Учетная политика на 2015 г. для целей налогообложения: что следует изменить

Согласно ст. 313 НК РФ система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности, то есть от одного налогового периода к другому применяются одни и те же нормы и правила. Если нормы и правила, отраженные в этом документе, меняются, в учетную политику необходимо внести изменения. Рассмотрим, что нужно изменить в учетной политике для целей налогообложения на 2015 г. в связи с поправками в законодательстве.

Напомним, что под учетной политикой для целей налогообложения понимается выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика (п. 2 ст. 11 НК РФ). В учетной политике обязательно должны быть положения, касающиеся способов учета, которые:

  • налогоплательщик имеет право выбирать на основании норм законодательства (например, метод определения стоимости товаров или материалов);
  • в законодательстве четко не определены и налогоплательщик вправе разработать самостоятельно (например, порядок раздельного учета расходов при совмещении общего режима и ЕНВД или «входного» НДС при ведении деятельности, как облагаемой, так и не облагаемой этим налогом).

Отметим, что не имеет смысла указывать в учетной политике общую информацию типа применяемой системы налогообложения, уплачиваемых налогов, а также отражать в ней те способы и методы учета, которые вне зависимости от желания организация обязана применять в соответствии с законодательством. Также нет необходимости включать в учетную политику положения «про запас», то есть фиксировать в ней способы учета, которые организация не использует и не планирует использовать (например, порядок учета ценных бумаг в случае, когда организация не осуществляет и не собирается осуществлять операции с ценными бумагами). Примерный перечень основных положений учетной политики для целей налогообложения дан в таблице на с. 78. Образец учетной политики дан в приложении на с. 82. Далее рассмотрим, какие изменения в НК РФ повлияют на учетную политику на 2015 г.

Разделы учетной политики

Специалист обязательно должен обратить внимание на раскрытую в шестом пункте Инструкции 157н структуру учетной политики. Учетную политику в образовательной организации устанавливают внутренние акты этого субъекта учета, причем таковыми утверждаются:

  • актуальный рабочий план бухгалтерского учета, содержащий, в том числе, и счета, применяемые для ведения аналитического и синтетического учета;
  • методы, используемые для всеобъемлющей оценки некоторых видов имущества учреждения и его обязательств;
  • правила документооборота в учреждении, а также существующий и соответствующий утвержденному графику порядок сдачи первичной документации;
  • введенный порядок ведения инвентаризационных мероприятий;
  • технологические приемы обработки документации для отражения этих сведений в бухгалтерском учете;
  • неунифицированные законодательством и применяемые в учреждении формы первичной и сводной документации по учету, предназначенные для должного оформления хозяйственных операций. В данном случае такие формы обязательно содержат реквизиты первичного документа учета, что предусматривается пунктом № 7 Инструкции 157н;
  • порядок ведения организацией внутреннего финансового контроля;
  • другие акты и решения, без которых организация и ведение финансового учета в учреждении были бы невозможны.

Утвержденным 29 августа 2014 года Приказом Минфина РФ № 89н в Инструкцию № 157н внесены некоторые изменения. Отныне в пункте 6 оговаривается не только вхождение в учетную политику уже перечисленных разделов, но и «Порядка отражения в учете организации событий, отмеченных после отчетной даты». Такое понятие в соответствии с существующими международными требованиями используется при учете в коммерческих предприятиях, а вот для государственных учреждений этот пункт совершенно новый. Учетная политика 2015 должна формироваться с учетом всех происходящих изменений и новшеств.

Соответствующее ПБУ «События после отчетной даты» было утверждено в 1998 году, и в силу данных пункта 3 положения таким событием признается хозяйственная деятельность, уже оказавшая или способная повлиять на финансовое состояние, результаты работы учреждения или на имеющее место движение денежных средств. Данный факт должен иметь место в отрезок времени между отчетной датой и тем, когда подписана годовая бухгалтерская отчетность.

Третий пункт данного ПБУ описывает события, которые:

  • подтверждают хозяйственные и финансовые условия на отчетную дату, в которых велась деятельность организации;
  • свидетельствуют об условиях хозяйствования, что возникли уже после наступления отчетной даты и в которых организация осуществляет деятельность на данный момент.

В приложении к ПБУ указан примерный перечень соответствующих событий и фактов хозяйственной деятельности. Ожидается, что по аналогии с рекомендациями для коммерческих организаций будут разработаны ПБУ, относящиеся к государственным, а также и к муниципальным учреждениям.

В соответствии с Приказом Минфина РФ под номером 89н шестой пункт содержит также информацию, что разработанные и используемые образовательными учреждениями формы бухгалтерского учета, не унифицированные законодательством РФ, должны быть включены в учетную политику. Это существенное отличие от существовавшей ранее практики, когда учетная политика 2014 разрабатывалась на основе только первичной документации.

Если автономные и бюджетные учреждения:

то при формировании учитывающей все нюансы деятельности учетной политики обязательно предусматриваются особенности функционирования таких организаций и ведения бухгалтерского или финансового учета, как это и предписывается Инструкцией № 157н.

Что должен включать приказ об утверждении учетной политики

Формирование приказа об утверждении учетной политики (УП) — процесс, подчиняющийся внутренним требованиям по разработке и утверждению распорядительной документации общего характера.
В бухгалтерском законодательстве и НК РФ о содержании утверждающего УП приказа ничего не сказано, поэтому:

  • структура приказа — стандартная (общепринятая в данной компании) для такого рода документов (заголовок приказа, поясняющая и распорядительная части, подпись руководителя);
  • форма приказа — составляется он в произвольном виде с обязательным указанием номера этого документа, его темы и даты;
  • содержание приказа — в его тексте могут найти отражение важные для компании аспекты (например, с какой даты вводится УП, указание Ф. И. О. и должности ответственного работника, на которого возлагается контроль за исполнением УП).

О видах приказов общего характера читайте в материалах:

  • «Приказы по основной деятельности — это какие приказы?»;
  • «Приказы по личному составу — это какие приказы (виды)?».

Корректировка учетной политики

На основании существующих разделов учетной политики можно определить недостаток какой-либо информации, либо выявить устаревшие или недостоверные данные. Процедура внесения изменений в существующую учетную политику строго регламентирована. Пункт № 5 статьи № 8 Закона о бухучете гласит, что актуальная учетная политика на 2015 год основывается на данных прошлых лет, ведется и применяется последовательно год от года. То есть она формируется единожды при создании организации. Но согласно пункту № 6 того же закона предусматривается и допускается ее изменение в следующих случаях:

  • в соответствии с российским законодательством осуществляют полномочия по исполнению своих обязательств в денежной форме перед физическим лицом;
  • на основании соглашений осуществляют полномочия государственного заказчика, заключающего и исполняющего государственные контракты от лица государственных органов или местной власти,
  • когда меняются установленные законодательством существующие стандарты и требования;
  • если разработан или выбран новый способ ведения учета, что позволит повысить качество информации о самом объекте бухгалтерского учета;
  • если разительным образом изменены условия деятельности организации, как субъекта учета.

Особенно важным является последнее условие. Обосновать решение об изменении учетной политики можно при реорганизации субъекта, связанной со слиянием, разделением или присоединением, выделением или преобразованием юридического лица, выполненной в соответствии с российскими законами.

Важно заметить, что изменения в учетной политике образовательного учреждения возможны, если меняется российское законодательство в области бухгалтерского учета. И таких поправок на данный момент существует немало.

Для чего необходима УП

Положения по бухгалтерскому учету предусматривают определенные правила отражения доходов и расходов, а НК РФ — свои. Выбранные организацией методы влияют:

  • на величину себестоимости продукции, работ и услуг;
  • на ее финансовые показатели;
  • на размер налогов.

Все это и следует предусмотреть в УП для целей бухгалтерского и налогового учета. Требование о ее составлении регламентируется:

  • для целей бухучета: пунктом 2 ПБУ 1/2008 и частью 1 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухучете»;
  • для целей налогообложения: статьей 11 НК РФ.

Изменения в порядке применения счетов

По мере ввода новых счетов, добавляется и порядок их использования. Также предусматривается, что будут внесены изменения в существующую корреспонденцию счетов учреждения и налогообложение.

Как отмечалось, вводится счет 401 60, который помогает обобщить информацию о зарезервированных для равномерного распределения расходов суммах. Если рассматривать его как образец, то образовательное учреждение в соответствии с инструкцией окажется вправе создать резервы, необходимые для оплаты отпусков или компенсаций, ремонта основных средств или научных исследований.

А значит, на данном счете будут накапливаться отчисления по статьям, носящим неравномерный характер. В рамках утвержденной учетной политики учреждения устанавливается порядок создания таких резервов. То есть в данной ситуации организация самостоятельно может определить, будет ли использоваться принцип резервирования или нет.

Есть и другое немаловажное изменение в тексте Инструкции 157н. Образец тому, пункт № 25 новой редакции применяемой инструкции, гласящий, что используемые организациями на праве бессрочного пользования земельные участки, в этом случае учитываются на счете «Непроизведенные активы» аналитического учета. Такой учет производится на основании подтверждающего право пользования документа и кадастровой стоимости участка.

До сих пор, на основании пункта 333 вышеуказанной инструкции, эти участки учитывались на забалансовом счете 01. Поскольку участки переводятся на баланс, требуется внести изменения в сформированную учетную политику учреждения образования соответствующим образом, меняется и порядок налогообложения.

Изменения в отношении внутреннего контроля

Порядок осуществления внутреннего контроля выделяется в специальный раздел учетной политики. Как указывается в пункте 3 новой редакции Инструкции 157н предполагается, что перед принятием первичных документов учета в их отношении обязательно будут проводиться внутренние контрольные мероприятия. То есть в бухгалтерии образовательного учреждения важно наладить строгое распределение обязанностей для обеспечения должного качества такого контроля.

Чтобы можно было соотнести и сопоставить бухгалтерскую отчетность за несколько лет, внесение корректировок в учетную политику проводится в начале отчетного года, если для иного варианта не существует веских причин.

Оставить комментарий к документу

Считаете документ неправильным? Оставьте комментарий, и мы исправим недостатки. Без комментария оценка не будет учтена!
Спасибо, ваша оценка учтена. От вашей активности качество документов будет расти.

Здесь вы можете оставить комментарий к документу «Приказ по учетной политике», а также задать вопросы

, связанные с ним.

Если вы хотите оставить комментарий с оценкой

, то вам необходимо оценить документ вверху страницы

Ответ для

Дополнения к учетной политике

Конкретных упоминаний и указаний, что становится причиной дополнений в учетной политике учреждения образования, нет, поскольку такие организации в своей деятельности не пользуются ПБУ.

Но все ситуации, когда в деятельности учреждения образования появляется новый вид деятельности, новые операции или, например, новый тип активов, дополнения в учетную политику требуются. Корректировка учетной политики может проводиться организацией несколько раз в течение года, причем каких-либо ограничений по количеству таких дополнений не регламентируется и не ограничивается.

Дополнением учетной политики может считаться и приложение корреспонденции счетов по той деятельности, которая уже давно осуществляется, либо всеобъемлющее описание часто встречающейся в работе организации ситуации.

Образцом тому могут служить ситуации, когда работодателем не производится выдача подотчетных денежных средств под отчет, при этом сотрудник организации из-за производственной необходимости вынужден оплатить какие-либо расходы учреждения из собственных средств. В Инструкции 157н не описывается отражение подобных операций в счете, предназначенном для учета расчетов с подотчетными лицами, но описать ситуацию можно как выполнение взятых обязательств. Поскольку формирование актуальной учетной политики идет на основании специфики структуры учреждения, особенностей отрасли и налогообложения, то организация вправе самостоятельно выбрать используемый в таком случае счет.

В Письме Минфина России № 02-06-05/4406 от 30.09.2011г. обозначено, что использование в этом случае счета 302 00 не является нарушением ведения учета в образовательной организации. Если описанная операция по возмещению понесенных сотрудником расходов не редкость, то учреждение резонно дополняет собственную учетную политику расшифровывающими порядок возмещения подобных расходов положениями.

Похожие документы

  • Пример учетной политики для организации с УСН
  • Образец ликвидационного баланса
  • Образец ликвидационного баланса ООО
  • Образец промежуточного ликвидационного баланса
  • Промежуточный ликвидационный баланс ООО
  • Промежуточный ликвидационный баланс
  • Разделительный (ликвидационный) баланс главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета
  • Разделительный (ликвидационный) баланс государственного (муниципального) учреждения
  • Аккредитив (форма 0401063)
  • Инкассовое поручение (форма 0401071)
  • Объявление на взнос наличными (Приложение N 6 к Положению Банка России от 24.04.2008 N 318-П)
  • Платёжное поручение (форма 0401060)
  • Платежное требование (форма 0401061)
  • Платежный ордер (форма 0401066)
  • Авансовый отчет. Форма № 501
  • Акт документальной проверки правильности,полноты и своевременности перечисления страховых взносов (платежей) в фонды обязательного медицинского страхования (приказ ффомс от 29.03.96 № 23)
  • Акт закупки товарно-материальных ценностей
  • Акт контрольной проверки инвентаризации ценностей
  • Акт контрольной проверки правильности проведения инвентаризации ценностей (приказ Минфина РФ от 13.06.95 № 49)
  • Акт на выбраковку и списание автомобиля (автомобильного прицепа) (применительно к типовой форме № ос-4а)
  • Акт на списание малоценных и быстроизнашивающихся предметов. Форма № мб-8
  • Акт на списание технических средств
  • Акт на списание технических средств
  • Акт о ликвидации основных средств (применительно к типовой форме № ос-4)
  • Акт приемки-передачи основных средств. Форма № ос-1
  • Акт ревизии наличных денежных средств (инструкция ЦБ РФ от 04.10.93 № 18 (ред. от 26.02.96)
  • Акт уценки товара
  • Акт-квитанция на выполнение гарантийных и платных работ по ремонту телефонных аппаратов. Форма № тф-2-22 (письмо минфина рф от 22.02.94 № 16-36)
  • Акт-требование на замену (дополнительный отпуск) материалов. Форма № м-10
  • Аналитические данные по учету затрат на заготовление и приобретение материалов к журналу-ордеру № 6
  • Аналитические данные по учету отклонения в стоимости материалов к журналу-ордеру № 6
  • Акт оценки стоимости зданий и сооружений утв. Минсельхозом РФ 22 января 1992 г. (приложение к положению о комиссии по приватизации земли и реорганизации колхоза (совхоза)
  • Акт оценки стоимости машин, обрудования и транспорта (приложение к положению о комиссии по приватизации земли и реорганизации колхоза (совхоза), утв. Минсельхозом РФ 22 января 1992 г.)
  • Акт оценки стоимости незавершенного капитального строительства (приложение к положению о комиссии по приватизации земли и реорганизации колхоза (совхоза), утв. Минсельхозом РФ 22 января 1992 г.)
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]