Бухгалтерский учет в организации и на предприятии ведется на основе законодательно установленных правил и требований. Для получения достоверных сведений о ходе хозяйственных процессов на предприятии, о доходах, расходах и эффективности трат важна организация бухгалтерского учета на предприятиях, которая основывается на систематических наблюдениях и регистрации хозяйственных операций с целью контроля и управления с учетом условий конкретного хозяйствующего субъекта. О порядке организации бухгалтерского учета, основных его правилах ведения вы и узнаете в этой статье.
Получить консультацию
Определение бухучёта
Любой учет – это систематизированный сбор, фиксация и интерпретация информации определенного рода. Когда речь идет о бухгалтерии, то имеется в виду система, позволяющая оперировать данными обо всех производимых в предпринимательстве хозяйственных операциях и обязательствах, выраженных в финансовом отношении.
ВАЖНОЕ ТРЕБОВАНИЕ! Документальная фиксация этой информации должна быть постоянной, непрерывной (с момента регистрации и вплоть до ликвидации фирмы), полной, в соответствии с установленным регламентом.
Бухучет берет в сферу своего внимания такие предпринимательские факторы:
- имущественные активы коммерческой организации;
- договоренности предпринимателя;
- транзакции, осуществляемые в процессе предпринимательства.
Разновидности
По типу пользователей, для которых предназначена информация, различают три вида бухгалтерского учета:
Виды учета
- Управленческий. Задача этой части — формирование аналитических данных для внутренних пользователей. Достоверная и полная информация необходима для принятия управленческих решений. Данные управленческого учета не раскрываются для внешних пользователей и являются коммерческой тайной.
- Финансовый. Раздел предоставляет информацию о деятельности предприятия внешним пользователям: акционерам, партнерам, кредиторам, статистическим органам. Данные финансового учета подлежат разглашению, в них отражаются наиболее общие показатели результатов деятельности предприятия.
- Налоговый. Главной целью налогового учета является обобщение информации для определения налоговой базы по налогам на основе первичных документов.
Как организовать ведение бухгалтерского учета с нуля
Ведение бухгалтерии начинается с момента регистрации предприятия. Организация, начинающая свою деятельность, после факта получения правоустанавливающих документов, должна незамедлительно провести ряд мероприятий по организации работы. Краткий план по началу ведения бухгалтерии с нуля:
- Определение ответственного для ведения бухгалтерии. Возложение обязанностей оформляется приказом. Вести бухгалтерию могут: руководитель организации; главный бухгалтер; лицо, на которое руководитель возлагает обязанности или специализированная бухгалтерская компания.
- Выбор системы налогообложения. Сегодня можно работать в рамках следующих учетов налогообложения:
- ОСНО — общая система налогообложения;
- УСН — упрощенная система налогообложения;
- ЕНВД — единый налог на вмененный доход;
- ЕСХН — единый сельскохозяйственный налог;
- Патентная система налогообложения — для налогообложения ИП.
- Разработка учетной политики предприятия. Учетная политика — основной документ, регламентирующий бухгалтерский и налоговый учет на предприятии.
Внимание! Учетная политика утверждается один раз в год, при наличии каких-либо изменений в перечне видов деятельности организации или изменений в положениях о бухучете и налогах. В случае отсутствия изменений, учетная политика заново не утверждается.
Структура учетной политики
- Утверждение рабочего плана счетов. Организация самостоятельно определяет перечень синтетических и аналитических счетов, которые необходимы ей для учета, согласно плана счетов, разработанного приказом Минфина России от 31 октября 2000 года N 94н.
- Организация учета первичных документов — документооборот предприятия. На данном этапе руководство утверждает используемые формы первичных документов или разрабатывает свои на основании представленных форм в законодательстве.
- Покупка и настройка программы для бухгалтерского учета.
В настоящее время сформирована четырехуровневая система законодательных документов для регулирования бухгалтерского учета:
- Законы РФ и Указы Президента РФ;
- национальные бухгалтерские стандарты и положения;
- методические указания;
- нормативно-правовые акты предприятия.
Главным нормативным документом, регламентирующим бухгалтерский учет, является Закон «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ.
Причины необходимости ведения бухучета
Первая и самая логичная причина для осуществления бухучета по общепринятой процедуре – законодательные требования. Желание и возможности предпринимателя не имеют значения, если речь идет об установленных государством законодательных основах.
Если бухучет не ведется
Не вести бухгалтерского учета организация не имеет права. Если хозяйственные операции не фиксировались должным образом, а бухотчетность никогда не составлялась и не предоставлялась в контролирующие государственные органы, такой предприниматель подпадает под ответственность:
- за грубое пренебрежение правилами предоставления бухгалтерской документации и ведения соответствующего учета, а также сроков и порядка сбережения всех бухгалтерских документов должностных лиц ждет штраф в размере 2-3 тыс. руб. (ст. 15.11 КоАп);
- если в фискальные органы в должные сроки не были предоставлены требуемые по закону сведения о хозяйственной деятельности, граждане заплатят штраф в размере 100-300 руб. (за каждый выявленный случай), а должностные лица рискуют 300-500 руб. за каждую просрочку или непредоставление данных (ст. 15.6 КоАп).
Возможные сложности
В работе бухгалтера периодически возникают проблемы, которые зависят не только от сотрудников организации, но и от деятельности государственных органов:
- Большое количество отчетов. Организация ежегодно сдает более 30 отчетов в различные органы: Пенсионный фонд, Федеральную налоговую службу, Росстат, Фонд социального страхования. Зачастую, данные в отчетах повторяются.
Отчетность в бухгалтерии
- Частые изменения в законодательстве. Бухгалтер должен работать только с актуальной законодательной базой, поэтому в компании необходимо предусмотреть доступ в платные справочные базы или подписаться на некоторые полезные журналы или газеты.
- Отсутствие первичных документов. Так как бухгалтер не может учитывать расходы без необходимых документов, требуется следить затем, чтобы все сотрудники компании приносили первичную документации в бухгалтерию точно в срок.
- В связи с переходом на МСФО необходимо совершенствовать программные продукты под новые стандарты учета. В свою очередь перехо
- д на МСФО требует больших денежных вложений: необходимо осуществлять обучение сотрудников или нанимать на работу новых специалистов, обладающих требуемыми умениями.
- Сложность гарантировании информационной безопасности данных, которые представляют коммерческую тайну компании.
Бухгалтерский учет скрывает множество сложностей и нюансов. Компания должна обеспечить непрерывное, сплошное и документально обоснованное отражение всех хозяйственных операций в бухгалтерии. Итогом этого отражения становится разнообразная отчетность, от которой непосредственно зависит дальнейшее управление предприятием.
Цели бухучета
Остальные факторы, обуславливающие применение бухучета, связаны с потребностями самого предпринимателя. Формировать полную картину данных об имущественном состоянии и деятельности организации в ее динамике нужно не только для констатации фактов, но и для прогнозов. Итак, бухучет призван решать следующие насущные задачи владельца и управляющего бизнесом:
- актуальное и постоянное предоставление руководству структурированной, объективной и точной экономической информации;
- выяснение резервов имущественных активов организации для реализации финансовой устойчивости фирмы;
- реализация контролирующей функции (со стороны государства и других внешних контрагентов);
- минимизация негативных исходов хозяйственной деятельности.
Что конкретно делается в процессе бухгалтерского учета
Процесс любого учета направлен на определение значимых факторов, измерение сущностных показателей и предоставление полученных результатов. Для бухучета это будет:
- определение финансовой структуры предприятия – его имущественных активов, своего капитала, доходов, затрат, динамики его основных средств, финансовых обязательств;
- измерение денежного эквивалента приведенных активов целесообразным способом, применимым для отражения в бухгалтерской отчетности;
- предоставление полученных данных в предусмотренной законом форме, а также способами, сочтенными удобными для пользователей.
Учет основных средств: ПБУ 6/01
В ПБУ 6/01 раскрывается алгоритм учета основных средств компании. К ним относятся объекты, которые:
- используются для получения фирмой экономических выгод;
- могут применяться более 1 года;
- не предназначены для дальнейшей реализации;
- используются в хозяйственной деятельности фирмы.
При этом объекты стоимостью не более 40 000 руб. можно учитывать в составе МПЗ.
Стоимость поступления ОС складывается из покупной стоимости и доп. расходов, непосредственно связанных с покупкой актива: ценой доставки, таможенных пошлин, невозмещаемых налогов, информационных и консультационных услуг и т. д.
Компании, ведущие упрощенный учет, вправе учитывать вышеперечисленные дополнительные затраты в составе текущих расходов, а к учету принимать объекты ОС по первоначальной стоимости, определяемой как:
- цена поставщика и затраты на монтаж (при наличии);
- сумма, оговоренная в договорах строительного подряда или других договорах, оформленных с целью приобретения или изготовления объекта ОС.
Стоимость ОС погашается ежемесячно путем начисления амортизации. Амортизация рассчитывается:
- линейным способом;
- методом уменьшаемого остатка;
- по сумме чисел лет полезного использования;
- пропорционально объему выпущенной продукции.
При этом организации с упрощенным бухучетом и отчетностью могут списывать сумму амортизации или один раз в год 31 декабря, или периодически в течение года в сроки, указанные в ее учетной политике. А стоимостную оценку производственного и хозяйственного инвентаря списывать в амортизационные отчисления единовременно по факту принятия к учету.
Выбытие ОС возможно различными способами: путем продажи, списания, вклада в УК другой фирмы, дарения и т. д. (п. 29 ПБУ 6/01). При реализации объекта ОС выручка признается прочим доходом, а связанные с продажей затраты относятся в состав прочих расходов.
Особенности применения ПБУ 6/01 изучайте в этой статье.
Принципы ведения бухучета
Этот вид учета ведется не произвольно, а в строгом соответствии с базовыми положениями, принятыми и утвержденными на законодательном уровне.
- Принцип автономности – учитывается только информация имеющая отношение к собственному имуществу данной конкретной организации, обособленная от сопутствующих данных (например, имущества совладельцев, сотрудников и т.п.).
- Принцип двойной записи – баланс составляется по двойным счетам (дебиторским и кредиторским), которые должны совпадать в числовом отношении (сколько убыло на одном счете, должно прибыть на другом).
- Принцип действующей организации предусматривает обязательное выполнение организацией принятых на себя обязательств в прогнозируемом будущем.
- Принцип объективности – вся деятельность организации должна быть объективно отражена в соответствующей документации и регистрироваться на всех этапах учета.
- Принцип осмотрительности запрещает завышение активов и занижение обязательств, и наоборот.
- Принцип периодичности – баланс составляется в строго определенные учетные периоды (ими может быть месяц, квартал, полугодие и, в обязательном порядке, учетный год), что позволяет сопоставить финансовые результаты за любой интересующий временной промежуток.
- Принцип конфиденциальности – некоторые данные бухучета, предназначенные для внутреннего использования, не попадающие в категорию отчетности перед госорганами, могут составлять положения коммерческой тайны.
- Принцип денежного измерения – единицей измерения в бухгалтерском учете выступает действующая валюта страны, то есть в случае с РФ, это будет рубль.
- Принцип преемственности – положения бухучета учитывают достижения отечественной экономической науки и национальные особенности.
- Принцип начислений – финансовые операции фиксируются не в момент передачи денежных средств, а в стадии их возникновения. Они учитываются в том временном промежутке, когда была проведена данная хозяйственная транзакция. Реализуется в двух формах:
- фиксация выручки (доходной части баланса) – прибыль отражается в момент получения, а не совершения оплаты (в РФ это момент оплаченной отгрузки, в других странах этот момент может быть связан с поставкой или вручением оплаты);
- соответствие прибыли и затрат – в одном и том же отчетном периоде доходы должны уравновешивать траты, позволившие получить эти доходы, отдельный учет доходов и трат, относящихся к разным учетным периодам.
Бухгалтерский учет и учетная политика
- Регулирование бухгалтерского учета
- Основные требования к ведению бухгалтерского учета
- Организация бухгалтерского учета
- Оценка имущества и обязательств
- Доходы и расходы организации
- Учетная политика организации
Бухгалтерский учет — упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе. обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций Индивидуальные предприниматели ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством РФ и не ведут бухгалтерского учета
Регулирование бухгалтерского учета
Российская система бухгалтерского учета находится в процессе реформирования в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности. Программа реформирования утверждена Правительством РФ (постановление Правительства РФ от 06.03.98 # 283) В настоящее время регулирование бухгалтерского учета осуществляется на основании следующих документов: