Упрощенцы, выбравшие объектом «доходы за минусом расходов» по итогам года могут получить отрицательный результат своей работы. Но убыток не гарантирует им полного освобождения от уплаты налога. Если в книге учета доходов и расходов в налоговом периоде присутствуют доходы, и пусть даже сумма расходов значительно их превышает, налогообложения все равно не избежать.
Рассмотрим подробнее, как рассчитывается «упрощенный» налог при убыточной деятельности, если расходы превышают доходы при УСН с «доходно-расходным» объектом.
Убыточность предприятия
Говоря об убытках предприятия, принято разделять два очень важных понятия (см. таблицу).
Понятие | Пояснение |
Бухгалтерский убыток | При его расчете берут во внимание реальные результаты предпринимательства. Учитывают в этом случае все вырученные от деятельности средства и понесенные в результате нее расходы. |
Налоговый убыток | Он отличается от бухгалтерского убытка тем, что при его расчете во внимание берут не все виды доходов и расходов, а только те, которые «упрощенцы» могут признавать согласно НК РФ. |
Заметим, что не все предприниматели выбирают вариант уплаты налога по УСН с доходов, уменьшенных на расходы. Некоторые останавливаются на более простом с точки зрения учета варианте. Так, если выбрана выплата налога исключительно с доходов, то на вопрос – платить ли УСН – можно ответить однозначно: да, всегда. Связано это с тем, что свои расходы такие «упрощенцы» не отображают в налоговом учете. И как следствие, невозможно прийти к убытку.
Если же фирма, ИП работает на УСН «доходы минус расходы», то имеет смысл разобраться в ситуации получения убытка. Рассмотрим эту ситуацию.
Причины возникновения профицита
Профицит госбюджета в России может возникает в результате:
- Повышения стоимости углеводородов. Особенность российской экономики — сильная зависимость от цены на нефть и газ. Экспорт этих энергоносителей составляет почти половину доходной части госбюджета. Когда формируется бюджет, за основу берётся текущая стоимость углеводородов. Если их стоимость резко возрастает, то растёт и доходная часть бюджета, а это резко увеличивает профицит.
- Искусственного сокращения финансирования государством социальных и других проектов.
- Увеличения налогообложения физических и юридических лиц.
- Роста таможенных пошлин.
Влияние убытка на упрощенный налог
Если у вашего бизнеса на УСН расходы превышают доходы, авансовый платеж за соответствующие периоды можно не вносить. Это касается квартала, полугодия и девяти месяцев. Но в случае получения убытка по итогам целого года, ситуация несколько иная.
Существует понятие минимального упрощенного налога. Его размер равен одному проценту от только доходов за весь год. Платить его придется даже в случае общей убыточности деятельности на протяжении всего года.
Подробнее см. «Минимальный налог на УСН в 2016 году».
Имейте в виду: с 2021 года не будет отдельного КБК для минимального налога на УСН «доходы минус расходы». См. также
Если вы не учли полученный в предыдущем году убыток, то его значение может быть использовано для уменьшения базы налогообложения в нынешнем или последующих периодах. Это позволяет снижать размер полученной прибыли на сумму убытков, которые были получены в предыдущем году. Учитывать можно и те убытки, которые имели место хоть несколько лет назад.
Учтите, что авансовые взносы на УСН не зависят от убытков, образовавшихся в предыдущих годах. Их все равно придется делать, ведь учесть отрицательный эффект других годов можно только после подведения итогов всего года.
Также напомним, что прошлый убыток может уменьшить упрощенный налог в нынешнем году только тогда, когда получен он на УСН «доходы минус расходы». Если же объект налогообложения вы меняли, то учесть предыдущие убытки уже не получится.
Комментарии
сергей 13.04.2016 в 10:21 # Ответить
Как быть?
Зарегистрировал ИП 28.01.16., купил торговый автомат (снековый) 160тыс руб+ 10тыс доставка. Оплатил аренду 2,5тыс руб. Закупил продукты 30тыс. Установил его 04.03.16. Проработав месяц март, 31.03.16 получил прибыль 12тыс рублей. 202500руб расходы, 12тыс доход. Как заполнять декларацию??? или подавать «нулевую декларацию?»
Наталия 08.07.2016 в 08:41 # Ответить
Сергей, декларацию УСН сдают один раз в год, по итогам прошедшего года, до 30.04 следующего года. Т.е. Вы будете сдавать декларацию в 2021 году, за 2021 году. Если есть доход, то это уже не нулевая декларация, а обычная. Не забудьте уплатить взносы в ПФР и ФФОМС. Они уплачиваются независимо от того есть у Вас прибыль или нет.
Как подтвердить свои убытки
Когда при УСН расходы больше доходов, Налоговый кодекс предусматривает возможность учитывать убыток, полученный в течение года, для снижения базы налогообложения еще 10 лет. Если этот период прошел, то учесть убыток уже не получится.
Если вы списали все свои убытки на определенный отчетный год, то еще в течение четырех лет придется хранить всю документацию, подтверждающую правомерность таких действий. В случае проверки вы обязаны предоставить инспектору нужную информацию.
Хранить следует не только подтверждающие документы, но и информацию по суммам убытка для всех налоговых периодов. Чтобы у инспекторов не возникало вопросов и трудностей, такие бумаги и файлы лучше систематизировать и раскладывать по отдельным папкам.
Также см. «УСН с 2017 года: как увеличатся лимиты доходов и основных средств».
Читать также
21.11.2016
Товарный профицит
Излишек товаров — ситуация, при которой товары по каким-то причинам не реализуются, а остаются в магазинах или на складах. Это указывает на то, что спрос ниже предложения, то есть наблюдается профицит предложения. Существует несколько причин, вызывающих подобный дисбаланс:
Причина | Комментарий |
Завышенная стоимость | Стоимость товара может завышаться или производителями, которые установили отпускную цену, намного превышающую себестоимость товара, или посредниками – промежуточным звеном между производителями и конечными потребителями |
Ошибочное планирование (завышение ожидаемого спроса) | Например, к лету производителем надувных игрушек были изготовлены надувные матрасы. Лето оказалось дождливое и не пляжное, матрасы не раскупили, образовался профицит |
Неэффективность работы маркетологов | Неэффективно сработал маркетинговый отдел: отсутствовала реклама (или была низкого качества), недостаточно мотивировались потребители на покупку товара и т. п. |
Ликвидация товарного профицита означает устранение факторов, которые его вызвали:
- снижение стоимости товара. На производственном этапе – снижением себестоимости продукции или отпускной цены (что снизит доходы производителей). На этапе реализации – уменьшить «накрутки» посредников. Стоимость товара, уже приобретённого посредником для продажи, можно снизить лишь, уменьшив посреднический процент. Основной формой снижения стоимости профицитного товара являются различные акции и система скидок;
- тщательное планирование (уменьшение) выпуска продукции на следующие периоды, учитывая имеющийся профицит;
- повышение эффективности маркетинга (замена сотрудников или повышение их квалификации).
Способов избавления от излишков товара или материальных средств множество. Но их нужно направить грамотно и это является необходимостью, так как при избытке товарного запаса требуются значительные ресурсы: хранение на складе, заморозка средств, инвентаризация и учёт и т. д. Избыток товара представляет для предприятия самую большую опасность, когда оно только внедряется на рынок или переживает период выживания, то есть в моменты самой большой нужды в ресурсах и средствах.
Действующий механизм контроля расходов
Ст.86.2 НК установлен перечень лиц, обязанных не позднее 15 дней после регистрации сделки направить в налоговый орган по месту своего нахождения информацию о зарегистрированной сделке. В этот перечень входят:
- органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- органы, осуществляющие регистрацию механических транспортных средств;
- лица, регистрирующие сделки с ценными бумагами;
- нотариусы, удостоверяющие сделки купли-продажи культурных ценностей;
- уполномоченные лица и организации, регистрирующие сделки с золотом в слитках.
Форма извещения налогового органа уполномоченным лицом установлена Приложением 1 к Приказу МНС РФ от 02.12.99 №АП-3-08/379 «Об утверждении форм документов, необходимых при проведении налогового контроля за расходами физического лица».
Вместе с извещением уполномоченное лицо обязано представить в налоговый орган:
- выписку из единого государственного реестра, договор купли-продажи — для сделок с недвижимым имуществом;
- копию справки-счета, договор купли-продажи (при наличии), выписку из реестра регистрации транспортных средств — для операций с механическим транспортным средством;
- договор купли-продажи — для сделок с ценными бумагами;
- договор купли-продажи, удостоверенный в установленном порядке — для сделок с культурными ценностями;
- договор купли-продажи — для сделок с золотом в слитках.
Игнорирование уполномоченным лицом данной обязанности влечет наложение на него штрафа по ст. 126 части 1 НК в размере:
- 5000 рублей — на организации,
- 500 рублей — на физические лица, включая индивидуальных предпринимателей и частных нотариусов.
Получив информацию о состоявшейся сделке, налоговый орган анализирует соответствие произведенных физическим лицом расходов доходам, заявленным им за предыдущий налоговый период т. е. за предыдущий календарный год (именно календарный год является по ст.216 части 2 НК по налогу на доходы физических лиц налоговым периодом). Если обнаружится превышение расходов над доходами, полученными за предыдущий календарный год, налоговые органы обязаны составить акт о несоответствии и в месячный срок направить физическому лицу письменное требование о даче пояснений об источниках и размерах средств, которые были использованы на приобретение имущества.
Потребуется пять лет
— Есть ли у муниципального предприятия и администрации как его учредителя программа, в которой было бы расписано, что будет сделано за эти деньги?
— В МУП «ЯТЭК» есть ремонтная программа на год. По поводу долгосрочных планов отвечу так: у нас есть представление о том, что мы хотим сделать. Но мы опираемся на финансовые возможности предприятия, города и края. И можем что-то планировать только в рамках бюджетного года.
По нашим оценкам, требуется как минимум пять лет на то, чтобы привести оборудование ТЭЦ в соответствие с нормативными требованиями. Чтобы мы могли сказать: все, теперь на станции аварий не будет.
— Отказалась ли «Сибирская генерирующая компания» от Яровской ТЭЦ?
— С инициативой о передаче в концессию коммунального комплекса, который обслуживает МУП «ЯТЭК», в администрацию города еще никто не обращался. Хлопотное это хозяйство.
Яровое.
www.instagram.com/besedin
Незаконные приемы налоговых органов
Налогоплательщик имеет право (подп. 1 п. 1 ст. 21 НК) получить от налогового органа бесплатную информацию об актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах, а также о правах и обязанностях налогоплательщика, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц. Налогоплательщик, расходы которого подлежат налоговому контролю, имеет право получить от налогового органа исчерпывающую правдивую информацию о содержании своих прав и обязанностей, а также о закрепляющих эти права нормативных актах.
К сожалению, нередко должностное лицо налогового органа сознательно или вследствие недостаточной квалификации вводит налогоплательщика в заблуждение в отношении его прав и обязанностей и содержания соответствующих нормативных актов, предоставляя искаженную информацию.
Наиболее распространенной уловкой является в обоснование позиции должностного лица ссылка на положения Приказа МНС РФ от 22.12.99 №АП-3-08/408 «Об утверждении положения о порядке проведения налогового контроля за расходами физического лица». Однако, как указано в Письме от 31.05.2000 4244-ЭР, данный Приказ, как не соответствующий требованиям законодательства РФ и не зарегистрированный Минюстом, был отменен Приказом МНС РФ от 13.06.00 №БГ-3-08/225 «Об отмене Приказа Министерства РФ по налогам и сборам от 22 декабря 1999 г. №АП-3-08/408». И следует учесть, что никакой иной подзаконный акт, детально регулирующий порядок проведения налогового контроля за соответствием расходов физического лица его доходам, до сих пор не был принят.