Классификация плательщиков
В соответствии со ст. 19 НК, в качестве налогоплательщиков выступают физические и юрлица, на которых возлагается обязанность по отчислению обязательных платежей в бюджет. Юридические лица, в свою очередь, разделяются на иностранные и российские, а физлица – на обладающих статусом ИП и не имеющих его.
В относительно обособленную категорию субъектов выделяют предприятия, работающие в специфических сферах. К примеру, речь идет об игорном бизнесе, добыче полезных ископаемых и пр. В этих сферах установлены отдельные виды налогов: на игорный бизнес, НДПИ и т. д.
Некоторые эксперты выделяют в отдельную категорию плательщиков лиц, имеющих право использовать налоговые льготы.
Есть еще одна категория субъектов. В нее входят крупнейшие налогоплательщики. Список этих лиц достаточно внушительный.
Далее в статье разберемся, по каким критериям налогоплательщиков относят к категории крупнейших, каковы особенности отчетности таких лиц.
Права субъектов
Они отражены в ст. 21 НК. Согласно норме, налогоплательщики вправе:
- Получать в ИФНС по месту своего учета сведения о действующих сборах и налогах, бланки отчетности, консультации по их оформлению. Данные услуги предоставляются субъектам бесплатно.
- Получать от Минфина РФ, налоговых структур муниципалитетов и субъектов РФ пояснения по вопросам применения налогового законодательства.
- Применять закрепленные в законодательстве налоговые льготы при наличии соответствующих оснований. Данное право реализуется в порядке, установленном НК и федеральными нормативными актами.
- Получать рассрочку, отсрочку, а также налоговый кредит.
- Участвовать в налоговых правоотношениях лично или через своего представителя.
- Присутствовать при выполнении контролирующими органами выездной проверки.
- Предоставлять ИФНС пояснения и объяснения по фактам исчисления/уплаты налогов, актам проведенных инспекций.
- Требовать от сотрудников контролирующих структур соблюдения положений налогового законодательства.
- Получать копии актов проверки, решений налоговых органов, налоговые уведомления, требования об исчислении налогов.
- Не исполнять противоправные требования контролирующих структур.
- Оспорить акты налоговых органов, решения, действия/бездействие сотрудников ИФНС.
- Требовать компенсации потерь, возникших вследствие противоправных действий контролирующих структур.
- Участвовать в рассмотрении материалов проверки, а также других актов, изданных ИФНС.
Указанные права распространяются на всех налогоплательщиков, крупнейших в том числе. Вместе с тем деятельность последних находится под особо пристальным вниманием контролирующих структур.
Налоговый мониторинг
Под налоговым мониторингом принято понимать способ расширенного взаимодействия, при использовании которого предприятие предоставляет ФНС доступ к сведениям бухгалтерского и налогового учета, получая при этом право на запрос мотивированного мнения касательно налоговых последствий. Данный режим способствует ускорению процесса решения спорных ситуаций и позволяет предотвратить доначисление налогов в дальнейшем времени, как и получение пеней, штрафных санкций.
Процедура проводится в отношении организаций, которые подали запрос и соблюдали нормы п. 2 ст. 105.27 НК РФ, п. 3 ст. 105.26 НК РФ. Также нужно предоставить заявление и соблюсти перечень следующих условий:
- Предоставить в налоговый орган документы. В частности, речь идет о регламенте информационного взаимодействия, учетной политике, внутренней документации.
- Соблюдать условия, способствующие обращению в налоговый орган с заявлением. Их детальный перечень приведен в п. 3 ст. 105.26 НК РФ.
- Обеспечить соответствие представленного регламента нормативам.
- Обеспечить соответствие системы внутреннего контроля нормам.
Крупнейшие налогоплательщики: критерии определения
Признаки, по которым субъект относят к рассматриваемой категории, устанавливаются ФНС. Эти критерии периодически корректируются в зависимости от складывающейся экономической ситуации в стране. В действующем законодательстве закреплен перечень лиц, список крупнейших налогоплательщиков, предусматривающий разграничение их контролирования в соответствии с предметом налогообложения на соответствующих уровнях (региональном, федеральном).
Для отнесения плательщика к категории крупнейших во внимание принимаются:
- Показатели финансово-экономической деятельности (ФЭД). Значение определяется на основании сведений бухгалтерской и налоговой отчетности предприятия.
- Признаки взаимозависимости с иными участниками налоговых правоотношений, показатели, свидетельствующие об уровне влияния компании на деятельность взаимозависимой структуры и результаты ее работы.
- Наличие у хозяйствующего субъекта специального разрешения (лицензии) на ведение определенного вида деятельности.
- Результаты постоянного мониторинга работы анализируемого предприятия.
Критерии КН
Начнем с представления критериев крупнейшего налогоплательщика:
- Определенные маркеры ФЭД. То есть, финансово-экономической деятельности. Для этого рассматривается налоговая и бухгалтерская отчетность компании за текущий налоговый год.
- Наличие взаимозависимостей. Крупнейший налогоплательщик — это организация, которая непосредственно влияет как на деятельность взаимозависимых компаний, так и на результаты их работы.
- Наличие лицензии. У юридического лица должно быть определенное разрешение, которое открывает для него законную возможность заниматься той или иной деятельностью.
- Постоянное наблюдение за налоговой активностью.
Вам будет интересно:Места возникновения затрат: учет, организация, группировка
Крупнейший налогоплательщик — это один из важных субъектов среди налоговых резидентов. Разберем подробнее критерии, по которым организация может быть отнесена к КН.
Вам будет интересно:Обеспечение уплаты таможенных платежей: способы и расчет суммы
Канал ДНЕВНИК ПРОГРАММИСТА
Жизнь программиста и интересные обзоры всего. Подпишись, чтобы не пропустить новые видео.
Присвоение статуса
Предприятие может быть отнесено к крупнейшим налогоплательщикам (КН) по итогам его работы, рассматриваемые за любые 3 года до начала отчетного периода. Сведения за текущий год во внимание не принимаются.
Следует учесть, что статус крупнейшего налогоплательщика, присвоенный предприятию, сохраняется за ним в течение 2 лет после того, как его деятельность перестала соответствовать установленным критериям. Кроме того, статус может сохраняться и в течение 3 лет. Это возможно в случае реорганизации крупнейшего налогоплательщика. Соответствующий статус сохраняется за компаниями, образованными вследствие данной процедуры. В трехлетний срок включается год проведения реорганизации.
Показатели ФЭД
Предприятие может относиться к числу крупнейших налогоплательщиков по результатам его деятельности, принимаемым к рассмотрению за любые 3 года, предшествовавшие наступлению отчетного периода. При определении статуса организации не учитываются данные за отчетный год.
К сведению! Присвоенный компании статус остается неизменным в срок до 2 лет после того, как ее деятельность прекратила соответствовать необходимым критериям. Присвоенный статус сохраняется предприятием, возникшим после процедуры реорганизации крупнейшего налогоплательщика, в течение 3-летнего периода (с учетом года проведения реорганизации).
Статус признается утраченным субъектом, который признан банкротом в судебном порядке и по отношению к которому предпринято исполнение конкурсного производства (Приказ ФНС РФ № ММВ-7-2/428, 27.06.2012). Указанное положение не распространяется в отношении кредитных компаний, администрируемых на уровне федеральной НС. Таковые сохраняют полученный статус до момента ликвидации принудительного характера.
Некоммерческой компании статус КН присваивается при наличии доходов, уровень которых соответствует установленным критериальным значениям.
Для предприятий, подпадающих под федеральный уровень администрирования, в обязательном порядке предусматривается соблюдение не менее 1 из следующих параметров:
- Уровень налоговых начислений больше показателя в размере 1 млрд руб. или по компаниям, занятым предоставлением услуг в отраслях связи или транспорта, — 300 млн руб.
- Величина полученных доходов составляет от 20 млрд руб. (по кодам 2340, 2320, 2310, 2110 данных отчетной формы №2).
- Совокупный размер активов предприятия начинается с позиции свыше 20 млрд руб.
К сведению! Критерии администрирования налогообложения федеральной НС применимы также к юридическим лицам, занятым деятельностью в некоторых определенных экономических сферах.
К примеру, на некоторые стратегические структуры, включая ВПК (военно-промышленный комплекс), распространены аналогичные показатели:
- часть государственного вклада покрывает больше половины (50%);
- среднесписочное число сотрудников в организации превышает 100 человек;
- общая сумма договоров экспортного характера по изделиям стратегического предназначения превышает значение в 27 млн руб.;
- общая величина поступлений средств по экспортным соглашениям, связанным с товарами стратегического предназначения, – от 20% всей выручки.
Для предприятий, отнесенных к региональным уровням администрирования, предусматривается соответствие некоторым параметрам, но при этом не учитывается сфера занятости юридического лица.
В числе контролируемых критериев, по которым требуется одновременное соответствие всем из них:
- полученный доход, отражаемый в отчетной форме №2 – в пределах значений интервала 2–20 млрд руб.;
- рассчитанная сумма налоговых платежей — в пределах значений интервала 75 млн руб.–1 млрд.руб.;
- активы компании соответствуют показателям в пределах от 100 млн руб. до 20 млрд руб.;
- штатное количество сотрудников представлено более чем 50 единицами.
К сведению! Показатели ФЭД, определяющие вынесение налогоплательщика в категорию КН при администрировании на уровне региона, разрешено устанавливать управлениям НС отдельных субъектов страны при условии обязательного согласования критериев с ФНС (Приказы ФНС №№ММВ-7-2/483, ММВ-7-2/295 от 19.09.2014, 20.07.2015 соответственно). Предприятия, работающие по специальным режимам налогообложения, законодательно не имеют права перемещения в категорию КН.
Утрата статуса
Предприятие перестает считаться крупнейшим налогоплательщиком, если в судебном порядке оно было признано банкротом и в отношении него начато конкурсное производство. Соответствующее положение закреплено в приказе ФНС от 27.06.2012 г. Это правило, однако, не действует в отношении кредитных организаций, администрирование которых осуществляется на уровне Федеральной налоговой инспекции по крупнейшим налогоплательщикам. Они сохраняют свой статус до момента принудительной ликвидации.
Взаимозависимость и лицензирование
В процессе определения взаимозависимости важную роль играют нормы ст. 105.1 Налогового кодекса РФ. Этот критерий допустимо применять в той ситуации, если отношения налогоплательщика влияют на условия или результаты ключевого направления деятельности.
В этой ситуации произойдет отнесение к крупнейшим не только самого налогоплательщика, но и организации, которая с ним взаимозависима.
Особого внимания заслуживают компании, которые относятся к федеральному уровню:
- кредитные учреждения;
- участники рынка ценных бумаг, работающие на профессиональном уровне;
- предприятия, осуществляющие деятельность по пенсионному страхованию и обеспечению;
- фирмы, занимающиеся страхованием, перестрахованием, посредническими сделками.
Показатели финансово-экономической деятельности
Для компаний, контроль деятельности которых осуществляется на уровне Межрегиональной инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам, соответствующий статус присваивается при выполнении одного из следующих условий:
- Величина налогов превышает 1 млрд р., а для компаний, осуществляющих деятельность в сфере обслуживания, транспорта или связи – 300 млн р.
- Размер полученного дохода составляет не менее 20 млрд р.
- Общая величина активов не меньше 20 млрд р.
Для отдельных предприятий установлены дополнительные критерии. В частности, организации ВПК, находящихся под контролем МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, получают соответствующий статус, если:
- Вложения государственных средств составляют более 50 % всех активов.
- Среднесписочное количество работников больше 100 чел.
- Общая стоимость договоров об экспорте продукции стратегического назначения превышает 27 млн р.
- Общий размер поступлений от экспорта товаров составляет 20 % от всего объема выручки.
Предприятия, администрирование которых осуществляется на уровне межрайонной налоговой по крупнейшим налогоплательщикам, получают соответствующий статус, если:
- Величина дохода, отражаемая в ф. № 2, составляет от 2 до 20 млрд р.
- Общая сумма отчислений в бюджет 75 млн р. – 1 млрд р.
- Величина активов предприятия составляет 100 млн р. – 20 млрд р.
- Среднесписочное количество работников компании больше 50 чел.
Указанные налогоплательщики считаются крупнейшими вне зависимости от вида осуществляемой деятельности.
Условия для военной промышленности
Отдельно рассмотрим, какой военно-промышленный комплекс может считаться в РФ крупнейшим налогоплательщиком. Тут действуют несколько критериев — для присвоения статуса достаточно, чтобы организация соответствовала лишь одному из них:
- Сумма по экспортным контрактам на продукцию стратегического назначения превышает 27 млрд рублей.
- Общий объем выручки по данным контрактам — более 20% от 27 млрд рублей.
- Среднесписочная численность сотрудников — более 100 служащих.
- Государственный вклад — более 50%.
Данные условия также действуют в отношении тех организаций и компаний, которые имеют статус стратегических.
Нюансы
Показатели финансово-экономической деятельности для предприятий, контролируемых на региональном уровне, могут устанавливать Управления инспекций Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам субъектов РФ с согласованием их с ФНС РФ.
Необходимо также сказать, что организации, использующие специальные режимы обложения, не могут получить статус КН.
Взаимозависимость
Налоговая по крупнейшим налогоплательщикам также учитывает такой показатель, как взаимозависимость. Но только в тех случаях, когда влияние какого-либо налогового резидента на КН очевидно. Он определенным образом воздействует или на условия деятельности, или на итоги работы. По российским законодательным нормам такой налогоплательщик и его ФЭД будут оцениваться на том же уровне, что и КН, на которого он оказывает определенное влияние.
Наличие разрешения (лицензии)
Хозяйствующие субъекты, получившие от государственных органов специальные документы на ведение отдельных видов деятельности, контролируются Федеральной налоговой службой по крупнейшим налогоплательщикам. В данном случае во внимание не принимается несоответствие (соответствие) прочим критериям отнесения предприятия к КН (величина доходов, размер налогов, взаимозависимость или штатная численность).
Среди видов деятельности, наличие лицензии на которые обеспечивает хозяйствующему субъекту получение статуса КН, следует отнести:
- Банковское обслуживание.
- Пенсионное обеспечение (речь в данном случае о НПФ).
- Пенсионное и другие виды страхования, перестрахование.
- Услуги брокерских компаний.
- Профессиональное участие в деятельности фондового рынка.
Чем руководствоваться
Действующим законодательством критерии крупнейших налогоплательщиков в 2021 году очерчены довольно чётко. Для этого надо обратить взор на приказ ФНС России от 16 мая 2007 года № ММ-3-06/308. Именно он определяет круг компаний, которые подлежат налоговому администрированию не ИФНС или МИФНС, а на федеральном и региональном уровнях.
Заметим, что ФНС периодически обновляет и дополняет критерии крупнейших налогоплательщиков. Например, такую роль выполнил приказ от 26 октября 2021 года № ММВ-7-2/582.
Особенности взаимоотношений с ФНС
В соответствии с предписаниями НК, при наличии обособленных подразделений у крупнейшего налогоплательщика постановка на учет осуществляется во всех ИФНС по месту их нахождения.
В случае изменения организационной структуры предприятие обязано уведомлять контролирующие органы. Соответствующее извещение следует направлять во все ИФНС, в которых осуществлялась постановка на учет. Крупнейший налогоплательщик, зарегистрированный на территории РФ, создающий обособленные подразделения не в виде представительств или филиалов или изменяющий сведения о сформированных ранее подразделениях, должен направить соответствующее уведомление в контролирующий орган в течение месяца.
В случае ликвидации организацией своих структур, работавших на территории РФ, информация об этом направляется в инспекцию в трехдневный срок. Данное правило распространяется на все типы подразделений, в т. ч. филиалы и представительства.
Сведения по крупнейшим налогоплательщикам в Московской области и других регионах поступают в единую базу ФНС РФ.
Обязанности КН
Крупнейшие налогоплательщики обязаны сообщать ФНС обо всех изменениях в своих организационных структурах. С соответствующими документами они обращаются в отделение налоговой по своему месту нахождения.
Так, в течение 1 месяца они должны уведомить ФНС о начале участия в делах каких-либо отечественных и иностранных компаний. Исключением тут будут только ООО и хозяйственные общества.
Также в продолжение одного месяца необходимо сообщить о создании обособленных подразделений на территории РФ. Филиалы, представительства в это число не входят.
В течение 3 дней те юрлица, которые признаны КН, должны сообщить ФНС о закрытии обособленных структур, через которые велась деятельность на территории России. Эта норма распространяется уже и на филиалы, и на представительства.
Если юридическое лицо, будучи КН, имеет в своей структуре обособленные подразделения, то по Налоговому кодексу РФ для нее обязана постановка на учет ФНС во всех районах, муниципалитетах, регионах, где данные образования находятся.
Перечень крупнейших плательщиков налогов в России
Несмотря на значительные колебания цен на нефть, изменение объемов добычи сырья, основными налогоплательщиками в РФ остаются и «Газпром». Последняя по итогам 2021 г. направит в бюджет порядка 2 трлн руб. В эту сумму включены налоги со всех 56 дочерних составят примерно эту же сумму.
По данным Межрегиональной налоговой инспекции по крупнейшим налогоплательщикам, в число основных «доноров» федерального бюджета входят такие , «Лукойл», «ТАИФ-НК», «Татнефть», «Сибур», «Новатэк».
Значительные средства в бюджет поступают не только от предприятий нефтегазового сектора. Крупнейшими налогоплательщиками считаются также сети розничной торговли «Магнит», «Мегаполис», X5 Retail Group. В двадцатку лидеров входят и металлургические предприятия «Норильский никель», «Северсталь», UC Rusal и др. Нельзя не сказать и о телекоммуникационных , «Вымпелком».
Общий размер активов каждого указанного предприятия превышает 500 млрд р. Такие данные приводит журнал Forbes за текущий 2021 г. Головные офисы половины этих компаний располагаются в Москве. Некоторые предприятия зарегистрированы за рубежом (например, «Вымпелком»).
Лидирующие позиции по среднесписочному количеству персонала занимают «Газпром» и «Роснефть». У первой компании в штате числится около полумиллиона человек, у второй – больше 250 тысяч человек. Среди торговых предприятий лидером является «Магнит». В его штате на 2021 г. числится более 300 тысяч человек.
В россии появится новый тип налогоплательщиков
Федеральная налоговая служба России решила выделить ряд организаций в новую категорию налогоплательщиков. Они будут называться «основные», и для их учета создадут отдельные налоговые инспекции.
КонсультантПлюс ПОПРОБУЙТЕ БЕСПЛАТНО
Получить доступ
ФНС России опубликовала на едином портале для размещения проектов нормативно-правовых актов проект ведомственного приказа об утверждении «Особенностей учета в налоговых органах организаций в зависимости от объема поступления налогов (сборов, страховых взносов) и (или) показателей финансово-хозяйственной деятельности». Налоговики намерены не просто разделить все организации на:
- обычных налогоплательщиков;
- крупных налогоплательщиков;
- крупнейших налогоплательщиков,
но и ввести такое понятие, как «основные налогоплательщики».
Кто станет основным налогоплательщиком?
К основным налогоплательщикам специалисты ФНС относят российские организации, имеющие одновременно следующие показатели:
- доход от 2 миллиардов до 10 миллиардов рублей;
- среднесписочная численность более 25 человек;
- стоимость активов более 100 миллионов рублей;
- объем поступления налогов (сборов, страховых взносов) — от 75 миллионов рублей до 1 миллиарда рублей.
Эти показатели налоговики намерены определять по результатам хотя бы одного из трех календарных лет, не считая текущего календарного года. Для некоторых российских регионов показатели для включения организации в списки основных налогоплательщиков могут быть снижены.
Пока же, по данным ФНС, в России набирается примерно 7000 таких организаций.
Чтобы увеличить их число, в перечень основных налогоплательщиков налоговики будут включать также организации, являющиеся взаимозависимыми с теми компаниями, у которых показатели подойдут под заявленные требования.
Отмечается, что выбирать особых налогоплательщиков, в том числе, будут из:
- крупнейших налогоплательщиков;
- налогоплательщиков, указанных в пункте 1 статьи 275.2 Налогового кодекса РФ;
- организаций, получивших статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном либо участников проекта в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2021 года № 216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
- иностранных организаций;
- налогоплательщиков при выполнении соглашений о разделе продукции.
Что изменится для таких организаций?
Для нового типа налогоплательщиков создадут особый КПП, первые четыре знака которого — код уполномоченного налогового органа, 5 и 6 знаки — значение 24. Это связано с тем, что основных налогоплательщиков переведут в новые инспекции — они будут стоять на налоговом учете в отдельных налоговых инспекциях, без учета территориального деления.
Также в проекте сказано, что:
Основной налогоплательщик, переставший соответствовать условиям, в том числе в результате изменения места нахождения на территорию иного субъекта Российской Федерации, или организация, созданная в результате реорганизации основного налогоплательщика, сохраняет статус основного налогоплательщика соответственно в течение двух календарных лет, следующих за календарным годом, по результатам которого он перестал соответствовать таким условиям.
Принятие особых налогоплательщиков на учет будет осуществляться при взаимодействии органов ФНС, без участия самих налогоплательщиков. Алгоритм предусмотрен такой:
- В соответствии с перечнем организаций, отнесенных к категории основных налогоплательщиков, утверждаемым Федеральной налоговой службой, передается информация в инспекции ФНС по району, району в городе, городу без районного деления и инспекции ФНС межрайонного уровня, уполномоченной осуществлять контроль за соблюдением такой организацией законодательства о налогах и сборах.
- Уполномоченный налоговый орган до 20 числа месяца, следующего за месяцем получения Перечня основных налогоплательщиков, направляет в налоговый орган по месту нахождения организации, подлежащей постановке на учет в качестве основного налогоплательщика, запрос о предоставлении доступа к сведениям из Единого государственного реестре налогоплательщиков и иных информационных ресурсах.
- Доступ к сведениям об организации предоставляется в течение 5 рабочих дней со дня получения соответствующего запроса.
- Уполномоченный налоговый орган в течение 3 рабочих дней со дня получения доступа к сведениям об организации осуществляет постановку на учет такой организации в качестве основного налогоплательщика с присвоением кода причины постановки на учет, первые четыре знака которого – код уполномоченного налогового органа, 5 и 6 знаки – значение 24 и выдает (направляет) ей уведомление о постановке ее на учет в налоговом органе в качестве основного налогоплательщика по форме, утвержденной в соответствии с пунктом 51 статьи 84 НК РФ.
Если уполномоченным налоговым органом является налоговый орган по месту нахождения организации, постановка ее на учет в качестве основного налогоплательщика осуществляется в течение 3 рабочих дней со дня получения Перечня основных налогоплательщиков. При этом датой постановки на учет организации в качестве основного налогоплательщика в уполномоченном налоговом органе признается дата получения доступа к сведениям об организации.
Источник: https://ppt.ru/news/143019
Крупнейшие предприятия за рубежом
Как показывает сравнительный анализ компаний в США и России, в обеих странах лидирующие позиции в перечне крупных налогоплательщиков занимают сырьевые гиганты. В Америке в список входят ConocoPhillips, Chevron и ExxonMobil.
Далее в перечне выделяются предприятия, выпускающие интеллектуальные продукты. В их числе Intel, Apple, IBM, Microsoft. Большой объем средств поступает в бюджет США от банков, страховых компаний, производителей медикаментов, косметических товаров. Не обходится и без сети пунктов быстрого питания. Так, всемирно известная компания McDonald’s отчисляет в бюджет США около 2 млрд долл. ежегодно.
Специфика налоговой нагрузки
Для контролирующих органов величина налоговых отчислений является в большей степени статистическим инструментом, а не ориентиром в деятельности. Как отмечают аналитики, этот показатель так и не стал ключевым механизмом обеспечения эффективной реализации государственной фискальной политики. Между тем отдельные эксперты уверены, что власть не может не видеть существенно различающиеся величины налоговой нагрузки. Именно поэтому контролирующие органы используют показатели при планировании камеральных проверок.
Надо сказать, что сами предприятия очень чувствительно относятся к обнародованию размера их налоговой нагрузки. От официальных комментариев большинство из них отказывается. Неофициально представители некоторых экономических гигантов говорят о слишком высоком налоговом бремени, однако высказываться открыто об этом они не рискуют, т. к. этим могут существенно навредить отношениям с ФНС.
Если говорить о лидерах – предприятиях нефтегазового сектора, то общее мнение о нагрузке на предприятия выразил, пожалуй, Игорь Сечин, глава «Роснефти». В своем интервью в программе «Вести 24» он говорил о необходимости снижать налоги. Сечин указывал на то, что величину отчислений для нефтегазового сектора государство увеличило вдвое, однако цены на сырье при этом существенно снизились.
Однако заменить сегодня предприятия нефтегазового сектора некем: уже давно прошла «мода на предпринимательство», число субъектов среднего и малого бизнеса неуклонно уменьшается, налоговая база не увеличивается. При этом сокращать социальные расходы никак нельзя сегодня. Вот и возлагается налоговое бремя на крупнейших плательщиков, в первую очередь на компании нефтегазового сектора.
Между тем, по оценкам ряда экспертов, такое потребительское отношение государства к крупнейшим хозяйствующим субъектам приносит исключительно краткосрочную выгоду. Специалисты отмечают, что у власти всегда есть возможность получить больше налоговых сумм. Какими при этом будут последствия – отрицательными или положительными, — зависит от уровня экономического развития страны в целом и финансового состояния конкретного предприятия.