Как принять и уволить сотрудника — кадровый учет для микропредприятий


Кадровый учет по упрощенной схеме

К примеру, определенный работодатель воспользовался законным правом перейти на ведение кадрового учета по упрощенной схеме. Он предоставляет рабочее место своему первому сотруднику. В этой ситуации необходимо надлежащим образом соблюсти соответствующие формальности, что предусматривает обязательное осуществление работодателем следующих действий:

  • составление и подписание обеими сторонами договора, регламентирующего трудовые отношения;
  • оформление приказа (распоряжения) о трудоустройстве конкретного работника на предприятии;
  • внесение нужных сведений (данных) в трудовую книжку, принадлежащую нанимаемому сотруднику;
  • заполнение персональной карточки субъекта, официально зачисленного в штат организации.

Все эти моменты, перечисленные выше, следует рассмотреть более подробно, так как детальное их изучение позволит лучше понять, в чем именно упростили кадровый учет с 2021 года для субъектов бизнеса, отнесенных к категории микропредприятий, и индивидуальных предпринимателей. Руководители и административные работники соответствующих коммерческих организаций, непосредственно отвечающие за делопроизводство в кадровой сфере, должны хорошо разбираться в том, как принять и уволить сотрудника по облегченной схеме, разрешенной государством.

Порядок и особенности ведения кадровой документации ИП

После выхода Федерального закона № 348-ФЗ от 03 июля 2021 года микропредприятия получили возможность с 1 января 2021 года больше не вести кадровый учет.

ФНС ведет единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Данный реестр находится в открытом доступе на сайте ФНС.

Кроме того, саму типовую форму можно несколько изменить, если от каких-то конкретных локальных актов работодатель отказываться не собирается.

Перечень локальных нормативных актов, от которых можно отказаться, остался открытым и весьма спорным, что может повлечь за собой вполне обоснованные претензии со стороны проверяющих органов», – говорит она.

Если микропредприятие решает вести кадровый учет в упрощенном виде, то ему нужно обязательно привести тексты заключенных трудовых договоров в соответствие с типовой формой и включить в них все условия, регулируемые локальными нормативными актами. Трудовые отношения с вновь принимаемыми работниками следует оформлять на основе типовой формы трудового договора.

Первичным документом кадрового учета является приказ. Все приказы регистрируются в специальных журналах. К подобным документам относятся те бумаги, которые не вписаны в законодательство. Так, Коллективные договора нельзя причислить к локальным — они являются всеобъемлющими соглашениями.

Кто в РФ может использовать упрощенный порядок учета кадров

Сразу следует отметить, что облегченная схема учета и делопроизводства в работе с персоналом доступна любому субъекту бизнеса, относящемуся на законных основаниях к категории микропредприятий. В юрисдикции РФ микропредприятиями принято считать небольшие коммерческие структуры (организации, предприятия), а также физических лиц, официально зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей.

Специальный реестр, содержащий сведения о представителях малого и среднего бизнеса, в РФ уполномочена вести налоговая администрация (ФНС). В данном реестре присутствуют юридические лица (ООО) и индивидуальные предприниматели (ИП), которые соответствуют следующим требованиям:

  1. размер годовой выручки не превышает 120 (ста двадцати) миллионов рублей; штатная численность – не более 15 человек;
  2. доля участия государства – максимум 25%.

Если субъект предпринимательской деятельности попадает в этот реестр, он вправе перейти на облегченный порядок кадрового учета.

Для перехода на упрощенную систему кадрового делопроизводства и учета уполномоченному должностному лицу организации, присутствующей в вышеупомянутом реестре субъектов малого предпринимательства, следует издать приказ (распоряжение) о том, что предприятие (индивидуальный предприниматель) с определенной даты отказывается от применения прежде использовавшейся документации в сфере управления персоналом. Необходимо четко указать, что ранее действовавшие на предприятии кадровые регламенты (положения) отныне утрачивают свою юридическую силу. После этого можно ограничиться заключением с нанимаемыми на работу сотрудниками стандартных трудовых договоров.

Если субъект бизнеса официально зарегистрировался и начал деятельность после 01.01.2017, ему достаточно будет лишь оформить приказ о переходе на облегченный порядок ведения кадров, а об утрачивающих юридическую силу регламентах упоминать в этом случае не требуется.

Как на практике перейти на новый порядок работы

Поскольку в названии этих документов есть слово “нормативные”, то такие бумаги являются правовым полем, в котором работают начальник и подчиненный. Они призваны контролировать взаимоотношения между всеми сотрудниками и возлагать на них какие-либо полномочия и обязанности.

Средняя численность работников микропредприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству, с учетом реально отработанного времени работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений микропредприятия.

Чтобы применять упрощенный кадровый учет, микропредприятие должно быть включено в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. При утрате своего статуса и исключении из реестра микропредприятие должно в течение четырех месяцев оформить все кадровые документы, от ведения которых оно отказалось, будучи в статусе микропредприятия.

Помимо обязательных для любого предприятия документов существуют еще и локальные нормативные акты, касающиеся деятельности конкретного предприятия.

Оформление приказа (распоряжения) о трудоустройстве

Издание работодателем приказа (распоряжения) о трудоустройстве конкретного наемного работника считается необходимым актом, юридически фиксирующим факт принятия физического лица на работу с определенной даты. Этот документ является основанием для выплаты сотруднику оговоренной заработной платы, а также упоминается при внесении необходимых сведений о принятии на работу в его трудовую книжку.

Основные реквизиты приказа (распоряжения) о трудоустройстве работодателем наемного работника:

  1. наименование работодателя (организации, индивидуального предпринимателя);
  2. дата составления и регистрационный номер документа;
  3. срок трудоустройства, ограниченный датой принятия на работу и датой предусмотренного выбытия сотрудника;
  4. ФИО оформляемого работника;
  5. наименование подразделения;
  6. должность нанимаемого сотрудника;
  7. условия трудоустройства, характер работы;
  8. размер оговоренной ставки (оклада);
  9. величина обусловленной надбавки;
  10. продолжительность испытательного срока (максимум 3 месяца), предусмотренного договором;
  11. основание для издания данного распоряжения (ссылка на трудовой договор);
  12. подпись руководителя (с расшифровкой);
  13. подпись работника об ознакомлении с данным приказом.

Кадровое делопроизводство с нуля пошаговые инструкции

Чтобы упростить работу с документами, составьте инструкцию по кадровому делопроизводству. Пропишите в ней правила заполнения кадровых документов по новому ГОСТу. Редакция журнала «Кадровое дело» разобрала для вас, как создавать шаблоны самых популярных кадровых документов

. Перенесите эти правила в свою инструкцию, и вы никогда не допустите ошибок в делопроизводстве.

После изучения основной информации, регламентируйте кадровое делопроизводство с нуля, пошаговые инструкции. Так как единого поэтапного плана, обозначающего работу кадровика, нет, составьте индивидуальный алгоритм действий. Учитывайте, что он не должен перечить пунктам должностной инструкции , с которой знакомили сотрудника при трудоустройстве.

Внесение сведений о трудоустройстве в трудовую книжку

Трудовая книжка физического лица является своеобразным досье, содержащим подробные сведения обо всех фактах, связанных с его трудоустройством:

  • принятие (оформление) на работу в определенной должности перевод на другую позицию или в иное подразделение организации;
  • увольнение (сокращение);
  • другие обстоятельства, события.

Каждая запись, внесенная работодателем в трудовую книжку, должна быть обоснована ссылкой на соответствующий документ (приказ, регламент, нормативно-правовой акт) с указанием его наименования, номера и даты.

Информация о трудоустройстве обязательно должна быть внесена работодателем в трудовую книжку, если сотрудник отработал более 5 (пяти) дней на основном месте занятости по трудовому договору.

Льготы для малого бизнеса: на что можно рассчитывать

Согласно Постановлению Правительства РФ от 19.08.2021 № 819 c 1 января 2021 года годовой объем прямых закупок госкомпаний у субъектов МСП вырастет до 15 %. Хотя стратегия развития МСП до 2030 года, принятая в июне, подразумевает постепенное наращивание квоты до 25 % с 2021 года.

Рекомендуем прочесть: Скидка На Жд Билеты Пенсионерам 2021

Условия и порядок получения субсидии лучше уточнять на региональных сайтах администраций, центров развития и поддержки предпринимательства и других госструктур, связанных с проблемами предпринимательства. Например, на сайте Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы можно найти информацию по субсидиям как для начинающих предпринимателей (с момента регистрации юрлица, ИП — не более двух лет), так и для более опытных бизнесменов.

Заполнение персональной карточки трудоустроенного сотрудника

Персональная карточка трудоустроенного лица заполняется работодателем и содержит подробную информацию о трудовой занятости конкретного работника в определенной организации:

  1. Общие сведения о трудоустроенном сотруднике.
  2. Данные о пребывании на воинском учете.
  3. Информация о принятии физического лица на работу и его перемещениях по должностям и структурным подразделениям в рамках организации.
  4. Аттестация работника.
  5. Повышение квалификации (ПК).
  6. Профессиональная переподготовка (ПП).
  7. Поощрения, награды, вознаграждения, почетные звания.
  8. Отпуска.
  9. Социальные льготы, дотации, субсидии от государства, на которые сотрудник вправе претендовать.
  10. Дополнительная (прочая) информация.

Увольнение (выбытие) сотрудника сопровождается закрытием его персональной карточки, что удостоверяется росписью работодателя с указанием должности, а также подписью работника, согласившегося со всеми сведениями, ранее внесенными в карточку.

Новые изменения для малого бизнеса в 2021 году вступившие в силу

Малым предприятиям, где работают сотрудники – родители трех или более детей не старше 12-ти лет, необходимо правильно сформировать график отпусков на 2021г. Теперь такие многодетные родители отнесены ко льготной категории лиц, которые могут заявить о своих отпусках в первоочередном порядке – наряду с другими льготниками.

Программа БухСофт учитывает все указанные выше особенности. Она создана специально для малого бизнеса Она включает в себя бухгалтерский и кадровый учет, выгрузку проводок в 1С, автоматическое формирование всей отчетности (ФСС, 2-НДФЛ, РСВ, персучет и т.д.) и многое другое.

Новое в кадровом делопроизводстве в 2021 году

Но, как следует из разъяснений Роструда, отпуск в период, выбранный работником, может быть предоставлен только целиком. Если сотрудник хочет использовать его частями, по своему желанию он сможет выбрать удобное время только для какой-то одной части отпуска.

  • в течение двух недель оповещать военкоматы о всех случаях выявления работников призывного возраста, не служивших в армии и не числящихся на воинском учете, но обязанных состоять на нем;
  • оформлять направления для постановки на учет в военкомат и вручать их работникам, уклоняющимся от воинской обязанности.

Рекомендуем прочесть: Какая фиксированная сумма алиментов в иркутске 2021 год

Нюансы хранения бумаг

Помимо важной документации, которую необходимо иметь, у работодателя есть обязанность хранить материалы надлежащим образом

Кадровое делопроизводство предполагает особые условия хранения всех документальных сведений. Кадровый отдел, а при его отсутствии в компании — сам руководитель несут полную ответственность за сохранность всех обязательных бумаг. У того или иного документа может быть разная степень значимости, определяющая конкретный срок его хранения на предприятии.

Так, некоторые образцы могут храниться по 12 месяцев (например, правила трудового распорядка), в то время как другие бумаги (к примеру, трудовые договоры) не подлежат уничтожению в течение 75 лет.

Юридическим лицам рекомендовано создать специально оборудованный архив документов в помещениях с допустимым температурным режимом. Ввиду отсутствия возможностей для его организации, документы могут быть переданы в государственный архив.

Обязательные кадровые документы для ООО в 2021-2021 годах

Перечисленные выше документы составляются всеми ООО вне зависимости от того, какую деятельность они выполняют. При этом важно понимать, что помимо обязательных для ведения документов существуют и те, формирование которых осуществляется опционально.

Если на работу в ООО принимается работник, не имеющий российского гражданства, в перечень кадровых документов, обязательных для оформления, включается уведомление о заключении трудового соглашения с иностранцем (п. 8 ст. 13 федерального закона «О правовом положении…» от 25.07.2021 № 115).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]