Учет ТМЦ на предприятии: правила, порядок и методы списания товарно-материальных ценностей в организации

Журнал «Склад и техника», №№3–4, 2008 г. // Апрель, 2008

Процесс поступления товаров на склад компании-дистрибьютора начинается с закупок. Именно от эффективности взаимодействия складской и закупочной службы, от своевременного обмена информацией зависит, насколько склад будет подготовлен к приемке товара и насколько быстро он сможет выполнить эту функцию.

Как правило, периодичность и объем поставок является камнем преткновения между отделом закупок и складом. Отдел закупок стремится делать редкие закупки крупными партиями. При этом с целью поддержания хороших отношений с поставщиками и для получения дополнительных скидок закупки могут осуществляться по удобному поставщикам графику. Склад заинтересован в равномерной загрузке своих мощностей и, следовательно, ритмичном поступлении продукции. Первопричиной конфликта является отсутствие системы управления запасами, а также подразделения, осуществляющего единое управление ими в рамках предприятия.

Оптимизация системы управления запасами — процесс долгий и сложный. Однако существует ряд методов, которые существенно облегчат работу по приемке товаров на склад в достаточно короткие сроки.

Оптимизация поставок — ключ к решению проблемы

Самый первый элемент в данной цепочке — это оптимизация в поставках продукции. Это особенно важно в том случае, когда требуется организация качественного хранения на нашем товарном складе.

Если этот процесс останется несистематизированнымым, загрузка складских работников будет распределена неравномерно. К тому же, качество работы при этом неудовлетворительное:

  • не исключены простои,
  • не редкость — работа в “авральном” режиме,
  • скопление и очереди из грузового транспорта,
  • приемки товара с грубыми ошибками.

Согласитесь, все это ведет к тому, что качество приема продукции в значительной мере падает.

Как составить акт приема-передачи ТМЦ


Приёмопередаточный акт ТМЦ обычно прикрепляется к контракту поставки и считается неотъемлемой частью соглашения. Стандартная структура документа включает следующие сведения:

  • Наименование документа.
  • Дата и место заполнения.
  • Сведения о сторонах контракта с отображением реквизитов, адресов и контактов.
  • ФИО ответственных работников, данные их паспортов, полномочия представленных сторон.
  • Номер контракта и дата его подписания, согласно которого обеспечивается поставка.
  • Список передаваемых ТМЦ с отображением численности и цены.
  • Качественные параметры ТМЦ.
  • Итоговая оценочная сумма.
  • Присутствие/отсутствие дефектов товара.
  • Перечень выявленных расхождений.
  • Претензии по итогам приёмки.

По договоренности сторон в бланке могут отображаться и другие требования, например:

  1. Условия расчетов за отгруженные группы товаров (предварительная оплата – полная или частичная, расчет после принятия ТМЦ).
  2. Сроки окончательной оплаты, отображение номера и даты платёжных поручений при авансовых платежах.
  3. Вынесение некоторых групп ТМЦ или названых позиций в особые акты.

Что говорит закон?

В настоящий момент в российском законодательстве нет ни одного нормативного акта, который бы касался вопросов приемки товаров. Политика поведения по этому вопросу опирается целиком на инструкцию «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству», которая была утверждена постановлением Госарбитража СССР от 15 июня 1965г. N П-6, с изменениями от 29 декабря 1973г., и от 14 ноября 1974г.

Данная инструкция гласит, что если обе стороны не сослались при приемке на пункты вышеуказанной инструкции, то все проблемы, связанные с приемкой грузов и организацией услуг по хранению товаров, могут либо не решаться вовсе, либо решаются лишь в форме устной договоренности между двумя сторонами.

Для того, чтобы минимизировать спорные ситуации и повысить качество приема товаров в целом, данный процесс следует разбить на несколько различных последовательных элементов.

Поэтапное описание процесса приемки грузов и товаров

Шаг 1.

Для того, чтобы хранение на складе было осуществлено должным образом, на первом этапе необходимо тщательно провести проверку документации, которая в обязательном порядке сопровождает все грузы.

В большинстве случаев, такая документация представлена:

  1. товаротранспортными накладными,
  2. счетами-фактурами,
  3. накладными на тару (в том числе и на ящики, паллеты, поддоны и пр.),
  4. путевыми листами,
  5. удостоверениями о качестве продукции и прочими документами.

Работник, ответственный за приемку товаров, должен в обязательном порядке проверить по накладным:

  • данные грузоотправителей и грузополучателей,
  • количество товара,
  • ассортимент и упаковку грузов и т.д.

В случае, если документ отсутствует, приемка не должна быть остановлена. Однако, при этом следует составить специальный акт, в котором будет указано, какой именно товар был принят, а какие документы на него не были предоставлены. Данный акт составляется в двух экземплярах (и для грузоотправителя, и для грузополучателя). В акте обе стороны ставят свои подписи.

На следующем этапе необходимо удостовериться в целостности пломб на транспорте, а также на контейнерах. Пломбовые оттиски должны полностью соответствовать имеющимся образцам. В том случае, если составляется специальный акт, к нему желательно прикрепить видео или фотосъемку.

Шаг 2.

После соблюдения формальностей начинается непосредственная разгрузка транспортных средств. Этот процесс может быть совмещен с полным, либо предварительным приемом товара.

Чтобы площадь транспортного средства использовалась максимально эффективно, многие поставщики предпочитают не пользоваться паллетным методом отправки. Вместо этого товары укладываются на поддоны. Нередко товар отправляется и так называемым “навалом” — то есть укладывается на поддоны склада.

Если в карточке товара занесена информация о нормах укладки, то этап выгрузки будет сопровождаться качественной приемкой товара. В том случае, если товар был доставлен на поддонах, его точное количество указывается на приходной накладной.

Перед приемом ответственное лицо обязано внимательно пересчитать все имеющиеся поддоны. В том случае, если их количество не совпадает с тем, что указано в накладной, то будут замечены и расхождения в общем количестве полученных товаров. При обнаружении данного факта должен быть тут же составлен претенциозный акт недовоза или излишка груза (товара) с подписью экспедитора.

Шаг 3.

Непосредственно процесс выгрузки поддонов, для которого используются вилочные телеги. Они устроены таким образом, что даже одному грузчику под силу самостоятельно перевезти целый поддон для последующего хранения на товарном складе, заполненном тяжелым товаром.

В процессе выполнения разгрузочных работ персонал проводит визуальную оценку целостности всех упаковочных материалов и товаров. Необходимо тщательно следить за тем, чтобы упаковка не была поврежденной и деформированной, чтобы упаковочная стрейч-пленка не имела разрезов и порезов.

При этом важно, чтобы товарный бой не превышал установленных норм. В том случае, если у товара помята упаковка, а также обнаружен бой хрупкой тары — это признак того, что погрузка или траспортировка не были осуществлены должным образом. Все замеченные дефекты и нарушения необходимо описать в претенциозном акте (на бой или деформацию товаров).

В том случае, если составляется претенциозный акт, та сторона, которая не согласна с описанным содержанием, имеет право в дополнительном порядке описать там и свое мнение, и видение происходящей ситуации.

Окончательная приемка товаров происходит во время вскрытия грузовых мест, а также при детальной проверке качества и количества товаров. В зависимости от того, какие существуют тонкости в договоре между исполнителем и клиентом, товар может приниматься как при экспедиторе, так и после его отъезда, но в случае оформления всей необходимой сопроводительной документации.

Кто назначается

Материальная ответственность возлагается на работника при определенных условиях. На самом деле с этим видом ответственности сталкивается буквально каждый сотрудник предприятия, так как он, так или иначе, пользуется имуществом работодателя. Но существует некоторая разница и материально ответственными лицами считаются работники, на которых возлагается обязанность по сохранению материальных ценностей в пригодном состоянии. Именно об этих сотрудниках будет идти речь.

Какие пункты необходимо соблюсти:

  1. С таким работником заключается дополнительное соглашение об ответственности к основному трудовому договору.
  2. В должностных обязанностях должны быть четко прописаны функции сотрудника по обеспечению сохранности имущества. Перевозка материальных ценностей, правила их списания, а также хранение и обработка перечисляются в этом документе.

На основании нормативных актов определен перечень должностей, на которых возлагается ответственность за ценности:

  1. Сотрудники, работающие на кассовых аппаратах либо лица их замещающие.
  2. Работники, осуществляющие деятельность с банковскими сведениями.
  3. Принятые сотрудники для изготовления (уничтожения) денежных купюр и монет.
  4. Работники, занятые на оборотах денежных средств.
  5. Работающие по обращению с денежными средствами.
  6. Товароведы или продавцы.
  7. Руководители производств или цехов.
  8. Заведующие складами, работники ломбардов, технологи и все, кто заняты в непосредственном производстве.
  9. Иные должности.

Наряду с трудовым договором эти сотрудники обязаны заключить допсоглашение об ответственности за имущество работодателя.

Как производится приемка штучного товара?

В зависимости от того, надежный ли ваш поставщик или нет, товар можно выбирать путем полной либо частичной выборки. Полученные при этом результаты распространяются на всю партию груза. Как определить надежность поставщика в этом случае? Исходите из того, сколько будет обнаружено товара с пересортом, боем, браком и недовозом.

Существует два способа:

  1. Взвешивание по массе нетто. В этом случае необходимо иметь четкое представление о весе как самой единицы, так и его упаковочной тары.
  2. Пересчитывание единиц товара, находящегося в каждой отдельной тарной упаковке.

Чтобы сократить время приемки и при этом улучшить её качество, на “серьезных” складских предприятиях используются приборы для считывания штрих-кодов. Это оборудование может быть и стационарным, и переносным в виде ручных сканеров, систем с дистанционным сканером и т.д. Переносные модели для считывания штрих-кодов устанавливаются непосредственно на складском транспорте, а также могут быть использованы сотрудниками склада при выполнении различных операций.

На настоящий момент самые востребованные модели для считывания штрих-кодов — это так называемые радиотерминалы. У них есть прямой доступ к базе данных складского предприятия.

Вернуться обратно к списку

Как выбрать ПО для автоматизации складского учета

К числу базовых критериев можно отнести:

  1. Безусловно, как таковые функциональные возможности.

Основные возможности, которые от современной программы для складской автоматизации ждет потребитель:

  • приспособленность к автоматическому заполнению унифицированных бланков и прочих учетных форм (как вариант, на основании ранее сформированных документов, данных бухучета, автоматизированных средств мониторинга движения товара — штрих-кодов, RFID-меток);
  • приспособленность к быстрой выгрузке складских документов в распространенных файловых форматах — например, Excel;
  • совместимость с внешними учетными модулями (например, программами линейки 1С);
  • наличие возможности быстро рассылать документы по адресатам (как внутри компании, так и за ее пределами);
  • наличие средств контроля над различными статусами товара («получен», «отправлен»), его количественными характеристиками («много», «мало», «закончился»), потребительскими свойствами («срок годности истекает»);
  • возможность быстрого поиска нужных данных по поставщику;
  • возможность быстрого поиска нужных данных по товарной позиции, «сорту», «партии»;
  • приспособленность к удаленному управлению через интернет;
  • приспособленность к расчету алгоритмов, на основании которых будут производиться складские операции;
  • приспособленность к планированию закупок (отпуска), сведению к минимуму затоваривания;
  • сбор статистики по складским операциям, их анализ;
  • наличие инструментария для автоматизации;
  • наличие системы мониторинга ошибок (при заполнении документов);
  • приспособленность к отслеживанию физического перемещения товара (при наличии технических средств идентификации).

Представителям МСП может подойти решение, предлагаемое сервисом Мой Склад — ССЫЛКА.

  1. Отраслевую спецификацию.

Есть складские решения, наилучшим образом приспособленные к рознице. Есть — промышленные. Есть — те, которые разработаны специально для логистических организаций, у которых склады — основной тип инфраструктуры. Теоретически возможно найти универсальный продукт — но чем больше организация, тем более ее бизнес-процессы привязаны к отраслевой специфике складских операций. И тем большей в общем случае будет потребность в решениях, наилучшим образом приспособленных к определенному сегменту экономической деятельности.

  1. Приспособленность к интеграции складской программы с прочими средствам автоматизации управления предприятием.

Совершенно очевидно, что автоматизация склада тем более эффективна, чем более глубоко в инфраструктуре предприятия внедрены различные сопутствующие программно-аппаратные средства автоматизации учета операций — сканеры, ТСД, метки. Также играет роль то, насколько складская программа приспособлена к интеграции с такими средствами.

Специализированные многофункциональные программные продукты, предназначенные для решения основных задач, характерных для управления складом, образуют отдельную категорию решений — WMS (Warehouse Management System, то есть, программных продуктов, являющихся системами управления складом). В них указанный функционал, отраслевая спецификация и приспособленность к интеграции реализованы в полной мере.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]