальные изменения
Объекты учёта
Основные нововведения касаются объектов учёта. В стандарте впервые даны определения актива, обязательства, чистых активов, дохода, расхода.
Актив – это имущество (включая наличные и безналичные денежные средства), которое отвечает следующим условиям:
- принадлежит учреждению и (или) находится в его пользовании;
- контролируется учреждением в результате произошедших фактов хозяйственной жизни;
- заключает полезный потенциал или экономические выгоды[1].
В определении актива используется ряд новых терминов. Полезный потенциал – это пригодность актива для использования в деятельности учреждения, обмена, погашения принятых обязательств. Использование имущества не обязательно должно сопровождаться поступлением денежных средств. Достаточно того, что оно служит для выполнения учреждением своих функций и достижения целей. Таким образом, актив характеризуется определёнными потребительскими свойствами.
Будущими экономическими выгодами признаются поступления денежных средств (их эквивалентов) в результате использования актива, например, арендные платежи.
О контроле над активом можно говорить, если учреждение вправе использовать актив (в том числе временно) для извлечения полезного потенциала или получения будущих экономических выгод и может исключить или регулировать доступ к этому полезному потенциалу или экономическим выгодам. В целях учёта предполагается, что учреждение контролирует имущество, которое за ним закрепил собственник (учредитель).
Обязательство – это задолженность, погашение которой приведёт к выбытию активов, заключающих полезный потенциал или экономические выгоды. Обязательства принимаются к бухгалтерскому учёту, если они возникли в силу закона, иного нормативного правового акта, муниципального акта или договора (контракта, соглашения).
Разница между активами и обязательствами на определённую дату показывает величину чистых активов. Имущество, которым учреждение не отвечает по своим обязательствам, в расчеёт чистых активов не включается. Чистые активы могут принимать как положительное, так и отрицательное значение.
Доход – это увеличение полезного потенциала активов и (или) поступление экономических выгод за отчётный период (кроме поступлений, связанных с вкладами собственника, учредителя). Вкладом собственника (учредителя) является имущество, которое он передал учреждению (кроме денежных средств и их эквивалентов).
Расход – это снижение полезного потенциала активов и (или) уменьшение экономических выгод за отчётный период в результате выбытия или потребления активов, возникновения обязательств.
Исключение составляет изъятие имущества собственником (учредителем), за исключением денежных средств и их эквивалентов.
Разница между доходами и расходами представляет собой финансовый результат за отчётный период.
Доходы бюджетов учитывают администраторы, расходы – главные распорядители (распорядители) и получатели бюджетных средств.
Таким образом, при ведении отчётности за 2021 год на балансе могут числиться только активы. Но к 2021 году бухгалтерии учреждения необходимо разобрать разделение имущества на актив и не актив (рис. 2). То же самое должно произойти с дебиторской задолженностью, её нужно списать и убрать с баланса.
Признание объектов учёта
Объект принимается к бухгалтерскому учёту и (или) отражается в отчётности при одновременном соблюдении трёх условий:
- объект соответствует установленному определению;
- учреждение уверено в будущем повышении (снижении) полезного потенциала либо увеличении (уменьшении) будущих экономических выгод, связанных с объектом;
- стоимость объекта можно оценить[2].
Если стоимость объекта нельзя оценить, в бухгалтерском учёте он не признаётся, однако информация о нём раскрывается в пояснительной записке к отчётности.
Объект выбывает с балансового учёта на дату, когда хотя бы одно из перечисленных условий перестало соблюдаться.
Если доходы признаются в течение нескольких отчётных периодов, расходы, которые соответствуют этим доходам, должны быть распределены между теми же отчётными периодами.
Оценка объектов учёта
В стандарте введено новое понятие «справедливая стоимость». Она соответствует цене, по которой право собственности на актив переходит между независимыми сторонами сделки. Объекты учёта, которые необходимо оценивать по справедливой стоимости, и случаи её применения будут устанавливаться в стандартах, посвящённых этим объектам.
Справедливую стоимость активов и обязательств можно определить двумя основными методами:
- рыночных цен – на основании текущих рыночных цен или данных о недавних сделках с аналогичными или схожими активами (обязательствами), совершённых без отсрочки платежа;
- амортизированной стоимости замещения – рассчитывается как разница между стоимостью полного восстановления (воспроизводства) полезного потенциала актива или замены актива (в зависимости от того, какая из этих величин меньше) и суммой накопленной амортизации, рассчитанной на основе такой стоимости[3].
В качестве примера стоимости восстановления (воспроизводства) актива приведена стоимость восстановления здания в случае его разрушения. Стоимость замены актива рассчитывается на основе рыночной цены покупки аналогичного актива с сопоставимым оставшимся сроком его полезного использования. Например, стоимость замены разрушенного здания иным зданием с сопоставимым сроком полезного использования.
Формирование данных для отчётности
В стандарте впервые сформулированы характеристики, которым должна отвечать информация в отчётности:
- уместность (релевантность) – данные могут использоваться для финансовой оценки будущих событий и (или) для подтверждения и корректировки ранее сделанных выводов;
- существенность – показатели влияют на решения пользователей;
- достоверное представление (полнота, нейтральность, отсутствие существенных ошибок) – отчётность включает все имеющиеся данные, которые отобраны объективно и сформированы в соответствии с нормативными правовыми актами;
- сопоставимость – позволяет идентифицировать сходства и различия между такой информацией и информацией в других отчётах;
- возможность проверки и (или) подтверждения достоверности данных (верификация) путём прямого подсчёта (например, при инвентаризации) или с использованием формул, моделей, других способов;
- своевременность – доступность пользователям отчётности в период, когда информация может повлиять на принимаемые решения;
- понятность – состав (содержание) и форма представления информации позволяют понять её смысл пользователям отчётности, обладающим необходимыми знаниями о деятельности учреждения[4].
В стандарте впервые закреплён принцип приоритета содержания над формой. Он означает, что информация об объектах бухгалтерского учёта, фактах хозяйственной жизни должна быть представлена в соответствии с их экономической сущностью, а не только их правовой формой.
Юридическое и экономическое содержание фактов хозяйственной жизни может различаться или даже противоречить друг другу. Например, если говорить об имуществе, то с юридической точки зрения важен объём прав на это имущество: находится оно в учреждении на праве оперативного управления или взято в аренду, получено в безвозмездное пользование, на хранение, на комиссию.
С экономической точки зрения для признания имущества активом важны не права на него, а его полезный потенциал, способность приносить экономические выгоды и возможность контролировать объект.
Имущество может использоваться в деятельности учреждения для достижения его уставных целей, но не принадлежать на праве оперативного управления, а находиться в аренде. Возможна и обратная ситуация: имущество закреплено за учреждением на праве оперативного управления и числится на балансе, но непригодно к эксплуатации.
В настоящее время на балансе учреждения отражается только имущество, которое закреплено на праве оперативного управления. Имущество, полученное в возмездное или безвозмездное пользование, показывается на забалансовых счетах. Однако с 2021 года принцип представления информации в учёте и отчётности кардинально меняется. Определяющей становится не юридическая, а экономическая трактовка фактов хозяйственной жизни. Тем самым методология учёта сближается с подходами, принятыми в международных стандартах финансовой отчётности.
Применительно к операциям с имуществом это означает, что право пользования арендованными основными средствами будет отражаться пользователем (арендатором) в составе нефинансовых активов как самостоятельный объект бухгалтерского учёта[5]. Это закреплено и в федеральном стандарте «Аренда», который также вступает в силу с 1 января 2021 года.
Инструкция 174н с изменениями на 2021 год – изменения в плане счетов (счет 101)
Рассмотрим основные изменения в счете 101 00 000 «Основные средства»:
1. Появилась новая проводка. Когда основные средства передаются в финансовую аренду (безвозмездное бессрочное пользование) арендодателем (ссудодателем), выбытие объектов ОС, классифицируемых как объекты неоперационной (финансовой) среды, отражается следующими проводками:
ДЕБЕТ счета 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами» соответствующих счетов аналитического учета: |
0 104 00 000 «Амортизация» |
0 114 00 000 «Обесценение нефинансовых активов» |
КРЕДИТ соответствующих счетов аналитического учета счета 0 101 00 000 «Основные средства» |
2. Была введена новая группа 00 «Основные средства – имущество в концессии» и счета аналитического учета:
Счет аналитического учета | Наименования счетов |
0 101 91 000 | «Жилые помещения = имущество в концессии» |
0 101 92 000 | «Нежилые помещения (здания и сооружения) – имущество в концессии» |
0 101 94 000 | «Машины и оборудование – имущество в концессии» |
0 101 95 000 | «Транспортные средства – имущество в концессии» |
0 101 97 000 | «Биологические ресурсы – имущество в концессии» |
0 101 98 000 | «Прочие основные средства – имущество в концессии» |
3. Исключены группа счетов учета 0 101 40 000 «Основные средства – предметы лизинга» и аналитические счета к ней (0 101 (41 – 48) 000).
4. Были исключены следующие счета:
Счет аналитического учета | Наименование счета |
0 101 18 000 | «Прочие основные средства – недвижимое имущество учреждения» |
0 101 21 000 | «Жилые помещения – особо ценное движимое имущество учреждения» |
0 101 23 000 | «Сооружения – особо ценное движимое имущество учреждения» |
0 101 31 000 | «Жилые помещения – иное движимое имущество учреждения» |
0 101 43 000 | «Сооружения – предметы лизинга» |
5. Изменены отдельные наименования счетов:
Наименование счета в старой редакции | Наименование счета в новой редакции |
0 101 26 000 «Производственный и хозяйственный инвентарь – особо ценное движимое имущество учреждения» | 0 101 26 000 «Инвентарь производственный и хозяйственный – особо ценное движимое имущество учреждения» |
0 101 27 000 «Библиотечный фонд – особо ценное движимое имущество учреждения» | 0 101 27 000 «Биологические ресурсы – особо ценное движимое имущество учреждения» |
0 101 33 000 «Сооружения – иное движимое имущество учреждения» | 0 101 33 000 «Инвестиционная недвижимость» – иное движимое имущество учреждения |
0 101 36 000 «Производственный и хозяйственный инвентарь – иное движимое имущество учреждения» | 0 101 36 000 «Инвентарь производственный и хозяйственный – иное движимое имущество учреждения» |
0 101 37 000 «Библиотечный фонд – иное движимое иущество учреждения» | 0 101 37 000 «Биологические ресурсы – иное движимое имущество учреждения» |
Инструкция 174н с изменениями на 2021 год – изменения в плане счетов (счет 102)
На счете 102 00 000, как и в старой редакции Инструкции, учитываются нематериальные активы. Но изменения коснулись и данного счета тоже – были исключены счета аналитического учета 0 102 40 000 «Нематериальные активы – предметы лизинга».
То есть, в настоящее время используется только 2 счета для формирования сведений о наличии хозяйственных операций и нематериальных активов: (нажмите для раскрытия)
Счет аналитического учета | Наименование счета |
0 102 20 000 | «Нематериальные активы – особо ценное движимое имущество учреждения» |
0 102 30 000 | «Нематериальные активы – иное движимое имущество учреждения» |
* * *
Кратко сформулируем основные выводы.
- Изменения, внесенные Приказом № 212н в Инструкцию № 174н, вступили в силу 06.01.2018, в связи с чем они подлежат отражению в учете в 2021 году.
- Среди существенных поправок можно выделить следующие новшества:
- из бухгалтерского плана счетов удалены счета 0 204 51 000 «Активы в управляющих компаниях», 0 215 51 000 «Вложения в управляющие компании»;
- установлен новый порядок формирования номеров отдельных счетов (0 201 00 000, 0 207 00 000, 0 209 81 000, 0 210 05 000, 0 301 00 000, 0 401 60 000);
- добавлены бухгалтерские записи по оформлению внутреннего перемещения объектов нефинансовых активов между материальными лицами, а также в случае их передачи аренду и в доверительное управление;
- введены коррективы по учету НДС и субсидий, выделенных на выполнение государственного задания.
[1]Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.
Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение, №2, 2018 год
Инструкция 174н с изменениями на 2021 год – изменения в плане счетов (счет 209)
Бухгалтеру при осуществлении расчетов по суммам причиненного ущерба бюджетному учреждению и иным доходам на счете 209 00 000 придется учитывать нововведения:
1. Расчеты по иным доходам отражаются на счете 209 89 000 (не на счете 209 83 000).
2. У группы счетов 209 40 изменилось наименование – сейчас это «Расчеты по штрафам, пеням, неустойкам, возмещениям ущерба» (не «Расчеты по суммам принудительного изъятия»).
3. Введены новые счета:
Счет | Наименование |
0 209 34 000 | Расчеты по компенсации затрат |
0 209 41 000 | Расчеты по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров) |
0 209 43 000 | Расчеты по доходам от страховых возмещений |
0 209 44 000 | Расчеты по доходам от возмещения ущерба имуществу (за исключением страховых взносов) |
0 209 45 000 | Расчеты по доходам от прочих сумм принудительного изъятия |
Инструкция 174н с изменениями на 2021 год – изменения в плане счетов (счет 106)
Счет 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы» также претерпел некоторые изменения: (нажмите для раскрытия)
- Добавлен счет 0 106 33 000 «Вложения в непроизведенные активы – иное движимое имущество учреждения».
- Введена группа счета 0 106 90 000 «Вложения в имущество концедента» и аналитические счета к ней: 0 106 91 000 «Вложения в основные средства в концессии» и 0 106 93 000 «Вложения в непроизведенные активы в концессии».
- Группа счета 40 была переименована. Вместо старого названия «Вложения в предметы лизинга» теперь используется наименование «Вложения в объекты финансовой аренды».
По этой причине исключены были следующие счета аналитического учета:
Счет | Наименование |
0 106 41 000 | Вложения в основные средства – предметы лизинга |
0 106 42 000 | Вложения в нематериальные активы – предметы лизинга |
0 106 44 000 | Вложения в материальные запасы – предметы лизинга |
Правовое регулирование
Казенщики являются отдельным типом государственных и муниципальных организаций, созданных для выполнения госзаданий и муниципальных заданий или осуществления функций органов власти, финансируемых за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы. Правила организации и ведения бухучета в казенных учреждениях регламентированы:
- законом № 402-ФЗ в части ключевых вопросов организации БУ;
- инструкцией № 157н и инструкцией 162н в бюджетном учете для казенных учреждений в 2021 году;
- инструкцией № 132н в части формирования кодов бюджетной классификации для отражения операций в бухучете КУ;
- инструкцией № 191н в части состава и порядка формирования отчетности в казенных учреждениях;
- порядком № 209н в части формирования КОСГУ;
- федеральными стандартами БУ, регламентирующими отраслевые методы учета;
- методическими рекомендациями, письмами и пояснениями Министерства финансов РФ и отдельных ведомств в части урегулирования вопросов по ведению БУ.
В основную систему нормативного регулирования БУ относят региональные и муниципальные нормативные акты, устанавливающие отдельные правила учета и составления отчетности.
Ответы на распространенные вопросы о том, какова инструкция 174н с изменениями на 2021 год
Вопрос №1:
В какое время арендатор (пользователь имущества) должен признать объект учета операционной аренды по дебету счета 0 111 40 000 и кредиту счетов 0 302 24 730 или 0 302 29 730?
Ответ:
Признать объект учета операционной аренды необходимо на дату классификации объектов учета аренды в сумме арендных платежей за весь срок пользования имуществом, предусмотренным договором аренды.
Вопрос №2:
С чем связано введение новых счетов аналитического учета в счета 208 00 000 и 206 00 000, согласно Инструкции 174н?
Ответ:
Данные нововведения связаны с наличием новых подстатей КОСГУ.
Инструкция 174н с изменениями на 2021 год – изменения в плане счетов (счет 103)
Непроизводственные активы подлежат учету на счете 103 00 000. После внесения корректировок в Инструкцию, для учета непроизводственных активов сейчас используют следующие группы счетов:
Группа счетов | Наименование |
0 103 10 000 | Непроизводственные активы – недвижимое имущество учреждения |
0 103 30 000 | Непроизводственные активы – иное движимое имущество |
0 103 90 000 | Непроизводственные активы – в составе имущества концедента |
Применявшиеся ранее счета аналитического учета относятся к 1-ой группе. Для групп 30 и 90 были введены новые счета:
Счет | Наименование |
0 103 32 000 | Ресурсы недр – иное движимое имущество учреждения |
0 103 33 000 | Прочие непроизведенные активы – иное движимое имущество учреждения |
0 103 91 000 | Земля – в составе имущества концедента |