Производственный учет, наряду с финансовым, выступает составной частью управленческого учета.
Производственный учет касается операций, связанных с выпуском продукции собственного изготовления, выполнением различных видов работ, оказанием услуг внутри предприятия и сторонним организациям.
Он включает в себя:
- количественный учет объемов производства, интересный руководству и сотрудникам производственных подразделений;
- учет операций по расчету себестоимости на единицу продукции, необходимый преимущественно финансовым отделам и руководителям компании.
Главная цель производственного учета – контроль за издержками производства для выявления возможности повышения эффективности компании в целом.
Производство и себестоимость
Производство – основная цель создания любого предприятия. Сотрудники, используя необходимые орудия труда, в ходе различных хозяйственных операций преобразуют сырье в товар, готовый к реализации – это и есть производственный процесс. К нему также относится деятельность, направленная на выполнение работ и оказание услуг. Изделия появляются в ходе объединения:
- трудовых средств;
- предметов труда;
- затрат «живой силы».
Чтобы правильно определить себестоимость единицы каждого вида продукции и всего массива в целом, нужно учесть все затраты, вложенные в ее производство. Часть затрат войдет в себестоимость, некоторые придется оставить «за скобками» – учет покажет, какие именно.
Поступление материалов
В нашем этом пошаговом примере мы будем осуществлять выпуск в 1С 8.3 продукции — стула.
Прежде, чем что-либо производить, нам необходимо закупить материалы (доски, гвозди и лак). В 1С:Бухгалтерия данная операция отражается документом «Поступление (акты, накладные)». Вид операции в данном случае будет «Товары (накладная)». Материалы поступают на десятый счет.
Подробно заполнение этого документа мы не будем. Если у вас возникли какие-либо сложности, советуем прочитать Поступление товара в 1С 8.3 или посмотреть видео:
Наша команда предоставляет услуги по консультированию, настройке и внедрению 1С. Связаться с нами можно по телефону +7 499 350 29 00. Услуги и цены можно увидеть по ссылке. Будем рады помочь Вам!
Что отражается в бухучете производства
Чтобы зафиксировать динамику процесса производства, бухгалтеру следует учитывать:
- расходы, возникающие в процессе изготовления готового продукта;
- средства, затраченные на уже готовые изделия и на те товары, производство которых еще не завершено;
- сумму всех ресурсов на создание продукции;
- колебания себестоимости, факторы ее роста и возможности понижения.
Формы производственных затрат
Затраты на производство – это те издержки, которые несет предприятие в ходе преобразования сырья в продукцию. Учитываются все проявления этих издержек:
- материальные;
- финансовые;
- ресурсные.
Фактически данные затраты представляют собой один или сразу оба варианта движения денежных (иногда неденежных) средств:
- выплата третьим лицам;
- увеличение обязательств перед контрагентами.
Классификация производственных издержек
Разделение затрат обусловлено разным подходом к их учету:
- Постоянные (накладные) и переменные издержки – характеризуют отношение расходов к процессу производства. Первые связаны с организацией процесса выпуска продукции, они не изменяются, даже если объемы товаров растут. Вторая группа обеспечивает сам процесс производства – закупку сырья и оплату рабочей силы, поэтому эта часть затрат подвержена динамике.
- Прямые и косвенные издержки связаны с отнесением расходов на себестоимость. Первые включаются в нее непосредственно, отражая связь с выпуском каждой отдельной единицы (например, стоимость материалов). Вторые распределяются сразу на несколько видов продукции, их нужно включать в себестоимость в рамках принятой на предприятии методики.
Что входит в производственные затраты
Перечислим основные позиции расходов предприятия на создание продукции, которые обязательно должны быть отражены в учете:
- зарплата персоналу – рабочему, обслуживающему, управленческому;
- стоимость предметов труда, которые были затрачены на производство и хознужды;
- амортизация оборудования, а также помещений, хозяйственного инвентаря и др..
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В этих расходах часть входит в себестоимость непосредственно (прямые издержки), а часть распределяется косвенно.
Спецификация
Далее нам обязательно необходимо добавить наше будущее готовое изделие в справочник «Номенклатура».
Далее в программу необходимо внести спецификацию производимого нами стула. В ней отражаются необходимые для производства материалы и их количество. Своего рода ингредиенты нашего готового изделия.
Перейти к спецификациям номенклатуры можно из ее карточки в справочнике (подменю «Еще»).
Из формы списка можно создать новую спецификацию и указать уже существующую в качестве основной.
Создадим новую спецификацию и заполним ее табличную часть.
По-умолчанию первая созданная спецификация автоматически будет установлена в качестве основной для данного изделия. В нашем случае для производства одного стула требуется 1 доска, 100 грамм гвоздей и 800 миллилитров лака.
Счета для бухучета производственного процесса
Для ведения учета производства бухгалтеру понадобится несколько обособленных счетов:
- Счет 20 «Основное производство». В течение отчетного периода на нем аккумулируются затраты на изготовление продукции, входящие в себестоимость, а именно:
- стоимость материалов, сырьевых запасов;
- вознаграждение за труд рабочих, участвующих в производстве;
- выплаты в различные социальные фонды;
- ресурсные издержки (вода, электроэнергия и т.п.).
- Счет 23 «Вспомогательное производство» собирает затраты тех производственных структур, которые прямо не участвуют в выпуске продукции, но обеспечивают и обслуживают функционирование по основной цели. Например, это издержки на содержание собственных котельной, электростанции, водонапорных сооружений и пр.
- Счет 25 «Общепроизводственные расходы» связан с использованием оборудования, машин и механизмов. На нем отражаются:
- средства на горючее и смазочные материалы;
- амортизация механизмов, зданий, сооружений;
- траты на обслуживание;
- зарплата ремонтникам и наладчикам;
- тестирование аппаратуры;
- другие подобные издержки.
- Счет 26 «Общехозяйственные расходы» фиксирует направления расходов, которые призваны поддерживать работу всего предприятия, в том числе управленческой функции и реализации. Сюда относят следующие виды издержек:
- оклады и другие выплаты работникам управленческого звена;
- командировочные;
- средства на оснащение и ремонт офисных помещений;
- оплата канцтоваров;
- услуги связи и Интернета и пр.
- Счет 28 «Производственный брак» – самый «печальный» из расходных счетов, но, к сожалению, необходимый. Стоимость всей некондиционной продукции, если она подлежит списанию, будет отражена на дебете этого счета. Если же ее все же реализуют, пусть и с уценкой, эти средства пройдут по кредиту.
- Счет 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» показывает долю затрат на поддержание деятельности, не связанной с производством напрямую:
- расходы на эксплуатацию подсобных мастерских (пошивочных, ремонтных и пр.);
- оплата внутренних столовых, буфетов;
- затраты на вспомогательные объекты (бани, прачечные, общежития и т.п.);
- ведомственные детские сады, санатории.
- Счет 96 «Резервы предстоящих расходов» накапливает траты для наступающих периодов, серди них:
- отпускные для рабочих;
- пособия по выслуге лет для производственного персонала;
- средства на проведение ремонтов;
- деньги на подготовительные меры на запуск новой линии или смены сезонного производства.
- Счет 97 «Расходы будущих периодов» – используется тогда, когда затраты уже произведены, но учесть их предстоит позже. В производственном процессе на нем отражают:
- затраты на изыскательские работы;
- предоплата за рекламу и др.;
- средства на расширение технологических линий, нового оборудования, ассортимента продукции и т.п.;
- лицензирование, сертификация.
Как составить учётную политику
Учётная политика — это подробная инструкция по ведению бухгалтерского и налогового учёта. Составляет её, как правило, бухгалтер, а одобряет и закрепляет соответствующим приказом — руководитель компании. Если учётная политика разработана грамотно, благодаря ей в случае увольнения бухгалтера дела с лёгкостью сможет продолжить новый специалист или сам руководитель.
Перечень положений учётной политики зависит от вида деятельности компании, выбранного налогового режима и того, упрощённый учёт применяется или полный. Но — в части бухгалтерского учёта — в учётной политике должно быть указано следующее:
- Лицо, ответственное за ведение бухучёта;
- Какой способ ведения учёта выбран: упрощённый, сокращённый или простой, бумажный или электронный;
- Рабочий план счетов;
- Формы первичной документации и регистров;
- Порядок учёта доходов и расходов;
- Положение об основных средствах компании и порядок их оценки, инвентаризации и перерасчёта;
- Порядок учёта и оценки товарно-материальных ценностей, товаров и готовой продукции;
- Порядок внесения исправлений и критерии ошибок;
- Перечень нормативных документов: применяемые положения бухгалтерского учёта (ПБУ), Налоговый кодекс, закон 402-ФЗ.
Шаблоны реестров и первичной документации, если они разработаны компанией самостоятельно и отличаются от унифицированных, оформляются в виде приложений к политике.
Для создания учётной политики, включающей бухгалтерский и налоговый разделы, можно использовать платные или бесплатные конструкторы, которые легко найти через интернет-поисковики. Как правило, такие сервисы умеют подстраиваться под применяемый налоговый режим и даже совмещение режимов. Главное, убедитесь в том, что используемый конструктор учитывает актуальные требования законодательства, а если есть возможность — обратитесь за разработкой документа к профессионалу.
Учётная политика едина для всех структурных подразделений бизнеса. По мере необходимости документ можно дополнять новыми положениями, а вот менять позволено всего 1 раз в год. И только в 3 случаях: если изменилось законодательство или условия хозяйствования (например, виды деятельности), а также если выбраны другие способы ведения бухучёта.
Принципы учета производственных издержек
- Отражая в учете данные по себестоимости, нужно соотносить их фактический показатель с плановым.
- При документальном оформлении затрат совпадающие с планируемыми и понесенные с отклонениями отражаются отдельно.
- На себестоимость относятся все затраты на производство товара в учетном периоде.
- На различных счетах бухгалтерского учета объединяют расходы по тем или иным объектам и затратным статьям.
- Объекты учета затрат должны четко совпадать с объектами калькулирования для правильного отражения себестоимости.
Дополнительные возможности
Гибкость и настраиваемость
Конфигурация может быть адаптирована к любым особенностям учета на конкретном предприятии. Это означает возможность ввести в конфигурацию свои учетные механизмы, настроить отражение в учете любых специфических хозяйственных операций. Возможно также создание необходимых дополнительных аналитических отчетов для нужд предприятия.
Обмен данными
Для более полного и детального расчета зарплаты предусмотрена возможность обмена данными с конфигурацией 1С:Предприятия 7.7 «Зарплата + Кадры». Это позволяет получать из конфигурации, в которой ведется полный расчет зарплаты, необходимую информацию для расчета себестоимости продукции.
Интернет-поддержка
Механизм интернет-поддержки пользователей позволяет оперативно получать курсы валют и классификатор банков РФ. С его помощью можно отправить вопрос на линию консультаций или свое мнение об использовании программы. Для подписчиков диска ИТС доступно получение обновления конфигурации и новых форм отчетности.
Финансовый итог производственного процесса
Если уменьшить выручку, полученную от реализации товара, на себестоимость, в результате останется валовая прибыль, ясно отражающая эффективность работы предприятия.
Счет 90 «Продажи» отражает этот итог: если кредит больше дебета, имеем прибыль, дебет превышает кредит – налицо убытки. Сальдо выводится следующим образом:
- Отражение по кредиту суммы выручки от продажи товаров (с учетом или без учета НДС – какая методика принята в организации). Для этого потребуются проводки:
- дебет 62, кредит 90.3 – учет стоимости без НДС;
- дебет 90.3, кредит 68 – с налогом на добавленную стоимость.
- Вычисление себестоимости товаров и списывание ее с соответствующих счетов. Проводки:
- дебет 90.2, кредит 20;
- дебет 90.2, кредит 23.
- Вывод получившегося на счете 90 и 91 сальдо на счет 99 «Прибыли и убытки» – финальная проводка года, которая будет отражена в годовом бухгалтерском балансе.
ВАЖНО! Если на 99 счете сальдо образовалось по кредиту, значит, результат положительный, в распоряжении компании остается нераспределенная прибыль. При дебетовом сальдо необходимо пересмотреть политику управления производством и сбытом.
Таким образом, данные бухучета становятся основой для принятия жизненно важных для предприятия решений.
Системные требования
Для использования конфигурации «Производство+Услуги+Бухгалтерия» необходимо наличие двух компонент системы «1С:Предприятие»: «Оперативный учет» и «Бухгалтерский учет». Сама конфигурация и указанные компоненты входят в состав продукта «1С:Предприятие 7.7. Набор для небольшой фирмы» и комплексной поставки «1С:Предприятия». В случае, если конфигурация «Производство+Услуги+Бухгалтерия» приобретается отдельно, необходимо дополнительно приобрести два продукта «1С:Предприятия», включающие компоненты «Оперативный учет» и «Бухгалтерский учет».